Горько! Семь отечественных комедий о свадьбах

Во всех стра­нах любят сва­деб­ные коме­дии — жанр воз­душ­ный, лег­чай­ший, похаб­ный и в луч­шем из смыс­лов народ­ный. Но для оте­че­ствен­но­го экра­на кри­ки «горь­ко!» озна­ча­ют осо­бен­но мно­гое, тут с нами срав­нит­ся раз­ве что Бол­ли­вуд, где в фина­ле ещё и все спля­шут. Кар­ти­ны част­ной жиз­ни, в кото­рой закон­но царит весё­лая суе­та, упо­и­тель­ное пьян­ство и лёг­кое поме­ша­тель­ство, выру­ча­ла совет­ский кине­ма­то­граф в пору самой суро­вой цензуры.

Имен­но тогда, ещё в воен­ном 1944 году, появил­ся золо­той обра­зец жан­ра — «Сва­дьба» дебю­тан­та Иси­до­ра Аннен­ско­го, кото­ро­го на съём­ках задви­ну­ла в угол Фаи­на Ранев­ская в ком­па­нии дру­гих легенд экра­на и сце­ны, от Эра­с­та Гари­на до Зои Фёдо­ро­вой. Экра­ни­за­ция про­из­ве­де­ний Чехо­ва, до сих пор оста­ю­ща­я­ся самым выда­ю­щим­ся воде­ви­лем, сня­тым в нашей стране, уста­но­ви­ла очень высо­кий стандарт.

С тех пор в СССР, а поз­же в Рос­сии сня­ли нема­ло коме­дий­ных филь­мов о тор­же­стве бра­ко­со­че­та­ния, пре­вра­щён­ных на радость зри­те­лям в бала­ган. В послед­ний лет­ний месяц, когда чаще все­го про­во­дят сва­деб­ные цере­мо­нии, Еле­на Куш­нир вспо­ми­на­ет дру­гие зажи­га­тель­ные филь­мы о сва­дьбах, кото­рые отлич­но под­ни­ма­ют настроение.


«За двумя зайцами» (1961)

Лег­ко­мыс­лен­ный франт и разо­рив­ший­ся цирюль­ник с гого­лев­ской фами­ли­ей Сви­рид Пет­ро­вич Голо­хво­стый (дебют­ная роль Оле­га Бори­со­ва) соби­ра­ет­ся попра­вить дела, женив­шись на жеман­ной и вуль­гар­ной, рыжей и щер­ба­той (артист­ка Мар­га­ри­та Кри­ни­цы­на полу­чи­ла роль, очень удач­но сло­мав зуб нака­нуне проб, когда грыз­ла оре­хи), но бога­той неве­сте Проне Про­ко­фьевне, на кото­рую про­из­во­дит впе­чат­ле­ние его щеголь­ство и пре­тен­ци­оз­ность. Меж­ду тем Сви­рид Пет­ро­вич, фла­ни­руя по Вла­ди­мир­ской гор­ке, заме­ча­ет доволь­но уны­лую, но сте­рео­тип­но кра­си­вую Галю (Ната­лия Наум), кото­рую рад бы сде­лать про­сто любов­ни­цей, но её напо­ри­стая мама­ша (Нон­на Копе­р­жин­ская), при­няв его за выгод­но­го жени­ха, тре­бу­ет свадьбы.

Рас­пис­ное эма­ле­вое кино, в кото­рое никто не верил и не хотел давать денег, пока режис­сёр Вик­тор Ива­нов не схит­рил, пообе­щав, что фильм будет насмеш­кой над сти­ля­га­ми, кото­рых вопло­ща­ют мод­ник Сви­рид Пет­ро­вич в брю­ках-дудоч­ках и кокет­ли­вая Про­ня Про­ко­фьев­на с бан­ти­ка­ми во всех стра­те­ги­че­ски важ­ных местах. На борь­бу с запад­ным обра­зом жиз­ни денег дали, но всё рав­но мало, поэто­му фильм сни­ма­ли для пока­за толь­ко на тер­ри­то­рии Укра­и­ны на укра­ин­ском язы­ке. К изум­ле­нию сту­дий­но­го началь­ства, коме­дия с мизер­ным бюд­же­том и неиз­вест­ны­ми актё­ра­ми выстре­ли­ла в про­ка­те, поэто­му её дуб­ли­ро­ва­ли на рус­ский и пока­за­ли во всём СССР.

Сек­рет успе­ха в том, над чем хоте­ли посме­ять­ся: отри­ца­тель­ные пер­со­на­жи — рос­кош­ные гро­теск­ные типа­жи. На экране царит бур­леск, как в париж­ском каба­ре. Деви­цы зади­ра­ют ноги и дерут­ся вее­ра­ми, над­ры­ва­ет­ся гита­ра, истош­но орёт попу­гай, Бори­сов убе­ди­тель­но кокет­ни­ча­ет («Бру­ки долж­ны как тру­ба сто­ять!»), Кри­ни­цы­на сия­ет оча­ро­ва­тель­ной щер­ба­той улыб­кой, а цита­ты летят в народ.

— Ваша папи­рос­ка шкворчит!
— Это в гру­ди моей шкворчит!


«Женитьба Бальзаминова» (1964)

Роман­тич­ный, но корыст­ный иди­от, мел­кий чинов­ник, заси­дев­ший­ся до 25 лет в дев­ках, Миша Баль­за­ми­нов (46-лет­ний Геор­гий Вицин в рыжем куд­ря­вом пари­ке, с нари­со­ван­ны­ми вес­нуш­ка­ми и гла­за­ми, как пуп­ки), поощ­ря­е­мый такой же охо­чей до денег мамень­кой (Люд­ми­ла Шага­ло­ва, кото­рая была млад­ше Вици­на на шесть лет) ищет бога­тых невест. Сва­ха (Лидия Смир­но­ва) умуд­ря­ет­ся нахо­дить дура­ку-голо­дран­цу очень недур­ные вари­ан­ты. Пер­вой ста­но­вит­ся чув­стви­тель­ная кра­са­ви­ца (Жан­на Про­хо­рен­ко), мле­ю­щая от муж­чин как от био­ло­ги­че­ско­го вида, но Баль­за­ми­но­вых выго­ня­ет из дома её хват­кий дядюш­ка-купец (чело­век-сти­хия Нико­лай Крюч­ков, пре­вра­ща­ю­щий свой эпи­зод в мастер-класс), лег­ко рас­по­зна­ю­щий охот­ни­ка за при­да­ным. Затем появ­ля­ет­ся раз­бит­ная хохо­туш­ка (Надеж­да Румян­це­ва), годя­ща­я­ся в жен­щи­ны меч­ты, но судь­ба зано­сит героя в мощ­ные объ­я­тия купе­че­ской вдо­вы Дом­ны Евстиг­не­ев­ны Бело­те­ло­вой (Нон­на Мор­дю­ко­ва), из кото­рых ему уже не вырваться.

Экра­ни­за­ция про­из­ве­де­ний Ост­ров­ско­го на люби­мую тему рус­ской лите­ра­ту­ры о том, что день­ги — зло, сия­ет все­ми оттен­ка­ми палех­ской шка­тул­ки. Эх, хоро­ша Москва купе­че­ская, кото­рую вро­де бы хоте­ли пору­гать за душ­ное мещан­ство, а глаз всё рав­но не ото­рвать. Цер­ков­ные маков­ки, бело­ка­мен­ные пала­ты, золо­тые обра­за, кон­фет­ки-бара­ноч­ки, обя­за­тель­ный цыган­ский табор, про­бе­га­ю­щий в кад­ре с каки­ми-то душев­ны­ми завы­ва­ни­я­ми. Это, мяг­ко гово­ря, не муж­ское кино. Тощень­кий Вицин, кото­рый спе­ци­аль­но поху­дел для филь­ма, что­бы выгля­деть моло­же, рас­тво­ря­ет­ся сре­ди огром­ных кри­но­ли­нов и фижм, зали­тых лаком куд­рей, узор­ных шалей и кру­жев­ных пан­та­лон, кото­рые регу­ляр­но выгля­ды­ва­ют из-под чьей-нибудь юбки.

Это цар­ство коло­рит­ных жен­щин, кото­рые все как одна выгля­дят смеш­ны­ми дура­ми, даже тра­ги­че­ская дива Про­хо­рен­ко с тём­ны­ми ому­та­ми печа­ли в гла­зах. Гвоздь про­грам­мы — Мор­дю­ко­ва в необъ­ят­ном крас­ном пла­тье, слов­но мате­ри­а­ли­зо­вав­ша­я­ся с полот­на Кусто­ди­е­ва, рус­ская Вене­ра, бело­те­лая купе­че­ская ним­фа, кото­рая оста­но­ви­ла всех коней на ска­ку, и ей теперь скуч­но без мужика.

Несмот­ря на насмеш­ли­вость, сего­дня фильм хочет­ся похва­лить за ред­кий в кино female gaze: Баль­за­ми­нов для мест­ных дам — все­го лишь секс-объ­ект, кото­рый регу­ляр­но при­дав­ли­ва­ют то к кро­ва­ти, то к забо­ру, что­бы он хоть на что-нибудь сго­дил­ся. Как гово­ри­ла по это­му пово­ду власт­ная Мони­ка из сери­а­ла «Дру­зья»:

«Сни­май шта­ны, Бинг!»

«Боль­ше сво­бо­ды»: пять неба­наль­ных совет­ских филь­мов о детях
От «Чело­век идёт за солн­цем» до «Доро­гой Еле­ны Сергеевны»

 

 


«Свадьба в Малиновке» (1967)

В годы Граж­дан­ской вой­ны село Мали­нов­ка в Харь­ков­ской обла­сти поче­му-то бла­го­ден­ству­ет, несмот­ря на посто­ян­ную сме­ну вла­сти. Юная Ярин­ка (дебю­тант­ка Вален­ти­на Нико­ла­ен­ко) соби­ра­ет­ся замуж за пас­ту­ха Андрей­ку (Гелий Сысо­ев), когда идил­лию нару­ша­ет при­бы­тие бан­ды мест­но­го уро­жен­ца, пана ата­ма­на Гри­ци­а­на Таври­че­ско­го (слиш­ком кра­си­вый для роли зло­дея Гри­го­рий Абри­ко­сов), кото­рый по обы­чаю тех лет соби­ра­ет­ся уста­но­вить в селе «само­стий­ную дер­жа­ву» с соб­ствен­ны­ми день­га­ми, кото­рые мож­но брать, не стес­ня­ясь, адъ­ютант Гри­ци­а­на Попан­до­пу­ло (Миха­ил Водя­ной) себе ещё нари­су­ет. Ата­ман немед­лен­но тащит Ярин­ку на кро­вать, но после вме­ша­тель­ства её мате­ри пред­ла­га­ет жениться.

Такой вари­ант девуш­ку тоже не устра­и­ва­ет, и она бежит в лес, где очень кста­ти при­та­ил­ся отряд бла­го­род­ных крас­но­ар­мей­цев, пой­мав­ших вран­ге­лев­ско­го офи­це­ра. Коман­дир отря­да, Назар Дума (Вла­ди­мир Самой­лов), пред­ла­га­ет Ярин­ке вер­нуть­ся домой и согла­сить­ся на сва­дьбу с ата­ма­ном, пока он про­ник­нет в ряды бан­ди­тов под видом того само­го бело­го офи­це­ра и при­го­то­вит напа­де­ние крас­ных конников.

У кас­со­во­го хита совет­ско­го про­ка­та, постав­лен­но­го по до сих пор попу­ляр­ной опе­рет­те, есть суще­ствен­ный недо­ста­ток, кото­рый, веро­ят­но, не заме­ча­ли зри­те­ли 1960‑х: лег­ко­мыс­лен­ное отно­ше­ние к сек­су­аль­но­му наси­лию над жен­щи­ной, несколь­ко раз разыг­ран­но­му в филь­ме толь­ко ради коме­дии. Даже когда Дума, на самом деле ока­зы­ва­ю­щий­ся отцом Ярин­ки, отправ­ля­ет её назад в дерев­ню в объ­я­тия похот­ли­во­го Таври­че­ско­го, это кажет­ся не осо­бен­но заву­а­ли­ро­ван­ной фор­мой секс-нажив­ки. Что, он дума­ет, сде­ла­ет с его доче­рью бан­дит, раз­го­ря­чён­ный на сва­дьбе алко­го­лем? Это дей­стви­тель­но чуть не про­ис­хо­дит в фина­ле, когда тот силой тащит девуш­ку за руку. Смот­реть, как «весе­ло» маро­дё­ры и гра­би­те­ли хва­та­ют жен­щин за грудь, невоз­мож­но без чув­ства остро­го крин­жа. Неуже­ли когда-то это каза­лось смеш­ным? Непри­ят­ное ощу­ще­ние от этих сцен не смяг­ча­ет самая кара­ме­ли­зи­ро­ван­ная вер­сия Граж­дан­ской вой­ны, когда-либо появ­ляв­ша­я­ся на совет­ском экране. Сла­бое удо­вле­тво­ре­ние при­но­сит рас­стрел бан­ди­тов мали­нов­ским жен­ским «гар­ни­зо­ном», обу­чен­ным под руко­вод­ством Яшки-артил­ле­ри­ста (Миха­ил Пугов­кин) посто­ять за себя.

Это не отме­ня­ет выда­ю­щих­ся досто­инств мюзик­ла, сня­то­го на фоне вели­ко­ле­пия укра­ин­ской при­ро­ды и вос­пе­ва­ю­ще­го кра­со­ту наци­о­наль­но­го костю­ма. Как почти все­гда в коме­дии, харак­тер­ные вто­ро­сте­пен­ные пер­со­на­жи затме­ва­ют глав­ных. Луч­шая любовь здесь — у Пугов­ки­на с Тама­рой Носо­вой, сли­ва­ю­щих­ся на экране в страст­ном и дол­гом поце­луе, пока­зан­ном круп­ным пла­ном, — очень нети­пич­но для чопор­но­го совет­ско­го кино. Но ещё силь­нее, конеч­но, любовь Водя­но­го ко всем.

«И чего это я в тебя такой влюблённый?»

Крас­но­ар­мей­цы, кра­сав­цы уда­лые, вели­ка­ны моло­дые, абсо­лют­но не запо­ми­на­ют­ся. Яркие бан­ди­ты, испи­сан­ные тату­и­ров­ка­ми, берут при­зы зри­тель­ских сим­па­тий. Как ска­зал режис­сёр Андрей Тутыш­кин, в лице Водя­но­го в фильм взя­ли всю Дери­ба­сов­скую — артист импро­ви­зи­ро­вал пря­мо в кад­ре, при­ду­мы­вал соб­ствен­ные фра­зы и дви­же­ния тан­цев и в резуль­та­те затмил оба­я­ни­ем весь каст.


«Соломенная шляпка» (1974)

Свет­ский вер­то­прах и разо­рив­ший­ся ран­тье Фади­нар (Андрей Миро­нов) женит­ся на при­да­ном, к кото­ро­му при­ла­га­ет­ся юная дуроч­ка (дебю­тант­ка Мари­на Ста­рых, кото­рая очень стес­ня­лась звёзд­ных кол­лег) и её папа-садов­ник с мир­то­вым дере­вом (Вла­ди­слав Стр­жель­чик). На пути сва­деб­ной про­цес­сии вста­ёт пре­пят­ствие: лошадь Фади­на­ра съе­да­ет соло­мен­ную шля­пу замуж­ней дамы (Ека­те­ри­на Васи­лье­ва) во вре­мя её неж­ной встре­чи с офи­це­ром в лесу. Пароч­ка тре­бу­ет от Фади­на­ра, что­бы тот достал им точ­но такую же шляп­ку, что­бы геро­и­ню не запо­до­зрил муж. Сва­деб­ный день пре­вра­ща­ет­ся в длин­ный квест, посвя­щён­ный поис­кам бес­цен­но­го артефакта.

Экра­ни­за­цию фран­цуз­ско­го воде­ви­ля впер­вые поста­вил в немых чёр­но-белых 1920‑х Рене Клер, кото­ро­го одни хва­ли­ли, а дру­гие руга­ли за нова­тор­ство. Фильм Лео­ни­да Кви­ни­хид­зе тоже хва­ли­ли за ново­вве­де­ния, кото­рые сего­дня в нём труд­но раз­гля­деть. Но если пред­ста­вить, что чисто­го жан­ра мюзик­ла в совет­ском кине­ма­то­гра­фе ещё не суще­ство­ва­ло, мож­но понять, поче­му на зри­те­лей про­из­ве­ла такое впе­чат­ле­ние неза­тей­ли­вая, но очень живая музы­каль­ная коме­дия с буке­том зна­ме­ни­то­стей, зача­стую в нети­пич­ных фар­со­вых ролях. Напри­мер, Али­са Фрейнд­лих, появ­ля­ю­ща­я­ся в обра­зе свет­ской дамы, рань­ше не сни­ма­лась в коме­ди­ях, а Ефим Копе­лян, кото­рый тут парит ноги в тазу и вор­чит из глу­бин клет­ча­то­го хала­та, был изве­стен зри­те­лю по мно­же­ству филь­мов как бес­смен­ный началь­ник КГБ. Кви­ни­хид­зе, в даль­ней­шем спе­ци­а­ли­зи­ро­вав­ший­ся на мюзик­лах («31 июня», «Мэри Поппинс, до сви­да­нья!»), дал актё­рам пол­ную сво­бо­ду. Есть све­де­ния, что от изна­чаль­но­го сце­на­рия оста­лась толь­ко фабу­ла: арти­сты импро­ви­зи­ро­ва­ли, при­ду­мы­ва­ли соб­ствен­ные репли­ки и дей­ствия, с удо­воль­стви­ем валя­ли дура­ка. Атмо­сфе­ра съё­мок отра­зи­лась в филь­ме, сде­лав про­ис­хо­дя­щее непри­нуж­дён­ным и забав­ным. Самый запо­ми­на­ю­щий­ся момент — модист­ка в розо­вом (Люд­ми­ла Гур­чен­ко) тра­ги­че­ски завы­ва­ет Феди­на­ру в плечо:

«Ты нико­гда на мне не женишь­ся, никогда!»


«Ширли-мырли» (1995)

Во глу­бине сибир­ских руд най­ден алмаз раз­ме­ром в голо­ву мла­ден­ца, про­да­жа кото­ро­го спа­сёт Рос­сию, пото­му что, кро­ме чудес, нас спа­сать боль­ше нече­му. Во вре­мя достав­ки сокро­ви­ща в Моск­ву, к пре­зи­ден­ту (режис­сёр филь­ма Вла­ди­мир Мень­шов), спа­си­те­ля Рос­сии кра­дут мафи­о­зи, а у ганг­сте­ров его кра­дёт бег­лый реци­ди­вист Васи­лий Кро­ли­ков (Вале­рий Гар­ка­лин). Огра­бив весь наш мно­го­на­ци­о­наль­ный народ, ворю­га сра­зу же мчит­ся домой, к маме (Инна Чури­ко­ва), ибо всем, кто не читал Вар­ла­ма Шала­мо­ва и не зна­ком с реаль­ны­ми бан­ди­та­ми, извест­но, что для рус­ско­го бан­ди­та мама — это святое.

Тем вре­ме­нем в Москве аме­ри­кан­ский дири­жёр-еврей (тоже Гар­ка­лин) женит­ся на бога­той аме­ри­кан­ке (Вера Ален­то­ва), а по сле­ду Кро­ли­ко­ва пет­ля­ет сле­до­ва­тель по осо­бо важ­ным делам Жан-Поль Пис­ку­нов (куль­то­вый комик 90‑х Игорь Уголь­ни­ков из пере­да­чи «Оба-на!). Даль­ше пой­дёт как по мас­лу. Дипло­ма­ты и депу­та­ты, воры и мили­ци­о­не­ры, гене­ра­лы и чеки­сты, опла­ки­ва­ю­щие нынеш­ние вре­ме­на с их сво­бо­да­ми, вино и цыгане, мед­ве­ди и мужи­ки в шап­ках-ушан­ках, а так­же восемь народ­ных арти­стов, кото­рые их игра­ют, поют, пля­шут, пьют и заку­сы­ва­ют. Сва­дьбу здесь гуляют?

Писать о вели­чай­шем фар­се, сня­том на нашей тер­ри­то­рии, не так про­сто, пото­му что «Шир­ли-мыр­ли» — это не совсем фильм, а памят­ник эпо­хи и кап­су­ла вре­ме­ни с его жиз­не­утвер­жда­ю­щим абсур­дом, меч­та­ми о небе в алма­зах, друж­бой наро­дов и про­тя­ну­той навстре­чу Аме­ри­ке рукой (в филь­ме она име­ет фор­му вазы в виде чле­на). Раз­го­ва­ри­ва­ют тут даже не цита­та­ми, а гото­вы­ми анек­до­та­ми, навеч­но впе­ча­тан­ны­ми в наше кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное (пока фильм не забу­дут, разумеется).

«Тётя-мама, ска­жи­те мне как на духу, как рус­ский чело­век рус­ско­му чело­ве­ку: фак­ти­че­ски я что, Изя Шниперсон?!»

Труд­но пове­рить, что в то же самое вре­мя, все­го два года спу­стя, у Бала­ба­но­ва в «Бра­те» будут шипеть про «гни­ду чер­но*****», «евре­ев я как-то не очень», сулить кир­дык Аме­ри­ке, тре­бо­вать отве­та за Сева­сто­поль и раз­ве что не орать в чер­но­со­тен­ном уга­ре, стоя на горе чере­пов, что Рос­сия с кем хочет, с тем и граничит.

А как он бьёт ногой, наш Вася: эво­лю­ция супер­ге­роя в оте­че­ствен­ном кино
От совет­ских «мсти­те­лей» и «Воро­ши­лов­ско­го стрел­ка» к май­о­ру Грому.

 

 

Кри­ти­ки 90‑х раз­ру­га­ли доб­ро­душ­ный шедевр Мень­шо­ва, а из реван­шист­ско­го, расист­ско­го и пышу­ще­го зло­бой недо­су­пер­ге­рой­ско­го филь­ма Бала­ба­но­ва нача­ли делать пред­мет куль­та. Вид­но, в Рос­сии все­гда при­хо­дит­ся выби­рать, кто тебе милее — воры или душе­гу­бы. Хотя есть ещё вари­ант: меж­ду ними не выби­рать, а сим­па­ти­зи­ро­вать, напри­мер, пья­нень­ко­му дебо­ши­ру Суход­ри­ще­ву (Олег Таба­ков), авто­ру бес­смерт­но­го ван­лай­не­ра. Он и воров, и душе­гу­бов, и весь наш цирк в одних и те же Хим­ках видал — дере­вян­ны­ми чле­на­ми торгует.


«Свадьба» (2000)

Отча­ян­ная кра­са­ви­ца Тань­ка (Мария Миро­но­ва) воз­вра­ща­ет­ся из Моск­вы, где пять лет рабо­та­ла мане­кен­щи­цей, в род­ной шах­тёр­ский горо­док Лип­ки, что­бы вый­ти замуж за свою первую любовь, Миш­ку (Марат Баша­ров), кото­рый в тре­тьем клас­се упал в обмо­рок, когда Тань­ка, будучи Сне­гу­роч­кой на ново­год­нем «огонь­ке», выбра­ла его сво­им прин­цем. Дурея от сча­стья, юно­ша мечет­ся, ища денег на сва­дьбу. Хотя впер­вые за семь меся­цев шах­тё­рам при­вез­ли зар­пла­ту, это­го мизе­ра ни на что не хва­та­ет: надо ведь и тама­де запла­тить, и «какле­ты» зака­зать, и цве­ты неве­сте купить.

В это вре­мя за Тань­кой мота­ет­ся сто­лич­ный «ново­рус­ский» любов­ник (Вла­ди­мир Симо­нов), при­вёз­ший в пода­рок брил­ли­ан­то­вые серь­ги. Но если бы кино было про то, кого выбе­рет кра­са­ви­ца — оли­гар­ха или про­сто­го парень­ка, пусть даже, отмыв­шись от чёр­ной пыли, тот обна­ру­жи­ва­ет всю кра­со­ту моло­до­го Баша­ро­ва, — это была бы исто­рия новей­ше­го времени.

Чем бли­же к совре­мен­но­сти, тем даль­ше рос­сий­ская коме­дия теря­ет лег­ко­мыс­лен­ное оба­я­ние совет­ской. Вот и «Вре­мя цыган» по-рус­ски Пав­ла Лун­ги­на (от разу­да­ло-лирич­ных филь­мов Кусту­ри­цы рос­сий­ский режис­сёр опре­де­лён­но зачерп­нул полов­ни­ком), застав­ля­ет вспом­нить посту­лат поэта Иго­ря Губермана:

Гние­нье основ — анек­до­та основа,
а в нём ста­ло явно видней,
что в рус­ской коме­дии мно­го смешного,
но мало весё­ло­го в ней.

Вот когда алко­го­лик, туне­ядец, измен­щик Гар­ку­ша (вели­кий Андрей Панин) опо­хме­ля­ет­ся ста­ка­ном вод­ки, заку­сы­вая цвет­ком гера­ни пря­мо из гор­шоч­ка, — это очень смеш­но. Но насколь­ко это весе­ло? Весе­ла ли труд­ная, убо­гая жизнь в раз­ва­ли­ва­ю­щем­ся город­ке, в домах кото­ро­го безо вся­кой кине­ма­то­гра­фи­че­ской рету­ши мож­но сни­мать поста­по­ка­лип­ти­че­скую фан­та­сти­ку? Ред­кое досто­ин­ство филь­ма Лун­ги­на, зато­чен­но­го под Кан­ны, где ему дали уте­ши­тель­ный приз за актёр­ский состав, — как в сюр­ре­а­ли­сти­че­ской дра­ме­ди Нико­лая Доста­ля «Обла­ко-рай», его лубоч­ные пер­со­на­жи кажут­ся род­ны­ми и близ­ки­ми. Ты их всех видел, не на сва­дьбах, так на ули­цах. Не в эру дико­го капи­та­лиз­ма и пер­вых мобиль­ных теле­фо­нов, так сего­дня у подруж­ки в гостях, когда к ней тёт­ка приехала.

Подоб­но жиз­ни в «Обла­ко-рай», эта «немы­тая Рос­сия» — не страш­ная, не тём­ная, не чер­нуш­ная. «Здесь тоже люди живут», — гово­рит сто­лич­но­му оли­гар­ху подру­га неве­сты, Свет­ка (Мария Голуб­ки­на). Прав­да, она хочет в Париж, где на момент съё­мок жил режис­сёр Лун­гин. Но за то, что кар­ти­на без гра­на бра­вур­но­сти пока­зы­ва­ет наши сва­дьбы с бая­ном, тама­дой, дра­кой и все­ми наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, не как зве­ри­нец или фрик-шоу, а про­сто как жизнь, мы их прощаем.


«Половинки» (2017)

К юно­ше (Лев Кот­кин), у кото­ро­го через три дня сва­дьба, намерт­во при­кле­и­ва­ет­ся незна­ко­мая девуш­ка (Мария Коры­то­ва), кото­рой он помог выбрать­ся из окна. При­маг­ни­чи­ва­ет­ся она бук­валь­но — ото­драть её невоз­мож­но! Неве­ста (Ари­на Пост­ни­ко­ва) сна­ча­ла в ужа­се, но пред­вку­шая сума­сшед­ший рост попу­ляр­но­сти в соц­се­тях из-за необыч­но­сти ситу­а­ции, реша­ет игно­ри­ро­вать тре­тью лишнюю.

Корот­ко­мет­раж­ка, сня­тая дебю­тан­том Бай­бу­ла­том Батул­ли­ным, с тре­мя неопыт­ны­ми, но оба­я­тель­ны­ми актё­ра­ми, мог­ла бы толь­ко выиг­рать в пол­ном мет­ре. Исто­рии не хва­та­ет пре­сло­ву­то­го рас­кры­тия пер­со­на­жей. Наив­ных пред­став­ле­ний о веч­ной люб­ви, кото­рая бази­ру­ет­ся на раз­де­лён­ной сим­па­тии к фут­бо­лу и ску­те­рам, недо­ста­точ­но, что­бы кино ста­ло тем вол­шеб­ным и есте­ствен­ным, каким быва­ют луч­шие ром­ко­мы, когда ради опти­миз­ма и обе­ща­ния сча­стья мы согла­ша­ем­ся верить в любые услов­но­сти. Выру­ча­ют ори­ги­наль­ная фан­та­сти­че­ская идея, моло­дой задор авто­ров и дурац­кая, боль­шегла­зая вера в чуде­са. Может быть, и к чёр­ту скольз­кую дорож­ку пси­хо­ана­ли­за и скуч­ные взрос­лые подроб­но­сти. При­кле­и­лись люди друг к дру­гу, и всё тут. Совет да любовь.


Читай­те так­же «Рекон­струк­ция собы­тия: как рос­сий­ское кино ста­ло новым засто­ем»

Поделиться