Супер­ге­рой­ский жанр пере­жи­ва­ет рас­свет, за кото­рым забрез­жил спад: сту­дии-гиган­ты пере­кор­ми­ли ауди­то­рию сво­ей про­дук­ци­ей, силь­но сдав­шей в каче­стве за послед­ние годы. Но пока до зака­та дале­ко, и в Рос­сии тоже пыта­ют­ся про­ка­тить­ся на гребне самой при­быль­ной и попу­ляр­ной супер­ге­рой­ской вол­ны. В кон­це декаб­ря минув­ше­го года состо­я­лась закры­тая пре­мье­ра «Гром: Труд­ное дет­ство». Сиквел супер­ге­рой­ско­го комик­са от рос­сий­ско­го изда­тель­ства Bubble о бра­вом питер­ском май­о­ре Иго­ре Гро­ме не появит­ся на боль­ших экра­нах, но его уже мож­но посмот­реть на стримингах.

Еле­на Куш­нир рас­ска­зы­ва­ет о наших супер­ге­ро­ях — от коман­ды совет­ских «мсти­те­лей» до пер­вой супер­ге­рой­ской фран­ши­зы по рос­сий­ско­му тайтлу.


Неуловимые мстители и Кэптен Пронин

Супер­ге­рои харак­тер­ны в первую оче­редь для аме­ри­кан­ских комик­сов, но в дру­гих стра­нах появ­ля­лись пер­со­на­жи, кото­рых мы мог­ли бы назвать про­то­су­пер­ге­ро­я­ми и суперз­ло­де­я­ми. В первую оче­редь это, конеч­но, Джеймс Бонд, супер­шпи­он с лицен­зи­ей на убий­ство. Свое­об­раз­ной паро­ди­ей на Бон­да ста­ла серия филь­мов «Фан­то­мас», где ико­на фран­цуз­ской мас­ку­лин­но­сти Жан Маре сыг­рал бес­страш­но­го жур­на­ли­ста Фандо­ра и неуло­ви­мо­го зло­дея Фан­то­ма­са, чье­го лица мы нико­гда не виде­ли под мас­кой. Отец жан­ра ужа­сов джал­ло Марио Бава экра­ни­зи­ро­вал в 1968 году комикс «Дья­во­лик» об ита­льян­ской вер­сии Фан­то­ма­са — ещё более жесто­ко­го пре­ступ­ни­ка и опас­но­го вора, все­гда усколь­за­ю­ще­го от полиции.

В совет­ском кине­ма­то­гра­фе тоже были пер­со­на­жи, кото­рых мож­но назвать пред­те­ча­ми супер­ге­ро­ев. Сре­ди них — чет­вёр­ка отча­ян­ных под­рост­ков из серии при­клю­чен­че­ских филь­мов «Неуло­ви­мые мсти­те­ли» (1967–1971) о вре­ме­нах Граж­дан­ской вой­ны. Они защи­ща­ют людей от бес­чин­ству­ю­щих ата­ма­нов, под­би­ва­ют вра­же­ские аэро­пла­ны и воз­вра­ща­ют в музей бес­цен­ную коро­ну Рос­сий­ской импе­рии. Вра­ги, разу­ме­ет­ся, про­ти­во­сто­ят совет­ской вла­сти, но крас­ные мсти­те­ли все­гда побеждают.

Коман­да «мсти­те­лей», задол­го до Marvel

Трио из серии «Гар­де­ма­ри­ны» (1988–1992) совер­ша­ло подви­ги по кано­нам супер­ге­ро­ев: служ­ба на бла­го стране, вклю­чая пери­о­ди­че­ское спа­се­ние кра­са­виц. Поче­му мы можем счи­тать их про­то­су­пер­ге­ро­я­ми? Кате­го­ри­че­ская неспо­соб­ность уме­реть! Гар­де­ма­рин ожи­вёт после любо­го уда­ра шпа­гой или появит­ся в сикве­лах с дру­гим лицом, посколь­ку в любой фран­ши­зе при­хо­дит­ся менять актёров.

Не толь­ко глав­ный герой бон­ди­а­ны, но и все сек­рет­ные аген­ты из филь­мов с чёр­но-белой мора­лью, «наши­ми» и «вра­га­ми», кра­са­ви­ца­ми и чудо­ви­ща­ми, близ­ки к супер­ге­ро­ям. Они стре­ля­ют, дерут­ся, водят любые меха­низ­мы, невоз­му­ти­мы в кри­ти­че­ских ситу­а­ци­ях и соблаз­ня­ют жен­щин. Сло­вом, пред­став­ля­ют собой иде­ал тра­ди­ци­он­ной муже­ствен­но­сти, как май­ор мили­ции, кото­ро­го Андрей Миро­нов сыг­рал в коме­дии Ряза­но­ва «Неве­ро­ят­ные при­клю­че­ния ита­льян­цев в Рос­сии» (1973). При­тво­ря­ясь аван­тю­ри­стом, он вти­ра­ет­ся в дове­рие к ино­стран­цам, разыс­ки­ва­ю­щим в СССР спря­тан­ные во вре­мя рево­лю­ции сокро­ви­ща. Он лихо гоня­ет на маши­нах, пры­га­ет, бега­ет, про­яв­ля­ет сме­кал­ку и даже кру­тит роман с роко­вой ита­льян­кой. Ну насто­я­щий Джеймс Бонд! Пред­став­ля­е­те, отно­ше­ния с ино­стран­ной гражданкой?

В послед­нем филь­ме Лео­ни­да Гай­дая «На Дери­ба­сов­ской хоро­шая пого­да, или На Брай­тон-Бич опять идут дожди» (1992) «гар­де­ма­рин» и глав­ное сим­па­тич­ное муж­ское лицо нача­ла 90‑х Дмит­рий Хара­тьян сыг­рал супера­ген­та КГБ, кото­рый вме­сте с пре­крас­ной девуш­кой-аген­том ЦРУ спа­са­ет мир от сры­ва пере­го­во­ров меж­ду Рос­си­ей и США. Напом­ним, что в те вре­ме­на наша стра­на дру­жи­ла с Аме­ри­кой, а меч­тать о про­дол­же­нии холод­ной вой­ны мог толь­ко суперз­ло­дей, как Фан­то­мас, меня­ю­щий обли­чья совет­ских руко­во­ди­те­лей от Лени­на до Бреж­не­ва. В тит­рах мы видим уни­каль­ную исто­ри­че­скую над­пись, в кото­рую труд­но поверить:

«Съё­моч­ная груп­па бла­го­да­рит г‑на Дональ­да Трампа».

Неко­то­рые сце­ны филь­ма сни­ма­ли в раз­вле­ка­тель­ном ком­плек­се «Тадж-Махал» в Атлан­тик-Сити, вла­дель­цем кото­ро­го явля­ет­ся ком­па­ния Трам­па. Так буду­щий пре­зи­дент США поспо­соб­ство­вал вкла­ду в рос­сий­ско-аме­ри­кан­скую дружбу.

Супера­гент КГБ Соко­лов (Дмит­рий Хара­тьян) дру­жен с Западом

Укреп­ле­ни­ем отно­ше­ний с Запа­дом зани­ма­ет­ся и «супер­мент» капи­тан Про­нин из серии паро­дий­ных мульт­филь­мов (1992–1994). Внук леген­дар­но­го май­о­ра Про­ни­на (вошед­ший в совет­ский фольк­лор пер­со­наж книг Льва Ова­ло­ва) сри­со­ван с буг­ря­ще­го­ся муску­ла­ту­рой Арноль­да Швар­це­негге­ра. Внеш­ность аме­ри­кан­ской звез­ды и оте­че­ствен­ные кор­ни — непо­бе­ди­мый мили­ци­о­нер и гро­за пре­ступ­но­сти Про­нин стал насто­я­щим вопло­ще­ни­ем внеш­ней поли­ти­ки и пост­со­вет­ской куль­ту­ры: Рос­сия тяго­те­ла ко все­му запад­но­му. Неуди­ви­тель­но, что в какой-то момент наше­го героя спа­сал Джеймс Бонд. Дедуш­ка Про­ни­на по ста­рой памя­ти при­ни­ма­ет его за шпи­о­на, но пред­став­ля­ю­щий новое поко­ле­ние моло­дой внук разъ­яс­ня­ет ситуацию.

«— Дедуш­ка, это не шпи­он. Это наш това­рищ и кол­ле­га из Англии.
— Тогда изви­ня­юсь, сэр. Друж­ба, френд­шип, ферштейн?
— О, я пони­маю, сэр, как труд­но порой ломать стереотипы».

Ост­ро­ум­ный, создан­ный в абсур­дист­ской мане­ре, отра­жа­ю­щий реаль­но­сти вре­ме­ни мульт­фильм, паро­ди­ру­ю­щий филь­мы о супера­ген­тах, стал само­сто­я­тель­ным про­из­ве­де­ни­ем жан­ра. Саунд­трек к серии запи­са­ла аме­ри­ка­ни­зи­ро­ван­ная и очень попу­ляр­ная — во мно­гом бла­го­да­ря имен­но аме­ри­ка­ни­за­ции — груп­па «Кар-мэн».


V — значит вендетта

Пра­ви­тель­ство США созда­ло Капи­та­на Аме­ри­ку для борь­бы про­тив Гит­ле­ра. Когда поли­ции Гот­э­ма нуж­на помощь Бэт­ме­на, над горо­дом появ­ля­ет­ся его знак. Но боль­шин­ство извест­ных супер­ге­ро­ев не обла­да­ет офи­ци­аль­ной вла­стью, что­бы вер­шить пра­во­су­дие. Кара­тель мстит за свою семью, пере­жив­ший холо­кост Маг­не­то охо­тит­ся на наци­стов, а Дэд­пул и вовсе киллер.

Для совет­ско­го кино фено­мен виги­лан­тов — народ­ных мсти­те­лей, беру­щих на себя функ­цию пра­во­су­дия, — был абсо­лют­но недо­пу­стим, даже если они руко­вод­ство­ва­лись бла­ги­ми моти­ва­ми и вызы­ва­ли сим­па­тии. Юрий Деточ­кин в коме­дии Ряза­но­ва «Бере­гись авто­мо­би­ля» (1966) полу­чал отпо­ведь от мили­ци­о­не­ра Мак­си­ма Подберёзовикова:

«Надо же! Само­воль­но вер­шил суд, тво­рил рас­пра­ву… Да на каком осно­ва­нии?! По сове­сти гово­ря, всё это глу­пость и преступление».

Кон­фликт меж­ду сто­рон­ни­ка­ми стро­го закон­ных мето­дов и теми, кто счи­та­ет, что для борь­бы со злом хоро­ши все сред­ства, зало­жён ещё меж­ду Жег­ло­вым и Шара­по­вым в «Место встре­чи изме­нить нель­зя» (1979) по рома­ну бра­тьев Вай­не­ров. Жег­лов руко­вод­ству­ет­ся сво­и­ми пред­став­ле­ни­я­ми о спра­вед­ли­во­сти как анти­ге­рой-виги­лант. И если Шара­пов гово­рит об иде­а­лах зако­на, то Жег­лов апел­ли­ру­ет к мне­нию народа.

«Если Кир­пич — вор, он дол­жен сидеть в тюрь­ме. И людей не бес­по­ко­ит, каким обра­зом я его туда упря­чу. Вор дол­жен сидеть в тюрь­ме, вер­но? Вот что людей интересует».

Скром­ный инже­нер Павел (Сер­гей Курё­хин) содер­жит с дру­гом-афган­цем ком­пью­тер­ный салон. Рэке­ти­ры изби­ва­ют Пав­ла, гро­мят салон и уби­ва­ют его дру­га. Помо­щи от мили­ции не дождать­ся. Павел кон­стру­и­ру­ет устрой­ство, бью­щее элек­три­че­ством на рас­сто­я­нии, и всту­па­ет на тро­пу вой­ны. За кад­ром зву­чат леген­ды из выду­ман­ной мифо­ло­гии. Эзо­те­ри­че­ский трил­лер Арка­дия Тигая «Лох — побе­ди­тель воды» (1991) рас­ска­зы­ва­ет о чело­ве­ке, о кото­ро­го вче­ра выти­ра­ла ноги совет­ская власть, а сего­дня — рос­сий­ская мафия. Это не каль­ка с Marvel, а само­быт­ный, истин­но оте­че­ствен­ный супер­ге­рой, мстя­щий за всю исто­рию угне­те­ния в стране обы­ва­те­ля, «лоха». Power trip для Пав­ла опа­сен, он ведёт инже­не­ра, судя по фина­лу, в какие-то мета­фи­зи­че­ские гла­ва­ри зла. Аме­ри­кан­ские виги­лан­ты невоз­му­ти­мо про­дол­жа­ют путь мести в сле­ду­ю­щих выпус­ках комик­са — рус­ский теря­ет душу.

Пер­со­наж Алек­сея Сереб­ря­ко­ва в луч­шем рос­сий­ском филь­ме о вам­пи­рах «Упырь» (1997) Сер­гея Вино­ку­ро­ва не име­ет име­ни, посколь­ку явля­ет­ся соби­ра­тель­ным обра­зом мсти­те­ля. Он про­фес­си­о­наль­но борет­ся с вам­пи­ра­ми, «сосу­щи­ми народ­ную кровь», от мафии до кор­рум­пи­ро­ван­ной вла­сти. Мили­ция про­даж­на или бес­силь­на. Кто, как не безы­мян­ный парень с «Бело­мо­ром» в зубах, воткнёт кол в гни­лые серд­ца кро­во­со­сов под гряз­ные гитар­ные риф­фы забой­ных ком­по­зи­ций груп­пы Tequilajazzz? Рус­ский Блэйд, как и Павел из «Лоха», жерт­ву­ет воз­люб­лён­ной, близ­ко под­би­ра­ясь к «тём­ной сто­роне», по краю кото­рой все­гда бро­дит виги­лант. Фильм обхо­дит­ся без оце­нок, но мы пони­ма­ем раз­ру­ши­тель­ность этой жерт­вы. Финаль­ный твист зада­ёт боль­ше вопро­сов о народ­ном духе, чем когда-либо было в рос­сий­ском фильме.

Ино­гда режис­сё­ры не скры­ва­ют сим­па­тии к анти­ге­ро­ям, лишая их мораль­ной неод­но­знач­но­сти. Дани­ла Баг­ров из «Бра­та» (1997) — кил­лер, как Дэд­пул, но, в отли­чие от аме­ри­кан­ско­го анти­ге­роя лишён оправ­да­ния: у Дэд­пу­ла шизо­фре­ния, раз­вив­ша­я­ся после экс­пе­ри­мен­тов над ним, тяжё­лое про­шлое с отцом-абью­зе­ром и веч­ная смер­тель­ная болезнь в ана­мне­зе. Его мас­ка скры­ва­ет обез­об­ра­жен­ное лицо.

Дани­ла ничем не стра­да­ет и под­гля­ды­ва­ет на «сла­бых» горо­жан со снис­хо­ди­тель­ной улыб­кой, посто­ян­но появ­ля­ю­щей­ся на кра­си­вом моло­дом лице. Сидя на горе тру­пов, он чита­ет сти­хи о люби­мой Родине. Такую сце­ну лег­ко пред­ста­вить с пси­хо­па­том-Дэд­пу­лом, вот толь­ко в гла­зах Алек­сея Бала­ба­но­ва Дани­ла — не псих, а наш общий рус­ский брат. Клю­че­вое сло­во — «рус­ский». Дани­ла не жалу­ет пред­ста­ви­те­лей дру­гих наци­о­наль­но­стей. «Ско­ро кир­дык вашей Аме­ри­ке», — обе­ща­ет он аме­ри­кан­цу с меч­та­тель­ной улыб­кой. Брат Дани­лы, бан­дит Вик­тор, хочет, что­бы аме­ри­кан­цы отве­ти­ли ему за Сева­сто­поль, в кото­ром аме­ри­кан­цы даже не вое­ва­ли, но рус­ским народ­ным геро­ям по бара­ба­ну: аме­ри­кан­цы или фран­цу­зы. Есть «наши» и все осталь­ные. Дани­ла не столь­ко помо­га­ет угне­тён­но­му наро­ду, сколь­ко вопло­ща­ет шови­ни­сти­че­ские и ксе­но­фоб­ские настро­е­ния худ­шей его части. Он все­гда рад убить «пло­хих», но кому он мстит? Аме­ри­кан­цам за Севастополь?

Вете­ран в испол­не­нии Миха­и­ла Улья­но­ва в филь­ме Ста­ни­сла­ва Гово­ру­хи­на «Воро­ши­лов­ский стре­лок» (1999) мстит за вполне кон­крет­ную и понят­ную вещь — за пору­ган­ную честь внуч­ки, изна­си­ло­ван­ной тро­и­цей пар­ней: сыном «ново­го рус­ско­го», сыном мили­цей­ско­го чина и сту­ден­том-мажо­ром. Над изна­си­ло­ван­ной девуш­кой изде­ва­ют­ся в мили­ции в харак­тер­ных для нашей стра­ны тра­ди­ци­ях виктимблейминга.

При­ви­ле­ги­ро­ван­ные люди тво­рят бес­пре­дел, с кото­рым не может или не хочет спра­вить­ся госу­дар­ство, и виги­лант берёт дело в свои руки. Ста­рик ока­зы­ва­ет­ся исклю­чи­тель­но мет­ким снай­пе­ром, искус­но заме­та­ю­щим следы.

Миха­ил Улья­нов в филь­ме «Воро­ши­лов­ский стрелок»

«Хоро­ший» мили­ци­о­нер филь­ма, участ­ко­вый Алек­сей Под­бе­рёз­кин, сочув­ству­ет вете­ра­ну и помо­га­ет ему избе­жать тюрь­мы, про­ся лишь боль­ше «не герой­ство­вать». Под­бе­рёз­кин — без­услов­ный «сын» Под­бе­рё­зо­ви­ко­ва из «Бере­гись авто­мо­би­ля». Спу­стя 33 года слу­жи­тель зако­на ста­но­вит­ся на сто­ро­ну вигиланта.

Герои без сверх­спо­соб­но­стей чаще появ­ля­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях, пере­осмыс­ля­ю­щих жанр, как «Хра­ни­те­ли» Ала­на Мура. Виги­лан­ты рос­сий­ских филь­мов 90‑х не толь­ко коло­рит­ные ори­ги­наль­ные пер­со­на­жи, но и при­ме­ры пост­мо­дер­нист­ской декон­струк­ции супер­ге­роя. В 90‑е это появи­лось и с ними же окончилось.

Рос­сий­ский хор­рор и супер­ге­рои пошли по пути копи­ро­ва­ния, «наших отве­тов Запа­ду» и повто­ре­ния прой­ден­но­го. Забе­гая впе­рёд, май­ор Гром — это Жег­лов, остав­ший­ся без Шара­по­ва и поме­щён­ный в уют­ный ваку­ум несу­ще­ству­ю­щей вселенной.


Оригинальный российский супергерой — Капитан Ксерокс

В нуле­вые занял­ся рас­свет супер­ге­рой­ско­го жанра.

Три­ло­гию о Людях Икс (2000–2006), как и в комик­сах, выта­щил на могу­чих пле­чах Росо­ма­ха. Хью Джек­ман стал супер­звез­дой, остал­ся в роли на 17 лет и полу­чил три соб­ствен­ных спин-оффа — два пло­хих и один вели­ко­леп­ный «Логан» (2017), кото­рый стал пер­вым супер­ге­рой­ским филь­мом, пока­зан­ным на евро­пей­ском кино­фе­сти­ва­ле. Даже самые сла­бые части фран­ши­зы оку­пи­лись в про­ка­те мини­мум два­жды, и каж­дая новая при­но­си­ла всё боль­шие дохо­ды. И понеслось.

Нача­ла раз­во­ра­чи­вать­ся MCU (Marvel Cinematic Universe): появи­лись филь­мы о Хал­ке, Фан­та­сти­че­ской чет­вёр­ке, Желез­ном чело­ве­ке и Чело­ве­ке-пау­ке. DC Comics в 2008 году запу­сти­ли три­ло­гию «Тём­ный рыцарь» о Бэт­мене, режис­сё­ром кото­рой стал Кри­сто­фер Нолан. Пер­вый фильм фран­ши­зы с бюд­же­том в 185 мил­ли­о­нов дол­ла­ров собрал в про­ка­те более мил­ли­ар­да, став все­го чет­вёр­той кар­ти­ной, кото­рая име­ла такой успех.

Пер­вым рос­сий­ским блок­ба­сте­ром счи­та­ет­ся «Ноч­ной дозор» (2004) Тиму­ра Бек­мам­бе­то­ва, кото­рый сра­зу заявил свой глав­ный худо­же­ствен­ный при­ём — про­дакт-плей­смент. Но в Рос­сии в нуле­вые сня­ли все­го три филь­ма, кото­рые мож­но отне­сти к супер­ге­рой­ским. У кине­ма­то­гра­фи­стов не было ни бюд­же­тов, ни тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей для съё­мок блок­ба­сте­ров. Что до ори­ги­наль­ных пер­со­на­жей, хоро­ших исто­рий и связ­но­го сце­на­рия, имен­но с этим в нуле­вые и нача­лись проблемы.

«Мече­но­сец» (2006) Филип­па Янков­ско­го — жесто­кий и кро­ва­вый трил­лер в ази­ат­ском духе, при­тво­ря­ю­щий­ся вдум­чи­вым арт­ха­у­сом, но ни выска­зы­ва­ю­щий ни еди­ной идеи. Что­бы послед­нее было не осо­бен­но замет­но, пер­со­на­жи филь­ма, вновь в ази­ат­ском сти­ле, зага­доч­но мол­чат. Артём Тка­чен­ко, у героя кото­ро­го в момен­та гне­ва выска­ки­ва­ет из руки желез­ный меч, пре­иму­ще­ствен­но мочит людей. Ещё он влюб­ля­ет­ся с пер­во­го взгля­да в девуш­ку, кото­рую зовут «конеч­но, Катя». Ну конеч­но, Катя. Как ещё могут звать девуш­ку? Но ни мол­ча­ние, ни мелан­хо­лич­ная музы­ка, ни щед­ро раз­ли­тая по экра­ну кровь не скры­ва­ют того фак­та, что перед нами Росо­ма­ха, кото­ро­му не при­ду­ма­ли заня­тия, толь­ко кри­ми­наль­ную love story. Герои похо­жи на Бон­ни и Клай­да, непо­нят­но, зачем им меч в руке, когда есть дру­гое ору­жие. Тем более в пер­вой же сцене Тка­чен­ко про­ты­ка­ет кого-то желез­ным штырём.

«Инди­го» (2008) режис­сё­ра «Духless» Рома­на Пры­гу­но­ва рас­ска­зы­ва­ет о груп­пе под­рост­ков со сверх­спо­соб­но­стя­ми. Один пред­чув­ству­ет опас­ность (Иван Янков­ский), дру­гой чита­ет мыс­ли, тре­тья пони­ма­ет язык живот­ных и так далее. Боль­шин­ство спо­соб­но­стей школь­ни­ки исполь­зу­ют, что­бы «под­нять баб­ла». Напри­мер, девоч­ка при­ма­ни­ва­ет живот­ных, а её дру­зья воз­вра­ща­ют их хозя­е­вам за день­ги. Духов­нень­ко, осо­бен­но по срав­не­нию со всё теми же мутан­та­ми из «Людей Икс», с кото­рых супер­под­рост­ки и спи­са­ны. За ребя­та­ми охо­тит­ся злой Артём Тка­чен­ко, рас­те­ряв­ший с преды­ду­ще­го филь­ма сверх­спо­соб­но­сти и начав­ший без­об­раз­но переигрывать.

Режис­сёр Пры­гу­нов ска­зал в интер­вью, что зада­ча ново­го рос­сий­ско­го кино — делать «ксе­рокс» с запад­но­го. В этом нет ниче­го пло­хо­го, если ксе­рокс хоро­ший. Но, копи­руя чужие куль­тур­ные коды, рос­сий­ские кино­де­лы сре­за­ют верш­ки, а кореш­ки остав­ля­ют в зем­ле. Мутан­ты в «Людях Икс» сим­во­ли­зи­ру­ют этни­че­ские и сек­су­аль­ные мень­шин­ства, что совер­шен­но поте­ря­но в рос­сий­ском филь­ме. Под­рост­ки-Икс пере­жи­ва­ют ина­ко­вость и боят­ся повре­дить людям опас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. Под­рост­ки-инди­го жад­ные, само­влюб­лён­ные и с удо­воль­стви­ем ощу­ща­ют осо­бен­ность, счи­тая себя людь­ми буду­ще­го. Кино­фран­ши­за о «Людях Икс» нача­лась с соци­аль­но­го мес­седжа, а вра­гом супер­ге­ро­ев было госу­дар­ство, соби­рав­ше­е­ся при­нять закон про­тив мутан­тов. Инди­го нико­му не про­ти­во­сто­ят, кро­ме оди­но­ко­го манья­ка. Рос­сий­ский фильм даже ухит­рил­ся извра­тить посыл «Людей Икс». Педа­гог Ири­на Лапи­на в интер­вью жур­на­ла «Искус­ство кино» говорит:

«Фильм спро­во­ци­ру­ет у людей необъ­яс­ни­мый страх. Страх перед инди­го, страх за сво­их детей и, глав­ное, за себя. У людей и так мно­го фобий, появит­ся ещё одна. При­чём без­от­чёт­ная. И опять уси­лит­ся нега­тив­ное отно­ше­ние к людям, кото­рые не такие, как все. Лиш­ний повод почув­ство­вать непри­язнь к „умни­кам“».

Дру­гой про­дукт Бек­мам­бе­то­ва «Чёр­ная мол­ния» (2009) часто счи­та­ют нача­лом рос­сий­ской супер­ге­ро­и­ки, хотя это невер­но. Тех­ни­че­ски фильм испол­нен на высо­те и зани­ма­ет 51‑е место в топ-100 самых кас­со­вых хитов рос­сий­ско­го про­из­вод­ства. Вот толь­ко авто­ры копи­ру­ют три­ло­гию «Чело­век-паук» Сэма Рэй­ми вплоть до отдель­ных сцен. Отец (Сер­гей Гар­маш) дарит глав­но­му герою лета­ю­щую маши­ну из «Гар­ри Пот­те­ра», замас­ки­ро­ван­ную под совет­скую «Вол­гу»:

«А ты зна­ешь, что у Пути­на такая же?»

Неуже­ли тоже из «Гар­ри Поттера»?

Един­ствен­ное по-насто­я­ще­му ори­ги­наль­ное в филь­ме — вез­де­су­щий про­дакт-плей­смент, что в кон­тек­сте сюже­та смот­рит­ся почти как мета­и­ро­ния: зло­дей филь­ма — богач, кото­рый хочет толь­ко денег. Мы уже поня­ли, Тимур.

Кадр из филь­ма «Чёр­ная молния»

За гранью добра и зла

В 2010‑х супер­ге­ро­и­ка пре­вра­ща­ет­ся в глав­ный куль­тур­ный фено­мен современности.

Сни­ма­ют­ся филь­мы обо всех извест­ных пер­со­на­жах комик­сов, кото­рых ещё не доста­ли из загаш­ни­ков. Начи­на­ет­ся обнов­лён­ная фран­ши­за о моло­дых «Людях Икс» (2011–2020). В 2012 году DC пред­став­ля­ет ново­го more dark, more realistic Супер­ме­на в «Чело­ве­ке из ста­ли» режис­сё­ра Зака Снай­де­ра. В том же году Marvel начи­на­ет фан­та­сти­че­скую кино­са­гу «Мсти­те­ли». Пер­со­на­жи раз­ных фран­шиз схо­дят­ся в одних филь­мах. Супер­ге­рои про­ни­ка­ют на ТВ, кажет­ся, им посвя­щён каж­дый вто­рой сери­ал. Выду­ман­ные все­лен­ные рас­ши­ря­ют­ся, рас­ши­ря­ют­ся и расширяются.

Одно­вре­мен­но декон­струк­ция супер­ге­роя ста­но­вит­ся фак­ти­че­ски отдель­ным жан­ром. Начи­ная с «Хра­ни­те­лей» (2009) Снай­де­ра появ­ля­ет­ся всё боль­ше нети­пич­ных супер­ге­ро­ев: паро­дий­ных, стра­да­ю­щих, пью­щих и вооб­ще ни разу не геро­ев. Апо­фе­о­зом раз­об­ла­чи­тель­ной вак­ха­на­лии ста­но­вит­ся стар­то­вав­ший в 2019 году бру­таль­ный сати­ри­че­ский сери­ал «Паца­ны» о мире, где анти­ге­рои про­ти­во­сто­ят анти­су­пер­ге­ро­ям, пока­зан­ным как обнаг­лев­шие от сла­вы суперзвёзды.

К декон­струк­ции при­со­еди­ни­лась Рос­сия. «Супер­Боб­ро­вы» (2016), по сути, рос­сий­ская семей­ная коме­дия со все­ми свой­ствен­ны­ми это­му жан­ру непри­ят­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Семья дис­функ­ци­о­наль­ная, ток­сич­ная, и в ней все друг дру­га нена­ви­дят. Сва­лил­ся метео­рит, наде­лив­ший семей­ство супер­спо­соб­но­стя­ми. Един­ствен­ное, для чего им при­хо­дит в голо­ву их исполь­зо­вать, — это огра­бить банк. Даже цинич­ные лон­дон­ские гоп­ни­ки в сери­а­ле «Отбро­сы» в ана­ло­гич­ной ситу­а­ции ино­гда тво­ри­ли доб­ро. В Рос­сии поче­му-то все герои долж­ны быть эго­и­стич­ны­ми жло­ба­ми. Но фильм, по край­ней мере, наде­лён какой-то живо­стью и ори­ги­наль­но­стью. Увы, сиквел вышел совсем блёклым.

Чле­ны семей­ства в филь­ме «Супер­Боб­ро­вы»

Впро­чем, по срав­не­нию с паро­дий­ной супер­ге­ро­и­кой «Толь­ко не они» (2017)… На самом деле с этим теат­ром рос­сий­ской коме­дий­ной жесто­ко­сти нель­зя срав­ни­вать даже самые тре­шо­вые эпи­зо­ды «Каме­ди Клаб». По задум­ке авто­ров, апо­ка­лип­сис долж­на предот­вра­тить груп­па деби­лов, сверх­си­ла кото­рых в том, что они деби­лы. Это зре­ли­ще, пато­ло­ги­че­ски упи­ва­ю­ще­е­ся сво­ей умствен­ной отста­ло­стью, в кото­ром шутят про изна­си­ло­ва­ния и «сись­ки». Фильм слу­жит лишь попу­ля­ри­за­ции пошлятины.

В «Супер­Боб­ро­вых» гра­би­ли банк. А вот вам ограб­ле­ние кази­но с уча­сти­ем людей, спо­соб­ных к теле­па­тии, теле­ки­не­зу, вну­ше­нию мыс­лей и тех­но­ки­не­зу с при­ла­га­ю­щим­ся к без­дар­но­му исполь­зо­ва­нию неве­ро­ят­ных супер­спо­соб­но­стей любов­ным настро­е­ни­ем, пото­му что любовь в пло­хих филь­мах рабо­та­ет по тому же прин­ци­пу, что зем­ля для пло­хих вра­чей: покры­ва­ет ошиб­ки. Склё­пан­ное из запад­ных штам­пов тво­ре­ние Алек­сандра Богу­слав­ско­го «За гра­нью реаль­но­сти» (2017) было бы стан­дарт­ным кри­ми­наль­ным трил­ле­ром, если бы не высо­сан­ные из паль­ца фан­та­сти­че­ские кон­цеп­ции пере­ме­ще­ний в соб­ствен­ное под­со­зна­ние (это вооб­ще как?) и каких-то чудо-миров, нари­со­ван­ных как зад­ни­ки люби­тель­ских спектаклей.

Фильм «За гра­нью реальности»

Но, конеч­но, мы не зна­ли, что такое за гра­нью, пока не подъ­е­хал Сарик Андре­а­сян вер­хом на Остан­кин­ской башне. Фильм «Защит­ни­ки» (2017), где мы опять отве­ча­ли Marvel, кото­рый нас ни о чём не спра­ши­ва­ет, стал одним из самых оглу­ши­тель­ных про­ва­лов в исто­рии рос­сий­ско­го кино. Этот гото­вый мате­ри­ал для раз­гром­ных обзо­ров мож­но похва­лить лишь за одно — он поз­во­ля­ет играть в весё­лую игру: уга­дай, из каких аме­ри­кан­ских супер­ге­рой­ских филь­мов ско­пи­ро­ва­ны пер­со­на­жи, костю­мы и сце­ны. Спра­вед­ли­во­сти ради, в зару­беж­ном про­ка­те фильм окупился.


Хранители стабильности

В два­дца­тые мы всту­пи­ли с уста­ло­стью от блок­ба­сте­ров. Их ста­ло слиш­ком мно­го. Тент­по­лы пре­вра­ти­лись в бес­ко­неч­ные сери­а­лы. Оче­ред­ные сикве­лы не слиш­ком инте­ре­со­ва­ли. Пере­за­гру­жен­ные фран­ши­зы разо­ча­ро­вы­ва­ли фана­тов. Закон­чив­ша­я­ся в минув­шем году чет­вёр­тая фаза Marvel была при­зна­на самой сла­бой из всех.

Наи­боль­шее впе­чат­ле­ние из про­ек­тов послед­них лет про­из­вёл «Джо­кер» (2019) Тод­да Фил­лип­са с Хоаки­ном Феник­сом, боль­ше похо­жий на мрач­ный соци­аль­ный мани­фест, сня­тый в тра­ди­ци­ях Скор­се­зе, чем на кино­ко­микс. Фильм стал пер­вым номи­наль­но супер­ге­рой­ским, полу­чив­шим золо­то Вене­ци­ан­ско­го фести­ва­ля. Из сего­дняш­не­го дня ещё луч­ше вид­но, какое гро­зо­вое напря­же­ние в нём сконцентрировано.

«Вы спра­ши­ва­е­те, были ли у меня нега­тив­ные мыс­ли. Все мои мыс­ли — негативные».

Служ­ба тре­вож­ных ново­стей рапор­ту­ет: с миром что-то гло­баль­но не так. То же пред­чув­ствие ката­стро­фы про­ни­зы­ва­ет фильм «Не смот­ри­те вверх» (2021) о летя­щем на Зем­лю гигант­ском метео­ри­те, кото­рый не оста­нав­ли­ва­ют ни супер­ге­рои, ни пра­ви­тель­ство, ни учё­ные. Чело­ве­че­ство поги­ба­ет в печаль­ном и страш­ном фина­ле. Наш инте­рес к супер­ге­ро­ям начал осла­бе­вать, пото­му что мы чув­ству­ем: нас никто не спа­сёт. Как гово­рит злой Супер­мен из «Паца­нов», спо­соб­ный уни­что­жить планету:

«В небе нико­го нет — толь­ко я».

Но имен­но в это вре­мя появил­ся пер­вый рос­сий­ский супер­ге­рой­ский фильм по оте­че­ствен­но­му пер­во­ис­точ­ни­ку с ори­ги­наль­ным пер­со­на­жем — питер­ским чест­ным поли­цей­ским май­о­ром Иго­рем Гро­мом. Корот­ко­мет­раж­ный фильм 2017 года, как спра­вед­ли­во заме­ти­ли кино­кри­ти­ки, был ско­рее тизе­ром к «Чум­но­му Док­то­ру» (2021). Пол­но­мет­раж­ный фильм при­ят­но уди­вил всех. Креп­ко сби­тый, бод­рый и ост­ро­ум­ный экшен с запо­ми­на­ю­щим­ся саунд­тре­ком и достой­ны­ми спе­ц­эф­фек­та­ми (осо­бен­но хоро­ша пиро­тех­ни­ка). Про­ду­ман­ные пер­со­на­жи, адек­ват­ная моти­ва­ция зло­дея, отсыл­ки к оте­че­ствен­ной куль­ту­ре и общая визу­аль­ная симпатичность.

Комикс Bubble «Май­ор Гром»

Фильм удо­сто­ил­ся выс­шей чести для ино­стран­но­го про­ек­та (по мер­кам сего­дняш­не­го дня) — его купил Netflix, при­чём на стри­мин­ге он стал одним из самых топо­вых за 2021 год. Сыг­рав­ше­го глав­ную роль хариз­ма­тич­но­го Тихо­на Жиз­нев­ско­го поль­зо­ва­те­ли запад­ных соц­се­тей срав­ни­ва­ли с Май­к­лом Фасс­бен­де­ром. Рос­сий­ские зри­те­ли осто­рож­но выра­жа­ли надеж­ду, что у нашей супер­ге­ро­и­ки появи­лось будущее.

Но что-то было в «Май­о­ре Гро­ме», что вызва­ло у мно­гих вопро­сы, неха­рак­тер­ные при про­смот­ре филь­ма с весё­лы­ми кар­тин­ка­ми. В комик­се зло­дей-виги­лант Сер­гей Раз­умов­ский (Чум­ной Док­тор) отме­ча­ет жертв белы­ми лен­точ­ка­ми, с кото­ры­ми ассо­ци­и­ру­ет­ся про­тестное дви­же­ние на Болот­ной. Лич­ность пер­со­на­жа наве­я­на осно­ва­те­лем Вкон­так­те Пав­лом Дуро­вым, кото­рый пуб­лич­но отка­зал­ся сотруд­ни­чать с вла­стя­ми и поки­нул Рос­сию. В филь­ме Чум­ной Док­тор выпус­ка­ет в Сети роли­ки о кор­руп­ции, как Алек­сей Наваль­ный, при­вле­кая к про­тестной актив­но­сти под­рост­ков, в чём так­же обви­ня­ли Наваль­но­го. В общем, зло­дей этой исто­рии — оппо­зи­ция госу­дар­ствен­ной вла­сти и её страш­ное ору­жие — интернет.

Чум­ной Док­тор, как Джо­кер, пыта­ет­ся посе­ять рево­лю­ци­он­ный хаос в мир­ном бла­го­по­луч­ном Петер­бур­ге. Хоро­шо, что на стра­же ста­биль­но­сти сто­ит «внук» Гле­ба Жег­ло­ва, май­ор Игорь Гром — чест­ный до моз­га костей хра­ни­тель поряд­ка с замаш­ка­ми бэд-боя, кото­рый дей­ству­ет не по уста­ву, оку­на­ет пре­ступ­ни­ков голо­вой в уни­таз и нару­ша­ет закон, но раз­ве «для себя, для сва­та, для бра­та?». Всё для наро­да. Во всту­пи­тель­ных тит­рах в каве­ре Цоя поют:

«Пере­мен тре­бу­ют наши сердца».

Зачем нам пере­ме­ны, това­рищ май­ор? У нас всё зашибись.

Пере­мен в вашем филь­ме хотел толь­ко кли­ни­че­ский псих Раз­умов­ский и оду­ра­чен­ные им мало­лет­ние иди­о­ты, кото­рых мы про­ща­ем по воз­рас­ту, ведь всем извест­но, что до полу­че­ния пас­пор­та в орга­низ­ме рос­си­ян не фор­ми­ру­ет­ся голов­ной мозг. Но мы-то, сла­ва богу, нор­маль­ные. Не рас­ка­чи­ва­ем лод­ку, не хотим, как в «Джо­ке­ре».

Вам не Цой нужен на тит­ры, а пес­ня груп­пы «Дюна» из 90‑х, стра­шил­ку про кото­рые вы рас­ска­зы­ва­е­те в сикве­ле о дет­стве Иго­ря Гро­ма, зачем-то плю­нув по доро­ге в уби­то­го жур­на­ли­ста Вла­да Листьева:

Зем­ля дро­жит от мощ­но­сти такой,
Вот так он бьёт рукой, наш Вася!
И нику­да не убе­жит негод­ник никакой,
А как он бьёт ногой, наш Вася
И в нашем горо­де покой.

Прав­да, сиквел про ваш аль­тер­на­тив­ный Петер­бург, где граж­да­нам раз­ре­ше­но соби­рать­ся на митин­ги, не вый­дет на Netflix.

Но буду­щее рос­сий­ских супер­ге­ро­ев — это неболь­шая цена за стабильность.

Глав­ное, что­бы в горо­де было спокойно.

И вот ещё что.

Зна­е­те, поче­му Бэт­мен не рабо­та­ет в поли­ции Готэма?

Пото­му что супер­ге­ро­я­ми нуж­на свобода.

Точ­но так же, как и всем остальным.


Читай­те так­же «Бань­ка по-чёр­но­му: фильм-нуар от совет­ско­го экра­на до ново­го рос­сий­ско­го кино».

Поделиться