4 апре­ля 2025 года ста­ло извест­но о смер­ти Паши Тех­ни­ка. За более чем 20 лет карье­ры хариз­ма­тич­ный анде­гра­унд­ный рэпер стал куль­то­вым пер­со­на­жем: одни ува­жа­ют Пав­ла за нестан­дарт­ный под­ход к музы­ке, дру­гие — за свое­об­раз­ный юмор и про­во­ка­ци­он­ное пове­де­ние, тре­тьи — про­сто за люд­ское, кото­ро­го в Тех­ни­ке было мно­го. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что сей­час в соц­се­тях появи­лось мно­же­ство постов памя­ти Пав­ла — как зна­ме­ни­то­стей, так и обыч­ных слушателей.

Осно­ва­тель VATNIKSTAN Сер­гей Лунёв вспо­ми­на­ет глав­ные эта­пы жиз­ни Паши Тех­ни­ка — от анде­гра­унд­но­го при­зна­ния в 2000‑х до все­об­щей извест­но­сти в 2020‑х.


25 мар­та 2025 года Рос­сия тех, кому до соро­ка лет, погру­зи­лась в ожи­да­ние ново­стей из Пху­ке­та. Герой поко­ле­ния Паша Тех­ник уми­рал на ази­ат­ском курорте.

Исто­рия сце­ны мос­ков­ско­го хип-хоп-анде­гра­ун­да, затмив­шая к кон­цу 2000‑х всё вокруг внут­ри моло­дёж­ной куль­ту­ры, заслу­жи­ва­ет кро­пот­ли­во­го изу­че­ния. Цен­траль­ной фигу­рой иссле­до­ва­ния дол­жен стать Павел Ивлев, хариз­ма­тик и нова­тор, полу­чив­ший извест­ность как Паша Тех­ник или, в преж­нем напи­са­нии, technique.

С под­рост­ко­вых лет Паша тусо­вал­ся в рэп-сооб­ще­стве и в 2002 году создал груп­пу Kunteynir. Кол­лек­тив бази­ро­вал­ся на самых аван­гард­ных тече­ни­ях жан­ра, преж­де в Рос­сии неви­дан­ных. Сфор­ми­ро­ва­лась уни­каль­ная сти­ли­сти­ка Kunteynir: тек­сты, напол­нен­ные деви­а­ци­я­ми и оттал­ки­ва­ю­щи­ми обра­за­ми, абсур­дист­ским юмо­ром и соци­аль­ны­ми оза­ре­ни­я­ми, жар­го­ном и матом, бытом и спли­фом, шмот­ка­ми и фут­бо­лом, небреж­но начи­ты­ва­лись под гип­но­ти­че­ские заво­ра­жи­ва­ю­щие биты.

Инстру­мен­та­лы делал Тех­ник. Без битов тек­сты — бес­смыс­лен­ная ахи­нея, часто фри­стайл. Тогда музы­каль­ной жур­на­ли­сти­ке на Kunteynir поста­ви­ли штамп «абстракт­ный рэп». Сей­час, годы спу­стя, слу­ша­те­ли опи­сы­ва­ют зна­ком­ство с твор­че­ством как катар­сис: мой друг, преж­де увле­ка­ю­щей­ся ска и ой-пан­ком, сверст­ник Тех­ни­ка, ска­зал, что про­слу­шав Kunteynir, он «сошёл с ума на несколь­ко лет».

Для инду­стрии это было насто­я­щим откро­ве­ни­ем. У Kunteynir не было про­блем с тем, где изда­вать­ся. Для зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щих ком­па­ний груп­па — насто­я­щая наход­ка, хоть и не рас­счи­тан­ная на мас­со­во­го слу­ша­те­ля. Про таких арти­стов гово­рят «в этом что-то есть», инту­и­тив­но ощу­щая потенциал.

По рекорд-лей­б­лам груп­пы мож­но судить о транс­фор­ма­ции нише­вой зву­ко­за­пи­си в стране. Пер­вые два аль­бо­ма выхо­дят на RAP Recordz, едва ли не пер­вой зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щей ком­па­ни­ей с рус­ским рэпом, и реши­тель­ным обра­зом отли­ча­ют­ся от все­го того, что там преж­де выхо­ди­ло. Паше в это вре­мя едва за 20.

Kunteynir начал высту­пать. Тех­ник выхо­дил в мас­ке обе­зья­ны и пёр­ся от хей­та пуб­ли­ки. У Паши, без­услов­но­го фронт­ме­на груп­пы, было два обра­за — в кеп­ке Burberry и в мас­ке обезьяны.

В 2006 году Kunteynir пере­шёл на сноб­ский «299 Records», кото­рый выпу­стил два аль­бо­ма кол­лек­ти­ва. На рекорд-лей­б­ле, под­чи­нён­ном попу­ля­ри­за­ции твор­че­ства осно­ва­те­ля Геор­га Кор­га и его лич­ных спе­ци­фи­че­ских музы­каль­ных вку­сов, Kunteynir выгля­дел совсем ино­род­но. Но «299 Records» актив­но про­дви­гал под­пи­сан­тов. Лей­бл снял клип для Kunteynir, пред­на­зна­чен­ный для транс­ля­ции на «аль­тер­на­тив­ных кана­лах». Ради эфи­ра груп­па поме­ня­ла назва­ние тре­ка с «При­вет, пидер» на «При­вет, питер». Неиз­вест­но, кто-либо когда-либо видел клип Kunteynir по телевизору.

Паша завёл ЖЖ. В 22 года рас­пи­сал авто­био­гра­фи­че­ский пост, кото­рый ныне раз­ле­тел­ся по мно­гим медиа. Kunteynir — вос­тре­бо­ван­ный клуб­ный кол­лек­тив. Со вто­рой поло­ви­ны 2000‑х с груп­пой высту­па­ли созвуч­ные по духу мос­ков­ские кол­лек­ти­вы — «Тра­ге­дия всей жиз­ни», «Жёл­тая вет­ка», «Рыноч­ные отно­ше­ния», «Полу­мяг­кие», «Чёр­ная экономика».

Поды­то­жил клас­си­че­ский пери­од Kunteynir аль­бом «Пять лет» 2008 года. Релиз при­ня­то назы­вать едва ли не вер­ши­ной твор­че­ства груп­пы. Инстру­мен­та­лы гото­ви­ли lapti и Паша. 23 ком­по­зи­ции с отбор­ным абстрак­том, на кото­рых задей­ство­ва­ны глав­ные анде­гра­унд­ные арти­сты сво­е­го вре­ме­ни. Выпу­щен­ный сво­и­ми сила­ми аль­бом впо­след­ствии пере­из­дал мей­джор-лей­бл «Союз».

В 24 года Паша Тех­ник уже мог себя ощу­щать «коро­лём анде­гра­ун­да», родо­на­чаль­ни­ком осо­бо­го под­жан­ра рус­ско­го рэпа, име­ю­ще­го с каж­дым днём рас­ши­ря­ю­щу­ю­ся ауди­то­рию. В 2008 году после выхо­да, воз­мож­но, луч­ше­го аль­бо­ма, живой клас­сик рус­ско­го анде­ра сел в тюрь­му. Есте­ствен­но, по ста­тье 228.

Вычерк­ну­тые из твор­че­ской актив­но­сти пять лет толь­ко спо­соб­ство­ва­ли росту попу­ляр­но­сти Паши Тех­ни­ка. За это вре­мя род­ствен­ные арти­сты соби­ра­ли всё боль­ше и боль­ше наро­да. Появил­ся и виру­сил­ся при­зыв free pasha technique. Биты Тех­ни­ка заме­ти­ли за рубе­жом — на Pitchfork вышёл обзор­ный мате­ри­ал о рус­ских бит­мей­ке­рах. Паша — один из геро­ев ста­тьи. Из тюрь­мы в 2013 году Пашу жда­ла уве­ли­чив­ша­я­ся фан-база слу­ша­те­лей, работ­ни­ки хип­стер­ских редак­ций и дель­цы мейн­стри­мо­вых рекорд-лейблов.

Воз­вра­ще­ние полу­чи­лось три­ум­фаль­ным. Пона­ча­лу каза­лось, что это отло­жен­ный успех созда­те­ля рус­ско­го анде­гра­ун­да, не успев­ше­го полу­чить диви­ден­ды от запу­щен­ной им музы­каль­ной вол­ны. Но Паша Тех­ник шёл в ногу со вре­ме­нем. Рос­сия 2010‑х смот­ре­ла рэп-батт­лы. Мастер фри­стай­ла вышел на Versus и нёс весё­лую гали­ма­тью, самым внят­ным из кото­рой был совет, какой дли­ны долж­ны быть шор­ты у нор­маль­но­го муж­чи­ны. В момен­те пуб­ли­ка была оскорб­ле­на и него­до­ва­ла, но затем выступ­ле­ние раз­ле­те­лось по интер­не­ту мемами.

Рас­ко­ван­ный Паша Тех­ник чув­ство­вал себя всю­ду в сво­ей тарел­ке. Его сце­ни­че­ский образ пере­нёс­ся в объ­ек­ти­вы камер юмо­ри­сти­че­ских шоу. Тех­ник давал бес­чис­лен­ное коли­че­ство интер­вью. Чаще все­го они были сде­ла­ны под копир­ку, но Паша ока­зал­ся непре­взой­дён­ным коме­ди­ан­том — нико­гда не зна­ешь, какую шут­ку ты от него услы­шишь. Его, что назы­ва­ет­ся, нес­ло. Особ­ня­ком сто­ит интер­вью для про­грам­мы «Депрс­на». Паша под­бад­ри­вал при­шед­ше­го зада­вать умные вопро­сы, но явно не нахо­дя­ще­го себе места ведущего.

Музы­ка для Тех­ни­ка буд­то ушла на зад­ний план. Для уве­ли­че­ния соб­ствен­ной попу­ляр­но­сти Паша мог ниче­го не выпус­кать, но он воз­рож­дал Kunteynir, писал соль­ни­ки и фито­вал на чужих ком­по­зи­ци­ях. Закон­чил толь­ко с бит­мей­кин­гом, где, воз­мож­но, был наи­бо­лее хорош. Теперь Тех­ник читал рэп исклю­чи­тель­но под чужие биты. Рели­зы 2010‑х — дис­ко­теч­ные, с трэпом и брейк­би­том, сохра­нив­шие фир­мен­ный поток созна­ния. Появи­лись воз­мож­но­сти про­из­во­дить про­дукт с ресур­са­ми мей­джор-лей­б­ла — пол­но­цен­ные кли­пы со звёз­да­ми сме­ни­ли низ­ко­бюд­жет­ные видео вре­мён «299 Records».

Паша Тех­ник был удоб­ной мише­нью для мора­ли­за­то­ров, иде­аль­ной кан­ди­да­ту­рой како­го-либо местеч­ко­во­го дви­же­ния спа­си­те­лей нации для сво­е­го само­утвер­жде­ния. Часто юмор­ная око­ле­си­ца Тех­ни­ка зву­ча­ла амо­раль­но, он не скры­вал зло­упо­треб­ле­ний пси­хо­ак­тив­ны­ми веще­ства­ми. Но любые напад­ки на Пашу вызы­ва­ли у обще­ства толь­ко раз­дра­же­ние: оби­жа­ют убо­го­го и оби­жа­ют­ся на шута. Это не по-люд­ски, а в нём люд­ско­го много.

Тех­ни­ка назы­ва­ли юро­ди­вым. Но юро­ди­вые ком­мер­че­ски несо­сто­я­тель­ны, не сле­дят за собой. Это­го нель­зя было ска­зать про Пашу. Воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние, что Тех­ник игра­ет роль трикс­те­ра, коми­че­ско­го плу­та, Ива­нуш­ку-дурач­ка. Он полу­ча­ет выго­ду над тем, что над ним поте­ша­ют­ся, сжи­га­ет себя на гла­зах у тол­пы не по-насто­я­ще­му, у него есть вол­шеб­ный анти­дот. Ока­за­лось, что это толь­ко впечатление.

В 2020‑е Паша Тех­ник всту­пил в обой­му глав­ных рус­ских рэпе­ров. Подру­жил­ся с Гуфом. Пре­вра­тил­ся в тор­го­вую мар­ку — под брен­дом Тех­ни­ка выпус­ка­ли пар­фюм и пиво.

Паша про­дол­жал шутить. Каж­дый год в обра­зе пре­зи­ден­та выпус­кал ново­год­ние поздрав­ле­ния. Уже как мно­го лет женат, у него родил­ся сын. Мож­но было поду­мать, что Тех­ник осте­пе­нил­ся. Но потом буд­то бы что-то над­ло­ми­лось. Реа­би­ли­та­ци­он­ные цен­тры с интер­вью-испо­ве­дя­ми у нар­ко­ло­гов. Сры­вы со скан­да­ла­ми, а затем опять испо­ве­ди. Жизнь Тех­ни­ка из забав­ной пре­вра­ти­лась в тра­ги­че­скую. Твор­че­ство ста­ло инте­рес­нее и над­рыв­нее. С очень уста­лым флоу и рас­стро­ен­ной дик­ци­ей шут встав­лял в при­выч­ный абстракт­ный поток созна­ния серьёз­ные вещи.

5 апре­ля 2025 года Паша Тех­ник умер. Рос­сия об этом узна­ла 4 апре­ля — в Таи­лан­де уже насту­пи­ло зав­тра. Это был послед­ний трюк Паши Техника.


Читай­те также:

— Кирил­ли­ца: алфа­вит Дец­ла;

— Фор­мей­шен 2.0: как «Лени­на Пакет» изме­ни­ли рус­ский анде­гра­унд