Добыча плутония, грибы в купальниках и вейпорвейв: самые яркие отечественные клипы 1990‑х годов

Недав­но мы рас­ска­зы­ва­ли о самых неле­пых кли­пах, кото­ры­ми в нача­ле нуле­вых радо­вал зри­те­лей MTV леген­дар­ный «Shit-парад». Появись он на 10 лет рань­ше, его веду­щим при­шлось бы совсем неслад­ко — в 1990‑х годах наши кли­п­мей­ке­ры порой так увле­ка­лись экс­пе­ри­мен­та­ми с ани­ма­ци­ей и ком­пью­тер­ной гра­фи­кой, что рука зри­те­ля пере­да­чи «Доб­рое утро, стра­на» неволь­но тяну­лась к теле­ви­зи­он­но­му пуль­ту. Тем не менее в этом раз­но­шёрст­ном пото­ке ино­гда встре­ча­лись малень­кие шедев­ры, о кото­рых сей­час мало кто помнит.

VATNIKSTAN пока­жет вам пре­крас­ные и ужас­ные, смеш­ные и жут­кие, пла­сти­ли­но­вые, рисо­ван­ные, кине­ма­то­гра­фи­че­ские и даже эро­ти­че­ские музы­каль­ные оте­че­ствен­ные кли­пы той эпо­хи. Напря­гай­те бара­бан­ные пере­пон­ки, рас­кры­вай­те гла­за поши­ре и запа­сай­тесь воро­хом пла­точ­ков для ути­ра­ния слёз носталь­гии. Будет инте­рес­но. И немно­го страшно.


Николай Носков «Я тебя люблю»

Нач­нём с хоро­ше­го. Пер­вый на оче­ре­ди — пси­хо­ло­ги­че­ский трил­лер режис­сё­ра Арме­на Пет­ро­ся­на «Я тебя люб­лю» с Нико­ла­ем Нос­ко­вым в глав­ной роли. Меж­ду про­чим, в 1980‑х годах буду­щий кли­п­мей­кер рабо­тал худож­ни­ком-муль­ти­пли­ка­то­ром армян­ской ани­ма­ции, что уже о мно­гом гово­рит. Если хоти­те позна­ко­мить­ся с его ран­ним твор­че­ством и не бои­тесь оче­ред­но­го при­сту­па экзи­стен­ци­аль­ной тос­ки — посмот­ри­те, напри­мер, «Кры­су» (1988). Так­же Пет­ро­сян при­ло­жил руку к созда­нию филь­ма «Кон­струк­тор крас­но­го цве­та» (1993), кото­рый мы не реко­мен­ду­ем к про­смот­ру людям с чув­стви­тель­ной пси­хи­кой и таким же чув­стви­тель­ным желудком.

Во вто­рой поло­вине 1990‑х годов Пет­ро­сян взял­ся за кли­пы. Имен­но он снял для Лин­ды зна­ме­ни­тую «Воро­ну» и жут­кий «Север­ный ветер» — жут­кий пото­му, что в нём исполь­зо­ва­ны реаль­ные кадры.

В кли­пе «Я тебя люб­лю» Нико­лай Нос­ков, види­мо, стра­да­ю­щий син­дро­мом Адель Гюго — насто­я­ще­го любов­но­го безу­мия, кото­рое лечат пси­хи­ат­ры, — мечет­ся по тём­ной ком­на­те с мяг­ки­ми сте­на­ми. «Я тебя люб­лю!» — исступ­лён­но повто­ря­ет певец, в то вре­мя как его тело на зад­нем плане беше­но кру­тит­ся на меди­цин­ской катал­ке. Ком­па­нию паци­ен­ту состав­ля­ют капель­ни­ца, хирур­ги­че­ский сто­лик с инстру­мен­та­ми и чуче­ло лысой кош­ки. Эта скуд­ная обста­нов­ка в кон­це кон­цов гиб­нет под уда­ра­ми неиз­вест­но отку­да взяв­шей­ся кувал­ды, кото­рой Нос­ков ярост­но раз­ма­хи­ва­ет под тяжё­лый гитар­ный про­иг­рыш. Пери­о­ди­че­ски на экране появ­ля­ет­ся девуш­ка с ангель­ским лицом, кото­рое обрам­ля­ет цве­точ­ный венок, — веро­ят­но, та самая, из-за кото­рой Нос­ко­ва отпра­ви­ли в стационар.

Кад­ры боль­нич­ной пала­ты пере­ме­жа­ют­ся с изоб­ра­же­ни­я­ми горо­да, по ули­цам кото­ро­го с боль­шой ско­ро­стью мечет­ся каме­ра, выхва­ты­вая из окру­жа­ю­ще­го про­стран­ства серые стеб­ли высо­ток, пау­ти­ны дорож­ных маги­стра­лей, раз­мы­тые пят­на фона­рей и чело­ве­че­ских лиц. Вне­зап­но в этот безум­ный видео­ряд вкли­ни­ва­ет­ся наме­рен­ная или неволь­ная отсыл­ка к филь­му «Кой­я­а­нис­ка­ци» — огром­ный диск луны, пря­чу­щий­ся за сте­ну небоскрёба.

Конец кли­па, по всей види­мо­сти, гово­рит о пол­ном и без­воз­врат­ном раз­ру­ше­нии хруп­кой пси­хи­ки влюб­лён­но­го: зда­ния рушат­ся, теле­ви­зо­ры взры­ва­ют­ся, а сам он ска­чет по пала­те, пиная табу­рет­ку. Такой люб­ви — а точ­нее, болез­нен­но­го вле­че­ния — теле­зри­те­ли 1990‑х, навер­ное, ещё не виде­ли. Но чув­ство­ва­ли наверняка.


Русский размер «Вот так»

Про­дол­жая тему музы­каль­ной кине­ма­то­гра­фии, пред­став­ля­ем футу­ри­сти­че­скую анти­уто­пию об ино­пла­нет­ном госу­дар­стве Плу­то­ния, сня­тую Алек­сан­дром Соло­хой. Вам навер­ня­ка зна­ко­мо его твор­че­ство: Соло­ха закра­сил чёр­ным фло­ма­сте­ром лицо Зем­фи­ры (ныне ино­агент­ки) в кли­пе «Ари­ви­дер­чи», позна­ко­мил солист­ку «Ноч­ных снай­пе­ров» с чело­ве­ком-неви­дим­кой в «31‑й весне», а Гри­го­рия Леп­са отпра­вил бро­дить по холод­ным ули­цам с пес­ней «Рюм­ка вод­ки на сто­ле». Но, по скром­но­му мне­нию авто­ра это­го мате­ри­а­ла, одной из луч­ших работ Соло­хи явля­ет­ся клип на пес­ню «Вот так» груп­пы «Рус­ский раз­мер», сня­тый в мут­ном филь­тре сепии.

Если кад­ры из кли­па пока­жут­ся вам зна­ко­мы­ми — зна­чит, «Мет­ро­по­лис» Фри­ца Лан­га вы уже виде­ли. Соло­ха поза­им­ство­вал у немец­ко­го режис­сё­ра изряд­ное коли­че­ство сцен, кото­рые отлич­но соче­та­ют­ся с неким подо­би­ем рус­ско­го кино­аван­гар­да 1920‑х годов и спе­ц­эф­фек­тов в духе одно­го из родо­на­чаль­ни­ков не толь­ко совет­ской, но и миро­вой кос­ми­че­ской фан­та­сти­ки Пав­ла Клу­шан­це­ва.

На фоне мелан­хо­лич­ной элек­трон­ной музы­ки и голо­са Сер­гея Луцен­ко, выды­ха­ю­ще­го на высо­ких нотах почти как Томас Андерс из Modern Talking, худо­ща­вый муж­чи­на энер­гич­но ору­ду­ет кир­кой в поис­ках бле­стя­щих кри­стал­лов. Судя по над­пи­си на экране, ему нужен плу­то­ний-242 с неве­ро­ят­ным атом­ным чис­лом 412. Люби­те­лей «твёр­дой» науч­ной фан­та­сти­ки про­сим про­стить Соло­хе эту худо­же­ствен­ную воль­ность. Кста­ти, вполне веро­ят­но, что радио­ак­тив­ный металл, дав­ший назва­ние вымыш­лен­но­му госу­дар­ству, — это отсыл­ка к рома­ну Вла­ди­ми­ра Обру­че­ва «Плу­то­ния».

Видео­ряд гип­но­ти­зи­ру­ет: элек­три­че­ские мол­нии, крас­ные звёз­ды, футу­ри­сти­че­ские пей­за­жи, паря­щие сфе­ры, отда­лён­но напо­ми­на­ю­щие моле­ку­лы мета­на, мель­ка­ю­щая 25‑м кад­ром над­пись Citius, altius, fortius («Быст­рее, выше, силь­нее») и ожи­да­е­мый реве­ранс в сто­ро­ну звез­ды «Мет­ро­по­ли­са» Бри­гит­ты Хельм — сня­тое круп­ным пла­ном жен­ское лицо с широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми. Немно­го неуют­но ста­но­вит­ся от этой кар­тин­ки кос­ми­че­ско­го (и, судя по оби­лию крас­ных звёзд, ком­му­ни­сти­че­ско­го) оази­са под стек­лян­ным кол­па­ком. Кажет­ся, имен­но здесь, в Плу­то­нии, рабо­чие год за годом стро­ят замя­тин­ский Инте­грал. Или где-то рядом испы­ты­ва­ет свой гипер­бо­ло­ид инже­нер Гарин. Или бро­дит по пустын­ным рав­ни­нам Аэли­та. Или всё сразу.


Дмитрий Маликов «Нет, ты не для меня»

От жан­ро­во­го кино пере­хо­дим к арт­ха­у­су, сня­то­му в визу­аль­ной эсте­ти­ке — вы не пове­ри­те — вей­по­рвей­ва. Ну почти. Пастель­ных и нео­но­вых цве­тов, тра­ди­ци­он­ных дель­фи­нов и бас­сей­нов здесь нет, но сход­ство оче­вид­но. Стиль­ный даже по нынеш­ним мер­кам клип снял Олег Гусев, бла­го­да­ря кото­ро­му почти 30 лет назад мы уви­де­ли леде­ня­щий кровь детек­тив­ный трил­лер на пес­ню Вале­рия Мелад­зе «Сам­ба бело­го мотыл­ка», мело­дра­ма­ти­че­скую исто­рию Аллы Пуга­чё­вой «Позо­ви меня с собой» и того же Дмит­рия Мали­ко­ва, запер­то­го в ван­ной, вынуж­ден­но­го давить­ся алко­го­лем и озлоб­лен­но повто­рять: «Ты, одна ты такая…» Прав­да, Гусе­ва неод­но­крат­но обви­ня­ли в пла­ги­а­те — напри­мер, видео на пес­ню Дмит­рия Кол­ду­на «Я для тебя» подо­зри­тель­но напо­ми­на­ет Pure Morning Placebo. Так что за ори­ги­наль­ность идеи для кли­па «Нет, ты не для меня» мы не ручаемся.

При­гла­ша­ем вас про­сле­до­вать в чёр­но-белую клет­ча­тую ком­на­ту, где таин­ствен­ная чёр­но-белая дама, напо­ми­на­ю­щая деву­шек с иллю­стра­ций аме­ри­кан­ско­го худож­ни­ка Пат­ри­ка Най­дже­ла, пыта­ет­ся соблаз­нить упря­мо­го секс-сим­во­ла оте­че­ствен­ной эст­ра­ды. Обра­ща­ясь к ней, Дмит­рий поёт с таким чув­ством, что из его рта выле­та­ют капель­ки слю­ны, кото­рые зор­кий зри­тель может заме­тить в нача­ле видео.

Но это мело­чи. В первую оче­редь обра­ти­те вни­ма­ние на тан­цо­ра в круг­лых тём­ных очках, кото­рый, сохра­няя невоз­му­ти­мое выра­же­ние лица, испол­ня­ет необыч­ный, но заво­ра­жи­ва­ю­щий танец, пред­став­ля­ю­щий собой при­чуд­ли­вую смесь соблаз­ни­тель­но­го вога и энер­гич­но­го тек­то­ни­ка. Где-то рядом, не обра­щая вни­ма­ния на про­ни­ка­ю­щий в поме­ще­ние газ неиз­вест­но­го про­ис­хож­де­ния, моло­тит по удар­ной уста­нов­ке бара­бан­щик. Поз­же всту­па­ют струн­ные, пою­щие в руках блед­ных муж­чин с алы­ми губами.

Чёр­но-белая клет­ка стен и пола меня­ет цвет, рас­тя­ги­ва­ет­ся, рас­сы­па­ет­ся, соби­ра­ет­ся вновь и пре­вра­ща­ет­ся в серые гро­зо­вые обла­ка, бегу­щие по плос­ко­сти. Хруп­кую целост­ность про­стран­ства нару­ша­ют десят­ки раз­но­цвет­ных пла­нет, види­мо сбив­ших­ся со сво­ей оси и нахо­дя­щих­ся в поис­ке новой звез­ды с доста­точ­ной силой гравитации.

Гусев явно опе­ре­дил своё вре­мя. Этот клип — пре­крас­но испол­нен­ный обра­зец утон­чён­но­го арти­сти­че­ско­го безу­мия, где вяз­кая сно­вид­че­ская реаль­ность ожи­ва­ет, под­чи­ня­ясь колю­че­му рит­му кла­виш­ных. Воз­мож­но, так выгля­дит горя­чеч­ный сон како­го-нибудь при­мер­но­го, но без­на­дёж­но влюб­лён­но­го семья­ни­на, кото­рый, под­ко­шен­ный грип­пом и облеп­лен­ный стек­лян­ны­ми бан­ка­ми, бре­дит о дру­гой жен­щине в объ­я­ти­ях ниче­го не пони­ма­ю­щей жены.


Ирина Салтыкова «Серые глаза»

Как и живая кук­ла Бар­би оте­че­ствен­ной поп-сце­ны Ири­на Сал­ты­ко­ва, мы дол­го не мог­ли опре­де­лить­ся с тем, какие гла­за нам нра­вят­ся боль­ше. Выби­рая меж­ду кли­па­ми на пес­ни «Голу­бые глаз­ки» и «Серые гла­за», мы реши­ли оста­но­вить­ся на послед­нем, несмот­ря на при­сут­ствие в пер­вом пен­ной вече­рин­ки с шах­ма­та­ми, огром­но­го леден­ца, кото­рый по оче­ре­ди обли­зы­ва­ют все жела­ю­щие, и неве­ро­ят­но­го коли­че­ства блёсток.

Дума­е­те, Мали­ков был един­ствен­ным, кто раз­гу­ли­вал в мод­ных инте­рье­рах до того, как это ста­ло мейн­стри­мом? А вот и нет. Режис­сёр Сер­гей Каль­вар­ский посе­лил Ири­ну Сал­ты­ко­ву в куколь­ные хоро­мы, где есть не толь­ко клет­ча­тый пол, но и колон­ны, и даже кано­ни­че­ская для эсте­ти­ки вей­по­рвей­ва голо­ва ста­туи. А глав­ное — харак­тер­ные цве­та: кон­фет­но-розо­вый и лазур­но-голу­бой. Застыв­ший кадр с гип­со­вой скульп­ту­рой — почти облож­ка зна­ме­ни­то­го аль­бо­ма Floral Shoppe от Macintosh Plus. С натяж­кой, но всё-таки.

Певи­цу раз­вле­ка­ет бар­мен, сме­ши­ва­ю­щий напит­ки на фоне огром­ных мед­лен­но мор­га­ю­щих голу­бых глаз — види­мо, намёк на ново­го избран­ни­ка певи­цы, о кото­ром она спо­ёт в сле­ду­ю­щем аль­бо­ме. Устав жон­гли­ро­вать бутыл­ка­ми, моло­дой чело­век укла­ды­ва­ет Ири­ну на бар­ную стой­ку, взби­ра­ет­ся на девуш­ку и ста­вит меж­ду её ног стек­лян­ный ста­кан, а сам запи­хи­ва­ет себе в гуль­фик шей­кер. В ста­кан льёт­ся оран­же­вый напи­ток. Визу­аль­ная фрук­то­вая жвач­ка рвёт­ся, и на экране появ­ля­ет­ся тём­ная ком­на­та с полу­го­лы­ми муж­чи­на­ми, до зубов воору­жен­ны­ми БДСМ-атри­бу­ти­кой. Сал­ты­ко­ва пере­во­пло­ща­ет­ся в суро­вую доми­на­трикс и при­со­еди­ня­ет­ся к ребя­там в кожа­ных ремнях.

Если любов­ное безу­мие Нико­лая Нос­ко­ва носит харак­тер пси­хи­че­ско­го рас­строй­ства, то у Сал­ты­ко­вой оно пре­вра­ща­ет­ся в невин­ную, но сек­су­аль­но заря­жен­ную игру, где роман­ти­че­ские фан­та­зии сме­ши­ва­ют­ся с тём­ны­ми жела­ни­я­ми в духе «50 оттен­ков серого».

«Мне гово­рят, ты сошла с ума», — поёт Сал­ты­ко­ва, при­пля­сы­вая в розо­вом латекс­ном пла­ще. Ну и пусть гово­рят. Зато у неё есть розо­вый замок с голу­бы­ми колон­на­ми, а у её разум­ных това­ри­щей — толь­ко уны­лая двуш­ка с пло­хо рабо­та­ю­щим отоп­ле­ни­ем и огром­ной квартплатой.


Ахи-вздохи «Малолетка»

При­сту­па­ем к обзо­ру поп-шок-кон­тен­та. Для разо­гре­ва возь­мём вещь попро­ще — музы­каль­ную филип­пи­ку, адре­со­ван­ную безы­мян­ной несо­вер­шен­но­лет­ней девушке.

Вни­ма­ние, вопрос: что будет, если взять двух суб­тиль­ных ребят из груп­пы «Фактор‑2» образ­ца 2003 года, докру­тить их бру­таль­ность до уров­ня геро­ев мема «[едрить] ты лох» и заста­вить петь адап­ти­ро­ван­ную для уче­ни­ков сред­них клас­сов пес­ню Андрея Алек­си­на о мало­лет­них рас­пут­ни­цах, щед­ро сдоб­рен­ную дет­ски­ми драз­нил­ка­ми? Дума­ем, вы уже дога­да­лись, что из этой ядрё­ной сме­си полу­чит­ся весё­лый квар­тет с том­ным назва­ни­ем «Ахи-вздо­хи» и пес­ней «Мало­лет­ка», кото­рую во весь голос рас­пе­ва­ли во дво­рах и школь­ных кори­до­рах в кон­це 1990‑х — нача­ле 2000‑х годов.

В кли­пе на пес­ню о неда­лё­кой юной девуш­ке два уро­жен­ца Сара­то­ва — Дмит­рий Ива­нов и Алек­сандр Лаза­рен­ко — энер­гич­но тан­цу­ют на фоне фан­та­сти­че­ско­го город­ско­го пей­за­жа, где высот­ки сосед­ству­ют со сред­не­ве­ко­вы­ми зам­ка­ми. Пар­ни, один из кото­рых демон­стри­ру­ет зри­те­лям мод­ную хули­ган­скую при­чёс­ку с акку­рат­ной чёлоч­кой, не поют, а ярост­но кри­чат в каме­ру: «Бум-бум-бум-бум-бум, дура-дурой!» Лица нахму­ре­ны, гла­за широ­ко рас­кры­ты, а рты, кажет­ся, вот-вот нач­нут изры­гать огонь. Созда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что соли­сты име­ют лич­ные счё­ты с юной барыш­ней и хотят мораль­но отко­ло­тить её бес­смыс­лен­ной и бес­по­щад­ной песней-кричалкой.

Музы­каль­ный опус напо­ми­на­ет дет­ское «Маш­ка дура, хвост наду­ла». Толь­ко Маш­ка уже под­рос­ла и закан­чи­ва­ет как мини­мум седь­мой класс.

Глав­ная геро­и­ня кли­па пред­ста­ёт перед зри­те­ля­ми в обра­зе двух­мер­но­го пер­со­на­жа комик­сов. Её вызы­ва­ю­щий внеш­ний вид ста­но­вит­ся при­чи­ной транс­порт­но­го кол­лап­са и вспыш­ки бан­дит­ско­го бес­пре­де­ла. Роль «живых» несо­вер­шен­но­лет­них деву­шек испол­ня­ют вока­лист­ки «Ахов-вздо­хов», кото­рые, раз­ма­хи­вая собран­ны­ми в хво­сти­ки воло­са­ми, весе­ло рас­пе­ва­ют: «Ля-ля-ля-ля…»

В какой-то момент один из соли­стов, види­мо, не спра­вив­шись с наплы­вом чувств, вгры­за­ет­ся зуба­ми в пле­чо това­ри­ща. А всё пото­му, что какая-то юная осо­ба слиш­ком любит леден­цы на палоч­ке и «ведёт­ся на левую ботву» (что это зна­чит, неизвестно).
Но сколь­ко бы ни зли­лись ребя­та из «Ахов-вздо­хов», сколь­ко бы ни кри­ча­ли «дура-дурой», всё рав­но «Мало­лет­ка» зву­чит лишь как гнев­ное посвя­ще­ние оскорб­лён­но­го школь­ни­ка воз­люб­лен­ной, кото­рая пред­по­чла ему кого-то постар­ше. Хотя на фоне твор­че­ства выше­упо­мя­ну­то­го Алек­си­на эта неза­мыс­ло­ва­тая драз­нил­ка выгля­дит доволь­но безобидно.


Президент и амазонка «Клубничка»

«Ахи-вздо­хи» — это ещё цве­точ­ки. Сей­час будут самые насто­я­щие ягодки.

Помни­те, как в дет­стве нас учи­ли не рвать тём­но-синий воро­ний глаз, мас­ки­ру­ю­щий­ся под чер­ни­ку, и не уго­щать­ся вол­чьим лыком, чьи круп­ные гроз­дья напо­ми­на­ют крас­ную смо­ро­ди­ну? Неко­то­рые рас­те­ния и сами не прочь пола­ко­мить­ся жив­но­стью — напри­мер, зуба­стая вене­ри­на мухо­лов­ка или пах­ну­щая раз­ла­га­ю­щей­ся пло­тью раф­фле­зия. Пред­ставь­те, что како­му-нибудь безум­но­му уче­ни­ку Мичу­ри­на уда­лось скре­стить опас­ную яго­ду с какой-нибудь кро­во­жад­ной росян­кой и наде­лить их зло­ве­ще­го отпрыс­ка чело­ве­че­ским разу­мом и садист­ски­ми наклон­но­стя­ми. Если пред­став­лять не хочет­ся, то посмот­ри­те клип груп­пы «Пре­зи­дент и ама­зон­ка» на пес­ню с игри­вым назва­ни­ем «Клуб­нич­ка». Вот они — гла­за­стые дети­ща сума­сшед­ше­го учёного.

В опи­са­нии к одной из вер­сий видео на Юту­бе ска­за­но, что клип для груп­пы «Пре­зи­дент и ама­зон­ка», извест­ной бес­смерт­ны­ми хита­ми «Жу-жу» и «А мы ему по мор­де чай­ни­ком», сня­ли некие «бар­на­уль­ские гении» Миха­ил Соло­вьёв и Кон­стан­тин Вино­гра­дов. К сожа­ле­нию, подроб­ной инфор­ма­ции о них нам най­ти не уда­лось. Понять, что хоте­ли ска­зать сво­ей рабо­той бар­на­уль­ские фан­та­зё­ры, мы тоже не смог­ли. Но попытались.

Вдох­нов­лён­ные исто­ри­ей Гре­го­ра Зам­зы, ковар­ные антро­по­морф­ные яго­ды соблаз­ня­ют муж­чин и пре­вра­ща­ют их в неве­ро­ят­но урод­ли­вых бабо­чек. Пер­вой жерт­вой ста­но­вит­ся пух­лый моло­дой чело­век с иро­ке­зом, оде­тый в некое подо­бие паке­та-май­ки с изоб­ра­же­ни­ем клуб­ни­ки. За ним сле­ду­ют учё­ный-энто­мо­лог и «новый рус­ский» с тол­стой золо­той цепью на гру­ди. В пере­ры­ве меж­ду экзе­ку­ци­я­ми клуб­нич­ные девуш­ки совер­ша­ют риту­аль­ные тан­цы у кост­ра или отмо­ка­ют в горя­чем джа­ку­зи, без стес­не­ния демон­стри­руя зри­те­лям свои округ­лые фор­мы, раз­ме­ры кото­рых рас­тут по мере уве­ли­че­ния коли­че­ства жертв.

Поче­му для про­стень­кой пес­ни, где про­тяж­ные народ­ные напе­вы соче­та­ют­ся с при­ми­тив­ной элек­трон­ный музы­кой и кри­чал­ка­ми, заим­ство­ван­ны­ми у The Offspring, сня­ли такой «наво­ро­чен­ный» клип — неиз­вест­но. Зато текст «Клуб­нич­ки» вопро­сов не вызы­ва­ет. Запом­ни­те: дове­рять моло­дым людям, кото­рые слиш­ком настой­чи­во пыта­ют­ся выяс­нить, какой вид ягод вам нра­вит­ся, опас­но. А если ваш любо­пыт­ный спут­ник ока­зал­ся ещё и наха­лом — немед­лен­но зови­те на помощь клуб­нич­ных ама­зо­нок. Они разберутся.


Заплатки «Завтра выходной»

Стран­ный, страш­ный и места­ми смеш­ной клип груп­пы «Заплат­ки», демон­стри­ру­ю­щий чей-то удач­ный уик-энд, не усту­па­ет в ори­ги­наль­но­сти кис­лот­но­му хор­ро­ру об ожив­шей клуб­ни­ке. Сле­пи­ли его в Пла­сти­ли­но­вой сту­дии Мак­са Сви­ри­до­ва, кото­рая про­сла­ви­лась застав­кой к пере­да­че «Сам себе режис­сёр», роли­ка­ми для «Ули­цы Сезам», рекла­мой геля «Доло­бене» и кури­ных яиц пти­це­фаб­ри­ки «Синя­вин­ская». В кон­це 1990‑х музы­каль­ное дети­ще Сви­ри­до­ва часто пока­зы­ва­ли в пере­да­че «Доб­рое утро, стра­на», бла­го­да­ря чему «Заплат­ки» при­об­ре­ли широ­кую извест­ность, а их музы­ка заиг­ра­ла на семей­ных вече­рин­ках с кон­тин­ген­том «кому за 50».

Если разо­брать­ся с кли­пом «Пре­зи­ден­та и ама­зон­ки» нам более-менее уда­лось, то тут мы ока­за­лись совер­шен­но бес­силь­ны. Раз­но­цвет­ные обра­зы, один при­чуд­ли­вее дру­го­го, наплы­ва­ют друг на дру­га, сли­ва­ют­ся и рас­хо­дят­ся, подоб­но раз­но­цвет­ным пото­кам крас­ки на полот­нах Джек­со­на Пол­ло­ка. Гово­ря­щая грудь, антро­по­морф­ные гри­бы, сквоз­ная дыра в голо­ве, Алла Пуга­чё­ва в мини и чья-то мать в БДСМ-обла­че­нии, лас­ка­ю­щая себя ста­руш­ка, урод­ли­вое подо­бие горы Раш­мор и боди-хор­рор, кото­рый не снил­ся даже Дэви­ду Кроненбергу…

После про­смот­ра это­го чудо­вищ­но­го дей­ства реко­мен­ду­ем тща­тель­но про­мыть гла­за и посмот­реть несколь­ко видео с коти­ка­ми для сня­тия напря­же­ния. Людям с нер­ва­ми покреп­че риск­нём пред­ло­жить ещё один клип «Запла­ток» — «Сирень». И про рекла­му синя­вин­ских яиц не забудьте!


Роксана Бабаян «Восток — дело тонкое»

Ну как? Уста­ли? Давай­те собе­рём послед­ние силы и оце­ним ещё одну пор­цию музы­каль­но­го тре­ша. Даль­ше будет луч­ше, обещаем.

Худож­ник-муль­ти­пли­ка­тор Юрий Бата­нин сде­лал мно­го инте­рес­ных мульт­филь­мов. И доб­рых дет­ских, напри­мер «Чуде­са в реше­те» (1978), и жут­ких взрос­лых — «Подруж­ку» (1989), «Прит­чу о мыши» (1991) и про­чие. К послед­ним, кста­ти, реко­мен­ду­ем при­смот­реть­ся всем люби­те­лям необыч­ной совет­ской анимации.

В голод­ном 1992 году Бата­нин, види­мо устав про­де­лы­вать дыры в брюч­ном ремне, решил при­ло­жить руку к созда­нию кли­па для Рок­са­ны Баба­ян. Так появил­ся рисо­ван­ный шедевр «Восток — дело тон­кое» — эро­ти­че­ская сказ­ка для взрос­лых, после кото­рой вы боль­ше не смо­же­те смот­реть на очи­щен­ные бана­ны без лег­ко­го румян­ца на щеках.

Не верь­те джин­ну, выле­та­ю­ще­му из кув­ши­на в нача­ле кли­па, — это не исто­рия об Алад­дине из Агра­бы, так что детей от экра­на сле­ду­ет убрать. Рок­са­на Баба­ян пре­вра­ща­ет­ся в восточ­ную барыш­ню с кокет­ли­во при­кры­тым лицом и почти непри­кры­тым бюстом, а её белые шаро­ва­ры сидят ниже, чем мод­ные джин­сы сере­ди­ны нуле­вых. Черес­чур откро­вен­ных сцен в кли­пе вы не уви­ди­те, но, дума­ем, вам с лих­вой хва­тит круп­но­го пла­на лоб­ко­вой кости нари­со­ван­ной жен­щи­ны, оби­лия полу­при­кры­тых яго­диц и недву­смыс­лен­ных сцен с уча­сти­ем живот­ных (осо­бен­но лошади).

В Сети пишут, что «Восток — дело тон­кое» яко­бы спо­кой­но пока­зы­ва­ли по теле­ви­зо­ру в днев­ное вре­мя. Под­твер­жде­ний тому мы не нашли, если не счи­тать ком­мен­та­рия: «В дет­стве когда смот­рел, так совра­ща­ло», остав­лен­но­го на Юту­бе. Там же кто-то напи­сал, что эта восточ­ная сказ­ка — пер­вый эро­ти­че­ский клип, сня­тый в пост­со­вет­ское вре­мя. Мы бы ска­за­ли — эро­ти­че­ско-пси­хо­де­ли­че­ский. Это нагляд­ное посо­бие для изу­че­ния пси­хо­ана­ли­ти­че­ской тео­рии Фрей­да мож­но пере­смат­ри­вать сно­ва и сно­ва, каж­дый раз нахо­дя в нем что-то новое. Но сто­ит ли?


Дюна «Октябрятская-партизанская»

Помни­те рекла­му, где улыб­чи­вый води­тель гру­зо­ви­ка уго­щал жите­лей села Горь­ко­го кара­ме­лью «Сави­нов»? Сде­ла­ли её муль­ти­пли­ка­то­ры Дмит­рий Высоц­кий и Алек­сей Сикор­ский. Они же сня­ли весё­лый пла­сти­ли­но­вый клип для поп-шутов­ско­го кол­лек­ти­ва «Дюна» на «Октяб­рят­скую-пар­ти­зан­скую», так­же извест­ную как «Пуле­мёт». Пес­ня, напи­сан­ная спу­стя пару лет после авгу­стов­ско­го пут­ча, рас­ска­зы­ва­ет о подви­ге октяб­рят-реван­ши­стов, кото­рым уда­лось отво­е­вать пио­нер­ский лагерь у жад­ных до плот­ских удо­воль­ствий бур­жуа. «Там, где кино, бор­дель и кази­но, был пио­нер­ский лагерь», — с горе­чью вспо­ми­на­ют ребя­та и берут­ся за ору­жие. Сла­бо­нерв­ным прось­ба оста­вать­ся у экра­нов — вме­сто рас­стре­лян­ных тел вас ждёт весё­лая пла­сти­ли­но­вая сказ­ка с Вик­то­ром Рыби­ным в роли все­ви­дя­ще­го ока Боль­шо­го бра­та. И мно­го, очень мно­го солё­ной рыбы.

«А чё рже­те? Вы ещё осталь­ных не виде­ли», — усме­ха­ет­ся полупла­сти­ли­но­вый Лео­нид Пет­рен­ко. Хло­пок нуме­ра­то­ра — и вот она, обе­щан­ная рыба. А ещё совет­ские знач­ки, бала­лай­ки, клуб­ки шер­сти, тан­цу­ю­щие топо­ры, писто­ле­ты и про­чие виды ору­жия. В роли бур­жуа — поган­ки в ниж­нем белье, пау­ки и мухо­мор, кото­рый одно­му из ком­мен­та­то­ров на Юту­бе пока­зал­ся похо­жим на Ель­ци­на. С ними борют­ся аксе­ле­рат-шести­класс­ник Пет­рен­ко, антро­по­морф­ная лягуш­ка и тол­па кло­нов с крас­ны­ми звёз­да­ми на гру­ди. Жерт­ву, попав­шую в плен к про­тив­ни­ку, игра­ет двух­мер­ная Ната­лья Сен­чу­ко­ва. С помо­щью взрыв­чат­ки и сим­па­тич­но­го пуле­мё­та с накра­шен­ны­ми губа­ми детям уда­ёт­ся ней­тра­ли­зо­вать вра­га. Госу­дар­ство честву­ет геро­ев и награж­да­ет их бисер­ным орде­ном, а так­же пла­стин­кой Эди­ты Пьехи.

Судя по ком­мен­та­ри­ям к видео, весё­лая песен­ка про пуле­мёт кажет­ся неко­то­рым не такой уж забав­ной. «Не смот­ри­те этот клип без слёз!» — вос­кли­ца­ет один. «Пес­ня акту­аль­на с 1991 года и по сей день. Захва­чен наш пио­нер­ский лагерь», — груст­но заме­ча­ет дру­гой. «Забав­но, что иро­нич­ную пес­ню мно­гие веру­ю­щие в вели­кий и пре­крас­ный СССР вос­при­ня­ли все­рьёз», — ухмы­ля­ет­ся тре­тий. Чет­вёр­тый пред­ла­га­ет ори­ги­наль­ную интер­пре­та­цию: «Пес­ня на самом деле про реа­лии 93-го года, когда при нали­чии денег купить пуле­мёт было вполне реально».

Вооб­ще, если вклю­чить фан­та­зию и заме­нить пио­нер­ский лагерь, октяб­рят и про­чих пер­со­на­жей на что-нибудь дру­гое, пес­ня дей­стви­тель­но может пока­зать­ся не такой уж весё­лой. Но давай­те не будем.


Настя Полева «Голоса»

Спе­шим поздра­вить тебя, тер­пе­ли­вый чита­тель! Прой­дя огонь, воду и мед­ные тру­бы — а точ­нее, псих­боль­ни­цу, клуб­нич­ные поля и ора­ву воин­ствен­ных октяб­рят, — мы добра­лись до жем­чу­жи­ны наше­го спис­ка. Воз­мож­но, клип на пес­ню Насти Поле­вой вдох­нов­лён при­бал­тий­ской ани­ма­ци­ей, в част­но­сти — гип­но­ти­че­ски­ми рабо­та­ми Роза­лии Стиеб­ры. А воз­мож­но и нет. Воз­мож­но, луч­ше вооб­ще не раз­би­рать видео­ряд по косточ­кам, ина­че всё его мрач­ное вол­шеб­ство сло­ма­ет­ся. Так что сей­час мы тор­же­ствен­но замол­ка­ем и остав­ля­ем вас наедине с экра­ном. Смот­ри­те не отры­ва­ясь. Оно того стоит.

Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться