Недавно мы рассказывали о самых нелепых клипах, которыми в начале нулевых радовал зрителей MTV легендарный «Shit-парад». Появись он на 10 лет раньше, его ведущим пришлось бы совсем несладко — в 1990‑х годах наши клипмейкеры порой так увлекались экспериментами с анимацией и компьютерной графикой, что рука зрителя передачи «Доброе утро, страна» невольно тянулась к телевизионному пульту. Тем не менее в этом разношёрстном потоке иногда встречались маленькие шедевры, о которых сейчас мало кто помнит.
VATNIKSTAN покажет вам прекрасные и ужасные, смешные и жуткие, пластилиновые, рисованные, кинематографические и даже эротические музыкальные отечественные клипы той эпохи. Напрягайте барабанные перепонки, раскрывайте глаза пошире и запасайтесь ворохом платочков для утирания слёз ностальгии. Будет интересно. И немного страшно.
Николай Носков «Я тебя люблю»
Начнём с хорошего. Первый на очереди — психологический триллер режиссёра Армена Петросяна «Я тебя люблю» с Николаем Носковым в главной роли. Между прочим, в 1980‑х годах будущий клипмейкер работал художником-мультипликатором армянской анимации, что уже о многом говорит. Если хотите познакомиться с его ранним творчеством и не боитесь очередного приступа экзистенциальной тоски — посмотрите, например, «Крысу» (1988). Также Петросян приложил руку к созданию фильма «Конструктор красного цвета» (1993), который мы не рекомендуем к просмотру людям с чувствительной психикой и таким же чувствительным желудком.
Во второй половине 1990‑х годов Петросян взялся за клипы. Именно он снял для Линды знаменитую «Ворону» и жуткий «Северный ветер» — жуткий потому, что в нём использованы реальные кадры.
В клипе «Я тебя люблю» Николай Носков, видимо, страдающий синдромом Адель Гюго — настоящего любовного безумия, которое лечат психиатры, — мечется по тёмной комнате с мягкими стенами. «Я тебя люблю!» — исступлённо повторяет певец, в то время как его тело на заднем плане бешено крутится на медицинской каталке. Компанию пациенту составляют капельница, хирургический столик с инструментами и чучело лысой кошки. Эта скудная обстановка в конце концов гибнет под ударами неизвестно откуда взявшейся кувалды, которой Носков яростно размахивает под тяжёлый гитарный проигрыш. Периодически на экране появляется девушка с ангельским лицом, которое обрамляет цветочный венок, — вероятно, та самая, из-за которой Носкова отправили в стационар.
Кадры больничной палаты перемежаются с изображениями города, по улицам которого с большой скоростью мечется камера, выхватывая из окружающего пространства серые стебли высоток, паутины дорожных магистралей, размытые пятна фонарей и человеческих лиц. Внезапно в этот безумный видеоряд вклинивается намеренная или невольная отсылка к фильму «Койяанискаци» — огромный диск луны, прячущийся за стену небоскрёба.
Конец клипа, по всей видимости, говорит о полном и безвозвратном разрушении хрупкой психики влюблённого: здания рушатся, телевизоры взрываются, а сам он скачет по палате, пиная табуретку. Такой любви — а точнее, болезненного влечения — телезрители 1990‑х, наверное, ещё не видели. Но чувствовали наверняка.
Русский размер «Вот так»
Продолжая тему музыкальной кинематографии, представляем футуристическую антиутопию об инопланетном государстве Плутония, снятую Александром Солохой. Вам наверняка знакомо его творчество: Солоха закрасил чёрным фломастером лицо Земфиры (ныне иноагентки) в клипе «Аривидерчи», познакомил солистку «Ночных снайперов» с человеком-невидимкой в «31‑й весне», а Григория Лепса отправил бродить по холодным улицам с песней «Рюмка водки на столе». Но, по скромному мнению автора этого материала, одной из лучших работ Солохи является клип на песню «Вот так» группы «Русский размер», снятый в мутном фильтре сепии.
Если кадры из клипа покажутся вам знакомыми — значит, «Метрополис» Фрица Ланга вы уже видели. Солоха позаимствовал у немецкого режиссёра изрядное количество сцен, которые отлично сочетаются с неким подобием русского киноавангарда 1920‑х годов и спецэффектов в духе одного из родоначальников не только советской, но и мировой космической фантастики Павла Клушанцева.
На фоне меланхоличной электронной музыки и голоса Сергея Луценко, выдыхающего на высоких нотах почти как Томас Андерс из Modern Talking, худощавый мужчина энергично орудует киркой в поисках блестящих кристаллов. Судя по надписи на экране, ему нужен плутоний-242 с невероятным атомным числом 412. Любителей «твёрдой» научной фантастики просим простить Солохе эту художественную вольность. Кстати, вполне вероятно, что радиоактивный металл, давший название вымышленному государству, — это отсылка к роману Владимира Обручева «Плутония».
Видеоряд гипнотизирует: электрические молнии, красные звёзды, футуристические пейзажи, парящие сферы, отдалённо напоминающие молекулы метана, мелькающая 25‑м кадром надпись Citius, altius, fortius («Быстрее, выше, сильнее») и ожидаемый реверанс в сторону звезды «Метрополиса» Бригитты Хельм — снятое крупным планом женское лицо с широко раскрытыми глазами. Немного неуютно становится от этой картинки космического (и, судя по обилию красных звёзд, коммунистического) оазиса под стеклянным колпаком. Кажется, именно здесь, в Плутонии, рабочие год за годом строят замятинский Интеграл. Или где-то рядом испытывает свой гиперболоид инженер Гарин. Или бродит по пустынным равнинам Аэлита. Или всё сразу.
Дмитрий Маликов «Нет, ты не для меня»
От жанрового кино переходим к артхаусу, снятому в визуальной эстетике — вы не поверите — вейпорвейва. Ну почти. Пастельных и неоновых цветов, традиционных дельфинов и бассейнов здесь нет, но сходство очевидно. Стильный даже по нынешним меркам клип снял Олег Гусев, благодаря которому почти 30 лет назад мы увидели леденящий кровь детективный триллер на песню Валерия Меладзе «Самба белого мотылка», мелодраматическую историю Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой» и того же Дмитрия Маликова, запертого в ванной, вынужденного давиться алкоголем и озлобленно повторять: «Ты, одна ты такая…» Правда, Гусева неоднократно обвиняли в плагиате — например, видео на песню Дмитрия Колдуна «Я для тебя» подозрительно напоминает Pure Morning Placebo. Так что за оригинальность идеи для клипа «Нет, ты не для меня» мы не ручаемся.
Приглашаем вас проследовать в чёрно-белую клетчатую комнату, где таинственная чёрно-белая дама, напоминающая девушек с иллюстраций американского художника Патрика Найджела, пытается соблазнить упрямого секс-символа отечественной эстрады. Обращаясь к ней, Дмитрий поёт с таким чувством, что из его рта вылетают капельки слюны, которые зоркий зритель может заметить в начале видео.
Но это мелочи. В первую очередь обратите внимание на танцора в круглых тёмных очках, который, сохраняя невозмутимое выражение лица, исполняет необычный, но завораживающий танец, представляющий собой причудливую смесь соблазнительного вога и энергичного тектоника. Где-то рядом, не обращая внимания на проникающий в помещение газ неизвестного происхождения, молотит по ударной установке барабанщик. Позже вступают струнные, поющие в руках бледных мужчин с алыми губами.
Чёрно-белая клетка стен и пола меняет цвет, растягивается, рассыпается, собирается вновь и превращается в серые грозовые облака, бегущие по плоскости. Хрупкую целостность пространства нарушают десятки разноцветных планет, видимо сбившихся со своей оси и находящихся в поиске новой звезды с достаточной силой гравитации.
Гусев явно опередил своё время. Этот клип — прекрасно исполненный образец утончённого артистического безумия, где вязкая сновидческая реальность оживает, подчиняясь колючему ритму клавишных. Возможно, так выглядит горячечный сон какого-нибудь примерного, но безнадёжно влюблённого семьянина, который, подкошенный гриппом и облепленный стеклянными банками, бредит о другой женщине в объятиях ничего не понимающей жены.
Ирина Салтыкова «Серые глаза»
Как и живая кукла Барби отечественной поп-сцены Ирина Салтыкова, мы долго не могли определиться с тем, какие глаза нам нравятся больше. Выбирая между клипами на песни «Голубые глазки» и «Серые глаза», мы решили остановиться на последнем, несмотря на присутствие в первом пенной вечеринки с шахматами, огромного леденца, который по очереди облизывают все желающие, и невероятного количества блёсток.
Думаете, Маликов был единственным, кто разгуливал в модных интерьерах до того, как это стало мейнстримом? А вот и нет. Режиссёр Сергей Кальварский поселил Ирину Салтыкову в кукольные хоромы, где есть не только клетчатый пол, но и колонны, и даже каноническая для эстетики вейпорвейва голова статуи. А главное — характерные цвета: конфетно-розовый и лазурно-голубой. Застывший кадр с гипсовой скульптурой — почти обложка знаменитого альбома Floral Shoppe от Macintosh Plus. С натяжкой, но всё-таки.
Певицу развлекает бармен, смешивающий напитки на фоне огромных медленно моргающих голубых глаз — видимо, намёк на нового избранника певицы, о котором она споёт в следующем альбоме. Устав жонглировать бутылками, молодой человек укладывает Ирину на барную стойку, взбирается на девушку и ставит между её ног стеклянный стакан, а сам запихивает себе в гульфик шейкер. В стакан льётся оранжевый напиток. Визуальная фруктовая жвачка рвётся, и на экране появляется тёмная комната с полуголыми мужчинами, до зубов вооруженными БДСМ-атрибутикой. Салтыкова перевоплощается в суровую доминатрикс и присоединяется к ребятам в кожаных ремнях.
Если любовное безумие Николая Носкова носит характер психического расстройства, то у Салтыковой оно превращается в невинную, но сексуально заряженную игру, где романтические фантазии смешиваются с тёмными желаниями в духе «50 оттенков серого».
«Мне говорят, ты сошла с ума», — поёт Салтыкова, приплясывая в розовом латексном плаще. Ну и пусть говорят. Зато у неё есть розовый замок с голубыми колоннами, а у её разумных товарищей — только унылая двушка с плохо работающим отоплением и огромной квартплатой.
Ахи-вздохи «Малолетка»
Приступаем к обзору поп-шок-контента. Для разогрева возьмём вещь попроще — музыкальную филиппику, адресованную безымянной несовершеннолетней девушке.
Внимание, вопрос: что будет, если взять двух субтильных ребят из группы «Фактор‑2» образца 2003 года, докрутить их брутальность до уровня героев мема «[едрить] ты лох» и заставить петь адаптированную для учеников средних классов песню Андрея Алексина о малолетних распутницах, щедро сдобренную детскими дразнилками? Думаем, вы уже догадались, что из этой ядрёной смеси получится весёлый квартет с томным названием «Ахи-вздохи» и песней «Малолетка», которую во весь голос распевали во дворах и школьных коридорах в конце 1990‑х — начале 2000‑х годов.
В клипе на песню о недалёкой юной девушке два уроженца Саратова — Дмитрий Иванов и Александр Лазаренко — энергично танцуют на фоне фантастического городского пейзажа, где высотки соседствуют со средневековыми замками. Парни, один из которых демонстрирует зрителям модную хулиганскую причёску с аккуратной чёлочкой, не поют, а яростно кричат в камеру: «Бум-бум-бум-бум-бум, дура-дурой!» Лица нахмурены, глаза широко раскрыты, а рты, кажется, вот-вот начнут изрыгать огонь. Создаётся впечатление, что солисты имеют личные счёты с юной барышней и хотят морально отколотить её бессмысленной и беспощадной песней-кричалкой.
Музыкальный опус напоминает детское «Машка дура, хвост надула». Только Машка уже подросла и заканчивает как минимум седьмой класс.
Главная героиня клипа предстаёт перед зрителями в образе двухмерного персонажа комиксов. Её вызывающий внешний вид становится причиной транспортного коллапса и вспышки бандитского беспредела. Роль «живых» несовершеннолетних девушек исполняют вокалистки «Ахов-вздохов», которые, размахивая собранными в хвостики волосами, весело распевают: «Ля-ля-ля-ля…»
В какой-то момент один из солистов, видимо, не справившись с наплывом чувств, вгрызается зубами в плечо товарища. А всё потому, что какая-то юная особа слишком любит леденцы на палочке и «ведётся на левую ботву» (что это значит, неизвестно).
Но сколько бы ни злились ребята из «Ахов-вздохов», сколько бы ни кричали «дура-дурой», всё равно «Малолетка» звучит лишь как гневное посвящение оскорблённого школьника возлюбленной, которая предпочла ему кого-то постарше. Хотя на фоне творчества вышеупомянутого Алексина эта незамысловатая дразнилка выглядит довольно безобидно.
Президент и амазонка «Клубничка»
«Ахи-вздохи» — это ещё цветочки. Сейчас будут самые настоящие ягодки.
Помните, как в детстве нас учили не рвать тёмно-синий вороний глаз, маскирующийся под чернику, и не угощаться волчьим лыком, чьи крупные гроздья напоминают красную смородину? Некоторые растения и сами не прочь полакомиться живностью — например, зубастая венерина мухоловка или пахнущая разлагающейся плотью раффлезия. Представьте, что какому-нибудь безумному ученику Мичурина удалось скрестить опасную ягоду с какой-нибудь кровожадной росянкой и наделить их зловещего отпрыска человеческим разумом и садистскими наклонностями. Если представлять не хочется, то посмотрите клип группы «Президент и амазонка» на песню с игривым названием «Клубничка». Вот они — глазастые детища сумасшедшего учёного.
В описании к одной из версий видео на Ютубе сказано, что клип для группы «Президент и амазонка», известной бессмертными хитами «Жу-жу» и «А мы ему по морде чайником», сняли некие «барнаульские гении» Михаил Соловьёв и Константин Виноградов. К сожалению, подробной информации о них нам найти не удалось. Понять, что хотели сказать своей работой барнаульские фантазёры, мы тоже не смогли. Но попытались.
Вдохновлённые историей Грегора Замзы, коварные антропоморфные ягоды соблазняют мужчин и превращают их в невероятно уродливых бабочек. Первой жертвой становится пухлый молодой человек с ирокезом, одетый в некое подобие пакета-майки с изображением клубники. За ним следуют учёный-энтомолог и «новый русский» с толстой золотой цепью на груди. В перерыве между экзекуциями клубничные девушки совершают ритуальные танцы у костра или отмокают в горячем джакузи, без стеснения демонстрируя зрителям свои округлые формы, размеры которых растут по мере увеличения количества жертв.
Почему для простенькой песни, где протяжные народные напевы сочетаются с примитивной электронный музыкой и кричалками, заимствованными у The Offspring, сняли такой «навороченный» клип — неизвестно. Зато текст «Клубнички» вопросов не вызывает. Запомните: доверять молодым людям, которые слишком настойчиво пытаются выяснить, какой вид ягод вам нравится, опасно. А если ваш любопытный спутник оказался ещё и нахалом — немедленно зовите на помощь клубничных амазонок. Они разберутся.
Заплатки «Завтра выходной»
Странный, страшный и местами смешной клип группы «Заплатки», демонстрирующий чей-то удачный уик-энд, не уступает в оригинальности кислотному хоррору об ожившей клубнике. Слепили его в Пластилиновой студии Макса Свиридова, которая прославилась заставкой к передаче «Сам себе режиссёр», роликами для «Улицы Сезам», рекламой геля «Долобене» и куриных яиц птицефабрики «Синявинская». В конце 1990‑х музыкальное детище Свиридова часто показывали в передаче «Доброе утро, страна», благодаря чему «Заплатки» приобрели широкую известность, а их музыка заиграла на семейных вечеринках с контингентом «кому за 50».
Если разобраться с клипом «Президента и амазонки» нам более-менее удалось, то тут мы оказались совершенно бессильны. Разноцветные образы, один причудливее другого, наплывают друг на друга, сливаются и расходятся, подобно разноцветным потокам краски на полотнах Джексона Поллока. Говорящая грудь, антропоморфные грибы, сквозная дыра в голове, Алла Пугачёва в мини и чья-то мать в БДСМ-облачении, ласкающая себя старушка, уродливое подобие горы Рашмор и боди-хоррор, который не снился даже Дэвиду Кроненбергу…
После просмотра этого чудовищного действа рекомендуем тщательно промыть глаза и посмотреть несколько видео с котиками для снятия напряжения. Людям с нервами покрепче рискнём предложить ещё один клип «Заплаток» — «Сирень». И про рекламу синявинских яиц не забудьте!
Роксана Бабаян «Восток — дело тонкое»
Ну как? Устали? Давайте соберём последние силы и оценим ещё одну порцию музыкального треша. Дальше будет лучше, обещаем.
Художник-мультипликатор Юрий Батанин сделал много интересных мультфильмов. И добрых детских, например «Чудеса в решете» (1978), и жутких взрослых — «Подружку» (1989), «Притчу о мыши» (1991) и прочие. К последним, кстати, рекомендуем присмотреться всем любителям необычной советской анимации.
В голодном 1992 году Батанин, видимо устав проделывать дыры в брючном ремне, решил приложить руку к созданию клипа для Роксаны Бабаян. Так появился рисованный шедевр «Восток — дело тонкое» — эротическая сказка для взрослых, после которой вы больше не сможете смотреть на очищенные бананы без легкого румянца на щеках.
Не верьте джинну, вылетающему из кувшина в начале клипа, — это не история об Аладдине из Аграбы, так что детей от экрана следует убрать. Роксана Бабаян превращается в восточную барышню с кокетливо прикрытым лицом и почти неприкрытым бюстом, а её белые шаровары сидят ниже, чем модные джинсы середины нулевых. Чересчур откровенных сцен в клипе вы не увидите, но, думаем, вам с лихвой хватит крупного плана лобковой кости нарисованной женщины, обилия полуприкрытых ягодиц и недвусмысленных сцен с участием животных (особенно лошади).
В Сети пишут, что «Восток — дело тонкое» якобы спокойно показывали по телевизору в дневное время. Подтверждений тому мы не нашли, если не считать комментария: «В детстве когда смотрел, так совращало», оставленного на Ютубе. Там же кто-то написал, что эта восточная сказка — первый эротический клип, снятый в постсоветское время. Мы бы сказали — эротическо-психоделический. Это наглядное пособие для изучения психоаналитической теории Фрейда можно пересматривать снова и снова, каждый раз находя в нем что-то новое. Но стоит ли?
Дюна «Октябрятская-партизанская»
Помните рекламу, где улыбчивый водитель грузовика угощал жителей села Горького карамелью «Савинов»? Сделали её мультипликаторы Дмитрий Высоцкий и Алексей Сикорский. Они же сняли весёлый пластилиновый клип для поп-шутовского коллектива «Дюна» на «Октябрятскую-партизанскую», также известную как «Пулемёт». Песня, написанная спустя пару лет после августовского путча, рассказывает о подвиге октябрят-реваншистов, которым удалось отвоевать пионерский лагерь у жадных до плотских удовольствий буржуа. «Там, где кино, бордель и казино, был пионерский лагерь», — с горечью вспоминают ребята и берутся за оружие. Слабонервным просьба оставаться у экранов — вместо расстрелянных тел вас ждёт весёлая пластилиновая сказка с Виктором Рыбиным в роли всевидящего ока Большого брата. И много, очень много солёной рыбы.
«А чё ржете? Вы ещё остальных не видели», — усмехается полупластилиновый Леонид Петренко. Хлопок нумератора — и вот она, обещанная рыба. А ещё советские значки, балалайки, клубки шерсти, танцующие топоры, пистолеты и прочие виды оружия. В роли буржуа — поганки в нижнем белье, пауки и мухомор, который одному из комментаторов на Ютубе показался похожим на Ельцина. С ними борются акселерат-шестиклассник Петренко, антропоморфная лягушка и толпа клонов с красными звёздами на груди. Жертву, попавшую в плен к противнику, играет двухмерная Наталья Сенчукова. С помощью взрывчатки и симпатичного пулемёта с накрашенными губами детям удаётся нейтрализовать врага. Государство чествует героев и награждает их бисерным орденом, а также пластинкой Эдиты Пьехи.
Судя по комментариям к видео, весёлая песенка про пулемёт кажется некоторым не такой уж забавной. «Не смотрите этот клип без слёз!» — восклицает один. «Песня актуальна с 1991 года и по сей день. Захвачен наш пионерский лагерь», — грустно замечает другой. «Забавно, что ироничную песню многие верующие в великий и прекрасный СССР восприняли всерьёз», — ухмыляется третий. Четвёртый предлагает оригинальную интерпретацию: «Песня на самом деле про реалии 93-го года, когда при наличии денег купить пулемёт было вполне реально».
Вообще, если включить фантазию и заменить пионерский лагерь, октябрят и прочих персонажей на что-нибудь другое, песня действительно может показаться не такой уж весёлой. Но давайте не будем.
Настя Полева «Голоса»
Спешим поздравить тебя, терпеливый читатель! Пройдя огонь, воду и медные трубы — а точнее, психбольницу, клубничные поля и ораву воинственных октябрят, — мы добрались до жемчужины нашего списка. Возможно, клип на песню Насти Полевой вдохновлён прибалтийской анимацией, в частности — гипнотическими работами Розалии Стиебры. А возможно и нет. Возможно, лучше вообще не разбирать видеоряд по косточкам, иначе всё его мрачное волшебство сломается. Так что сейчас мы торжественно замолкаем и оставляем вас наедине с экраном. Смотрите не отрываясь. Оно того стоит.