Сегодня актёр Юра Борисов — мистер кинотренд, номинант на «Золотой глобус» и BAFTA и потенциальный обладатель «Оскара» за роль второго плана в «Аноре» (2024) Шона Бейкера. Разумеется, всё это не значит, что в его карьере не было условно провальных проектов, которые оказались никому не нужны.
VATNIKSTAN совершил путешествие на «нижние этажи» сайта «Кинопоиск» и изучил фильмы Юры с самым низким рейтингом. Неожиданно обнаружилось, что они вовсе не так плохи, как следует из их оценок.
«Порт» (2019). Реж. Александра Стреляная
Рейтинг «Кинопоиска»: 5,0
Разумеется, всегда следует держать в голове, что верить «Кинопоиску» следует в лучшем случае через раз. Об этом говорят и банальная теория вероятности, и личный опыт, и — как следствие — здравый смысл.
Взять хоть «Порт». По версии сайта, перед нами худший фильм с участием Юры Борисова: 5 из 10. Пятёрка горит не предвещающим ничего хорошего красным светом. Но так или всё плохо, как кажется на первый взгляд?
Делать нечего — надо проверять. Включаем. Смотрим. А что? Да вроде ничего. Конечно, бывает и лучше — но бывает и хуже, гораздо. И некоторые критики, кстати, «Порт» хвалят:
«Герои здесь используют необычный язык, вокруг которого сложно очертить границы. Он <…> вполне сценический и мог бы звучать в вербатим-театре, где профессиональные актёры с хорошо поставленными голосами разыгрывают трагедии маргиналов и мигрантов. А ещё он похож на язык манифестов: каждая реплика — декларация ценностей, всякий обмен словами — серия ударов и блоков. Неспроста из всех единоборств герои выбирают самое интеллигентное — бокс, а антигерои — жестокий и опьяняющей своей дикостью миксфайт. Зачем фильму об улицах такой язык — совершенно понятно: он позволяет придать глубину характера и диапазон мысли тем героям, которых наше кино обычно считает пушечным мясом».
Другие, правда, ругают — тоже, значит, есть за что:
«Жанр требует от режиссёра внятно определиться с главным героем, и досадно, что именно здесь ей твёрдости не хватило: в результате на центральную позицию в равной (и потому недостаточной) мере претендуют обезноженная дочка тренера и влюблённый в неё парень — портовый рабочий по роду занятий, боксёр по призванию, неиспорченный человек по нутру».
А уж до чего надуманно-ненатуральной кажется «цыганская» линия со «свадебной генеральшей» Розой Хайруллиной и звучащими в кадре многозначительными банальностями. Впрочем, ладно — это уже вкусовое.

Если попытаться выйти на среднее арифметическое, то перед нами обычная фестивальная драма, чтобы занять ваш вечер — если вы любите этот жанр, но не нашли ничего другого. В конце концов, здесь вам и необычная история любви, и бои без правил, и индустриальные пейзажи, и русский рэп. И нечего тут стесняться: порой нашему брату зрителю только того и надо.
Что касается Юры Борисова, то у него в «Порте» натуральный бенефис. Словно режиссёрка дала понять: Юра, ты делай что хочешь, хоть на голове ходи. Вот он и делает, и ходит — так, что другие персонажи время от времени не выдерживают и прямо говорят герою Борисова, Ромычу, что его «тошнит словами» или требуют не скакать и посидеть спокойно хоть минутку. Ромыч ненадолго успокаивается, но затем снова принимается за старое.
Пожалуй, со зрительской точки зрения именно Борисов тащит на себе весь фильм — убери его, и станет скучно, несмотря на все «декларации ценностей» и прочие, отмеченные критиком, изыски. Но Юра на месте, а стало быть, браво тому, кто отвечал за кастинг. Ведь работает кино? Работает. А почему — это уже детали.

К слову, о кастинге: возможно, кому-то будет интересно, что в фильме в небольших ролях заняты экс-участники коллектива Little Big Антон Лиссов и Сергей Макаров. О том, для чего это было нужно, Стреляная рассказывала в интервью:
«Антон и Серёжа отвечают за харизму подпольного клуба в порту. Делают это молча и весомо. Их портреты незаменимы. <…>
Мы же в городе одном живём, одним воздухом дышим. Я рада, что совпали наши графики и желания. Это очень надёжные парни. Чувствуют стиль в деталях».
«Невод» (2017). Реж. Александра Стреляная
Рейтинг «Кинопоиска»: 5,2
Вероятно, эту картину следовало смотреть перед «Портом», чтобы изучать творчество Стреляной в развитии. Но нас ведёт «Кинопоиск», а он считает, что «Невод» — следующий фильм с Борисовым по «плохости» после «Порта»: 5,2. Цвет уже не красный, а серый, и тем не менее нам намекают, что не стоит даже пытаться — будет скучно. Ну а как на самом деле?

В город из рыбацкой деревеньки на берегу Белого моря приехала молоденькая Аня. Она приглянулась герою Юры Борисова, безалаберному, но в целом светлому парню. Он зовёт Аню на вечеринку, но сам не приходит. Зато приходит старший брат Юры, художник-сердцеед (Никита Кукушкин). Он соблазняет Аню, а на следующий день отправляет обратно на Белое море.
Проходит время. Аня беременна. Художник: «Я никому ничего не должен». Аня опять уезжает. Юра садится на велосипед и следует за ней, потому что, как оказалось, любит.
Начинается северное роуд-муви со странными приключениями и необычным юмором. В итоге Юра расстанется с велосипедом и завистью к брату, которому с детства доставалось всё самое лучшее, зато откроет для себя что-то важное в этих диковинных дебрях, своеобразном отечественном аналоге американского Дикого Запада. И не он один — зритель тоже.

Конечно, нельзя сказать, что «Невод» — это нечто небывалое, какое-то невероятное откровение или, извините за выражение, новое слово в искусстве. Но у этого фильма есть душа. А душа — это, согласитесь, не так уж и мало.
Ну тебя, «Кинопоиск». Ничего ты не понимаешь.
«Герда» (2021). Реж. Наталья Кудряшова
Рейтинг «Кинопоиска»: 5,8
В отличие от «Порта» и «Невода», третий «плохой» фильм с Борисовым не так уж неизвестен. Тот же «Кинопоиск» называет драму «скандальной» и рассказывает о комплиментах от Гаспара Ноэ.
«По словам [режиссёра] Натальи [Кудряшовой], в переписке [в запрещённой социальной сети] Ноэ назвал фильм „вдохновенным“, „местами чрезвычайно грустным и страшным“. Отдельно он отметил исполнительницу главной роли Анастасию Красовскую и работу оператора Василия Григолюнаса».
Да и награды фестивальные у «Герды» имеются — на Международном фестивале в Локарно фильму вручили приз от молодого жюри и отдельно Красовской — за лучшую женскую роль. Так в чём же дело? Откуда низкие оценки?
Смотрим же мы «Анору» да нахваливаем, а «Герда» — чуть ли не её отечественная версия. Исполнительница танцев в клубе для взрослых, конфликтующая с коллегами, по ночам — звезда, но днём живёт шут знает где и вообще не особо радуется жизни. Вот только дети олигархов в России, как мы знаем, не ошиваются, а потому в свободное от работы время Лера (так на самом деле зовут Герду) пытается разобраться в отношениях с родителями и учится на социолога.

По учёбе ей приходится опрашивать сограждан разной степени вменяемости, задавая вопросы, тоже, впрочем, ещё те: «сколько пельменей вы съедаете за раз?», «как вы относитесь к флирту на работе?», «согласны ли вы с утверждением, что страна идёт правильным курсом?» (из титров можно узнать, что вопросы были взяты создателями на сайте «Левада-центра», ныне признанного иноагентом). Почти все анкеты Лера в итоге заполняет сама — те немногочисленные дядечки и тётечки, что рискнули пустить социолога в квартиру, в основном глядят на неё как на чокнутую.
И, как и в «Аноре», единственный лучик света в тёмном мужском царстве — Юра Борисов (здесь его персонажа зовут Олег), контрастный молодой человек (художник и могильщик в одном лице), единственный, кому на Леру (кроме её мамы) действительно не наплевать.

В рецензии «Спящая красавица в поисках лучшей жизни» Ольга Белик, с одной стороны, хвалит «Герду», а с другой — предполагает, что с ней может быть не так:
«Понятно, почему вся эта эстетика так взбудоражила Гаспара Ноэ. <…> И визуально, и энергетически картина Кудряшовой действительно в чем-то близка его стилю. В этом и её сила, и её слабость. „Герда“ получилась слишком медитативной и затянутой, чрезмерно нарочитой и контрастной: чистейшая душа — стрип-клуб; красный неон похоти — грязно-серые будни; даже холодно-синий волшебный лес здесь слишком жирное противопоставление всему, что окружает Леру-Герду. Из „Герды“ мог бы получиться совершенно ударный короткий метр, где все послания режиссёра попали бы нам в сердце, но вместо этого мы утопаем вместе с героиней в её блужданиях, теряем мысль, впадаем в сон, и если и хотим от чего-то освободиться, так это от просмотра».
Местами танцы на шестах и прогулки по лесу действительно утомляют — в этих, безусловно, важных для атмосферы сценах не чувствуются развития. С другой стороны, «зарезать» фильм до короткометражки, пожертвовав большей частью фактуры, было бы преступлением. Достаточно просто сократить драму минут на двадцать — до классических полутора часов. Впрочем, рассуждать со стороны всегда легче, а режиссёру, безусловно, должно быть видней.
«Подельники» (2022). Реж. Евгений Григорьев
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,7
Сразу после «Герды» у «Кинопоиска» идёт сериал «В зоне риска» (2012, оценка 5,8), но здесь мы, пожалуй, перепрыгнем, даже несмотря на соблазн увидеть редкое зрелище — Юру с волосами. Не подумайте, что мы в принципе пренебрегаем отечественными сериалами про милицию, просто многосерийное кино — не то, о чём хочется поведать в рамках настоящего текста.
А что это в фильмографии за «Подельники»? В подборках фильмов с Борисовым (которых сегодня столько, что хоть библиотеку из них собирай) почти не встречаются. Так что ж, посмотрим? Рискнём!

Бывший биатлонист Петя (Борисов) возвращается в родную деревню, чтобы работать в местной школе учителем физкультуры. Люди здесь живут не по законам, а по понятиям, и всем заправляет медведь в человеческом обличье — Витя Людоед (Павел Деревянко). В первую же ночь на новом месте Петя становится свидетелем убийства: Витя лишает жизни художника Сашу (Константин Балакирев), но выходит сухим из воды. Петя молчит — молчат и остальные жители деревни, ведь перед смертью Саша назвал Витю козлом, а значит, Людоед был «в своём праве».
У Саши остался сын-школьник, которому теперь, по всё тем же правилам, требуется отомстить. Тогда физрук предлагает мальчику сделку: он учит его биатлону, в том числе и стрельбе, а когда ребёнок станет профи, случится то, что предрешено. И «подельники» приступают к тренировкам.

В рецензии «Юра Борисов в гостях у сказки» Ольга Белик пишет:
«„Подельники“ — игровой дебют режиссёра-документалиста Евгения Григорьева <…> основанный на истории из его жизни: кого-то действительно убили за слово „козёл“. Но это не фильм про ужасы уголовщины. Воровской ход — лишь краска, топливо для сюжета и смысла фильма. <…> речь здесь идёт о микромодели мира, замкнутого на себе пространства, где реальное сталкивается с мифологическим, а люди живут по своим законам и верят в то, что, „когда беда и страшно, что-то великое совершается в нашей стране„ и что „чем хуже, тем лучше“».
При этом, замечает Белик, перед нами вовсе не хтоническая «чернуха», а «невероятно красочное и весёлое кино с плотным ритмом и отличным чёрным юмором». Есть здесь и документалистика, и жанровость, но главное — фактура. И богатство фантазии: режиссёр говорит, что для фильма они со сценаристкой Ниной Беленицкой создали собственный язык, на котором в особенных случаях общаются жители деревни:
«Пошли к лингвисту и написали выдуманный, „эльфийский“ язык. У него есть синтаксис, тезаурус, более 250 слов, склонения».
И немного про актёрские работы. С Борисовым понятно, но что касается Деревянко, то это действительно мало с чем сравнимое обаяние зла. По словам Белик, он играет «прообраз мифического Шатуна — божественного сына-медведя, который нарушил завет отца и начал убивать. Витя дико танцует на сельском дискаче под ретро „Снегом стать“ и затем так же дико, по-медвежьи вступает в схватку с Петей на масленичных гуляньях». Словом, таким «Соловьём-разбойником» вы Деревянко ещё не видели.
Администратор прощаний. Введение (2022). Реж. Николай Лупанов
Рейтинг «Кинопоиска»: 6,9
Загадочная короткометражка — будто мечта о чём-то большем. На это намекает и «введение» в заголовке, и сюжет — скорее завязка, чем полноценная история.
Будущее, середина XXI века. Утомлённый закадровый голос докладывает, что «спустя 20 лет после всемирной ядерной войны структура Российской Федерации претерпела значительные изменения»: Министерство обороны, Министерство здравоохранения и церковь объединились, чтобы стать общим органом управления выжившими, так называемым МОВК — Министерством общего внутреннего контроля.
В 2052 году МОВК решает, что, раз уж в настоящем жить невозможно, надо отправлять души людей в прошлое, чтобы они там заново рождались и проживали счастливую жизнь. После десяти лет «плановой эвакуации», проходящей согласно строгому распорядку, Администратор прощаний (Юра Борисов) добирается до Виталия (Алексей Подольский), который живёт в подвале, похожем декорации к фильму «Кин-дза-дза» или какой-нибудь другой «рукодельной» антиутопии.
Подольский и Борисов в кадре за одним столом — каково? С одной стороны, виднейший участник популярного и фестивального кинематографа последних лет, с другой — звезда панк-фильмов «Пыль» (2005), «Ниша» (2022) и «Шапито-шоу» (2011). Невероятный кроссовер, комбо мечты. О прочем после этого можно и не говорить.

Тем более что прочего в истории осталось не так и много. Мы понимаем, что АП в лучшем случае не знает, работает ли загадочная технология ТВС, позволяющая путешествовать в прошлое (а в худшем — знает, что не работает), но отвертеться от счастливого будущего (то есть прошлого) у Виталия уже не получится. Щёлк-щёлк. Ж‑ж-ж‑ж. Конец фильма.
Откровенно говоря, больше напоминает иллюстрированный фантастический рассказ с туманным содержанием, чем именно кино. Ну и что. Зато Подольский. Зато Борисов.
Может, если Лупанов-таки доработает «Введение» до полнометражки, рейтинг на «Кинопоиске» будет повыше, но, судя по интервью, таких планов у режиссёра нет. А об оценках он думает вот что:
«Рейтинг „Кинопоиска“ — это лишь инструмент для продвижения фильма. Он по ряду причин помогает ему и вообще необходим для некоторых людей из индустрии. Для меня же это приятный бонус, не более».
Ну и правильно. Пятёрки и шестёрки для свободного от финансовых обязательств художника — это дело десятое. А главное, разумеется, творить.
Читайте также «„«Анора“. Как американско-российское драмеди нарушает правила жанра»