Пять из десяти: «худшие» фильмы Юры Борисова

Сего­дня актёр Юра Бори­сов — мистер кино­тренд, номи­нант на «Золо­той гло­бус» и BAFTA и потен­ци­аль­ный обла­да­тель «Оска­ра» за роль вто­ро­го пла­на в «Ано­ре» (2024) Шона Бей­ке­ра. Разу­ме­ет­ся, всё это не зна­чит, что в его карье­ре не было услов­но про­валь­ных про­ек­тов, кото­рые ока­за­лись нико­му не нужны.

VATNIKSTAN совер­шил путе­ше­ствие на «ниж­ние эта­жи» сай­та «Кино­по­иск» и изу­чил филь­мы Юры с самым низ­ким рей­тин­гом. Неожи­дан­но обна­ру­жи­лось, что они вовсе не так пло­хи, как сле­ду­ет из их оценок.


«Порт» (2019). Реж. Александра Стреляная

Рей­тинг «Кино­по­ис­ка»: 5,0

Разу­ме­ет­ся, все­гда сле­ду­ет дер­жать в голо­ве, что верить «Кино­по­ис­ку» сле­ду­ет в луч­шем слу­чае через раз. Об этом гово­рят и баналь­ная тео­рия веро­ят­но­сти, и лич­ный опыт, и — как след­ствие — здра­вый смысл.

Взять хоть «Порт». По вер­сии сай­та, перед нами худ­ший фильм с уча­сти­ем Юры Бори­со­ва: 5 из 10. Пятёр­ка горит не пред­ве­ща­ю­щим ниче­го хоро­ше­го крас­ным све­том. Но так или всё пло­хо, как кажет­ся на пер­вый взгляд?

Делать нече­го — надо про­ве­рять. Вклю­ча­ем. Смот­рим. А что? Да вро­де ниче­го. Конеч­но, быва­ет и луч­ше — но быва­ет и хуже, гораз­до. И неко­то­рые кри­ти­ки, кста­ти, «Порт» хва­лят:

«Герои здесь исполь­зу­ют необыч­ный язык, вокруг кото­ро­го слож­но очер­тить гра­ни­цы. Он <…> вполне сце­ни­че­ский и мог бы зву­чать в вер­ба­тим-теат­ре, где про­фес­си­о­наль­ные актё­ры с хоро­шо постав­лен­ны­ми голо­са­ми разыг­ры­ва­ют тра­ге­дии мар­ги­на­лов и мигран­тов. А ещё он похож на язык мани­фе­стов: каж­дая репли­ка — декла­ра­ция цен­но­стей, вся­кий обмен сло­ва­ми — серия уда­ров и бло­ков. Неспро­ста из всех еди­но­борств герои выби­ра­ют самое интел­ли­гент­ное — бокс, а анти­ге­рои — жесто­кий и опья­ня­ю­щей сво­ей дико­стью микс­файт. Зачем филь­му об ули­цах такой язык — совер­шен­но понят­но: он поз­во­ля­ет при­дать глу­би­ну харак­те­ра и диа­па­зон мыс­ли тем геро­ям, кото­рых наше кино обыч­но счи­та­ет пушеч­ным мясом».

Дру­гие, прав­да, руга­ют — тоже, зна­чит, есть за что:

«Жанр тре­бу­ет от режис­сё­ра внят­но опре­де­лить­ся с глав­ным геро­ем, и досад­но, что имен­но здесь ей твёр­до­сти не хва­ти­ло: в резуль­та­те на цен­траль­ную пози­цию в рав­ной (и пото­му недо­ста­точ­ной) мере пре­тен­ду­ют обез­но­жен­ная доч­ка тре­не­ра и влюб­лён­ный в неё парень — пор­то­вый рабо­чий по роду заня­тий, бок­сёр по при­зва­нию, неис­пор­чен­ный чело­век по нутру».

А уж до чего наду­ман­но-нена­ту­раль­ной кажет­ся «цыган­ская» линия со «сва­деб­ной гене­раль­шей» Розой Хай­рул­ли­ной и зву­ча­щи­ми в кад­ре мно­го­зна­чи­тель­ны­ми баналь­но­стя­ми. Впро­чем, лад­но — это уже вкусовое.

«Порт»

Если попы­тать­ся вый­ти на сред­нее ариф­ме­ти­че­ское, то перед нами обыч­ная фести­валь­ная дра­ма, что­бы занять ваш вечер — если вы люби­те этот жанр, но не нашли ниче­го дру­го­го. В кон­це кон­цов, здесь вам и необыч­ная исто­рия люб­ви, и бои без пра­вил, и инду­стри­аль­ные пей­за­жи, и рус­ский рэп. И нече­го тут стес­нять­ся: порой наше­му бра­ту зри­те­лю толь­ко того и надо.

Что каса­ет­ся Юры Бори­со­ва, то у него в «Пор­те» нату­раль­ный бене­фис. Слов­но режис­сёр­ка дала понять: Юра, ты делай что хочешь, хоть на голо­ве ходи. Вот он и дела­ет, и ходит — так, что дру­гие пер­со­на­жи вре­мя от вре­ме­ни не выдер­жи­ва­ют и пря­мо гово­рят герою Бори­со­ва, Ромы­чу, что его «тош­нит сло­ва­ми» или тре­бу­ют не ска­кать и поси­деть спо­кой­но хоть минут­ку. Ромыч нена­дол­го успо­ка­и­ва­ет­ся, но затем сно­ва при­ни­ма­ет­ся за старое.

Пожа­луй, со зри­тель­ской точ­ки зре­ния имен­но Бори­сов тащит на себе весь фильм — убе­ри его, и ста­нет скуч­но, несмот­ря на все «декла­ра­ции цен­но­стей» и про­чие, отме­чен­ные кри­ти­ком, изыс­ки. Но Юра на месте, а ста­ло быть, бра­во тому, кто отве­чал за кастинг. Ведь рабо­та­ет кино? Рабо­та­ет. А поче­му — это уже детали.

«Порт»

К сло­ву, о кастин­ге: воз­мож­но, кому-то будет инте­рес­но, что в филь­ме в неболь­ших ролях заня­ты экс-участ­ни­ки кол­лек­ти­ва Little Big Антон Лис­сов и Сер­гей Мака­ров. О том, для чего это было нуж­но, Стре­ля­ная рас­ска­зы­ва­ла в интер­вью:

«Антон и Серё­жа отве­ча­ют за хариз­му под­поль­но­го клу­ба в пор­ту. Дела­ют это мол­ча и весо­мо. Их порт­ре­ты незаменимы. <…>

Мы же в горо­де одном живём, одним воз­ду­хом дышим. Я рада, что сов­па­ли наши гра­фи­ки и жела­ния. Это очень надёж­ные пар­ни. Чув­ству­ют стиль в деталях».


«Невод» (2017). Реж. Александра Стреляная

Рей­тинг «Кино­по­ис­ка»: 5,2

Веро­ят­но, эту кар­ти­ну сле­до­ва­ло смот­реть перед «Пор­том», что­бы изу­чать твор­че­ство Стре­ля­ной в раз­ви­тии. Но нас ведёт «Кино­по­иск», а он счи­та­ет, что «Невод» — сле­ду­ю­щий фильм с Бори­со­вым по «пло­хо­сти» после «Пор­та»: 5,2. Цвет уже не крас­ный, а серый, и тем не менее нам наме­ка­ют, что не сто­ит даже пытать­ся — будет скуч­но. Ну а как на самом деле?

«Невод»

В город из рыбац­кой дере­вень­ки на бере­гу Бело­го моря при­е­ха­ла моло­день­кая Аня. Она при­гля­ну­лась герою Юры Бори­со­ва, без­ала­бер­но­му, но в целом свет­ло­му пар­ню. Он зовёт Аню на вече­рин­ку, но сам не при­хо­дит. Зато при­хо­дит стар­ший брат Юры, худож­ник-серд­це­ед (Ники­та Кукуш­кин). Он соблаз­ня­ет Аню, а на сле­ду­ю­щий день отправ­ля­ет обрат­но на Белое море.

Про­хо­дит вре­мя. Аня бере­мен­на. Худож­ник: «Я нико­му ниче­го не дол­жен». Аня опять уез­жа­ет. Юра садит­ся на вело­си­пед и сле­ду­ет за ней, пото­му что, как ока­за­лось, любит.

Начи­на­ет­ся север­ное роуд-муви со стран­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми и необыч­ным юмо­ром. В ито­ге Юра рас­ста­нет­ся с вело­си­пе­дом и зави­стью к бра­ту, кото­ро­му с дет­ства доста­ва­лось всё самое луч­шее, зато откро­ет для себя что-то важ­ное в этих дико­вин­ных дебрях, свое­об­раз­ном оте­че­ствен­ном ана­ло­ге аме­ри­кан­ско­го Дико­го Запа­да. И не он один — зри­тель тоже.

«Невод»

Конеч­но, нель­зя ска­зать, что «Невод» — это нечто небы­ва­лое, какое-то неве­ро­ят­ное откро­ве­ние или, изви­ни­те за выра­же­ние, новое сло­во в искус­стве. Но у это­го филь­ма есть душа. А душа — это, согла­си­тесь, не так уж и мало.

Ну тебя, «Кино­по­иск». Ниче­го ты не понимаешь.


«Герда» (2021). Реж. Наталья Кудряшова

Рей­тинг «Кино­по­ис­ка»: 5,8

В отли­чие от «Пор­та» и «Нево­да», тре­тий «пло­хой» фильм с Бори­со­вым не так уж неиз­ве­стен. Тот же «Кино­по­иск» назы­ва­ет дра­му «скан­даль­ной» и рас­ска­зы­ва­ет о ком­пли­мен­тах от Гас­па­ра Ноэ.

«По сло­вам [режис­сё­ра] Ната­льи [Куд­ря­шо­вой], в пере­пис­ке [в запре­щён­ной соци­аль­ной сети] Ноэ назвал фильм „вдох­но­вен­ным“, „места­ми чрез­вы­чай­но груст­ным и страш­ным“. Отдель­но он отме­тил испол­ни­тель­ни­цу глав­ной роли Ана­ста­сию Кра­сов­скую и рабо­ту опе­ра­то­ра Васи­лия Григолюнаса».

Да и награ­ды фести­валь­ные у «Гер­ды» име­ют­ся — на Меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле в Локар­но филь­му вру­чи­ли приз от моло­до­го жюри и отдель­но Кра­сов­ской — за луч­шую жен­скую роль. Так в чём же дело? Отку­да низ­кие оценки?

Смот­рим же мы «Ано­ру» да нахва­ли­ва­ем, а «Гер­да» — чуть ли не её оте­че­ствен­ная вер­сия. Испол­ни­тель­ни­ца тан­цев в клу­бе для взрос­лых, кон­флик­ту­ю­щая с кол­ле­га­ми, по ночам — звез­да, но днём живёт шут зна­ет где и вооб­ще не осо­бо раду­ет­ся жиз­ни. Вот толь­ко дети оли­гар­хов в Рос­сии, как мы зна­ем, не оши­ва­ют­ся, а пото­му в сво­бод­ное от рабо­ты вре­мя Лера (так на самом деле зовут Гер­ду) пыта­ет­ся разо­брать­ся в отно­ше­ни­ях с роди­те­ля­ми и учит­ся на социолога.

«Гер­да»

По учё­бе ей при­хо­дит­ся опра­ши­вать сограж­дан раз­ной сте­пе­ни вме­ня­е­мо­сти, зада­вая вопро­сы, тоже, впро­чем, ещё те: «сколь­ко пель­ме­ней вы съе­да­е­те за раз?», «как вы отно­си­тесь к флир­ту на рабо­те?», «соглас­ны ли вы с утвер­жде­ни­ем, что стра­на идёт пра­виль­ным кур­сом?» (из тит­ров мож­но узнать, что вопро­сы были взя­ты созда­те­ля­ми на сай­те «Лева­да-цен­тра», ныне при­знан­но­го ино­аген­том). Почти все анке­ты Лера в ито­ге запол­ня­ет сама — те немно­го­чис­лен­ные дядеч­ки и тётеч­ки, что риск­ну­ли пустить социо­ло­га в квар­ти­ру, в основ­ном гля­дят на неё как на чокнутую.

И, как и в «Ано­ре», един­ствен­ный лучик све­та в тём­ном муж­ском цар­стве — Юра Бори­сов (здесь его пер­со­на­жа зовут Олег), кон­траст­ный моло­дой чело­век (худож­ник и могиль­щик в одном лице), един­ствен­ный, кому на Леру (кро­ме её мамы) дей­стви­тель­но не наплевать.

«Гер­да»

В рецен­зии «Спя­щая кра­са­ви­ца в поис­ках луч­шей жиз­ни» Оль­га Белик, с одной сто­ро­ны, хва­лит «Гер­ду», а с дру­гой — пред­по­ла­га­ет, что с ней может быть не так:

«Понят­но, поче­му вся эта эсте­ти­ка так взбу­до­ра­жи­ла Гас­па­ра Ноэ. <…> И визу­аль­но, и энер­ге­ти­че­ски кар­ти­на Куд­ря­шо­вой дей­стви­тель­но в чем-то близ­ка его сти­лю. В этом и её сила, и её сла­бость. „Гер­да“ полу­чи­лась слиш­ком меди­та­тив­ной и затя­ну­той, чрез­мер­но наро­чи­той и кон­траст­ной: чистей­шая душа — стрип-клуб; крас­ный неон похо­ти — гряз­но-серые буд­ни; даже холод­но-синий вол­шеб­ный лес здесь слиш­ком жир­ное про­ти­во­по­став­ле­ние все­му, что окру­жа­ет Леру-Гер­ду. Из „Гер­ды“ мог бы полу­чить­ся совер­шен­но удар­ный корот­кий метр, где все посла­ния режис­сё­ра попа­ли бы нам в серд­це, но вме­сто это­го мы уто­па­ем вме­сте с геро­и­ней в её блуж­да­ни­ях, теря­ем мысль, впа­да­ем в сон, и если и хотим от чего-то осво­бо­дить­ся, так это от просмотра».

Места­ми тан­цы на шестах и про­гул­ки по лесу дей­стви­тель­но утом­ля­ют — в этих, без­услов­но, важ­ных для атмо­сфе­ры сце­нах не чув­ству­ют­ся раз­ви­тия. С дру­гой сто­ро­ны, «заре­зать» фильм до корот­ко­мет­раж­ки, пожерт­во­вав боль­шей частью фак­ту­ры, было бы пре­ступ­ле­ни­ем. Доста­точ­но про­сто сокра­тить дра­му минут на два­дцать — до клас­си­че­ских полу­то­ра часов. Впро­чем, рас­суж­дать со сто­ро­ны все­гда лег­че, а режис­сё­ру, без­услов­но, долж­но быть видней.

Подроб­нее о филь­ме «Гер­да» мы рас­ска­зы­ва­ли в боль­шой рецен­зии.

«Подельники» (2022). Реж. Евгений Григорьев

Рей­тинг «Кино­по­ис­ка»: 6,7

Сра­зу после «Гер­ды» у «Кино­по­ис­ка» идёт сери­ал «В зоне рис­ка» (2012, оцен­ка 5,8), но здесь мы, пожа­луй, пере­прыг­нем, даже несмот­ря на соблазн уви­деть ред­кое зре­ли­ще — Юру с воло­са­ми. Не поду­май­те, что мы в прин­ци­пе пре­не­бре­га­ем оте­че­ствен­ны­ми сери­а­ла­ми про мили­цию, про­сто мно­го­се­рий­ное кино — не то, о чём хочет­ся пове­дать в рам­ках насто­я­ще­го текста.

А что это в филь­мо­гра­фии за «Подель­ни­ки»? В под­бор­ках филь­мов с Бори­со­вым (кото­рых сего­дня столь­ко, что хоть биб­лио­те­ку из них соби­рай) почти не встре­ча­ют­ся. Так что ж, посмот­рим? Рискнём!

«Подель­ни­ки»

Быв­ший биат­ло­нист Петя (Бори­сов) воз­вра­ща­ет­ся в род­ную дерев­ню, что­бы рабо­тать в мест­ной шко­ле учи­те­лем физ­куль­ту­ры. Люди здесь живут не по зако­нам, а по поня­ти­ям, и всем заправ­ля­ет мед­ведь в чело­ве­че­ском обли­чье — Витя Людо­ед (Павел Дере­вян­ко). В первую же ночь на новом месте Петя ста­но­вит­ся сви­де­те­лем убий­ства: Витя лиша­ет жиз­ни худож­ни­ка Сашу (Кон­стан­тин Бала­ки­рев), но выхо­дит сухим из воды. Петя мол­чит — мол­чат и осталь­ные жите­ли дерев­ни, ведь перед смер­тью Саша назвал Витю коз­лом, а зна­чит, Людо­ед был «в сво­ём праве».

У Саши остал­ся сын-школь­ник, кото­ро­му теперь, по всё тем же пра­ви­лам, тре­бу­ет­ся ото­мстить. Тогда физ­рук пред­ла­га­ет маль­чи­ку сдел­ку: он учит его биат­ло­ну, в том чис­ле и стрель­бе, а когда ребё­нок ста­нет про­фи, слу­чит­ся то, что пред­ре­ше­но. И «подель­ни­ки» при­сту­па­ют к тренировкам.

«Подель­ни­ки»

В рецен­зии «Юра Бори­сов в гостях у сказ­ки» Оль­га Белик пишет:

«„Подель­ни­ки“ — игро­вой дебют режис­сё­ра-доку­мен­та­ли­ста Евге­ния Гри­го­рье­ва <…> осно­ван­ный на исто­рии из его жиз­ни: кого-то дей­стви­тель­но уби­ли за сло­во „козёл“. Но это не фильм про ужа­сы уго­лов­щи­ны. Воров­ской ход — лишь крас­ка, топ­ли­во для сюже­та и смыс­ла филь­ма. <…> речь здесь идёт о мик­ро­мо­де­ли мира, замкну­то­го на себе про­стран­ства, где реаль­ное стал­ки­ва­ет­ся с мифо­ло­ги­че­ским, а люди живут по сво­им зако­нам и верят в то, что, „когда беда и страш­но, что-то вели­кое совер­ша­ет­ся в нашей стране„ и что „чем хуже, тем лучше“».

При этом, заме­ча­ет Белик, перед нами вовсе не хто­ни­че­ская «чер­ну­ха», а «неве­ро­ят­но кра­соч­ное и весё­лое кино с плот­ным рит­мом и отлич­ным чёр­ным юмо­ром». Есть здесь и доку­мен­та­ли­сти­ка, и жан­ро­вость, но глав­ное — фак­ту­ра. И богат­ство фан­та­зии: режис­сёр гово­рит, что для филь­ма они со сце­на­рист­кой Ниной Беле­ниц­кой созда­ли соб­ствен­ный язык, на кото­ром в осо­бен­ных слу­ча­ях обща­ют­ся жите­ли деревни:

«Пошли к линг­ви­сту и напи­са­ли выду­ман­ный, „эль­фий­ский“ язык. У него есть син­так­сис, теза­у­рус, более 250 слов, склонения».

И немно­го про актёр­ские рабо­ты. С Бори­со­вым понят­но, но что каса­ет­ся Дере­вян­ко, то это дей­стви­тель­но мало с чем срав­ни­мое оба­я­ние зла. По сло­вам Белик, он игра­ет «про­об­раз мифи­че­ско­го Шату­на — боже­ствен­но­го сына-мед­ве­дя, кото­рый нару­шил завет отца и начал уби­вать. Витя дико тан­цу­ет на сель­ском дис­ка­че под ретро „Сне­гом стать“ и затем так же дико, по-мед­ве­жьи всту­па­ет в схват­ку с Петей на мас­ле­нич­ных гуля­ньях». Сло­вом, таким «Соло­вьём-раз­бой­ни­ком» вы Дере­вян­ко ещё не видели.


Администратор прощаний. Введение (2022). Реж. Николай Лупанов

Рей­тинг «Кино­по­ис­ка»: 6,9

Зага­доч­ная корот­ко­мет­раж­ка — буд­то меч­та о чём-то боль­шем. На это наме­ка­ет и «вве­де­ние» в заго­лов­ке, и сюжет — ско­рее завяз­ка, чем пол­но­цен­ная история.

Буду­щее, сере­ди­на XXI века. Утом­лён­ный закад­ро­вый голос докла­ды­ва­ет, что «спу­стя 20 лет после все­мир­ной ядер­ной вой­ны струк­ту­ра Рос­сий­ской Феде­ра­ции пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные изме­не­ния»: Мини­стер­ство обо­ро­ны, Мини­стер­ство здра­во­охра­не­ния и цер­ковь объ­еди­ни­лись, что­бы стать общим орга­ном управ­ле­ния выжив­ши­ми, так назы­ва­е­мым МОВК — Мини­стер­ством обще­го внут­рен­не­го контроля.

В 2052 году МОВК реша­ет, что, раз уж в насто­я­щем жить невоз­мож­но, надо отправ­лять души людей в про­шлое, что­бы они там зано­во рож­да­лись и про­жи­ва­ли счаст­ли­вую жизнь. После деся­ти лет «пла­но­вой эва­ку­а­ции», про­хо­дя­щей соглас­но стро­го­му рас­по­ряд­ку, Адми­ни­стра­тор про­ща­ний (Юра Бори­сов) доби­ра­ет­ся до Вита­лия (Алек­сей Подоль­ский), кото­рый живёт в под­ва­ле, похо­жем деко­ра­ции к филь­му «Кин-дза-дза» или какой-нибудь дру­гой «руко­дель­ной» антиутопии.

Подоль­ский и Бори­сов в кад­ре за одним сто­лом — како­во? С одной сто­ро­ны, вид­ней­ший участ­ник попу­ляр­но­го и фести­валь­но­го кине­ма­то­гра­фа послед­них лет, с дру­гой — звез­да панк-филь­мов «Пыль» (2005), «Ниша» (2022) и «Шапи­то-шоу» (2011). Неве­ро­ят­ный крос­со­вер, ком­бо меч­ты. О про­чем после это­го мож­но и не говорить.

«Адми­ни­стра­тор про­ща­ний. Введение»

Тем более что про­че­го в исто­рии оста­лось не так и мно­го. Мы пони­ма­ем, что АП в луч­шем слу­чае не зна­ет, рабо­та­ет ли зага­доч­ная тех­но­ло­гия ТВС, поз­во­ля­ю­щая путе­ше­ство­вать в про­шлое (а в худ­шем — зна­ет, что не рабо­та­ет), но отвер­теть­ся от счаст­ли­во­го буду­ще­го (то есть про­шло­го) у Вита­лия уже не полу­чит­ся. Щёлк-щёлк. Ж‑ж-ж‑ж. Конец фильма.

Откро­вен­но гово­ря, боль­ше напо­ми­на­ет иллю­стри­ро­ван­ный фан­та­сти­че­ский рас­сказ с туман­ным содер­жа­ни­ем, чем имен­но кино. Ну и что. Зато Подоль­ский. Зато Борисов.

Может, если Лупа­нов-таки дора­бо­та­ет «Вве­де­ние» до пол­но­мет­раж­ки, рей­тинг на «Кино­по­ис­ке» будет повы­ше, но, судя по интер­вью, таких пла­нов у режис­сё­ра нет. А об оцен­ках он дума­ет вот что:

«Рей­тинг „Кино­по­ис­ка“ — это лишь инстру­мент для про­дви­же­ния филь­ма. Он по ряду при­чин помо­га­ет ему и вооб­ще необ­хо­дим для неко­то­рых людей из инду­стрии. Для меня же это при­ят­ный бонус, не более».

Ну и пра­виль­но. Пятёр­ки и шестёр­ки для сво­бод­но­го от финан­со­вых обя­за­тельств худож­ни­ка — это дело деся­тое. А глав­ное, разу­ме­ет­ся, творить.


Читай­те так­же «„«Ано­ра“. Как аме­ри­кан­ско-рос­сий­ское дра­ме­ди нару­ша­ет пра­ви­ла жанра»

Поделиться