«Герда» Натальи Кудряшовой: диалоги о смелости

Пре­мье­ра дра­мы «Гер­да» про­шла на Меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле в Локар­но летом 2021 года. Лен­та оста­ви­ла в вос­хи­ще­нии зна­ме­ни­то­го режис­сё­ра Гас­па­ра Ноэ, как и чле­нов жюри.

Осе­нью фильм вышел в рос­сий­ский про­кат: теперь оце­нить его по досто­ин­ству может каж­дый. Раз­би­ра­ем­ся, о чём кар­ти­на Ната­льи Куд­ря­шо­вой, ищем глу­бо­кие смыс­лы и выяс­ня­ем, при­чём здесь Пла­тон и Бодлер.


В кни­ге «Скры­тый смысл» Лин­да Сегер отме­ча­ет: «Обыч­но под­текст — это нечто, на что вы не може­те ука­зать паль­цем. Он чув­ству­ет­ся». Так и в филь­ме Ната­льи Куд­ря­шо­вой, где неяв­ное исполь­зу­ет­ся как основ­ной повест­во­ва­тель­ный инструмент.

— Тебя прав­да так зовут?
— Нет, я Лера.

Глав­ная геро­и­ня (Ана­ста­сия Кра­сов­ская, дебют на экране) носит обыч­ное рус­ское имя Лера. И Гер­да. У неё две реаль­ные жизни.

Пер­вая — где она дочь и сту­дент­ка. В ней Лера уха­жи­ва­ет за мате­рью (Юлия Мар­чен­ко), бес­по­ко­ит­ся, пото­му что вер­нул­ся пья­ный отец (Дари­ус Гумаус­кас), про­во­дит социо­ло­ги­че­ские опросы.

Во вто­рой Гер­да ярко кра­сит­ся блёст­ка­ми и тан­цу­ет по ночам стриптиз.

— Тебя прав­да так зовут?
— Да.

Согла­сит­ся она поз­же. Гер­да — имя из сказ­ки Ган­са Хри­сти­а­на Андер­се­на «Снеж­ная коро­ле­ва». В ней девоч­ка пре­одо­ле­ва­ет труд­но­сти — при помо­щи и во имя люб­ви. Как и геро­и­ня кар­ти­ны, кото­рая вся­че­ски ста­ра­ет­ся сохра­нить дома атмо­сфе­ру нор­маль­но­сти. Она очень любит мать-луна­ти­ка, кото­рая посто­ян­но спит. Отец девуш­ки ушёл к дру­гой жен­щине, но каж­дый раз воз­вра­ща­ет­ся, что при­во­дит к скандалам.

Лера игра­ет в семье роль спа­са­тель­ни­цы, но на самом деле всё ещё оста­ёт­ся малень­кой девоч­кой — она Гер­да. Толь­ко выиг­рать у холод­ной реаль­но­сти на сей раз не удаст­ся. В филь­ме розы, высту­па­ю­щие у Андер­се­на сим­во­лом люб­ви, ока­зы­ва­ют­ся выбро­ше­ны. Гер­да усти­ла­ет лепест­ка­ми путь из дома. Это любовь, разо­дран­ная и раз­ры­ва­ю­щая на части.

Влюб­лён­ный в Леру худож­ник — и по сов­ме­сти­тель­ству могиль­щик — Олег (Юрий Бори­сов) носит фут­бол­ку с над­пи­сью «Цве­ты зла», отсы­ла­ю­щей к одно­имён­но­му сбор­ни­ку Шар­ля Бод­ле­ра. Дека­дент Бод­лер обли­чал не толь­ко обще­ствен­ные поро­ки, но и свои соб­ствен­ные, рас­кры­вая всю под­но­гот­ную с жесто­кой откровенностью:

Одно все­го под­лей и гаже несравненно;
В нём жестов гроз­ных нет и вос­кри­ков нет в нём.
Оно про­гло­тит шар зем­ной одним глотком
И зем­лю пре­вра­тит в раз­ва­ли­ны мгновенно, —

То — Ску­ка! Пол­ня глаз неволь­ною слезою,
Она «хука» дымит, взмеч­тав про эшафот.
Тебе зна­ком ли тот изне­жен­ный урод, —
Хан­жа-чита­тель мой, мой брат, двой­ник со мною?!

Фильм Куд­ря­шо­вой слов­но бод­ле­ров­ские соне­ты: это замкну­тость, невоз­мож­ность, повто­ры. С непре­кра­ща­ю­щим­ся чув­ством безыс­ход­но­сти, без пони­ма­ния, что делать и как жить.

Даже слу­чай­ные люди, с кем встре­ча­ет­ся Лера во вре­мя уни­вер­си­тет­ской прак­ти­ки, ока­зы­ва­ют­ся отрав­ле­ны этим ядом. Как буду­щий социо­лог, она при­хо­дит к раз­ным людям и зада­ёт им вопро­сы. Пока­за­те­лен здесь диалог:

— Вы счастливы?
— Ой, ну тут уж не до таких вопросов.

Олег как-то про­из­но­сит о покой­ни­ке фра­зу: «Он зазем­лил­ся — две­ри вос­при­я­тия закры­лись». Ско­рее все­го, это отсыл­ка к фило­соф­ско­му эссе Олдо­са Хакс­ли «Две­ри вос­при­я­тия». Писа­тель-экс­цен­трик пред­ла­гал поки­нуть пре­де­лы зна­ко­мой реаль­но­сти, меняя пара­диг­мы созна­ния. В свою оче­редь, Бод­лер утвер­ждал, что подоб­ной точ­кой роста ока­зы­ва­ют­ся несча­стья. Они — «лекар­ства для очи­ще­нья», обла­го­ра­жи­ва­ю­щие душу.

В «Гер­де» подав­ле­ние силь­ных, ярких эмо­ций, страх перед тем, что все­гда пред­ше­ству­ет росту, — это доб­ро­воль­ный отказ от пути к ино­му, к осво­бож­де­нию. К жиз­ни, в кото­рой есть нечто боль­шее, чем бед­ность и бес­смыс­лен­ный взгляд. Пер­со­на­жи лен­ты зазем­ли­лись настоль­ко, что бук­валь­но зако­па­ли себя заживо.

Их отве­ты Лера выслу­ши­ва­ет рав­но­душ­но, пото­му что здесь неко­го жалеть. Зазем­ле­ние — плод лич­но­го выбо­ра. Един­ствен­ный раз, когда она про­явит вни­ма­ние и состра­да­ние, будет встре­ча с ребён­ком. Он ведь ещё слиш­ком мал, что­бы нести груз ответ­ствен­но­сти за мир, в кото­ром живёт.

Ещё одна крас­ная нить филь­ма — рас­суж­де­ния о душе, отсы­ла­ю­щие к само­му Пла­то­ну. Душа не веда­ет смер­ти. Ока­зы­ва­ясь в теле чело­ве­ка, она вспо­ми­на­ет пре­крас­ное. У неё оста­ёт­ся тро­па, спо­соб­ная при­ве­сти к истине.

Гер­да ищет выход сквозь цар­ство снов. Это её тре­тья жизнь: лес, в кото­ром, с уси­ли­ем про­ди­ра­ясь сквозь вет­ки, Лера всле­пую нащу­пы­ва­ет свой путь.

Имен­но об этом так гру­стит её мать: когда-то она тоже пыта­лась изме­нить­ся, но, столк­нув­шись с пре­пят­стви­я­ми, не смог­ла спра­вить­ся с ними. «Все­гда будет тес­но, пото­му что мне поме­ре­щи­лась какая-то дру­гая жизнь», — мимо­хо­дом бро­са­ет она. Этим объ­яс­ня­ет­ся её луна­тизм: душа ищет доро­гу домой, стре­мясь поки­нуть омерт­вев­шее тело.

В диа­ло­ге «Федон» Пла­тон утверждает:

— … А «быть мёрт­вым» — это зна­чит, что тело, отде­лён­ное от души, суще­ству­ет само по себе и что душа, отде­лён­ная от тела, — тоже сама по себе? Или, быть может, смерть — это что-нибудь иное?
— Нет, то самое…

Мерт­вы зажи­во все, кто не ока­зал­ся доста­точ­но смел, что­бы менять­ся. Мёртв отец, кото­рый не спо­со­бен выбрать меж­ду дву­мя семья­ми. И Лера тоже умрёт, если про­дол­жит жить по-прежнему.

Бро­дя по клад­би­щу с Оле­гом, она гово­рит, что теперь мож­но отпра­вить­ся в Ад, раз уж они ока­за­лись побли­зо­сти. По Дан­те (к сло­ву, «Цве­ты зла» часто срав­ни­ва­ют с «Боже­ствен­ной коме­ди­ей» Али­гье­ри), у врат Пре­ис­под­ней ютят­ся неопре­де­лив­ши­е­ся, «жал­кие» души, кото­рые не отва­жи­лись после­до­вать ни за доб­ром, ни за злом. Воз­мож­но, имен­но так оце­ни­ва­ет себя героиня.

Но она не может поз­во­лить себе и даль­ше оста­вать­ся в нере­ши­тель­но­сти, что­бы в буду­щем повто­рить несчаст­ную судь­бу окру­жа­ю­щих. В фина­ле у неё появ­ля­ют­ся кры­лья. Лера отка­зы­ва­ет­ся от идеи сохра­нить семью (ведь помочь ей уже невоз­мож­но) и нако­нец отправ­ля­ет­ся в свой соб­ствен­ный путь.

За сло­я­ми под­тек­ста скры­ва­ет­ся про­стая идея: луч­ше все­го — най­ти в себе сме­лость пой­ти сво­ей тро­пой. Пря­мо и не огля­ды­ва­ясь. Куд­ря­шо­ва, как чехов­ский чело­век с моло­точ­ком, стре­мит­ся напом­нить каж­до­му, что вре­ме­ни на рас­кач­ку оста­ёт­ся не так уж мно­го: никто не сбе­жит от обя­зан­но­сти сде­лать свой экзи­стен­ци­аль­ный выбор, даже если захо­чет. Хоро­шая новость в том, что в той тём­ной пла­то­нов­ской пеще­ре, в кото­рую мы боим­ся вой­ти, нас дожи­да­ет­ся ключ от всех дверей.


Читай­те так­же «„Обща­га“ Рома­на Васья­но­ва как тор­же­ство сво­бод­ной фаль­ши».

Поделиться