«Общага» Романа Васьянова как торжество свободной фальши

В основ­ном кон­кур­се «Кино­тав­ра» в 2021 году приз име­ни Дани­и­ла Дон­ду­рея за луч­ший дебют полу­чи­ла кар­ти­на Рома­на Васья­но­ва «Обща­га». 26 сен­тяб­ря состо­я­лась её онлайн-пре­мье­ра на плат­фор­мах «Кино­По­иск HD», «Kion» и «Premier». В рецен­зии раз­би­ра­ем, о чём фильм, к чему гото­вить­ся при про­смот­ре и нуж­но ли это вооб­ще делать.


«Обща­га» — дебют Рома­на Васья­но­ва в режис­су­ре, но не в кине­ма­то­гра­фе. Мы встре­тим его в тит­рах «Сти­ляг» и «Одес­сы» Вале­рия Тодо­ров­ско­го, супер­ге­рой­ском «Отря­де само­убийц», «Яро­сти» с Брэ­дом Пит­том и дру­гих лен­тах как опе­ра­то­ра. Боль­шой экран для него — дав­но зна­ко­мая тер­ри­то­рия, где он всё же впер­вые пол­но­стью пока­зал соб­ствен­ный худо­же­ствен­ный потенциал.

Пред­по­чте­ние он отдал жан­ру экра­ни­за­ции. Выбор Васья­но­ва пал на ран­ний роман Алек­сея Ива­но­ва «Обща­га-на-кро­ви», напи­сан­ный в 1992 году, когда автор сам учил­ся в уни­вер­си­те­те. Ива­но­ва рос­сий­ские кине­ма­то­гра­фи­сты любят: «Пище­блок», «Тобол», «Нена­стье», «Гео­граф гло­бус про­пил» зри­те­лю зна­ко­мы. Над сце­на­ри­ем «Обща­ги» опе­ра­тор начал рабо­тать несколь­ко лет назад, ока­зав­шись один на Гавайях.

Если опи­сы­вать сюжет филь­ма одним пред­ло­же­ни­ем: два сту­ден­та и две сту­дент­ки раз­ру­ша­ют жизнь, а их друг-сосед, как спу­стив­ший­ся с небес ангел, взи­ра­ет на это в сто­роне. На фоне — Сверд­ловск, 1984 год, мрач­ные кори­до­ры мест­но­го уни­вер­си­те­та и скром­ные комнаты.

Режис­сёр про­дол­жа­ет одну из самых попу­ляр­ных тем послед­них лет в рос­сий­ском кине­ма­то­гра­фе — стра­да­ние. Поэт-алко­го­лик Иван (Ники­та Ефре­мов), гума­ни­та­рии Све­та (Мари­на Васи­лье­ва) и Нел­ли (Ири­на Стра­шен­ба­ум), лидер ком­па­нии Игорь (Илья Мала­нин) вот-вот закон­чат учё­бу. Впе­ре­ди — взрос­лая жизнь, но сей­час под тёп­лым све­том лам­пы они пьют за сво­бо­ду, кото­рая, как им кажет­ся, у них есть, слу­ша­ют пес­ни групп «Урфин Джюс» и «Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус» и обе­ща­ют себе не стать «мра­зя­ми».

Рядом совсем не похо­жий на них, ещё юный Забе­ла (Ген­на­дий Выры­па­ев) — насто­я­щий герой Досто­ев­ско­го, князь Мыш­кин совет­ско­го пери­о­да в жилет­ке на клет­ча­тую рубаш­ку. Скром­ный и хоро­ший, на пред­ло­же­ние ска­зать тост он про­из­но­сит фило­соф­ское выска­зы­ва­ние, под­ры­ва­ю­щее поня­тие сво­бо­ды в принципе:

«И вот я думаю, а если б я оста­но­вил­ся шну­рок завя­зать, а если бы дождя не было. Я бы, навер­ное, жил с кем-то дру­гим, а мы бы с вами даже и не позна­ко­ми­лись. Полу­ча­ет­ся, я думал: завя­зать ли мне шну­рок, а в этот момент моя судь­ба реша­лась. Это очень страш­но. Делать самый важ­ный выбор всле­пую. И есть ли у нас тогда хоть какая-то свобода?»

Нача­лом раз­ви­тия пер­со­на­жей и узна­ва­ния их луч­ше зри­те­лем долж­но было стать само­убий­ство одной из неиз­вест­ных сту­ден­ток. Она спрыг­ну­ла с кры­ши пред­по­ло­жи­тель­но из-за того, что муж (Алек­сандр Куд­рен­ко) и комен­дант­ша (Юлия Ауг) дол­го изде­ва­лись над ней.

Забе­ла — сви­де­тель, не жела­ю­щий врать, за что его и уже зна­ко­мых сосе­дей высе­ля­ют. Здесь каж­дый начи­на­ет делать тот самый выбор, пото­му что обще­жи­тие — центр их мира, опо­ра не гото­вых к реаль­ной жиз­ни людей. Нел­ли при виде пла­чу­ще­го ребён­ка наде­ва­ет науш­ни­ки. Иван стра­да­ет от «оди­но­че­ства без тол­пы», теряя себя в вод­ке и сти­хах на обо­ях. Игорь пря­чет­ся во мно­же­стве жен­щин, а Све­та суще­ству­ет в обра­зе жертвы.

Герои гото­вы на всё, лишь бы остать­ся в месте, что защи­ща­ет и уби­ва­ет. Они дума­ли, что их огра­ни­чи­ва­ет ком­со­мол, гло­баль­нее — власть, но несво­бо­да у них внут­ри. Пой­ти про­тив сове­сти лег­ко, когда её нет. Сту­ден­ты дока­зы­ва­ют это, без коле­ба­ний совер­шая то, что «в тео­рии» отри­ца­ли. Вче­раш­няя друж­ба забы­ва­ет­ся. Неслу­чай­но ещё один герой в кар­тине — наси­лие. В «Обща­ге» от него стра­да­ют или созна­тель­но согла­ша­ют­ся ради дости­же­ния целей. В интер­вью режис­сёр говорит:

«Мы не можем их судить. Мы все сла­бые. Не сла­бый Забе­ла, но он таким родил­ся — другим…Любой чело­век заслу­жи­ва­ет люб­ви и состра­да­ния. Даже если он совер­ша­ет какие-то ужас­ные поступки».

Учи­ты­вать его пози­цию важ­но для пони­ма­ния кино, на ней стро­ит­ся история.

В этот момент на экра­нах — тор­же­ство шаб­ло­на. Сту­ден­ты пре­вра­ща­ют­ся в кари­ка­ту­ры, раз­го­ва­ри­ва­ю­щие мёрт­вым язы­ком. Про­ве­сти парал­лель здесь мож­но с кар­ти­на­ми фран­цуз­ском новой вол­ны: герои обща­ют­ся на язы­ке поэ­зии. В «Обща­ге» тоже, толь­ко сти­хи без­дар­ны, а фило­соф­ские раз­мыш­ле­ния о Боге и жиз­ни как лейт­мо­тив выгля­дят наду­ман­но и совсем не к месту. Из филь­ма исче­за­ет жизнь, а поступ­ки теря­ют пси­хо­ло­ги­че­скую обоснованность.

Сту­ден­ты — сте­риль­ные носи­те­ли опре­де­лён­ных черт харак­те­ра: все они делят­ся на очень пло­хих и очень хоро­ших, с пре­иму­ще­ством пер­вых. Им не веришь, а их бедам не состра­да­ешь, они вызы­ва­ют лишь раз­дра­же­ние. Смот­реть вто­рую поло­ви­ну двух­ча­со­во­го филь­ма ста­но­вит­ся скуч­но, про­ис­хо­дя­щее — пред­ска­зу­е­мо, оно дотош­но раз­жё­вы­ва­ет­ся и повто­ря­ет­ся. Поче­му так вышло? Режис­сё­ру не хва­та­ет реаль­но­го опы­та и талан­та? Или так и заду­ма­но: изгнать из кар­ти­ны хоть какое-то подо­бие реаль­но­сти, чело­веч­но­сти и оста­вить толь­ко идею, как в учеб­ных лен­тах? Здесь каж­дый отве­ча­ет сам. Ива­но­ву экра­ни­за­ция понравилась.

Опе­ра­тор кар­ти­ны — Алек­сандр Алек­сан­дров, но взгляд и постро­е­ние кад­ра выда­ют основ­ную про­фес­сию Васья­но­ва. Съём­ка и цве­то­кор­рек­ция напо­ми­на­ет гол­ли­вуд­ские трил­ле­ры и рекла­му одновременно.

Конеч­но, невин­ный, чест­ный и самый сво­бод­ный, несмот­ря на боль­шое коли­че­ство внут­рен­них мораль­ных норм, из всех Забе­ла не оста­ёт­ся один. Отлич­ни­ца, гор­дость инсти­ту­та Кира (Алё­на Михай­ло­ва) — воз­мож­но, пер­вый чело­век дей­стви­тель­но нерав­но­душ­ный к нему, его друг и пла­то­ни­че­ская любовь. Она стра­да­ет от навя­зан­но­го ей обра­за, но через три дня долж­на поки­нуть обще­жи­тие и уехать в Моск­ву. Девуш­ка гото­ва вый­ти за пре­де­лы извест­но­го, но в оче­ред­ной раз вме­ши­ва­ет­ся судь­ба, что-то, с чем сво­бо­да не может или не хочет соперничать.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Финаль­ные сце­ны — это помин­ки человечности. 

Осто­рож­но, спойлер!
Неслу­чай­но место дей­ствия здесь под­вал — ниже неку­да, это ад. Насиль­ник спра­ши­ва­ет у Киры, с како­го она эта­жа — чем выше, тем бли­же к све­ту. А после — море, тот самый сон, что снил­ся Забе­ле, где он оста­нет­ся навсегда.Что даль­ше? Изме­нит ли смерть чело­ве­ка за прав­ду, за спра­вед­ли­вость жизнь осталь­ных? Нет.

Роман Васья­нов поделился:

«Из меня фильм „Обща­га“ высо­сал вооб­ще все соки. Но я не жалу­юсь. Я пони­мал, на что иду».

Вто­рить ему будут те, кто кар­ти­ну посмотрит.


Читай­те так­же «Жесто­кость, эро­ти­ка, про­во­ка­ция. Оте­че­ствен­ный грайн­д­ха­ус»

Поделиться