Цензура при Николае I: устройство институтов, создание III отделения и «неприкасаемый» Пушкин

В цар­ство­ва­ние Нико­лая I цен­зур­ный аппа­рат Рос­сий­ской импе­рии ста­но­вил­ся всё более сла­жен­ным: новая вер­сия цен­зур­но­го уста­ва во мно­гом упо­ря­до­чи­ла про­вер­ки. Впро­чем, про­ти­во­ре­ча­щие друг дру­гу зако­ны по-преж­не­му при­ни­ма­лись, III отде­ле­ние посто­ян­но пре­вы­ша­ло пол­но­мо­чия и пыта­лось кон­тро­ли­ро­вать лите­ра­ту­ру, да и сам Нико­лай I регу­ляр­но вме­ши­вал­ся в цен­зур­ные дела. Так, он лич­но про­ве­рял все про­из­ве­де­ния Пуш­ки­на (точ­нее, дол­жен был про­ве­рять, но, ско­рее все­го, ленил­ся делать это). Писа­те­лям в эту эпо­ху при­хо­ди­лось тяже­ло: допуск про­из­ве­де­ний в печать во мно­гом зави­сел от лич­ных отно­ше­ний с цен­зо­ра­ми, а непо­слу­ша­ние кара­лось нака­за­ни­я­ми вплоть до запре­тов пуб­ли­ка­ций и ссылок.

Про­дол­жа­ем рас­ска­зы­вать о скла­ды­ва­нии цен­зу­ры в Рос­сии: сего­дня в цен­тре вни­ма­ния нико­ла­ев­ская эпо­ха. Раз­бе­рём, кто рабо­тал в цен­зур­ных орга­нах, за какие про­из­ве­де­ния мож­но было отпра­вить­ся в ссыл­ку и как рево­лю­ции в Евро­пе вли­я­ли на прес­су в России.


Цензура после 1828 года

В 1828 году, после при­ня­тия тре­тье­го вари­ан­та цен­зур­но­го уста­ва, ино­стран­ную и рос­сий­скую лите­ра­ту­ру пол­но­стью кон­тро­ли­ро­ва­ло мини­стер­ство про­све­ще­ния. Глав­ное управ­ле­ние цен­зу­ры так­же пере­шло в под­чи­не­ние к этой орга­ни­за­ции. Выс­шая цен­зур­ная инстан­ция выпол­ня­ла преж­ние функ­ции: управ­ля­ла внут­рен­ней и ино­стран­ны­ми цен­зур­ны­ми инстан­ци­я­ми и реша­ла спор­ные вопро­сы. Сюда входили:

  • министр про­све­ще­ния;
  • заме­сти­тель министра;
  • пре­зи­ден­ты Рос­сий­ской академии;
  • пре­зи­ден­ты Ака­де­мии наук и художеств;
  • пред­ста­ви­те­ли мини­стер­ства внут­рен­них и ино­стран­ных дел.

С нача­ла века кон­троль прес­сы был раз­де­лён тер­ри­то­ри­аль­но на пять уни­вер­си­тет­ских окру­гов: Харь­ков­ский, Дерпт­ский, Казан­ский, Мос­ков­ский и Вилен­ский. Санкт-Петер­бург­ский округ был создан позд­нее, в 1818 году, вме­сте с пере­име­но­ва­ни­ем Глав­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та в Санкт-Петер­бург­ский уни­вер­си­тет. В каж­дом окру­ге рабо­та­ли локаль­ные цен­зур­ные орга­ны. В осталь­ных круп­ных горо­дах и пор­тах дей­ство­ва­ли отдель­ные цензоры.

В коми­те­тах при уни­вер­си­те­тах рабо­та­ли рек­то­ры: они про­ве­ря­ли внут­рен­ний обо­рот лите­ра­ту­ры. Одна­ко с при­ня­ти­ем уста­ва 1828 года пред­се­да­те­лем в коми­те­те стал попе­чи­тель окру­га. Из-за нехват­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го опла­чи­ва­е­мо­го пер­со­на­ла к про­вер­ке пери­о­ди­ки при­вле­ка­ли пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­тов и училищ.

Цен­зо­ры, заня­тые рос­сий­ски­ми сочи­не­ни­я­ми, при­ни­ма­ли мате­ри­а­лы на про­вер­ку и в даль­ней­шем нес­ли за них лич­ную ответ­ствен­ность. Поэто­му зача­стую они опи­ра­лись на соб­ствен­ные пред­став­ле­ния о том, что доз­во­ле­но видеть пуб­ли­ке, а за что после­ду­ет наказание.

Чинов­ни­ки коми­те­та ино­стран­ной цен­зу­ры рас­смат­ри­ва­ли гра­вю­ры, оттис­ки, ноты и любые дру­гие печат­ные изда­ния, выпи­сы­ва­е­мые за рубе­жом. Основ­ны­ми потре­би­те­ля­ми такой лите­ра­ту­ры были кни­го­тор­гов­цы, учеб­ные учре­жде­ния и част­ные лица. Рабо­та шла по спис­кам для свер­ки, по кото­рым цен­зо­ры про­ве­ря­ли все вхо­дя­щие сочинения.

Запре­щён­ная в Рос­сий­ской импе­рии кари­ка­ту­ра на Лон­дон­скую кон­фе­рен­цию 1830 года. Автор Оно­ре. Домье. Источ­ник: en.m.wikipedia.org

Гео­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти Рос­сии так­же ска­зы­ва­лись на дея­тель­но­сти кон­тро­ли­ру­ю­щих орга­нов — нагруз­ка слу­жа­щих раз­ных отде­ле­ний была нерав­но­мер­ной. Так, цен­зо­ры из Одес­ско­го цен­зур­но­го коми­те­та мог­ли рас­смот­реть чуть более 160 книг за год, в то вре­мя как Риж­ский коми­тет — почти 900.

Кро­ме того, суще­ство­ва­ли про­бле­мы про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки: напри­мер, Одес­ский коми­тет нуж­дал­ся в сотруд­ни­ках, зна­ю­щих ита­льян­ский и гре­че­ский язы­ки. Чем с боль­шим коли­че­ством язы­ков стал­ки­ва­лось отде­ле­ние, тем боль­ше­го тре­бо­ва­ли от цен­зо­ров, кото­рые зача­стую сов­ме­ща­ли эту дея­тель­ность с дру­гой рабо­той. Людей, вла­де­ю­щих необ­хо­ди­мы­ми зна­ни­я­ми в пол­ном объ­ё­ме, было слож­но найти.


III отделение

25 июня 1826 года, в день сво­е­го 30-летия, Нико­лай I издал указ о созда­нии III отде­ле­ния жан­дарм­ской поли­ции. Воз­гла­вил его Алек­сандр Бен­кен­дорф — бое­вой гене­рал кава­ле­рии, хоро­шо про­явив­ший себя в деле декабристов.

Отде­ле­ние тай­но вли­я­ло на мини­стер­ство про­све­ще­ния и кон­тро­ли­ро­ва­ло прес­су, то есть про­ве­ря­ло выпу­щен­ные кни­ги и жур­на­лы. Чаще все­го это про­ис­хо­ди­ло по поли­ти­че­ским моти­вам. Ого­во­рён­ных обя­зан­но­стей по цен­зу­ри­ро­ва­нию у III отде­ле­ния не было, одна­ко пол­но­мо­чия, дан­ные Нико­ла­ем I, были столь широ­ки, что трак­то­вать их мож­но было раз­ны­ми способами.

Алек­сандр Бен­кен­дорф. Худож­ник Джордж Доу. Око­ло 1823 года

Бли­же к 1830‑м годам Бен­кен­дорф обра­тил при­сталь­ное вни­ма­ние на лите­ра­тур­ные кру­ги, взяв теат­раль­ную цен­зу­ру под лич­ный кон­троль. Театр оста­вал­ся в поле зре­ния жан­дар­мов вплоть до поте­ри преж­них пол­но­мо­чий в 1865 году.

В 1832 году гла­ва жан­дар­мов ввёл в состав Глав­но­го управ­ле­ния цен­зу­ры сво­е­го под­чи­нён­но­го — Алек­сандра Морд­ви­но­ва. С это­го момен­та типо­гра­фии ста­ли обя­за­ны при­сы­лать в III отде­ле­ние образ­цы всех пуб­ли­ку­е­мых сочи­не­ний. Про­чие отно­ше­ния с пери­о­ди­че­ски­ми изда­ни­я­ми и лите­ра­то­ра­ми были завя­за­ны на Бен­кен­дор­фе, Нико­лае I и пове­де­нии самих авторов.

Сво­бо­да обра­зо­ва­ния тоже была огра­ни­че­на. В 1835 году Нико­лай I лик­ви­ди­ро­вал авто­но­мию уни­вер­си­те­тов с помо­щью ново­го Уни­вер­си­тет­ско­го уста­ва, под­го­тов­лен­но­го мини­стром про­све­ще­ния Сер­ге­ем Ува­ро­вым. Импе­ра­тор ото­звал у учеб­ных заве­де­ний пра­во само­сто­я­тель­но­го най­ма про­фес­со­ров и пре­по­да­ва­те­лей — теперь это делал министр. Уни­вер­си­тет­ские суды были рас­пу­ще­ны, а сту­ден­ты попа­ли под кон­троль поли­ции и III отде­ле­ния. Из спис­ка пре­по­да­ва­е­мых пред­ме­тов исклю­чи­ли фило­со­фию, «что­бы чрез­мер­ным стрем­ле­ни­ем к выс­шим пред­ме­там уче­ния не поко­ле­бать неко­то­рым обра­зом поря­док граж­дан­ских сосло­вий». Всех попав­ших под подо­зре­ние сту­ден­тов кури­ро­ва­ли сра­зу две орга­ни­за­ции — обыч­ная инспек­ция и тай­ная полиция.

Все­об­щая подо­зри­тель­ность. Гра­вю­ра Гюста­ва Доре. 1826–1828 годы. Источ­ник: academic.ru

Роль III отде­ле­ния в цен­зур­ной исто­рии доста­точ­но вели­ка. Одна­ко по боль­шей части она свя­за­на имен­но с отдель­ны­ми лич­но­стя­ми той эпо­хи: Фад­де­ем Бул­га­ри­ным, Алек­сан­дром Пуш­ки­ным, Фёдо­ром Тют­че­вым и дру­ги­ми. В рам­ках инсти­ту­ци­о­наль­ной исто­рии депар­та­мент Бен­кен­дор­фа не при­внёс ника­ких суще­ствен­ных изме­не­ний, поми­мо уси­ле­ния адми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния на публицистику.


«Трагедия» Пушкина

Нико­лая I не зря про­зва­ли «монар­хом-поли­цей­ским»: его лич­ные суж­де­ния ста­ли важ­ным фак­то­ром эпо­хи золо­то­го века рус­ской литературы.

Ещё при Алек­сан­дре I, в авгу­сте 1824 года, Пуш­ки­на сосла­ли в село Михай­лов­ское. Кон­фликт писа­те­ля с вла­стью про­ис­хо­дил не впер­вые. В июле того же года поэт толь­ко вер­нул­ся из «бес­сроч­ной коман­ди­ров­ки» на юг импе­рии за оду «Воль­ность» и кол­кие эпи­грам­мы на извест­ные лица в пра­ви­тель­стве. Новой при­чи­ной ста­ли систем­ные доно­сы началь­ни­ка поэта, гене­рал-губер­на­то­ра Миха­и­ла Ворон­цо­ва, за неис­пол­не­ние обя­зан­но­стей титу­ляр­но­го совет­ни­ка и пере­пис­ку с друзьями.

В пись­ме, отправ­лен­ным дру­гу поэта Пет­ру Вязем­ско­му (или Виль­гель­му Кюхель­бе­ке­ру, источ­ни­ки рас­хо­дят­ся во мне­нии), поли­ция яко­бы нашла при­зна­ние в «ате­из­ме». Иссле­до­ва­ния исто­ри­ков сви­де­тель­ству­ют, что воз­мож­но в тек­сте содер­жа­лась некая «шут­ка», кото­рая послу­жи­ла пово­дом для обви­не­ния писателя.

Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. При­ют спо­кой­ствия, тру­дов и вдох­но­ве­нья. Худож­ник Фёдор Фёдо­ров. 1999 год

Михай­лов­ская ссыл­ка про­дли­лась до смер­ти Алек­сандра I. За этот пери­од было откло­не­но мно­же­ство про­ше­ний об осво­бож­де­нии, отправ­лен­ных поэтом. В ответ на прось­бы отпра­вить­ся на лече­ние (яко­бы болез­ни «ане­вризм серд­ца», очень «мод­ной» в XIX веке) в Евро­пу или Дерпт (Тар­ту) царь пред­ла­гал поэту поехать в Псков.

Алек­сандр Сер­ге­е­вич тяже­ло пере­жи­вал изо­ля­цию, хотя и пло­до­твор­но: закон­чил рабо­ту над «Евге­ни­ем Оне­ги­ным», «Бах­чи­са­рай­ским фон­та­ном» и дру­ги­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Сра­зу после воца­ре­ния Нико­лая I поэт напи­сал про­ше­ние о воз­вра­ще­нии в свет. Фор­маль­ной при­чи­ной было бес­по­кой­ство о здо­ро­вье. Вза­мен Пуш­кин обя­зы­вал­ся не всту­пать в тай­ные сооб­ще­ства (хотя ранее был заме­чен в «Зелё­ной лам­пе», тес­но свя­зан­ной с декаб­ри­ста­ми). Несмот­ря на эти сомни­тель­ные, с точ­ки зре­ния пра­ви­тель­ства, свя­зи, Нико­лай I удо­вле­тво­рил про­ше­ние и при­гла­сил поэта на лич­ную ауди­ен­цию в Моск­ву. По её резуль­та­там поэта осво­бо­ди­ли от общих пра­вил цен­зу­ры, он пере­шёл под лич­ное наблю­де­ние императора.

При­чи­ны столь бла­го­душ­но­го рас­по­ло­же­ния не име­ют досто­вер­ных под­твер­жде­ний. Учи­ты­вая тес­ное зна­ком­ство Пуш­ки­на с боль­шин­ством декаб­ри­стов, мож­но пред­по­ло­жить, что это был спо­соб кон­тро­ля со сто­ро­ны Нико­лая. Поми­мо это­го, нелиш­ним было при­влечь либе­раль­но настро­ен­ных сто­лич­ных дво­рян на свою сто­ро­ну сра­зу после вступ­ле­ния на престол.

Ста­тус един­ствен­но­го непод­цен­зур­но­го писа­те­ля был весь­ма зна­чи­те­лен — при Алек­сан­дре I подоб­ным обла­дал толь­ко Нико­лай Карам­зин, что созда­ва­ло оче­вид­ные аллю­зии. Срав­не­ние было понят­но и при­ят­но в том чис­ле и Пуш­ки­ну, кото­рый не замед­лил выра­зить бла­го­дар­ность в «Стан­сах», напи­сан­ных вско­ре после встре­чи, в декаб­ре 1826 года.

Одна­ко и у писа­те­ля был резон най­ти кон­так­ты с новым импе­ра­то­ром. Алек­сандр Сер­ге­е­вич с нетер­пе­ни­ем ожи­дал воз­мож­но­сти в ско­рей­шем вре­ме­ни опуб­ли­ко­вать тра­ге­дию «Борис Году­нов». Встре­ча, каза­лось, при­бли­жа­ла изда­ние. Об этом он сооб­щал в пись­мах дру­зьям сра­зу после зна­ме­на­тель­ной встречи:

«Он сам мой цен­зор. Выго­да, конеч­но, необъ­ят­ная. Таким обра­зом, „Году­но­ва“ тиснём».

Всё ока­за­лось не так про­сто. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки осе­нью 1826 года Пуш­кин слыл поэтом неза­ви­си­мым, даже опаль­ным. Вес­ной 1827-го о нём ходи­ли пол­но­стью про­ти­во­по­лож­ные слу­хи. Ано­ним­ные недоб­ро­же­ла­те­ли были пори­ца­ли поэта:

Я преж­де воль­ность проповедал,
Царей с наро­дом звал на суд,
Но толь­ко цар­ских щей отведал
И стал при­двор­ный лизоблюд.

Дру­гие, напро­тив, нахо­ди­лись в его окру­же­нии. К при­ме­ру, дра­ма­тург и кри­тик Павел Кате­нин так писал в мему­а­рах о воз­вра­ще­нии Пушкина:

«После вступ­ле­ние на пре­стол ново­го Госу­да­ря явил­ся Пуш­кин нали­цо. Я заме­тил в нём одну толь­ко пере­ме­ну: исчез­ли замаш­ки либе­ра­лиз­ма. Прав­ду ска­зать, они все­гда каза­лись уго­жде­ни­ем более моде, неже­ли соб­ствен­ным увлечением».

Отдель­но сто­ит упо­мя­нуть Бен­кен­дор­фа, гла­ву III отде­ле­ния: Нико­лай I видел Алек­сандра Хри­сто­фо­ро­ви­ча посред­ни­ком меж­ду собой и Пуш­ки­ным, о чём сви­де­тель­ству­ют несколь­ко их встреч и актив­ная пере­пис­ка о про­из­ве­де­ни­ях. Это сыг­ра­ло нема­ло­важ­ную роль в твор­че­стве поэта.

Ран­ний пери­од нико­ла­ев­ской цен­зу­ры весь­ма досто­вер­но объ­яс­ня­ют пере­пе­тии пуш­кин­ско­го «Бори­са Году­но­ва». Осе­нью 1826 года, после воз­вра­ще­ния из Михай­лов­ско­го, Алек­сандр Сер­ге­е­вич про­чи­тал отрыв­ки из тра­ге­дии в доме у дво­рян Вене­ви­ти­но­вых. При­сут­ство­ва­ли око­ло 40 писа­те­лей, в том чис­ле и его бли­жай­ший друг — князь Пётр Вязем­ский. О собы­тии узнал Бен­кен­дорф. Менее чем через месяц он отпра­вил Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу пись­мо, в кото­ром мож­но усмот­реть некий выговор:

«При отъ­ез­де моём из Моск­вы, не имея вре­ме­ни лич­но с вами пере­го­во­рить, обра­тил­ся я к вам пись­мен­но с объ­яв­ле­ни­ем высо­чай­ше­го соиз­во­ле­ния, дабы вы, в слу­чае каких-либо новых лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний ваших, до напе­ча­та­ния или рас­про­стра­не­ния оных в руко­пи­сях, пред­став­ля­ли бы пред­ва­ри­тель­но о рас­смот­ре­нии оных, или через посред­ство моё, или даже и пря­мо, его импе­ра­тор­ско­му величеству. <…>

Ныне дохо­дят до меня све­де­ния, что вы изво­ли­ли читать в неко­то­рых обще­ствах сочи­нён­ную вами вновь тра­ге­дию. Сие меня побуж­да­ют вас покор­ней­ше про­сить об уве­дом­ле­нии меня, спра­вед­ли­во ли тако­вое изве­стие, или нет.

Я уве­рен, впро­чем, что вы слиш­ком бла­го­мыс­ля­щи, что­бы не чув­ство­вать в пол­ной мере столь вели­ко­душ­но­го к вам монар­ше­го снис­хож­де­ния и не стре­мить­ся учи­нить себя достой­ным оного».

Конеч­но, в раз­го­во­ре писа­те­ля с Нико­ла­ем I не шло речи о раз­ре­ше­нии чте­ний или рас­про­стра­не­нии руко­пи­сей. Тем не менее гла­ва III отде­ле­ния взял в этом вопро­се ини­ци­а­ти­ву — при­чём не в послед­ний раз.

Спу­стя пару лет, в мае 1828 года, когда Бен­кен­дорф доло­жил о чте­ни­ях импе­ра­то­ру, тот не нашёл в них ниче­го предо­су­ди­тель­но­го. Пози­ция посред­ни­ка не удо­вле­тво­ря­ла началь­ни­ка тай­ной поли­ции. Что более важ­но, царь смот­рел на пове­де­ние Пуш­ки­на сквозь паль­цы, пери­о­ди­че­ски защи­щая поэта.

Видя подоб­ное поло­же­ние дел, 29 нояб­ря 1828 года Пуш­кин соста­вил пись­мо Алек­сан­дру Хри­сто­фо­ро­ви­чу, в кото­ром вся­че­ски изви­нял­ся. К пись­му при­кре­пил «Бори­са Году­но­ва» на «про­вер­ку» перед отправ­кой импе­ра­то­ру. Так­же сооб­щил, что попы­та­ет­ся оста­но­вить печать несколь­ких неболь­ших сочи­не­ний, роз­дан­ных ранее, и про­сил отне­стись мяг­че к этой «неумыш­лен­ной вине». В тот же день писа­тель отпра­вил ещё одно пись­мо — изда­те­лю Миха­и­лу Пого­ди­ну — с прось­бой при­оста­но­вить пуб­ли­ка­цию любых его материалов.

Пуш­кин и Бен­кен­дорф. Худож­ник Ахмет Кита­ев. 1950 год

Руко­пись «Году­но­ва» дошла до царя. Одна­ко тот не спе­шил читать: по мне­нию источ­ни­ков, воз­мож­но, опа­са­ясь каче­ства сво­е­го пер­во­го цен­зур­но­го отзы­ва или про­сто из лени.

Бен­кен­дор­фу пору­чи­ли най­ти про­ве­рен­но­го лите­ра­то­ра, кото­рой сде­лал бы крат­кий пере­сказ тра­ге­дии. Тако­вым ока­зал­ся Фад­дей Бул­га­рин, в буду­щем извест­ный кри­тик пуш­кин­ско­го твор­че­ства, кото­ро­го совре­мен­ни­ки обви­ня­ли в тес­ных свя­зях с III отделением.

Про­ти­во­сто­я­ние Пуш­ки­на и Бул­га­ри­на нач­нёт­ся чуть поз­же, в 1830‑х годах, одна­ко уже тогда Фад­дей Вене­дик­то­вич рабо­тал над рома­ном со схо­жей тема­ти­кой — «Дмит­рий Само­зва­нец». Неко­то­рые сце­ны из «Бори­са Году­но­ва» Бул­га­рин поза­им­ство­вал бла­го­да­ря этой воз­мож­но­сти. Исто­рик Павел Рейф­ман утвер­жда­ет, что лояль­но­му писа­те­лю поста­ви­ли зада­чу поме­шать выхо­ду тра­ге­дии, но неяв­но, «не вызы­вая откры­то­го недоб­ро­же­ла­тель­ства». Пору­че­ние было выпол­не­но пол­но­стью: «Году­но­ва» он оце­нил средне и назвал под­ра­жа­ни­ем Валь­те­ру Скотту.

Крат­кое содер­жа­ние, под­го­тов­лен­ное Бул­га­ри­ным, Бен­кен­дорф пре­под­нёс импе­ра­то­ру вме­сте со сво­и­ми допол­не­ни­я­ми. Пред­ла­га­лось запре­тить пред­став­ле­ния на сцене, но раз­ре­шить печать с неко­то­ры­ми изме­не­ни­я­ми. Источ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что Алек­сандр Хри­сто­фо­ро­вич зани­мал сле­ду­ю­щую позицию:

«Если царь при­ка­жет, то он, Бен­кен­дорф, вер­нёт пье­су Пуш­ки­ну и сооб­щит ему заме­ча­ния, поме­чен­ные в выпис­ке, пре­ду­пре­див, чтоб сохра­нил у себя копию и чтоб знал, „что он дол­жен быть настороже“».

В конеч­ном счё­те так и вышло. Импе­ра­тор, в заме­ча­ни­ях к «Году­но­ву» написал:

«Я счи­таю, что цель г. Пуш­ки­на была бы выпол­не­на, если бы с нуж­ным очи­ще­ни­ем пере­де­лал коме­дию свою в исто­ри­че­скую повесть или роман напо­до­бие Валь­те­ра Скотта».

В печать тра­ге­дия ушла толь­ко в 1830 году, с боль­ши­ми труд­но­стя­ми. Изна­чаль­но Алек­сандр Сер­ге­е­вич при­слал исправ­лен­ный вари­ант, кото­рый цен­зу­ра отверг­ла: про­из­ве­де­ние оста­лось дра­ма­ти­че­ским. Тре­бо­ва­ния по каче­ствен­ной пере­дел­ке он вся­че­ски отвергал.

О Фад­дее Бул­га­рине мы рас­ска­зы­ва­ли в отдель­ном мате­ри­а­ле.

Клю­че­вым собы­ти­ем ста­ла женить­ба Пуш­ки­на на Ната­лье Гон­ча­ро­вой в апре­ле 1830 года. В пер­со­наль­ном обра­ще­нии началь­ни­ку тай­ной поли­ции поэт сооб­щал, что в 1824 году был уво­лен со служ­бы и род­ствен­ни­ки неве­сты не уве­ре­ны в его бла­го­на­дёж­но­сти. Так как сред­ства к суще­ство­ва­нию он полу­ча­ет толь­ко бла­го­да­ря лите­ра­тур­ным тру­дам, воз­вра­ще­ние пред­став­ля­ет­ся ему невоз­мож­ным, ведь чин 10-го клас­са, полу­чен­ный по окон­ча­нии лицея, не даст ни денег, ни вре­ме­ни для основ­ной дея­тель­но­сти. Прось­ба ярко пока­зы­ва­ет сте­пень ухищ­ре­ний, на кото­рые Пуш­кин шёл ради выпус­ка про­из­ве­де­ний в печать:

«Сча­стье моё зави­сит от одно­го бла­го­склон­но­го сло­ва того, к кому я и так уже питаю искрен­нюю и без­гра­нич­ную пре­дан­ность и благодарность».


Аристократов на фонарь!

В 1830 году про­изо­шли два клю­че­вых собы­тия, пока­зав­ших реаль­ное состо­я­ние цен­зу­ры внут­ри стра­ны: Июль­ская рево­лю­ция в Пари­же и Поль­ское восстание.

Осве­ще­ние фран­цуз­ских собы­тий про­шло ожи­да­е­мо скуд­но: Journal de St.-Petersbourg опуб­ли­ко­вал про­мо­нар­хи­че­ский текст, поз­же повто­рён­ный про­пра­ви­тель­ствен­ной «Север­ной пче­лой». Оппо­зи­ци­он­ные цита­ты в жур­на­ле «Лите­ра­тур­ная газе­та», свя­зан­ные с рево­лю­ци­ей, при­ве­ли к выго­во­ру глав­но­му редак­то­ру жур­на­ла Анто­ну Дельвигу:

«С неко­то­рых пор жур­на­ли­сты наши упре­ка­ют писа­те­лей, кото­рым не бла­го­склон­ству­ют, их дво­рян­ским досто­ин­ством и лите­ра­тур­ною извест­но­стию. Фран­цуз­ская чернь кри­ча­ла когда-то: Les aristocrates à la lanterne! (фр. „Ари­сто­кра­тов на фонарь!“ — VATNIKSTAN). Заме­ча­тель­но, что и у фран­цуз­ской чер­ни крик этот был дву­смыс­лен и озна­чал в одно вре­мя ари­сто­кра­тию поли­ти­че­скую и литературную».

Одна­ко пре­ду­пре­жде­ния оста­лись без вни­ма­ния. Спу­стя два меся­ца, в октябрь­ском номе­ре, опуб­ли­ко­ва­ли строч­ки из сти­хо­тво­ре­ния Кази­ми­ра Дела­ви­ня, посвя­щён­ные уве­ко­ве­чи­ва­нию жертв Июль­ской рево­лю­ции в Пари­же. Дель­ви­га лиши­ли редак­тор­ских пол­но­мо­чий, а печать изда­ния оста­но­ви­лась. После это­го Дель­виг про­жил все­го год, скон­чав­шись от тифа в воз­расте 32 лет. Без него газе­та про­дер­жа­лась недол­го, закрыв­шись в том же 1831 году.

Поль­ский вопрос в прес­се обхо­ди­ли ещё акку­рат­нее. Так, в «Север­ной пче­ле» опуб­ли­ко­ва­ли мате­ри­ал ско­рее ней­траль­ный, инфор­ма­ци­он­ный: воен­ные рапор­ты и доне­се­ния без заме­ча­ний, новост­ные замет­ки, опи­са­ния подви­гов офи­цер­ско­го соста­ва или их проступков.

Само по себе вос­ста­ние в лите­ра­тур­ных и либе­раль­ных кру­гах озна­ча­ло под­ня­тие вопро­са о пра­ве Поль­ши на госу­дар­ствен­ность. Сво­бод­но выска­зы­вать­ся было опас­но. Спу­стя все­го девять дней после нача­ла собы­тий был издан высо­чай­ший указ, запре­ща­ю­щий печать любых про­из­ве­де­ний без лич­ной под­пи­си авто­ра. Это повлек­ло недо­воль­ство даже в цен­зур­ном аппа­ра­те, посколь­ку выпол­нить пове­ле­ние было слож­но. Мно­гие из авто­ров пуб­ли­ка­ций — высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки. Более того, неред­ко встре­ча­лись мате­ри­а­лы за автор­ством несколь­ких чело­век, мно­гие исполь­зо­ва­ли псевдонимы.

В резуль­та­те абсурд­ный для того вре­ме­ни при­каз отме­ни­ли в том же меся­це — но не пол­но­стью. Изда­те­лей обя­за­ли ука­зы­вать имя сочи­ни­те­ля при отправ­ке мате­ри­а­лов в цен­зу­ру. Если же оно было неиз­вест­но, жур­нал таким обра­зом брал ответ­ствен­ность за пуб­ли­ка­цию на себя. Вымыш­лен­ные име­на раз­ре­ша­лись, рав­но как и отсут­ствие подписи.

Пер­вый номер «Лите­ра­тур­ной газе­ты» от 1 янва­ря 1830 года. Источ­ник: lgz.ru

Ста­тья Ива­на Кири­ев­ско­го «Девят­на­дца­тый век», посвя­щён­ная срав­не­нию путей куль­тур­но­го и про­све­ти­тель­ско­го раз­ви­тия Евро­пы и Рос­сии, вышла в пер­вом номе­ре жур­на­ла «Евро­пе­ец» в 1832 году и сра­зу ста­ла объ­ек­том доно­са. В ней усмот­ре­ли поли­ти­че­скую анга­жи­ро­ван­ность: жур­нал закры­ли, а ответ­ствен­ный цен­зор — писа­тель Сер­гей Акса­ков — уво­лил­ся из Цен­зур­но­го коми­те­та. Исто­рик Ген­на­дий Жир­ков писал, что Нико­лай I уви­дел в ней двой­ной смысл:

«И. Кире­ев­ский пони­ма­ет под сло­вом „про­све­ще­ние“ сло­во „сво­бо­да“, под фра­зой „дея­тель­ность ума“ — рево­лю­цию, а под сло­ва­ми „искус­но отыс­кан­ная сере­ди­на“ — не что иное, как конституцию».

После это­го импе­ра­тор постановил:

«Дабы на буду­щее вре­мя не были доз­во­ля­е­мы ника­кие новые жур­на­лы без осо­бо­го Высо­чай­ше­го разрешения».

Указ Нико­лая, есте­ствен­но, про­ти­во­ре­чил уже при­ня­то­му уста­ву 1828 года.


Бутурлинский комитет

Евро­пей­ские рево­лю­ции кон­ца 1840‑х годов при­нес­ли ещё боль­шее уже­сто­че­ние цен­зу­ры. 27 фев­ра­ля 1848 года Нико­лай I отдал распоряжение:

«Необ­хо­ди­мо соста­вить осо­бый коми­тет, что­бы рас­смот­реть, пра­виль­но ли дей­ству­ет цен­зу­ра и изда­ва­е­мые жур­на­лы соблю­да­ют ли дан­ные каж­до­му про­грам­мы. Коми­те­ту доне­сти мне с дока­за­тель­ства­ми, где най­дёт какие упу­ще­ния цен­зу­ры и её началь­ства, т. е. мини­стер­ства народ­но­го про­све­ще­ния, и кото­рые жур­на­лы и в чём вышли из сво­ей про­грам­мы. Коми­те­ту состо­ять, под пред­се­да­тель­ством гене­рал-адъ­ютан­та кня­зя Мен­ши­ко­ва⁠, из дей­стви­тель­но­го тай­но­го совет­ни­ка <Дмит­рия> Бутур­ли­на⁠, статс-сек­ре­та­ря баро­на Кор­фа, гене­рал-адъ­ютан­та гра­фа Алек­сандра Стро­га­но­ва⁠, гене­рал-лей­те­нан­та Дубель­та и статс-сек­ре­та­ря Пав­ла Дегая⁠».

Порт­рет Дмит­рия Бутур­ли­на. Неиз­вест­ный художник

Коми­тет про­су­ще­ство­вал месяц, сде­лав вывод о пло­хой резуль­та­тив­но­сти теку­ще­го кон­тро­ля за печат­ны­ми изда­ни­я­ми. Уже 4 апре­ля 1848 года был создан посто­ян­ный коми­тет с теми же чле­на­ми. Совре­мен­ни­ки назы­ва­ли его Бутур­лин­ским, он стал сим­во­лом эпо­хи «цен­зур­но­го террора».

Коми­тет запре­щал обсуж­де­ния и печать любо­го мате­ри­а­ла, кос­вен­но или пря­мо пори­ца­ю­ще­го рас­по­ря­же­ния пра­ви­тель­ства и теку­щее зако­но­да­тель­ство. В спи­сок так­же вхо­ди­ла кри­ти­ка запре­щён­ных ино­стран­ных про­из­ве­де­ний, в кото­рых нахо­ди­лись «рас­суж­де­ния, могу­щие поко­ле­бать веро­ва­ния чита­те­лей в непре­лож­ность цер­ков­ных пре­да­ний».

4 мая Нико­лай I обя­зал коми­тет сек­рет­но отправ­лять в III отде­ле­ние все недо­пу­щен­ные ими к печа­ти сочи­не­ния с поли­ти­че­ским под­тек­стом. Жан­дар­мам пола­га­лось уста­но­вить наблю­де­ние за авто­ра­ми подоб­ной лите­ра­ту­ры. Резуль­та­та­ми это­го стали:

  • ссыл­ка Миха­и­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на в 1848 году;
  •  отстав­ка мини­стра про­све­ще­ния Сер­гея Ува­ро­ва в 1849 году;
  •  ссыл­ка Ива­на Тур­ге­не­ва в 1852 году;
  •  поли­цей­ский над­зор над сла­вя­но­фи­ла­ми Кон­стан­ти­ном Акса­ко­вым, Алек­се­ем Хомя­ко­вым и Ива­ном Кире­ев­ским в 1853 году.

Коми­тет упразд­ни­ли толь­ко в 1855 году, с при­хо­дом Алек­сандра II.


Развитие цензуры

19 июля 1850 года утвер­ди­лось «мне­ние Госу­дар­ствен­но­го сове­та о пре­иму­ще­стве цен­зо­ров». Отныне цен­зо­ра­ми мог­ли быть толь­ко чинов­ни­ки с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем или соот­вет­ству­ю­щим уров­нем зна­ний в нау­ках. От них тре­бо­ва­лось быть озна­ком­лен­ны­ми с «исто­ри­че­ским раз­ви­ти­ем и совре­мен­ным дви­же­ни­ем оте­че­ствен­ной или ино­стран­ной сло­вес­но­сти, смот­ря по назна­че­нию каж­до­го» и не сов­ме­щать эту долж­ность с любой дру­гой. Это заста­ви­ло цен­зо­ров, мно­гие из кото­рых рабо­та­ли в двух или более местах, окон­ча­тель­но выбрать профессию.

Кари­ка­ту­ра на Крым­скую вой­ну 1850‑х годов. Худож­ник Оно­ре Домье

Вплоть до 1860‑х годов цен­зур­ный аппа­рат раз­ви­вал­ся стре­ми­тель­ны­ми темпами:

«В нача­ле 1830‑х гг. на содер­жа­ние 40 чинов­ни­ков цен­зур­но­го ведом­ства из каз­ны выде­ля­лось еже­год­но 109 700 руб­лей. Для 29 из них — пре­по­да­ва­те­лей уни­вер­си­те­тов или учи­лищ — цен­зу­ра не явля­лась основ­ным местом служ­бы, за эту рабо­ту они полу­ча­ли при­ба­воч­ное жало­ва­ние. По шта­ту 1850 г. чис­ло цен­зо­ров воз­рос­ло до 54, а сум­ма на их содер­жа­ние умень­ши­лась и соста­ви­ла 104 324 руб. 92 коп. еже­год­но. Через десять лет, в 1860 г., штат цен­зур­но­го ведом­ства состо­ял из 85 чинов­ни­ков, уве­ли­чи­лись и выде­ля­е­мые на них ассиг­но­ва­ния из каз­ны, они соста­ви­ли 165 140 руб. еже­год­но» (Патру­ше­ва Н. Г., Грин­чен­ко Н. А. Исто­рия цен­зур­ных учре­жде­ний в Рос­сии в ХIХ — нача­ле XX века).


Послабления Крымской войны

После смер­ти Нико­лая I в 1855 году вве­дён­ные им цен­зур­ные зако­ны дей­ство­ва­ли ещё 10 лет, вплоть до рефор­мы 1865 года. Одна­ко поли­ти­че­ская и обще­ствен­ная ситу­а­ция внут­ри стра­ны уже не была преж­ней. Рос­сий­ская импе­рия про­хо­ди­ла через болез­нен­ное пора­же­ние в Крым­ской войне. Исто­рик Алек­сандр Ска­би­че­ский пишет:

«В пери­од Сева­сто­поль­ско­го сра­же­ния воен­ная цен­зу­ра пре­умень­ша­ла или замал­чи­ва­ла поте­ри про­тив­ни­ка, вычёр­ки­вая черес­чур „сме­лые“ выра­же­ния, напри­мер, фра­зу „англи­чане ведут пират­скую вой­ну“, кото­рую канц­лер К. В. Нес­сель­ро­де нашёл оскор­би­тель­ной и раз­дра­жа­ю­щей обще­ствен­ное мнение».

Жур­нал «Совре­мен­ник» с пер­вой пуб­ли­ка­ци­ей воен­ных рас­ска­зов Льва Тол­сто­го. 1855 год. Источ­ник: auction-imperia.ru

Сек­рет­ный коми­тет закры­ли 2 апре­ля 1855 года, поэто­му цен­зур­ное ведом­ство частич­но осво­бо­ди­лось от преж­не­го кон­тро­ля. Лите­ра­тур­ные и изда­тель­ские кру­ги на фоне вой­ны транс­ли­ро­ва­ли необ­хо­ди­мость реформ и, преж­де все­го, изме­не­ния цен­зур­но­го инсти­ту­та. Ста­рых объ­ё­мов инфор­ма­ции ста­но­ви­лось недо­ста­точ­но для обще­ства. Госу­дар­ство посте­пен­но сда­ва­лось под этим напо­ром. «Сева­сто­поль­ские рас­ска­зы» Льва Тол­сто­го, руко­пись кото­рых нахо­ди­лись у редак­то­ра «Совре­мен­ни­ка» Ива­на Пана­е­ва, допу­сти­ли к пуб­ли­ка­ции после несколь­ких обра­ще­ний в Глав­ное управ­ле­ние цен­зу­ры. Было раз­ре­ше­но откры­тие еже­ме­сяч­но­го жур­на­ла «Рус­ский вест­ник», вклю­ча­ю­ще­го в себя поли­ти­че­ский отдел. В 1857–1858 годах было раз­ре­ше­но к выхо­ду более 50 новых пери­о­ди­че­ских изда­ний, из кото­рых подав­ля­ю­щее боль­шин­ство посвя­ща­лись обще­ствен­но-поли­ти­че­ской, поли­ти­ко-эко­но­ми­че­ской или биб­лио­гра­фи­че­скую тематике.


Что почитать по теме

  1. Сач­ко­ва Г. С. Жиз­нен­ный путь Нико­ла­ев­ско­го санов­ни­ка: А.С. Норов.
  2. Рож­де­ствен­ский С. В. Исто­ри­че­ский обзор дея­тель­но­сти Мини­стер­ства народ­но­го про­све­ще­ния. 1802–1902.
  3. Рейф­ман П. С. Из исто­рии рус­ской, совет­ской и пост­со­вет­ской цен­зу­ры.
  4. Жир­ков Г. В. Исто­рия цен­зу­ры.
  5. Патру­ше­ва Н. Г., Грин­чен­ко Н. А. Исто­рия цен­зур­ных учре­жде­ний в Рос­сии в ХIХ — нача­ле XX века.
  6. Отра­же­ние поль­ско­го вос­ста­ния 1830–1831 гг. в петер­бург­ской пери­о­ди­че­ской печа­ти.

Читай­те первую часть цик­ла: Цен­зу­ра в Рос­сий­ской импе­рии: от луб­ка XVII века до «чугун­ных» уста­вов Нико­лая I.