Казачий Остап Бендер или русский Эрнан Кортес? Николай Ашинов и его абиссинская авантюра

Исто­рия евро­пей­ской коло­ни­за­ции Ново­го Све­та и Афри­ки пол­на рас­ска­за­ми об аван­тю­ри­стах, кото­рые само­воль­но отправ­ля­лись в неиз­ве­дан­ные стра­ны, что­бы рас­про­стра­нить власть сво­ей стра­ны. Био­гра­фия Нико­лая Аши­но­ва вполне мог­ла стать такой же, если бы не его любовь к мисти­фи­ка­ци­ям и сочи­не­нию захва­ты­ва­ю­щих исто­рий. С име­нем это­го чело­ве­ка свя­за­на попыт­ка Рос­сии повли­ять на Восточ­ную Афри­ку и осно­вать опор­ный пункт на тер­ри­то­рии совре­мен­но­го Джибути.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, кем был «ата­ман воль­ных каза­ков» Нико­лай Аши­нов в дей­стви­тель­но­сти, чем он про­мыш­лял до путе­ше­ствий в Эфи­о­пию и как к нему отно­си­лась рус­ская обще­ствен­ность и госу­дар­ствен­ные служащие.

Три года назад мы уже писа­ли о Нико­лае Аши­но­ве и его похо­де. Одна­ко эта исто­рия столь при­ме­ча­тель­на, что мы реши­ли вер­нуть­ся к ней и рас­ска­зать боль­ше подробностей.

Детство и юность «атамана»

О био­гра­фии Нико­лая Ива­но­ви­ча Аши­но­ва до его эфи­оп­ской аван­тю­ры извест­но доволь­но мало. Источ­ни­ки пест­рят раз­но­род­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми о пред­ках «ата­ма­на», его дет­стве и юно­сти. Часто неточ­ную инфор­ма­цию рас­про­стра­нял сам Аши­нов — в раз­го­во­рах с собе­сед­ни­ка­ми Нико­лай Ива­но­вич не был после­до­ва­тель­ным. Тер­ский казак, купе­че­ский сын, цари­цын­ский меща­нин — в зави­си­мо­сти от цели обще­ния «ата­ман» при­ду­мы­вал раз­ные исто­рии о сво­ём происхождении.

Наи­бо­лее прав­до­по­доб­ной выгля­дит вер­сия, не свя­зан­ная с рас­ска­за­ми Нико­лая Аши­но­ва. Био­гра­фия буду­ще­го осно­ва­те­ля афри­кан­ской «Новой Моск­вы» появи­лась в серии газет­ных ста­тей быв­ше­го город­ско­го голо­вы Цари­цы­на Ива­на Мель­ни­ко­ва — их пуб­ли­ка­ция была свя­за­на с ажи­о­та­жем, воз­ник­шим вокруг Аши­но­ва из-за его эфи­оп­ских похождений.

Соглас­но этим очер­кам, отец Нико­лая Ива­но­ви­ча был быв­шим кре­пост­ным кре­стья­ни­ном, кото­ро­го осво­бо­дил его поме­щик. Дво­ря­нин влю­бил­ся в сест­ру буду­ще­го аван­тю­ри­ста, женил­ся на ней и пода­рил тестю, кро­ме воль­ной, ещё и земель­ный уча­сток в Цари­цын­ском уез­де. Так у отца Нико­лая Аши­но­ва появи­лись сред­ства, что­бы дать детям обра­зо­ва­ние. Дей­стви­тель­но, «ата­ман» посту­пил в сара­тов­скую гим­на­зию, но учё­бу не окон­чил — был отчис­лен за непо­до­ба­ю­щее пове­де­ние. Тем не менее даже такая кру­пи­ца обра­зо­ва­ния поз­во­ли­ла Нико­лаю Ива­но­ви­чу открыть подо­бие част­ной юри­ди­че­ской прак­ти­ки в Цари­цыне и помо­гать куп­цам с состав­ле­ни­ем бумаг и в судеб­ных тяж­бах с коллегами.

Нико­лай Аши­нов. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Нрав Аши­но­ва во всей пол­но­те про­явил­ся позд­нее, в кон­це 1870‑х годов. Име­ние отца разо­ри­лось, Нико­лай Ива­но­вич зало­жил боль­шую часть зем­ли, кро­ме неболь­шо­го ост­ров­ка на Вол­ге. Мест­ные жите­ли там отды­ха­ли и лови­ли рыбу — и до поры хозя­е­ва зем­ли не обра­ща­ли на это вни­ма­ние. Аши­нов, поте­ряв­ший боль­шую часть отцов­ско­го име­ния, решил, что него­же тер­петь рас­хи­ще­ние его соб­ствен­но­сти. Сна­ча­ла легаль­ны­ми путя­ми через город­ско­го голо­ву он пытал­ся запре­тить посе­щать ост­ров посто­рон­ним людям, что не возы­ме­ло эффек­та. Тогда Аши­нов нанял чер­ке­сов с ору­жи­ем, кото­рые дежу­ри­ли на его зем­ле круг­лые сут­ки и силой отго­ня­ли неза­дач­ли­вых рыба­ков. Вско­ре жите­ли Цари­цы­на ста­ли обхо­дить ост­ров стороной.

В 1880 году Нико­лай Аши­нов выиг­рал судеб­ный спор и под­твер­дил, что ост­ров нахо­дит­ся в его без­услов­ной соб­ствен­но­сти. Но в это вре­мя он, види­мо, вына­ши­вал какие-то дру­гие пла­ны отно­си­тель­но сво­е­го буду­ще­го. На несколь­ко лет Аши­нов про­пал из Цари­цы­на, пред­ва­ри­тель­но зало­жив ост­ров за шесть тысяч руб­лей. Про­пал, что­бы спу­стя три года появить­ся в Санкт-Петербурге.


«Черноморское казачье войско»

Цари­цын­ско­го юри­ста было не узнать. Аши­нов рас­ха­жи­вал по горо­ду в чер­кес­ке, на поя­се висел солид­ный кин­жал. Вскрыл­ся актёр­ский талант аван­тю­ри­ста — он гово­рил наро­чи­то по-казац­ки, нико­гда не пере­хо­дил на «вы». Каза­лось, что бла­го­да­ря какой-то машине вре­ме­ни из про­шло­го в насто­я­щее пере­ме­стил­ся если не Ермак или Разин, то уж точ­но их современники.

У Аши­но­ва был план. Он наве­ды­вал­ся в госу­дар­ствен­ные учре­жде­ния, где пытал­ся най­ти под­держ­ку для сво­е­го пред­при­я­тия. Нико­лай Ива­но­вич назы­вал себя «ата­ма­ном воль­ных каза­ков», кото­рые яко­бы оби­та­ли в Малой Азии и жела­ли пере­се­лить­ся в Рос­сию для служ­бы царю. Как они там появи­лись и вооб­ще о подроб­но­стях жиз­ни этих людей, Нико­лай Ива­но­вич пред­по­чи­тал не рас­про­стра­нять­ся. Аши­нов лишь упо­ми­нал о том, что каза­ки «помо­га­ли» рус­ским вой­скам в недав­но завер­шив­шей­ся войне с Осман­ской импе­ри­ей дивер­си­я­ми в тылу.

Конеч­но, холод­ные и прак­тич­ные чинов­ни­ки, к кото­рым при­хо­дил само­на­зван­ный «ата­ман», не впе­чат­ля­лись его видом, а про­ект пере­се­ле­ния счи­та­ли фан­та­сти­че­ским. Но Аши­нов не сда­вал­ся. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он рас­ска­зал о сво­ей ини­ци­а­ти­ве инже­не­ру Вале­ри­а­ну Пана­е­ву. Тот остал­ся под боль­шим впе­чат­ле­ни­ем от «воль­но­го каза­ка» и, обла­дая зна­ком­ства­ми, устро­ил Нико­лаю Ива­но­ви­чу встре­чу с коман­ду­ю­щим Кав­каз­ско­го воен­но­го окру­га гене­ра­лом Алек­сан­дром Дон­ду­ко­вым-Кор­са­ко­вым. Аши­нов под­го­то­вил про­стран­ную запис­ку с опи­са­ни­ем про­ек­та, но воен­ный чинов­ник огра­ни­чил­ся реко­мен­да­тель­ным пись­мом в Сухум, из ува­же­ния к Панаеву.

Не достиг­нув жела­е­мо­го в сто­ли­це, Аши­нов отпра­вил­ся в Моск­ву, где нашёл вли­я­тель­ных бла­го­де­те­лей. Это были, преж­де все­го, сла­вя­но­фи­лы, кото­рых «ата­ман» под­ку­пил без­упреч­ной игрой в каза­ка. Зна­ме­ни­тый пуб­ли­цист Иван Акса­ков был бук­валь­но оча­ро­ван Аши­но­вым и пообе­щал помочь в пере­се­ле­нии «мало­ази­ат­ских каза­ков». После Моск­вы, прав­да, «ата­ман» поехал не на Кав­каз, а в Пол­тав­скую губер­нию, где аги­ти­ро­вал мест­ных кре­стьян пере­се­лять­ся в рай­он Суху­ма, обе­щал им насто­я­щий рай на зем­ле и под­держ­ку госу­дар­ства. Несколь­ко сотен чело­век согла­си­лись на это рис­ко­ван­ное предприятие.

Иван Акса­ков. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Аши­нов отпра­вил­ся на Кав­каз, где при­нял­ся обу­стра­и­вать место для посе­лен­цев, доби­рав­ших­ся до места назна­че­ния сво­и­ми сила­ми. При­быв­шие вско­ре обна­ру­жи­ли, что вме­сто молоч­ных рек и кисель­ных бере­гов их ожи­да­ет доволь­но труд­ная для обра­бот­ки гор­ная поч­ва. Мно­гие пред­по­чли уехать, остав­ши­е­ся всё ещё дове­ря­ли «каза­ку».

Аши­нов вёл двой­ную игру. Мест­ным вла­стям он пря­мо гово­рил, что при­шед­шие — пере­се­лен­цы с Пол­тав­щи­ны, кре­стья­нам — что здесь орга­ни­зу­ет­ся Чер­но­мор­ское каза­чье вой­ско, и что они — насто­я­щие каза­ки. В пись­мах к Акса­ко­ву Нико­лай Ива­но­вич в крас­ках опи­сы­вал идил­лию, тво­рив­шу­ю­ся на Кав­ка­зе, как все в еди­ном поры­ве, с верой в Бога и царя тру­дят­ся во бла­го роди­ны. Есте­ствен­но, един­ствен­ным свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду кре­стья­на­ми и адми­ни­стра­ци­ей был сам «ата­ман», кото­рый при­кар­ма­ни­вал выде­ля­е­мые госу­дар­ством на нуж­ды пере­се­лен­цев деньги.

Вско­ре махи­на­ция вскры­лась. В «ста­ни­цу» из Суху­ма при­бы­ла комис­сия, обна­ру­жив­шая, что Аши­нов наг­ло врал кре­стья­нам, да и день­ги до них не дохо­дят. Встал вопрос об аре­сте аван­тю­ри­ста, но «ата­ман» избе­жал неза­вид­ной для себя уча­сти и поки­нул Кав­каз. Но вме­сто того, что­бы скры­вать­ся от вла­стей, Нико­лай Ива­но­вич вновь отпра­вил­ся в Моск­ву и не соби­рал­ся сдаваться.

Сухум. XIX век. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Как выйти сухим из Сухума

Каза­лось, что после такой аван­тю­ры карье­ра «ата­ма­на» Нико­лая Аши­но­ва окон­че­на. Одна­ко мос­ков­ским покро­ви­те­лям (к Акса­ко­ву вско­ре при­со­еди­нил­ся дру­гой, обла­дав­ший более зна­чи­тель­ны­ми зна­ком­ства­ми сре­ди выс­ших санов­ни­ков, сла­вя­но­фил Миха­ил Кат­ков) он пред­ста­вил дру­гую вер­сию собы­тий. По сло­вам Аши­но­ва, мест­ные чинов­ни­ки, кор­рум­пи­ро­ван­ные и непа­три­о­тич­ные, вся­че­ски ста­ви­ли каза­кам пал­ки в колё­са, а на Кав­каз было гото­во пере­се­лить­ся 20 тысяч чело­век. И наши люди есть не толь­ко в Тур­ции: «ата­ман» пове­дал бла­го­де­те­лям о рус­ских людях, жив­ших в далё­кой Абис­си­нии. Аши­нов назы­вал себя «дру­гом» мест­но­го «царя Ива­на» (импе­ра­то­ра Иоан­на IV).

Импе­ра­тор Иоанн IV. Источ­ник: commons.wikimedia.org

В сла­вя­но­филь­ской прес­се ста­ли появ­лять­ся пуб­ли­ка­ции о «каза­чьей воль­ни­це» на Кав­ка­зе, источ­ни­ка­ми для кото­рых были рас­ска­зы Нико­лая Аши­но­ва. Так «ата­ман» смог не толь­ко успеш­ной уйти от заслу­жен­но­го нака­за­ния, но и про­дол­жить дея­тель­ность. Акса­ков и Кат­ков све­ли его с дру­гим круп­ным обще­ствен­ным дея­те­лем, Алек­се­ем Суво­ри­ным, так­же попав­ше­го под оба­я­ние «каза­ка». Аши­нов пытал­ся добрать­ся ещё выше и про­сил устро­ить ему ауди­ен­цию с самим цеса­ре­ви­чем Нико­ла­ем, номи­наль­ным руко­во­ди­те­лем все­ми каза­чьи­ми вой­ска­ми импе­рии. Види­мо, об аван­тюр­ном харак­те­ре Аши­но­ва нача­ли ходить какие-то слу­хи, и при­двор­ные чинов­ни­ки поста­ра­лись огра­дить наслед­ни­ка пре­сто­ла от хит­ро­го «каза­ка».

Несмот­ря на про­тек­цию обще­ствен­ни­ков-сла­вя­но­фи­лов и заин­те­ре­со­ван­ность само­го про­ку­ро­ра Сино­да Кон­стан­ти­на Побе­до­нос­це­ва, под­держ­ку кав­каз­ской затее Аши­нов не нашёл. Ему пред­ла­га­ли занять­ся «каза­чьи­ми» дела­ми на Даль­нем Восто­ке, но такое захо­лу­стье не под­хо­ди­ло для «ата­ма­на».

Воен­ные и вовсе зна­ли о том, какая исто­рия в дей­стви­тель­но­сти про­изо­шла в окрест­но­стях Суху­ма. Так, уже упо­ми­нав­ший­ся Дон­ду­ков-Кор­са­ков дал сле­ду­ю­щую харак­те­ри­сти­ку «ата­ма­ну» по прось­бе воен­но­го мини­стра Пет­ра Ванновского:

«Нет сомне­ния, что это один из самых нахаль­ных афе­ри­стов, уме­ю­щий вте­реть­ся куда нуж­но, оту­ма­нить лег­ко под­да­ю­щих­ся людей».

Кон­стан­тин Побе­до­нос­цев. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Имен­но тогда вновь появи­лась далё­кая Абис­си­ния. Аши­нов рас­ска­зы­вал, что «мало­ази­ат­ские каза­ки», разо­ча­ро­вав­ши­е­ся в рус­ском царе, реши­ли уйти к эфи­оп­ско­му госу­да­рю, раз они не нуж­ны на родине. Их чис­лен­ность в фан­та­зи­ях «ата­ма­на» дохо­ди­ла до сот­ни тысяч чело­век. Поми­мо это­го, Аши­нов сооб­щил, что ему пред­ла­га­ют служ­бу в англий­ских и фран­цуз­ских коло­ни­ях. О таких кон­так­тах извест­но толь­ко по его сло­вам — види­мо, аван­тю­рист про­сто наби­вал себе цену. Одна­ко в кон­це 1885 года Нико­лай Ива­но­вич дей­стви­тель­но отпра­вил­ся в Абиссинию.


Новая авантюра Ашинова

Путе­ше­ствие в Афри­ку пред­ва­ря­ла весь­ма стран­ная исто­рия, свя­зан­ная с бри­тан­ской раз­вед­кой и извест­ная толь­ко по сооб­ще­ни­ям Аши­но­ва. Осе­нью 1885 года он явил­ся к Акса­ко­ву и заявил, что на него вышли бри­тан­ские раз­вед­чи­ки, заин­те­ре­со­ван­ные в услу­гах «ата­ма­на» и его «каза­ков» из Малой Азии. Пред­по­ла­га­лось, что его отряд будет дей­ство­вать на побе­ре­жье Кас­пий­ско­го моря и ата­ко­вать ком­му­ни­ка­ции рус­ской армии в Туркестане.

Аши­нов яко­бы полу­чил день­ги на это меро­при­я­тие и обо всех «встре­чах» с бри­тан­ски­ми рези­ден­та­ми в Кон­стан­ти­но­по­ле сооб­щал рус­ским дипло­ма­там. При этом «ата­ман» доволь­но актив­но общал­ся с кон­су­лом импе­рии в Каи­ре Миха­и­лом Хит­ро­во, рас­спра­ши­вая его о поло­же­нии дел в Абис­си­нии. Аши­нов напи­сал Акса­ко­ву, что он соби­ра­ет­ся под­дер­жать мах­ди­стов, вос­став­ших про­тив бри­тан­ско­го вла­ды­че­ства в Судане. После это­го Нико­лай Ива­но­вич отпра­вил­ся из Кон­стан­ти­но­по­ля в Еги­пет, отку­да — в Эфиопию.

«Ата­ман» дей­стви­тель­но добрал­ся до далё­кой пра­во­слав­ной стра­ны во гла­ве с неболь­шим отря­дом. В янва­ре 1886 года изве­стия об этом появ­ля­ют­ся в рус­ских газе­тах и изоби­лу­ют подроб­ны­ми дета­ля­ми о том, как один из намест­ни­ков абис­син­ской про­вин­ции встре­тил гостей из Рос­сии с боль­ши­ми поче­стя­ми. Сла­вя­но­филь­ская и пат­ри­о­ти­че­ская прес­са напе­ре­бой вос­хва­ля­ла экспедицию:

«Ермак и Коль­цо три­ста лет тому назад покло­ни­лись царю Сиби­рью, ныне воль­ные каза­ки, те же и такие же, кла­ня­ют­ся Рус­ско­му Царю Абиссиниею…»

На деле же путе­ше­ствие ока­за­лось доволь­но зауряд­ным. Аши­нов при­был в про­вин­цию Тигр (Тыг­рай) и встре­тил­ся с её намест­ни­ком, дей­стви­тель­но при­няв­шим «каза­ка» весь­ма радуш­но. «Ата­ман» потре­бо­вал встре­чи с самим импе­ра­то­ром, утвер­ждая, что он — офи­ци­аль­ное пол­но­моч­ное лицо и ини­ци­а­ти­ва его «посоль­ства» исхо­дит от само­го импе­ра­то­ра Алек­сандра III. Тре­бо­ва­ния пока­зать какие-либо бума­ги от рус­ско­го пра­ви­тель­ства оста­лись без отве­та, из-за чего Аши­но­ва попро­сту выдво­ри­ли за пре­де­лы страны.

При этом, види­мо бла­го­да­ря само­му Аши­но­ву, в газе­тах появ­ля­лись совер­шен­но фан­та­сти­че­ские све­де­ния о каза­чьих ста­ни­цах в Абис­си­нии и о том, как рус­ские помо­га­ют бра­тьям по пра­во­слав­ной вере отра­жать напа­де­ния ита­льян­цев — в те годы Ита­лия актив­но дей­ство­ва­ла в Сома­ли. Так­же писа­ли, что бла­го­дар­ный импе­ра­тор раз­ре­шил каза­кам посе­лить­ся в его стране и осно­вать сто­ли­цу, кото­рая полу­чи­ла назва­ние Москва. Источ­ни­ком всех этих газет­ных све­де­ний, судя по все­му, был Нико­лай Ашинов.

«Ата­ман» вер­нул­ся из путе­ше­ствия вес­ной 1886 года. Он вёз «подар­ки» госу­да­рю, сре­ди кото­рых был стра­ус из экзо­ти­че­ской стра­ны. Кат­ков и Хит­ро­во хода­тай­ство­ва­ли перед чинов­ни­ка­ми о том, что­бы допу­стить Аши­но­ва до госу­да­ря с отчё­том. Дело о рас­хи­ще­нии средств и обмане, кото­рый «ата­ман» учи­нил на Кав­ка­зе, хло­по­та­ми мини­стра внут­рен­них дел Дмит­рия Тол­сто­го было закры­то после выпла­ты «каза­ком» штра­фа в 1750 рублей.

Жизнь нала­жи­ва­лась — Аши­нов был, навер­ное, самым попу­ляр­ным чело­ве­ком тех дней. В Санкт-Петер­бур­ге при­езд Нико­лая Ива­но­ви­ча про­из­вёл боль­ше впе­чат­ле­ние. Стра­у­са, при­ве­зён­но­го из Абис­си­нии, опре­де­ли­ли в Гат­чин­ский птич­ник, а сам «ата­ман» был нарас­хват сре­ди рус­ских пат­ри­о­тов, с кото­ры­ми он про­во­дил вече­ра. В рас­ска­зе «Неоце­нён­ные услу­ги» Нико­лай Лес­ков писал:

«Аши­но­ва пошли возить в каре­тах и пере­да­вать с рук на руки, любу­ясь его весь­ма заме­ча­тель­ны­ми неве­же­ства­ми, какие он про­из­во­дил с без­рас­суд­ством дика­ря или сквер­но вос­пи­тан­но­го ребёнка».

Бла­го­да­ря рас­ши­рив­ше­му­ся отря­ду пат­ри­о­ти­че­ских доб­ро­же­ла­те­лей «ата­ман» вновь доби­вал­ся ауди­ен­ции у импе­ра­то­ра Алек­сандра III, но теперь с дру­гой целью — полу­чить день­ги и ору­жие для осно­ва­ния рус­ско­го посе­ле­ния на побе­ре­жье Индий­ско­го оке­а­на. К мне­нию Аши­но­ва при­слу­ши­ва­лись, даже нашлись сто­рон­ни­ки орга­ни­за­ции такой экс­пе­ди­ции, но импе­ра­тор не желал лич­но встре­чать­ся с авантюристом.

«Ата­ман» подо­шёл к вопро­су с дру­гой сто­ро­ны. Нико­лай Ива­но­вич пере­клю­чил своё вни­ма­ние на Свя­тей­ший синод и про­сил помо­щи у церк­ви. Аши­нов утвер­ждал: окру­жён­ные со всех сто­рон ино­вер­ца­ми, эфи­о­пы ищут под­держ­ки у сво­их братьев-русских.

«Если теперь, ещё вовре­мя, Свя­тей­ший Синод не обра­тит на это долж­но­го сво­е­го вни­ма­ния, то в неда­лё­ком буду­щем, чего не дай бог, труд­но будет вооб­ще на Восто­ке най­ти православного».

Аши­нов отме­чал, что в реги­оне актив­но дей­ству­ют про­те­стан­ты и като­ли­ки. В обмен на под­держ­ку и отправ­ку с экс­пе­ди­ци­ей свя­щен­но­слу­жи­те­лей Аши­нов пообе­щал открыть в новом посе­ле­нии монастырь.

Даже могу­ще­ствен­ный Побе­до­нос­цев стал сто­рон­ни­ком осно­ва­ния в Абис­си­нии рус­ской коло­нии. Одна­ко боль­шин­ство воен­ных были непре­клон­ны, хотя и нахо­ди­лись сочув­ству­ю­щие — конеч­но, в сре­де сла­вя­но­фи­лов. После раз­го­во­ра с «ата­ма­ном» гене­рал Алек­сандр Кире­ев в днев­ни­ке оста­вил такую запись:

«Доб­ро­душ­ный, хотя и не без хит­ро­сти, таким <…> дол­жен был быть и Кор­тес, и Писар­ро, и Ермак. По его мне­нию, вой­на такое же ремес­ло, такое же заня­тие, как и про­чие, тор­гов­ля, море­ход­ство и т. п.»

Вско­ре Аши­нов отпра­вил­ся в Моск­ву и Ниж­ний Нов­го­род, где стал соби­рать пожерт­во­ва­ния на бого­угод­ное дело, после чего вме­сте с женой (женить­ба вызва­ла вопро­сы в свя­зи с обра­зом «Стень­ки Рази­на») уехал на отдых в Париж. В сто­ли­це Фран­ции мест­ные наци­о­на­ли­сты бур­но при­вет­ство­ва­ли Аши­но­ва — до Евро­пы дошли изве­стия из рос­сий­ских газет о его «похож­де­ни­ях». Как раз в это вре­мя во Фран­ции актив­но созре­ва­ла идея сою­за с Рос­си­ей про­тив Гер­ма­нии, и Аши­нов оли­це­тво­рял тако­го союз­ни­ка — уда­ло­го, про­сто­го, но при этом хариз­ма­тич­но­го. Сре­ди при­ни­мав­ших «ата­ма­на» был и Жорж Булан­же, с кото­рым анти­рес­пуб­ли­кан­цы свя­зы­ва­ли боль­шие надеж­ды. Но пре­бы­ва­ние в Пари­же не при­ве­ло к кон­крет­ным для «каза­ка» результатам.

Жорж Булан­же. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Тем вре­ме­нем в Петер­бур­ге ситу­а­ция нача­ла менять­ся. Алек­сандр III стал с пони­ма­ни­ем отно­сить­ся к пла­нам об орга­ни­за­ции рус­ско­го фор­та в Афри­ке. Сыг­ра­ли свою роль его при­бли­жён­ные, в осо­бен­но­сти Побе­до­нос­цев. В 1887 году было при­ня­то реше­ние об орга­ни­за­ции раз­ве­ды­ва­тель­но­го рей­да в рай­он Эфи­о­пии и Сомали.


Первая поездка в Африку

Непо­сред­ствен­ное управ­ле­ние меро­при­я­ти­ем при­нял на себя адми­рал Иван Шеста­ков, гре­зив­ший о полу­че­нии Рос­си­ей пор­та в Индий­ском оке­ане. Шеста­ков выде­лил для экс­пе­ди­ции паро­ход Доб­ро­воль­но­го фло­та «Костро­ма», кото­рый в апре­ле 1888 года доста­вил отряд Аши­но­ва (сре­ди кото­рых, вне­зап­но, не было ника­ких «воль­ных каза­ков») в Тад­жу­ру на Аден­ском зали­ве. Там Нико­лай Ива­но­вич яко­бы осно­вал ста­ни­цу и оста­вил сво­их попут­чи­ков осва­и­вать тер­ри­то­рию. Уже летом «ата­ман» вер­нул­ся обрат­но в сопро­вож­де­нии двух абис­син­ских мона­хов, буд­то бы отправ­лен­ных в Рос­сию самим импе­ра­то­ром Эфиопии.

Побе­до­нос­цев лич­но встре­тил Аши­но­ва и афри­кан­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей в Кие­ве. Он был более чем удо­вле­тво­рён резуль­та­та­ми «раз­вед­ки» и по воз­вра­ще­нии в Санкт-Петер­бург стал уго­ва­ри­вать импе­ра­то­ра об орга­ни­за­ции более мас­штаб­ной экс­пе­ди­ции «воль­ных каза­ков». В помощь к ним пред­по­ла­га­лось отпра­вить архи­манд­ри­та Пан­те­лей­мо­нов­ско­го рус­ско­го мона­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле Паи­сия. Доволь­но яркую харак­те­ри­сти­ку о нём оста­вил Антон Чехов в одном из писем к Суво­ри­ну, отправ­лен­но­му уже после абис­син­ской аван­тю­ры Ашинова:

«Абис­си­ния и затеи — всё от беса. Как бы он опять не бежал без пас­пор­та куда-нибудь. Это такой чело­век, что и к рас­коль­ни­кам в Австрию бежать может. У него болез­нен­ная совесть, а ум прост и ясен».

Осе­нью 1888 года дело сдви­ну­лось с мёрт­вой точ­ки. Побе­до­нос­цев убе­дил импе­ра­то­ра в необ­хо­ди­мо­сти орга­ни­за­ции экс­пе­ди­ции. Актив­но под­дер­жи­вал ини­ци­а­ти­ву и ниже­го­род­ский губер­на­тор Нико­лай Бара­нов. В Одес­се нача­ли гото­вить паро­ход и кано­нер­скую лод­ку для охра­ны «каза­ков». Несмот­ря на то что к это­му вре­ме­ни осо­бен­но­сти лич­но­сти Аши­но­ва уже были извест­ны, чинов­ни­ки и поли­ти­ки всё же скло­ня­лись к его под­держ­ке. Так, напри­мер, оце­ни­вал буду­щую экс­пе­ди­цию министр дво­ра гене­рал Оттон Рихтер:

«…Какой там ни на есть Аши­нов, а дело само сто­ит того, что­бы его не бро­сать. <…> Ору­жия, кажет­ся, при­ка­за­но выдать, недо­ста­ёт толь­ко денег. <…> Выго­рит, и сла­ва Богу, про­па­дут — ну что ж, где наше не про­па­да­ло… Толь­ко этим путём, то есть под­дер­жав­ши вовре­мя куч­ку фли­бу­стье­ров, остав­ляя пра­ви­тель­ство в сто­роне, мож­но достиг­нуть результата…»

В самый раз­гар под­го­тов­ки экс­пе­ди­ции выяс­ни­лось, что инфор­ма­ция об орга­ни­за­ции в Тад­жу­ре рус­ской базы — мисти­фи­ка­ция, рас­про­стра­нён­ная самим Аши­но­вым. Побе­до­нос­цев и Алек­сандр III были недо­воль­ны. Пра­ви­тель­ство отка­за­лось от финан­си­ро­ва­ния экс­пе­ди­ции, хотя и не пре­пят­ство­ва­ло «част­ной ини­ци­а­ти­ве». «Ата­ман» пытал­ся убе­дить импе­ра­то­ра в лич­ных письмах:

«Неда­ром все евро­пей­цы ста­ра­ют­ся, чуть не в дра­ку, зани­мать на этом все­мир­ном пути места. Поче­му же Рос­сии не занять? Нам ещё нуж­нее, если мы раз­ви­ва­ем тор­гов­лю с Восто­ком, как с Вла­ди­во­сто­ком. А Абис­си­ния — это ключ все­го Егип­та и Афри­ки, и кто будет вла­деть Абис­си­ни­ей, тот будет вла­деть и все­мир­ным путём».

Обра­ще­ния оста­лись без отве­та. Аши­нов и Паи­сий выдви­ну­лись самостоятельно.


«Новая Москва»

В декаб­ре 1888 года участ­ни­ки экс­пе­ди­ции отпра­ви­лись на кораб­ле из Одес­сы в Афри­ку. В соста­ве чис­ли­лось 40 духов­ных лиц и око­ло 150 чело­век охра­ны, воз­глав­ля­е­мых Нико­ла­ем Аши­но­вым. На всём пути деле­га­ции то и дело воз­ни­ка­ли скан­да­лы из-за отсут­ствия дис­ци­пли­ны сре­ди «воль­ных каза­ков». Один из сви­де­те­лей их пове­де­ния в Порт-Саи­де, капи­тан паро­хо­да «Ниж­ний Нов­го­род» Пта­шин­ский, докла­ды­вал начальству:

«Эта экс­пе­ди­ция дела­ет нам стыд и позор. Вся коман­да состо­ит поло­жи­тель­но из каких-то обо­рван­цев, пья­ных и шумя­щих на весь город».

Пла­ва­ние сопро­вож­да­лось боль­ши­ми труд­но­стя­ми, касав­ши­ми­ся, преж­де все­го, реак­ции коло­ни­аль­ных вла­стей Ита­лии, Фран­ции и Вели­ко­бри­та­нии. За рубе­жом доволь­но ско­ро узна­ли об истин­ной цели экс­пе­ди­ции, несмот­ря на то, что её участ­ни­ки ста­ра­лись сохра­нять свои пла­ны в тайне.

7 янва­ря 1889 года Аши­нов и его под­руч­ные с кли­ри­ка­ми выса­ди­лись в Тад­жу­ре, где их встре­тил мест­ный пра­ви­тель. «Ата­ман» отпра­вил тро­их мона­хов в Эфи­о­пию, а сам при­нял­ся «учить» под­руч­ных воин­ско­му делу, пыта­ясь хоть как-то под­дер­жи­вать дисциплину.

Ожи­да­ние отве­та про­дли­лось два меся­ца. За это вре­мя уча­сти­лись про­бле­мы с мест­ны­ми жите­ля­ми — при­шель­цы вели себя почти так же, как в Порт-Саи­де. Нако­нец, вождь, силь­но устав­ший от рус­ских гостей, посо­ве­то­вал им обос­но­вать­ся в забро­шен­ной еги­пет­ской кре­по­сти Сагал­ло. Экс­пе­ди­ция неза­мед­ли­тель­но пере­ме­сти­лась туда. Аши­нов при­сту­пил к обу­строй­ству базы — был раз­бит сад, при­ве­де­ны в отно­си­тель­ный поря­док укреп­ле­ния, и без того непло­хо сохра­нив­ши­е­ся. «Новая Москва» появи­лась на афри­кан­ской кар­те толь­ко сей­час — но и это было серьёз­ным успе­хом для аван­тю­ри­ста, дей­ство­вав­ше­го фак­ти­че­ски без госу­дар­ствен­ной под­держ­ки. О дви­же­нии в Абис­си­нию, одна­ко, уже не было речи. «Ата­ман» полу­чил свою «ста­ни­цу».

Форт Сагал­ло. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Появ­ле­ние рус­ских на Афри­кан­ском Роге вызва­ло недо­воль­ство евро­пей­ских дер­жав. Осо­бен­но силь­но бес­по­ко­и­ла дея­тель­ность «каза­ков» Фран­цию, кото­рая за семь лет до опи­сы­ва­е­мых собы­тий при­об­ре­ла у мест­ных пле­мён тер­ри­то­рию вме­сте с кре­по­стью Сагал­ло. Париж потре­бо­вал объ­яс­не­ний у Санкт-Петер­бур­га. Ответ отпра­вил Нико­лай Гирс, министр ино­стран­ных дел России:

«Импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство не при­ни­ма­ет ника­ко­го уча­стия в пред­при­я­ти­ях Аши­но­ва, кото­рый дей­ству­ет на свой соб­ствен­ный страх, нам ниче­го не извест­но о заклю­че­нии буд­то бы озна­чен­ным лицом согла­ше­ния с мест­ным тузем­ным началь­ни­ком, и если Сагал­ло нахо­дит­ся в пре­де­лах фран­цуз­ско­го про­тек­то­ра­та, то, как само собой разу­ме­ет­ся, Аши­нов обя­зан под­чи­нить­ся суще­ству­ю­щим в этой мест­но­сти правилам».

Фран­цуз­ские кораб­ли в кон­це янва­ря при­бли­зи­лись к Сагал­ло и попы­та­лись убе­дить Аши­но­ва если не уйти из кре­по­сти, то хотя бы спу­стить флаг, тем самым отка­зы­ва­ясь от пре­тен­зий на эту тер­ри­то­рию. «Ата­ман» в гру­бой фор­ме отка­зал евро­пей­цам. Париж вновь попро­сил рос­сий­ско­го импе­ра­то­ра обра­зу­мить кон­ки­ста­до­ра. Алек­сандр III был взбешён:

«Непре­мен­но надо ско­рее убрать это­го ско­та Аши­но­ва оттуда».

В отве­те же Рос­сия дала понять буду­ще­му союз­ни­ку, что Фран­ция может раз­би­рать­ся с «каза­ка­ми» само­сто­я­тель­но, тем самым отча­сти согла­сив­шись на насиль­ствен­ный вари­ант раз­ви­тия событий.

5 фев­ра­ля 1889 года фран­цу­зы попы­та­лись вновь убе­дить рус­ских поки­нуть кре­пость — без­ре­зуль­тат­но. Тогда евро­пей­ские кораб­ли откры­ли огонь по Сагал­ло. Непро­дол­жи­тель­ный обстрел при­вёл к гибе­ли шести и ране­ни­ям 22 чело­век. После это­го фран­цу­зы погру­зи­ли остав­ших­ся в живых на кораб­ли и пере­вез­ли в сосед­ний порт Обок, сто­ли­цу фран­цуз­ско­го Сомали.

Париж чув­ство­вал себя весь­ма нелов­ко из-за того, что при­шлось открыть огонь по граж­да­нам стра­ны, с кото­рой Фран­ция состо­я­ла в хоро­ших отно­ше­ни­ях. Петер­бург был одно­зна­чен в оценках:

«Импе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство пола­га­ет, что не пред­став­ля­ет­ся осно­ва­ния воз­ла­гать на фран­цуз­ские вла­сти в Обо­ке ответ­ствен­ность за про­ис­шед­шее в Сагал­ло кро­во­про­ли­тие и что ответ­ствен­ность за это долж­на все­це­ло пасть на Нико­лая Аши­но­ва, решив­ше­го­ся нару­шить спо­кой­ствие в пре­де­лах тер­ри­то­рии, под­ве­дом­ствен­ной дер­жа­ве, нахо­дя­щей­ся в дру­же­ствен­ных отно­ше­ни­ях с Россией».

Жур­нал Le Progrès Illustré об экс­пе­ди­ции Нико­лая Аши­но­ва. 1891 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Аре­сто­ван­ных аван­тю­ри­стов фран­цуз­ские вла­сти выда­ли Рос­сии. Вес­ной 1889 года участ­ни­ки про­валь­ной экс­пе­ди­ции ока­за­лись в Одес­се, где неза­мед­ли­тель­но нача­лось след­ствие. К это­му вре­ме­ни судь­ба Нико­лая Аши­но­ва уже была реше­на. Ещё в фев­ра­ле 1889 года Вла­ди­мир Лам­сдорф запи­сал в дневнике:

«Госу­дарь пове­лел, что­бы Аши­нов был отправ­лен в один из самых отда­лён­ных уез­дов Сара­тов­ской губер­нии и интер­ни­ро­ван там на три года, что­бы това­ри­щи его были сосла­ны и под­верг­лись аресту».

Сна­ча­ла Нико­лай Аши­нов под над­зо­ром поли­ции жил в Сара­тов­ской губер­нии, затем пере­ехал в Чер­ни­гов­скую, в поме­стье жены. Спу­стя год, в 1890 году, с Аши­но­ва сня­ли глас­ный над­зор. Ещё несколь­ко лет он пытал­ся вновь вер­нуть­ся на коло­ни­за­тор­ское попри­ще — прав­да, не в Рос­сии, а в Евро­пе, пред­ла­гая услу­ги фран­цу­зам и ита­льян­цам, одна­ко из это­го ниче­го не вышло. Вско­ре Аши­нов вер­нул­ся в Рос­сию и отка­зал­ся от любых попы­ток вер­нуть­ся на доро­гу аван­тю­ри­ста. Более того — даже издал неболь­шой абис­си­но-рус­ский сло­варь, оста­вив своё имя в исто­рии науки.

Аван­тю­ра Нико­лая Аши­но­ва не при­ве­ла к прак­ти­че­ским резуль­та­там, да и не мог­ла при­ве­сти, учи­ты­вая его био­гра­фию. Одна­ко она силь­но повли­я­ла на инте­рес рус­ских интел­лек­ту­а­лов к Абис­си­нии. Рас­ска­зы, фан­та­сти­че­ские и зача­стую при­ду­ман­ные самим Аши­но­вым, были чрез­вы­чай­но попу­ляр­ны­ми сре­ди читателей.

В 1891 году меж­ду Рос­си­ей и Абис­си­ни­ей были уста­нов­ле­ны дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, а в нача­ле XX века в стране три­жды побы­вал Нико­лай Гуми­лёв — кто зна­ет, воз­мож­но, под вли­я­ни­ем исто­рий о «воль­ных казаках»?


Заин­те­ре­со­вав­шим­ся темой реко­мен­ду­ем кни­гу Андрея Вален­ти­но­ви­ча Луноч­ки­на «„Ата­ман воль­ных каза­ков“ Нико­лай Аши­нов и его деятельность».


Читай­те так­же «Рейд сот­ни­ка Гама­лия: как кубан­ские каза­ки дошли до бере­гов Пер­сид­ско­го зали­ва».

Поделиться