В архиве главного редактора VATNIKSTAN Сергея Лунёва обнаружена брошюра 1882 года, включающая речи московского раввина Соломона (также Залика, Залкинда, Залмана) Минора. Раввин высказывался о беспрецедентных погромах, которые последовали после убийства императора Александра II в результате покушения 1 марта 1881 года. Воспользуемся этим интересным документом и выясним, каким было положение евреев в Российской империи 1880‑х годов, кто такой Залкинд Минор и много ли вообще было евреев в то время в Москве.
Слово, произнесённое 25 января в молитвенном доме, что на Солянке, при совершении молебствия об охранении Богом русских евреев от дальнейших бедствий, З. Минором, московским общественным раввином.
Москва, 1882 год
Страшные погромы повергли сотни тысяч евреев в неописанные бедствия, а на всё еврейское население вообще они произвели потрясающее влияние. Кто устраивал эти погромы? Наши противники, разумеется, утверждают, что эти погромы были плодом еврейской эксплуатации — но неужели во внутренних губерниях нет эксплуатации? Нет пьянства? Нет кулачества? Неужели вопрос переселенческий не был вызван крайне незавидным положением крестьянского сословия во внутренних губерниях больше, чем в западных? Где больше школ? Где больше свирепствуют разные болезни, особенно тайные? Где больше совершается уголовных преступлений между христианами? Где народ больше прививает себе оспу? Где жизнь дешевле? Пусть наши противники с цифрами — но истинными — в руках нам докажут, что во всех вышеизложенных отношениях положение христианского населения хуже в губерниях, населённых евреями, чем во внутренних, где нет евреев. Мы же имеем довольно оснований утверждать, что погромы были вызваны искусственно, издалека подготовлены, а не были невольной вспышкой народной; чтобы убедиться в этом довольно вспомнить, что для возбуждения народа прибегали к распространению ложных указов об избиении евреев, что бывали коноводы, управлявшие толпою, указывались дома, где жили евреи, да и само то обстоятельство, что толпа уничтожала только еврейское имущество, а не грабила и не посягала на жизнь евреев — как это утверждают наши противники, — всё это доказывает, что погромы были устроены и управляемы какой-то тайной рукой, но чьей?
Это надолго, а может быть, навсегда останется тайной, и русском историку при рассказе об этих погромах придётся прибегнуть к столь обычному в русских даже учебниках выражению «это событие до сих по не разгадано». Для нас только одно то, что наши враги, обвиняющие нас в эксплуататорстве, эксплуатируют сами эти погромы, чтобы побудить правительство к ограничению евреев во всех решительно правах и к низведению их на степень париев, так чтобы они сами выселялись и так кого плана. И зловещие слухи подобного рода навели и наводят панику на всё еврейское население в России, так что нет уголка, где бы евреи не устраивали постов и не молились бы о предотвращении дальнейших и нового рода бедствий от их головы.
Но не пора ли благоразумной части русского народа серьёзно и без предвзятых мнений вдуматься в те последствия, которые могут возникнуть для самой России от унижения трёхмиллионного населения евреев? Говорят: «евреи завладели всеми отраслями торговой и промышленной деятельности в Западном крае, так что христианскому населению нельзя ни торговать, ни заниматься ремёслами и прочее». Ну и уничтожат евреев, лишат их права торговать, владеть недвижимой собственностью и так далее. Что же из этого выйдет? Вместе с евреями уничтожат всю торговлю и промышленность, а с ней и земледелие во всём Западном крае: земли и дома падут в цене и пострадают тогда ни одни евреи, но всё государство и общество. «Но не станет евреев, их занятия перейдут тогда в руки русских».
Sancia simplicitas (искажённое «O sancta simplicitas» — с лат. «О, святая простота». — Ред.)! Из купцов и торгашей нельзя разом сделать земледельцев — это уже доказано, — а из земледельцев возникнет разом многомиллионное торговое и промышленное сословие! Подобных чудес и сами славянофилы не сумеют, думаем, сотворить. «Но из внутренних губерний переедут в Западный край великорусские купцы, ремесленники, промышленники, и они обрусят весь край через край!» — но люди переселяются из нужды, а не из одного только патриотизма. Меры правительства по водворению русского землевладения в Западном крае довольно, кажется, доказали, насколько фиктивны надежды на подобное передвижение народности из одной полосы государства в другую, даже при даровании обширных льгот. Скорее можно предполагать, что при выселении евреев из Западного края, их занятия, их имущества перейдут в руки всякой другой национальности, но не русской и даже не польской, а насколько это полезно для России, — это представляем судить нашим государственным людям.
Но что же сделать, когда русский народ не терпит евреев и особенно великороссы боятся, чтоб евреи, поселившись во внутренних губерниях, не забрали и там всю торговлю и промышленность? Но, во-первых, никакая отрасль человеческой деятельности, а тем менее торговля, не забирается ни силой, ни хитростью, а лишь умением и честностью, да, честностью — и то при лености и неумелости другой части населения; великороссы же сами в торговле люди опытные, трудолюбивые и честные и им нечего бояться конкуренции евреев. Во-вторых: Россия, кажется, довольно обширна, чтобы дать евреям возможность жить на её территории без всякого ущерба для великороссов. И в‑третьих: не пора ли, наконец, русскому человеку понять и разуметь, что, требуя от евреев исполнения всех повинностей, как от граждан такой необъятной империи, как Россия, и следует и давать им все права? Не пора ли, наконец, русским понять, что на территории России живут миллионы инородцев, которые проливают свою кровь за Россию, отбывают все повинности и что, следственно, «русским» должен называться всякий русский подданный, а не один православный? Да простят нам русские, если мы их обвиняем в некоторой гордости, той гордости, которая при известной дозе называется спесью и которая в древние времена погубила не один из великих народов мира. Бог благословил русский народ и расширил его землю до небывалых размеров, то неужели из этого следует, что он должен гордо и спесиво топтать ногами живущих на русской земле евреев и низвести их на степень париев? — «Русский не любит не терпит еврея!» На это есть один ответ: русский должен любить, должен терпеть евреев, потому что они такие же граждане Русской земли, как любой русский человек самой чистой, самой славянофильской крови. Не сегодня же пришли мы из дальней чуждой страны просить у русских гостеприимства, а мы живём в России сотни, а местами даже тысячи лет. (Впрочем, весь этот дипломатический аргумент, что русские не терпят будто евреев, основан на лжи, ибо и эта ненависть есть только плод преступной агитации юдофобов всех сортов и всех рангов — не будь той агитации, не будь Брафманов и Лютостанских и особенно тех, в чьих руках Брафманы и Лютостанские служили только орудиями, не было и ненависти русских к евреям).
Наконец нечто о видах политических. Урезывание прав евреев, их угнетение ни на волос не улучшит политического положения России? Неужели от этого уменьшится в России социализм? Поднимутся её финансы? Скорее, возвратится ко временам допетровским, чего так пламенно желают славянофилы? — Крайне сомневаемся: смуту смутами не излечишь, а преследование евреев также смута. Sapienti Sat (с лат. «Для понимающего достаточно». — Ред.).
Нашим же единоверцам мы можем напомнить в утешение, что Россия не Испания и что на её престоле сидят не Фердинанды Католики и Изабелы Кастильские, но Александры и Марии, и поэтому пусть не думают о каких-то эмиграциях, способных только навлечь беду на весь наш народ, — пусть не забывают, что Россия была и останется нашей родиной на зло всем нашим противникам.
Благочестивые мои собратья!
В Священном Писании рассказывается, как благочестивая Шунамит, видя своё милое, любимое, единственное дитя мёртвым перед собой, говорила мужу своему: «Пришли мне одного из отроков и одну из ослиц и я побегу к мужу Божьему и возвращусь!» И когда её муж ей говорил: «зачем тебе идти сегодня, ведь это ни день новолуния, ни день субботний», она ответила одним словом: «шалом — мир» (Кн. Царств гл. IV, 22–23). Что это за ответ? Но в этом одном слове «мир — спокойствие» заключается целый «мир — свет». Всякому из вас известно, что как день новолуния, так и день субботний были не только днями отдыха и покоя, но и днями покаяния, в каковые дни сын Израиля, принося Богу жертву очищения, примирялся с Богом, а вместе с тем обретал снова и внутренний мир своей души и внутренний мир сердца своего. Но что значит для нежной матери видеть мертвым пред собой своё любимое, слезами вскормленное, единственное дитя? После долгих, долгих ожиданий Бог даровал Шунамит сына, — но, увы, на короткое время — этот её любимый сын исчез из её души, из сердца её и в отчаянии своём, думала она, что не стало мира и между ней и Богом. Куда же было ей обратиться за этим миром, если не к Богу через мужа Божьего? Вот почему на вопрос мужа «Зачем идёшь ты сегодня, ведь это не день новолуния, не день субботний?» она ответила лаконически «мир», то есть «мира я ищу». Но, братья, в таком точно положении находимся и мы в настоящее, злополучное для нас время. И нас бессомненно спросят: «К чему этот пост? Что привело сегодня в Дом Божий для молитвы и покаяния? Ведь сегодня не Йом-Кипур (день всепрощения), не Тише Бе Ав (день разрушения храма)?» На сей вопрос есть один ответ: «Шалом — мир». Мы ищем мира! Мира ищем мы у Бога — О мир! Этот Божий дар, под сенью которого человек и работает спокойно, и отдыхает, мир — этот Божий дар, под крыльями которого возникает, развивается и расцветает всякое благое дело — о! этот мир, этот единственный Божий дар, которым мы доселе наслаждались, как добрая Шунамит своим единственным детищем, был украден, ухищен у нас злоумышленными людьми вот уже почти целый год!
Всё вокруг нас живёт и движется спокойно, спокойно работает, отдыхает, сеет, пожинает, веселится, подчас и плачет, и горюет, но всё правильно нормально под благотворной сенью мира — только мы, мы, братья, лишены этого спокойствия, этого Божьего дара — мира — вот уже почти целый год! С того момента, как в Бозе почивший Государь Александр II, движимый благородными чувствами человеколюбия, даровал нам некоторые льготы и права, особенно право, под известными условиями, жить во внутренней России, проснулась зависть и ненависть в сердцах злоумышленных людей, пробудился страшный, неугомонный фанатизм и почти сряду пятнадцать лет открытая злоба неутомимо разжигала страсти и раздувала против нас вражду и ненависть русского народа. Нашу религию они покрывали позором, а нас они выставляли постоянно неизмеримым злом для русских и России. С горечью в сердце, с израненной душой над нами мы слушали, читали эти бесчеловечные глумления над нами и над религией нашей, с сожалением смотрели мы, как этот убийственный яд широкой, отравливающей струёй вливался в здоровый организм русского народа, — мы горевали, плакали, но всё-таки не знали, не подозревали даже, какого рода будет пагубный для нас плод брошенного нашими врагами в почву русского народа злого семени.
Но вот страшное преступление 1 марта положило роковой предел священной жизни земной нашего монарха Александра II, «как вырос жезл, расцвёл произвол, хищение восстало жезлом бесчестия» (Иезекииль, VII, 11). Ураганом вырвалась злоба, из мрачной бездны вырвался фанатизм и разгром за разгромом обрушался над главой нашего народа среди всеобщего мира и спокойствия, и сотни тысяч наших собратьев, лишённые плодов труда рук своих, пущены без крова и пристанища по миру! А Дома Твои, Дома Твои, о Предвечный Боже! «О! подними шаги Твои к этим вечным развалинам! Всю свою злобу излил враг на Твою святыню!» (Псалтирь, 74, 3). О, сколько Домов Божьих разрушено! Сколько свитков Святого Писания изорвано, растоптано пьяной буйной толпой!.. Но венцом всех этих бедствий, излившихся над нами, остаётся горькое сознание, что все эти погромы служили и служат только как бы предисловием к ещё более грозной будущности, на челе которой зияет змеиное слово «Запад для вас открыт».
Итак, братья, землю, на которой мы живём вот уже сотни лет, землю, которую мы удобрили собственными костями, орошали своей кровью и слезами, землю, в создании которой мы участвовали своими трудами, мыслью своей, эту землю мы не имеем больше права назвать своим отечеством, родиной своей; ибо она говорила нам «Запад для вас открыт». Но, нет! Это не земля говорит — говорят это люди, умышленно или неумышленно сеявшие и сеющие раздор между нами и русской землёй — но земля, о земля! заговорила бы иное, если бы умела говорить. Никто, никто не вправе лишить нас права назвать Россию нашей родиной, ибо и мы её купили нашей кровью. «З, земля! — о Русская земля! — не закрывай моей крови!» (Иов, XVI, 18) — говорит тебе твой сын, сын Израиля, ибо где, где не проливалась кровь твоих еврейских детей в защиту твоей чести, твоей славы неприкосновенности, или расширения твоих границ? Раскройтесь же вы, могилы, там на полях брани, там на Кавказе, на Балканах, на славой увенчанных руинах Севастополя, раскройтесь вы, могилы, там на жгучих песках Ташкента, Самарканда и в хладных странах при-Амурских — и встаньте из гроба вы, наши братья, павшие там под картечью и пулями, под мечом, кинжалом и штыками врагов России или изнемогшие под стужей и зноем, от голода, холода и мучительных болезней на убийственных полях закавказских, забалканских, — встаньте из гроба, воздымайте ваши костлявые руки, обнажайте ваши кровью истекающие раны, подымайте ваши лица, изнеможённые от тифа, лихорадки и будьте вечным укором тем, которые со злобой или без злобы, а только, так себе, с легкомысленной иронией на устах, говорят вашим братьям и сёстрам, вашим жёнами и детям: «Вы не русские, Запад для вас открыт». О, если бы земля заговорила, она бы иное заговорила, она бы явилась наилучшим ходатаем пред благородной мыслью, благородным сердцем русского народа. Но, увы! — земля безмолвствует, она терпеливо переносит всякую людскую злобу и клевету, она безмолвствует, а за ней мелкие люди, но громадные хищные звери рыщут и воют, грабят, хохочут и со злорадством кричат во след ограбленным: «Россия для русских, а вам путь на Запад открыт». И осуществилось ныне над нами грозное слово Моисея: «ты сойдёшь с ума от зрелища, которое представится глазам твоим» (Второзаконие, XXVIII, 34).
Да! Есть от чего с ума сойти. Живёшь, кажется, под защитой законов, в лоне благоустроенного общества и, доверяясь силе и власти этих законов, прочности этого общества, ты, подобно всем прочим, предаёшься неутомимому труду, сберегаешь копейку для твоих детей, которых воспитываешь в русских школах, в русских гимназиях, университетах — для кого? Для общества, для государства, для отечества — отечества! — но вот в тёмную, мрачную ночь или среди бела дня кидается на тебя, на труд твой буйная ватага — и ты, несчастный, лишённый всего, должен взять суму и посох страннический и скитаться по миру — благо тебе, говорят, Запад открыт! И вот с отчаянием в сердце, в душе ты сам себя вопрошаешь: «Где я? В Европе ли или в пустынях Африканских?» — Ты плачешь, рыдаешь, ломаешь руки при виде твоих маленьких детей, твоей жены, престарелых родителей твоих — а тебе в утешение шипят: «ведь Запад для тебя открыт!» И исчез мир и спокойствие из наших жилищ, и нет покоя ни нашему сердцу, ни души нашей, нет сна нашим веждам, нет сил нашим мышцам, ибо чувствуешь, как бы Дамоклов меч висит над твоей главой! Где же искать нам утешения? Где же искать нам ухищенного у нас мира — если не у Бога? Ибо «Я воздымаю мои очи к горам» — к высшим сферам русского общества — но оттуда нет ответа: там или всё молчит, или шепчет едва внятным полусловом, «откуда же появится моя помощь?» Моя помощь единственно от Бога, Творца неба и земли. Он не даст споткнуться твоей ноге! Не дремлет Страж твой — не дремлет и не спит Страж Израиля!» (Псалтирь, CXXI, 1–3) Дайте же нам возвратиться к Богу, пусть Он услышит молитву нашу и пусть Он пришёл нам мир и утешение! И посылает Он нам это утешение в пророчестве Исайи, которое нам только что читали: «Ищите, — говорит пророк — Бога, где он обретается, взывайте к Нему, где Он близок, — то есть в домах молитвы и домах учения — пусть грешный покидает путь свой и человек насилия — свои помыслы и пусть возвращается к Богу, и Он сжалится над ним — к Богу нашему, ибо Он велик в всепрощении!» (Исайя, CV, 6 — CVI 8). Да! Мы, глубоко в Бога, в Его правосудие, в милосердие Его, должны быть убеждены, что не даром и не бесцельно посылает Бог на нас такие страшные испытания, — Он хочет нашего исправления — и да исправимся!
Братья! Мы далеки от того, чтобы обвинять вас в тех пороках, в которых обыкновенно обвиняют нас наши враги, — в этом отношении мы, если не лучше, то и не хуже других смертных, однако же это сознание не освобождает нас от самоисправления, и поэтому долг каждого из нас стараться всеми силами исправить свои дела — и мы исправимся. Но мы также должны быть убеждены, что из этих страданий возникнет для нас раньше или позже новое благо — лучшая будущность. «Ибо — говорит Предвечный — Мои мысли не равны вашим мыслям и Мои пути не равны вашим путям. Ибо как небеса выше над землёй, так Мои пути выше над вашими путями и Мои мысли — над вашими мыслями» Да! Путь Божьего Промысла неисповедимы и мы ни коим образом не в состоянии вникнуть в тайный внутренний смысл Его предначертаний и Его путей. Для нас довольно Его слово: «Ибо подобно как падает дождь и снег с неба и не возвращается туда, пока он не насытил землю, чтобы она возродила, произростила и давала семя сеющему и хлеб едящему — так и Моё слово, исходившее из Моих уст, но возвратится ко Мне пустым, пока не исполнило того, чего Я желаю и успело в том, о чём Я послал его!» — А вслед за тем пророк намекает, и намекает многознаменательно как бы нашим несчастным переселенцам: «ибо с радостью вы выйдете и в мире вы будете приведены, горы и холмы навстречу вам возликуют пением, и все деревья пола восплещут вам руками!» — А нам Бог говорит: «храните Закон и творите благостыню, ибо близко Моё спасение — оно придёт — и Моя справедливость — она откроется!» Да! Только благотворительность и благотворительность всеобщая в состоянии нас спасти.
Всеобщая благотворительность спасительна не только в том отношении, помощью её можно оказывать помощь тысячам пострадавшим от погромов, но подобная всеобщая благотворительность окажется средством объединения нас в одно целое. О братья! Враги нас обвиняют в солидарности, в сплочённости — но, увы! К нашему величайшему бедствию в нас нет этого греха — солидарность, — в котором нас так настойчиво обличают. О! Если бы мы действительно были так стояли друг за друга, заботились друг о друге и все о целом, то, быть может, нас не постигали бы те бедствия, которых жертвой мы падали и падаем, или же эти бедствия, частью умерялись бы нашей же солидарностью, нашим же единством. Пусть же, по крайней мере, бедствия, нас уже постигшие и ещё более те, которых мы ещё так боимся, соединят, сплотят нас в одно целое, в один народ, которым мы быть должны и в состоянии быть, если только средством этого объединения появится всеобщая благотворительность. Мы не знаем, братья, что нас ожидает завтрашний день, но это знаем мы, что наша помощь должна быть всегда наготове. Представьте себе, братья, если бы каждый из нас, живущих в России евреев, е только богатый, но и бедный, откладывал ежедневно и бросал в кружку только по одной копейке, то из всех этих копеек в продолжении даже одного года собирался бы огромный капитал, которым можно было бы оказывать существенную помощь как тем, которые, внемля пагубному слову «на Запад!» действительно отправляются за моря искать спокойной хаты и законами обеспеченного труда, так и тем, кто остаётся дома и нуждается в поддержке для перемены образа своей жизни и занятий. А этих последних не то, что будет больше, чем первых, но будут все, или почти все, ибо мы не должны забыть, не вдаваясь ни в какие иллюзии, что нас в России миллионы, а миллионов нельзя ни переселить, ни изгнать, ни даже держать вечно в чёрном теле. А действовать мы можем только посредством всеобщей народной благотворительности. Основать всеобщую народную благотворительную кассу (разумеется, с разрешения правительства) — вот что нам нужно необходимо в настоящем нашем положении. А что подобная всеобщая народная благотворительность окажется самым неразрывным связующим звеном между всеми нашими собратьями — это всякому понятно. Пусть же первым нашим делом будет всеми силами заботиться о приведении в действительность подобной всенародной благотворительной кассы и тогда, как соединённые воедино звеном благотворения, мы будем достаточно сильны и материально, и нравственно, чтобы пережить вражду наших врагов и дождаться лучших дней. Богу же молитесь, не о возмездии нашим врагам, нет!
Не забудьте, что наша религия учит нас помогать даже врагам, не только не мстить и не злопамятствовать (Исход, XXIII, 4–5), но молитесь Богу, чтобы он озарил разум наших врагов, смягчил их сердце и расшевелил их совесть, и пусть звери обратятся снова в людей, одарённых сердцем и душой, и люди пусть обратятся в настоящих русских граждан — и тогда они поймут, что не следует отталкивать от себя и от России нас, бывших всегда верными своей родине. Но самое главное молитесь Богу: «О, Боже! Всели милосердие в сердце Царя и его сподвижников к народу твоему, Израилю!» Молитесь, братья, о благоденствии России — ибо в её благоденствии заключается и ваше благоденствие — молитесь о жизни и благоденствии Его Императорского Величества, нашего Государя Императора Александра Александровича, о жизни и благоденствии Её Императорского Величества, нашего Государя Императора Александра Александровича, о жизни и благоденствии Её Императорского Величества, нашей Государыни Императрицы Марии Фёдоровны, о жизни и благоденствии Его Императорского Высочества, Государя Цесаревича, Великого князя Николая Александровича и о благоденствии всего царственного Дома Августейшего Монарха нашего. И да услышит Предвечный Бог молитву нашу и да предотвратит Он от нашего народа дальнейшие бедствия, и да дарует он мир и спокойствие народу своему, Израилю. Аминь.
А теперь — наши комментарии.
Речь Залкинда Минора была произнесена после волны еврейских погромов, охвативших южную часть Российской империи в 1881–1882 годах. Данные погромы получили наименование в еврейской историографии как «бури на юге» и стали первыми масштабными антиеврейскими выступлениями с внушительной географией.
Поводом для погромов стало убийство императора Александра II народовольцами. Среди участников покушения 1 марта 1881 года еврейское происхождение было только у Геси Гельфман, входившей в Исполнительный комитет «Народной воли». В целом, в революционном движении к 1881 году не было преобладания евреев. Автор монографии «Евреи и революция в Россия XIX века» Эрих Хаберер отмечал, что в 1878–1879 годах число евреев достигало 9 % от всего революционного движения. Более того, в историографии отмечаются случаи, что отдельные члены «Народной воли» участвовали в подготовке погромов, предполагая, что после евреев громить будут чиновников и дворян. Хаберер даже использует термин «революционный антисемитизм» касательно некоторых групп народников.
Царь-реформатор Александр II смягчил дискриминационную политику по отношению к еврейству. Купцы первой гильдии еврейского происхождения, а затем и выпускники университетов могли селиться по всей империи, евреи были уравнены в правах с другими народами в рекрутском вопросе — был ликвидирован институт кантонистов (служивших в армии несовершеннолетних). Ранее еврейские общины были вынуждены отправлять ежегодно в солдаты 12-летних подростков по 10 человек на каждую тысячу. В целом политика Александра II относительно евреев была сравнительно благоприятной. Однако агитаторы погромов уверяли, что именно евреи несут ответственность за гибель императора.
Современный исследователь В. Малахов пишет:
«…Началось всё с Елисаветграда Херсонской губернии, однако вскоре погромы распространились на остальные новороссийские губернии (исключая Бессарабию), Юго-Западный край и Левобережную Украину и продлились вплоть до июля 1881 г. В декабре погромы произошли в Варшаве и некоторых других городах Царства Польского. В 1882 г. погромы возобновились в городах Юго-Западного края, а в 1883 г. отголосок погромной волны достиг внутренних губерний империи, вызвав антиеврейские беспорядки в Нижнем Новгороде».
Историк называет эпицентром событий города новороссийских и украинских губерний. Погромы затронули 166 населённых пунктов.
О социальном составе погромщиков можно судить по использованной другим историком Юлием Гессеном цитате из записки командированного расследовать беспорядки графа Кутайсова о событиях в Елисаветграде:
«Приказчики, служители трактиров и гостиниц, мастеровые, кучера, лакеи, казённые денщики, нестроевые солдаты — всё это примкнуло к движению».
По мнению Гессена, погромы 1881 года проходили по шаблону:
«Заранее пускали слух, что в такой-то именно день будет погром; когда евреи обращались к властям, им советовали держаться осторожно. И только. Никакие предупредительные меры не принимались. В назначенный день по железной дороге приезжала шайка оборванцев, напивалась и под предводительством полуинтеллигентных коноводов (вожаков), имевших заранее списки еврейских квартир и торговых помещений, начинала разгром; агитаторы читали статьи из антисемитской газеты, уверяя, что это указы, разрешающие бить евреев, не обнародованные благодаря подкупу со стороны евреев».
До Москвы еврейские погромы начала 1880‑х годов не докатились. Более того, в Великороссии, за исключением инцидентов 1883 года в Нижнем Новгороде, антиеврейских выступлений не было. Хоть центральная часть России находилась за пределами черты оседлости, еврейские общины появлялись в крупных городах. В Москве на момент 1880 года насчитывалось 16 тысяч евреев, из которых 8 тысяч проживало официально. Согласно однодневной переписи 1882 года, в Москве было 753 тысячи жителей. Социальный состав московских евреев был таким:
«Основную массу составляли ремесленники, торговцы, служащие. Еврейские ремесленники в Москве — это сапожники, портные, скорняки. Значительной была группа, в которую входили приказчики, делопроизводители, фельдшеры, зубные врачи. Большую часть торговцев составляли коробейники и старьёвщики. Вторая по численности группа евреев — отставные нижние чины».
Религиозная община в Москве образовалась в 1865 году. Возглавлял общину казённый раввин. Вторым казённым раввином в Москве стал Залкинд Минор, проповедующий на русском языке. Подробно о его личности Минора нашему журналу рассказал раввин общины «Шират Ха-Ям Кармель» в Хайфе, создатель телеграм-канала «Иудаизм без фильтра» Биньямин (Олег) Минич:
«Честно говоря, я практически ничего не знал прежде о Залмане Миноре. Вероятно, это может свидетельствовать в некотором роде о его „известности“ в наши дни среди людей, не занимающихся профессионально историей еврейства Москвы и России вообще в XIX столетии. Тем не менее, это он был тем самым раввином, который обучал Льва Толстого читать на иврите.
Судя по его биографии, Минора вряд ли можно отнести к реформистам, в сегодняшнем понимании. Он был безусловно „казённым“ раввином, выпускник Виленского раввинского училища, просвещённый и образованный. Он был открыт к русской культуре, ввёл в московской синагоге проповедь на русском языке. Всего этого тогда было достаточно, чтобы прослыть „реформистом“. Но в те годы тогда ещё не существовало оформленного реформистского движения в иудаизме. Были общины, в основном в Германии, которые вводили в службу орган, отменяли перегородку, разделяющую женщин и мужчин в синагогах. Всего этого раввин Минор не сделал.
В отличие от Германии, в Российской империи евреи находились в угнетённом положении, и не было либерально настроенных организованных групп раввинов. В России тогда не могла повториться раввинская конференция, подобная конференциям в Брауншвейге, Франкфурте и Бреслау в 1844, 1845 и 1846 годах соответственно. Поэтому номинально Залик Минор не пересёк черты, но его новшества, образование и лояльность к власти (которая не помогла ему сохранить должность, его изгнали из Москвы вскоре после упомянутой речи, он скончался в Вильнюсе в 1900 году) свидетельствуют о его принадлежности к узкому кругу раввинов, имеющих светское образование и верящих в необходимость перемен».
Минор представлял собой ту часть еврейства, которая хотела интегрироваться в российское общество. После погромов 1881–1882 годов её влияние уменьшилось. Наоборот, стали формироваться первые сионистские организации, которые стремились к переселению в Палестину. Погромы стали толчком для Первой алии (волны репатриации), в результате которой в Палестину, тогда провинцию Османской империи, переселилось до 35 тысяч евреев с 1882 по 1903 год. Высланного в 1892 году Минора в качестве главного раввина Москвы сменил «палестинофил» Яков Мазе.
Идеям эмиграции евреев из России способствовало и правительство. Как принято считать в современной историографии, власти ни на высшем уровне, ни на местах не стояли непосредственно за погромами. В 1883 году была учреждена Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в империи законов, просуществовавшая до 1888 года. Но общий тренд политики Александра III был направлен на ограничение прав евреев. Временные правила, введённые сразу после погромов, запрещали евреям приобретать недвижимость вне черты оседлости, арендовать земельные угодья и торговать в дни христианских праздников и по воскресеньям. Были процентные ограничения для евреев при поступлении в высшие учебные заведения и в качестве врачей в армии. Некоторые ограничения обосновывались якобы заботой о безопасности евреев. Утверждалось на уровне правительственных записок: «необходимо, чтобы „народ был ограждён от еврея, а еврей от народа“».
Другим ощутимым последствием погромов стала гораздо большая вовлечённость евреев в революционное движение Российской империи. По оценкам Хаберера, ко второй половине 1880‑х годов евреев в революционном движении уже было 35–40 %. Антисемитизм, свойственный отдельным народовольцам, в революционной среде был искоренён. Показательно, что сын Залкинда Минора Осип стал видным социалистом-революционером, входил в состав ЦК партии эсеров, редактировал важную партийную газету «Труд», был избран в Московскую городскую думу.
Убийство Александра II 1 марта 1881 года стало поворотным моментом в истории России — в том числе и в еврейском вопросе. Тенденция к постепенной эмансипации еврейского населения — а в России на момент 1880 года проживало 67 % от всех евреев мира — была прервана. Именно в 1880‑е годы евреи окончательно утвердились в статусе наиболее угнетаемого народа Российской империи.
Благодарю за помощь в работе над материалом Леонида Сквирского и автора телеграм-канала «Pax Hebraica» Исраэля Одэма.