Слово раввина и положение евреев в России 1880‑х годов

В архи­ве глав­но­го редак­то­ра VATNIKSTAN Сер­гея Лунё­ва обна­ру­же­на бро­шю­ра 1882 года, вклю­ча­ю­щая речи мос­ков­ско­го рав­ви­на Соло­мо­на (так­же Зали­ка, Зал­кин­да, Зал­ма­на) Мино­ра. Рав­вин выска­зы­вал­ся о бес­пре­це­дент­ных погро­мах, кото­рые после­до­ва­ли после убий­ства импе­ра­то­ра Алек­сандра II в резуль­та­те поку­ше­ния 1 мар­та 1881 года. Вос­поль­зу­ем­ся этим инте­рес­ным доку­мен­том и выяс­ним, каким было поло­же­ние евре­ев в Рос­сий­ской импе­рии 1880‑х годов, кто такой Зал­кинд Минор и мно­го ли вооб­ще было евре­ев в то вре­мя в Москве.


Слово, произнесённое 25 января в молитвенном доме, что на Солянке, при совершении молебствия об охранении Богом русских евреев от дальнейших бедствий, З. Минором, московским общественным раввином.

Москва, 1882 год

Облож­ка брошюры

Страш­ные погро­мы поверг­ли сот­ни тысяч евре­ев в неопи­сан­ные бед­ствия, а на всё еврей­ское насе­ле­ние вооб­ще они про­из­ве­ли потря­са­ю­щее вли­я­ние. Кто устра­и­вал эти погро­мы? Наши про­тив­ни­ки, разу­ме­ет­ся, утвер­жда­ют, что эти погро­мы были пло­дом еврей­ской экс­плу­а­та­ции — но неуже­ли во внут­рен­них губер­ни­ях нет экс­плу­а­та­ции? Нет пьян­ства? Нет кула­че­ства? Неуже­ли вопрос пере­се­лен­че­ский не был вызван крайне неза­вид­ным поло­же­ни­ем кре­стьян­ско­го сосло­вия во внут­рен­них губер­ни­ях боль­ше, чем в запад­ных? Где боль­ше школ? Где боль­ше сви­реп­ству­ют раз­ные болез­ни, осо­бен­но тай­ные? Где боль­ше совер­ша­ет­ся уго­лов­ных пре­ступ­ле­ний меж­ду хри­сти­а­на­ми? Где народ боль­ше при­ви­ва­ет себе оспу? Где жизнь дешев­ле? Пусть наши про­тив­ни­ки с циф­ра­ми — но истин­ны­ми — в руках нам дока­жут, что во всех выше­из­ло­жен­ных отно­ше­ни­ях поло­же­ние хри­сти­ан­ско­го насе­ле­ния хуже в губер­ни­ях, насе­лён­ных евре­я­ми, чем во внут­рен­них, где нет евре­ев. Мы же име­ем доволь­но осно­ва­ний утвер­ждать, что погро­мы были вызва­ны искус­ствен­но, изда­ле­ка под­го­тов­ле­ны, а не были неволь­ной вспыш­кой народ­ной; что­бы убе­дить­ся в этом доволь­но вспом­нить, что для воз­буж­де­ния наро­да при­бе­га­ли к рас­про­стра­не­нию лож­ных ука­зов об изби­е­нии евре­ев, что быва­ли коно­во­ды, управ­ляв­шие тол­пою, ука­зы­ва­лись дома, где жили евреи, да и само то обсто­я­тель­ство, что тол­па уни­что­жа­ла толь­ко еврей­ское иму­ще­ство, а не гра­би­ла и не пося­га­ла на жизнь евре­ев — как это утвер­жда­ют наши про­тив­ни­ки, — всё это дока­зы­ва­ет, что погро­мы были устро­е­ны и управ­ля­е­мы какой-то тай­ной рукой, но чьей?

Это надол­го, а может быть, навсе­гда оста­нет­ся тай­ной, и рус­ском исто­ри­ку при рас­ска­зе об этих погро­мах при­дёт­ся при­бег­нуть к столь обыч­но­му в рус­ских даже учеб­ни­ках выра­же­нию «это собы­тие до сих по не раз­га­да­но». Для нас толь­ко одно то, что наши вра­ги, обви­ня­ю­щие нас в экс­плу­а­та­тор­стве, экс­плу­а­ти­ру­ют сами эти погро­мы, что­бы побу­дить пра­ви­тель­ство к огра­ни­че­нию евре­ев во всех реши­тель­но пра­вах и к низ­ве­де­нию их на сте­пень пари­ев, так что­бы они сами высе­ля­лись и так кого пла­на. И зло­ве­щие слу­хи подоб­но­го рода наве­ли и наво­дят пани­ку на всё еврей­ское насе­ле­ние в Рос­сии, так что нет угол­ка, где бы евреи не устра­и­ва­ли постов и не моли­лись бы о предот­вра­ще­нии даль­ней­ших и ново­го рода бед­ствий от их головы.

Но не пора ли бла­го­ра­зум­ной части рус­ско­го наро­да серьёз­но и без пред­взя­тых мне­ний вду­мать­ся в те послед­ствия, кото­рые могут воз­ник­нуть для самой Рос­сии от уни­же­ния трёх­мил­ли­он­но­го насе­ле­ния евре­ев? Гово­рят: «евреи завла­де­ли все­ми отрас­ля­ми тор­го­вой и про­мыш­лен­ной дея­тель­но­сти в Запад­ном крае, так что хри­сти­ан­ско­му насе­ле­нию нель­зя ни тор­го­вать, ни зани­мать­ся ремёс­ла­ми и про­чее». Ну и уни­что­жат евре­ев, лишат их пра­ва тор­го­вать, вла­деть недви­жи­мой соб­ствен­но­стью и так далее. Что же из это­го вый­дет? Вме­сте с евре­я­ми уни­что­жат всю тор­гов­лю и про­мыш­лен­ность, а с ней и зем­ле­де­лие во всём Запад­ном крае: зем­ли и дома падут в цене и постра­да­ют тогда ни одни евреи, но всё госу­дар­ство и обще­ство. «Но не ста­нет евре­ев, их заня­тия перей­дут тогда в руки русских».

Sancia simplicitas (иска­жён­ное «O sancta simplicitas» — с лат. «О, свя­тая про­сто­та». — Ред.)! Из куп­цов и тор­га­шей нель­зя разом сде­лать зем­ле­дель­цев — это уже дока­за­но, — а из зем­ле­дель­цев воз­ник­нет разом мно­го­мил­ли­он­ное тор­го­вое и про­мыш­лен­ное сосло­вие! Подоб­ных чудес и сами сла­вя­но­фи­лы не суме­ют, дума­ем, сотво­рить. «Но из внут­рен­них губер­ний пере­едут в Запад­ный край вели­ко­рус­ские куп­цы, ремес­лен­ни­ки, про­мыш­лен­ни­ки, и они обру­сят весь край через край!» — но люди пере­се­ля­ют­ся из нуж­ды, а не из одно­го толь­ко пат­ри­о­тиз­ма. Меры пра­ви­тель­ства по водво­ре­нию рус­ско­го зем­ле­вла­де­ния в Запад­ном крае доволь­но, кажет­ся, дока­за­ли, насколь­ко фик­тив­ны надеж­ды на подоб­ное пере­дви­же­ние народ­но­сти из одной поло­сы госу­дар­ства в дру­гую, даже при даро­ва­нии обшир­ных льгот. Ско­рее мож­но пред­по­ла­гать, что при высе­ле­нии евре­ев из Запад­но­го края, их заня­тия, их иму­ще­ства перей­дут в руки вся­кой дру­гой наци­о­наль­но­сти, но не рус­ской и даже не поль­ской, а насколь­ко это полез­но для Рос­сии, — это пред­став­ля­ем судить нашим госу­дар­ствен­ным людям.

Мос­ков­скую Хораль­ную сина­го­гу в 1882 году ещё не постро­и­ли, её откро­ют через несколь­ко лет. Тем не менее, в этом рай­оне (око­ло Солян­ско­го про­ез­да и неда­ле­ко Заря­дья) ком­пакт­но про­жи­ва­ли евреи, и при­мер­но здесь нахо­дил­ся молит­вен­ный дом, где рав­вин Минор читал свою речь.
На фото: сина­го­га в 1911 году

Но что же сде­лать, когда рус­ский народ не тер­пит евре­ев и осо­бен­но вели­ко­рос­сы боят­ся, чтоб евреи, посе­лив­шись во внут­рен­них губер­ни­ях, не забра­ли и там всю тор­гов­лю и про­мыш­лен­ность? Но, во-пер­вых, ника­кая отрасль чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, а тем менее тор­гов­ля, не заби­ра­ет­ся ни силой, ни хит­ро­стью, а лишь уме­ни­ем и чест­но­стью, да, чест­но­стью — и то при лено­сти и неуме­ло­сти дру­гой части насе­ле­ния; вели­ко­рос­сы же сами в тор­гов­ле люди опыт­ные, тру­до­лю­би­вые и чест­ные и им нече­го боять­ся кон­ку­рен­ции евре­ев. Во-вто­рых: Рос­сия, кажет­ся, доволь­но обшир­на, что­бы дать евре­ям воз­мож­ность жить на её тер­ри­то­рии без вся­ко­го ущер­ба для вели­ко­рос­сов. И в‑третьих: не пора ли, нако­нец, рус­ско­му чело­ве­ку понять и разу­меть, что, тре­буя от евре­ев испол­не­ния всех повин­но­стей, как от граж­дан такой необъ­ят­ной импе­рии, как Рос­сия, и сле­ду­ет и давать им все пра­ва? Не пора ли, нако­нец, рус­ским понять, что на тер­ри­то­рии Рос­сии живут мил­ли­о­ны ино­род­цев, кото­рые про­ли­ва­ют свою кровь за Рос­сию, отбы­ва­ют все повин­но­сти и что, след­ствен­но, «рус­ским» дол­жен назы­вать­ся вся­кий рус­ский под­дан­ный, а не один пра­во­слав­ный? Да про­стят нам рус­ские, если мы их обви­ня­ем в неко­то­рой гор­до­сти, той гор­до­сти, кото­рая при извест­ной дозе назы­ва­ет­ся спе­сью и кото­рая в древ­ние вре­ме­на погу­би­ла не один из вели­ких наро­дов мира. Бог бла­го­сло­вил рус­ский народ и рас­ши­рил его зем­лю до небы­ва­лых раз­ме­ров, то неуже­ли из это­го сле­ду­ет, что он дол­жен гор­до и спе­си­во топ­тать нога­ми живу­щих на рус­ской зем­ле евре­ев и низ­ве­сти их на сте­пень пари­ев? — «Рус­ский не любит не тер­пит еврея!» На это есть один ответ: рус­ский дол­жен любить, дол­жен тер­петь евре­ев, пото­му что они такие же граж­дане Рус­ской зем­ли, как любой рус­ский чело­век самой чистой, самой сла­вя­но­филь­ской кро­ви. Не сего­дня же при­шли мы из даль­ней чуж­дой стра­ны про­сить у рус­ских госте­при­им­ства, а мы живём в Рос­сии сот­ни, а места­ми даже тыся­чи лет. (Впро­чем, весь этот дипло­ма­ти­че­ский аргу­мент, что рус­ские не тер­пят буд­то евре­ев, осно­ван на лжи, ибо и эта нена­висть есть толь­ко плод пре­ступ­ной аги­та­ции юдо­фо­бов всех сор­тов и всех ран­гов — не будь той аги­та­ции, не будь Браф­ма­нов и Люто­стан­ских и осо­бен­но тех, в чьих руках Браф­ма­ны и Люто­стан­ские слу­жи­ли толь­ко ору­ди­я­ми, не было и нена­ви­сти рус­ских к евреям).

Нако­нец нечто о видах поли­ти­че­ских. Уре­зы­ва­ние прав евре­ев, их угне­те­ние ни на волос не улуч­шит поли­ти­че­ско­го поло­же­ния Рос­сии? Неуже­ли от это­го умень­шит­ся в Рос­сии соци­а­лизм? Под­ни­мут­ся её финан­сы? Ско­рее, воз­вра­тит­ся ко вре­ме­нам допет­ров­ским, чего так пла­мен­но жела­ют сла­вя­но­фи­лы? — Крайне сомне­ва­ем­ся: сму­ту сму­та­ми не изле­чишь, а пре­сле­до­ва­ние евре­ев так­же сму­та. Sapienti Sat (с лат. «Для пони­ма­ю­ще­го доста­точ­но». — Ред.).

Нашим же еди­но­вер­цам мы можем напом­нить в уте­ше­ние, что Рос­сия не Испа­ния и что на её пре­сто­ле сидят не Фер­ди­нан­ды Като­ли­ки и Иза­бе­лы Кастиль­ские, но Алек­сан­дры и Марии, и поэто­му пусть не дума­ют о каких-то эми­гра­ци­ях, спо­соб­ных толь­ко навлечь беду на весь наш народ, — пусть не забы­ва­ют, что Рос­сия была и оста­нет­ся нашей роди­ной на зло всем нашим противникам. 

Бла­го­че­сти­вые мои собратья!

В Свя­щен­ном Писа­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся, как бла­го­че­сти­вая Шуна­мит, видя своё милое, люби­мое, един­ствен­ное дитя мёрт­вым перед собой, гово­ри­ла мужу сво­е­му: «При­шли мне одно­го из отро­ков и одну из ослиц и я побе­гу к мужу Божье­му и воз­вра­щусь!» И когда её муж ей гово­рил: «зачем тебе идти сего­дня, ведь это ни день ново­лу­ния, ни день суб­бот­ний», она отве­ти­ла одним сло­вом: «шалом — мир» (Кн. Царств гл. IV, 22–23). Что это за ответ? Но в этом одном сло­ве «мир — спо­кой­ствие» заклю­ча­ет­ся целый «мир — свет». Вся­ко­му из вас извест­но, что как день ново­лу­ния, так и день суб­бот­ний были не толь­ко дня­ми отды­ха и покоя, но и дня­ми пока­я­ния, в како­вые дни сын Изра­и­ля, при­но­ся Богу жерт­ву очи­ще­ния, при­ми­рял­ся с Богом, а вме­сте с тем обре­тал сно­ва и внут­рен­ний мир сво­ей души и внут­рен­ний мир серд­ца сво­е­го. Но что зна­чит для неж­ной мате­ри видеть мерт­вым пред собой своё люби­мое, сле­за­ми вскорм­лен­ное, един­ствен­ное дитя? После дол­гих, дол­гих ожи­да­ний Бог даро­вал Шуна­мит сына, — но, увы, на корот­кое вре­мя — этот её люби­мый сын исчез из её души, из серд­ца её и в отча­я­нии сво­ём, дума­ла она, что не ста­ло мира и меж­ду ней и Богом. Куда же было ей обра­тить­ся за этим миром, если не к Богу через мужа Божье­го? Вот поче­му на вопрос мужа «Зачем идёшь ты сего­дня, ведь это не день ново­лу­ния, не день суб­бот­ний?» она отве­ти­ла лако­ни­че­ски «мир», то есть «мира я ищу». Но, бра­тья, в таком точ­но поло­же­нии нахо­дим­ся и мы в насто­я­щее, зло­по­луч­ное для нас вре­мя. И нас бес­со­мнен­но спро­сят: «К чему этот пост? Что при­ве­ло сего­дня в Дом Божий для молит­вы и пока­я­ния? Ведь сего­дня не Йом-Кипур (день все­про­ще­ния), не Тише Бе Ав (день раз­ру­ше­ния хра­ма)?» На сей вопрос есть один ответ: «Шалом — мир». Мы ищем мира! Мира ищем мы у Бога — О мир! Этот Божий дар, под сенью кото­ро­го чело­век и рабо­та­ет спо­кой­но, и отды­ха­ет, мир — этот Божий дар, под кры­лья­ми кото­ро­го воз­ни­ка­ет, раз­ви­ва­ет­ся и рас­цве­та­ет вся­кое бла­гое дело — о! этот мир, этот един­ствен­ный Божий дар, кото­рым мы досе­ле насла­жда­лись, как доб­рая Шуна­мит сво­им един­ствен­ным дети­щем, был укра­ден, ухи­щен у нас зло­умыш­лен­ны­ми людь­ми вот уже почти целый год!

Всё вокруг нас живёт и дви­жет­ся спо­кой­но, спо­кой­но рабо­та­ет, отды­ха­ет, сеет, пожи­на­ет, весе­лит­ся, под­час и пла­чет, и горю­ет, но всё пра­виль­но нор­маль­но под бла­го­твор­ной сенью мира — толь­ко мы, мы, бра­тья, лише­ны это­го спо­кой­ствия, это­го Божье­го дара — мира — вот уже почти целый год! С того момен­та, как в Бозе почив­ший Госу­дарь Алек­сандр II, дви­жи­мый бла­го­род­ны­ми чув­ства­ми чело­ве­ко­лю­бия, даро­вал нам неко­то­рые льго­ты и пра­ва, осо­бен­но пра­во, под извест­ны­ми усло­ви­я­ми, жить во внут­рен­ней Рос­сии, просну­лась зависть и нена­висть в серд­цах зло­умыш­лен­ных людей, про­бу­дил­ся страш­ный, неуго­мон­ный фана­тизм и почти сря­ду пят­на­дцать лет откры­тая зло­ба неуто­ми­мо раз­жи­га­ла стра­сти и раз­ду­ва­ла про­тив нас враж­ду и нена­висть рус­ско­го наро­да. Нашу рели­гию они покры­ва­ли позо­ром, а нас они выстав­ля­ли посто­ян­но неиз­ме­ри­мым злом для рус­ских и Рос­сии. С горе­чью в серд­це, с изра­нен­ной душой над нами мы слу­ша­ли, чита­ли эти бес­че­ло­веч­ные глум­ле­ния над нами и над рели­ги­ей нашей, с сожа­ле­ни­ем смот­ре­ли мы, как этот убий­ствен­ный яд широ­кой, отрав­ли­ва­ю­щей стру­ёй вли­вал­ся в здо­ро­вый орга­низм рус­ско­го наро­да, — мы горе­ва­ли, пла­ка­ли, но всё-таки не зна­ли, не подо­зре­ва­ли даже, како­го рода будет пагуб­ный для нас плод бро­шен­но­го наши­ми вра­га­ми в поч­ву рус­ско­го наро­да зло­го семени.

Но вот страш­ное пре­ступ­ле­ние 1 мар­та поло­жи­ло роко­вой пре­дел свя­щен­ной жиз­ни зем­ной наше­го монар­ха Алек­сандра II, «как вырос жезл, рас­цвёл про­из­вол, хище­ние вос­ста­ло жез­лом бес­че­стия» (Иезе­ки­иль, VII, 11). Ура­га­ном вырва­лась зло­ба, из мрач­ной без­дны вырвал­ся фана­тизм и раз­гром за раз­гро­мом обру­шал­ся над гла­вой наше­го наро­да сре­ди все­об­ще­го мира и спо­кой­ствия, и сот­ни тысяч наших собра­тьев, лишён­ные пло­дов тру­да рук сво­их, пуще­ны без кро­ва и при­ста­ни­ща по миру! А Дома Твои, Дома Твои, о Пред­веч­ный Боже! «О! под­ни­ми шаги Твои к этим веч­ным раз­ва­ли­нам! Всю свою зло­бу излил враг на Твою свя­ты­ню!» (Псал­тирь, 74, 3). О, сколь­ко Домов Божьих раз­ру­ше­но! Сколь­ко свит­ков Свя­то­го Писа­ния изо­рва­но, рас­топ­та­но пья­ной буй­ной тол­пой!.. Но вен­цом всех этих бед­ствий, излив­ших­ся над нами, оста­ёт­ся горь­кое созна­ние, что все эти погро­мы слу­жи­ли и слу­жат толь­ко как бы пре­ди­сло­ви­ем к ещё более гроз­ной будущ­но­сти, на челе кото­рой зия­ет зме­и­ное сло­во «Запад для вас открыт».

Итак, бра­тья, зем­лю, на кото­рой мы живём вот уже сот­ни лет, зем­лю, кото­рую мы удоб­ри­ли соб­ствен­ны­ми костя­ми, оро­ша­ли сво­ей кро­вью и сле­за­ми, зем­лю, в созда­нии кото­рой мы участ­во­ва­ли сво­и­ми тру­да­ми, мыс­лью сво­ей, эту зем­лю мы не име­ем боль­ше пра­ва назвать сво­им оте­че­ством, роди­ной сво­ей; ибо она гово­ри­ла нам «Запад для вас открыт». Но, нет! Это не зем­ля гово­рит — гово­рят это люди, умыш­лен­но или неумыш­лен­но сеяв­шие и сею­щие раз­дор меж­ду нами и рус­ской зем­лёй — но зем­ля, о зем­ля! заго­во­ри­ла бы иное, если бы уме­ла гово­рить. Никто, никто не впра­ве лишить нас пра­ва назвать Рос­сию нашей роди­ной, ибо и мы её купи­ли нашей кро­вью. «З, зем­ля! — о Рус­ская зем­ля! — не закры­вай моей кро­ви!» (Иов, XVI, 18) — гово­рит тебе твой сын, сын Изра­и­ля, ибо где, где не про­ли­ва­лась кровь тво­их еврей­ских детей в защи­ту тво­ей чести, тво­ей сла­вы непри­кос­но­вен­но­сти, или рас­ши­ре­ния тво­их гра­ниц? Рас­крой­тесь же вы, моги­лы, там на полях бра­ни, там на Кав­ка­зе, на Бал­ка­нах, на сла­вой увен­чан­ных руи­нах Сева­сто­по­ля, рас­крой­тесь вы, моги­лы, там на жгу­чих пес­ках Таш­кен­та, Самар­кан­да и в хлад­ных стра­нах при-Амур­ских — и встань­те из гро­ба вы, наши бра­тья, пав­шие там под кар­те­чью и пуля­ми, под мечом, кин­жа­лом и шты­ка­ми вра­гов Рос­сии или изне­мог­шие под сту­жей и зно­ем, от голо­да, холо­да и мучи­тель­ных болез­ней на убий­ствен­ных полях закав­каз­ских, забал­кан­ских, — встань­те из гро­ба, воз­ды­май­те ваши кост­ля­вые руки, обна­жай­те ваши кро­вью исте­ка­ю­щие раны, поды­май­те ваши лица, изне­мо­жён­ные от тифа, лихо­рад­ки и будь­те веч­ным уко­ром тем, кото­рые со зло­бой или без зло­бы, а толь­ко, так себе, с лег­ко­мыс­лен­ной иро­ни­ей на устах, гово­рят вашим бра­тьям и сёст­рам, вашим жёна­ми и детям: «Вы не рус­ские, Запад для вас открыт». О, если бы зем­ля заго­во­ри­ла, она бы иное заго­во­ри­ла, она бы яви­лась наи­луч­шим хода­та­ем пред бла­го­род­ной мыс­лью, бла­го­род­ным серд­цем рус­ско­го наро­да. Но, увы! — зем­ля без­молв­ству­ет, она тер­пе­ли­во пере­но­сит вся­кую люд­скую зло­бу и кле­ве­ту, она без­молв­ству­ет, а за ней мел­кие люди, но гро­мад­ные хищ­ные зве­ри рыщут и воют, гра­бят, хохо­чут и со зло­рад­ством кри­чат во след ограб­лен­ным: «Рос­сия для рус­ских, а вам путь на Запад открыт». И осу­ще­стви­лось ныне над нами гроз­ное сло­во Мои­сея: «ты сой­дёшь с ума от зре­ли­ща, кото­рое пред­ста­вит­ся гла­зам тво­им» (Вто­ро­за­ко­ние, XXVIII, 34).

Поку­ше­ние на Алек­сандра II
Цвет­ная лито­гра­фия В. В. Поно­ма­рё­ва по рисун­ку А. Бальд­ни­ге­ра. 1881 год

Да! Есть от чего с ума сой­ти. Живёшь, кажет­ся, под защи­той зако­нов, в лоне бла­го­устро­ен­но­го обще­ства и, дове­ря­ясь силе и вла­сти этих зако­нов, проч­но­сти это­го обще­ства, ты, подоб­но всем про­чим, пре­да­ёшь­ся неуто­ми­мо­му тру­ду, сбе­ре­га­ешь копей­ку для тво­их детей, кото­рых вос­пи­ты­ва­ешь в рус­ских шко­лах, в рус­ских гим­на­зи­ях, уни­вер­си­те­тах — для кого? Для обще­ства, для госу­дар­ства, для оте­че­ства — оте­че­ства! — но вот в тём­ную, мрач­ную ночь или сре­ди бела дня кида­ет­ся на тебя, на труд твой буй­ная вата­га — и ты, несчаст­ный, лишён­ный все­го, дол­жен взять суму и посох стран­ни­че­ский и ски­тать­ся по миру — бла­го тебе, гово­рят, Запад открыт! И вот с отча­я­ни­ем в серд­це, в душе ты сам себя вопро­ша­ешь: «Где я? В Евро­пе ли или в пусты­нях Афри­кан­ских?» — Ты пла­чешь, рыда­ешь, лома­ешь руки при виде тво­их малень­ких детей, тво­ей жены, пре­ста­ре­лых роди­те­лей тво­их — а тебе в уте­ше­ние шипят: «ведь Запад для тебя открыт!» И исчез мир и спо­кой­ствие из наших жилищ, и нет покоя ни наше­му серд­цу, ни души нашей, нет сна нашим веж­дам, нет сил нашим мыш­цам, ибо чув­ству­ешь, как бы Дамо­клов меч висит над тво­ей гла­вой! Где же искать нам уте­ше­ния? Где же искать нам ухи­щен­но­го у нас мира — если не у Бога? Ибо «Я воз­ды­маю мои очи к горам» — к выс­шим сфе­рам рус­ско­го обще­ства — но отту­да нет отве­та: там или всё мол­чит, или шеп­чет едва внят­ным полу­сло­вом, «отку­да же появит­ся моя помощь?» Моя помощь един­ствен­но от Бога, Твор­ца неба и зем­ли. Он не даст спо­ткнуть­ся тво­ей ноге! Не дрем­лет Страж твой — не дрем­лет и не спит Страж Изра­и­ля!» (Псал­тирь, CXXI, 1–3) Дай­те же нам воз­вра­тить­ся к Богу, пусть Он услы­шит молит­ву нашу и пусть Он при­шёл нам мир и уте­ше­ние! И посы­ла­ет Он нам это уте­ше­ние в про­ро­че­стве Исайи, кото­рое нам толь­ко что чита­ли: «Ищи­те, — гово­рит про­рок — Бога, где он обре­та­ет­ся, взы­вай­те к Нему, где Он бли­зок, — то есть в домах молит­вы и домах уче­ния — пусть греш­ный поки­да­ет путь свой и чело­век наси­лия — свои помыс­лы и пусть воз­вра­ща­ет­ся к Богу, и Он сжа­лит­ся над ним — к Богу наше­му, ибо Он велик в все­про­ще­нии!» (Исайя, CV, 6 — CVI 8). Да! Мы, глу­бо­ко в Бога, в Его пра­во­су­дие, в мило­сер­дие Его, долж­ны быть убеж­де­ны, что не даром и не бес­цель­но посы­ла­ет Бог на нас такие страш­ные испы­та­ния, — Он хочет наше­го исправ­ле­ния — и да исправимся!

Бра­тья! Мы дале­ки от того, что­бы обви­нять вас в тех поро­ках, в кото­рых обык­но­вен­но обви­ня­ют нас наши вра­ги, — в этом отно­ше­нии мы, если не луч­ше, то и не хуже дру­гих смерт­ных, одна­ко же это созна­ние не осво­бож­да­ет нас от само­ис­прав­ле­ния, и поэто­му долг каж­до­го из нас ста­рать­ся все­ми сила­ми испра­вить свои дела — и мы испра­вим­ся. Но мы так­же долж­ны быть убеж­де­ны, что из этих стра­да­ний воз­ник­нет для нас рань­ше или поз­же новое бла­го — луч­шая будущ­ность. «Ибо — гово­рит Пред­веч­ный — Мои мыс­ли не рав­ны вашим мыс­лям и Мои пути не рав­ны вашим путям. Ибо как небе­са выше над зем­лёй, так Мои пути выше над ваши­ми путя­ми и Мои мыс­ли — над ваши­ми мыс­ля­ми» Да! Путь Божье­го Про­мыс­ла неис­по­ве­ди­мы и мы ни коим обра­зом не в состо­я­нии вник­нуть в тай­ный внут­рен­ний смысл Его пред­на­чер­та­ний и Его путей. Для нас доволь­но Его сло­во: «Ибо подоб­но как пада­ет дождь и снег с неба и не воз­вра­ща­ет­ся туда, пока он не насы­тил зем­лю, что­бы она воз­ро­ди­ла, про­из­рос­ти­ла и дава­ла семя сею­ще­му и хлеб едя­ще­му — так и Моё сло­во, исхо­див­шее из Моих уст, но воз­вра­тит­ся ко Мне пустым, пока не испол­ни­ло того, чего Я желаю и успе­ло в том, о чём Я послал его!» — А вслед за тем про­рок наме­ка­ет, и наме­ка­ет мно­го­зна­ме­на­тель­но как бы нашим несчаст­ным пере­се­лен­цам: «ибо с радо­стью вы вый­де­те и в мире вы буде­те при­ве­де­ны, горы и хол­мы навстре­чу вам воз­ли­ку­ют пени­ем, и все дере­вья пола вос­пле­щут вам рука­ми!» — А нам Бог гово­рит: «хра­ни­те Закон и тво­ри­те бла­го­сты­ню, ибо близ­ко Моё спа­се­ние — оно при­дёт — и Моя спра­вед­ли­вость — она откро­ет­ся!» Да! Толь­ко бла­го­тво­ри­тель­ность и бла­го­тво­ри­тель­ность все­об­щая в состо­я­нии нас спасти.

Все­об­щая бла­го­тво­ри­тель­ность спа­си­тель­на не толь­ко в том отно­ше­нии, помо­щью её мож­но ока­зы­вать помощь тыся­чам постра­дав­шим от погро­мов, но подоб­ная все­об­щая бла­го­тво­ри­тель­ность ока­жет­ся сред­ством объ­еди­не­ния нас в одно целое. О бра­тья! Вра­ги нас обви­ня­ют в соли­дар­но­сти, в спло­чён­но­сти — но, увы! К наше­му вели­чай­ше­му бед­ствию в нас нет это­го гре­ха — соли­дар­ность, — в кото­ром нас так настой­чи­во обли­ча­ют. О! Если бы мы дей­стви­тель­но были так сто­я­ли друг за дру­га, забо­ти­лись друг о дру­ге и все о целом, то, быть может, нас не пости­га­ли бы те бед­ствия, кото­рых жерт­вой мы пада­ли и пада­ем, или же эти бед­ствия, частью уме­ря­лись бы нашей же соли­дар­но­стью, нашим же един­ством. Пусть же, по край­ней мере, бед­ствия, нас уже постиг­шие и ещё более те, кото­рых мы ещё так боим­ся, соеди­нят, спло­тят нас в одно целое, в один народ, кото­рым мы быть долж­ны и в состо­я­нии быть, если толь­ко сред­ством это­го объ­еди­не­ния появит­ся все­об­щая бла­го­тво­ри­тель­ность. Мы не зна­ем, бра­тья, что нас ожи­да­ет зав­траш­ний день, но это зна­ем мы, что наша помощь долж­на быть все­гда наго­то­ве. Пред­ставь­те себе, бра­тья, если бы каж­дый из нас, живу­щих в Рос­сии евре­ев, е толь­ко бога­тый, но и бед­ный, откла­ды­вал еже­днев­но и бро­сал в круж­ку толь­ко по одной копей­ке, то из всех этих копе­ек в про­дол­же­нии даже одно­го года соби­рал­ся бы огром­ный капи­тал, кото­рым мож­но было бы ока­зы­вать суще­ствен­ную помощь как тем, кото­рые, внем­ля пагуб­но­му сло­ву «на Запад!» дей­стви­тель­но отправ­ля­ют­ся за моря искать спо­кой­ной хаты и зако­на­ми обес­пе­чен­но­го тру­да, так и тем, кто оста­ёт­ся дома и нуж­да­ет­ся в под­держ­ке для пере­ме­ны обра­за сво­ей жиз­ни и заня­тий. А этих послед­них не то, что будет боль­ше, чем пер­вых, но будут все, или почти все, ибо мы не долж­ны забыть, не вда­ва­ясь ни в какие иллю­зии, что нас в Рос­сии мил­ли­о­ны, а мил­ли­о­нов нель­зя ни пере­се­лить, ни изгнать, ни даже дер­жать веч­но в чёр­ном теле. А дей­ство­вать мы можем толь­ко посред­ством все­об­щей народ­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Осно­вать все­об­щую народ­ную бла­го­тво­ри­тель­ную кас­су (разу­ме­ет­ся, с раз­ре­ше­ния пра­ви­тель­ства) — вот что нам нуж­но необ­хо­ди­мо в насто­я­щем нашем поло­же­нии. А что подоб­ная все­об­щая народ­ная бла­го­тво­ри­тель­ность ока­жет­ся самым нераз­рыв­ным свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду все­ми наши­ми собра­тья­ми — это вся­ко­му понят­но. Пусть же пер­вым нашим делом будет все­ми сила­ми забо­тить­ся о при­ве­де­нии в дей­стви­тель­ность подоб­ной все­на­род­ной бла­го­тво­ри­тель­ной кас­сы и тогда, как соеди­нён­ные воеди­но зве­ном бла­го­тво­ре­ния, мы будем доста­точ­но силь­ны и мате­ри­аль­но, и нрав­ствен­но, что­бы пере­жить враж­ду наших вра­гов и дождать­ся луч­ших дней. Богу же моли­тесь, не о воз­мез­дии нашим вра­гам, нет!

Не забудь­те, что наша рели­гия учит нас помо­гать даже вра­гам, не толь­ко не мстить и не зло­па­мят­ство­вать (Исход, XXIII, 4–5), но моли­тесь Богу, что­бы он оза­рил разум наших вра­гов, смяг­чил их серд­це и рас­ше­ве­лил их совесть, и пусть зве­ри обра­тят­ся сно­ва в людей, ода­рён­ных серд­цем и душой, и люди пусть обра­тят­ся в насто­я­щих рус­ских граж­дан — и тогда они пой­мут, что не сле­ду­ет оттал­ки­вать от себя и от Рос­сии нас, быв­ших все­гда вер­ны­ми сво­ей родине. Но самое глав­ное моли­тесь Богу: «О, Боже! Все­ли мило­сер­дие в серд­це Царя и его спо­движ­ни­ков к наро­ду тво­е­му, Изра­и­лю!» Моли­тесь, бра­тья, о бла­го­ден­ствии Рос­сии — ибо в её бла­го­ден­ствии заклю­ча­ет­ся и ваше бла­го­ден­ствие — моли­тесь о жиз­ни и бла­го­ден­ствии Его Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, наше­го Госу­да­ря Импе­ра­то­ра Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча, о жиз­ни и бла­го­ден­ствии Её Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, наше­го Госу­да­ря Импе­ра­то­ра Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча, о жиз­ни и бла­го­ден­ствии Её Импе­ра­тор­ско­го Вели­че­ства, нашей Госу­да­ры­ни Импе­ра­три­цы Марии Фёдо­ров­ны, о жиз­ни и бла­го­ден­ствии Его Импе­ра­тор­ско­го Высо­че­ства, Госу­да­ря Цеса­ре­ви­ча, Вели­ко­го кня­зя Нико­лая Алек­сан­дро­ви­ча и о бла­го­ден­ствии все­го цар­ствен­но­го Дома Авгу­стей­ше­го Монар­ха наше­го. И да услы­шит Пред­веч­ный Бог молит­ву нашу и да предот­вра­тит Он от наше­го наро­да даль­ней­шие бед­ствия, и да дару­ет он мир и спо­кой­ствие наро­ду сво­е­му, Изра­и­лю. Аминь.


А теперь — наши комментарии.

Речь Зал­кин­да Мино­ра была про­из­не­се­на после вол­ны еврей­ских погро­мов, охва­тив­ших южную часть Рос­сий­ской импе­рии в 1881–1882 годах. Дан­ные погро­мы полу­чи­ли наиме­но­ва­ние в еврей­ской исто­рио­гра­фии как «бури на юге» и ста­ли пер­вы­ми мас­штаб­ны­ми антие­в­рей­ски­ми выступ­ле­ни­я­ми с вну­ши­тель­ной географией.

Еврей­ский погром в Кие­ве. 1881 год

Пово­дом для погро­мов ста­ло убий­ство импе­ра­то­ра Алек­сандра II наро­до­воль­ца­ми. Сре­ди участ­ни­ков поку­ше­ния 1 мар­та 1881 года еврей­ское про­ис­хож­де­ние было толь­ко у Геси Гельф­ман, вхо­див­шей в Испол­ни­тель­ный коми­тет «Народ­ной воли». В целом, в рево­лю­ци­он­ном дви­же­нии к 1881 году не было пре­об­ла­да­ния евре­ев. Автор моно­гра­фии «Евреи и рево­лю­ция в Рос­сия XIX века» Эрих Хабе­рер отме­чал, что в 1878–1879 годах чис­ло евре­ев дости­га­ло 9 % от все­го рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния. Более того, в исто­рио­гра­фии отме­ча­ют­ся слу­чаи, что отдель­ные чле­ны «Народ­ной воли» участ­во­ва­ли в под­го­тов­ке погро­мов, пред­по­ла­гая, что после евре­ев гро­мить будут чинов­ни­ков и дво­рян. Хабе­рер даже исполь­зу­ет тер­мин «рево­лю­ци­он­ный анти­се­ми­тизм» каса­тель­но неко­то­рых групп народников.

Царь-рефор­ма­тор Алек­сандр II смяг­чил дис­кри­ми­на­ци­он­ную поли­ти­ку по отно­ше­нию к еврей­ству. Куп­цы пер­вой гиль­дии еврей­ско­го про­ис­хож­де­ния, а затем и выпуск­ни­ки уни­вер­си­те­тов мог­ли селить­ся по всей импе­рии, евреи были урав­не­ны в пра­вах с дру­ги­ми наро­да­ми в рекрут­ском вопро­се — был лик­ви­ди­ро­ван инсти­тут кан­то­ни­стов (слу­жив­ших в армии несо­вер­шен­но­лет­них). Ранее еврей­ские общи­ны были вынуж­де­ны отправ­лять еже­год­но в сол­да­ты 12-лет­них под­рост­ков по 10 чело­век на каж­дую тыся­чу. В целом поли­ти­ка Алек­сандра II отно­си­тель­но евре­ев была срав­ни­тель­но бла­го­при­ят­ной. Одна­ко аги­та­то­ры погро­мов уве­ря­ли, что имен­но евреи несут ответ­ствен­ность за гибель императора.

Моля­щи­е­ся евреи. Худож­ник Анто­ни Козакевич

Совре­мен­ный иссле­до­ва­тель В. Мала­хов пишет:

«…Нача­лось всё с Ели­са­вет­гра­да Хер­сон­ской губер­нии, одна­ко вско­ре погро­мы рас­про­стра­ни­лись на осталь­ные ново­рос­сий­ские губер­нии (исклю­чая Бес­са­ра­бию), Юго-Запад­ный край и Лево­бе­реж­ную Укра­и­ну и про­дли­лись вплоть до июля 1881 г. В декаб­ре погро­мы про­изо­шли в Вар­ша­ве и неко­то­рых дру­гих горо­дах Цар­ства Поль­ско­го. В 1882 г. погро­мы воз­об­но­ви­лись в горо­дах Юго-Запад­но­го края, а в 1883 г. отго­ло­сок погром­ной вол­ны достиг внут­рен­них губер­ний импе­рии, вызвав антие­в­рей­ские бес­по­ряд­ки в Ниж­нем Новгороде».

Исто­рик назы­ва­ет эпи­цен­тром собы­тий горо­да ново­рос­сий­ских и укра­ин­ских губер­ний. Погро­мы затро­ну­ли 166 насе­лён­ных пунктов.

О соци­аль­ном соста­ве погром­щи­ков мож­но судить по исполь­зо­ван­ной дру­гим исто­ри­ком Юли­ем Гес­се­ном цита­те из запис­ки коман­ди­ро­ван­но­го рас­сле­до­вать бес­по­ряд­ки гра­фа Кутай­со­ва о собы­ти­ях в Елисаветграде:

«При­каз­чи­ки, слу­жи­те­ли трак­ти­ров и гости­ниц, масте­ро­вые, куче­ра, лакеи, казён­ные ден­щи­ки, нестро­е­вые сол­да­ты — всё это при­мкну­ло к движению».

По мне­нию Гес­се­на, погро­мы 1881 года про­хо­ди­ли по шаблону:

«Зара­нее пус­ка­ли слух, что в такой-то имен­но день будет погром; когда евреи обра­ща­лись к вла­стям, им сове­то­ва­ли дер­жать­ся осто­рож­но. И толь­ко. Ника­кие пре­ду­пре­ди­тель­ные меры не при­ни­ма­лись. В назна­чен­ный день по желез­ной доро­ге при­ез­жа­ла шай­ка обо­рван­цев, напи­ва­лась и под пред­во­ди­тель­ством полу­ин­тел­ли­гент­ных коно­во­дов (вожа­ков), имев­ших зара­нее спис­ки еврей­ских квар­тир и тор­го­вых поме­ще­ний, начи­на­ла раз­гром; аги­та­то­ры чита­ли ста­тьи из анти­се­мит­ской газе­ты, уве­ряя, что это ука­зы, раз­ре­ша­ю­щие бить евре­ев, не обна­ро­до­ван­ные бла­го­да­ря под­ку­пу со сто­ро­ны евреев».

До Моск­вы еврей­ские погро­мы нача­ла 1880‑х годов не дока­ти­лись. Более того, в Вели­ко­рос­сии, за исклю­че­ни­ем инци­ден­тов 1883 года в Ниж­нем Нов­го­ро­де, антие­в­рей­ских выступ­ле­ний не было. Хоть цен­траль­ная часть Рос­сии нахо­ди­лась за пре­де­ла­ми чер­ты осед­ло­сти, еврей­ские общи­ны появ­ля­лись в круп­ных горо­дах. В Москве на момент 1880 года насчи­ты­ва­лось 16 тысяч евре­ев, из кото­рых 8 тысяч про­жи­ва­ло офи­ци­аль­но. Соглас­но одно­днев­ной пере­пи­си 1882 года, в Москве было 753 тыся­чи жите­лей. Соци­аль­ный состав мос­ков­ских евре­ев был таким:

«Основ­ную мас­су состав­ля­ли ремес­лен­ни­ки, тор­гов­цы, слу­жа­щие. Еврей­ские ремес­лен­ни­ки в Москве — это сапож­ни­ки, порт­ные, скор­ня­ки. Зна­чи­тель­ной была груп­па, в кото­рую вхо­ди­ли при­каз­чи­ки, дело­про­из­во­ди­те­ли, фельд­ше­ры, зуб­ные вра­чи. Боль­шую часть тор­гов­цев состав­ля­ли коро­бей­ни­ки и ста­рьёв­щи­ки. Вто­рая по чис­лен­но­сти груп­па евре­ев — отстав­ные ниж­ние чины».

Коли­че­ство евре­ев, про­жи­вав­ших за пре­де­ла­ми чер­ты осед­ло­сти в Вели­ко­рос­сии. Из кни­ги Юлия Гессена

Рели­ги­оз­ная общи­на в Москве обра­зо­ва­лась в 1865 году. Воз­глав­лял общи­ну казён­ный рав­вин. Вто­рым казён­ным рав­ви­ном в Москве стал Зал­кинд Минор, про­по­ве­ду­ю­щий на рус­ском язы­ке. Подроб­но о его лич­но­сти Мино­ра наше­му жур­на­лу рас­ска­зал рав­вин общи­ны «Шират Ха-Ям Кар­мель» в Хай­фе, созда­тель теле­грам-кана­ла «Иуда­изм без филь­тра» Бинья­мин (Олег) Минич:

«Чест­но гово­ря, я прак­ти­че­ски ниче­го не знал преж­де о Зал­мане Мино­ре. Веро­ят­но, это может сви­де­тель­ство­вать в неко­то­ром роде о его „извест­но­сти“ в наши дни сре­ди людей, не зани­ма­ю­щих­ся про­фес­си­о­наль­но исто­ри­ей еврей­ства Моск­вы и Рос­сии вооб­ще в XIX сто­ле­тии. Тем не менее, это он был тем самым рав­ви­ном, кото­рый обу­чал Льва Тол­сто­го читать на иврите.

Судя по его био­гра­фии, Мино­ра вряд ли мож­но отне­сти к рефор­ми­стам, в сего­дняш­нем пони­ма­нии. Он был без­услов­но „казён­ным“ рав­ви­ном, выпуск­ник Вилен­ско­го рав­вин­ско­го учи­ли­ща, про­све­щён­ный и обра­зо­ван­ный. Он был открыт к рус­ской куль­ту­ре, ввёл в мос­ков­ской сина­го­ге про­по­ведь на рус­ском язы­ке. Все­го это­го тогда было доста­точ­но, что­бы про­слыть „рефор­ми­стом“. Но в те годы тогда ещё не суще­ство­ва­ло оформ­лен­но­го рефор­мист­ско­го дви­же­ния в иуда­из­ме. Были общи­ны, в основ­ном в Гер­ма­нии, кото­рые вво­ди­ли в служ­бу орган, отме­ня­ли пере­го­род­ку, раз­де­ля­ю­щую жен­щин и муж­чин в сина­го­гах. Все­го это­го рав­вин Минор не сделал.

В отли­чие от Гер­ма­нии, в Рос­сий­ской импе­рии евреи нахо­ди­лись в угне­тён­ном поло­же­нии, и не было либе­раль­но настро­ен­ных орга­ни­зо­ван­ных групп рав­ви­нов. В Рос­сии тогда не мог­ла повто­рить­ся рав­вин­ская кон­фе­рен­ция, подоб­ная кон­фе­рен­ци­ям в Бра­ун­швей­ге, Франк­фур­те и Бре­слау в 1844, 1845 и 1846 годах соот­вет­ствен­но. Поэто­му номи­наль­но Залик Минор не пере­сёк чер­ты, но его нов­ше­ства, обра­зо­ва­ние и лояль­ность к вла­сти (кото­рая не помог­ла ему сохра­нить долж­ность, его изгна­ли из Моск­вы вско­ре после упо­мя­ну­той речи, он скон­чал­ся в Виль­ню­се в 1900 году) сви­де­тель­ству­ют о его при­над­леж­но­сти к узко­му кру­гу рав­ви­нов, име­ю­щих свет­ское обра­зо­ва­ние и веря­щих в необ­хо­ди­мость перемен».

Минор пред­став­лял собой ту часть еврей­ства, кото­рая хоте­ла инте­гри­ро­вать­ся в рос­сий­ское обще­ство. После погро­мов 1881–1882 годов её вли­я­ние умень­ши­лось. Наобо­рот, ста­ли фор­ми­ро­вать­ся пер­вые сио­нист­ские орга­ни­за­ции, кото­рые стре­ми­лись к пере­се­ле­нию в Пале­сти­ну. Погро­мы ста­ли толч­ком для Пер­вой алии (вол­ны репа­три­а­ции), в резуль­та­те кото­рой в Пале­сти­ну, тогда про­вин­цию Осман­ской импе­рии, пере­се­ли­лось до 35 тысяч евре­ев с 1882 по 1903 год. Выслан­но­го в 1892 году Мино­ра в каче­стве глав­но­го рав­ви­на Моск­вы сме­нил «пале­сти­но­фил» Яков Мазе.

Учре­ди­тель­ный съезд сио­нист­ско­го дви­же­ния Хове­вей Цион 1884 года — одной из пер­вых сио­нист­ских орга­ни­за­ций на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской империи

Иде­ям эми­гра­ции евре­ев из Рос­сии спо­соб­ство­ва­ло и пра­ви­тель­ство. Как при­ня­то счи­тать в совре­мен­ной исто­рио­гра­фии, вла­сти ни на выс­шем уровне, ни на местах не сто­я­ли непо­сред­ствен­но за погро­ма­ми. В 1883 году была учре­жде­на Выс­шая комис­сия для пере­смот­ра дей­ству­ю­щих о евре­ях в импе­рии зако­нов, про­су­ще­ство­вав­шая до 1888 года. Но общий тренд поли­ти­ки Алек­сандра III был направ­лен на огра­ни­че­ние прав евре­ев. Вре­мен­ные пра­ви­ла, вве­дён­ные сра­зу после погро­мов, запре­ща­ли евре­ям при­об­ре­тать недви­жи­мость вне чер­ты осед­ло­сти, арен­до­вать земель­ные уго­дья и тор­го­вать в дни хри­сти­ан­ских празд­ни­ков и по вос­кре­се­ньям. Были про­цент­ные огра­ни­че­ния для евре­ев при поступ­ле­нии в выс­шие учеб­ные заве­де­ния и в каче­стве вра­чей в армии. Неко­то­рые огра­ни­че­ния обос­но­вы­ва­лись яко­бы забо­той о без­опас­но­сти евре­ев. Утвер­жда­лось на уровне пра­ви­тель­ствен­ных запи­сок: «необ­хо­ди­мо, что­бы „народ был ограж­дён от еврея, а еврей от народа“».

Дру­гим ощу­ти­мым послед­стви­ем погро­мов ста­ла гораз­до боль­шая вовле­чён­ность евре­ев в рево­лю­ци­он­ное дви­же­ние Рос­сий­ской импе­рии. По оцен­кам Хабе­ре­ра, ко вто­рой поло­вине 1880‑х годов евре­ев в рево­лю­ци­он­ном дви­же­нии уже было 35–40 %. Анти­се­ми­тизм, свой­ствен­ный отдель­ным наро­до­воль­цам, в рево­лю­ци­он­ной сре­де был иско­ре­нён. Пока­за­тель­но, что сын Зал­кин­да Мино­ра Осип стал вид­ным соци­а­ли­стом-рево­лю­ци­о­не­ром, вхо­дил в состав ЦК пар­тии эсе­ров, редак­ти­ро­вал важ­ную пар­тий­ную газе­ту «Труд», был избран в Мос­ков­скую город­скую думу.

Убий­ство Алек­сандра II 1 мар­та 1881 года ста­ло пово­рот­ным момен­том в исто­рии Рос­сии — в том чис­ле и в еврей­ском вопро­се. Тен­ден­ция к посте­пен­ной эман­си­па­ции еврей­ско­го насе­ле­ния — а в Рос­сии на момент 1880 года про­жи­ва­ло 67 % от всех евре­ев мира — была пре­рва­на. Имен­но в 1880‑е годы евреи окон­ча­тель­но утвер­ди­лись в ста­ту­се наи­бо­лее угне­та­е­мо­го наро­да Рос­сий­ской империи.


Бла­го­да­рю за помощь в рабо­те над мате­ри­а­лом Лео­ни­да Сквир­ско­го и авто­ра теле­грам-кана­ла «Pax Hebraica» Исра­э­ля Одэма.

Поделиться