Михалков-президент и вдохновение для «Фантомаса»: как фильм «Я шагаю по Москве» повлиял на кино и чуть не изменил историю России

В 2024 году испол­ня­ет­ся 60 лет со дня пре­мье­ры одной из самых извест­ных кар­тин в исто­рии совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа — «Я шагаю по Москве» Геор­гия Дане­лии. Фильм не толь­ко полю­бил­ся зри­те­лям, но и при­внёс мно­го ново­го в кино­ис­кус­ство — открыл моло­дых актё­ров и небы­ва­лый жанр, задал новые повест­во­ва­тель­ные и сти­ли­сти­че­ские тренды.

Вспо­ми­на­ем отте­пель­ную моло­дёж­ную коме­дию через приз­му её «инно­ва­ций» — от мни­мой «отсыл­ки» на «Фан­то­ма­са» до неожи­дан­ных рели­ги­оз­ных и мифо­ло­ги­че­ских реминисценций.


Новые звёзды

Глав­ные герои «Я шагаю по Москве» — не толь­ко кол­лек­тив­ный роман­ти­че­ский образ моло­дё­жи 1960‑х годов, но и вос­хо­дя­щие звёз­ды экра­на. К нача­лу съё­мок Алек­сей Лок­тев (мон­таж­ник из Сиби­ри Воло­дя Ерма­ков) и Гали­на Поль­ских (про­дав­щи­ца Алё­на) уже испол­ня­ли боль­шие роли, а вот Ники­те Михал­ко­ву (мет­ро­стро­е­вец Коль­ка) круп­но­го «взрос­ло­го» пер­со­на­жа дове­ри­ли впервые.

Вышло это, мож­но ска­зать, слу­чай­но: худ­со­вет уже одоб­рил кан­ди­да­ту­ру Вита­лия Соло­ми­на, а Ники­ты Сер­ге­е­ви­ча не было даже в чис­ле пре­тен­ден­тов — когда Геор­гий Дане­лия и Ген­на­дий Шпа­ли­ков толь­ко начи­на­ли рабо­тать над сце­на­ри­ем, Михал­ков был ещё ребёнком.

Но чужие дети рас­тут быст­ро — о том, как всё вышло, Геор­гий Дане­лия рас­ска­зал в мему­ар­ной кни­ге «Без­би­лет­ный пассажир»:

«Взять Ники­ту на роль Коль­ки пред­ло­жил Гена Шпа­ли­ков. Он дру­жил с бра­том Ники­ты Анд­ро­ном Михал­ко­вым (теперь Кончаловским).

Ники­ту я видел пол­го­да назад — под­ро­сток, гад­кий утёнок.

— Ники­та не годит­ся — он маленький.

— А ты его вызови.

Вызва­ли. Вошёл вер­зи­ла на голо­ву выше меня. Пока мы бес­ко­неч­но пере­де­лы­ва­ли сце­на­рий, вышло — как у Мар­ша­ка: „За вре­мя пути собач­ка мог­ла подрасти“».

Нача­ли сни­мать. Но неде­лю спу­стя Михал­ков неожи­дан­но взбрык­нул и потре­бо­вал уве­ли­чить ему гонорар:

— Геор­гий Нико­ла­е­вич, — ска­зал Ники­та, — я играю глав­ную роль. А полу­чаю как актё­ры, кото­рые игра­ют не глав­ные роли. Это несправедливо. <…>

— Лёша Лок­тев уже сни­мал­ся в глав­ной роли, и Галя Поль­ских. Они уже извест­ные актё­ры. А ты пока ещё вооб­ще не актёр. Школь­ник. А мы пла­тим тебе столь­ко же, сколь­ко им. Так что — помалкивай.

— Или два­дцать пять, или я сни­мать­ся отказываюсь!

— Ну, как знаешь… <…>

— Но вы меня пять дней сни­ма­ли. Вам всё при­дёт­ся переснимать!

— Это уже не твоя забо­та. Иди, меша­ешь работать…

— И что, меня вы боль­ше не снимаете?!

— Нет.

И тут ску­пая муж­ская сле­за ска­ти­лась по ещё не знав­шей брит­вы щеке впо­след­ствии извест­но­го режиссёра:

— Геор­гий Нико­ла­е­вич, это меня Анд­рон научил!.. Ска­зал, что раз уже неде­лю меня сни­ма­ли, то у вас выхо­да нет!

Даль­ше рабо­та­ли дружно».

Ники­та Михал­ков, Евге­ний Стеб­лов, Алек­сей Лок­тев и Гали­на Поль­ских. Источ­ник

В 1990‑е про­шёл слух, что Ники­та Михал­ков соби­ра­ет­ся выста­вить свою кан­ди­да­ту­ру на оче­ред­ных пре­зи­дент­ских выбо­рах. На вопрос жур­на­ли­стов, отдаст ли он за Михал­ко­ва голос, Дане­лия отве­тил: «Дву­мя рука­ми». И не без иро­нии пояс­нил: фильм с пре­зи­ден­том Рос­сии в глав­ной роли навер­ня­ка купят для пока­за во всём мире. А Геор­гий Нико­ла­е­вич смо­жет всем рас­ска­зы­вать, как гла­ва госу­дар­ства в юно­сти бегал ему за водкой:

«Как-то после вечер­них съё­мок на сту­дий­ной машине мы с Ники­той еха­ли домой. На съём­ках я поли­вал из шлан­га асфальт, что­бы в нём отра­жа­лись фона­ри, про­мок и замёрз. По доро­ге хотел купить вод­ку, но все мага­зи­ны и ресто­ра­ны закры­ты: чет­верть двенадцатого.

Сна­ча­ла завез­ли Ники­ту на Воровского.

— Ники­та, выне­си мне грамм сто вод­ки, — попро­сил я. — А то я простужусь.
Само­му в такое позд­нее вре­мя захо­дить в дом и про­сить вод­ку было неприлично.
Ники­та вынес мне от души — пол­ный стакан.

А через несколь­ко дней меня встре­тил его папа, Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич Михалков:

— Ты сооб­ра­жа­ешь, что ты дела­ешь? У меня инфаркт мог быть! Лежу, засы­паю — вдруг откры­ва­ет­ся дверь, на цыпоч­ках вхо­дит мой ребё­нок, откры­ва­ет бар, доста­ёт вод­ку, нали­ва­ет пол­ный ста­кан и на цыпоч­ках ухо­дит… И я в ужа­се: про­пал маль­чик, по ночам ста­ка­на­ми вод­ку пьёт…»

Этот забав­ный рас­сказ Дане­лия то ли в шут­ку, то ли все­рьёз подытожил:

«Жал­ко, что Ники­та не бал­ло­ти­ро­вал­ся в президенты».

Ники­та Михал­ков в 1990‑е годы. Источ­ник

Ещё один дебю­тант «Я шагаю по Москве» — Евге­ний Стеб­лов (жених Саша), у кото­ро­го до Дане­лии было в кино все­го два эпи­зо­да. Тут сно­ва помог слу­чай. В авто­био­гра­фии «Про­тив кого дру­жи­те?» Евге­ний Юрье­вич вспоминал:

«У нас, студентов[-актёров], суще­ство­вал нехит­рый при­ём. Сло­ня­ясь по кори­до­рам сту­дии, мы вре­мя от вре­ме­ни откры­ва­ли дверь какой-нибудь кино­груп­пы, нелов­ко бор­мо­ча: „Ой, изви­ни­те, я, кажет­ся, не туда попал…“ Всё это дела­лось с тай­ной надеж­дой: а вдруг кто-то заин­те­ре­су­ет­ся нами, и мы выиг­ра­ем свою лоте­рею? А вдруг?!»

Сло­нял­ся не зря — с тех пор успеш­ная карье­ра Стеб­ло­ва не пре­кра­ща­ет­ся вот уже несколь­ко деся­ти­ле­тий. Его мож­но уви­деть в филь­мах «До сви­да­ния, маль­чи­ки» (1964), «Раба люб­ви» (1976), «Соба­ка Бас­кер­ви­лей» (1981), «День выбо­ров» (2007) и других.

И, разу­ме­ет­ся, сле­ду­ет упо­мя­нуть кро­шеч­ное появ­ле­ние Инны Чури­ко­вой в эпи­зо­де с рисо­ва­ни­ем лоша­ди. Уже сле­ду­ю­щей её ролью будет одна из глав­ных — мем­ная Мар­фуш­ка в «Мороз­ко» (1964) Алек­сандра Роу.

Инна Чури­ко­ва (вто­рая спра­ва) в «Я шагаю по Москве». Источ­ник

Новый король эпизода

До 1964 года зри­те­ли зна­ли Вла­ди­ми­ра Басо­ва в основ­ном как режис­сё­ра. Так оно мог­ло бы и оста­вать­ся, если бы Шпа­ли­ков и Дане­лия не реши­ли пря­мо по ходу съё­мок при­ду­мать для филь­ма допол­ни­тель­ный эпи­зод. По сло­вам Геор­гия Нико­ла­е­ви­ча, всё про­ис­хо­ди­ло сле­ду­ю­щим образом:

«Когда пока­за­ли [отсня­тый] мате­ри­ал худ­со­ве­ту объ­еди­не­ния, там <…> сказали:

— Непо­нят­но, о чём фильм.

— О хоро­ших людях.

— Это­го мало. Нужен эпи­зод, кото­рый уточ­нял бы смысл.

Чест­но гово­ря, мы и сами уже пони­ма­ли, что в филь­ме чего-то не хва­та­ет. Съё­моч­ный пери­од кон­чал­ся, и сце­на нуж­на была сроч­но. После худ­со­ве­та мы с Геной весь вечер пыта­лись что-то при­ду­мать — ниче­го не полу­ча­лось. Встав­ля­ем умные репли­ки „со смыс­лом“ — сра­зу ста­но­вит­ся очень скуч­но. В этот день так ниче­го и не придумали».

На сле­ду­ю­щий день Дане­лия и Шпа­ли­ков отпра­ви­лись в род­дом — заби­рать жену дра­ма­тур­га, актри­су Инну Гулую с доч­кой Дашей. По доро­ге опять попы­та­лись «дожать» необ­хо­ди­мую сце­ну: а что, если Воло­дя напи­сал рас­сказ и отпра­вил его извест­но­му писа­те­лю, а теперь при­шёл к нему, и вот стар­ший това­рищ объ­яс­ня­ет млад­ше­му всё, что надо, про смысл? Нет — тоже скучно.

Ген­на­дий Шпа­ли­ков и Геор­гий Дане­лия. Источ­ник

Вновь выру­чи­ло удач­ное сте­че­ние обстоятельств:

«При­е­ха­ли к Гене. В подъ­ез­де убор­щи­ца мыла лест­ни­цу. <…> Я гово­рю Гене:

— А может, поло­тёр? Воло­дя пере­пу­тал писа­те­ля с поло­тё­ром, а? <…>

— Какой поло­тёр? — спро­си­ла Гени­на мама.

— Да это мы так… Гена, пошли поку­рим, — позвал я».

Сце­ну напи­са­ли тут же — на попав­шей­ся под руку короб­ке из-под тор­та. Сыг­рать позва­ли Басова.

Позд­нее даже те рецен­зен­ты, кото­рые руга­ли кар­ти­ну за «бес­со­дер­жа­тель­ность» и «бес­кон­фликт­ность», отда­ва­ли долж­ное актёр­ской рабо­те Вла­ди­ми­ра Пав­ло­ви­ча. Воз­мож­но, если бы не поло­тёр, не появи­лись бы в его филь­мо­гра­фии такие яркие обра­зы, как мили­ци­о­нер из «Опе­ра­ции „Ы“» (1965) или Дуре­мар из «При­клю­че­ний Бура­ти­но» (1975).

Басов не един­ствен­ный режис­сёр, кото­рый эпи­зо­ди­че­ски появил­ся в «Я шагаю по Москве». Ещё один — Ролан Быков, сыг­рав­ший «загип­но­ти­зи­ро­ван­но­го» про­хо­же­го, из-за кото­ро­го Коль­ка и Воло­дя ока­зы­ва­ют­ся в мили­ции. Позд­нее Ана­то­лий Кула­гин в кни­ге «Шпа­ли­ков» серии «ЖЗЛ» напи­сал об этом обра­зе так:

«Граж­да­нин <…> сво­ей коме­дий­ной типаж­но­стью пред­вос­хи­ща­ет комис­са­ра Жюва в бли­ста­тель­ном испол­не­нии Луи де Фюне­са из три­ло­гии о Фан­то­ма­се, кото­рая тоже уже сни­ма­ет­ся во Фран­ции, но кото­рую совет­ские зри­те­ли уви­дят позже».


Новый жанр

Несмот­ря на «уточ­нив­шую смысл» сце­ну с поло­тё­ром, кар­ти­ну про­дол­жа­ли упре­кать в отсут­ствии внят­но­го посы­ла. Дане­лия рассказывал:

«В Гос­ки­но, после про­смот­ра, нам опять сказали:

— Непо­нят­но, о чём фильм.

— Это коме­дия, — ска­за­ли мы.

Поче­му-то счи­та­ет­ся, что коме­дия может быть ни о чём.

— А поче­му не смешно?

— Пото­му что это лири­че­ская комедия.

— Тогда напи­ши­те, что лирическая.

Мы напи­са­ли. Так воз­ник новый жанр — лири­че­ская комедия.

Во вся­ком слу­чае, до это­го в тит­рах я нигде тако­го не видел».

Конеч­но, извест­ны и дру­гие схо­жие тер­ми­ны — роман­ти­че­ская коме­дия, поэ­ти­че­ский реа­лизм, «новая вол­на». Но дело, конеч­но, не в назва­нии, а в том, какие осо­бен­но­сти пред­ла­га­ет выбран­ный Дане­ли­ей и Шпа­ли­ко­вым спо­соб киноповествования.

Всту­пи­тель­ные тит­ры к филь­му. Источ­ник

Новая мифология

Искус­ство­вед Ната­лья Балан­ди­на в ста­тье «Город и дом в оте­че­ствен­ном и фран­цуз­ском кине­ма­то­гра­фе кон­ца 50–60‑х годов», ана­ли­зи­руя «Я шагаю по Москве», близ­кую ему эсте­ти­че­ски «Заста­ву Ильи­ча» (1962) Мар­ле­на Хуци­е­ва, сце­на­рий к кото­рой тоже напи­сал Шпа­ли­ков, и их зару­беж­ных «побра­ти­мов», писала:

«Сюже­том или глав­ным струк­тур­ным эле­мен­том ком­по­зи­ции мно­гих из этих филь­мов явля­ет­ся про­гул­ка по горо­ду, кото­рая для их геро­ев почти так же зага­доч­на и зна­чи­тель­на, как кру­го­свет­ное путешествие».

Обра­тим вни­ма­ние и на то, что геро­я­ми импрес­си­о­нист­ских моло­дёж­ных кар­тин тех лет зача­стую ста­но­ви­лась тро­и­ца: так было и в «Я шагаю по Москве», и в упо­мя­ну­той «Заста­ве Ильи­ча», и в лен­тах «Кол­ле­ги» (1962) Алек­сея Саха­ро­ва, «Мой млад­ший брат» (1962) Алек­сандра Зар­хи и «До сви­да­ния, маль­чи­ки» (1964) Миха­и­ла Кали­ка. Дело тут, конеч­но, не толь­ко в попу­ляр­ном сре­ди шести­де­сят­ни­ков романе «Три това­ри­ща» Ремар­ка или веч­ных «Трёх муш­ке­тё­рах» Дюма, но и в сакраль­но­сти, свя­зан­ной с чис­лом «три»: оно и мифи­че­ское, и рели­ги­оз­ное, и сказочное.

Вспом­ним, что Коль­ке по сюже­ту при­хо­дит­ся зай­ти в цер­ковь. Пио­нер, кото­ро­му парень пред­ла­га­ет соста­вить ему ком­па­нию, в стра­хе отка­зы­ва­ет­ся («Я ате­ист!»), но героя Ники­ты Михал­ко­ва идео­ло­ги­че­ские услов­но­сти не сму­ща­ют. И это понят­но, ведь он в сво­ём роде — сверх­че­ло­век, глав­ный из трёх совре­мен­ных город­ских бога­ты­рей. Слов­но некий леген­дар­ный герой, юный мет­ро­стро­е­вец на наших гла­зах «рож­да­ет­ся» из зем­ли и ухо­дит обрат­но под зем­лю (фильм начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся в мет­ро). День меж­ду эти­ми точ­ка­ми — свое­об­раз­ная одис­сея, и она пол­на свершений.

Коль­ка в церк­ви. Источ­ник

Несмот­ря на склон­ность к шутов­ству и даже трикс­тер­ству (в одной из сцен он появ­ля­ет­ся в мас­ке лиса, напо­ми­ная Лиса Рена­ра, клас­си­че­ско­го трикс­те­ра сред­не­ве­ко­вой лите­ра­ту­ры), послед­ствия Коль­ки­ных поступ­ков сплошь поло­жи­тель­ные: он «настав­ля­ет на истин­ный путь» Воло­дю, «заблуд­ше­го» в шум­ной сто­ли­це, выз­во­ля­ет из «зато­че­ния» в ГУМе «пре­крас­ную Еле­ну» (Алё­ну), соеди­ня­ет (пусть и без осо­бо­го жела­ния) их с Воло­дей и при­ми­ря­ет моло­до­жё­нов Сашу и Свету.

Не забу­дем так­же «сра­же­ния» с «цик­ло­па­ми» и про­чи­ми «Сцил­ла­ми и Харибда­ми»: кар­ман­ни­ком в пар­ке, геро­я­ми Басо­ва и Быко­ва, мили­ци­ей, отку­да нуж­но выта­щить Воло­дю, воен­ко­мом, у кото­ро­го необ­хо­ди­мо выпро­сить отсроч­ку для Саши, и соб­ствен­ны­ми сла­бо­стя­ми. Поря­доч­но для одно­го дня.

Коль­ка в мас­ке лиса. Источ­ник

Кто-то ска­жет, что мас­штаб не тот, и будет прав. Да, Коль­ка — не Геракл. Но в том и суть: в сво­ём роде «Я шагаю по Москве» — мир­ная вари­а­ция на тему «в жиз­ни все­гда есть место подви­гу». Что­бы стать геро­ем, горо­жа­ни­ну 60‑х не обя­за­тель­но бро­сать­ся на амбра­зу­ру — доста­точ­но посре­ди совре­мен­но­го мега­по­ли­са оста­вать­ся живым состра­да­тель­ным чело­ве­ком, гото­вым посту­пить­ся ком­фор­том (пона­ча­лу Коль­ка ещё твер­дит, что ему надо спать после ноч­ной сме­ны, но посте­пен­но об этом забы­ва­ет) ради тех, кто, как «нерв­ный» Саша, не справ­ля­ет­ся с жиз­нью и нуж­да­ет­ся в помощи.


Новая Москва

С кон­ца 1920‑х годов пока­зы­вать на экране жизнь «как она есть» (хотя бы при­бли­зи­тель­но) в СССР было не при­ня­то. Осо­бен­но если речь шла о Москве — глав­ном горо­де импе­рии. В таких филь­мах, как «Весё­лые ребя­та» (1934) Гри­го­рия Алек­сан­дро­ва, «Сви­нар­ка и пас­тух» (1941) Ива­на Пырье­ва и даже откро­вен­но ёрни­че­ской «Новой Москве» (1938) Алек­сандра Мед­вед­ки­на, сто­ли­ца — услов­ный город-сказ­ка, без­упреч­ный и совер­шен­но декоративный.

Но всё течёт и меня­ет­ся. При­чём пере­ме­ны в кино нача­лись ещё при Ста­лине: вид­но, силь­но уста­ло искус­ство от навя­зы­ва­е­мых ему стан­дар­тов. На стра­ни­цах жур­на­ла «Кино­вед­че­ские запис­ки» (№ 77, 2006) исто­рик кино Кла­ра Иса­е­ва вспоминала:

«В 1951 году в филь­ме „Воз­вра­ще­ние Васи­лия Борт­ни­ко­ва“ мы видим на экране круп­ным пла­ном сжа­тый кулак (как у Пудов­ки­на в „Мате­ри“). Пом­ню, все в зале ахну­ли, мы к тому вре­ме­ни отвык­ли от круп­ных пла­нов — экра­ны запо­ло­ни­ли „гово­ря­щие голо­вы“, пояс­ные сред­ние пла­ны. А после „Воз­вра­ще­ния Васи­лия Борт­ни­ко­ва“ нача­лось мед­лен­ное изме­не­ние кино­язы­ка. И уже потом появил­ся фильм „Летят журав­ли“, кото­рый открыл доро­гу ново­му кинематографу».

Ей вто­рил Вале­рий Фомин, отме­чая «Серё­жу» (1960) — пол­но­мет­раж­ный дебют Геор­гия Дане­лии, сня­тый в соав­тор­стве с Иго­рем Таланкиным:

«Мне кажет­ся, самый яркий мани­фест „отте­пе­ли“ — сло­ва малень­ко­го героя из филь­ма „Серё­жа“: „Ребя­та, у меня есть сердце!“»

Есть серд­це и у горо­да. Имен­но его, а не внеш­ней фасад в «Я шагаю по Москве» фик­си­ру­ет каме­ра опе­ра­то­ра Вади­ма Юсо­ва. Малень­кие улоч­ки, пото­ки авто­мо­би­лей, ноги пеше­хо­дов, лод­ки с греб­ца­ми на Москве-реке, раз­ва­лы с кни­га­ми и жур­на­ла­ми, улич­ные тан­цы во дво­ры, поку­па­те­ли в ГУМе, кон­церт в пар­ке, игро­ки в домино.

Книж­ный раз­вал. Источ­ник

Конеч­но, это не реа­лизм в пол­ном смыс­ле сло­ва — акцент сде­лан на поло­жи­тель­ном. По сло­вам режис­сё­ра, ему при­хо­ди­лось полу­чать пись­ма зри­те­лей, кото­рых его фильм оча­ро­вал, а насто­я­щая Москва — совсем наоборот:

«Я очень огор­чил­ся, когда полу­чил пись­мо от девуш­ки из одно­го далё­ко­го город­ка. Посмот­рев фильм, она нако­пи­ла денег и поеха­ла в Моск­ву — в кра­си­вый и доб­рый город. В гости­ни­цу не попа­ла, ноче­ва­ла на вок­за­ле, день­ги укра­ли, забра­ли в мили­цию, как проститутку…

Я ред­ко отве­чаю на пись­ма, но ей я отве­тил. Изви­нил­ся. Напи­сал, что жизнь раз­ная и в жиз­ни быва­ет раз­ное. Этот фильм — о хоро­шем. И поэто­му Моск­ву мы пока­за­ли такой при­вет­ли­вой. Но, к сожа­ле­нию, она быва­ет и дру­гой, — вам не повезло…

А девуш­ка отве­ти­ла: то, что с ней слу­чи­лось в Москве, она уже нача­ла забы­вать, а фильм пом­нит и с удо­воль­стви­ем посмот­рит ещё раз.

„Спа­си­бо вам, — писа­ла девуш­ка, — что вы эту сказ­ку придумали“».

Пусть сказ­ка ложь, но в ней намёк. Сего­дня «Я шагаю по Москве» — не толь­ко игро­вое кино, но и «доку­мент», в кото­ром, как в кап­су­ле вре­ме­ни, запе­ча­та­на сто­ли­ца вре­мён отте­пе­ли, такая, какой её вос­при­ни­ма­ли тогдаш­ние моск­ви­чи. И эта субъ­ек­тив­ная опти­ка — тоже «доку­мент», воз­мож­но, не менее важ­ный, чем вряд ли дости­жи­мая объективность.


Новая песня

Не все­гда ком­по­зи­ция из хито­во­го филь­ма тоже ста­но­вит­ся шля­ге­ром — тут уж как пове­зёт. Песне из «Я шагаю по Москве» на музы­ку Андрея Пет­ро­ва и сло­ва Ген­на­дия Шпа­ли­ко­ва посчаст­ли­ви­лось даже черес­чур: она поби­ла все мыс­ли­мые рекор­ды извест­но­сти. В «Про­тив кого дру­жи­те?» Евге­ний Стеб­лов вспоминал:

«„А я иду, шагаю по Москве“ заора­ли пья­ные в суме­реч­ных элек­трич­ках, засто­на­ли при­тор­ны­ми тено­ра­ми по радио соли­сты совет­ской эст­ра­ды, заче­ка­ни­ли на пара­дах воен­ные оркест­ры, заби­ли желез­ной посту­пью почёт­ные кара­у­лы перед ино­зем­ны­ми лидерами».

А Геор­гий Дане­лия в «Без­би­лет­ном пас­са­жи­ре» делился:

«Како­во же было моё удив­ле­ние, когда я уви­дел по теле­ви­зо­ру, что под эту музы­ку, под кото­рую у меня в филь­ме шага­ли Коль­ка, Воло­дя и Саша, по ков­ро­вой дорож­ке мимо почёт­но­го кара­у­ла идут Гене­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС Ники­та Сер­ге­е­вич Хру­щёв и Пре­зи­дент Соеди­нён­ных Шта­тов Ричард Никсон!»

Свое­об­раз­ным отве­том режис­сё­ра на то, что песен­ку о Москве ста­ли «каве­рить» все, кому не лень, ста­ла неболь­шая авто­ци­та­та в его сле­ду­ю­щей кар­тине «Трид­цать три» (1965). В ней «А я иду…» со всей воз­мож­ной несу­раз­но­стью испол­ня­ет хор заво­да без­ал­ко­голь­ных напитков:


Новая жизнь

Пере­смат­ри­вая «Я шагаю по Москве» сего­дня, слож­но избе­жать сен­ти­мен­таль­ных мыс­лей в духе «рань­ше было луч­ше». Сол­неч­ная отте­пель­ная сво­бо­да пле­ня­ет, зна­ме­ни­тая сце­на с дождём — очи­ща­ет. Кад­ры с маши­на­ми, кото­рые сво­бод­но мчат по Крас­ной пло­ща­ди, избав­ляя её от лиш­ней сакраль­но­сти, делая рав­но­прав­ной частью город­ско­го ланд­шаф­та — заво­ра­жи­ва­ют. Улыб­чи­вый, в бук­валь­ном смыс­ле без­усый герой Ники­ты Михал­ко­ва — уми­ля­ет, вызы­вая тос­ку по навсе­гда утра­чен­ной невин­но­сти. Пожа­луй, «Я шагаю по Москве» — насто­я­щий поте­рян­ный рай.

Здесь важ­но не впасть в ханд­ру, а напом­нить себе, что исто­рия — во вся­ком слу­чае, так при­ня­то счи­тать — раз­ви­ва­ет­ся по спи­ра­ли. Когда-то Ген­на­дий Шпа­ли­ков и Геор­гий Дане­лия пока­за­ли зри­те­лям Совет­ско­го Сою­за новую шести­де­сят­ни­че­скую жизнь. Что, если и теперь фильм — не толь­ко про­шлое, но и один из вари­ан­тов свет­ло­го будущего?

Хочет­ся верить, что за оче­ред­ным исто­ри­че­ским пово­ро­том нас может ждать новая отте­пель кото­рую мы, научен­ные преж­ним опы­том, не «про­со­ха­тим» за несколь­ко лет. Что есть ещё шанс ока­зать­ся там, где без иро­нии про­зву­чат сло­ва, кото­рые мож­но про­честь на афише:

«Москва — доб­рый город. Каж­дый, кто при­хо­дит сюда с откры­тым серд­цем, най­дёт здесь насто­я­щих друзей».

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «В почё­те и в загоне: „физи­ки“ и „лири­ки“ в кине­ма­то­гра­фе 1960‑х и рос­сий­ском пере­осмыс­ле­нии отте­пе­ли».

Поделиться