#партнёрский_материал
История долгое время воспринималась исключительно как описательная наука, поэтому понятие «теория» к ней не применялось и считалось чем-то инородным. Причина в том, что никому не удавалось увидеть важные взаимосвязи между событиями, разделёнными веками.
Первопроходцем в этом направлении стал историк Александр Пыжиков (1965–2019) — он создал смелую теорию, которая связывала церковный раскол и многие последующие события, включая хождения в народ и две русские революции. Эта теория не бесспорна (потому она и теория), однако именно её дискуссионность позволяет взглянуть на знакомые события под новым углом и углубить понимание отечественной истории.
Александр Владимирович Пыжиков родился в 1965 году в Московской области. В 1989 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института имени Крупской, а через десять лет, в 1999‑м, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Общественно-политическое развитие советского общества в 1953–1964 гг.»
Как историк Александр Владимирович был чрезвычайно продуктивен: ему принадлежат десятки монографий и статей. Больше всего Пыжиков интересовался историей СССР в разные десятилетия, трансформацией власти и модернизацией общества. Однако, сосредотачиваясь на популярных и в какой-то степени мейнстримных темах, Александр Владимирович освещал их по-новому. Он не боялся отказываться от устоявшихся взглядов на события, всегда искал новые факты и проводил неочевидные аналогии.
Например, Пыжиков ввёл в исторический оборот неизвестные ранее фрагменты речи Хрущёва на ХХ съезде КПСС, которые так и не были вошли в итоговый вариант. В одном из проектов доклада была такая цитата:
«Каждый из членов Политбюро может многое рассказать о бесцеремонном обращении Сталина с ними. Приведу вам такой, например, случай. Однажды незадолго до смерти Сталин вызвал к себе нескольких членов Политбюро. Мы явились к нему на дачу, начали обсуждать некоторые вопросы. Получилось так, что на столе против меня находилась большая кипа бумаг, которая закрывала меня от Сталина. Он с раздражением закричал: „Что Вы там сели, боитесь, что я Вас расстреляю? Не бойтесь, не расстреляю. Пересаживайтесь ближе“».
В понимании причин исторических процессов Пыжиков углублялся на десятилетия и даже века, в то время как большинство историков ограничиваются несколькими годами и редко перешагивают границу в 10–15 лет. Вершиной исследований Пыжикова стала теория, связывающая церковный раскол XVII века с многими последующими событиями, включая хождения в народ и две русские революции ХХ века.
Две главные книги историка — «Грани русского раскола» и «Корни сталинского большевизма». В них он не только устанавливает новые причинно-следственные связи между важнейшими событиями отечественной истории, но и предлагает по-новому посмотреть на знакомые явления и действующие лица. Так, согласно Пыжикову, старообрядцы — это не просто замкнутое ответвление православия, а одна из главных движущих сил русской истории, которую более двух веков сознательно игнорировали. И именно на старообрядцев опирался Иосиф Сталин, когда отказался от идеи мировой революции и начал строить сильное государство.
Оценки Пыжикова не бесспорны, но именно в этой небесспорности скрывается интерес и возможности новых исследований. Чтобы глубже познакомиться со взглядами Пыжикова, понять его идеи и узнать множество мнений о них, смотрите фильм «Русский раскол» на НТВ 13 и 14 сентября.