Русский раскол. Как связаны церковный раскол XVII века и события 1917 года

#партнёрский_материал

Исто­рия дол­гое вре­мя вос­при­ни­ма­лась исклю­чи­тель­но как опи­са­тель­ная нау­ка, поэто­му поня­тие «тео­рия» к ней не при­ме­ня­лось и счи­та­лось чем-то ино­род­ным. При­чи­на в том, что нико­му не уда­ва­лось уви­деть важ­ные вза­и­мо­свя­зи меж­ду собы­ти­я­ми, раз­де­лён­ны­ми веками.

Пер­во­про­ход­цем в этом направ­ле­нии стал исто­рик Алек­сандр Пыжи­ков (1965–2019) — он создал сме­лую тео­рию, кото­рая свя­зы­ва­ла цер­ков­ный рас­кол и мно­гие после­ду­ю­щие собы­тия, вклю­чая хож­де­ния в народ и две рус­ские рево­лю­ции. Эта тео­рия не бес­спор­на (пото­му она и тео­рия), одна­ко имен­но её дис­кус­си­он­ность поз­во­ля­ет взгля­нуть на зна­ко­мые собы­тия под новым углом и углу­бить пони­ма­ние оте­че­ствен­ной истории.


Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Пыжи­ков родил­ся в 1965 году в Мос­ков­ской обла­сти. В 1989 году окон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го област­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та име­ни Круп­ской, а через десять лет, в 1999‑м, защи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию по теме «Обще­ствен­но-поли­ти­че­ское раз­ви­тие совет­ско­го обще­ства в 1953–1964 гг.»

Как исто­рик Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич был чрез­вы­чай­но про­дук­ти­вен: ему при­над­ле­жат десят­ки моно­гра­фий и ста­тей. Боль­ше все­го Пыжи­ков инте­ре­со­вал­ся исто­ри­ей СССР в раз­ные деся­ти­ле­тия, транс­фор­ма­ци­ей вла­сти и модер­ни­за­ци­ей обще­ства. Одна­ко, сосре­до­та­чи­ва­ясь на попу­ляр­ных и в какой-то сте­пе­ни мейн­стрим­ных темах, Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич осве­щал их по-ново­му. Он не боял­ся отка­зы­вать­ся от усто­яв­ших­ся взгля­дов на собы­тия, все­гда искал новые фак­ты и про­во­дил неоче­вид­ные аналогии.

Напри­мер, Пыжи­ков ввёл в исто­ри­че­ский обо­рот неиз­вест­ные ранее фраг­мен­ты речи Хру­щё­ва на ХХ съез­де КПСС, кото­рые так и не были вошли в ито­го­вый вари­ант. В одном из про­ек­тов докла­да была такая цитата:

«Каж­дый из чле­нов Полит­бю­ро может мно­гое рас­ска­зать о бес­це­ре­мон­ном обра­ще­нии Ста­ли­на с ними. При­ве­ду вам такой, напри­мер, слу­чай. Одна­жды неза­дол­го до смер­ти Ста­лин вызвал к себе несколь­ких чле­нов Полит­бю­ро. Мы яви­лись к нему на дачу, нача­ли обсуж­дать неко­то­рые вопро­сы. Полу­чи­лось так, что на сто­ле про­тив меня нахо­ди­лась боль­шая кипа бумаг, кото­рая закры­ва­ла меня от Ста­ли­на. Он с раз­дра­же­ни­ем закри­чал: „Что Вы там сели, бои­тесь, что я Вас рас­стре­ляю? Не бой­тесь, не рас­стре­ляю. Пере­са­жи­вай­тесь ближе“».

В пони­ма­нии при­чин исто­ри­че­ских про­цес­сов Пыжи­ков углуб­лял­ся на деся­ти­ле­тия и даже века, в то вре­мя как боль­шин­ство исто­ри­ков огра­ни­чи­ва­ют­ся несколь­ки­ми года­ми и ред­ко пере­ша­ги­ва­ют гра­ни­цу в 10–15 лет. Вер­ши­ной иссле­до­ва­ний Пыжи­ко­ва ста­ла тео­рия, свя­зы­ва­ю­щая цер­ков­ный рас­кол XVII века с мно­ги­ми после­ду­ю­щи­ми собы­ти­я­ми, вклю­чая хож­де­ния в народ и две рус­ские рево­лю­ции ХХ века.

Две глав­ные кни­ги исто­ри­ка — «Гра­ни рус­ско­го рас­ко­ла» и «Кор­ни ста­лин­ско­го боль­ше­виз­ма». В них он не толь­ко уста­нав­ли­ва­ет новые при­чин­но-след­ствен­ные свя­зи меж­ду важ­ней­ши­ми собы­ти­я­ми оте­че­ствен­ной исто­рии, но и пред­ла­га­ет по-ново­му посмот­реть на зна­ко­мые явле­ния и дей­ству­ю­щие лица. Так, соглас­но Пыжи­ко­ву, ста­ро­об­ряд­цы — это не про­сто замкну­тое ответв­ле­ние пра­во­сла­вия, а одна из глав­ных дви­жу­щих сил рус­ской исто­рии, кото­рую более двух веков созна­тель­но игно­ри­ро­ва­ли. И имен­но на ста­ро­об­ряд­цев опи­рал­ся Иосиф Ста­лин, когда отка­зал­ся от идеи миро­вой рево­лю­ции и начал стро­ить силь­ное государство.

Оцен­ки Пыжи­ко­ва не бес­спор­ны, но имен­но в этой небес­спор­но­сти скры­ва­ет­ся инте­рес и воз­мож­но­сти новых иссле­до­ва­ний. Что­бы глуб­же позна­ко­мить­ся со взгля­да­ми Пыжи­ко­ва, понять его идеи и узнать мно­же­ство мне­ний о них, смот­ри­те фильм «Рус­ский рас­кол» на НТВ 13 и 14 сентября.

Поделиться