Работа в букинистическом магазине — работа всегда несвоевременная, работа на вечность, она опровергает саму логику бизнеса. Может показаться, что никому на свете не нужен роман о Вере Фигнер из серии «Пламенные революционеры» или пособие по биологии времен Мичурина — но люди ищут эти и сотни тысяч других забытых книг, сравнивают их цены и сохранность, торгуются с продавцами, регулярно прочёсывают новые поступления старых изданий.
Чтобы узнать, как и чем дышится в букинистическом мире, Тимур Селиванов поговорил с тремя владельцами региональных магазинов: Ульяной Чиняевой, руководительницей челябинского «БУКвально» (далее — УЧ), Полиной Вахотиной, хозяйкой «Эйдоса» во Владимире (далее — ПВ) и Александром Шигаевым, основателем нижегородской «Чёрной коробочки», автором ТГ-канала «Будни букиниста» (далее — АШ).

— Расскажите про первый букинист, который вы посетили как покупатель. Где он был, какой там был ассортимент, что вы в нём купили?
УЧ: Первую в моей жизни букинистику я нашла в небольшом книжном нашего района, когда мне было лет 13. Магазин затухал, книг там было мало (как и моих карманных денег), старые издания тоненьким слоем размазаны по столам слишком большого помещения. Если я что хорошо и запомнила — так это радость от того, что книга может стоить 10 рублей. Там были куплены никогда позднее не открывавшийся сборник Байрона и многократно перечитанный Достоевский. Скудный ассортимент магазина периодически обновлялся, и я воспринимала его как сокровищницу, секретное пыльное место только для меня. Изредка он фигурирует в моих снах.

АШ: В том районе города, где я жил, живу и, вероятнее всего, буду жить, букинистического не было. Были книжные развалы, торговцы на рынках, нечто с гордым названием «Антиквариат», комиссионки. Все прочие букинистические в городе я посетил уже сильно после открытия своего магазина, и ни в одном из них мне не понравилось. Дело было в ассортименте: я всегда старался держать высокий качественный уровень, а у коллег было слишком много хлама, рванья, книг, которые следовало бы пустить на утилизацию. Таким торговать — себя не уважать.
ПВ: Не помню, чтоб была покупателем в букинистах, хотя в книжные ходила всегда. Как-то в юном возрасте зашла в Москве в магазин антикварной книги на Кузнецком мосту, там было очень чопорно. Во Владимире уже после перестройки появилась лавка Авенира, известного книжника, я туда заходила и что-то покупала, но не помню что. Библиотеки в те годы сплошных переездов у меня не было.

— Когда и как вы открыли свой букинист? Это тот же магазин, в котором вы работаете по сей день, или он открывался, закрывался, переезжал?
АШ: Об открытии магазина я задумался, когда книги начали выселять меня из дома. Их стало слишком много, и мне понадобилось место, где они могли бы лежать, не захламляя квартиру. Примерно тогда же подвернулось подходящее помещение, где я мог сидеть пару часов по вечерам после основной работы и целый день в выходные. Поначалу продавал там помимо книг всё что угодно, от столовых приборов до копировальных аппаратов. В сущности, это была лавка старьёвщика, даже не комиссионка. Сейчас из некнижного в магазине разве что пластинки. Ещё открытки и закладки, но мы их к книгам относим — они же тоже из бумаги.
Магазин открылся в 2012‑м. Изначально он назывался просто «Букинистика», теперь — «Чёрная коробочка». И это уже совсем не тот магазин, что был. Переезжали мы два раза, первый раз после объединения с независимым книжным «Полка», а второй — когда наше общее с «Полкой» помещение сгорело. Хотя нет, были ещё два мини-переезда — в соседнее помещение большей площади в том же ТЦ, где я был изначально, и в дружественную «Студенческую лавку» сразу после пожара, когда мы искали новое место.

УЧ: В начале была группа ВКонтакте, с букинистикой. До сих пор горжусь лайфхаком, который использовала для добычи первого товара: пошла в пункт макулатуры через дорогу от дома и договорилась время от времени выкупать интересующие меня книги по 10–20 рублей. Буквально на третий раз мне страшно повезло: я вынесла три огромные сумки изданий про театр. Не то чтобы их все сразу раскупили, но появилась пара-тройка человек, которые выбрали себе по основательной стопочке и были счастливы (как и я). На всех этапах жизни лавки всегда была радость от того, что я помогаю найденным книгам встретиться с теми, кто их захочет.
Первые три года я продавала книги без офлайн-магазина. Каждую неделю вывешивала фотки в группу, отдавала заказы при встрече в городе, в другие дни люди приезжали за ними ко мне домой. По сути, моя однокомнатная квартира и была магазином, две стены из четырёх были в стеллажах книг на продажу. Всех желающих я приглашала пить чай и знакомиться с ассортиментом.

Так продолжалось до 2017 года, когда у меня случился большой личностный кризис. Я спасла себя тем, что направила очень много невротической энергии на офлайн-магазин, потратила на него всё свое время и все свои силы. Магазин открылся в центре города, но на втором этаже офисного здания, что создаëт баланс между хорошим расположением и укромностью. С момента открытия никуда пока что не переезжали.
ПВ: Открылся «Эйдос» в октябре 1999-го, один раз закрывался на год, потом ещё раз переезжал. Нынешнее место — третье в нашей истории; тут мы дольше всего, уже 13 лет. Открывался он не как букинист, а как магазин гуманитарной книги, филиал московского «Эйдоса», одного из первых независимых книжных в России. Филиалом он сразу быть перестал, поскольку московский «Эйдос» закрылся. Мы некоторое время барахтались в этой странной для Владимира нише, а потом я поняла, что надо искать другой путь или сворачивать проект, чего очень не хотелось.
Букинистика была очень логичным выходом: у людей вокруг море книг, за которыми не надо ездить. Норма прибыли другая, на это уже можно было как-то жить, не думать о том, как день простоять и ночь продержаться на шатком фундаменте интеллектуального книжного в провинции рядом с Москвой. Но важно было вставить эту историю в правильную культурную рамку, потому что букинистическим развалом становиться совершенно не хотелось. И вот тут моё историческое образование, склонность к медитации на разные культурные процессы и закваска первоначального интеллектуального магазинчика сложились в тот «Эйдос», который в дальнейшем становился всё разнообразнее, краше и осмысленней.

— Как формировался ваш ассортимент (и в узком смысле, по тематикам, и в широком — откуда вообще брались и берутся книги)? Отличался ли он в разные периоды работы магазина? Какие книги вы продаёте сейчас, а какие не будете ни за какие коврижки (разумеется, я не про легальность, а про ваши предпочтения)?
УЧ: Книги откуда только не берутся. Очень люблю отвечать на этот вопрос советской формулировкой: «с населения».
В первые годы работы я любила найти какой-нибудь закуток-магазин, о котором никто не знает, зарыться там на целый день и закупить книг, которые никто бы без меня не нашëл. Но рост клиентуры ведëт и к росту числа сдающих, причём число вторых растёт гораздо быстрее первых. Совсем недавно я осознала, что за год почти полностью израсходовала место на складе и своё свободное время, так что сейчас учусь отказываться. Книги несут (и везут) все — разово, при переездах, во время чисток домашних библиотек, оставшиеся от родственников и так далее. Трудно подсчитать, но за годы работы я раз 20 вывозила большие домашние библиотеки и многие десятки раз библиотеки поменьше. Кроме этого, ежедневно в рабочие смены что-то несут в живом режиме.
Не уверена, что ассортимент значительно изменился — изменилось количество книг, которое проходит через лавку. В подборе нет строгости, так как не хочется делать ни сверхинтеллектуальный, ни явно потребительский ассортимент. В далëком 2015 году снобизма было больше: например, я не так широко продавала русскую классику, выискивала Гюисманса, «Хроники Харона», Камю… А сейчас так: «Ух ты, Паустовский, пять штук? Сюда его, сейчас всего расхватают!»

Конечно, я опираюсь на свой вкус и опыт в предположениях, что захотят купить. Не буду продавать очевидный кринж в каких-то категориях. То есть, например, Донцову и русские боевики — ни в коем случае, но Хмелевскую, Агату Кристи, Конан Дойла — да, потому что это классика. Уринотерапию и фэншуй от русских авторов неохота, а Некрасова с «Материнской любовью» или Экхарта Толле — да пожалуйста, они тоже могут быть полезными. Я вот на книгах Мегре про «Звенящие кедры России» росла, и ничего, даже книжный открыла.
ПВ: У нас универсальный книжный магазин с любовью ко всем видам человеческого знания. Мы отдаём предпочтение нонфикшну, но и «художки» не чураемся, и лёгкое чтиво тоже есть немножко. Вопрос в балансе — и он в сторону книг, которые хочется сохранить, а не в сторону быстрого оборота или попытки уловить конъюнктуру. К счастью, оказалось, что на длинной дистанции это ещё и работающая стратегия.
И вот этот баланс — самое сложное и тонкое в отборе и фильтрации. Кроме «запрещёнки» мы продаем вроде бы всё, но есть нюансы. Я пропалываю (совсем, в макулатуру) совсем уж свирепую пошлость, совсем уж вредную эзотерику (у меня широкие допуски, но не безграничные), без сожаления выставляю на подоконник или раздаю в больнички и куда попросят большинство одноразовой литературы — любовных романов, детективов, фантастики современной. Есть своеобразное отношение к некоторым авторам, которых не люблю и считаю вредными: я держу их в магазине, поскольку не хочу быть цензором, но их место где-то в углу, за полкой, под табуреткой. Не хочу называть имена, чтоб лишний раз не рекламировать, но такая политика есть.
АШ: Ассортимент всегда пляшет от владельца: как я начал торговать, по сути, своей домашней библиотекой, так оно и продолжается. За выбор книг по большей части отвечаю я сам. Но мы не пытаемся кого-то, упаси Господь, перевоспитывать — если человеку нравятся книги «низких жанров», то пусть читает (я, к примеру, за жизнь освоил столько детективов и фэнтези, что уж точно не мне людям мораль прививать), захочет приобщиться к прекрасному — милости просим. У нас достаточно и того, и другого.

Книги в духе Дюма, Пикуля, Новикова-Прибоя люди обычно приносят даром. Если у них хорошее состояние, можем их выставить на полку по минимальным ценам. В макулатуру сдать всегда успеем, а так вдруг кому-нибудь понадобится.
— Есть ли в работе букиниста сезонность — поступлений, покупок, поиска определённой литературы? Насколько вообще работа такого магазина предсказуема? Можно ли обобщенно описать типичный день владельца букиниста?
АШ: Сезонность есть, но не уникальная — это привязка к учебному плану. Грубо говоря, ты всегда знаешь, когда ждать толпу студентов за Гомером или Данте.
А про типичный день — несмотря на устойчивый миф, мы не читаем на работе. На самом деле, когда я трудился в офисе, то прочёл там больше книг, чем сидя в собственном книжном. Да и сидеть особо не приходится, по большей части работа букинистом — это работа грузчиком и разнорабочим. Ты целый день корячишь книги: принимаешь, вывозишь, сортируешь, таскаешь мешки, сумки, пакеты, коробки. Никакой эстетики, которая с книжными ассоциируется.

ПВ: Сейчас наш маленький бизнес достаточно предсказуем. Оргпроцессы налажены, команда давно притёрта, репутация и стабильность работает на нас и работает хорошо. Постоянный одинаковый режим работы «Эйдоса» — железное правило. Второе железное правило — неукоснительные выплаты комиссионерам. Все остальные не такие железные.
Насчёт сезонности — это обычные спады-подъёмы, свойственные туристической сфере, к которой мы в том числе относимся. Ну и плюс флуктуации разные: купили хорошую библиотеку — будет небольшой подъём. Не купили — будет как обычно, поставки хороших книг бесперебойно есть и так.
УЧ: Есть стандартные волны — летом небольшой спад, с сентября торговля набирает обороты, апогея достигает к новогодним праздникам, потом в январе все немного отдыхают, и рост снова идёт примерно до апреля. Но мне кажется, что эти штуки легко ломаются, если тебе есть чем «подогреть» клиентов. Когда мой помощник Егор выходит на смену чаще обычного, и в группе появляется много книг, покупок становится больше. Если я смогу оценить и выложить в зал много интересного, чтобы полки ломились, а потом ещё и пару обзорных постов сделаю, — людей в лавке будет много.

Но предсказуемости всё равно нет. Недавно в лавку привезли 80 мешков книг, и они сами себя не разберут. А на носу книжная ярмарка — к ней тоже нужно готовиться. Поэтому следующие десять дней я трижды выходила работать на весь вечер и всю ночь и дважды не спала больше суток. Грею себя мечтами, что в октябре разрешу себе побольше отдыха, чтения и наконец-то снова вернусь к походам в бассейн.
За последний год я сильно отошла от работы с покупателями: растущие обороты скупки привели к тому, что мне трудно много находиться в лавке в рабочие смены. По большей части я фея ассортимента и порядка: покупаю, расставляю, оцениваю, генерирую идеи. А Егор работает с ВК и клиентами.
— Какие группы покупателей к вам приходят и зачем, как вам кажется, они это делают?
УЧ: Вообще все группы, и каждая закрывает свои потребности — в чтении, в учёбе, в профессии (у нас есть и медицина, и техническая литература, например), в коллекционировании или просто в жадном собирательстве. С открытием лавки офлайн в ней появилась огромная категория стареньких клиентов, которые не пользуются интернетом. Есть печальный микротренд в букинистических каналах — пренебрежительно высказываться в адрес стариков. Мы их лелеем, терпим и слушаем. Они самые неутомимые и регулярные сдатчики, самые верные наши клиенты (хоть порой и невыносимые). Среди них есть те, кто невероятно шарит в книжных редкостях и собирает (или потихоньку продаёт) свои домашние библиотеки десятки лет. Как-то один такой дедуля перечислял старых книголюбов, которых не стало за последнее время, и расчувствовался до слёз. Все эти люди — сокровища, которые уже не появятся снова, в эпоху интернет-торговли.
За период с начала 2000‑х было издано очень много книг, которые с течением времени понемногу стали стекаться и к букинистам, поэтому кроме старичков стало больше молодёжи. Растёт новое поколение, которому идея домашней библиотеки близка, хоть оно и проводит кучу времени в интернете. Таких ребят я стараюсь дополнительно приманивать стикерами, открытками, значками, чем-то красивым. Они приходят выбрать наклеек, а оказывается, что можно ещё и Куприна прикупить, да ещё и симпатичного, да ещё и за 80 рублей.
ПВ: Покупатель приходит самый разный. Любознательный турист, кайфующий, что можно найти книжку по душе в таком прикольном месте. Родители с детьми или без — за школьной программой, «правильными книгами» из советского детства, просто книжками дешевле, чем в новых магазинах. Профессионалы и студенты ищут книги по областям знаний. Молодёжи стало побольше — хотят или необычного, альтернативного, или модного, но подешевле, или заполняют лакуны по классике…
АШ: Люди приходят в книжный за книгами, как это ни парадоксально — кто-то купить, кто-то сдать, кто-то просто поглядеть, а иногда для всего сразу. Именно к нам идут по трём основным причинам: потому что у нас дешевле, потому что у нас есть то, чего нет в других местах, — и: «Я так люблю запах старых книг!».

— Какая литература пользуется наибольшим спросом, а какая, наоборот, лежит мертвым грузом?
УЧ: Наибольшим (с очередью в бронировании) спросом пользуются модные современные издания, нонфикшн, фольклор, современные авторы, детские книги с хорошими иллюстрациями, красивые книги по искусству, а также весь спектр хороших книг, которые у нас стоят дешевле других предложений в интернете. Но поскольку костяк постоянных клиентов большой, спросом пользуется значительная часть всех поступлений в лавку — от Пушкина до книги по вязанию шапочек.
Я безмерно люблю советский научпоп: тогда были выпущены буквально тысячи книг про путешествия, открытия, природу, науку. В далёком 2015‑м эти книги покупали плохо, но я брала их всегда. И как-то так вышло, что сейчас их стали покупать очень охотно. Наконец-то совпала моя субъективная любовь и любовь клиентов.
АШ: Регулярно происходит так: то, что год лежало никому не нужным, внезапно скупается разными людьми за буквально несколько дней — потому что кто-то где-то что-то сказал. Ну или просто в результате массового помешательства.

ПВ: Больше всего покупают художественной литературы самых разных видов, как ни крути. Потом детская, и история с психологией, а также владимирское краеведение и всякий нонфикшн. Из некниг — всё больше покупают винила… Мода, она такая.
— Пользуетесь ли вы цифровыми площадками для реализации книг — Alib, Libex, Avito, «Мешок», ВК, Телеграм? Если да, то как соотносится процент проданных книг там и очно?
АШ: Пользуемся, мы не аналоговые люди. Насчёт процента сказать сложно, я не веду статистики. Но точно могу утверждать, что на разных площадках сидят разные люди и покупают разные книги.
УЧ: Основа лавки — это группа ВК. С момента образования магазина залог продаж — это её регулярное наполнение. Я понимаю, что многие воспринимают соцсеть без особой симпатии, но сейчас в группе около 9500 подписчиков, и она абсолютно устраивает и меня, и клиентов. Могу ошибиться, но думаю, что соотношение офлайн- и онлайн-продаж — 50/50, с лёгким креном то в одну, то в другую сторону.
ПВ: Кроме магазина мы торгуем на Алибе, очень давно, больше двадцати лет. Я очень люблю Алиб, это, как мы, не менеджерский проект, а прорастающий из реальности, адаптивный, очень и человечный, и книжный. Например, продавцы книг там реально общаются годами — дружат, ругаются, предлагают что-то, советуются, хвастаются и брюзжат. И база старых книг самая мощная, нигде такой больше нет. Я Алибом прямо горжусь как патриот, это очень круто, правильно и уникально, что у нас такое есть. Выглядит он, конечно, несовременно, но с годами это становится фишкой — настоящий сайт-динозавр из 90‑х, где такое встретишь?

В нашем случае онлайн-продажи дают 15–25 процентов от выручки. Когда в магазине много людей, доля меньше, когда спад — больше. Но наш опыт говорит только о нас, у других всё иначе. Например, я знаю людей, которые торгуют исключительно на Авито и прекрасно живут.
Вообще букинистика — крайне разнообразная область, здесь нет никаких шаблонов. Каждый может выбрать или придумать себе тот образ жизни среди книг, который ему подходит, и получать своё личное удовольствие: от общения с близкими по духу, от удачливости, от реализации ценных связей, от возможности пополнять коллекцию… Мы вот радуемся самой культурной среде, которую формируем, а кто-то просто деньги зарабатывает, а ещё для кого-то это хобби и немножко спорт.
— Что вообще такое букинистический магазин для вас? Чем ваш букинист отличается от других? Почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь?
ПВ: Для меня лично «Эйдос» — это образ жизни, мощный магнит, ребёнок, которого я растила и вырастила, большая часть жизни и в некотором роде оправдание, знак небесполезно прожитых лет.
Однажды «Эйдос» закрылся на год: помещение было признано аварийным, я не стала искать другое, перетащила книжки домой и уехала в Москву, а дети торговали в сети. Через год открылись опять, с концертами, встречами, друзьями и посетителями, старыми и новыми. Без «Эйдоса», конечно, тоже можно книжками торговать, но это не в нашем характере.
Сейчас организационными процессами рулит дочь Ульяна, а наш старший продавец Оксана работает здесь со дня основания. Так что это в некотором роде ещё и семейно-дружеская история о том, как создать островок правильной жизни и вместе стараться, чтоб он был лучшим. То, что он создан на базе книг, — это для нас естественно, но в некотором смысле мы не «настоящие букинисты». А может, и настоящие — по крайней мере, для этого мира вроде бы подходим, меняемся вместе с ним и немножко меняем «Эйдос», то одно пробуем, то другое. Такая тонкая настройка идет всё время, и это здорово.

УЧ: Думаю, что лавка «БУКвально» — это обычный, классический, но очень прокачанный годами труда букинистический магазин. В не самом крупном, но и не самом маленьком городе.
Наш магазин отличается тем, что ему много везло. Когда я создала сообщество ВК, там не было ограничений на то, чтобы добавлять друзей и приглашать их в группу. За два года в ней собрались первые полторы тысячи участников. На момент открытия лавки офлайн у меня уже было много постоянных клиентов, и с тех пор их число и поток книг в лавку только рос. Поэтому если я чем и отличаюсь — так только тем, что заняла пустующую нишу и много работаю в ней, не сбавляя темпов.
Но лично для меня, как и в детстве, любой букинистический воплощает идею поиска сокровищ, промывания песка в поисках золота, сложного лабиринта, в котором переплетаются линия твоей жизни и линия твоего чтения. Именно в нём есть та самая неподвластная управлению работа случайности и щедрость на разнообразие: сегодня тебе могут привезти десять изданий «Инспирии», а завтра — дореволюционную книгу о сеялках или народном театре.
Несмотря на то, что в торговле книгами есть идейность — это ведь книги, это хорошее, это вклад в жизнь общества; и несмотря на то, что моя работа — всё-таки способ заработка, деньги; несмотря на всё это, для меня букинистика — абсолютно индивидуальный личный вид любви. И всё, что я делаю, я делаю ради того, чтобы сидеть там, куда стекаются книги, где я могу их покупать, получать, забирать домой, трогать, листать, расставлять. Иногда мне кажется, что я срощена с ними глубже, до самой их бумажности, до самой возможности, чтобы на сшитых или склеенных листах что-то было и несло в себе потенциал стать частью меня. И мне просто очень повезло, что возможность выжить материально и возможность быть полезной для социума совпали с моей личной любовью.
АШ: Это то, чем я занимаюсь уже много лет и, надеюсь, ещё буду заниматься как минимум столько же. Потому что я люблю книги, почему же ещё. Да и как я иначе свою библиотеку пополню?
Читайте также:
— «Книжная шаурма» и интеллектуальный голод. Интервью с основателем «Полки»;
— «К книжной торговле надо относиться как к приключению». Интервью с Максимом Сизинцовым;
— «Мы знали почти всех поэтов в России». Интервью с Николаем Охотиным.









