7 сен­тяб­ря в мос­ков­ском клу­бе ARMA (Шари­ко­под­шип­ни­ков­ская, 13) состо­ит­ся тре­тий Minimum Pop — еже­год­ный фести­валь диай­вай-пан­ка, орга­ни­зо­ван­ный коман­дой веб­зи­на Sadwave. Как и в преды­ду­щие разы, посе­ти­те­лей ждут око­ло 20 раз­но­жан­ро­вых гитар­ных команд на двух сце­нах (улич­ной и под кры­шей), мар­кет, диджеи, краф­то­вые напит­ки с едой и не только.

В пред­две­рии меро­при­я­тия мы пого­во­ри­ли с соор­га­ни­за­то­ром фести­ва­ля и редак­то­ром Sadwave Мак­си­мом Дин­ке­ви­чем о том, как изме­ни­лась панк-сце­на после 2022 года и поче­му каж­дый диай­вай-кон­церт сего­дня важен.


— Ты дав­но дру­жишь с изда­те­ля­ми само­го извест­но­го панк-фэн­зи­на в мире Maximumrocknroll. Что они ска­за­ли, когда узна­ли о назва­нии ваше­го фестиваля?

— Мы езди­ли к ребя­там из Maximumrocknroll в 2012 году и тогда же посе­ща­ли неко­то­рых пред­ста­ви­те­лей ста­рой редак­ции, кото­рые уже в MRR не участ­во­ва­ли. Плюс я состою в пере­пис­ке с несколь­ки­ми быв­ши­ми авторами.

Девуш­ки, кото­рые были глав­ны­ми редак­тор­ка­ми MRR в 2012 году, дав­но там не рабо­та­ют. Более того, жур­нал уже не выхо­дит и сей­час суще­ству­ет толь­ко в виде сай­та — я вооб­ще не пред­став­ляю, кто его дела­ет. Я захо­дил туда недав­но, к сожа­ле­нию, там всё печаль­но — появ­ля­ют­ся какие-то обнов­ле­ния раз в пару меся­цев. Кажет­ся, у них ста­биль­но выхо­дит толь­ко музы­каль­ный подкаст.

Мак­сим Динкевич

Я не полу­чал обрат­ной свя­зи от быв­ших и нынеш­них зна­ко­мых из MRR по пово­ду назва­ния фести­ва­ля. Но Лидия, одна из этих двух быв­ших редак­то­рок, лай­ка­ет мои посты с афи­ша­ми Minimum Pop. Думаю, что быв­шие сотруд­ни­ки MRR как мини­мум не против.

Мы же начи­на­ли делать фести­ва­ли в 2015 году, как раз в под­держ­ку MRR — наш пер­вый фест назы­вал­ся Maximumrocknroll Presents. Это была все­мир­ная акция: в один день по все­му миру про­хо­ди­ли кон­цер­ты под вывес­кой MRR. День­ги с шоу, по воз­мож­но­сти, шли на под­дер­жа­ние жиз­ни Maximumrocknroll.

Когда мы дела­ли эти гиги, то полу­ча­ли от MRR фид­б­эк, они даже опуб­ли­ко­ва­ли в жур­на­ле фото­гра­фии с пер­во­го фестиваля.

— Ваша коман­да так­же дела­ла Sadwave Fest. Это реб­рен­динг или совсем дру­гая история?

— Спу­стя три Sadwave Fest, про­ве­дён­ных в 2019–2021 годах, мы реши­ли немно­го вер­нуть­ся к кор­ням. Как я уже гово­рил, мы нача­ли с под­держ­ки Maximumrocknroll, кото­ро­го уже нет. Что­бы заце­мен­ти­ро­вать память о жур­на­ле, мы пере­име­но­ва­лись в Minimum Pop. На мой взгляд, Minimum Pop зву­чит более уни­вер­саль­но и боль­ше гово­рит о фести­ва­ле, чем назва­ние наше­го веб­зи­на. Что­бы пой­ти на Sadwave Fest, надо знать, что такое Sadwave. Чтоб понять, что такое Minimum Pop, как буд­то бы ника­ких осо­бых зна­ний не нуж­но. Но для тех, кто пони­ма­ет, в этом есть пас­хал­ка, что это Maximumrocknroll наоборот.

Sadwave Fest 2021

— У фести­ва­ля есть ответв­ле­ние — Minimum Pop Showcase. Чем оно отли­ча­ет­ся от основ­но­го Minimum Pop?

— Minimum Pop Showcase — это смотр менее извест­ных команд. Мы даём шанс высту­пить и отби­ра­ем кого-то для буду­щих боль­ших фестов. В ито­ге на Minimum Pop игра­ют не толь­ко масто­дон­ты, но и моло­дые группы.

— Ты в диай­вай-пан­ке дав­но и пом­нишь, когда фестом мог­ли назвать кон­церт трёх с поло­ви­ной групп в школь­ной раз­де­вал­ке. Насколь­ко силь­но ты чув­ству­ешь раз­ни­цу меж­ду орга­ни­за­ци­ей локаль­но­го гига с впис­кой музы­кан­тов на квар­ти­ре у дру­га и боль­шим меро­при­я­ти­ем с лайн-апом на два десят­ка групп, дидже­я­ми, мар­ке­том, афте­па­ти и прочим?

— Конеч­но, раз­ни­ца гигантская.

Как ни стран­но, мой пер­вый орга­ни­зо­ван­ный кон­церт был тоже панк-фести­ва­лем, при­чём двух­днев­ным. В 2009 году в Моск­ву при­ез­жа­ла ита­льян­ская груп­па Kalashnikov. Про­мо выгля­де­ло так: мы пове­си­ли в ЖЖ на панк-фору­ме несколь­ко афиш — и всё. В те вре­ме­на это­го было доста­точ­но: вся тусов­ка соби­ра­лась в очень закры­тых интер­нет-сооб­ще­ствах, и мож­но было про­сто вбро­сить инфор­ма­цию, что­бы все при­шли. Плюс тогда ино­стран­ные кон­цер­ты про­хо­ди­ли не очень часто.

Сей­час такая ситу­а­ция, что надо выхо­дить за рам­ки узко­го комью­ни­ти, поэто­му нуж­но мно­го внеш­ней рекла­мы. Надо рас­про­стра­нять инфор­ма­цию по не толь­ко пан­ков­ским теле­грам-кана­лам, а, напри­мер, по паб­ли­кам про инди-куль­ту­ру и более попу­ляр­ную музы­ку. Ещё ста­ра­ем­ся ски­ды­вать про­мо в раз­ные город­ские медиа. По срав­не­нию с кон­цер­та­ми нуле­вых, это совер­шен­но дру­гая рабо­та по рекла­ме, орга­ни­за­ции и деньгам.

Minimum Pop Fest 2023

Мы не можем поз­во­лить себе не делать боль­шое про­мо, ина­че про­сто выле­тим в тру­бу. Арен­да клу­ба и аппа­ра­та, рабо­та пер­со­на­ла, гоно­ра­ры музы­кан­тов — всё доро­жа­ет с каж­дым годом, из-за инфля­ции и не толь­ко. Поэто­му нуж­но при­ла­гать гораз­до боль­ше уси­лий, что­бы фести­валь состо­ял­ся, мы не ушли в серьёз­ный минус и все были довольны.

Наша коман­да, конеч­но, рас­ши­ри­лась. Фести­валь в 2009 году мы дела­ли вдво­ём с дру­гом. Сей­час нас боль­ше деся­ти чело­век: кто-то отве­ча­ет за афи­ши, кто-то — за тех­ни­че­скую часть, отдель­ный чело­век — за мар­кет, есть тех­ни­че­ский дирек­тор, кото­рый зани­ма­ет­ся аппа­ра­том, и так далее. Невоз­мож­но это вывез­ти одно­му, вдво­ём или даже втро­ём. Очень мно­го слож­ных задач, важ­но нигде не налажать.

Рабо­ты и затрат ста­ло силь­но боль­ше, мас­шта­бы вырос­ли, но и радо­сти от резуль­та­та тоже боль­ше — вот такие отличия.

Minimum Pop Fest 2023

— Есть ли груп­пы, чьё уча­стие для тебя осо­бен­но дорого?

— Уча­стие всех групп доро­го. Было бы стран­но кого-то отме­чать, пото­му что все дела­ем одно дело и все молод­цы. Для меня совер­шен­но искренне боль­шая честь, что люди берут­ся с нами сотруд­ни­чать. Уди­ви­тель­но, сколь­ко уже лет дела­ем кон­цер­ты, а для меня каж­дое согла­сие груп­пы, кото­рую я хотел бы видеть у нас на фести­ва­ле, как малень­кий праздник.

Я осо­бен­но рад коман­дам, не вхо­дя­щих в спи­сок обыч­ных групп, кото­рых от нас ожи­да­ют. Есть кол­лек­ти­вы немнож­ко не из панк-мира, но класс­ные. Я очень люб­лю экс­пе­ри­мен­ты, всё новое и необыч­ное, и для меня каж­дое неожи­дан­ное появ­ле­ние груп­пы на нашем фести­ва­ле — отдель­ная побе­да. Могу назвать мини­мум два таких случая.

Пер­вый — это «Маш­нин­бэнд» на Minimum Pop Fest в 2022 году. Я боль­шой поклон­ник Андрея Маш­ни­на, с юно­сти его слу­шаю — и вот он игра­ет на нашем фести­ва­ле, мы хоро­шо про­во­дим вре­мя, ему всё нра­вит­ся. Я был счастлив.

«Маш­нин­бэнд», Minimum Pop Fest 2022

Вто­рой — «Крас­но­зна­мён­ная диви­зия име­ни моей бабуш­ки». Это диай­вай, но не панк-рок: груп­па, кото­рая высту­па­ла на «Пик­ни­ке Афи­ши» и дру­гих боль­ших фести­ва­лях и хоро­шо соби­ра­ет соль­но; она ско­рее для семей­но­го про­слу­ши­ва­ния. Тем не менее ребя­та из «Диви­зии» очень класс­ные и труш­ные, тоже любят экс­пе­ри­мен­ты, спе­ци­аль­но для фести­ва­ля обе­ща­ли под­го­то­вить про­грам­му пожест­че. Я знаю, они подой­дут к делу с душой и ответ­ствен­но­стью, и это тоже будет праздник.

«Крас­но­зна­мён­ная диви­зия име­ни моей бабушки»

— Не было жела­ния запо­лу­чить на фест какой-нибудь гром­кий реюнион?

— У нас дав­но есть внут­рен­ний мем: «Чей рею­ни­он сде­ла­ем?» Каж­дый год мы пере­би­ра­ем все рею­ни­о­ны, кото­рые толь­ко при­хо­дят в голо­ву, реа­ли­стич­ные и нет. Я даже был готов най­ти музы­кан­тов коман­дам, у кото­рых не хва­та­ло участ­ни­ков, чтоб они сде­ла­ли хотя бы корот­кую программу.

Рею­ни­он — класс­ный фор­мат. Одна­ко собрать музы­кан­тов, кото­рые до это­го дол­гое вре­мя не игра­ли, — это отдель­ная зада­ча, отдель­ная моти­ва­ция, часто — отдель­ные день­ги. Так что пока, к сожа­ле­нию, не полу­чи­лось. Но мы будем про­дол­жать пытаться!

Minimum Pop Fest 2022

— Рас­смат­ри­ва­ли ли вы воз­мож­ность при­вез­ти на фести­валь зару­беж­ных гостей?

— Нет, сей­час это сде­лать очень слож­но. Мы каж­дый раз не уве­ре­ны, что оку­пим­ся, и пока не реша­ем­ся рис­ко­вать с зару­беж­ны­ми гостя­ми. Плюс с ино­стран­ны­ми груп­па­ми надо дого­ва­ри­вать­ся зна­чи­тель­но рань­ше, чем мы начи­на­ем гото­вить­ся к фести­ва­лю. До 2022 года нуж­но было общать­ся как мини­мум за пол­го­да-год, сей­час вооб­ще непо­нят­но, как при­во­зить ино­стран­цев, пото­му что про­бле­мы с виза­ми, логи­сти­кой и прочим.

Навер­ное, Денис Алек­се­ев из «Газе­ли смер­ти», кото­рый пря­мо сей­час турит с бра­зиль­ца­ми по Рос­сии, со мной не согла­сит­ся. Но он ско­рее возит энту­зи­а­стов, кото­рые гото­вы за при­е­хать за свой счёт, чтоб побы­вать здесь, им это инте­рес­но. Одна­ко не все такие, мно­гие дума­ют про день­ги. Кому-то хва­та­ет моти­ва­ции при­е­хать в Рос­сию, пото­му что им хочет­ся про­сто поту­сить в незна­ко­мой стране. А для кого-то — воз­мож­но, для боль­шин­ства, — этой моти­ва­ции уже маловато.

— Какие самые забав­ные отзы­вы о фести­ва­ле ты слышал?

— Лайн-ап отстой, биле­ты доро­гие, охра­на неадек­ват. Шут­ка, но не совсем. Из хоро­ше­го — какая-то девоч­ка писа­ла в ком­мен­тах встре­чи: «Как здо­ро­во валять­ся с незна­ко­мым чело­ве­ком в гря­зи на улич­ном танц­по­ле под „Супер­коз­лов“, а потом с ним же валять­ся дома в кровати».

«Супер­коз­лы», Minimum Pop Fest 2023

— За послед­ние два года Рос­сию поки­ну­ло мно­го моло­дых людей. Как орга­ни­за­тор, ты почув­ство­вал отъ­езд музы­кан­тов и потен­ци­аль­ной пуб­ли­ки? Намно­го ли обед­не­ла оте­че­ствен­ная панк-сцена?

— Конеч­но, невоз­мож­но это не заме­тить. Я почув­ство­вал отъ­езд музы­кан­тов, потен­ци­аль­ной пуб­ли­ки, сво­их дру­зей, себя отча­сти. Я не уехал с кон­ца­ми, но стал чаще путешествовать.

У несколь­ких групп, кото­рые мы хоте­ли позвать, один-два музы­кан­та не в стране, а быва­ет, что и поло­ви­на коман­ды за рубе­жом. По пуб­ли­ке — то же самое. У меня есть боль­шие чаты с дру­зья­ми, кото­рые уеха­ли. Если бы не собы­тия 2022 года, эти ребя­та мог­ли быть в Москве, в Рос­сии, и прий­ти на фестиваль.

Сце­на обед­не­ла — нель­зя ска­зать, насколь­ко силь­но, нет такой мет­ри­ки. Тем не менее сей­час недо­стат­ка групп в Рос­сии нет. Две-три груп­пы уеха­ли или рас­па­лись — появи­лось пять новых. Всем нра­вит­ся зани­мать­ся музы­кой, толь­ко в Москве, навер­ное, тыся­ча групп раз­но­го уров­ня на любой вкус. Дви­жу­ха не пре­кра­ща­ет­ся, но состав её изме­нил­ся — это заметно.

— Упал ли спрос на панк после 2022 года?

— Мне слож­но судить. С одной сто­ро­ны, мно­гие уеха­ли, с дру­гой — людям всё рав­но нуж­но куда-то ходить, слу­шать музы­ку, общать­ся, тусо­вать­ся и так далее. Спрос как мини­мум не упал.

Потреб­ность куда-то выби­рать­ся у мно­гих повы­си­лась. Люди ста­ли боль­ше ценить такие момен­ты, пони­мая, насколь­ко сей­час всё хруп­ко и нестабильно.

Minimum Pop Fest 2023

— Адап­ти­ру­ет­ся ли сце­на к новым условиям?

— Да. Посмот­ри, сколь­ко кон­цер­тов каж­дую неде­лю про­ис­хо­дит — мы еле успе­ва­ем анон­си­ро­вать на Sadwave. Сце­на про­дол­жа­ет жить, бур­лить, воз­ни­ка­ют груп­пы, про­во­дит­ся куча концертов.

Какие-то фести­ва­ли закры­лись, уеха­ли орга­ни­за­то­ры, но, опять же, на их месте как буд­то пять новых появи­лись. Может быть, не таких мас­штаб­ных, но тем не менее. Свя­то место пусто не бывает.

Minimum Pop Fest 2022

— Кон­сер­ва­тив­ный режим может стать поч­вой для новой вол­ны про­тестной музыки?

— Может, но сей­час вся реаль­но про­тест­ная музы­ка про­те­сту­ет из-за рубе­жа. Уехав­шие арти­сты могут выра­жать­ся откры­то. В Рос­сии есть несколь­ко доста­точ­но круп­ных групп, кото­рые гово­рят эзо­по­вым язы­ком, мяг­ко, но уже за это им огром­ный респект. Они в ката­стро­фи­че­ском меньшинстве.

Из ярких арти­стов, кото­рые за сло­вом в кар­ман не поле­зут, в стране остал­ся Шев­чук. Я рад, что с ним всё хоро­шо, что он не ино­агент. Я так пони­маю, что его осо­бо не прес­су­ют, хотя кон­цер­ты в Рос­сии он боль­ше не даёт. Есть ещё пара подоб­ных команд, но не хочу к ним при­вле­кать лиш­нее вни­ма­ние, что­бы не подставить.

Если ты не опу­стил руки, не впал в депрес­сию или в какие-то деструк­тив­ные зави­си­мо­сти, про­дол­жа­ешь делать своё дело — это уже во мно­гом про­тест. Сей­час выска­зы­вать­ся откры­то в Рос­сии опас­но, поэто­му боль­шин­ство не рис­ку­ет. Осуж­дать таких людей не могу.

Мне кажет­ся, в нашем кру­гу все всё пони­ма­ют и, воз­мож­но, пря­мое выска­зы­ва­ние в дан­ном слу­чае не так уж необ­хо­ди­мо. Доста­точ­но того, что ты при­шёл, уви­дел сво­их ребят, вы друг от дру­га заря­ди­лись энер­ги­ей, и уже как буд­то не всё так пло­хо. Это уже мно­го, толь­ко сей­час пони­ма­ешь насколь­ко. Мы всё ещё живы, поэто­му давай­те про­дол­жать что-то делать: играть в музы­ку, орга­ни­зо­вы­вать кон­цер­ты, сни­мать видео, рисо­вать, помо­гать кому-то и так далее.

— Панк-рок сло­мал тебе жизнь?

— Панк-рок — это инстру­мент, как моло­ток. Мож­но ли ска­зать, что любой моло­ток обя­за­тель­но сло­ма­ет тебе жизнь? Если исполь­зо­вать моло­ток, руч­ку, вил­ку с лож­кой не по назна­че­нию — любая эта шту­ка сло­ма­ет тебе жизнь. Но если поль­зо­вать­ся пра­виль­но, пони­мая, зачем тебе нужен тот или иной инстру­мент, то всё будет толь­ко впрок.

Наобо­рот, панк-рок мне мно­го чем помог. Бла­го­да­ря пан­ку у меня появи­лись мно­го зна­ко­мых, дру­зей, вопло­щён­ных и пока не вопло­щён­ных идей, над кото­ры­ми мы с дру­зья­ми рабо­та­ем. Я верю и вижу, что мы дела­ем доб­рое дело и ста­ра­ем­ся при­вле­кать к себе таких же людей.


Биле­ты на Minimum Pop Fest: https://minimumpopfest.ticketscloud.org/

Подроб­нее о фести­ва­ле — во встре­че ВК и в теле­грам-кана­ле Sadwave.

Поделиться