7 сентября в московском клубе ARMA (Шарикоподшипниковская, 13) состоится третий Minimum Pop — ежегодный фестиваль диайвай-панка, организованный командой вебзина Sadwave. Как и в предыдущие разы, посетителей ждут около 20 разножанровых гитарных команд на двух сценах (уличной и под крышей), маркет, диджеи, крафтовые напитки с едой и не только.
В преддверии мероприятия мы поговорили с соорганизатором фестиваля и редактором Sadwave Максимом Динкевичем о том, как изменилась панк-сцена после 2022 года и почему каждый диайвай-концерт сегодня важен.
— Ты давно дружишь с издателями самого известного панк-фэнзина в мире Maximumrocknroll. Что они сказали, когда узнали о названии вашего фестиваля?
— Мы ездили к ребятам из Maximumrocknroll в 2012 году и тогда же посещали некоторых представителей старой редакции, которые уже в MRR не участвовали. Плюс я состою в переписке с несколькими бывшими авторами.
Девушки, которые были главными редакторками MRR в 2012 году, давно там не работают. Более того, журнал уже не выходит и сейчас существует только в виде сайта — я вообще не представляю, кто его делает. Я заходил туда недавно, к сожалению, там всё печально — появляются какие-то обновления раз в пару месяцев. Кажется, у них стабильно выходит только музыкальный подкаст.
Я не получал обратной связи от бывших и нынешних знакомых из MRR по поводу названия фестиваля. Но Лидия, одна из этих двух бывших редакторок, лайкает мои посты с афишами Minimum Pop. Думаю, что бывшие сотрудники MRR как минимум не против.
Мы же начинали делать фестивали в 2015 году, как раз в поддержку MRR — наш первый фест назывался Maximumrocknroll Presents. Это была всемирная акция: в один день по всему миру проходили концерты под вывеской MRR. Деньги с шоу, по возможности, шли на поддержание жизни Maximumrocknroll.
Когда мы делали эти гиги, то получали от MRR фидбэк, они даже опубликовали в журнале фотографии с первого фестиваля.
— Ваша команда также делала Sadwave Fest. Это ребрендинг или совсем другая история?
— Спустя три Sadwave Fest, проведённых в 2019–2021 годах, мы решили немного вернуться к корням. Как я уже говорил, мы начали с поддержки Maximumrocknroll, которого уже нет. Чтобы зацементировать память о журнале, мы переименовались в Minimum Pop. На мой взгляд, Minimum Pop звучит более универсально и больше говорит о фестивале, чем название нашего вебзина. Чтобы пойти на Sadwave Fest, надо знать, что такое Sadwave. Чтоб понять, что такое Minimum Pop, как будто бы никаких особых знаний не нужно. Но для тех, кто понимает, в этом есть пасхалка, что это Maximumrocknroll наоборот.
— У фестиваля есть ответвление — Minimum Pop Showcase. Чем оно отличается от основного Minimum Pop?
— Minimum Pop Showcase — это смотр менее известных команд. Мы даём шанс выступить и отбираем кого-то для будущих больших фестов. В итоге на Minimum Pop играют не только мастодонты, но и молодые группы.
— Ты в диайвай-панке давно и помнишь, когда фестом могли назвать концерт трёх с половиной групп в школьной раздевалке. Насколько сильно ты чувствуешь разницу между организацией локального гига с впиской музыкантов на квартире у друга и большим мероприятием с лайн-апом на два десятка групп, диджеями, маркетом, афтепати и прочим?
— Конечно, разница гигантская.
Как ни странно, мой первый организованный концерт был тоже панк-фестивалем, причём двухдневным. В 2009 году в Москву приезжала итальянская группа Kalashnikov. Промо выглядело так: мы повесили в ЖЖ на панк-форуме несколько афиш — и всё. В те времена этого было достаточно: вся тусовка собиралась в очень закрытых интернет-сообществах, и можно было просто вбросить информацию, чтобы все пришли. Плюс тогда иностранные концерты проходили не очень часто.
Сейчас такая ситуация, что надо выходить за рамки узкого комьюнити, поэтому нужно много внешней рекламы. Надо распространять информацию по не только панковским телеграм-каналам, а, например, по пабликам про инди-культуру и более популярную музыку. Ещё стараемся скидывать промо в разные городские медиа. По сравнению с концертами нулевых, это совершенно другая работа по рекламе, организации и деньгам.
Мы не можем позволить себе не делать большое промо, иначе просто вылетим в трубу. Аренда клуба и аппарата, работа персонала, гонорары музыкантов — всё дорожает с каждым годом, из-за инфляции и не только. Поэтому нужно прилагать гораздо больше усилий, чтобы фестиваль состоялся, мы не ушли в серьёзный минус и все были довольны.
Наша команда, конечно, расширилась. Фестиваль в 2009 году мы делали вдвоём с другом. Сейчас нас больше десяти человек: кто-то отвечает за афиши, кто-то — за техническую часть, отдельный человек — за маркет, есть технический директор, который занимается аппаратом, и так далее. Невозможно это вывезти одному, вдвоём или даже втроём. Очень много сложных задач, важно нигде не налажать.
Работы и затрат стало сильно больше, масштабы выросли, но и радости от результата тоже больше — вот такие отличия.
— Есть ли группы, чьё участие для тебя особенно дорого?
— Участие всех групп дорого. Было бы странно кого-то отмечать, потому что все делаем одно дело и все молодцы. Для меня совершенно искренне большая честь, что люди берутся с нами сотрудничать. Удивительно, сколько уже лет делаем концерты, а для меня каждое согласие группы, которую я хотел бы видеть у нас на фестивале, как маленький праздник.
Я особенно рад командам, не входящих в список обычных групп, которых от нас ожидают. Есть коллективы немножко не из панк-мира, но классные. Я очень люблю эксперименты, всё новое и необычное, и для меня каждое неожиданное появление группы на нашем фестивале — отдельная победа. Могу назвать минимум два таких случая.
Первый — это «Машнинбэнд» на Minimum Pop Fest в 2022 году. Я большой поклонник Андрея Машнина, с юности его слушаю — и вот он играет на нашем фестивале, мы хорошо проводим время, ему всё нравится. Я был счастлив.
Второй — «Краснознамённая дивизия имени моей бабушки». Это диайвай, но не панк-рок: группа, которая выступала на «Пикнике Афиши» и других больших фестивалях и хорошо собирает сольно; она скорее для семейного прослушивания. Тем не менее ребята из «Дивизии» очень классные и трушные, тоже любят эксперименты, специально для фестиваля обещали подготовить программу пожестче. Я знаю, они подойдут к делу с душой и ответственностью, и это тоже будет праздник.
— Не было желания заполучить на фест какой-нибудь громкий реюнион?
— У нас давно есть внутренний мем: «Чей реюнион сделаем?» Каждый год мы перебираем все реюнионы, которые только приходят в голову, реалистичные и нет. Я даже был готов найти музыкантов командам, у которых не хватало участников, чтоб они сделали хотя бы короткую программу.
Реюнион — классный формат. Однако собрать музыкантов, которые до этого долгое время не играли, — это отдельная задача, отдельная мотивация, часто — отдельные деньги. Так что пока, к сожалению, не получилось. Но мы будем продолжать пытаться!
— Рассматривали ли вы возможность привезти на фестиваль зарубежных гостей?
— Нет, сейчас это сделать очень сложно. Мы каждый раз не уверены, что окупимся, и пока не решаемся рисковать с зарубежными гостями. Плюс с иностранными группами надо договариваться значительно раньше, чем мы начинаем готовиться к фестивалю. До 2022 года нужно было общаться как минимум за полгода-год, сейчас вообще непонятно, как привозить иностранцев, потому что проблемы с визами, логистикой и прочим.
Наверное, Денис Алексеев из «Газели смерти», который прямо сейчас турит с бразильцами по России, со мной не согласится. Но он скорее возит энтузиастов, которые готовы за приехать за свой счёт, чтоб побывать здесь, им это интересно. Однако не все такие, многие думают про деньги. Кому-то хватает мотивации приехать в Россию, потому что им хочется просто потусить в незнакомой стране. А для кого-то — возможно, для большинства, — этой мотивации уже маловато.
— Какие самые забавные отзывы о фестивале ты слышал?
— Лайн-ап отстой, билеты дорогие, охрана неадекват. Шутка, но не совсем. Из хорошего — какая-то девочка писала в комментах встречи: «Как здорово валяться с незнакомым человеком в грязи на уличном танцполе под „Суперкозлов“, а потом с ним же валяться дома в кровати».
— За последние два года Россию покинуло много молодых людей. Как организатор, ты почувствовал отъезд музыкантов и потенциальной публики? Намного ли обеднела отечественная панк-сцена?
— Конечно, невозможно это не заметить. Я почувствовал отъезд музыкантов, потенциальной публики, своих друзей, себя отчасти. Я не уехал с концами, но стал чаще путешествовать.
У нескольких групп, которые мы хотели позвать, один-два музыканта не в стране, а бывает, что и половина команды за рубежом. По публике — то же самое. У меня есть большие чаты с друзьями, которые уехали. Если бы не события 2022 года, эти ребята могли быть в Москве, в России, и прийти на фестиваль.
Сцена обеднела — нельзя сказать, насколько сильно, нет такой метрики. Тем не менее сейчас недостатка групп в России нет. Две-три группы уехали или распались — появилось пять новых. Всем нравится заниматься музыкой, только в Москве, наверное, тысяча групп разного уровня на любой вкус. Движуха не прекращается, но состав её изменился — это заметно.
— Упал ли спрос на панк после 2022 года?
— Мне сложно судить. С одной стороны, многие уехали, с другой — людям всё равно нужно куда-то ходить, слушать музыку, общаться, тусоваться и так далее. Спрос как минимум не упал.
Потребность куда-то выбираться у многих повысилась. Люди стали больше ценить такие моменты, понимая, насколько сейчас всё хрупко и нестабильно.
— Адаптируется ли сцена к новым условиям?
— Да. Посмотри, сколько концертов каждую неделю происходит — мы еле успеваем анонсировать на Sadwave. Сцена продолжает жить, бурлить, возникают группы, проводится куча концертов.
Какие-то фестивали закрылись, уехали организаторы, но, опять же, на их месте как будто пять новых появились. Может быть, не таких масштабных, но тем не менее. Свято место пусто не бывает.
— Консервативный режим может стать почвой для новой волны протестной музыки?
— Может, но сейчас вся реально протестная музыка протестует из-за рубежа. Уехавшие артисты могут выражаться открыто. В России есть несколько достаточно крупных групп, которые говорят эзоповым языком, мягко, но уже за это им огромный респект. Они в катастрофическом меньшинстве.
Из ярких артистов, которые за словом в карман не полезут, в стране остался Шевчук. Я рад, что с ним всё хорошо, что он не иноагент. Я так понимаю, что его особо не прессуют, хотя концерты в России он больше не даёт. Есть ещё пара подобных команд, но не хочу к ним привлекать лишнее внимание, чтобы не подставить.
Если ты не опустил руки, не впал в депрессию или в какие-то деструктивные зависимости, продолжаешь делать своё дело — это уже во многом протест. Сейчас высказываться открыто в России опасно, поэтому большинство не рискует. Осуждать таких людей не могу.
Мне кажется, в нашем кругу все всё понимают и, возможно, прямое высказывание в данном случае не так уж необходимо. Достаточно того, что ты пришёл, увидел своих ребят, вы друг от друга зарядились энергией, и уже как будто не всё так плохо. Это уже много, только сейчас понимаешь насколько. Мы всё ещё живы, поэтому давайте продолжать что-то делать: играть в музыку, организовывать концерты, снимать видео, рисовать, помогать кому-то и так далее.
— Панк-рок сломал тебе жизнь?
— Панк-рок — это инструмент, как молоток. Можно ли сказать, что любой молоток обязательно сломает тебе жизнь? Если использовать молоток, ручку, вилку с ложкой не по назначению — любая эта штука сломает тебе жизнь. Но если пользоваться правильно, понимая, зачем тебе нужен тот или иной инструмент, то всё будет только впрок.
Наоборот, панк-рок мне много чем помог. Благодаря панку у меня появились много знакомых, друзей, воплощённых и пока не воплощённых идей, над которыми мы с друзьями работаем. Я верю и вижу, что мы делаем доброе дело и стараемся привлекать к себе таких же людей.
Билеты на Minimum Pop Fest: https://minimumpopfest.ticketscloud.org/
Подробнее о фестивале — во встрече ВК и в телеграм-канале Sadwave.