Музей Бомжей, открывшийся в Санкт-Петербурге 1 апреля 2025 года, исследует бродяжничество и жизнь в большом городе «по ту сторону добра и зла». Как именно он рассказывает о столь сложной теме? Какую задачу в экспозиции выполняют восковые фигуры и запахи? Кто проводит экскурсии в Музее Бомжей?
Мы поговорили с двумя сотрудниками проекта — основателем Антоном Бородиным и куратором, социальным антропологом Зинаидой Головенко — о концепции музея, научной работе, планах, амбициях и стикерах с табличками бездомных.
— Антон, возможно, вы уже давали комментарии по этому поводу, но хотелось бы уточнить: за основу Музея Бомжей взята история какого-то реального человека или знакомого?
Антон Бородин (далее АБ — Ред.): Нет, за основу история какого-то реального человека или знакомого не бралась, потому что сам музей не предполагает какую-то одну историю. Мы рассказываем про историю бродяжничества в целом. Нам интересна история как дисциплина, в том числе связь с антропологическими процессами тоже. В музее мы рассказываем об истории бродяжничества от древних времен до конца 1990‑х годов.
— Когда вы проводили ресёрч перед открытием, не попадались ли вам аналоги подобных музеев в России или где-то за границей? Музеи, которые бы также затрагивали историю бродяжничества — может быть, и не целиком, но хотя бы частично.
АБ: Есть так называемый Museum of Homelessness в Великобритании, но это, по сути, только название, которое содержит в себе слово «музей». Де-факто это просто благотворительный проект. Я в этом музее не был и могу судить только исходя из материалов, которые можно изучить дистанционно — их сайт и публикации в Интернете. Нашему проекту интересно развитие именно в виде музея с соответствующими функциями и целями, то есть мы себя никогда не рассматривали и не рассматриваем как развлекательный проект или иммерсивное пространство. Мы скромно позволяем себя считать первым подобным музеем в России и, по большому счёту, первым и единственным в мире. Хотя, повторюсь, есть что-то в Великобритании, но тут надо заметить, что даже на сегодняшний день, на день нашего с нами интервью (середина сентября 2025 года — Ред.), в Великобритании для бездомных предусмотрена уголовная ответственность.
— Вы позиционируете себя как исследование «на стыке истории, социологии и антропологии». Зинаида, расскажите пожалуйста, что такое социальная антропология и что человек должен понимать, когда видит это словосочетание?
Зинаида Головенко (далее ЗГ — Ред.): Наверное, мне будет легче ответить, что такое музейная антропология, чем что такое антропология в целом. Музейная антропология — это социологические исследования, которые выполнены в качественном дизайне, то есть они не работают с большими данными, а работают, например, с интервью или небольшим материалом, который анализируется качественными методами непосредственно в пространстве музеев. Изначально музейная антропология была сосредоточена на этнографических музеях как таковых, потому что это пространство репрезентации других культур — антропология в широком смысле занимается культурами. Я сталкиваюсь с тем, что в разных местах учат по-разному, но на соцфаке СПбГУ нам говорили, с невероятно большой оговоркой, что антропология ближе к культурологии, чем к биологии, например.
— Как известно, среди методологического аппарата антропологов классическим методом считается полевое исследование. Известны ли какие-то попытки изучения бродяжничества как бы в живой среде обитания?
ЗГ: Мне видится так, что эти исследования, то есть включенные наблюдения по отношению к бездомным, ближе к популярной теме исследований маргинальности в США 1970—1980‑х годов. Не могу точно сказать, затрагивались ли там именно бродяги, но сама тема маргинальности, кто такие социальные маргиналы — это было на слуху.
Что касается российского контекста и исследования бездомных, то такие исследования существуют, но они как раз не очень популярны. Например, в прошлом году в Шанинке (Московская высшая школа социальных и экономических наук — Ред.) была большая конференция, организованная совместно с «Ночлежкой». В исследованиях бездомных я могу выделить, грубо говоря, два основных направления. Первое, на удивление, это про медицину, про медицинскую помощь бездомным, про распространение туберкулёза и социальную политику. Второе больше про социальную политику в широком смысле. Чуть реже встречаются темы философско-филологического характера — кого мы понимаем бездомными, откуда у нас слово «бомж» и так далее. В целом мне эта тема не кажется сильно разработанной.
— В таком случае, как можно расшифровать, что музей позиционируется как социально-антропологический проект, в частности Музей Бомжей?
ЗГ: Да, он, как и прописано на сайте, историко-антропологический проект, несмотря на то, что в первую очередь мы позиционируем себя как исторический музей. Антропология в этом контексте задает очень важную оптику — внимание к конкретному человеку, потому что антропология, как я сказала, это не про большие данные, не про статистику, а про конкретную жизнь конкретного человека.
— Если человек первый раз услышит про Музей Бомжей и зайдёт на ваш сайт, то увидит, что он может самостоятельно выбрать экскурсовода. Там представлен список, где можно встретить даже священника. То есть изначально посетитель может рассчитывать на то, что экскурсовод будет подавать тему со своей профессиональной и так или иначе мировоззренческой точки зрения. Интересно, как пришла идея такого фрейма?
АБ: Это произошло в процессе. Когда мы стали искать экскурсоводов, откликались совершенно разные люди, и, конечно, самих экскурсоводов привлекала нестандартность, необычность в названии музея. У нас довольно много экскурсоводов, и, как я уже сказал, откликались люди с разным опытом: и с опытом бродяжничества, и с историческим бэкграундом, экскурсионным опытом и так далее. Да, в том числе в штате есть православный батюшка. Ему не запрещено работать в миру, и он, собственно, у нас проводит экскурсии. Как вы правильно заметили, сам текст экскурсии один, но было бы невозможно, да и нежелательно, рассказывать его наизусть. Это была бы монотонная зубрёжка. Поэтому каждый рассказывает по большому счету своими словами.
Мы не стремимся и не хотим давать какие-то оценки; в значительной мере исторически беспристрастно рассказываем обо всём, но всё равно какую-то свою мировоззренческую позицию, этос, не побоюсь этого слова, человек вкладывает. Важно, чтобы те экскурсии, которые мы проводим, были живые. Когда ты проводишь сто экскурсий, то сам процесс может немного замыливаться, но мы предпринимаем определённые шаги, чтобы этого не происходило. Наша цель — это быть интересными. То есть нам как коммерческому частному музею важно, чтобы это было сделано не просто для галочки или для удовлетворения амбиций. Нам важно, чтобы к нам приходили люди, чтобы мы могли существовать, платить зарплату, аренду и так далее. Это первое; и второе — если что-то делаешь, то, конечно, надо делать это хорошо. Иначе зачем вообще тогда?
— Хотели бы задать ряд вопросов про экспозицию. Знаем, что в музее есть восковые фигуры. Для их создания вы опирались на исторические документы, справочники или фотографии?
АБ: Вопрос понятен, но я прежде всего хотел бы оговориться, что всё-таки мы не музей восковых фигур. В какой-то степени это вынужденная мера, чтобы решить ту музейную задачу, которая перед нами стояла, потому что понятно, что сама тема не предполагает большого объема материального наследия и, собственно, что же тогда экспонировать? Путём размышления мы пришли к выводу, что было бы интересно рассказывать историю и иллюстрировать её образами, потому что мы рассказываем о людях, которые находятся в тех или иных жизненных и временных обстоятельствах.
Что касается самих фигур, то изначально, когда первым этапом по проектированию музея была подготовка исторической базы, мы опирались на сделанную по нашему заказу научную работу по теме бродяжничества, которую писали люди с соответствующим образованием, со ссылками на литературу. Вторым шагом, после того, как такая работа была проделана и возникло понимание примерной концепции музея, мы стали смотреть, в каких точках мы можем остановиться и выбрать наиболее интересные моменты с исторической точки зрения и с точки зрения узнаваемости для людей.
Изначально планировалось 13 или 14 фигур, но было бы довольно трудоёмко и утомительно подобный объём информации укладывать в час времени. Что касается фотографий, то, конечно, если говорить о конце XIX века и дальше, то здесь можно найти документальные подтверждения, но в целом мы больше опирались на литературные источники и художественные книги. Положения фигур я сам придумал. Людям, которые занимались их изготовлением, я скидывал референсы, где сам сидел и стоял. Надо сказать, что экспозиция у нас будет расширяться в любом случае.

— Вопрос, скорее, к Зинаиде. У вас есть опыт работы (прохождение практики) в Российском этнографическом музее. Чем работа в камерном частном музее отличается от занятости в большой институции?
ЗГ: Спасибо, на самом деле интересный вопрос в том числе потому, что Музей Бомжей действительно очень маленький музей в плане рабочего коллектива. У нас есть какое-то количество людей, которое работает проектно, то есть подключается на конкретные задачи — например, дизайнеры. А люди, с которыми мы постоянно работаем, это очень маленький коллектив, и, это, конечно, сильно разнится от работы в Этнографическом. Тут в том числе следует оговориться, что я имею минимальные представления об организации там. Я общалась с сотрудниками и в том числе спрашивала их про организацию музея, про должностные полномочия и внутреннюю структуру. Российский этнографический музей — это музей федерального уровня и там работает большое количество человек. Исходя из этого мы можем представить, что эти люди выстроены в иерархию, начиная от директора и вниз. Что касается нашего музея, то это большая гибкость в плане организации, потому что коллектив маленький и задачи разделяются между всеми сотрудниками, и это в том числе влияет на общее представление о внутренней иерархии. Конечно, у нас есть директор, за которым последнее слово, потому что это его проект и его идея о том, как должен выглядеть музей. Но это всё равно более явно присутствующая горизонтальность, мы все друг друга слышим и все влияем на то, как музей развивается.
Ещё, конечно, существуют различия, которые ближе к музееведческой деятельности. Например, мы не ставим главной функцией хранение, как все музеи, — а музеи в принципе определяются как места хранения культур. Наша единственная функция хранения — это сохранить восковые фигуры, которые постоянно ломаются. Эта функция исключительно утилитарная. Практически всё остальное, что есть в нашем музее — интерактивно и не содержит в себе идею этого бесконечного хранения; то есть мы за то, чтобы люди ко всему прикасались. Мы можем позволить себе быть пространством, которое понимает, что да, эти вещи изживут себя по мере того, как люди будут их трогать, но зато это возможность соприкосновения и также вторая достаточно важная функция во многих музеях.
Научная работа у нас пока что, к сожалению, ведётся не так последовательно, как бы хотелось. Это всё, конечно, в больших долгоиграющих планах, но пока это не основная задача. Наша основная работа сейчас скорее популярная, чем научная — быть «третьим местом», площадкой для коммуникации. Конечно, мы опираемся на академическую базу, и в этом же смысле мероприятия, которые мы организуем с приглашенными спикерами, это тоже некоторая интеллектуальная научная планка.
— Всё-таки научные амбиции у музея есть?
ЗГ: У меня они точно есть, я не знаю, насколько мне удастся это реализовать, потому что наука это же очень суровый институт, очень строгий. Свой музей можно сделать и сказать: «У меня музей», и как бы с тобой общественное сознание спорить не будет. Но сказать, что у меня своя наука, уже будет сложнее, и тут надо более строго входить во все требования, которые существуют.
— Для частного музея, неважно, о чём он рассказывает, необходимо выстраивать коммерческий план, в том числе искать спонсоров. В выставочном пространстве музея проходят бесплатные мероприятия — например, фотовыставка Сергея Нарчука, который документировал жизнь бездомных «Ночлежки» на рубеже 1990‑х—2000‑х годов. Конечно, такие резонансные и интересные события привлекают к себе внимание. Но что касается стратегии долгосрочного сотрудничества, возможно ли просчитать это? Это, кажется, такое нелёгкое занятие…
АБ: Ну, нелёгкое занятие, да. У нас спонсоров нет, и поэтому нам важно, так сказать, положительное движение денежных средств. Есть музеи узкоспециализированные, например, «Ножи для подводной охоты», боюсь соврать, я в нём не был, но видел вывеску, или «Музей шахмат из камня», или что-то такое. Они появляются у человека, когда есть увлечение; он коллекционирует или занимается этим профессионально, или и то, и другое. Потом он хочет сделать следующий шаг. Понятно, что это не такая большая аудитория, но тоже если подумать, какие шаги предпринять, то можно сделать интересную историю. И, наверное, есть всё равно какие-то организации, которые так или иначе связаны с этой темой, которые могут как-то посодействовать, поспособствовать поддержанию на плаву вот такого места.
— А есть ли какая-то сложность организации работы музея, который специализируется сугубо на одной, хотя довольно-таки широкой, теме бродяжничества? И как в таком случае просчитывается работа вперёд, кураторская в том числе?
ЗГ: На самом деле, как я это успела подчеркнуть, тема широкая, и это важно понимать, потому что в мире существует очень большое количество моно-музеев, так называемых музеев по одной теме, где уже так не разыграешься. У моего двоюродного дяди это называется «Музей мясорубок». Ну что можно сделать в музее мясорубок? Или более, наверное, понятный всем пример с моно-музеями — музей, посвящённый одному писателю, музей-квартира, например. Там тоже можно стараться быть бесконечно амбициозным исследователем и доставать всё новые и новые подлинники конкретного писателя, но экспозиционной новизны как таковой это не принесёт. Наша сложность скорее в том, что сложно, как мне кажется, эту широкую тему сузить. Вот, например, первичное обозначение границ тематики было связано с географией, это история российского бродяжничества. Второе ограничение уже стало историческим — мы говорим о конкретном историческом периоде в тысячу лет. И это всё равно невероятный пласт истории, тут тоже можно закапываться бесконечно. В этом смысле я вижу больше проблем вокруг репрезентации.
Что касается организации постоянной экспозиции, этим занимался арт-директор изначально при музее, и он очень хорошо выполнил свою функцию, я бы сказала, достаточно исчерпывающе. По мере нашего развития, обсуждений и мыслей на все эти темы стали появляться дополнения, которые кажутся необходимыми, какие-то тематические подблоки, которые очень хочется отразить, хотя они могут немного «вываливаться» из того нарратива, который мы выстроили.
— То есть тема настолько широкая, что гораздо сложнее сузить, чем упереться в какой-то лимит?
ЗГ: Да.
— Поступали ли вам пожелания к содержательной части экспозиции за те полгода, что вы работаете? Возможно, что-то взяли на заметку или уже успели внедрить в экспозиционную часть?
АБ: У нас есть книга отзывов и предложений, которая просто шикарная, можно прийти и даже одну эту книгу полистать, потому что люди пишут очень много добрых слов. Там уже организовался флешмоб — кто может рисовать, оставляет зарисовки на своём листочке, и иногда вполне впечатляющие, поэтому я даже не берусь выделить что-то одно. Предложений много, на многие мы откликаемся и планируем или на межсезонье, или на будущие сезоны. Многим нравится идея ольфакторного сопровождения — подбора запахов для каждой локации и каждого персонажа. Люди предлагают свои идеи на этот счёт.

У нас есть такая зона, где изначально была идея проводить мероприятия, концерты, кинопоказы и лекции. Они бесплатные, и это хорошая возможность интересно провести время, как мне кажется, если конкретная тема мероприятий тебе интересна. Кстати, недавно у нас был Станислав Владимирович Дробышевский. Случайно к нам зашёл, и мы предварительно договорились на конец ноября — начало декабря провести у нас лекцию с учётом его антропологического дискурса.
ЗГ: У меня на этот вопрос не такие прямые и ожидаемые ответы, потому что мне кажется, что наша экспозиция наоборот, перенасыщена в том смысле, что у нас же посещение музея только с экскурсией, а мы рассказываем очень много всего, потому что повествование включает в себя тысячу лет. Люди, как правило, выходят довольные и радостные, даже в шоке. Все очень хотят вот эти ароматы, которые у нас представлены на экспозиции в качестве мерча. Я не помню, откуда родилась идея, но мы её реализовали, хотя у меня сначала были этические сомнения… Посетителям очень понравилась идея с табличками бездомных, которые мы выкупали в Петербурге. В какой-то момент кто-то из экскурсоводов предложил положить такие же пустые картонки, чтобы посетители могли бы написать там что-то. Это пользуется большим спросом, таблички просто разлетаются, их не успеваешь приносить в музей.

— Это то, что в вашем стикер-паке в Телеграме, правильно?
ЗГ: Да это оно. И ещё одно важное направление работы, тоже связанное с экспозицией, это инклюзия. Это то, что мы делаем, в том числе по запросу людей. Антон, может, рассказывал про то, как на сайте мы максимально оперативно внедряли функцию для слабовидящих, чтобы всё было контрастно. В октябре, я надеюсь, мне удастся пообщаться побольше с Библиотекой для слабовидящих в Петербурге, которая организует масштабные школы, семинары для сотрудников разных культурных учреждений по разноплановой инклюзии.
— А кто-то спрашивал у вас с иронией или наоборот с прямым укором, о приглашении в пространство музея и лектория настоящих бомжей?
ЗГ: Тут у меня есть два ответа. Во-первых, мы и так это делаем. У нас есть Валерий Соколов, конечно, сейчас он уже не бездомный, но это великий бомж, человек с большим опытом бездомности. Во-вторых, у нас есть Борис Узилевский, петербургский бездомный, очень интеллигентный человек. Он у нас в музее иногда присутствует на мероприятиях, и даже свои мероприятия у него были. А так, конечно, это звучит не в формате укора или претензии, а скорее в формате иронии, юмора. Люди очень часто, когда заходят в музей, интересуются: «А чего, реально бомжи будут?», и как бы непонятно — они спрашивают про тематику музея или про реальных бомжей в музее. Вот эта двойная игра смыслов происходит.
— Их удивляет экзотика, или такая «капитализация» бродяжничества, если это можно так назвать?
ЗГ: Мне кажется, скорее людям непонятно, что может быть предметом экспонирования, и поэтому они спрашивают об этом в том числе. Может быть это, кстати, это наше «кунсткамерское воспитание», мол, покажите мне что-то необычное и настоящее в банке.
— А потом шок, заголовок: «Распространителем листовок Музея Бомжей работает настоящий бомж»…
ЗГ: Мы хотели так сделать… Это то, что делал Валерий Соколов (организатор проекта «Ночлежка» — Ред.), пока у него существовала газета. У него же в чём была идея, помимо «Ночлежки»: газету, которую он печатал, распространяли бездомные, чтобы они могли получать свою денежку. По сути, с листовками это та же самая тема.
— Хотели бы спросить про художественную жизнь вашего музея, поскольку вы проводили и фотовыставки, и выставки современного искусства. Как это сочетается с основной тематикой музея — это скорее дополнение или это самостоятельные проекты, которые просто по-своему отображают феномен бродяжничества?
ЗГ: Это интересная постановка вопроса, я это вижу скорее целым, ведь и сама экспозиция у нас в известной мере художественная, потому что это не конкретные люди, а художественные персонажи и обобщения. Пространство фойе, которое мы занимаем под выставки, связаны больше с искусством, но им не ограничивается. Конечно, это и самостоятельный проект, потому что это вполне законченная выставка с отдельной историей и кураторской работой на определённую тему, как правило, на более конкретную, чем наш музей. В принципе, временные выставки в любом музее призваны к созданию некоторой динамики внутри, к тому, чтобы экспозиция менялась. Чтобы, например, в формате временных выставок можно было затрагивать или делать акценты на разных темах в разное время. Это тоже, кстати, инструмент очень полезный в музейном пространстве.

— Вы открылись 1 апреля 2025 года, активно работаете больше полугода. За это время поступали предложения о сотрудничестве с площадками Санкт-Петербурга, возможно, даже других городов?
АБ: Много. Разные предложения поступают, но предложений в стиле: «Давай я тебе дам денег» или «Давай я тебе дам медийности», конечно же, нет. Обычно наоборот, в основном предложения связаны с тем, чтобы присоединиться к нашей медийности. Поэтому каких-то совсем вау-предложений нет, но пишет много разных людей — поэтов, художников, музыкантов. С кем-то мы договариваемся, кого-то там держим про запас, потому что у нас тоже есть план развития, и мы его придерживаемся. Например, нам передали песню в дар. У нас есть идеи, как её использовать, но мы пока до неё не добрались. Кто-то нам передал в дар картину, и это не единственный случай.
От организаций предложений нет, а от людей писем и разных обращений очень много. Людям это близко, понятно и интересно. Опять же, мы же говорим не только о бродягах 2025 года и каких-то стереотипах, которые существуют о людях с алкогольной зависимостью, которые у тебя «стреляют» деньги на Сенной. Мы же не об этом говорим. Нашему музею интересна история бродяжничества. У каждого своя история и своя причина, почему человек оказался именно в этой точке пространства и времени, почему он выбрал такую жизнь и так далее. Эта причина разная — и религиозная, и связанная с криминалом, с общей ситуацией жизненного невезения, каким-то стремлением к свободе. Все истории, все причины разные, и поэтому у людей это находит отклик, вот что я хотел сказать.
— Да, кажется, что это важный показатель, когда всё-таки есть обратная связь и, можно сказать, даже душевная, тёплая, обратная связь.
АБ: Добрая, да, мы про добрых людей и для добрых людей. «А для злых людей мы сами волки…».
Читайте также:
— Бизнес «Христа ради»: профессиональные нищие и бродяги дореволюционной России;










