«Новый стиль совершенно заполонил Европу и сделался космополитичен, как вагон норд-экспресса, в один день пробегающий Германию, Бельгию и Францию», — писал о модерне в начале ХХ века Сергей Дягилев. В России модерн приобрёл новые черты, которые сильно отличали его от западноевропейской традиции. Помимо общих тенденций вроде ухода от прямых линий и углов, большого количества растительных мотивов, использования новых методов и техник в работе, активного развития прикладного искусства, развивались и национальные черты.
22 декабря в Музее Москвы пройдёт лекция «„Жизнь в стиле модерн“: женский образ в культуре и искусстве начала XX века». Слушатели узнают, насколько сильно новый стиль повлиял на героинь того времени, как формировался образ ангельской и демонической женщин и что означало быть красивой в эпоху модерна. Лекцию прочитает Елена Охотникова — кандидат культурологии, преподаватель НИУ ВШЭ, автор и лектор образовательного проекта «Магистерия», член Ассоциации искусствоведов.
В преддверии новой встречи в рамках совместного проекта VATNIKSTAN и Музея Москвы «XX век: опыт изучения» Алексей Киреенко задал Елене Охотниковой несколько вопросов об особенностях модерна, о настроениях в обществе рубежа веков и о том, каково это — жить «в стиле модерн».
— В какой момент вы поняли, что хотите связать жизнь с изучением искусства?
— В 17-летнем возрасте, когда я поступала в университет, мне были одинаково интересны три вещи: искусство, иностранные языки и психология. В итоге первым образованием стала история искусств, языки и психология — вторым и третьим.
Я поступила на искусствоведение с довольно неясным представлением о том, чем именно искусствоведы занимаются. На вопрос «а что это за профессия», который задавала мне бабушка, точного ответа у меня тогда не было.
Мне думается, что искусствоведение — это прежде всего образование, а уже потом — профессия, своего рода рамка, в которой ты существуешь. В процессе углубления в исследования иногда понимаешь, что твою рамку нужно редактировать — расширять или менять угол, точку взгляда. Например, я защищала диссертацию уже в области культурологии. В конкретно моём материале мне нужна была рамка шире, мне было интересно посмотреть на предмет исследования не только изнутри самого явления, но и «со стороны», со всех сторон сразу. В этом смысле я мало похожа на классического искусствоведа-предметника.
— К какому типу искусствоведов вы причисляете себя?
— Есть несколько направлений, где мы работаем. Это могут быть музеи — работа непосредственно с вещами, коллекциями. Есть экспертиза и дилерство, есть теория — тут больше научная работа, исследования. Есть преподавательская часть и есть популяризаторство искусства. Мне интересно последнее.
Я соблюдаю «цеховые правила»: у меня есть степень кандидата наук, я пишу научные статьи и издаю книги.
Моя работа в том, чтобы говорить с людьми. Она про то, чтобы давать инструменты общения с искусством без посредников, чтобы понятными словами объяснять сложные вещи, показывать связи, приходить в диалоге к интересным выводам. Что не отрицает академического направления, которого достаточно в моей жизни.
— Всегда ли в России был запрос на знакомство с искусством? В формате «хочу посетить лекцию искусствоведа, чтобы лучше разбираться в том или ином направлении».
— Я не так долго живу на свете, чтобы с уверенностью отвечать, было ли так всегда. По моим личным наблюдениям, интерес к самообразованию в целом и области искусства конкретно значительно возрос в последнее десятилетие. Понятно, что научные лектории при музеях, экскурсии, передачи были и раньше, но сейчас немного изменился формат. Готовя публичную лекцию или лекцию для курса, ты задумываешь её как самоценную капсулу — чтобы человек через час времени, которое он посвятил этому, ушёл с инструментарием и ответами.
Меня восхищает интерес людей: всё реже я слышу что-то вроде «не люблю я такого-то художника или такое-то направление». Люди хотят разобраться, хотят узнать, и это очень правильный путь.
То, что мы знаем, меняет то, что мы способны увидеть. Любовь к чему-либо — в человеческих отношениях, кстати, тоже — возникает, когда мы узнаём, когда вкладываемся в этот процесс узнавания. Есть влюблённость — удивительный эмоциональный «аванс», когда что-то нас поражает, привлекает внимание. Но для глубокого и стабильного чувства нужно знание.
Ещё в этом процессе интереса к самообразованию, который очень роднит нас с людьми рубежа XIX-XX веков, о которых я буду говорить на лекции, у меня вызывает огромное уважение аудитория. Проходят курсы и приходят на публичные лекции самые разные люди. В этом есть великое чудо, потому что у людей есть возможность не делать выбор раз и на всю жизнь, однажды выбрав профессию или сферу интересов. Если в 60 лет ты захочешь понять что-то про венецианскую живопись, разобраться с теоретической грамматикой или устройством человеческой психики — это можно сделать прямо сейчас.
С другой стороны, такой большой запрос на знание увеличивает персональную ответственность лектора. Одно дело университетский курс, когда студенты приходят к тебе регулярно, в рамках, скажем, учебного года. Более того, впереди у них — и ты это знаешь — будут ещё лекции и лекторы в твоей области. Вполне вероятно, будет работа в этой же сфере и практика. Условно говоря, если ты чего-то «не сказал» или «не объяснил» — точно кто-то тебя подстрахует.
А здесь ситуация другая. Есть аудитория, самые разные люди принесли тебе час своей жизни, чтобы обменять его на что-то, что станет после твоих слов их внутренней ценностью.
— Какие ожидания в русском обществе складывались к концу XIX века?
— Рубеж веков имеет много названий. Одно из самых популярных — fin de siècle (фр. конец века. — VATNIKSTAN). В нашей человеческой природе есть эта особенная чувствительность к календарным датам — вот даже теперь мы с вами говорим, а по календарю приближается новый год, и вольно или невольно, но мы все имеем какие-то ожидания. А уж когда идёт речь о смене целого века — градус напряжения повышается.
Люди чуть больше века назад ощущали себя примерно так же. Не стоит забывать, что XIX век поменял очень многое в «базовых настройках» человеческой жизни: изменился быт и условия, скорость общения и передвижения, представление людей о самих себе. Все эти обновления происходили буквально в рамках одного-двух поколений. Этот пульсирующий ритм нам, сегодняшним, очень знаком.
Какие чувства вызывало это постоянное обновление? С одной стороны, это восторг — ожидание, что в XX веке начнётся что-то потрясающее, что-то такое, чего ещё не было. С другой стороны, естественная реакция перед тем, чего ещё не было, — это тревога. И её тоже было достаточно.
Эта двойственность — восторженность и тревожность — определяли во многом процессы в художественной среде. Все пытались найти ответ, формулу. Стиль модерн, о котором я буду говорить на лекции, это тоже своего рода ответ на то, каким теперь должно быть искусство нового мира. Понятно, что старые схемы и практики не сказать что не работают, но уже устарели. Поэтому у художников помимо восторга появилась большая ответственность, которую они чувствовали.
Стиль модерн был практически во всех странах, а перед художниками, в широком смысле слова, стояла задача найти универсальный визуальный язык. При этом можно выделить страны-«законодатели» — вроде Франции, которые как бы создавали визуальный код, — и страны-восприемники, куда новый стиль, «новый вкус» приходил уже как набор схем, установок и образцов. К последним относится и Россия.
Интересно наблюдать, читая полемику в художественных журналах рубежа XIX—XX веков, реакцию на «пришествие» модерна. Довольно часто мы можем слышать в текстах буквальное разочарование, мол, неужели это и есть «тот самый великий стиль новой эпохи».
В этом контексте заимствования интересно другое — вроде бы модерн приходит как шаблон, но, укоренившись в той или иной почве, отталкиваясь от шаблона, мы часто получаем остроиндивидуальное явление. Более того, для многих стран эпоха модерна — это поиск собственной идентичности, обращение к национальному, к собственному.
— По каким признакам можно понять, что перед тобой здание в стиле модерн?
— Очень легко. Для визуального кода модерна принципиальна живая растительная линия. Если вы видите фасад, на котором что-то извивается и прорастает, — это, скорее всего, здание рубежа веков.
Для архитектуры модерна характерна полифасадность, то есть у этих зданий часто нет главного фасада — важны все стороны, и все они разные. Здания очень динамичны, рассчитаны на круговой обход.
Нужно ещё держать в уме принцип строительства «изнутри наружу» — мы сначала задумываем, как будут устроены помещения внутри здания. Например, в особняке Рябушинского Фёдор Шехтель буквально «закручивает» композицию комнат вокруг центральной лестницы-волны, а только потом «воздвигает» стены.
В плане декора модерн очень любит сочетание материалов и цветов. Помимо лепнины на фасадах мы видим росписи, крупные мозаичные панно, модерну интересна фактура и динамика. При этом модерн очень «технологичный» стиль: фасады часто декорируют новыми материалами, с учётом изменившегося освещения улиц и коммерческих целей.
В растительном декоре, который использует модерн, часто встречаются «нетипичные» для прежней эстетики растения — маки, лилии, ирисы или чертополох.
Отдельная декоративная категория для модерна — это женские образы. С фасадов на нас смотрят многочисленные женские головки очень характерного для этой эпохи типажа. Что особенно интересно, они в большинстве случаев разные: очень оживлённые, улыбаются, гримасничают. В некоторых случаях при разных погодных условиях меняется мимика этих лиц.
У модерна есть чудное свойство: так или иначе он нравится большинству людей. Это свойство до сих пор активно используется в рекламе. Даже сегодня, если вы хотите продать покупателю конфеты, платье или какие-то услуги, сделать вывеску или дизайн упаковки в стилевых признаках модерна — верный путь к успеху.
— Какие политические веяния владели умами русских модернистов?
— Самые разные, конечно. Поскольку это довольно хорошо документированная эпоха и у нас большой арсенал не только статей, но и дневников, личных писем и так далее, при желании можно восстановить эту картину. Для анализа творческого наследия — а я занимаюсь именно этим — важно иметь в виду, что это эпоха поисков во всех смыслах, прежде всего — собственной идентичности, о чём я уже говорила выше. С одной стороны, попытка вписать происходившее в России в общеевропейский культурный контекст, а с другой — определить ту отличительную «самость», которая не позволяет поставить знак равенства. Это очень личный поиск, каждый из художников находит свой ответ.
— Что такое неорусский стиль? Он относится к модерну?
— Модерн — это большая эпоха, рефлексирующая на разные темы. Внутри модерна очень много разных ответвлений. И размышлений на тему русского там тоже много.
В русском модерне есть очень много реминисценций на русское и на игру с русским. Но важным признаком является то, что размышления на национальную тему — это не попытка скопировать, а способ прожить опыт на новый лад. Мы пытаемся восстановить то, как события могли бы развиваться, если бы не были прерваны.
В широком смысле это не только разговор об искусстве, а о самоопределении людей. Нам всем очень важно понять, из чего мы выросли. Так, в последние годы можно наблюдать всплеск интереса к самостоятельным генеалогическим исследованиям. Сейчас многие занимаются восстановлением родословной. Это было и раньше, но если в конце 1990‑х — начале 2000‑х (первая волна этой «моды на родословные») основной целью было найти «графа-прадедушку», то теперь цель — понять, из чего ты состоишь. Пока ты не достанешь всё это наружу и не прочувствуешь, ты не успокоишься.
Модерн занимается тем же самым. Это терапевтическая практика эпохи. Люди пытаются разобраться в себе, используя искусство. Все приходят к разным выводам. Ключевая идея — жить так, как если бы ты был произведением искусства. И люди настолько сильно вживались в свою роль, что в некоторых примерах отделить настоящее от перформанса практически невозможно. В этом своя магия. Об этом я как раз буду говорить на лекции.
— Чем должен обладать художник, в широком смысле этого слова, эпохи модерна?
— В первую очередь талантом. Он активный творец. Тут я буквально процитирую Ходасевича, который писал в Некрополе об этом времени, что «требовалось лишь непрестанное горение, движение — безразлично во имя чего. Все пути были открыты с одной лишь обязанностью — идти как можно быстрей и как можно дальше. Это был единственный, основной догмат. Можно было прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости».
Самое худшее, что может быть, — скука и спокойствие. Ищи, в чём твой талант — либо у тебя получается складывать слова так, что люди плачут, или делать музыку, от которой бегут мурашки, или делать такие художественные высказывания, которые всех эпатируют, либо просто твоя собственная жизнь — череда моноспектаклей. И не так важно, какую именно эмоцию работа художника вызывает у публики — главное, чтобы не было равнодушия.
— Кто из русских художников жил «в стиле модерн»?
— Примеров довольно много, поскольку для эпохи в принципе характерна концепция жизнетворчества. Однако здесь я хочу привести довольно харизматичный пример, очень показательный.
Одна из «звёздочек» художественной богемы той эпохи Нина Серпинская написала книгу воспоминаний с довольно показательным названием «Флирт с жизнью». Этот текст хорошо показывает то, что происходило в артистическом мире — со множеством ярких примеров и конкретных имён.
Нина была поэтессой, на этом пути больших высот не достигшая, потом искала себя как художница. Но интересна она нам с вами именно как свидетель эпохи и обладательница характерной для своего поколения биографии. Это иллюстрация к тому, как стилевые принципы искусства преобразуют жизнь конкретного человека. В этом смысле женские примеры, конечно, более яркие и показательные — и о них мы будем говорить на лекции. Причём будут не только примеры из «художественного мира», но и совсем бытовые — из жизни горожанок, далёких от мира искусства. Последние мне кажутся наиболее интересными, так как показывают нам это прорастание стиля в жизнь.
— Какие книги по истории русского модерна вы готовы порекомендовать нашим читателям?
— Все книги Марии Владимировны Нащокиной — как по общей истории стиля, так и по отдельным его творцам. Прекрасную книгу Дмитрия Владимировича Сарабьянова «Стиль модерн». Отдельный интерес — это главы, посвящённые развитию стиля в России в больших европейских монографиях об этой эпохе, например книга Габриеле Фар-Беккера «Искусство модерна». Это очень интересный опыт — наблюдать как анализируется русский материал европейскими исследователями.
В начале наступающего года выходит и моя монография, посвящённая культуре России и Италии в этот период.
На эпоху рубежа XIX-XX веков очень интересно смотреть с разных точек зрения. Модерн — благодатная почва для читателя и зрителя, в том числе для поиска собственных интерпретаций.