Традиция Дня Победы: 1965–1990

До 1965 года День Побе­ды был офи­ци­аль­ным госу­дар­ствен­ным празд­ни­ком, но оста­вал­ся обыч­ной рабо­чей датой в кален­да­ре, о чём VATNIKSTAN рас­ска­зы­вал ранее в ста­тье «Тра­ди­ция Дня Побе­ды: 1945−1965». В бреж­нев­скую эпо­ху празд­ник при­об­рёл зна­ко­мые нам чер­ты с пара­дом на Крас­ной пло­ща­ди, воз­ло­же­ни­ем вен­ков к памят­ни­кам и мину­та­ми мол­ча­ния. О том, как и поче­му это про­ис­хо­ди­ло, читай­те в про­дол­же­нии обзо­ра исто­рии 9‑го мая.


Очень часто при упо­ми­на­нии исто­рии Дня Побе­ды мож­но услы­шать вопрос, поче­му при Ста­лине его не празд­но­ва­ли. Не будем повто­рять выска­зан­ные в про­шлой ста­тье тези­сы, что излишне поли­ти­зи­ро­вать эту про­бле­му не сто­ит, но ука­жем, что не менее инте­рес­ным будет вопрос, поче­му же при Бреж­не­ве День Побе­ды всё-таки праздновали.

Вско­ре после отстра­не­ния от вла­сти Ники­ты Хру­щё­ва осе­нью 1964 года новое руко­вод­ство стра­ны ста­ло гото­вить­ся к 20-лет­не­му юби­лею Побе­ды. В мар­те 1965 года Пре­зи­ди­ум ЦК КПСС при­нял поста­нов­ле­ние, в кото­ром подроб­но рас­пи­сы­ва­лись необ­хо­ди­мые для это­го меро­при­я­тия. 9‑е мая отныне объ­яв­ля­лось нера­бо­чим днём, что было закреп­ле­но в соот­вет­ству­ю­щем указе.

Пуб­ли­ка­ция в газе­те «Изве­стия» от 28 апре­ля 1965 года

В нача­ле мая 1965 года пред­по­ла­га­лась орга­ни­за­ция тор­же­ствен­ных собра­ний, митин­гов, народ­ных гуля­ний, экс­кур­сий к памят­ным местам и воз­ло­же­ний вен­ков на моги­лы вои­нов, мест­ные вла­сти обя­зы­ва­ли при­ве­сти в «образ­цо­вый поря­док» моги­лы и памят­ни­ки, и так далее. Пере­чень кон­крет­ных меро­при­я­тий к юби­лею вклю­чал изда­ние энцик­ло­пе­ди­че­ских и попу­ля­ри­за­тор­ских тру­дов, кино­по­ка­зы, выстав­ки, спе­ци­аль­ные про­грам­мы для теле­ви­де­ния и радио, пуб­ли­ка­ции архив­ных доку­мен­тов в науч­ных жур­на­лах, пресс-кон­фе­рен­ции для совет­ских и ино­стран­ных журналистов…

Имен­но с 1965 года в оби­ход вошло такое при­выч­ное нам поня­тие, как «горо­да-герои». Это опре­де­ле­ние исполь­зо­ва­лось ещё в кон­це вой­ны, но толь­ко нака­нуне 20-летия Побе­ды было фор­ма­ли­зо­ва­но, став офи­ци­аль­ным зва­ни­ем, и сопро­вож­да­лось вру­че­ни­ем кол­лек­ти­ву горо­да орде­на Лени­на и меда­ли «Золо­тая Звез­да». К 1985 году сфор­ми­ро­вал­ся окон­ча­тель­ный спи­сок из 12 горо­дов-геро­ев и одной Брест­ской крепости-герое.

Облож­ка ком­плек­та откры­ток «Город-герой Одес­са». 1978 год

Более замет­ны­ми для широ­ких масс насе­ле­ния были изме­не­ния ста­ту­са вете­ра­нов вой­ны. Той же вес­ной 1965 года при­ня­то поста­нов­ле­ние Сове­та мини­стров СССР «О рас­ши­ре­нии льгот инва­ли­дам Оте­че­ствен­ной вой­ны и чле­нам семей воен­но­слу­жа­щих, погиб­ших в Вели­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну». Меня­лось и вос­при­я­тие вете­ра­нов — к 1960‑м годам появи­лось поко­ле­ние моло­дё­жи, не застав­шее вой­ну, участ­ни­ки Вели­кой Оте­че­ствен­ной ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми про­шло­го. Так вошло в оби­ход явле­ние «встреч с вете­ра­на­ми», кото­рые, как нетруд­но дога­дать­ся, часто про­во­ди­лись в пред­две­рии Дня Победы.

Встре­ча ком­со­моль­цев с вете­ра­на­ми вой­ны. По цен­тру в пер­вом ряду в очках — Герой Совет­ско­го Сою­за Сер­гей Дол­жен­ков. Бугу­рус­лан, Орен­бург­ская область. 1982 год
Фото­гра­фия из фон­дов Бугу­рус­лан­ско­го кра­е­вед­че­ско­го музея

Квинт­эс­сен­ци­ей тор­жеств 20-лет­не­го юби­лея ста­ли воен­ные пара­ды, про­хо­див­шие не толь­ко в Москве, но и в дру­гих городах.

Еже­год­ной тра­ди­ци­ей это не ста­ло — регу­ляр­ные пом­пез­ные пара­ды на Крас­ной пло­ща­ди про­во­ди­ли в глав­ный госу­дар­ствен­ный празд­ник 7‑го нояб­ря и на 1‑е мая, а 9‑е мая отме­ча­ли с воен­ной тех­ни­кой толь­ко в юби­лей­ные годы. Впро­чем, на местах ини­ци­а­ти­ву скром­но­го пара­да с эле­мен­та­ми демон­стра­ций и митин­гов мог­ли под­дер­жать в любой год.

Парад Побе­ды в Уфе. 9 мая 1983 года
Фото­гра­фия А. М. Вино­гра­до­ва из фон­дов Наци­о­наль­но­го музея Рес­пуб­ли­ки Башкортостан

Так­же с сере­ди­ны 1960‑х годов успеш­но раз­ви­ва­ет­ся мону­мен­таль­ная скульп­ту­ра, свя­зан­ная с памя­тью вой­ны. Конеч­но, не бреж­нев­ская эпо­ха созда­ла это направ­ле­ние — напри­мер, извест­ную вол­го­град­скую «Роди­ну-мать» Вуче­ти­ча ста­ли воз­во­дить ещё в кон­це 1950‑х годов. Но имен­но в 1960–1980‑е годы созда­но наи­боль­шее чис­ло памят­ни­ков, став­ших непре­мен­ны­ми атри­бу­та­ми тра­ди­ции Дня Победы.

В 1966 году под Моск­вой нашли брат­скую моги­лу, и остан­ки одно­го, остав­ше­го­ся неиз­вест­ным сол­да­та похо­ро­ни­ли рядом с Крем­лём в Алек­сан­дров­ском саду. Так появил­ся один из самых извест­ных памят­ни­ков Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны — Моги­ла Неиз­вест­но­го сол­да­та. Она была откры­та нака­нуне Дня Побе­ды 8 мая 1967 года. Веч­ный огонь у моги­лы зажёг сам Лео­нид Ильич Брежнев.

Гене­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС Лео­нид Бреж­нев во вре­мя цере­мо­нии зажже­ния Веч­но­го огня. Фото Г. В. Кора­бель­ни­ко­ва. 8 мая 1967 года

Непре­мен­ной ассо­ци­а­ци­ей с этим архи­тек­тур­ным ансам­блем был текст «Мину­ты мол­ча­ния», впер­вые про­из­не­сён­ный на совет­ском теле­ви­де­нии в 1965 году. Вско­ре его ста­ли транс­ли­ро­вать на фоне съё­мок Моги­лы Неиз­вест­но­го сол­да­та — каж­дый год 9‑го мая. Изме­не­ния в тек­сте до кон­ца 1980‑х годов были незна­чи­тель­ны­ми, а до 1983 года его тра­ди­ци­он­но зачи­ты­ва­ли Юрий Леви­тан и Вера Енютина.

При­мер «Мину­ты мол­ча­ния» пока­зы­ва­ет, что тра­ди­ция Дня Побе­ды не нес­ла «шап­ко­за­ки­да­тель­ско­го» посы­ла. Напро­тив, мно­го гово­ри­лось о ката­стро­фе, тра­ге­дии, кото­рая теперь, после два­дца­ти лет, уже точ­но в про­шлом, но кото­рую ещё невоз­мож­но забыть. Имен­но в 1965 году Бреж­нев пуб­лич­но заявил, что поте­ри насе­ле­ния в годы вой­ны пре­вы­ша­ли 20 мил­ли­о­нов чело­век — до это­го столь боль­шие оцен­ки пер­вые лица госу­дар­ства не озвучивали.

Фраг­мен­ты пуб­ли­ка­ции докла­да Бреж­не­ва «Вели­кая побе­да совет­ско­го наро­да» в газе­те «Прав­да». 9 мая 1965 года

Память о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне была важ­ным эле­мен­том иден­ти­фи­ка­ции совет­ско­го обще­ства не на поли­ти­че­ском или клас­со­вом уровне, а на уровне исто­ри­че­ско­го опы­та вовле­чён­но­сти всех и каж­до­го в еди­ное собы­тие. Поэт Евге­ний Агра­но­вич очень точ­но сфор­му­ли­ро­вал эту идею в песне для филь­ма «Офи­це­ры»:

«Нет в Рос­сии семьи такой, где б не памя­тен был свой герой».

Таким обра­зом, клас­си­че­ская совет­ская тра­ди­ция Дня Побе­ды сфор­ми­ро­ва­лась в сере­дине 1960‑х годов и в даль­ней­шем почти не менялась.

Мас­штаб тор­жеств 1965 года спу­стя десять лет повто­рить не уда­лось. Боль­шое вни­ма­ние в празд­нич­ных меро­при­я­ти­ях в 1975 году уде­ля­ли акту­аль­ным вопро­сам — уча­стию моло­дё­жи в совет­ской обще­ствен­ной жиз­ни и раз­ви­тию соли­дар­но­сти соци­а­ли­сти­че­ских стран мира, о чём сви­де­тель­ству­ет запись про­грам­мы «Вре­мя»:

Гор­ба­чёв в годы пере­строй­ки не стал под­вер­гать пере­смот­ру сло­жив­ши­е­ся тра­ди­ции, и в 1985 году в юби­лей­ном докла­де даже фор­маль­но отме­тил вклад в побе­ду пар­тий­ных и госу­дар­ствен­ных орга­нов «во гла­ве с Гене­раль­ным сек­ре­та­рём ЦК ВКП/б/ Иоси­фом Вис­са­ри­о­но­ви­чем Ста­ли­ным». В 1990 году 9‑го мая на Крас­ной пло­ща­ди про­шёл послед­ний совет­ский воен­ный парад в честь Дня Побе­ды, а в речах мини­стра обо­ро­ны Дмит­рия Язо­ва было труд­но най­ти намё­ки на бур­но раз­ви­ва­ю­щу­ю­ся в стране перестройку.

В то же самое вре­мя 5 мая 1990 года в «Ком­со­моль­ской прав­де» вышла ста­тья «Укра­ден­ная побе­да», где осуж­дал­ся ста­лин­ский режим, «украв­ший» пло­ды народ­но­го подви­га в годы вой­ны. Но о пере­смот­ре вос­при­я­тия Побе­ды и её тра­ди­ций сто­ит пого­во­рить в сле­ду­ю­щий раз…


Традиция Дня Победы
Традиция Дня Победы: 1945–1965
Традиция Дня Победы: 1990–2020

Поделиться