В современной публицистике нередко можно встретить утверждение, что День Победы поначалу не был праздником: всё-таки шла жестокая война, и её окончание воспринималось современниками исключительно как траурный день. Это не так. VATNIKSTAN решил разобраться в вопросе и посмотреть старые документы, передовицы газет и календари, которые помогли бы ответить на вопрос, чем был День Победы в первые двадцать лет после 1945 года.
Праздновать или нет? Для людей, переживших многолетнюю военную катастрофу, такого вопроса, кажется, и не стояло. Конечно, праздновать. Первые салюты прозвучали ещё в 1943 году, когда советские войска освободили Орёл и Белгород во время Курской битвы. Вскоре для артиллерийских салютов установили специальную классификацию: первая степень (24 залпа из 324 орудий) — после освобождения союзных столиц или целых государств, вторая степень (20 залпов из 224 орудий) — после освобождения крупных городов, и третья (12 залпов из 124 орудий) — более мелких городов или же оперативных пунктов или узлов дорог.
Грандиозности салютов 9 мая 1945 года позавидовали бы и сегодня. В Москве одна тысяча орудий дала по 30 залпов, в небо были устремлены 160 прожекторов, а также были пущены дополнительные ракеты.
Салюты меньшего масштаба наблюдали жители других городов. Был ли это праздник? Безусловно, и на самом официальном уровне, как было решено ещё 8 мая 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР.
Наконец, в 1945 году появилась и традиция праздничного парада. Он был проведён 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
Мало кто вспоминает о том, что официальным государственным праздником в том же 1945 году был также объявлен день победы над Японией. Аналогичный указ, аналогичное название — «праздник победы». Разве что салют был скромнее.
День победы над Японией продержался совсем недолго. Память о военной операции на востоке страны как-то быстро затерялась на фоне событий Великой Отечественной. Уже в мае 1947 года новым указом выходной отменили, хотя официальная формулировка «праздник победы» осталась:
«Считать день 3 сентября — праздник победы над Японией — рабочим днём».
Схожим образом отменили и нерабочий день 9 мая в декабре 1947 года.
Почему так произошло? Иногда объяснения отмены праздника принимают излишне политизированный характер. Дескать, Сталин опасался выросшей за годы войны популярности Георгия Жукова и других полководцев и не хотел давать им возможность лишнего пиара в массах. В своё время были широко растиражированы и слова Владимира Резуна (Виктора Суворова), согласно которому Сталину было просто нечего праздновать — он же, видите ли, хотел завоевать всю Европу с помощью Гитлера, и поэтому Вторую мировую войну мог считать проигранной.
Политическая «ревность» по отношению к маршалам и особенно к Жукову, по мнению исследователей, могла быть характерна и для Хрущёва, который опасался влияния военных в условиях политической борьбы. Кроме этого, торжественное празднование Победы, совершённой при Сталине, явно входило бы в противоречие с политикой «разоблачения культа личности». Могли ли на статус Дня Победы влиять политические и идеологические мотивы? Безусловно. Но делать на них акцент и считать единственными факторами, пожалуй, не стоит.
Нередко после какой-то знаменательной даты её восприятие в массах далеко не сразу превращается в «миф». Непосредственное празднование побед в 1945 году было естественным. А вот после этого произошло то, что происходило со многими историческими датами ранее. Скажем, день Октябрьской революции превратился в государственный «миф» только в 1930‑е — во время Гражданской войны и политической борьбы 1920‑х годов было чем заняться и кроме празднования годовщин, нужно было время для осмысления значимости исторического события. Схожие процессы можно наблюдать и в истории других стран: День независимости США стал нерабочим праздничным днём спустя столетие после самой независимости, День взятия Бастилии (он же официально — «Национальный праздник») получил свою традицию также в конце XIX века, и так далее.
Кроме этого, многие забывают и о том, что первые годы после войны были временем восстановления народного хозяйства, и власти вряд ли с особым рвением желали раздавать населению выходные дни. Посмотрите на календари 1948 и 1957 годов, и вы увидите, насколько они были бедны «красными» днями. Даже устоявшаяся сегодня практика переноса праздников в случае совпадения с регулярными выходными тогда отсутствовала.
После 1965 года в календаре официальным выходным днём, кроме Дня Победы, стал также и Международный женский день, 8 марта. При том, что значимым праздником он был уже давно, в чём можно легко убедиться, посмотрев на ранние советские плакаты. Однако же никто почему-то не ищет в этом скрытый смысл или неофициальный запрет, так ведь?
С 1948 года День Победы, хоть и был рабочим днём, всегда воспринимался в первую очередь праздником, но никак не пустой датой или же трауром. В этом легко убедиться при чтении старых газет.
На 9‑е мая традиционно выходил приказ произвести праздничный салют. Согласитесь, совсем не траурное мероприятие.
И хотя в СССР не проводили масштабных парадов, 10-летие Победы было встречено парадом в Берлине. На него приехала представительная советская делегация вместе с Георгием Жуковым, на тот момент министром обороны СССР. Уникальные кадры немецкого телевидения:
В это же время в Советском Союзе первый крупный юбилей ограничился довольно скромным, но традиционным на тот момент решением — торжественным заседанием партийно-государственных и военных деятелей в Большом театре.
Ситуация кардинально изменится к следующему, 20-летнему юбилею. Но об этом мы поговорим в другой раз…
Традиция Дня Победы |
|
---|---|
|
Традиция Дня Победы: 1965–1990 |