14 фев­ра­ля на рос­сий­ские боль­шие экра­ны вышел фильм «Про­рок. Исто­рия Алек­сандра Пуш­ки­на». Роль вели­ко­го поэта испол­нил самый обсуж­да­е­мый в послед­нее вре­мя оте­че­ствен­ный актёр Юра Бори­сов. Недав­но Бори­со­ва номи­ни­ро­ва­ли на «Оскар», что ещё боль­ше подо­гре­ло инте­рес зри­те­лей к кар­тине. «Про­рок» зара­бо­тал 417 мил­ли­о­нов руб­лей в Рос­сии и СНГ за про­шед­шие выход­ные и воз­гла­вил оте­че­ствен­ный кинопрокат.

Режис­сёр Феликс Ума­ров и сце­на­ри­сты Васи­лий Зор­кий и Андрей Кур­га­нов пре­вра­ти­ли жизнь Пуш­ки­на в мюзикл, где моло­дой поэт чита­ет рэп Дер­жа­ви­ну, батт­лит с Нико­ла­ем I и началь­ни­ком III отде­ле­ния Алек­сан­дром Бен­кен­дор­фом, а на свет­ских балах тан­цу­ют полу­го­лые дамы. Нестан­дарт­ный под­ход к био­гра­фии клас­си­ка обе­ща­ет нам новый взгляд на упо­и­тель­ность рос­сий­ских вече­ров XIX века.

Клим Шав­ри­ков посмот­рел «Про­ро­ка» и поде­лил­ся сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми: пошла ли на поль­зу кар­тине модер­ни­за­ция про­шло­го, поче­му из филь­ма не полу­чил­ся пол­но­цен­ный мюзикл и что не понра­ви­лось в игре Юры Борисова.


Перед нача­лом пока­за сло­во взя­ла неиз­вест­ный мне лите­ра­ту­ро­вед. Фра­за «режис­сёр рань­ше сни­мал рекла­му, а фильм сто­ит рас­смат­ри­вать как трей­лер био­гра­фии Пуш­ки­на» серьёз­но насто­ро­жи­ла. Что-то здесь не так.

Постер филь­ма. Источ­ник: kinopoisk.ru

Пер­вое, о чём нуж­но упо­мя­нуть: «Про­рок» — это мюзикл. Мюзик­лы нра­вят­ся дале­ко не всем, одна­ко часто это совер­шен­но не меша­ет им ста­но­вить­ся куль­то­вы­ми — «Ла-ла Ленд» тому под­твер­жде­ние. Самый ли это под­хо­дя­щий жанр для био­гра­фи­че­ской кар­ти­ны? Навер­ное, нет. Мож­но ли сде­лать каче­ствен­ный фильм-мюзикл из исто­рии жиз­ни и твор­че­ства рус­ско­го поэта? Одно­знач­но да: что может боль­ше рас­по­ла­гать к музы­каль­но­сти, чем богем­ный Петер­бург 1820‑х и весё­лая жизнь солн­ца рус­ской поэзии?

Пес­ни из хоро­ше­го мюзик­ла оста­ют­ся в памя­ти и ты напе­ва­ешь мело­дии из них ещё пару дней. «Про­рок» так не рабо­та­ет. Пес­ни не запо­ми­на­ют­ся, их неин­те­рес­но слу­шать, чув­ство испан­ско­го сты­да не поки­да­ет на про­тя­же­нии почти каж­до­го музы­каль­но­го номе­ра. Их, кста­ти, немно­го. Есть ощу­ще­ние, что созда­те­ли весь «мюзикл» впих­ну­ли в первую часть филь­ма, а потом как-то и забыли.

Кай Гетц в роли моло­до­го Пуш­ки­на. Источ­ник: kinopoisk.ru

Лице­ист Пуш­кин, чита­ю­щий про­тестный рэп перед пре­ста­ре­лым Гав­ри­и­лом Дер­жа­ви­ным, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к речи­та­ти­ву, — это силь­но. Силь­но пло­хо. Дело не в самой идее, а в том, что текст и музы­ка доволь­но посред­ствен­ные. С пер­вых минут филь­ма кажет­ся, что ты смот­ришь плохую рекла­му кет­чу­па в деко­ра­ци­ях XIX века. Это чув­ство поки­ну­ло меня лишь на послед­них 15–20 минутах.

Вто­рое, что потря­са­ет в «Про­ро­ке», — деко­ра­ции. Да, авто­ров пусти­ли посни­мать в квар­ти­ру Пуш­ки­на, мно­го сцен в пре­крас­ных двор­цах и пар­ках. Но как толь­ко у авто­ров нет натур­но­го места для съём­ки, начи­на­ют­ся серьез­ней­шие про­бле­мы. Гра­фи­ка выгля­дит настоль­ко дёше­во, что неволь­но начи­на­ешь срав­ни­вать «Про­рок» с фан­та­сти­кой уров­ня Б — и эта фан­та­сти­ка выгля­дит луч­ше. Кар­ти­на — не малень­кий неза­ви­си­мый фильм, а доро­гой блок­ба­стер, создан­ный при под­держ­ке госу­дар­ства. Хочет­ся узнать, на что созда­те­ли кар­ти­ны потра­ти­ли деньги.

Всё выгля­дит мак­си­маль­но бута­фор­ски, очень теат­раль­но, и если бы сам фильм пред­по­ла­гал это, как, напри­мер, рабо­ты Уэса Андер­со­на, то смот­ре­лось бы отлич­но. Инте­рьер­ные съём­ки рез­ко кон­тра­сти­ру­ют с нена­сто­я­щей, как буд­то игру­шеч­ной Одес­сой, похо­жей, ско­рее, на Баг­дад из «Алад­ди­на».

Тре­тья про­бле­ма — пер­со­на­жи. Людей вокруг как буд­то не суще­ству­ет. Даже Иван Пущин, на судь­бу кото­ро­го уста­ми Пуш­ки­на посто­ян­но ссы­ла­ют­ся сце­на­ри­сты, пока­зан очень блёк­ло. Поче­му Пуш­ки­ну так дорог Пущин, что он готов писать на заказ для госу­дар­ства? Пото­му, что они одна­жды напи­лись и схо­ди­ли к гадал­ке. Сами же декаб­ри­сты пред­став­ле­ны в филь­ме как защит­ни­ки прав Кон­стан­ти­на на пре­стол — о том, что участ­ни­ки дви­же­ния хоте­ли изме­нить в Рос­сии фор­му прав­ле­ния, ни сло­ва не сказано.

Юра Бори­сов в роли взрос­ло­го Пуш­ки­на. Источ­ник: kino-teatr.ru

Мож­но было бы при­драть­ся к полу­го­лым девуш­кам в XIX веке, но авто­ры воль­ны интер­пре­ти­ро­вать про­шлое, как им угод­но. В кон­це кон­цов, мы все смот­ре­ли «Вели­кий Гэтсби», где в 1920‑х тан­це­ва­ли под реми­к­сы арен­би-хитов 2010‑х. Это нор­маль­но, это кино. При­чём муж­ские костю­мы в «Про­ро­ке» выгля­дят доста­точ­но аутентично.

Вишен­ка на тор­те — игра Юры Борисова.

Пуш­кин у каж­до­го свой: для одних он — автор сти­хов и «Капи­тан­ской доч­ки» из школь­ной про­грам­мы, для дру­гих — созда­тель совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, для тре­тьих — певец сво­бо­ды и друг декаб­ри­стов. Кто-то, воз­мож­но, вспом­нит образ дуэ­лян­та и боль­шо­го кути­лы. Когда ты идёшь на фильм об Алек­сан­дре Сер­ге­е­ви­че, ожи­да­ешь уви­деть одну из этих ипо­ста­сей или сра­зу несколько.

Воз­мож­но, я не зна­ком с луч­ши­ми рабо­та­ми Бори­со­ва и где-то есть спря­тан­ные шедев­ры. Основ­ная филь­мо­гра­фия актё­ра мне извест­на: он в каж­дом филь­ме игра­ет Юру Бори­со­ва. Вот и в «Про­ро­ке» я два часа два­дцать минут смот­рел не на Пуш­ки­на, а на Юру Бори­со­ва в хоро­шем пари­ке. Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что актё­ру не ста­ви­ли зада­чу изу­чить повад­ки и хотя бы какие-то отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти персонажа.

Источ­ник: «Цен­трал Партнершип»

Есть в филь­ме и хоро­шее — финал. Несколь­ко отлич­ных сцен: напри­мер, дуэль, после кото­рой уми­ра­ю­щий поэт пред­ла­га­ет жене отве­дать морош­ки. Игра актё­ров и фоно­вый саунд­трек заслу­жи­ва­ют похва­лы. И это самое обид­ное: созда­те­ли мог­ли снять хоро­ший фильм, но не сняли.

В кон­це нас ожи­да­ет бле­стя­щий клиф­фх­эн­гер. Наде­юсь, что авто­ры выпу­стят ещё один бай­о­пик о жиз­ни дру­го­го поэта. Может, во вто­рой раз я не буду с тре­во­гой ждать, когда нако­нец пока­жут кет­чуп «Пуш­кин».

Во всей этой исто­рии есть одна очень груст­ная вещь. Учи­те­ля лите­ра­ту­ры пове­дут уче­ни­ков в кино. «Про­рок» уда­рит по репу­та­ции Пуш­ки­на в гла­зах моло­дё­жи и, что хуже все­го, по их вере в рус­ское кино.


Читай­те также:

— Экран­ная пуш­ки­ни­а­на: от монар­хи­че­ско­го реа­лиз­ма до гостей из буду­ще­го;

— Восемь луч­ших экра­ни­за­ций Пуш­ки­на: мне­ние искус­ство­ве­да;

— Пять из деся­ти: «худ­шие» филь­мы Юры Бори­со­ва

Поделиться