Смотреть и слушать

Оте­че­ствен­ное теле­ви­де­ние в девя­но­стые и пер­вой поло­вине нуле­вых уде­ля­ло осо­бое вни­ма­ние совре­мен­ной музы­ке. Когда-то суще­ство­ва­ли два пол­но­цен­ных музы­каль­ных теле­ка­на­ла — пона­ча­лу куль­то­вое MTV и более про­стец­кое Муз-ТВ. Кро­ме это­го, у боль­ших феде­раль­ных кана­лов име­лись свои музы­каль­ные редак­ции, регу­ляр­но выпус­ка­ю­щие инте­рес­ные программы.

Ныне музы­каль­ные кана­лы так­же мож­но отыс­кать на кабель­ном теле­ви­де­нии, но зри­те­лей у них не боль­ше, чем у теле­ка­на­лов про охо­ту и рыбал­ку. Уро­вень их сомни­те­лен и далёк от того, что выпус­ка­лось десять лет назад. Вспом­ним несколь­ко осо­бо при­ме­ча­тель­ных теле­пе­ре­дач, кото­рые фор­ми­ро­ва­ли вку­сы, доку­мен­ти­ро­ва­ли про­ис­хо­дя­щее и про­сто очень задор­но развлекали.

Кадр из про­грам­мы «Музы­каль­ный ринг»

Программа «А» (ЦТ СССР, РТР, ТВ-Центр; 1989–2000)

Сей­час, спу­стя уже 15 лет после того, как про­грам­ма пре­кра­ти­ла выхо­дить в эфир, бук­ву «А» мож­но рас­шиф­ро­вать как отсыл­ку к ака­де­ми­че­ско­му под­хо­ду. Настоль­ко тща­тель­но созда­тель про­ек­та Сер­гей Анти­пов, чело­век со сте­рео­тип­ной внеш­но­стью пред­ста­ви­те­ля совет­ской науч­ной интел­ли­ген­ции, отно­сил­ся к рок-музы­ке. Исто­рию позд­не­со­вет­ско­го и рус­ско­го анде­гра­ун­да мож­но писать на осно­ве обшир­но­го архи­ва программы.

Про­грам­ма «А» не име­ла ярко выра­жен­но­го фор­ма­та, даже хро­но­мет­раж посто­ян­но менял­ся, но неуклон­но соблю­да­лись два усло­вия — кон­церт­ные выступ­ле­ния и интер­вью с музы­кан­та­ми. Она предо­став­ля­ла эфир самым неод­но­знач­ным арти­стам эпо­хи — Егор Летов рас­ска­зы­вал о «цар­стве Божьем на зем­ле», Олди играл кон­церт в лесо­пар­ко­вой зоне, «Свин» из «АУ» устра­и­вал пер­фор­манс на сцене. Одна­ко же глав­ны­ми геро­я­ми для Сер­гея Анти­по­ва были Борис Гре­бен­щи­ков и Юрий Шев­чук. Обо­зре­ва­лась и зарож­да­ю­ща­я­ся в 90‑х аль­тер­на­тив­ная сце­на: были репор­та­жи и выступ­ле­ния арти­стов фести­ва­ля «Учи­тесь пла­вать», с пер­вым теле­ви­зи­он­ным кон­цер­том в эфи­ре про­грам­мы высту­па­ли «Кир­пи­чи».


Музыкальный ринг (Пятый канал, РТР; 1984–2000)

Про­грам­ма име­ла две ипо­ста­си. Изна­чаль­но, в пере­стро­еч­ное вре­мя, в назва­нии дан­ной про­грам­мы «рин­гом» назы­ва­лось место выступ­ле­ния арти­стов. Музы­кан­ты — пре­иму­ще­ствен­но выхо­дя­щие из тени роке­ры — высту­па­ли на сцене, напо­ми­на­ю­щей аре­ну цир­ка. После каж­дой пес­ни они попа­да­ли под обстрел из каверз­ных вопро­сов от зри­те­лей раз­ных воз­рас­тов и соци­аль­ных групп. Гра­дус дис­кус­сии был очень высок.

При вто­рой ипо­ста­си уже в 1990‑е годы ринг стал местом про­ти­во­бор­ства музы­кан­тов. Побе­ди­те­ля опре­де­ля­ли с помо­щью голо­со­ва­ния. Поп-арти­сты сме­ни­ли пере­стро­еч­ных роке­ров. Из при­ме­ча­тель­но­го: у про­грам­мы появил­ся клон на НТВ с назва­ни­ем «Музы­каль­ный ринг НТВ».


МузОбоз (Первый канал, 2×2, ТВ‑6; 1991–2000)

Глав­ным вест­ни­ком оте­че­ствен­ной поп-музы­ки, кото­рая ещё не полу­чи­ла обид­но­го наиме­но­ва­ния «попса» (пом­нит­ся, поп-музы­ку назы­ва­ли про­сто поп­сом), был «МузО­боз». Рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся наиме­но­ва­ние как «Музы­каль­ное Обо­зре­ние». Выхо­дец из коман­ды «Взгля­да» Иван Деми­дов решил запу­стить музы­каль­ную про­грам­му новост­но­го характера.

Фор­мат стан­дарт­ный — кли­пы, репор­та­жи, интер­вью. «МузО­боз» устра­и­вал сбор­ные кон­цер­ты раз­лич­ных поп-звёзд по горо­дам и весям. К сло­ву, он отпра­вил­ся с кон­цер­та­ми в При­бал­ти­ку, где рус­ские полу­чи­ли ста­тус неграж­дан; про­грам­ма была обви­не­на чуть ли не в том, что явля­лась импер­ским зна­ме­нем России.

«МузО­боз», коче­вав­ший по раз­ным кана­лам, но ассо­ци­и­ру­ю­щей­ся с ТВ‑6, стал насто­я­щей ака­де­ми­ей для моло­дых жур­на­ли­стов. Имен­но в этом теле­про­ек­те нача­ли рабо­тать Отар Куша­на­шви­ли и Лера Куд­ряв­це­ва, насто­я­щие звёз­ды оте­че­ствен­но­го ТВ. А сам Иван Деми­дов, бла­го­да­ря сво­е­му без­уко­риз­нен­но­му ими­джу, стал фигу­рой куль­то­вой. Рэпер Slim уже в нынеш­нем деся­ти­ле­тии зачи­ты­вал: «невоз­му­тим как Иван Деми­дов на МузО­бо­зе». И пожив­ший слу­ша­тель пре­крас­но пони­мал это срав­не­ние. Сей­час Иван Деми­дов теле­ви­де­ни­ем не зани­ма­ет­ся, а зани­ма­ет­ся поли­ти­кой и явля­ет­ся чуть ли не самым при­ят­ным лицом «Еди­ной России».


Дрёма (ТВ‑6; 1997–1998)

Под­за­го­ло­вок про­ек­та, не про­дер­жав­ше­го­ся и полу­го­да на теле­ви­де­нии, но ока­зав­ше­го­ся очень вли­я­тель­ным и запо­ми­на­ю­щем­ся, зву­чал так — «народ­ная про­грам­ма». Ноч­ное музы­каль­ное шоу, запу­щен­ное на ТВ‑6, было каким угод­но, но толь­ко не народ­ным. На экране чере­до­ва­лись лишён­ные сюже­та безум­ные дей­ствия, отда­лен­но напо­ми­на­ю­щие чело­ве­че­ское обще­ние, с кли­па­ми анде­гра­унд­ных артистов.

Веду­щие «Дрё­мы» — Анфи­са Чехо­ва и Вла­ди­мир Епи­фан­цев. Анфи­са Чехо­ва, толь­ко появив­ша­я­ся на ТВ, экс­плу­а­ти­ро­ва­ла свою сек­су­аль­ность, задор­но флир­туя с Епи­фан­це­вым в стрип-баре. Вла­ди­мир Епи­фан­цев, тогда ещё длин­но­во­ло­сый музы­кант индаст­ри­ал-кол­лек­ти­ва «Соба­ки Таба­ка» (режис­сё­ром пере­да­чи был его кол­ле­га по груп­пе Роберт Остро­луц­кий), выгля­дел чуть ли не как маньяк. Поз­же и Епи­фан­цев, и Чехо­ва пре­вра­тят­ся в звёзд в выбран­ных амплуа: Епи­фан­цев — как глав­ный экс­пе­ри­мен­та­тор и арт-тер­ро­рист стра­ны, а Анфи­са Чехо­ва ста­нет одной из самых извест­ных секс-див.


Кафе «Обломов» (НТВ, РТР; 1994–1997)

Шоу Арте­мия Тро­иц­ко­го и шоу име­ни Арте­мия Тро­иц­ко­го. На момент запус­ка пере­да­чи «Кафе „Обло­мов“» Тро­иц­кий — глав­ный музы­каль­ный кри­тик Рос­сии, непре­ре­ка­е­мый авто­ри­тет, автор бест­сел­ле­ра «Рок в Сою­зе», рас­про­стра­няв­ше­го­ся в том чис­ле сам­из­да­том и под раз­ны­ми загла­ви­я­ми. На осно­ве мне­ния Тро­иц­ко­го, извест­но­го не толь­ко в Рос­сии, но и на Запа­де, состав­ля­лись спис­ки выез­жа­ю­щих на загра­нич­ные фести­ва­ли музы­кан­тов, он дру­жил с Аллой Бори­сов­ной, то есть зна­че­ние его лич­но­сти было весь­ма вели­ко ещё в Совет­ском Союзе.

К сере­дине 90‑х Тро­иц­кий мог поз­во­лить сде­лать эли­тар­ную про­грам­му с вальяж­ны­ми высо­ко­ло­бы­ми рас­суж­де­ни­я­ми и пере­до­вы­ми запад­ны­ми арти­ста­ми. Тро­иц­ко­му давал интер­вью Дэвид Боуи, в одном из выпус­ков появил­ся даже Юрий Хой (с Надеж­дой Баб­ки­ной). Глав­ная функ­ция про­грам­мы, без­услов­но, про­све­ти­тель­ская, ино­гда Арте­мий Киво­вич отжи­гал, но это слу­ча­лось ред­ко. Смот­реть исклю­чи­тель­но музы­каль­ным гикам.


Акулы пера (ТВ‑6. TV Jam; 1995–1998, 2009–2010, 2012)

Звёз­ды под при­це­лом. Про­об­ра­зом теле­про­грам­мы послу­жил, без­услов­но, «Музы­каль­ный ринг». Имен­но там зри­те­ли зада­ва­ли самые непри­ят­ные вопро­сы при­гла­шён­ным арти­стам. В «Аку­лах пера» зри­те­лей заме­ни­ли про­фес­си­о­наль­ные спра­ши­ва­ю­щие — жур­на­ли­сты, в основ­ном из печат­ных зда­ний, а гра­дус вопро­сов повы­сил­ся ещё силь­нее. Вёл про­грам­му музы­каль­ный обо­зре­ва­тель «МК» Илья Легостаев.

Гостя­ми «Акул пера» были как рус­ские роке­ры, так и пред­ста­ви­те­ли так назы­ва­е­мой попсы. Одним из самых резо­нанс­ных выпус­ков ста­ла про­грам­ма с уча­сти­ем груп­пы «Маль­чиш­ник» и пер­вым выступ­ле­ни­ем Дель­фи­на в каче­стве соль­но­го арти­ста. «Аку­лы пера» два­жды пыта­лись реани­ми­ро­вать на интер­нет-кана­ле TV Jam, с жур­на­ли­ста­ми обща­лись уже герои новой эры, вро­де Смо­ки Мо и Гуфа. Одна­ко на дан­ный момент про­грам­ма закрыта.


12 злобных зрителей (MTV; 1999–2009)

Одна из самых важ­ных про­грамм MTV клас­си­че­ско­го пери­о­да. Фор­маль­но «12 злоб­ных зри­те­лей» — это пере­ра­бо­тан­ный запад­ный фор­мат. Тем не менее, в отли­чие от ори­ги­на­ла, рос­сий­ский вари­ант рас­цвел ярки­ми крас­ка­ми и про­су­ще­ство­вал почти до само­го закры­тия боль­шо­го рос­сий­ско­го MTV.

«12 злоб­ных зри­те­лей» счи­та­ли самым демо­кра­тич­ным шоу. Сту­ден­ты и школь­ни­ки, жур­на­ли­сты и музы­кан­ты в воз­расте от 15 до 25 лет — ред­ко кто был стар­ше — оце­ни­ва­ли кли­пы арти­стов в диа­па­зоне от глав­ных эмти­виш­ных звёзд до како­го-то совер­шен­но запре­дель­но­го трэ­ша, вро­де груп­пы «Ахи-Вздо­хи» (кто слы­шал этот хит хоть раз, не забу­дет его нико­гда). «12 злоб­ных зри­те­лей» внес­ли вклад и фило­ло­ги­че­ский — сло­во «отстой» ста­ло общеупотребимым.

Про­грам­ма выхо­ди­ла с про­ме­жут­ка­ми целых десять лет. Име­ет смысл смот­реть толь­ко выпус­ки с нояб­ря 1999-го по январь 2002-го, кото­рые вела хариз­ма­тич­ная Яна Чури­ко­ва. После её ухо­да про­грам­ма потуск­не­ла и в ней про­изо­шли дурац­кие преобразования.


Антропология (Телеэкспо, НТВ; 1997–2001)

Сло­во «Антро­по­ло­гия» на рубе­же 1990–2000‑х годов ассо­ци­и­ро­ва­лось с Дмит­ри­ем Диб­ро­вым. Улыб­чи­вый ростов­ча­нин, про­ра­бо­тав­ший к момен­ту запус­ку про­грам­мы на теле­ви­де­нии почти 20 лет, мог раз­го­во­рить любо­го. Фор­маль­но «Антро­по­ло­гия» не явля­лась исклю­чи­тель­но музы­каль­ной про­грам­мой. Это были заду­шев­ные полу­ноч­ные бесе­ды и живые выступ­ле­ния. На «Антро­по­ло­гии» мог­ли высту­пить такие арти­сты, как «Я и друг мой гру­зо­вик», «Нож для фрау Мюл­лер» или «Пеп-си». То есть все богем­ные фаво­ри­ты. Не обхо­ди­лось и без Бори­са Гребенщикова.


Земля–Воздух (ТВС; 2002–2003)

ТВС насле­до­вал часто­ту арт-хаус­но­го ТВ‑6, а «Земля–Воздух» — про­грам­му «Аку­лы пера» в немно­го изме­нён­ном вари­ан­те. Музы­кан­ты высту­па­ли перед сотруд­ни­ка­ми всех клю­че­вых рос­сий­ских радио­стан­ций (был раз­брос от «Радио Шан­сон» до «Эха Моск­вы»). Исто­рия про­грам­мы ока­за­лась лако­нич­ной — фак­ти­че­ски один сезон. Впро­чем, и сам теле­ка­нал про­су­ще­ство­вал чуть боль­ше года.

Веду­щи­ми были Антон Комо­лов и — вни­ма­ние — Васи­лий Уткин. На про­грам­му, кро­ме веч­ных Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва и Андрея Мака­ре­ви­ча, не боя­лись позвать и толь­ко появив­шу­ю­ся груп­пу «Каста». Осо­бен­но люби­ли груп­пу НАИВ. Чача был участ­ни­ком про­грам­мы и как экс­перт, и как музыкант.


SHIT-парад (Biz-TV, MTV; 1997–2007)

«SHIT-парад» — это хит-парад наобо­рот, худ­шие кли­пы неде­ли. Про­грам­ма пред­вос­хи­ти­ла своё вре­мя и вполне орга­нич­но смот­ре­лась бы на теле­ка­на­ле «Перец». Фак­ти­че­ски «SHIT-парад» пред­став­лял собой первую под­бор­ку мемов со смеш­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми веду­щих. Были у про­грам­мы свои фаво­ри­ты или маль­чи­ки для битья, вро­де Кре­сто­ва или Алек­сея Виш­ни, попа­да­ло и груп­пе «Пси­хея». В те годы, когда про­грам­ма шла, был бум вся­ко­го рода чар­тов, на MTV пока­зы­ва­ли хит-пара­ды каж­дый день. «SHIT-парад» же вос­при­ни­мал­ся отрезвляюще.

Пока­за­тель­но, что «SHIT-парад» почти пол­но­стью был ско­пи­ро­ван на Муз-ТВ под назва­ни­ем «Пип-парад». Любо­пыт­но и то, что про­грам­ма, кото­рая ассо­ци­и­ру­ет­ся исклю­чи­тель­но с MTV нача­ла нуле­вых, впер­вые нача­ла выхо­дить ещё в 1997 году на Biz-Tv, пред­ше­ствен­ни­ке MTV.

Поделиться