В 1935 году вышла книга «А. И. Баранников в его письмах», подготовленная революционеркой-народницей Верой Николаевной Фигнер. Издание составлено из писем и текстов 1881‒1882 годов Александра Ивановича Баранникова, члена Исполнительного комитета «Народная воля», участника нескольких террористических акций. Будучи в заключении, Баранников вспоминал о прошлом, размышлял о свободном обществе и предчувствовал собственную смерть. 6 августа 1883 года революционер умер от туберкулёза в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Издательский кооператив «Напильник» переиздаёт книгу «А. И. Баранников в его письмах». Публикуем введение Евгении Куприяновой, в котором она рассказывает о судьбе Баранникова, деятельности народовольцев до и после свержения самодержавия, а также об отношении старых революционеров к власти большевиков.
Александр Баранников (1858‒1883) — революционер-народник, член Исполнительного комитета «Народной воли», принадлежавший к легендарному поколению семидесятников, поколению Андрея Желябова, Веры Фигнер, Софьи Перовской, Александра Михайлова и других. 1870‑е годы занимают особое место в истории революционного движения в России. Именно в это время происходит резкий рост численности движения, появляются первые «профессиональные революционеры», формируются революционная культура и этика. Огромное влияние эпоха 1870‑х годов оказала и на дальнейшее развитие революционного движения, став тем источником, откуда ещё на протяжении нескольких десятилетий последующие поколения революционеров черпали вдохновение, нравственные модели, тактический опыт, идейное содержание, образы и символы революционной мифологии. В 1870‑е годы, которые принято определять как эпоху революционного народничества, ещё не было жёсткой идеологической дифференциации (на первом месте была практика, а не теория), но совсем скоро из него выйдут все последующие направления движения — русский марксизм, неонародничество, анархизм.
Буквально за десять лет движение народников-семидесятников прошло полный жизненный круг — от зарождения и расцвета к кризису и гибели. Его основу составляли молодые люди, чьё детство и юность пришлись на эпоху «великих реформ». В начале 1870‑х годов они переезжают в крупные города для продолжения образования, знакомятся друг с другом, читают и обсуждают различную литературу, появляется Большое общество пропаганды («чайковцы») и отдельные революционные кружки. В это время образуется особая радикальная среда, формируются основные черты народнического мировоззрения: стремление к служению народу и самопожертвованию, культ знания, строгость нравственных требований к себе и товарищам, вера в возможность переустройства мира на более справедливых началах, идеи крестьянской революции и перехода к социализму, минуя капитализм. В 1874 году начинается «хождение в народ», радикальная молодёжь ведёт пропаганду в деревнях и городах. Несмотря на трудности и неудачи, движение развивается, укрепляется организационно, в 1876 году создаётся центральная народническая организация «Земля и воля». Против участников движения со стороны царского правительства разворачиваются репрессии. Если раньше в народнической среде отношение к либеральным требованиям было скептическим (целью была народная революция, а не Конституция и парламент, которые привели бы только к укреплению «буржуазного» порядка), то теперь отсутствие закреплённых политических свобод ощущается гораздо острее. Движение всё больше из борьбы за крестьянскую революцию превращается в схватку с самодержавием (а конкретнее — III Отделением и Департаментом полиции). В 1878 году революционеры осуществляют громкие акты индивидуального террора: выстрел Веры Засулич в градоначальника Фёдора Фёдоровича Трепова, за которым последовало её оправдание судом присяжных, убийство шефа жандармов Николая Владимировича Мезенцова. Весной 1879 года Александр Константинович Соловьёв стреляет в императора. Террор, в свою очередь, приводит к усилению репрессий, революционная работа в деревне становится почти невозможной, участники движения осваивают правила конспирации, создают нелегальные типографии, всё глубже погружаются в образ жизни революционеров-подпольщиков.
Отношение к политической борьбе против самодержавия и террору в народнической среде было разным, и в 1879 году «Земля и воля» разделяется на «Народную волю» и «Чёрный передел». В своей программе народовольцы себя определяли как «социалистов и народников», свою непосредственную задачу — как «политический переворот с целью передачи власти народу», который должен был после освобождения самостоятельно определить свою судьбу. Именно самодержавие «Народная воля» объявляла источником и политического угнетения народа, и его экономической эксплуатации. Народовольцы начали охоту на императора и совершили несколько покушений. Они получили огромную известность не только в России, но и за границей, казалось, что это какая-то невероятно влиятельная и могущественная организация; несмотря на свой террористический характер, «Народная воля» имела даже определённую поддержку в «обществе». 1 марта 1881 года Александр II был убит. Однако это не привело ни к революции, ни к обретению политических свобод. Пятеро арестованных участников убийства (первомартовцы) были казнены, начался постепенный разгром «Народной воли». За последующие два года были арестованы практически все видные лидеры организации, кто-то успел уехать за границу. Та же участь постигла и чёрнопередельцев, которые отправились либо на каторгу и в ссылку, либо в эмиграцию.
Трагическая история молодых людей, всего за несколько лет прошедших путь от идей служения народу и мечты о крестьянской революции до превращения в законспирированную подпольную организацию, а затем — до эшафота и каторги, оставила после себя колоссальный материал для размышления — о политической борьбе, революционном насилии и исторической субъектности.
Александр Баранников родился в 1858 году и был несколько младше «основного состава» семидесятников. Он вырос в дворянской семье в 1860‑е годы, учился в гимназии, затем в военном училище в Петербурге, где и познакомился с революционными народническими идеями. В 1876 году Баранников решает полностью окунуться в революционное движение и переходит на нелегальное положение, инсценировав самоубийство. В 1876–1878 годах работает «в народе» на юге России в качестве грузчика, рыбака и молотобойца, участвует в создании землевольческих поселений. В это же время он входит в основной состав «Земли и воли». В 1878 году принимает участие в первых насильственных акциях землевольцев: неудавшейся попытке освобождения приговорённого к каторге революционера Порфирия Ивановича Войноральского и организации убийства шефа жандармов Николая Владимировича Мезенцова. После раскола «Земли и воли» Баранников входит в Исполнительный Комитет «Народной воли», участвует в организации нескольких покушений на Александра II. Арестован 25 января 1881 году, приговорён к бессрочной каторге, умер 6 августа 1883 года в Алексеевском равелине Петропавловской крепости от скоротечной чахотки в 25 лет.
Такая же ранняя смерть в возрасте около 30 лет на эшафоте или в заключении постигла многих лидеров народнического движения. Но многие остались живы, и им ещё только предстояли тяжелейшие испытания: долгие годы каторги, жизнь в ссылке и эмиграции, гибель товарищей, сомнения в собственных идеалах. После освобождения нужно было заново адаптироваться к жизни, искать своё место в иной общественной или революционной среде. Кто-то отходит от непосредственной революционной работы, занимается помощью политзаключённым, наукой, просветительством, медициной. Значительная часть сохраняет народнические убеждения и примыкает к эсерам, некоторые переходят к социал-демократии.
В 1917 году многие участники движения были ещё живы и стали свидетелями долгожданного свержения самодержавия. Их отношение к последующим событиям не было единым: кто-то категорически не принимал власть большевиков и уехал за границу, кто-то открыто её поддерживал, кто-то ушёл во «внутреннюю эмиграцию». Оставшиеся в Советской России семидесятники, теперь уже в статусе «старых революционеров», пользовались определённым почётом и уважением, но никакой реальной политической роли уже не играли. В 1920‑е и начале 1930‑х годах они проделали огромную работу по сохранению памяти о революционном опыте своего поколения, результатом которой стал колоссальный комплекс литературы (прежде всего, мемуарной), оказавший огромное влияние на последующее развитие представлений о движении 1870‑х годах. Центральной фигурой в этом процессе была Вера Николаевна Фигнер — одна из главных участниц народнического движения, член ИК «Народной воли», проведшая долгие годы заключения в Шлиссельбургской крепости. Она издала свои знаменитые воспоминания «Запечатлённый труд» и множество других мемуарных и биографических текстов, публиковала архивные документы, занималась организационной и редакторской работой. Большую роль в жизни и литературной работе «старых революционеров» также сыграли созданное в 1921 году Общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, его издательство и журнал «Каторга и ссылка», в которых в 1920‒1930‑е годы печаталась основная доля текстов по истории народничества.
Настоящая книга представляет собой переиздание писем Александра Баранникова к родным, написанных им в заключении в 1881‒1882 годах, а также ряда других его текстов и архивных материалов. Книга была составлена и напечатана Верой Фигнер в 1935 году в издательстве Общества политкаторжан. Публикуемые тексты дают возможность проникнуть во внутренний мир их автора, его состояние и размышления накануне ожидаемой смерти. Письмам предпослано блестящее предисловие Веры Фигнер, в котором она рисует психологический портрет Баранникова, даёт его подробную биографию на фоне истории развития движения 1870‑х годов. Большую роль в поиске и подготовке материалов для книги сыграл также Сигизмунд Натанович Валк (1887‒1975) — выдающийся советский историк и архивист. На заре своей карьеры он работал в Историко-революционном архиве в Ленинграде, занимался изучением истории «Народной воли», активно сотрудничал с Фигнер и другими «старыми революционерами», обмениваясь сведениями и архивными документами по истории революционного движения. В 1935 году, когда выходила эта книга, в разгаре была уже вторая пятилетка. Алексей Григорьевич Стаханов совершает свой легендарный трудовой подвиг, в Москве открываются первые станции метро, вся страна смотрит «Чапаева». В декабре 1934 года был убит Сергей Миронович Киров, страна стоит на пороге Большого террора, через четыре года начнётся Вторая мировой война. Между 1881‒1882 годами и 1935 годом была целая пропасть. В закручивавшемся всё сильнее вихре истории образы народовольцев уже терялись на фоне героев Гражданской войны, челюскинцев и ударников производства, казались туманными портретами из позапрошлой эпохи. К тому же с 1929‒1930 годов в контексте борьбы с «правой оппозицией» к народничеству появились претензии идеологического характера. В 1935 году было закрыто Общество политкаторжан, с этого же момента народничество стало запретной темой на ближайшие двадцать лет, будучи исключенной из сталинского исторического нарратива.
Вера Николаевна прекрасно понимала контекст времени, но в то же время её характер и весь уже пройденный ею жизненный путь позволяли ей продолжать заниматься тем, что она считала действительно важным, в чём она видела своё предназначение, пока это было хоть как-то возможно. Настоящая книга интересна не только своим содержанием, но и тем, какое символическое место она занимает в истории сохранения памяти о народничестве. Именно она стала одним из последних изданий Общества политкаторжан, последней книгой о революционерах-народниках из вышедших в 1920‒1930‑е годы и последней в жизни Веры Николаевны Фигнер.
Поколение революционеров-семидесятников неминуемо уходило из жизни. Вера Фигнер умрёт в 1942 году в возрасте 89 лет. Из основного состава ИК «Народной воли» позже всех уйдёт из жизни Николай Морозов — в 1946 году
Однако полностью уничтожить память о революционерах 1870‑х годов было, конечно, невозможно. Она продолжала храниться в воспоминаниях тех, кто лично с ними общался в 1920‒1930‑е годы, в многочисленных опубликованных текстах и документальных архивах. С 1960‑х годов началось возрождение интереса к революционерам-семидесятникам, появляются книги «блестящей плеяды» советских историков народничества (Михаила Герасимовича Седова, Бориса Самуиловича Итенберга, Василия Фёдоровича Антонова, Николая Алексеевича Троицкого), романы и повести Юрия Владимировича Давыдова, вдохновлявшие на исследования и размышления о народничестве уже следующие поколения. Стремление разобраться в феномене революционного народничества, понять «правду жизни» тех, кто в 1870‑е годы решил вступить в борьбу за свои социальные идеи и политические права и был готов заплатить за это своей свободой и жизнью, сохраняется и сегодня, о чём свидетельствует, в том числе, и настоящее переиздание книги «Народоволец А. И. Баранников в его письмах».
Читайте также интервью с основателем «Напильника» Василием Кузьминым.