«Трагическая история молодых людей». Предисловие к книге о народовольце Александре Баранникове

В 1935 году вышла кни­га «А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах», под­го­тов­лен­ная рево­лю­ци­о­нер­кой-народ­ни­цей Верой Нико­ла­ев­ной Фиг­нер. Изда­ние состав­ле­но из писем и тек­стов 1881‒1882 годов Алек­сандра Ива­но­ви­ча Баран­ни­ко­ва, чле­на Испол­ни­тель­но­го коми­те­та «Народ­ная воля», участ­ни­ка несколь­ких тер­ро­ри­сти­че­ских акций. Будучи в заклю­че­нии, Баран­ни­ков вспо­ми­нал о про­шлом, раз­мыш­лял о сво­бод­ном обще­стве и пред­чув­ство­вал соб­ствен­ную смерть. 6 авгу­ста 1883 года рево­лю­ци­о­нер умер от тубер­ку­лё­за в Алек­се­ев­ском раве­лине Пет­ро­пав­лов­ской крепости.

Изда­тель­ский коопе­ра­тив «Напиль­ник» пере­из­да­ёт кни­гу «А. И. Баран­ни­ков в его пись­мах». Пуб­ли­ку­ем вве­де­ние Евге­нии Куп­ри­я­но­вой, в кото­ром она рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе Баран­ни­ко­ва, дея­тель­но­сти наро­до­воль­цев до и после свер­же­ния само­дер­жа­вия, а так­же об отно­ше­нии ста­рых рево­лю­ци­о­не­ров к вла­сти большевиков.


Алек­сандр Баран­ни­ков (1858‒1883) — рево­лю­ци­о­нер-народ­ник, член Испол­ни­тель­но­го коми­те­та «Народ­ной воли», при­над­ле­жав­ший к леген­дар­но­му поко­ле­нию семи­де­сят­ни­ков, поко­ле­нию Андрея Желя­бо­ва, Веры Фиг­нер, Софьи Перов­ской, Алек­сандра Михай­ло­ва и дру­гих. 1870‑е годы зани­ма­ют осо­бое место в исто­рии рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния в Рос­сии. Имен­но в это вре­мя про­ис­хо­дит рез­кий рост чис­лен­но­сти дви­же­ния, появ­ля­ют­ся пер­вые «про­фес­си­о­наль­ные рево­лю­ци­о­не­ры», фор­ми­ру­ют­ся рево­лю­ци­он­ная куль­ту­ра и эти­ка. Огром­ное вли­я­ние эпо­ха 1870‑х годов ока­за­ла и на даль­ней­шее раз­ви­тие рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния, став тем источ­ни­ком, отку­да ещё на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий после­ду­ю­щие поко­ле­ния рево­лю­ци­о­не­ров чер­па­ли вдох­но­ве­ние, нрав­ствен­ные моде­ли, так­ти­че­ский опыт, идей­ное содер­жа­ние, обра­зы и сим­во­лы рево­лю­ци­он­ной мифо­ло­гии. В 1870‑е годы, кото­рые при­ня­то опре­де­лять как эпо­ху рево­лю­ци­он­но­го народ­ни­че­ства, ещё не было жёст­кой идео­ло­ги­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции (на пер­вом месте была прак­ти­ка, а не тео­рия), но совсем ско­ро из него вый­дут все после­ду­ю­щие направ­ле­ния дви­же­ния — рус­ский марк­сизм, нео­на­род­ни­че­ство, анархизм.

Алек­сандр Баранников

Бук­валь­но за десять лет дви­же­ние народ­ни­ков-семи­де­сят­ни­ков про­шло пол­ный жиз­нен­ный круг — от зарож­де­ния и рас­цве­та к кри­зи­су и гибе­ли. Его осно­ву состав­ля­ли моло­дые люди, чьё дет­ство и юность при­шлись на эпо­ху «вели­ких реформ». В нача­ле 1870‑х годов они пере­ез­жа­ют в круп­ные горо­да для про­дол­же­ния обра­зо­ва­ния, зна­ко­мят­ся друг с дру­гом, чита­ют и обсуж­да­ют раз­лич­ную лите­ра­ту­ру, появ­ля­ет­ся Боль­шое обще­ство про­па­ган­ды («чай­ков­цы») и отдель­ные рево­лю­ци­он­ные круж­ки. В это вре­мя обра­зу­ет­ся осо­бая ради­каль­ная сре­да, фор­ми­ру­ют­ся основ­ные чер­ты народ­ни­че­ско­го миро­воз­зре­ния: стрем­ле­ние к слу­же­нию наро­ду и само­по­жерт­во­ва­нию, культ зна­ния, стро­гость нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ний к себе и това­ри­щам, вера в воз­мож­ность пере­устрой­ства мира на более спра­вед­ли­вых нача­лах, идеи кре­стьян­ской рево­лю­ции и пере­хо­да к соци­а­лиз­му, минуя капи­та­лизм. В 1874 году начи­на­ет­ся «хож­де­ние в народ», ради­каль­ная моло­дёжь ведёт про­па­ган­ду в дерев­нях и горо­дах. Несмот­ря на труд­но­сти и неуда­чи, дви­же­ние раз­ви­ва­ет­ся, укреп­ля­ет­ся орга­ни­за­ци­он­но, в 1876 году созда­ёт­ся цен­траль­ная народ­ни­че­ская орга­ни­за­ция «Зем­ля и воля». Про­тив участ­ни­ков дви­же­ния со сто­ро­ны цар­ско­го пра­ви­тель­ства раз­во­ра­чи­ва­ют­ся репрес­сии. Если рань­ше в народ­ни­че­ской сре­де отно­ше­ние к либе­раль­ным тре­бо­ва­ни­ям было скеп­ти­че­ским (целью была народ­ная рево­лю­ция, а не Кон­сти­ту­ция и пар­ла­мент, кото­рые при­ве­ли бы толь­ко к укреп­ле­нию «бур­жу­аз­но­го» поряд­ка), то теперь отсут­ствие закреп­лён­ных поли­ти­че­ских сво­бод ощу­ща­ет­ся гораз­до ост­рее. Дви­же­ние всё боль­ше из борь­бы за кре­стьян­скую рево­лю­цию пре­вра­ща­ет­ся в схват­ку с само­дер­жа­ви­ем (а кон­крет­нее — III Отде­ле­ни­ем и Депар­та­мен­том поли­ции). В 1878 году рево­лю­ци­о­не­ры осу­ществ­ля­ют гром­кие акты инди­ви­ду­аль­но­го тер­ро­ра: выстрел Веры Засу­лич в гра­до­на­чаль­ни­ка Фёдо­ра Фёдо­ро­ви­ча Тре­по­ва, за кото­рым после­до­ва­ло её оправ­да­ние судом при­сяж­ных, убий­ство шефа жан­дар­мов Нико­лая Вла­ди­ми­ро­ви­ча Мезен­цо­ва. Вес­ной 1879 года Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич Соло­вьёв стре­ля­ет в импе­ра­то­ра. Тер­рор, в свою оче­редь, при­во­дит к уси­ле­нию репрес­сий, рево­лю­ци­он­ная рабо­та в деревне ста­но­вит­ся почти невоз­мож­ной, участ­ни­ки дви­же­ния осва­и­ва­ют пра­ви­ла кон­спи­ра­ции, созда­ют неле­галь­ные типо­гра­фии, всё глуб­же погру­жа­ют­ся в образ жиз­ни революционеров-подпольщиков.

Отно­ше­ние к поли­ти­че­ской борь­бе про­тив само­дер­жа­вия и тер­ро­ру в народ­ни­че­ской сре­де было раз­ным, и в 1879 году «Зем­ля и воля» раз­де­ля­ет­ся на «Народ­ную волю» и «Чёр­ный пере­дел». В сво­ей про­грам­ме наро­до­воль­цы себя опре­де­ля­ли как «соци­а­ли­стов и народ­ни­ков», свою непо­сред­ствен­ную зада­чу — как «поли­ти­че­ский пере­во­рот с целью пере­да­чи вла­сти наро­ду», кото­рый дол­жен был после осво­бож­де­ния само­сто­я­тель­но опре­де­лить свою судь­бу. Имен­но само­дер­жа­вие «Народ­ная воля» объ­яв­ля­ла источ­ни­ком и поли­ти­че­ско­го угне­те­ния наро­да, и его эко­но­ми­че­ской экс­плу­а­та­ции. Наро­до­воль­цы нача­ли охо­ту на импе­ра­то­ра и совер­ши­ли несколь­ко поку­ше­ний. Они полу­чи­ли огром­ную извест­ность не толь­ко в Рос­сии, но и за гра­ни­цей, каза­лось, что это какая-то неве­ро­ят­но вли­я­тель­ная и могу­ще­ствен­ная орга­ни­за­ция; несмот­ря на свой тер­ро­ри­сти­че­ский харак­тер, «Народ­ная воля» име­ла даже опре­де­лён­ную под­держ­ку в «обще­стве». 1 мар­та 1881 года Алек­сандр II был убит. Одна­ко это не при­ве­ло ни к рево­лю­ции, ни к обре­те­нию поли­ти­че­ских сво­бод. Пяте­ро аре­сто­ван­ных участ­ни­ков убий­ства (пер­во­мар­тов­цы) были каз­не­ны, начал­ся посте­пен­ный раз­гром «Народ­ной воли». За после­ду­ю­щие два года были аре­сто­ва­ны прак­ти­че­ски все вид­ные лиде­ры орга­ни­за­ции, кто-то успел уехать за гра­ни­цу. Та же участь постиг­ла и чёр­но­пе­ре­дель­цев, кото­рые отпра­ви­лись либо на катор­гу и в ссыл­ку, либо в эмиграцию.

Тра­ги­че­ская исто­рия моло­дых людей, все­го за несколь­ко лет про­шед­ших путь от идей слу­же­ния наро­ду и меч­ты о кре­стьян­ской рево­лю­ции до пре­вра­ще­ния в закон­спи­ри­ро­ван­ную под­поль­ную орга­ни­за­цию, а затем — до эша­фо­та и катор­ги, оста­ви­ла после себя колос­саль­ный мате­ри­ал для раз­мыш­ле­ния — о поли­ти­че­ской борь­бе, рево­лю­ци­он­ном наси­лии и исто­ри­че­ской субъектности.

Алек­сандр Баран­ни­ков родил­ся в 1858 году и был несколь­ко млад­ше «основ­но­го соста­ва» семи­де­сят­ни­ков. Он вырос в дво­рян­ской семье в 1860‑е годы, учил­ся в гим­на­зии, затем в воен­ном учи­ли­ще в Петер­бур­ге, где и позна­ко­мил­ся с рево­лю­ци­он­ны­ми народ­ни­че­ски­ми иде­я­ми. В 1876 году Баран­ни­ков реша­ет пол­но­стью оку­нуть­ся в рево­лю­ци­он­ное дви­же­ние и пере­хо­дит на неле­галь­ное поло­же­ние, инсце­ни­ро­вав само­убий­ство. В 1876–1878 годах рабо­та­ет «в наро­де» на юге Рос­сии в каче­стве груз­чи­ка, рыба­ка и моло­то­бой­ца, участ­ву­ет в созда­нии зем­ле­воль­че­ских посе­ле­ний. В это же вре­мя он вхо­дит в основ­ной состав «Зем­ли и воли». В 1878 году при­ни­ма­ет уча­стие в пер­вых насиль­ствен­ных акци­ях зем­ле­воль­цев: неудав­шей­ся попыт­ке осво­бож­де­ния при­го­во­рён­но­го к катор­ге рево­лю­ци­о­не­ра Пор­фи­рия Ива­но­ви­ча Вой­но­раль­ско­го и орга­ни­за­ции убий­ства шефа жан­дар­мов Нико­лая Вла­ди­ми­ро­ви­ча Мезен­цо­ва. После рас­ко­ла «Зем­ли и воли» Баран­ни­ков вхо­дит в Испол­ни­тель­ный Коми­тет «Народ­ной воли», участ­ву­ет в орга­ни­за­ции несколь­ких поку­ше­ний на Алек­сандра II. Аре­сто­ван 25 янва­ря 1881 году, при­го­во­рён к бес­сроч­ной катор­ге, умер 6 авгу­ста 1883 года в Алек­се­ев­ском раве­лине Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти от ско­ро­теч­ной чахот­ки в 25 лет.

Такая же ран­няя смерть в воз­расте око­ло 30 лет на эша­фо­те или в заклю­че­нии постиг­ла мно­гих лиде­ров народ­ни­че­ско­го дви­же­ния. Но мно­гие оста­лись живы, и им ещё толь­ко пред­сто­я­ли тяже­лей­шие испы­та­ния: дол­гие годы катор­ги, жизнь в ссыл­ке и эми­гра­ции, гибель това­ри­щей, сомне­ния в соб­ствен­ных иде­а­лах. После осво­бож­де­ния нуж­но было зано­во адап­ти­ро­вать­ся к жиз­ни, искать своё место в иной обще­ствен­ной или рево­лю­ци­он­ной сре­де. Кто-то отхо­дит от непо­сред­ствен­ной рево­лю­ци­он­ной рабо­ты, зани­ма­ет­ся помо­щью полит­за­клю­чён­ным, нау­кой, про­све­ти­тель­ством, меди­ци­ной. Зна­чи­тель­ная часть сохра­ня­ет народ­ни­че­ские убеж­де­ния и при­мы­ка­ет к эсе­рам, неко­то­рые пере­хо­дят к социал-демократии.

В 1917 году мно­гие участ­ни­ки дви­же­ния были ещё живы и ста­ли сви­де­те­ля­ми дол­го­ждан­но­го свер­же­ния само­дер­жа­вия. Их отно­ше­ние к после­ду­ю­щим собы­ти­ям не было еди­ным: кто-то кате­го­ри­че­ски не при­ни­мал власть боль­ше­ви­ков и уехал за гра­ни­цу, кто-то откры­то её под­дер­жи­вал, кто-то ушёл во «внут­рен­нюю эми­гра­цию». Остав­ши­е­ся в Совет­ской Рос­сии семи­де­сят­ни­ки, теперь уже в ста­ту­се «ста­рых рево­лю­ци­о­не­ров», поль­зо­ва­лись опре­де­лён­ным почё­том и ува­же­ни­ем, но ника­кой реаль­ной поли­ти­че­ской роли уже не игра­ли. В 1920‑е и нача­ле 1930‑х годах они про­де­ла­ли огром­ную рабо­ту по сохра­не­нию памя­ти о рево­лю­ци­он­ном опы­те сво­е­го поко­ле­ния, резуль­та­том кото­рой стал колос­саль­ный ком­плекс лите­ра­ту­ры (преж­де все­го, мему­ар­ной), ока­зав­ший огром­ное вли­я­ние на после­ду­ю­щее раз­ви­тие пред­став­ле­ний о дви­же­нии 1870‑х годах. Цен­траль­ной фигу­рой в этом про­цес­се была Вера Нико­ла­ев­на Фиг­нер — одна из глав­ных участ­ниц народ­ни­че­ско­го дви­же­ния, член ИК «Народ­ной воли», про­вед­шая дол­гие годы заклю­че­ния в Шлис­сель­бург­ской кре­по­сти. Она изда­ла свои зна­ме­ни­тые вос­по­ми­на­ния «Запе­чат­лён­ный труд» и мно­же­ство дру­гих мему­ар­ных и био­гра­фи­че­ских тек­стов, пуб­ли­ко­ва­ла архив­ные доку­мен­ты, зани­ма­лась орга­ни­за­ци­он­ной и редак­тор­ской рабо­той. Боль­шую роль в жиз­ни и лите­ра­тур­ной рабо­те «ста­рых рево­лю­ци­о­не­ров» так­же сыг­ра­ли создан­ное в 1921 году Обще­ство полит­ка­тор­жан и ссыль­но­по­се­лен­цев, его изда­тель­ство и жур­нал «Катор­га и ссыл­ка», в кото­рых в 1920‒1930‑е годы печа­та­лась основ­ная доля тек­стов по исто­рии народничества.

Насто­я­щая кни­га пред­став­ля­ет собой пере­из­да­ние писем Алек­сандра Баран­ни­ко­ва к род­ным, напи­сан­ных им в заклю­че­нии в 1881‒1882 годах, а так­же ряда дру­гих его тек­стов и архив­ных мате­ри­а­лов. Кни­га была состав­ле­на и напе­ча­та­на Верой Фиг­нер в 1935 году в изда­тель­стве Обще­ства полит­ка­тор­жан. Пуб­ли­ку­е­мые тек­сты дают воз­мож­ность про­ник­нуть во внут­рен­ний мир их авто­ра, его состо­я­ние и раз­мыш­ле­ния нака­нуне ожи­да­е­мой смер­ти. Пись­мам пред­по­сла­но бле­стя­щее пре­ди­сло­вие Веры Фиг­нер, в кото­ром она рису­ет пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет Баран­ни­ко­ва, даёт его подроб­ную био­гра­фию на фоне исто­рии раз­ви­тия дви­же­ния 1870‑х годов. Боль­шую роль в поис­ке и под­го­тов­ке мате­ри­а­лов для кни­ги сыг­рал так­же Сигиз­мунд Ната­но­вич Валк (1887‒1975) — выда­ю­щий­ся совет­ский исто­рик и архи­вист. На заре сво­ей карье­ры он рабо­тал в Исто­ри­ко-рево­лю­ци­он­ном архи­ве в Ленин­гра­де, зани­мал­ся изу­че­ни­ем исто­рии «Народ­ной воли», актив­но сотруд­ни­чал с Фиг­нер и дру­ги­ми «ста­ры­ми рево­лю­ци­о­не­ра­ми», обме­ни­ва­ясь све­де­ни­я­ми и архив­ны­ми доку­мен­та­ми по исто­рии рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния. В 1935 году, когда выхо­ди­ла эта кни­га, в раз­га­ре была уже вто­рая пяти­лет­ка. Алек­сей Гри­го­рье­вич Ста­ха­нов совер­ша­ет свой леген­дар­ный тру­до­вой подвиг, в Москве откры­ва­ют­ся пер­вые стан­ции мет­ро, вся стра­на смот­рит «Чапа­е­ва». В декаб­ре 1934 года был убит Сер­гей Миро­но­вич Киров, стра­на сто­ит на поро­ге Боль­шо­го тер­ро­ра, через четы­ре года нач­нёт­ся Вто­рая миро­вой вой­на. Меж­ду 1881‒1882 года­ми и 1935 годом была целая про­пасть. В закру­чи­вав­шем­ся всё силь­нее вих­ре исто­рии обра­зы наро­до­воль­цев уже теря­лись на фоне геро­ев Граж­дан­ской вой­ны, челюс­кин­цев и удар­ни­ков про­из­вод­ства, каза­лись туман­ны­ми порт­ре­та­ми из поза­про­шлой эпо­хи. К тому же с 1929‒1930 годов в кон­тек­сте борь­бы с «пра­вой оппо­зи­ци­ей» к народ­ни­че­ству появи­лись пре­тен­зии идео­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра. В 1935 году было закры­то Обще­ство полит­ка­тор­жан, с это­го же момен­та народ­ни­че­ство ста­ло запрет­ной темой на бли­жай­шие два­дцать лет, будучи исклю­чен­ной из ста­лин­ско­го исто­ри­че­ско­го нарратива.

Вера Нико­ла­ев­на пре­крас­но пони­ма­ла кон­текст вре­ме­ни, но в то же вре­мя её харак­тер и весь уже прой­ден­ный ею жиз­нен­ный путь поз­во­ля­ли ей про­дол­жать зани­мать­ся тем, что она счи­та­ла дей­стви­тель­но важ­ным, в чём она виде­ла своё пред­на­зна­че­ние, пока это было хоть как-то воз­мож­но. Насто­я­щая кни­га инте­рес­на не толь­ко сво­им содер­жа­ни­ем, но и тем, какое сим­во­ли­че­ское место она зани­ма­ет в исто­рии сохра­не­ния памя­ти о народ­ни­че­стве. Имен­но она ста­ла одним из послед­них изда­ний Обще­ства полит­ка­тор­жан, послед­ней кни­гой о рево­лю­ци­о­не­рах-народ­ни­ках из вышед­ших в 1920‒1930‑е годы и послед­ней в жиз­ни Веры Нико­ла­ев­ны Фигнер.

Поко­ле­ние рево­лю­ци­о­не­ров-семи­де­сят­ни­ков неми­ну­е­мо ухо­ди­ло из жиз­ни. Вера Фиг­нер умрёт в 1942 году в воз­расте 89 лет. Из основ­но­го соста­ва ИК «Народ­ной воли» поз­же всех уйдёт из жиз­ни Нико­лай Моро­зов — в 1946 году

Одна­ко пол­но­стью уни­что­жить память о рево­лю­ци­о­не­рах 1870‑х годов было, конеч­но, невоз­мож­но. Она про­дол­жа­ла хра­нить­ся в вос­по­ми­на­ни­ях тех, кто лич­но с ними общал­ся в 1920‒1930‑е годы, в мно­го­чис­лен­ных опуб­ли­ко­ван­ных текстах и доку­мен­таль­ных архи­вах. С 1960‑х годов нача­лось воз­рож­де­ние инте­ре­са к рево­лю­ци­о­не­рам-семи­де­сят­ни­кам, появ­ля­ют­ся кни­ги «бле­стя­щей пле­я­ды» совет­ских исто­ри­ков народ­ни­че­ства (Миха­и­ла Гера­си­мо­ви­ча Седо­ва, Бори­са Саму­и­ло­ви­ча Итен­бер­га, Васи­лия Фёдо­ро­ви­ча Анто­но­ва, Нико­лая Алек­се­е­ви­ча Тро­иц­ко­го), рома­ны и пове­сти Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча Давы­до­ва, вдох­нов­ляв­шие на иссле­до­ва­ния и раз­мыш­ле­ния о народ­ни­че­стве уже сле­ду­ю­щие поко­ле­ния. Стрем­ле­ние разо­брать­ся в фено­мене рево­лю­ци­он­но­го народ­ни­че­ства, понять «прав­ду жиз­ни» тех, кто в 1870‑е годы решил всту­пить в борь­бу за свои соци­аль­ные идеи и поли­ти­че­ские пра­ва и был готов запла­тить за это сво­ей сво­бо­дой и жиз­нью, сохра­ня­ет­ся и сего­дня, о чём сви­де­тель­ству­ет, в том чис­ле, и насто­я­щее пере­из­да­ние кни­ги «Наро­до­во­лец А. И. Баран­ни­ков в его письмах».

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же интер­вью с осно­ва­те­лем «Напиль­ни­ка» Васи­ли­ем Кузь­ми­ным

Поделиться