«Форма моего тела и связанные с нею особенности усложняют и обесцвечивают существование». Отрывок из книги Екатерины Бакуниной

Изда­тель­ство SOYAPRESS выпу­сти­ло роман «Тело» Ека­те­ри­ны Васи­льев­ны Баку­ни­ной, рус­ской писа­тель­ни­цы и поэтес­сы. В 1923 году Баку­ни­на эми­гри­ро­ва­ла во Фран­цию, была чле­ном париж­ско­го Сою­за рус­ских писа­те­лей и жур­на­ли­стов, рабо­та­ла в редак­ции жур­на­ла «Чис­ла».

Про­из­ве­де­ние пред­став­ля­ет собой внут­рен­ний моно­лог жен­щи­ны, пере­жи­ва­ю­щей оди­но­че­ство в семье, утра­ту при­выч­но­го укла­да из-за пере­ез­да в дру­гую стра­ну, без­на­дёж­ность обы­ден­но­го суще­ство­ва­ния. Геро­и­ня под­вер­га­ет бес­по­щад­но­му само­ана­ли­зу соб­ствен­ное тело, каж­дая часть кото­ро­го ей кажет­ся некрасивой.

Кни­гу мож­но зака­зать на сай­те SOYAPRESS, а в бли­жай­шее вре­мя изда­ние появит­ся в неза­ви­си­мых книж­ных мага­зи­нах и на книж­ных ярмарках.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет отры­вок из кни­ги Ека­те­ри­ны Баку­ни­ной «Тело», в кото­ром геро­и­ня рас­суж­да­ет о сво­ей внеш­но­сти, посты­лой семей­ной жиз­ни, петер­бург­ском про­шлом и эми­грант­ском настоящем.


То, что я пишу от пер­во­го лица, вовсе не зна­чит, что я пишу о себе. Моё «я» поте­ря­но и заме­не­но обра­зом жен­щи­ны, вылеп­лен­ной по типо­во­му образ­цу. В этой жен­щине я тщет­но пыта­юсь най­ти исче­за­ю­щее, рас­плы­ва­ю­ще­е­ся — своё. А нахо­жу чужое, сход­ное с дру­ги­ми. Сле­до­ва­тель­но, и рас­ска­зы­вая о себе, я гово­рю о дру­гих. Мне толь­ко удоб­нее рас­смат­ри­вать этих дру­гих через себя. Вид­нее. Так нет ниче­го скры­то­го, оши­боч­но­го, лож­но­го, выдуманного.

Сей­час я дол­го смот­ре­ла на себя в зер­ка­ло. Я виде­ла лицо, кото­рое совер­шен­но не выра­жа­ет того, что за ним. Меж­ду тем это моё лицо. Слу­чай­ная смесь длин­но­го ряда поко­ле­ний. Я совсем не хочу иметь такое лицо. Не толь­ко пото­му, что оно некра­си­во (хотя некра­си­вая жен­щи­на — неудав­ший­ся замы­сел), а пото­му, что в нём нет моей сущ­но­сти. В круг­лых карих мас­ля­ни­стых гла­зах нет ни горе­ния, ни бун­та. В спо­кой­ном состо­я­нии они сон­ли­вы и невы­ра­зи­тель­ны. В мину­ты отча­я­ния (я заме­ти­ла) — глу­пы. Нет ниче­го бес­смыс­лен­нее карих глаз — они все­гда похо­жи на теля­чьи. Щёки уже не гор­дят­ся пра­виль­ным неко­гда ова­лом — ска­зы­ва­ют­ся годы. Меж­ду изло­ман­ны­ми буры­ми бро­вя­ми — две про­доль­ные мор­щин­ки. Тём­но-рыжие, остри­жен­ные после тифа воло­сы почти пря­мы и глад­ко зачё­са­ны назад. Лоб боль­шой, выпук­лый; широ­кий татар­ский нос; жёст­ко (или горь­ко) по-бабье­му под­жа­тый рот. Потом начи­на­ю­щий отви­сать под­бо­ро­док и шея с вяну­щей кожей. Тело ещё твёр­дое, но уже начи­на­ю­щее полнеть.

Всё это меня воз­му­ща­ет нестер­пи­мым кон­тр­с­чё­том меж­ду сущим и долж­ным. С каким остер­ве­не­ни­ем я сорва­ла бы эту ста­ре­ю­щую кожу, выбро­си­ла гру­ди, колы­шу­щи­е­ся при ходь­бе, вырва­ла нена­вист­ные, не такие, как хочу, гла­за. Родить­ся с неудоб­ным жен­ским телом и быть обде­лён­ной из-за внеш­но­сти в сво­их воз­мож­но­стях! В этом есть нечто непо­пра­ви­мое и озлоб­ля­ю­щее меня. Но при­хо­дит­ся выно­сить свою наруж­ность и всё осталь­ное. Не могу назвать миром это осталь­ное. Слиш­ком огра­ни­че­на сфе­ра и срок мое­го бытия, и я сама огра­ни­чен­ное суще­ство. Совер­шен­но ясно, что мно­гое недо­ступ­но мне толь­ко пото­му, что я жен­щи­на. Фор­ма мое­го тела и свя­зан­ные с нею осо­бен­но­сти услож­ня­ют и обес­цве­чи­ва­ют суще­ство­ва­ние. Нахо­жу в этом заве­до­мую неспра­вед­ли­вость. Жизнь пото­му воз­буж­да­ет мой гнев.

Её как бы нет. Для чело­ве­ка, живу­ще­го вос­по­ми­на­ни­ем о про­шлом и меч­тою о буду­щем, кото­ро­го не будет, насто­я­щее не суще­ству­ет. Оно не то, не при­ем­лет­ся мною и все­гда оста­ёт­ся поза­ди. Каж­дый дан­ный момент уже про­шёл. Я всту­паю в сле­ду­ю­щий, сам собой свя­зан­ный с чем-то для меня неиз­вест­ным и неиз­беж­ным. Всё навсе­гда запу­та­но. Я ниче­го не пони­маю. И я уро­жен­ка небла­го­по­луч­ной стра­ны, где гладь и море, мятеж и гнёт сме­ня­ли друг дру­га и где неожи­дан­но, ни с того ни с сего, рож­да­лись и сму­тья­ни­ли души Досто­ев­ский и Тол­стой, Баку­нин и Ленин. Я из Рос­сии, пере­вер­нув­шей­ся вверх дном. Живя — уто­пая, захле­бы­ва­ясь, я рас­те­ря­ла весь тот груз, кото­рый даёт чело­ве­ку устой­чи­вость. Стыд, долг, Бог, нрав­ствен­ный закон — всё, с чем пус­ка­ют­ся в пла­ва­ние, пошло ко дну, а я всплы­ла, как боч­ка, с кото­рой сорва­ны обру­чи и кото­рую рас­пи­ра­ет изнутри.

Совер­шен­но непо­нят­но и неве­ро­ят­но то, что я живу в Пари­же. Если начать раз­ма­ты­вать клу­бок вос­по­ми­на­ний, то нить при­ве­дёт к чинов­но­му петер­бург­ско­му дому, даче в Петер­го­фе и наслед­ствен­но­му месту на клад­би­ще. В доме была ров­ная, одно­об­раз­ная, тягу­чая, века­ми усто­яв­ша­я­ся жизнь. В ней раз­рас­та­лась, шири­лась и всё запол­ня­ла собою ску­ка, кор­ни кото­рой пита­лись твёр­дой уве­рен­ность в том, что буду­щее может быть толь­ко повто­ре­ни­ем про­шло­го. Одна­жды вече­ром, захлоп­нув крыш­ку роя­ля, я ушла к пора­зив­ше­му моё вооб­ра­же­ние извест­но­му пев­цу и пред­ло­жи­ла ему себя с рав­но­душ­ной деви­чьей любо­зна­тель­но­стью к тому, что будет. Певец ока­зал­ся гру­бым, мне было боль­но и непри­ят­но (обде­лён­ность пола ска­за­лась уже тут). Я ушла запач­кан­ной с одним жела­ни­ем — не вспо­ми­нать о том, что было. Но эпи­зод, быва­ю­щий мимо­лёт­ным для муж­чи­ны, для меня затя­нул­ся навсе­гда. Навя­зан­ное мне тело забе­ре­ме­не­ло, пев­цу при­шлось женить­ся. Это и есть мой муж. Баналь­ная слу­чай­ность, кото­рой почти все­гда быва­ет момент пре­вра­ще­ния в жен­щи­ну, обра­ти­лась в позор­ную и неопрят­ную при­выч­ку. В силу неё я с мужем изме­няю самой себе и ино­гда пыта­юсь най­ти утра­чен­ную вер­ность в слу­чай­ных и ред­ких изменах.

Инсти­тут совре­мен­но­го бра­ка вклю­ча­ет в себя адюль­тер, даю­щий успо­ко­е­ние нер­вам и осве­жа­ю­щий заста­и­ва­ю­щу­ю­ся до затх­ло­сти супру­же­скую жизнь. К сожа­ле­нию, я не при­над­ле­жу к чис­лу тех поверх­ност­ных, муже­по­доб­ных, спор­тив­ных жен­щин, для кото­рых один из видов спор­та — любовь, про­те­ка­ет лег­ко, раз­но­об­раз­но и при­ят­но. Меня не удо­вле­тво­ря­ет и лег­ко­вес­ное упраж­не­ние душев­но­сек­су­аль­ных эмо­ций, име­ну­е­мое флир­том. Я серьёз­на и жен­ствен­на, воль­но­лю­би­ва и в то же вре­мя есть во мне нечто, жаж­ду­щее без­гра­нич­но­го под­чи­не­ния. Но пере­шаг­нув, как мне кажет­ся, через то, что име­ну­ет­ся услов­но мора­лью, я посто­ян­но натал­ки­ва­юсь на внут­рен­ние запре­ты несов­ме­сти­мых с этим поня­ти­ем поступ­ков. Стран­ная явь мое­го суще­ство­ва­ния вос­при­ни­ма­ет­ся мною поэто­му тяже­ло. Осо­бен­но тягост­на мне покор­ная, всё выно­ся­щая пре­дан­ность мужа. Женив­шись по необ­хо­ди­мо­сти, он с года­ми при­вя­зы­ва­ет­ся ко мне всё боль­ше и боль­ше. Моё же отно­ше­ние к нему раз­ви­ва­ет­ся в обрат­ном смыс­ле. Я почти нена­ви­жу его за своё отвра­ти­тель­ное к нему мило­сер­дие, рас­слаб­ля­ю­щую жалость, уни­жа­ю­щее состра­да­ние. Жалость вооб­ще разъ­еда­ет меня, как мате­рин­ская любовь.

От чинов­но­го Петер­бур­га и Петер­го­фа сохра­ни­лась у меня при­вер­жен­ность к музы­ке, без­дум­но­му без­дей­ствию, шеле­сту листьев, дви­же­нию обла­ков и мор­ско­му про­сто­ру. А жить при­хо­дит­ся в тес­ной квар­ти­ре париж­ско­го боль­шо­го дома, шум кото­ро­го непре­рыв­но раз­дра­жа­ет. Но у дома есть при­зрач­ный сосед, оско­лок про­шло­го — ста­рый, покри­вив­ший­ся и под­пёр­тый дере­вян­ной бал­кой домиш­ко. В отда­лён­ных квар­та­лах Пари­жа ещё сохра­ни­лись кое-где дома с уце­лев­ши­ми перед ними дере­вья­ми, кора кото­рых чер­на как сажа и под кото­ры­ми на уби­той зем­ле рас­тёт не тра­ва, а зелё­но-жёл­тая пле­сень. Такие дома кажут­ся под­сле­по­ва­ты­ми, в них есть что-то без­на­дёж­ное, и не знаю, что меня в них при­вле­ка­ет, но сквер­ную свою квар­ти­ру я сня­ла имен­но из-за сосед­ства тако­го полу­мёрт­во­го, выщерб­лен­но­го, кро­ша­ще­го­ся, как гни­лые зубы, домиш­ки. Рядом с ним, на при­гор­ке, напо­ло­ви­ну засло­ня­ю­щем мои окна, посе­рев­шая от дождей древ­няя балю­стра­да: камен­ные кег­ли с шари­ка­ми навер­ху. Шари­ки кое-где сби­ты. Отку­да она? Над нею лос­кут неба, а в небе лопа­сти листьев ближ­не­го каштана.

Этот ста­рый дом осуж­дён на слом, и когда я гля­жу на него, мне всё кажет­ся, что он снит­ся мне. И жиль­цы в нём — тени, мно­го­лет­ние, дожи­ва­ю­щие свой век. Ввер­ху — ста­ру­ха со встав­ным гла­зом, фио­ле­то­вы­ми воло­са­ми и попу­га­ем и высох­ший ста­рик в ермол­ке. Вни­зу — в одной поло­вине — вязаль­щи­ца с пара­ли­зо­ван­ны­ми нога­ми. Она все­гда вяжет, при­дви­ну­тая к окну. Её блед­ные, непре­рыв­но шеве­ля­щи­е­ся паль­цы похо­жи на киша­щих чер­вей. Полу­пья­ная кон­сьерж­ка носит ей остат­ки пищи. Кон­сьерж­ка пьёт, пото­му что у неё уби­ли в Марок­ко сына. Окно дру­гой поло­ви­ны все­гда заве­ше­но гряз­ной, выцвет­шей соло­мен­ной цинов­кой. За нею пря­чет­ся зеле­но­ва­тая жен­щи­на в чёр­ном и раз­ду­тый, белый, как руб­цы или вымо­чен­ная теля­чья голо­ва, её муж — часов­щик. Этих людей и этот дом я вижу целы­ми дня­ми. Но жиль­цов боль­шо­го дома, где я живу, я не знаю. С ними я встре­ча­юсь толь­ко в полу­тьме лест­ни­цы. Запер­тые две­ри, и боль­ше ничего…

Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться