В 1936 году на совет­ские экра­ны вышел фильм «Кос­ми­че­ский рейс». Это­го собы­тия зри­те­ли жда­ли с 1934 года, когда в прес­се появи­лись пер­вые упо­ми­на­ния о кар­тине. Газе­ты сооб­ща­ли, что это будет «пер­вый науч­но-фан­та­сти­че­ский кино­ро­ман о геро­и­че­ском рей­се на Луну пер­во­го боль­ше­вист­ско­го аст­ро­пла­на». Дей­ствие в филь­ме раз­во­ра­чи­ва­лось в 1946 году — до гря­ду­щей кос­ми­че­ской эры, как пред­по­ла­га­ли сце­на­ри­сты, было прак­ти­че­ски подать рукой, и они почти не ошиблись.

Пока шли съём­ки, о филь­ме мно­го писа­ли, созда­те­лей «Кос­ми­че­ско­го рей­са» назы­ва­ли «Жюль Вер­на­ми совет­ско­го кино» и воз­ла­га­ли боль­шие надеж­ды на ста­нов­ле­ние в кине­ма­то­гра­фе жан­ра науч­ной фан­та­сти­ки. Кор­ре­спон­ден­ты вели репор­та­жи со съё­моч­ной пло­щад­ки и рас­кры­ва­ли про­из­вод­ствен­ные сек­ре­ты. В пави­льо­нах «Мос­филь­ма» побы­вал даже фран­цуз­ский писа­тель Анри Бар­бюс, кото­рый, по сви­де­тель­ству газет, был вос­хи­щён глу­би­ной замысла.

Режис­сё­ром филь­ма стал Васи­лий Журав­лёв, сце­на­рий напи­сал Алек­сандр Фили­мо­нов, а кон­суль­ти­ро­ва­ли съё­моч­ную груп­пу Кон­стан­тин Циол­ков­ский и ряд круп­ных спе­ци­а­ли­стов. Бла­го­да­ря такой помо­щи фильм полу­чил креп­кую науч­ную осно­ву и пора­зил зри­те­лей нова­тор­ски­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми решениями.

В глав­ных ролях сня­лись заслу­жен­ный артист рес­пуб­ли­ки Сер­гей Кома­ров (ака­де­мик Седых), Ксе­ния Мос­ка­лен­ко (аспи­рант­ка Мари­на) и Васи­лий Гапо­нен­ко (пио­нер Андрю­ша Орлов).

Съём­ки были окон­че­ны к кон­цу 1935 года, неза­дол­го до это­го Циол­ков­ско­го не ста­ло, но он оста­вил доб­рые отзы­вы о «Кос­ми­че­ском рейсе».

Фильм был адре­со­ван детям, одна­ко его с удо­воль­стви­ем смот­ре­ли и взрос­лые. Кри­ти­ка отнес­лась к пре­мье­ре бла­го­склон­но. Прав­да, съё­моч­ную груп­пу ино­гда упре­ка­ли в сюжет­ных недо­ра­бот­ках, но пер­во­про­ход­цам жан­ра науч­ной фан­та­сти­ки гото­вы были про­стить неболь­шие погреш­но­сти. Сего­дня фильм счи­та­ет­ся клас­си­кой совет­ско­го немо­го кино.

Сде­ла­ли под­бор­ку архив­ных газет­ных мате­ри­а­лов о «Кос­ми­че­ском рей­се». Из неё мож­но узнать о зада­чах, сто­яв­ших перед режис­сё­ром, сотруд­ни­че­стве созда­те­лей филь­ма с Кон­стан­ти­ном Циол­ков­ским и тех­но­ло­ги­че­ских при­ё­мах на съё­моч­ной пло­щад­ке, бла­го­да­ря кото­рым зри­те­лям досто­вер­но пока­за­ли космос.

Сти­ли­сти­ка, орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция мате­ри­а­лов сохранены.

12 апре­ля в баре «Пиво­те­ка 465» на Ново­да­ни­лов­ской набе­реж­ной VATNIKSTAN про­ве­дёт показ филь­ма «Кос­ми­че­ский рейс». Узнать подроб­но­сти мож­но на нашем сай­те.

О фильме

Жюль Верны советского кино. Научно-фантастический фильм «Космический рейс» (Долгополов Мих., «Комсомольская правда», 24 мая 1934 года)

Широ­чай­ший про­стор для науч­ных откры­тий и изоб­ре­те­ний воз­мо­жен толь­ко в стране стро­я­ще­го­ся соци­а­лиз­ма. Совет­ский Союз, явля­ю­щий­ся носи­те­лем пере­до­вых идей, предо­став­ля­ет сво­им учё­ным все усло­вия для реаль­но­го вопло­ще­ния в жизнь их замыс­лов, реа­ли­за­ции их науч­ной фан­та­зии, обос­но­ван­ной на точ­ных выклад­ках и расчётах.

И кому, как не кино, при­над­ле­жит почёт­ная роль пока­за и попу­ля­ри­за­ции в мас­сах тру­дя­щих­ся огром­ных дости­же­ний нау­ки и тех­ни­ки в Стране сове­тов, озна­ком­ле­ния их с науч­ны­ми меч­та­ми и пла­на­ми сво­их круп­ней­ших учёных.

Моло­дой режис­сёр, ком­со­мо­лец, Васи­лий Журав­лёв сей­час дела­ет первую попыт­ку созда­ния совет­ско­го науч­но-фан­та­сти­че­ско­го филь­ма. Его «Кос­ми­че­ский рейс» — фильм о буду­щем, о далё­кой, но, воз­мож­но, зав­траш­ней побе­де соци­а­ли­сти­че­ской тех­ни­ки над тай­ной, покры­той кос­ми­че­ским пространством.

Афи­ша филь­ма. «Вечер­няя Москва», 16 янва­ря 1936 года
«Космический рейс» (М. С‑в, «Труд», 29 января 1936 года)

Пре­крас­ная, ожив­лён­ная, радост­ная Москва 1946 г. «Науч­ный инсти­тут меж­пла­нет­ных сооб­ще­ний име­ни К. Э. Циол­ков­ско­го» реша­ет зада­чу свя­зи зем­ли с луной с помо­щью ракет­ных (реак­тив­ных) сна­ря­дов. Уже пуще­но на луну несколь­ко десят­ков сна­ря­дов, но ответ­ных сиг­на­лов нет. И тогда в гигант­ском стра­то­плане (аппа­ра­те для меж­пла­нет­ных сооб­ще­ний) отправ­ля­ет­ся на луну глав­ный кон­струк­тор инсти­ту­та — ака­де­мик Седых. В стра­то­плане спря­та­лись асси­стент­ка инсти­ту­та и пио­нер Андрю­ша. Пер­вые кос­ми­че­ские лёт­чи­ки удач­но выса­жи­ва­ют­ся на луне. Во вре­мя пере­лё­та и пре­бы­ва­ния на луне они испы­ты­ва­ют дей­ствие непри­выч­ных для них — зем­ных жите­лей — физи­че­ских зако­нов. Они зна­ко­мят­ся с гео­гра­фи­ей луны и бла­го­по­луч­но воз­вра­ща­ют­ся в сто­ли­цу соци­а­ли­сти­че­ской планеты. <…>

Из актё­ров филь­ма надо отме­тить засл. арт. респ. С. Кома­ро­ва (ака­де­мик Седых) и Витю Гапо­нен­ко, све­жо и увле­ка­тель­но игра­ю­ще­го пио­не­ра-звез­до­пла­ва­те­ля. Очень инте­рес­на рабо­та трёх худож­ни­ков (Уткин, Тиунов, Швец), пока­зав­ших и рекон­стру­и­ро­ван­ную Моск­ву, и пей­за­жи луны, и обста­нов­ку науч­но­го института.

Если запад­ный фильм «Чело­век-неви­дим­ка», иду­щий на наших экра­нах, нагляд­но пока­зы­ва­ет, как у бур­жу­аз­ных худож­ни­ков тема­ти­ка нау­ки и тех­ни­ки пре­вра­ща­ет­ся в тема­ти­ку ужа­са и раз­боя, то напол­нен­ный бод­ро­стью и опти­миз­мом «Кос­ми­че­ский рейс» — нагляд­ное сви­де­тель­ство всей важ­но­сти даль­ней­ше­го раз­ви­тия науч­но-фан­та­сти­че­ско­го жан­ра в совет­ском кино и его огром­ных перспектив.

«Искус­ство кино», № 2 1936 года
Как создавался фильм «Космический рейс» (Журавлёв В., «Знание — сила» № 10 1954 года)

При­го­то­вить­ся к стар­ту на Луну!

В анга­ре, где на ажур­ной эста­ка­де лежа­ло сталь­ное туло­ви­ще гигант­ско­го меж­пла­нет­но­го раке­то­пла­на «СССР‑1», уста­но­ви­лась тиши­на. Сот­ни людей устре­ми­ли взо­ры к кабине раке­то­пла­на, где за мощ­ной бро­нёй нахо­дил­ся эки­паж отваж­ных астронавтов.

Ещё несколь­ко томи­тель­ных минут, и сно­ва гро­мо­по­доб­ный голос коман­ди­ра раке­то­пла­на ака­де­ми­ка Седых, пере­дан­ный сверх­мощ­ны­ми репродукторами:

— Вни­ма­ние! Старт!

Раке­то­план плав­но сдви­нул­ся с места и помчал­ся по трас­се эста­ка­ды. На спи­до­мет­рах замель­ка­ли пока­за­те­ли фан­та­сти­че­ской ско­ро­сти — 10, 15, 20, 25 тысяч кило­мет­ров в час! И толь­ко после того, как стрел­ки спи­до­мет­ров ста­ли на циф­ре 11 кило­мет­ров в секун­ду, раке­то­план выбро­сил из сво­их дюз мощ­ные сно­пы огня и устре­мил­ся ввысь.

Всё это про­ис­хо­ди­ло в Москве летом 1935 года в пави­льо­нах кино­сту­дии «Мос­фильм», где шли съём­ки науч­но-фан­та­сти­че­ско­го филь­ма «Кос­ми­че­ский рейс». Идея созда­ния филь­ма, посвя­щён­но­го меж­пла­нет­ным сооб­ще­ни­ям, воз­ник­ла у меня мно­го лет назад. Ещё в 1924 году я напи­сал «кос­ми­че­ский» сце­на­рий, очень наив­ный и тех­ни­че­ски невы­пол­ни­мый. Фильм снят не был, но мысль о созда­нии филь­ма на эту тему не остав­ля­ла меня дол­гие годы.

В 1932 году Цен­траль­ный Коми­тет ком­со­мо­ла поста­вил перед работ­ни­ка­ми совет­ской кине­ма­то­гра­фии зада­чу — создать для наше­го юно­го зри­те­ля как мож­но боль­ше филь­мов на самые раз­но­об­раз­ные темы, в том чис­ле и науч­но-фан­та­сти­че­ские. Я тот­час же при­сту­пил к реши­тель­ным дей­стви­ям. Вме­сте со сце­на­ри­стом Алек­сан­дром Фили­мо­но­вым мы созда­ли сюжет филь­ма о пер­вом поле­те на Луну. Сюжет этот полу­чил одоб­ре­ние, но нам пред­ло­жи­ли уси­лить науч­но-позна­ва­тель­ную сто­ро­ну сце­на­рия и при­влечь для уча­стия в поста­нов­ке вид­ных дея­те­лей космонавтики.


О работе с Циолковским

Три встречи (Журавлёв В., «Советское искусство, 23 сентября 1935 года)

В 1933 г. я обра­тил­ся к К. Э. Циол­ков­ско­му с пись­мом, в кото­ром напи­сал бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Неиз­вест­ный вам кино­ре­жис­сёр Васи­лий Журав­лёв обра­ща­ет­ся к вам — пла­мен­но­му энту­зи­асту меж­пла­нет­но­го дела — с прось­бой ока­зать помощь в поста­нов­ке филь­ма „Кос­ми­че­ский рейс“». Через четы­ре дня поч­та­льон при­нёс мне посыл­ку из Калу­ги. В ней была кни­га «Цели звез­до­пла­ва­ния». Вме­сте с кни­гой я полу­чил пись­мо, в кото­ром К. Э. дал согла­сие участ­во­вать в этой рабо­те и при­гла­сил меня при­е­хать в Калу­гу. К. Э. писал: «Надо преж­де про­ник­нуть­ся этим делом и оце­нить его труд­но­сти. Вздор­ный кино­фильм не хоте­лось бы состав­лять. Через десять дней состав­лю аль­бом кар­тин, тогда уве­дом­лю вас». <…>

Пер­вая встре­ча с Циол­ков­ским была исклю­чи­тель­но тёп­лой: Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич при­вет­ство­вал нас как близ­ких дру­зей. Мы рас­ска­за­ли о воз­мож­но­стях поста­нов­ки науч­но-фан­та­сти­че­ско­го филь­ма. Вели­кий учё­ный про­явил живей­ший инте­рес к кино и гово­рил о труд­но­стях поста­нов­ки. Мы попро­си­ли рас­ска­зать о про­бле­ме меж­пла­нет­ных путе­ше­ствий. Через десять минут мы, как зача­ро­ван­ные, слу­ша­ли Кон­стан­ти­на Эду­ар­до­ви­ча и нам каза­лось, что гово­рит чело­век, неод­но­крат­но быв­ший на луне, настоль­ко кра­со­чен был этот заме­ча­тель­ный рассказ. <…>

Хочу при­ве­сти одно из харак­тер­ных писем Циол­ков­ско­го, пока­зы­ва­ю­щее, как глу­бо­ко вели­кий учё­ный вни­кал во все дета­ли про­из­вод­ства картины:

«Я вам тро­им (кино­ре­жис­сё­ру, худож­ни­ку и опе­ра­то­ру. — В. Ж.) послал меся­ца 2–3 назад план кино­филь­ма. Но он так гро­ма­ден, что осу­ще­ствить его мож­но толь­ко отрыв­ка­ми. Для меня всё же он нужен. Вам надо как-нибудь при­е­хать с про­стец­ким, но бой­ким худож­ни­ком, кото­рый набро­сал бы вчерне то из моих работ, что вы най­дё­те под­хо­дя­щим. Даже мы одни с вами можем све­сти копии с моих рисун­ков. При­е­хать ко мне може­те, когда хоти­те. Стан­ция и пило­ты — всё будет предо­став­ле­но вашей фан­та­зии. Моё дело толь­ко устра­нить ошиб­ки, явные нена­уч­но­сти и дать материал».

<…>

Вся рабо­та велась при непре­рыв­ном уча­стии и под руко­вод­ством К. Э. Зада­ча филь­ма — воз­бу­дить инте­рес наших детей к изу­че­нию физи­ки неба. Мы хотим при­влечь вни­ма­ние наших юных изоб­ре­та­те­лей к про­бле­ме меж­пла­нет­ных путе­ше­ствий. Если не нам, то нашим детям ведь при­дёт­ся прак­ти­че­ски решать про­бле­му полё­тов в заат­мо­сфер­ные дали.

Кон­стан­тин Циол­ков­ский с режис­сё­ром филь­ма Васи­ли­ем Журав­лё­вым и худож­ни­ком Юри­ем Шве­цом. «Вечер­няя Москва», 17 сен­тяб­ря 1935 года
Кормчий астроплана (Евг. Мар., «Вечерняя Москва», 19 сентября 1935 года)

Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич согла­сил­ся кон­суль­ти­ро­вать фильм «Кос­ми­че­ский рейс», и он ока­зал­ся чрез­вы­чай­но доб­ро­со­вест­ным консультантом.

Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич соб­ствен­но­руч­но сде­лал 50 наброс­ков для филь­ма, при­слал в рас­по­ря­же­ние бри­га­ды «Кос­ми­че­ско­го рей­са» око­ло 30 стра­ниц чер­те­жей и инструкций.

Макет аст­ро­пла­на в филь­ме «Кос­ми­че­ский рейс» постро­ен по чер­те­жам Циол­ков­ско­го. Неда­ром этот уди­ви­тель­ный аст­ро­план, воз­двиг­ну­тый в одном на пави­льо­нов мос­ков­ской кино­фаб­ри­ки, вызвал прак­ти­че­ский инте­рес у мно­гих дея­те­лей раке­то­пла­ва­ния. Смот­реть на аст­ро­план Циол­ков­ско­го при­хо­ди­ли экс­кур­сии инженеров.

Сам Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич во вре­мя послед­ней бесе­ды с посе­тив­ши­ми его кино­ра­бот­ни­ка­ми сказал:

— Хочу хотя бы на экране уви­дать меч­ту всей моей жизни.

Во вре­мя бесе­ды воз­ник раз­го­вор о том, кто ста­нет пио­не­ром меж­пла­нет­но­го сообщения.

— Боль­ше­ви­ки, — отве­тил уве­рен­но Кон­стан­тин Эдуардович.

Боль­ше­ви­ки совер­шат это вели­кое дело.

Рису­нок К. Э. Циол­ков­ско­го для филь­ма. Источ­ник: arran.ru
«Космический рейс» — сказка моего детства (Журавлёв Н., «Техника — молодёжи» № 10 1987 года)

Есть в исто­рии филь­ма щемя­ще тра­ги­че­ская нота. Деся­ти­ле­ти­я­ми меч­тал Кон­стан­тин Эду­ар­до­вич о полё­те чело­ве­ка в кос­мос, почти всю жизнь его окру­жа­ло враж­деб­ное, насмеш­ли­вое, рав­но­душ­ное непо­ни­ма­ние. Нако­нец насту­пи­ла эпо­ха, кото­рой его меч­ты были созвуч­ны. И как послан­цы этой эпо­хи при­шли к нему кине­ма­то­гра­фи­сты. Появи­лась воз­мож­ность уви­деть кино­вер­сию сво­ей меч­ты. Одна­ко годы и болез­ни взя­ли своё — 17 сен­тяб­ря 1935 года Циол­ков­ский скон­чал­ся. Он не дожил до пре­мье­ры выпе­сто­ван­но­го им «Кос­ми­че­ско­го рей­са» четы­ре меся­ца. Он не уви­дел ни филь­ма, ни три­ум­фаль­но­го его успе­ха. И не знал он ещё одно­го (чего вооб­ще никто знать не мог) — в это самое вре­мя учил­ся шагать по зем­ле годо­ва­лый Юра Гагарин…


О съёмках

Земля — Луна — Земля. Рейс советского астроплана. Съёмки «Космического рейса» на кинофабрике Московского комбината (Долгополов Мих., «Комсомольская правда», 18 января 1935 года)

Пави­льон, где про­хо­дят съём­ки, настоль­ко велик, что его при­шлось радио­фи­ци­ро­вать. Обыч­ный рупор, при­ме­ня­е­мый во вре­мя съё­мок, здесь уже не помо­га­ет. Все рас­по­ря­же­ния при­хо­дит­ся отда­вать через микрофон.

Съём­ка подъ­ез­да Инсти­ту­та меж­пла­нет­ных сооб­ще­ний — огром­ной по раз­ме­рам деко­ра­ции с пло­ща­дью в 1000 кв. мет­ров — про­ис­хо­дит в «яркий сол­неч­ный день». И дей­стви­тель­но — море све­та — 11 тысяч ампер — к услу­гам режис­сё­ра В. Журав­лё­ва и его опе­ра­то­ра А. Гальперина.

Ста­рей­ший мастер све­та В. А. Куз­не­цов искус­но управ­ля­ет арми­ей осве­ти­те­лей с небы­ва­лым для одной съём­ки коли­че­ством аппа­ра­ту­ры. 14 про­жек­то­ров мет­ро­во­го диа­мет­ра с пара­бо­ли­че­ски­ми зер­ка­ла­ми, 105 раз­лич­ных осве­ти­тель­ных при­бо­ров, не счи­тая боль­шо­го коли­че­ства ламп верх­не­го све­та, созда­дут на плён­ке необ­хо­ди­мую для поста­нов­щи­ков иллюзию.

Во вре­мя малень­ко­го пере­ры­ва В. Журав­лёв ведёт нас в сосед­ний пави­льон, где для него гото­вит­ся новый объ­ект. На фоне бар­ха­та, раз­ме­ром в 400 кв. мет­ров, созда­ёт­ся «кос­мос». В бар­ха­те, натя­ну­том на щиты, выре­за­ют­ся дыроч­ки, в кото­рые встав­ля­ют­ся лам­пы рав­но­го нака­ла. Они будут изоб­ра­жать звёз­ды и созвез­дия на пути летя­ще­го через кос­мос аст­ро­пла­на. Рабо­та над созда­ни­ем кос­мо­са осу­ществ­ля­ет­ся под наблю­де­ни­ем дирек­то­ра Мос­ков­ско­го пла­не­та­рия К. Шистовского.

Сбо­ку стро­ит­ся каби­на аст­ро­пла­на. Её обо­ру­до­ва­ние про­из­во­дит­ся при помо­щи и уча­стии крас­но­зна­мён­но­го ЦАГИ, под руко­вод­ством проф. Александрова.

Ангар аст­ро­пла­на по сво­е­му реаль­но­му раз­ме­ру раз в 40 пре­взо­шёл бы вели­чи­ну Киев­ско­го вок­за­ла в Москве. А для филь­ма опе­ра­тор А. Галь­пе­рин сни­мал лишь макет анга­ра, полу­чая на плён­ке пол­ное впе­чат­ле­ние гран­ди­оз­но­го и лёг­ко­го соору­же­ния. Точ­но так же при­хо­ди­лось сни­мать и ряд сцен, про­ис­хо­дя­щих по сце­на­рию на фоне Двор­ца сове­тов. Худож­ни­ки Ю. Швец, Тиунов и А. Уткин напи­са­ли боль­шое пан­но, изоб­ра­жа­ю­щее Дво­рец сове­тов. С боков к пан­но при­креп­ля­лись боль­шие зер­ка­ла. В окна «двор­ца» встав­ля­лись малень­кие зер­ка­ла. Осве­щая это пан­но про­жек­то­ра­ми, при съём­ке дости­гал­ся эффект объ­ём­но­сти огром­но­го дворца.

Эски­зы к филь­му. «Ком­со­моль­ская прав­да», 24 мая 1935 года
«Космический рейс» — сказка моего детства (Журавлёв Н., «Техника — молодёжи», 1987, № 10)

…Созда­те­ли филь­ма не ста­ли зани­мать­ся само­де­я­тель­но­стью: они при­гла­си­ли ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных помощ­ни­ков. Целый отряд кон­суль­тан­тов, чьи име­на и труд как-то «сту­ше­ва­лись» со вре­ме­нем в тени вели­ко­го име­ни Циол­ков­ско­го. Но я хотел бы вспом­нить их, тем более что все они ста­ли впо­след­ствии людь­ми очень известными.

Опе­ра­тор филь­ма А. В. Галь­пе­рин (ныне про­фес­сор ВГИ­Ка) создал уни­каль­ную кон­струк­цию для согла­со­ван­но­го вра­ще­ния деко­ра­ций и кино­ка­ме­ры с тем, что­бы сни­мать «неве­со­мость». Но как заста­вить людей сво­бод­но парить в воз­ду­хе? Эту зада­чу успеш­но решил буду­щий ака­де­мик А. А. Мику­лин. С помо­щью создан­ной им систе­мы подвиж­ных теле­жек, пла­нер­ных лее­ров и рояль­ных струн испол­ни­те­ли глав­ных ролей С. Кома­ров, К. Мос­ка­лен­ко и В. Гапо­нен­ко сво­бод­но «пари­ли» по огром­ной кабине раке­то­пла­на и «по-воро­бьи­но­му» пры­га­ли по Луне.

Для того что­бы полу­чить неми­га­ю­щее небо, в пави­льоне постро­и­ли огром­ную (20×20 м) раму, затя­ну­тую чер­ным бар­ха­том, на кото­рой смон­ти­ро­ва­ли две с лиш­ним тыся­чи ламп раз­ной мощ­но­сти. Науч­ным руко­во­ди­те­лем этой рабо­ты был пер­вый дирек­тор Мос­ков­ско­го пла­не­та­рия К. Н. Шистовский.

Устрой­ство каби­ны раке­то­пла­на кон­суль­ти­ро­вал М. М. Гро­мов — извест­ней­ший лёт­чик, буду­щий Герой Совет­ско­го Сою­за. Архи­тек­тур­ная пано­ра­ма буду­щей Моск­вы созда­ва­лась при кон­суль­та­ции В. Ф. Рын­ди­на — тоже буду­ще­го академика…

«Ком­со­моль­ская прав­да», 9 декаб­ря 1935 года
Как создавался фильм «Космический рейс» (Журавлёв В., «Знание — сила» № 10 1954 года)

Почти два года кол­лек­тив кино­сту­дии «Мос­фильм» рабо­тал над филь­мом «Кос­ми­че­ский рейс». Мно­го тру­да, изоб­ре­та­тель­но­сти и выдум­ки было вло­же­но в этот фильм. Мно­го­го мы достиг­ли, но мно­гое так и не мог­ли сде­лать. Не вышли у нас лета­ю­щие пред­ме­ты в «мире без тяже­сти», не полу­чи­лась шаро­об­раз­ная вода. Неко­то­рые кад­ры вышли наивными.

Сей­час кине­ма­то­гра­фи­че­ская тех­ни­ка ста­ла неиз­ме­ри­мо выше. Появи­лись «блуж­да­ю­щая мас­ка» и дру­гие изоб­ре­те­ния, при помо­щи кото­рых мож­но про­ве­сти вели­ко­леп­ные трю­ко­вые съём­ки, добить­ся любых эффек­тов кос­ми­че­ско­го полё­та. И мы уве­ре­ны, что совет­ская кине­ма­то­гра­фия, исполь­зуя бога­тей­шее насле­дие осно­во­по­лож­ни­ка тео­рии звез­до­пла­ва­ния Кон­стан­ти­на Эду­ар­до­ви­ча Циол­ков­ско­го и свои новые воз­мож­но­сти, создаст в неда­лё­ком буду­щем чудес­ный науч­но-фан­та­сти­че­ский фильм о полё­те в кос­мос, а немно­го поз­же — это вре­мя уже не за гора­ми — в доку­мен­таль­ном филь­ме рас­ска­жет мил­ли­о­нам совет­ских зри­те­лей о пер­вом путе­ше­ствии совет­ских космонавтов.


Читай­те также:

— Полёт Гага­ри­на в совет­ской прес­се;

— Совет­ская одис­сея: как англий­ский фан­таст Артур Кларк отпра­вил дис­си­ден­тов в кос­мос;

— Десять совет­ских мульт­филь­мов о кос­мо­се и при­шель­цах