Полё­ты за пре­де­лы Зем­ли вошли в чис­ло глав­ных дости­же­ний соци­а­лиз­ма и во мно­гом опре­де­ли­ли совет­скую куль­ту­ру на 1960–80‑е годы. Муль­ти­пли­ка­ция ока­за­лась уни­вер­саль­ным искус­ством для кос­ми­че­ской рефлек­сии: воз­мож­но­стей лите­ра­ту­ры не хва­та­ло для нагляд­ной демон­стра­ции кос­ми­че­ско­го про­стран­ства, а тех­но­ло­гии кино­съё­мок ещё не достиг­ли уров­ня, кото­рый поз­во­лил бы убе­ди­тель­но пока­зать меж­звёзд­ные странствия.

Глав­ное имя в совет­ской кос­ми­че­ской муль­ти­пли­ка­ции — Вла­ди­мир Тара­сов. Режис­сёр-муль­ти­пли­ка­тор создал отно­си­тель­но немно­го работ, одна­ко боль­шин­ство из них полу­чи­ли все­со­юз­ные и меж­ду­на­род­ные награ­ды. Его виде­ние кос­мо­са как воз­мож­но­сти осмыс­лять зем­ные темы в новом, сюр­ре­а­ли­сти­че­ском фор­ма­те ста­ло эта­ло­ном и для дру­гих муль­ти­пли­ка­то­ров, и для совре­мен­ных режис­сё­ров (не толь­ко и не столь­ко отечественных).

В одном из интер­вью Тара­сов ска­зал: «…чем боль­ше инте­рес­ных поня­тий мы вло­жим в ребён­ка, тем луч­ше будет раз­ви­вать­ся его интел­лект». Воз­мож­но, имен­но такой под­ход объ­яс­ня­ет, поче­му боль­шин­ство совет­ских мульт­филь­мов о кос­мо­се напол­не­ны фило­соф­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми и пси­хо­де­лич­ны­ми визу­аль­ны­ми обра­за­ми. Взрос­лым эти кар­ти­ны инте­рес­ны так же, как и детям — а ино­гда и боль­ше. Чаще все­го это не про­сто при­клю­че­ния, кос­мос — не про­сто деко­ра­ция для типич­ной фабу­лы, а про­стран­ство для раз­го­во­ра об эко­ло­гии, поли­ти­ке, ядер­ной угро­зе и веч­ных ценностях.

Нака­нуне Дня кос­мо­нав­ти­ки пред­ла­га­ем вспом­нить и пере­смот­реть не самые попу­ляр­ные, но заслу­жи­ва­ю­щие вни­ма­ния мульт­филь­мы о кос­мо­се и при­шель­цах. В под­бор­ке не будет «Тай­ны тре­тьей пла­не­ты», кото­рая хоро­шо извест­на зри­те­лям всех воз­рас­тов и в допол­ни­тель­ных напо­ми­на­ни­ях не нуждается.


«Фаэтон — сын солнца» (1972)

Фильм-прит­ча, режис­сё­ром кото­ро­го высту­пил Васи­лий Лива­нов. Созда­те­ли зада­ют­ся вопро­сом: что, если древ­не­гре­че­ские мифы в дей­стви­тель­но­сти рас­ска­зы­ва­ют о визи­те ино­пла­не­тян на Зем­лю? В сце­на­рии спле­та­ют­ся леген­да о Фаэ­тоне, полёт кос­мо­нав­тов к асте­ро­и­ду Цере­ра и визит ино­пла­не­тян на древ­нюю Зем­лю в камен­ном веке. Мульт­фильм кри­ти­ку­ют за мно­же­ство науч­ных оши­бок, одна­ко с худо­же­ствен­ной точ­ки зре­ния он инте­ре­сен под­хо­дом к повест­во­ва­нию и анимации.


«Зеркало времени» (1976)

«Кос­мос хра­нит обра­зы про­шло­го» — таким сло­га­ном сего­дня часто сопро­вож­да­ют одну из работ Вла­ди­ми­ра Тара­со­ва (не послед­нюю в нашем спис­ке). В осно­ве сме­ло пси­хо­де­лич­но­го мульт­филь­ма про­стая исто­рия — отец рас­ска­зы­ва­ет сыну о кос­мо­се, вре­ме­ни и про­стран­стве. Бла­го­да­ря аван­гард­но­му и сюр­ре­а­ли­стич­но­му видео­ря­ду путе­ше­ствие полу­ча­ет­ся науч­но-фан­та­сти­че­ским. Музы­ка Бори­са Шна­пе­ра и голос Васи­лия Лива­но­ва уси­ли­ва­ют впечатление.


«Контакт» (1978)

Деся­ти­ми­нут­ный мульт­фильм о встре­че худож­ни­ка с таин­ствен­ным ино­пла­не­тя­ни­ном. Исто­рия про­пи­та­на доб­ром и гар­мо­ни­ей, а сти­ли­сти­ка ско­рее отсы­ла­ет к хип­по­вым 60‑м, неже­ли к 70‑м. Герои совсем не раз­го­ва­ри­ва­ют: что­бы понять друг дру­га, им не нуж­ны сло­ва. Уни­вер­саль­ным язы­ком ста­но­вит­ся музы­ка Нино Роты Speak Softly Love в ори­ги­наль­ной аран­жи­ров­ке (ком­по­зи­ция в дру­гой интер­пре­та­ции зву­чит в «Крёст­ном отце»).


«Возвращение» (1980)

Пожа­луй, самая «зем­ная» из всех работ Вла­ди­ми­ра Тара­со­ва напо­ми­на­ет о важ­но­сти род­но­го дома — не Зем­ли как дома для все­го чело­ве­че­ства, а имен­но сво­е­го дома. Кос­ми­че­ский корабль воз­ра­ща­ет­ся из далё­ко­го путе­ше­ствия, но из-за повре­жде­ний авто­ма­ти­че­ская посад­ка невоз­мож­на. Поса­дить аппа­рат вруч­ную спо­со­бен пилот Пла­то­нов, но вот беда — он креп­ко спит, и нико­му не по силам раз­бу­дить его…

Инте­рес­ный факт — куль­то­вое ани­ме «Еван­ге­ли­он», похо­же, вдох­нов­ле­но имен­но «Воз­вра­ще­ни­ем» вплоть до покад­ро­вых оммажей.


«Будет ласковый дождь» (1984)

Предо­сте­ре­же­ние о ядер­ной войне осно­ва­но на одно­имён­ном рас­ска­зе Рэя Брэд­бе­ри, кото­ро­го весь­ма ува­жа­ли в Совет­ском Сою­зе. Мульт­фильм отсту­па­ет от пер­во­ис­точ­ни­ка в дета­лях, но сохра­ня­ет настро­е­ние безыс­ход­но­сти, очень типич­ное для пер­вой поло­ви­ны 1980‑х из-за оче­ред­но­го обостре­ния холод­ной вой­ны. Дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в неда­лё­ком ныне 2026 году: чело­ве­че­ство уже обра­ти­лось в пепел, но робот-помощ­ник это­го не пони­ма­ет и про­дол­жа­ет гото­вить­ся к Ново­му году.


«Контракт» (1985)

Ещё одна рабо­та Вла­ди­ми­ра Тара­со­ва, но в неха­рак­тер­ной для него сти­ли­сти­ке. «Кон­тракт» — это не пси­хо­де­ли­че­ская исто­рия о друж­бе и кос­ми­че­ских путе­ше­стви­ях, а трил­лер с пря­мо­ли­ней­ной кри­ти­кой капи­та­лиз­ма. Коло­ни­сту, при­быв­ше­му на далё­кую пла­не­ту, не хва­та­ет денег на брит­ву, а робот-бун­тарь вос­ста­ёт про­тив началь­ства и пыта­ет­ся помочь чело­ве­ку. Идеи лен­ты не уста­ре­ли, ско­рее, обре­ли новую акту­аль­ность — напри­мер, мульт­фильм напо­ми­на­ет, как важ­но вни­ма­тель­но читать усло­вия договоров.


«Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию» (1985)

Аст­ро­навт Йон Тихий (его озву­чил Лев Дуров) охо­тит­ся на курд­ля, выяс­ня­ет зна­че­ние сло­ва «сепуль­ки» и спа­са­ет­ся от хме­па. Мульт­фильм — яркая и забав­ная экра­ни­за­ция науч­но-фан­та­сти­че­ско­го рас­ска­за Ста­ни­сла­ва Лема, пожа­луй, самая «дет­ская» в нашей сего­дняш­ней под­бор­ке. Это дебют­ная рабо­та муль­ти­пли­ка­то­ра Ген­на­дия Тищен­ко. Встре­ти­ли её не слиш­ком теп­ло: созда­те­лей кри­ти­ко­ва­ли за воль­ное обра­ще­ние с пер­во­ис­точ­ни­ком и низ­кое каче­ство анимации.


«Урок» (1987)

17-минут­ная прит­ча Робер­та Саа­кян­ца пред­вос­хи­ща­ет кино о кос­ми­че­ских заво­е­ва­ни­ях вро­де «Звёзд­но­го десан­та» и «Ава­та­ра». Люби­те­ли охо­ты и при­клю­че­ний с Зем­ли отправ­ля­ют­ся на неиз­вест­ную пла­не­ту, где без­дум­но и бес­цель­но истреб­ля­ют живот­ных и рас­те­ния. Прав­да, недол­го — ока­зы­ва­ет­ся, что на этой пла­не­те есть закон, кото­рый мгно­вен­но и без какой бы то ни было сен­ти­мен­таль­но­сти кара­ет любо­го убийцу.

Мульт­фильм сдер­жан по цве­то­вой палит­ре, но в то же вре­мя не ску­пит­ся на откро­вен­ность и жесто­кие дета­ли. Саунд­трек из ком­по­зи­ций Жана-Мише­ля Жар­ра, Джо­на Лен­но­на, групп Yello и Boney M дела­ет «Урок» по-насто­я­ще­му взрос­лым произведением.


«Перевал» (1988)

Иссле­до­ва­те­ли тер­пят кру­ше­ние в далё­кой галак­ти­ке. Из-за утеч­ки ради­а­ции они вынуж­де­ны поки­нуть корабль, осно­вать соб­ствен­ный посё­лок и выжи­вать как пер­во­быт­ные люди — но уже не на Земле.

В осно­ву сце­на­рия поло­жен роман Кира Булы­чё­ва «Посё­лок». Писа­тель участ­во­вал в созда­нии мульт­филь­ма, но резуль­та­том остал­ся недо­во­лен. Впро­чем, Булы­чёв ока­зал­ся в мень­шин­стве: кри­ти­ки и зри­те­ли хва­лят «Пере­вал» за необыч­ный визу­аль­ный стиль и тон­кую рабо­ту художников.


«Здесь могут водиться тигры» (1989)

Ещё одна экра­ни­за­ция рас­ска­за Рэя Брэд­бе­ри. Иссле­до­ва­те­ли с Зем­ли при­бы­ва­ют на далё­кую пла­не­ту с чудес­ной осо­бен­но­стью: любая мысль здесь мате­ри­а­ли­зу­ет­ся. Воду мож­но пре­вра­тить в моло­ко или вино, а чело­век может парить в воз­ду­хе. Боль­шин­ство участ­ни­ков экс­пе­ди­ции в вос­тор­ге от пла­не­ты и её воз­мож­но­стей, одна­ко один из них наме­рен устро­ить мощ­ный взрыв и запо­лу­чить как мож­но боль­ше полез­ных ископаемых.

За десять минут зри­тель про­хо­дит через трил­лер и дра­му, а затем оста­ёт­ся один на один с раз­мыш­ле­ни­я­ми о без­рас­суд­ном потребительстве.


Читай­те так­же «Совет­ский чело­век в кос­мо­се».

Поделиться