Полёты за пределы Земли вошли в число главных достижений социализма и во многом определили советскую культуру на 1960–80‑е годы. Мультипликация оказалась универсальным искусством для космической рефлексии: возможностей литературы не хватало для наглядной демонстрации космического пространства, а технологии киносъёмок ещё не достигли уровня, который позволил бы убедительно показать межзвёздные странствия.
Главное имя в советской космической мультипликации — Владимир Тарасов. Режиссёр-мультипликатор создал относительно немного работ, однако большинство из них получили всесоюзные и международные награды. Его видение космоса как возможности осмыслять земные темы в новом, сюрреалистическом формате стало эталоном и для других мультипликаторов, и для современных режиссёров (не только и не столько отечественных).
В одном из интервью Тарасов сказал: «…чем больше интересных понятий мы вложим в ребёнка, тем лучше будет развиваться его интеллект». Возможно, именно такой подход объясняет, почему большинство советских мультфильмов о космосе наполнены философскими размышлениями и психоделичными визуальными образами. Взрослым эти картины интересны так же, как и детям — а иногда и больше. Чаще всего это не просто приключения, космос — не просто декорация для типичной фабулы, а пространство для разговора об экологии, политике, ядерной угрозе и вечных ценностях.
Накануне Дня космонавтики предлагаем вспомнить и пересмотреть не самые популярные, но заслуживающие внимания мультфильмы о космосе и пришельцах. В подборке не будет «Тайны третьей планеты», которая хорошо известна зрителям всех возрастов и в дополнительных напоминаниях не нуждается.
«Фаэтон — сын солнца» (1972)
Фильм-притча, режиссёром которого выступил Василий Ливанов. Создатели задаются вопросом: что, если древнегреческие мифы в действительности рассказывают о визите инопланетян на Землю? В сценарии сплетаются легенда о Фаэтоне, полёт космонавтов к астероиду Церера и визит инопланетян на древнюю Землю в каменном веке. Мультфильм критикуют за множество научных ошибок, однако с художественной точки зрения он интересен подходом к повествованию и анимации.
«Зеркало времени» (1976)
«Космос хранит образы прошлого» — таким слоганом сегодня часто сопровождают одну из работ Владимира Тарасова (не последнюю в нашем списке). В основе смело психоделичного мультфильма простая история — отец рассказывает сыну о космосе, времени и пространстве. Благодаря авангардному и сюрреалистичному видеоряду путешествие получается научно-фантастическим. Музыка Бориса Шнапера и голос Василия Ливанова усиливают впечатление.
«Контакт» (1978)
Десятиминутный мультфильм о встрече художника с таинственным инопланетянином. История пропитана добром и гармонией, а стилистика скорее отсылает к хипповым 60‑м, нежели к 70‑м. Герои совсем не разговаривают: чтобы понять друг друга, им не нужны слова. Универсальным языком становится музыка Нино Роты Speak Softly Love в оригинальной аранжировке (композиция в другой интерпретации звучит в «Крёстном отце»).
«Возвращение» (1980)
Пожалуй, самая «земная» из всех работ Владимира Тарасова напоминает о важности родного дома — не Земли как дома для всего человечества, а именно своего дома. Космический корабль возращается из далёкого путешествия, но из-за повреждений автоматическая посадка невозможна. Посадить аппарат вручную способен пилот Платонов, но вот беда — он крепко спит, и никому не по силам разбудить его…
Интересный факт — культовое аниме «Евангелион», похоже, вдохновлено именно «Возвращением» вплоть до покадровых оммажей.
«Будет ласковый дождь» (1984)
Предостережение о ядерной войне основано на одноимённом рассказе Рэя Брэдбери, которого весьма уважали в Советском Союзе. Мультфильм отступает от первоисточника в деталях, но сохраняет настроение безысходности, очень типичное для первой половины 1980‑х из-за очередного обострения холодной войны. Действие разворачивается в недалёком ныне 2026 году: человечество уже обратилось в пепел, но робот-помощник этого не понимает и продолжает готовиться к Новому году.
«Контракт» (1985)
Ещё одна работа Владимира Тарасова, но в нехарактерной для него стилистике. «Контракт» — это не психоделическая история о дружбе и космических путешествиях, а триллер с прямолинейной критикой капитализма. Колонисту, прибывшему на далёкую планету, не хватает денег на бритву, а робот-бунтарь восстаёт против начальства и пытается помочь человеку. Идеи ленты не устарели, скорее, обрели новую актуальность — например, мультфильм напоминает, как важно внимательно читать условия договоров.
«Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию» (1985)
Астронавт Йон Тихий (его озвучил Лев Дуров) охотится на курдля, выясняет значение слова «сепульки» и спасается от хмепа. Мультфильм — яркая и забавная экранизация научно-фантастического рассказа Станислава Лема, пожалуй, самая «детская» в нашей сегодняшней подборке. Это дебютная работа мультипликатора Геннадия Тищенко. Встретили её не слишком тепло: создателей критиковали за вольное обращение с первоисточником и низкое качество анимации.
«Урок» (1987)
17-минутная притча Роберта Саакянца предвосхищает кино о космических завоеваниях вроде «Звёздного десанта» и «Аватара». Любители охоты и приключений с Земли отправляются на неизвестную планету, где бездумно и бесцельно истребляют животных и растения. Правда, недолго — оказывается, что на этой планете есть закон, который мгновенно и без какой бы то ни было сентиментальности карает любого убийцу.
Мультфильм сдержан по цветовой палитре, но в то же время не скупится на откровенность и жестокие детали. Саундтрек из композиций Жана-Мишеля Жарра, Джона Леннона, групп Yello и Boney M делает «Урок» по-настоящему взрослым произведением.
«Перевал» (1988)
Исследователи терпят крушение в далёкой галактике. Из-за утечки радиации они вынуждены покинуть корабль, основать собственный посёлок и выживать как первобытные люди — но уже не на Земле.
В основу сценария положен роман Кира Булычёва «Посёлок». Писатель участвовал в создании мультфильма, но результатом остался недоволен. Впрочем, Булычёв оказался в меньшинстве: критики и зрители хвалят «Перевал» за необычный визуальный стиль и тонкую работу художников.
«Здесь могут водиться тигры» (1989)
Ещё одна экранизация рассказа Рэя Брэдбери. Исследователи с Земли прибывают на далёкую планету с чудесной особенностью: любая мысль здесь материализуется. Воду можно превратить в молоко или вино, а человек может парить в воздухе. Большинство участников экспедиции в восторге от планеты и её возможностей, однако один из них намерен устроить мощный взрыв и заполучить как можно больше полезных ископаемых.
За десять минут зритель проходит через триллер и драму, а затем остаётся один на один с размышлениями о безрассудном потребительстве.
Читайте также «Советский человек в космосе».