Великая Отечественная война в обложках «Крокодила»

Вышед­ший из при­ло­же­ния «Рабо­чей газе­ты» в 1922 году жур­нал «Кро­ко­дил» был не един­ствен­ным сати­ри­че­ским изда­ни­ем с ярки­ми кар­тин­ка­ми чело­ве­ко­по­доб­ных зве­рей и зве­ро­по­доб­ных людей. Биче­ва­ли соци­аль­ные поро­ки, поли­ти­че­ских оппо­нен­тов и недру­же­ствен­ную загра­ни­цу с помо­щью кра­соч­ных кари­ка­тур «Беге­мот», «Чудак», «Сме­хач», «Крас­ный ворон».

Кон­ку­рен­ты «Кро­ко­ди­ла» закры­лись. К нача­лу 1940‑х годов «Кро­ко­дил» пре­вра­тил­ся во флаг­ма­на совет­ской жур­наль­ной сати­ры. Жур­нал сла­вил­ся ост­рым юмо­ром. Тираж каж­до­го пред­во­ен­но­го номе­ра в 1941 году состав­лял 271 тыся­чи экземпляров.

Глав­ный редак­тор «Кро­ко­ди­ла» Гри­го­рий Рыклин в вышед­шем после нача­ла вой­ны номе­ре писал:

«Смех — острое ору­жие. Пото­му что оно отра­жа­ет настро­е­ние наро­дов. А это настро­е­ние — про­тив Гит­ле­ра и его при­спеш­ни­ков, про­тив фашистов».

«Кро­ко­дил» со сво­и­ми зада­ча­ми спра­вил­ся. Кра­соч­ные кари­ка­ту­ры на вра­га в самые горь­кие момен­ты застав­ля­ли сме­ять­ся и под­бад­ри­ва­ли бой­цов. Изда­ние высто­я­ло. После суро­во­го 1941 года, когда нель­зя было обес­пе­чить ста­биль­ный выпуск жур­на­ла, «Кро­ко­дил» вер­нул­ся к фор­ма­ту еже­не­дель­ни­ка. Ино­гда выхо­ди­ли сдво­ен­ные номе­ра. Тираж стал мень­ше, но не опус­кал­ся ниже 100 тысяч экзем­пля­ров, а каче­ство печа­ти повысилось.

В посвя­щён­ном Побе­де номе­ре жур­на­ла завер­шал тема­ти­ку вой­ны Саму­ил Яко­вле­вич Мар­шак сти­хо­тво­ре­ни­ем «Празд­нич­ная убор­ка», в кото­рой были стро­ки, адре­со­ван­ные глав­ным худож­ни­кам «Кро­ко­ди­ла»:

Худож­ни­ков совет­ских полк
Про­хо­дит перед нами.
Они испол­ни­ли свой долг,
Дер­жа­ли креп­ко знамя.

Ни мино­мёт, ни ППШ
Частям их не присвоен.
Вра­гов кон­цом карандаша
Разил художник-воин.

Стре­ля­ли в цель, из трёх стволов
Одно­вре­мен­но грянув,
Три Кукры­ник­са — Соколов,
Кры­лов и Куприянов.

Стре­лял в про­тив­ни­ка на приз
И нико­гда не мимо
Извест­ный пар­ти­зан — Борис
Ефи­мо­вич Ефимов.

В Адоль­фа Гит­ле­ра, в «Майн
кампф»,
Как снай­пер, мет­кой гулей
Стре­лял не раз худож­ник Ганф
(Не Цезарь он, но Юлий).

Пали­ли с вышек боевых
В захватчиков-злодеев
Артил­ле­ри­сты Черемных,
Бро­да­ты, Елисеев.

Как штык, рабо­та­ло перо
Канев­ско­го и Клинча…
И вме­сте с мусо­ром в ведро
Летят фаши­сты нынче.

Народ совет­ский победил.
Сда­ют ору­жье фрицы.
И начал чистить Крокодил
От нечи­сти страницы.

Вот Гит­лер выбро­шен, как сор,
В вед­ро к дру­гим отбросам.
Мельк­нул косой его вихор
И уго­лёк под носом,

Вот, нале­тев на штык стальной,
Сва­лил­ся вверх ногами
Фон Геринг — око­рок свиной,
Покры­тый орденами.

Вот Геб­бельс — помесь паука,
Хорь­ка и головастика:
Два гла­за, точ­но два кружка,
И рот, кри­вой, как свастика.

Всё это сбо­ри­ще громил,
Все эти людоеды
Долж­ны поки­нуть Крокодил
Под музы­ку Победы.

А наших снай­пе­ров война
Так слав­но закалила,
Что будет всем вра­гам страшна
Улыб­ка Крокодила!

VATNIKSTAN демон­стри­ру­ет все облож­ки жур­на­ла «Кро­ко­дил» за пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.


1941 год


1942 год


1943 год


1944 год


1945 год


Смот­ри­те также:

— Анти­фа­шист­ские кари­ка­ту­ры лета 1941 года на стра­ни­цах совет­ских жур­на­лов;

— Воен­ные пла­ка­ты алтай­ско­го худож­ни­ка Ива­на Хари­на;

— «Смот­ри, кто вино­вен в этой войне»: совет­ские листов­ки для нем­цев в Вели­кую Оте­че­ствен­ную