Листовки очень просты в изготовлении, и в годы войны их печатали огромными тиражами. Известно, что только за 1941 год было отпечатано и распространено среди войск противника 668 миллионов экземпляров агитматериалов — это больше, чем всё население Германии, её союзников и оккупированных стран. Всего же за годы войны было отпечатано около трёх миллиардов советских листовок — больше, чем население всего мира в то время.
О создании прокламаций Михаил Бурцев, генерал-майор, основатель службы спецпропаганды в Красной армии, рассказывал уже после войны:
«Рождались листовки, без преувеличения, в творческих муках. Ведь каждая из них должна была своим содержанием затронуть и умы, и сердца обманутых людей. Тут не менее важны внешний вид, художественное и полиграфическое оформление: цвет, шрифт, набор, иллюстрация — всё это приковывало внимание вражеского солдата, вызывало у него желание поднять листовку, а подняв — прочитать её. Труднее всего, пожалуй, выбрать тему листовки, разработать животрепещущие для немецких солдат проблемы и вопросы. Изложение же их было по возможности кратким, но выразительным и предельно доказательным. Наконец, призывы к действиям — приемлемые и доступные для выполнения. Короче говоря, в листовку вкладывался большой труд».
В выборе тем и аргументов для врага советская пропаганда училась на собственных ошибках. В первые месяцы войны листовки взывали к классовой сознательности немцев. Авторы делали упор на то, что германским рабочим и крестьянам незачем воевать с советскими рабочими и крестьянами, что они братья по классу. Однако данная идея, за исключением единичных случаев, не имела успеха: немцы ощущали себя представителями нации, а не класса. От этого тезиса советские пропагандисты постепенно отошли.
Более успешной оказалась тема семейных ценностей. В листовках часто говорилось о том, что дома немецких солдат ждут жёны, дети и родители, и что если они хотят вернуться к ним живыми, то должны сдаться в плен. Естественно, распространённой была также тема комфорта: утверждалось, что в советском плену немцы обеспечены едой, водой, сигаретами, тёплыми помещениями. На прилагавшихся фотографиях они всегда выглядели счастливыми. Стоит ли говорить, что всё это не соответствовало суровым реалиям войны и было типичным пропагандистским приёмом?
Ещё один немаловажный момент: в 1941 году, когда немцы побеждали, советская агитация на них почти не действовала. Случаи добровольной сдачи в плен солдат, не находящихся в окружении, были единичными. Ситуация изменилась лишь после первых крупных поражений вермахта, особенно после Сталинградской битвы.
Часто листовки сопровождались карикатурами или фотографиями. Первые изображали руководство Германии, вторые чаще всего показывали сытую и беззаботную жизнь немецких солдат в советском плену.
Прокламации изготовлялись в типографиях в тылу, доставлялись на фронт, после чего забрасывались на немецкие позиции иногда самолётами, но чаще — специальными снарядами. А дальше уже было два варианта: либо немецкий солдат скручивал их на сигареты, либо задумывался о написанном в них и делал соответствующие выводы.