«Великий труженик войны». Интервью с внучкой руководителя тыла Великой Отечественной войны генерала армии Андрея Хрулёва

Гене­рал армии Андрей Васи­лье­вич Хру­лёв — совет­ский воен­ный и госу­дар­ствен­ный дея­тель, руко­во­ди­тель Тыла Крас­ной армии в 1941—1951 годах и нар­ком путей сооб­ще­ния в 1942 — 1943 годах. Во вре­мя вой­ны Андрей Васи­лье­вич регу­ляр­но выез­жал в дей­ству­ю­щую армию. Иосиф Ста­лин дер­жал под лич­ным кон­тро­лем вопро­сы мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ско­го обес­пе­че­ния армии — за годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны Андрей Васи­лье­вич, соглас­но жур­на­лу посе­ще­ний, 113 раз бывал в Крем­лёв­ском каби­не­те Ста­ли­на. Сорат­ни­ки харак­те­ри­зо­ва­ли Хру­лё­ва как вели­ко­го тру­же­ни­ка и масте­ра нахо­дить выход из труд­ных ситуаций.

Андрей Васи­лье­вич Хрулёв

В пред­две­рии празд­но­ва­ния 9 Мая нам уда­лось пооб­щать­ся с Ири­ной Юрьев­ной Хру­лё­вой, внуч­кой Андрея Васи­лье­ви­ча. Ири­на Юрьев­на — исто­рик, доцент исто­ри­че­ско­го факуль­те­та МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва, иссле­до­ва­тель и прак­тик сохра­не­ния исто­ри­че­ской памяти. 

9 мая в Музее Побе­ды Ири­на Юрьев­на про­чтёт лек­цию «Гене­рал армии А. В. Хру­лёв — под­лин­ный пол­ко­во­дец и вели­кий тру­же­ник вой­ны, без кото­ро­го и не было бы этой вели­кой Побе­ды». Нача­ло в 15:00. Подроб­но­сти мож­но узнать на сай­те музея.


— В чём, на ваш взгляд, глав­ная заслу­га Хрулёва?

— Одной из глав­ных заслуг Андрея Васи­лье­ви­ча Хру­лё­ва, «вели­ко­го тру­же­ни­ка вой­ны» (по выра­же­нию Ста­ли­на), явля­ет­ся созда­ние обнов­лён­ной служ­бы Тыла в пери­од Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. При её орга­ни­за­ции был кри­ти­че­ски пере­осмыс­лен опыт Пер­вой миро­вой и Зим­ней войн. Глав­ная про­бле­ма состо­я­ла в том, что уси­лия раз­лич­ных служб тыла были раз­роз­не­ны: напри­мер, Глав­ное интен­дант­ское управ­ле­ние под­чи­ня­лось пер­во­му заме­сти­те­лю НКО Будён­но­му, управ­ле­ние устрой­ства тыла, воен­ных сооб­ще­ний, горю­че-сма­зоч­ных мате­ри­а­лов, авто­до­рож­ный отдел — началь­ни­ку Гене­раль­но­го шта­ба Жуко­ву, в под­чи­не­нии НКВД нахо­ди­лось Глав­ное управ­ле­ние стро­и­тель­ства аэро­дро­мов и управ­ле­ние шос­сей­ных дорог. Не была орга­ни­зо­ва­на систе­ма спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го лече­ния ране­ных, не раз­ра­бо­та­ны прин­ци­пы пла­ни­ро­ва­ния снабжения.

Зада­чи руко­вод­ства не отдель­ны­ми направ­ле­ни­я­ми (финан­сы, стро­и­тель­ство), а всей рабо­той тыла потре­бо­ва­ла от Хру­лё­ва серьёз­ной тео­ре­ти­че­ской про­ра­бот­ки. Его под­чи­нён­ные вспо­ми­на­ли, что Андрей Васи­лье­вич «сра­зу же по окон­ча­нии фин­ских собы­тий при­сту­пил к глу­бо­ко­му изу­че­нию тео­рии орга­ни­за­ции тыла и снаб­же­ния, посвя­щая это­му каж­дую мину­ту». В его каби­нет регу­ляр­но при­но­си­ли кни­ги из Ленин­ской биб­лио­те­ки, в основ­ном доре­во­лю­ци­он­ные, посвя­щён­ные это­му вопросу. 

Нема­лую роль в раз­ра­бот­ке новой кон­цеп­ции тыла сыг­ра­ли бесе­ды Хру­лё­ва с Кон­стан­ти­ном Ефи­мо­ви­чем Горец­ким, глав­ным интен­дан­том цар­ской армии в 1917 году. По запро­су Андрея Васи­лье­ви­ча Раз­ве­ды­ва­тель­ное управ­ле­ние Гене­раль­но­го шта­ба под­го­то­ви­ло в декаб­ре 1940 года справ­ку о состо­я­нии интен­дант­ской служ­бы во Фран­ции во вре­мя вой­ны 1939—1940 годов. Ана­ло­гич­ные справ­ки гото­ви­лись и в отно­ше­нии систе­мы снаб­же­ния Вели­ко­бри­та­нии и США. Ана­ли­зи­ро­вал­ся и опыт вермахта.

К кон­цу июля 1941 года Хру­лёв, изло­жив свои идеи неко­то­рым чле­нам ГКО, пред­ста­вил про­ект реше­ния об орга­ни­за­ции тыла РККА на воен­ное вре­мя — там были пере­чис­ле­ны неот­лож­ные меры, направ­лен­ные на рез­кое улуч­ше­ние рабо­ты тыла Крас­ной армии. 28 июля 1941 года было при­ня­то поста­нов­ле­ние ГКО, а 1 авгу­ста вышел при­каз нар­ко­ма обо­ро­ны № 0257, в кото­рых учре­жда­лось Глав­ное управ­ле­ние тыла во гла­ве с началь­ни­ком тыла Крас­ной армии. Сте­пень цен­тра­ли­за­ции в орга­ни­за­ции тыла ВС была самой высо­кой в мире, что соот­вет­ство­ва­ло усло­ви­ям воен­но­го времени. 

Андрей Васи­лье­вич, в зва­нии гене­рал-лей­те­нан­та, был назна­чен началь­ни­ком тыла Крас­ной армии и заме­сти­те­лем нар­ко­ма обо­ро­ны. У это­го пла­на пона­ча­лу было нема­ло про­тив­ни­ков («меж­ду орга­на­ми снаб­же­ния и Гене­раль­ным шта­бом всё вре­мя шла борь­ба за руко­вод­ство дея­тель­но­стью по снаб­же­нию армии»), кото­рые не пред­став­ля­ли себе весь мас­штаб задач тыло­во­го обес­пе­че­ния в новой войне: «Такое упро­щён­ное пред­став­ле­ние об обес­пе­че­нии армии нанес­ло в пер­вый пери­од вой­ны колос­саль­ный ущерб. Каков бы ни был объ­ём всех мате­ри­аль­ных ресур­сов, кото­рые долж­на полу­чить армия, он дол­жен нахо­дить­ся под неослаб­ным вни­ма­ни­ем одно­го силь­но­го орга­на, и толь­ко тогда будет обес­пе­чен поря­док». По мне­нию Андрея Васи­лье­ви­ча, «Ста­лин не пото­му при­нял наше пред­ло­же­ние по созда­нию строй­ной орга­ни­за­ции орга­нов тыла, что он был убеж­дён в нашей право­те. Нет. Он видел, что там пло­хо, а зна­чит, надо попро­бо­вать новое».

Исто­ри­ки под­счи­та­ли, что за вой­ну Хру­лёв 113 раз побы­вал в каби­не­те Ста­ли­на в Крем­ле. Чаще при­гла­ша­лись толь­ко началь­ни­ки Гене­раль­но­го шта­ба Алек­сандр Михай­ло­вич Васи­лев­ский (202 раза) и Алек­сей Инно­кен­тье­вич Анто­нов (258 раз), а так­же пер­вый заме­сти­тель Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го Геор­гий Кон­стан­ти­но­вич Жуков (127 раз). Высо­кий уро­вень дове­рия Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го к мне­нию Андрея Васи­лье­ви­ча в вопро­сах тыло­во­го обес­пе­че­ния и рабо­ты транс­порт­ной сфе­ры иллю­стри­ру­ет тот факт, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство про­ек­тов поста­нов­ле­ний ГКО, пред­став­лен­ных Хру­лё­вым, были зави­зи­ро­ва­ны под­пи­сью Ста­ли­на и поло­же­ния и фор­му­ли­ров­ки Андрея Васи­лье­ви­ча вклю­че­ны в поста­нов­ле­ния ГКО прак­ти­че­ски без изменений. 

«Ста­лин все­гда уде­лял исклю­чи­тель­но боль­шое вни­ма­ние вопро­сам мате­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния армии, осо­бен­но в пер­вый пери­од вой­ны. Неустан­ной забо­той Ста­ли­на было обес­пе­че­ние армии про­до­воль­стви­ем, обмун­ди­ро­ва­ни­ем, горю­че-сма­зоч­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, бое­при­па­са­ми, пуш­ка­ми, тан­ка­ми и дру­ги­ми вида­ми бое­во­го иму­ще­ства. Чув­ство­ва­лось, что Ста­лин это дело очень любил и, надо ска­зать откро­вен­но, хоро­шо его знал».

Из жур­на­ла посе­ще­ний Крем­лёв­ско­го каби­не­та Сталина

В неопуб­ли­ко­ван­ных мему­а­рах Хру­лёв отме­чал, что Ста­лин «не рас­смат­ри­вал дело обес­пе­че­ния армии как какую-то снаб­жен­че­скую функ­цию, а он рас­це­ни­вал это, как опе­ра­тив­ную воен­ную дея­тель­ность. <…> В 1943 году Ста­лин позво­нил мне и сооб­щил, что Госу­дар­ствен­ный Коми­тет Обо­ро­ны решил награ­дить Вас орде­ном Суво­ро­ва I сте­пе­ни, но Моло­тов к награж­де­нию этим орде­ном дал непра­виль­ную реля­цию, кото­рая, по его заяв­ле­нию, состо­я­ла в том, что я награж­да­юсь орде­ном Суво­ро­ва за хоро­шее снаб­же­ние армии. Он тут же заявил, что нет, это непра­виль­но, Вы не снаб­же­нец, а Вы — воен­ный работ­ник, кото­рый сво­ей дея­тель­но­стью спо­соб­ству­ет успе­хам нашей армии, и тут же пред­ло­жил мне свя­зать­ся с Моло­то­вым и дать дру­гую, более под­хо­дя­щую реля­цию для оцен­ки моей дея­тель­но­сти».

Миха­ил Кали­нин награж­да­ет Андрея Хру­лё­ва вто­рым орде­ном Суво­ро­ва I сте­пе­ни. 1944 год

1 авгу­ста 1941 года вышел при­каз нар­ко­ма обо­ро­ны, учре­ждав­ший Глав­ное управ­ле­ние тыла во гла­ве с началь­ни­ком тыла Крас­ной армии. Эта дата отныне отме­ча­ет­ся в нашей стране как День Тыла. Назна­чен­ный началь­ни­ком тыла Крас­ной армии и заме­сти­те­лем нар­ко­ма обо­ро­ны Хру­лёв смог создать сла­жен­ную и рабо­то­спо­соб­ную струк­ту­ру. Андрей Васи­лье­вич участ­во­вал в раз­ра­бот­ке всех воен­ных операций. 

Хру­лёв выпол­нял огром­ный объ­ём рабо­ты по нала­жи­ва­нию бес­пе­ре­бой­но­го снаб­же­ния Крас­ной армии всем необ­хо­ди­мым в чрез­вы­чай­ных усло­ви­ях воен­но­го вре­ме­ни (поте­ря важ­ней­ших про­мыш­лен­ных реги­о­нов, уни­что­же­ние или захват про­тив­ни­ком боль­шо­го коли­че­ства воен­ных скла­дов в запад­ных рай­о­нах стра­ны, эва­ку­а­ция пред­при­я­тий, раз­рыв хозяй­ствен­ных связей).

— Выез­жал ли Андрей Васи­лье­вич на фронт?

— Да, Хру­лёв часто выез­жал в рай­о­ны бое­вых дей­ствий, что­бы свое­вре­мен­но решить тыло­вые про­бле­мы и озна­ко­мить­ся с опе­ра­тив­но-тыло­вой обста­нов­кой. Он посе­щал воин­ские части пер­вых эше­ло­нов, тыло­вых частей и учре­жде­ний, про­ве­рял снаб­же­ние бое­при­па­са­ми и горю­чим, орга­ни­за­цию пита­ния, обес­пе­чен­ность вои­нов веща­ми и дру­гим иму­ще­ством, ока­за­ние меди­цин­ской помо­щи ране­ным и боль­ным, вете­ри­нар­ную помощь живот­ным. Так, напри­мер, гене­рал-май­ор интен­дант­ской служ­бы (с сен­тяб­ря 1943 года — гене­рал-лей­те­нант) Нико­лай Алек­сан­дро­вич Анти­пен­ко вспо­ми­нал о сво­ём визи­те в штаб Цен­траль­но­го фрон­та в мар­те 1943 года: 

«…с тру­дом пре­одо­лев боль­ше кило­мет­ра непро­лаз­ной гря­зи, я разыс­кал домик, в кото­ром рас­по­ла­гал­ся К. К. Рокос­сов­ский; в этот момент там нахо­дил­ся и А. В. Хру­лёв».

Андрей Васи­лье­вич Хру­лёв на фронте

Тыл Воору­жён­ных сил под руко­вод­ством Андрея Васи­лье­ви­ча выпол­нил колос­саль­ный объ­ём работ не толь­ко по мате­ри­аль­но­му, но и по транс­порт­но­му, тех­ни­че­ско­му, инже­нер­но-аэро­дром­но­му, меди­цин­ско­му, финан­со­во­му, тор­го­во-быто­во­му и дру­гим видам обес­пе­че­ния войск. 

«Исполь­зуя дости­же­ния оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти и сель­ско­го хозяй­ства, Тыл Воору­жён­ных Сил СССР в ходе Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны и даль­не­во­сточ­ной кам­па­нии при­нял и доста­вил непо­сред­ствен­но к бое­вым поряд­кам войск огром­ное коли­че­ство воору­же­ния, бое­вой и дру­гой тех­ни­ки, бое­при­па­сов, горю­че­го, про­до­воль­ствия, фура­жа и дру­гих мате­ри­аль­ных средств. В ходе вой­ны было израс­хо­до­ва­но более 10 млн т бое­при­па­сов, свы­ше 16 млн т горю­че­го, более 30 млн штук (око­ло 700 тыс. т) авиа­ци­он­ных бомб, око­ло 40 млн т про­до­воль­ствия, десят­ки мил­ли­о­нов ком­плек­тов обмун­ди­ро­ва­ния и обу­ви. Всё это достав­ля­лось в вой­ска неред­ко под огнём про­тив­ни­ка. Объ­ём воин­ских пере­во­зок за всю вой­ну для Воору­жён­ных Сил соста­вил око­ло 20 млн ваго­нов воин­ских гру­зов, в том чис­ле око­ло 10 млн — с вой­ска­ми и 10 млн — с воору­же­ни­ем и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми, что экви­ва­лент­но почти 300 млн т гру­зов. Еже­днев­но отгру­жа­лось 284 поез­да с вой­ска­ми и воен­ны­ми гру­за­ми. Общий объ­ём пере­во­зок, выпол­нен­ных авто­мо­биль­ным транс­пор­том в ходе опе­ра­ций Вели­кой Оте­че­ствен­ной, соста­вил 625 млн т гру­зов (39 млн ваго­нов). Общий про­бег авто­мо­биль­но­го транс­пор­та за годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны соста­вил 2 млрд 530 млн км, что озна­ча­ет свы­ше 63 тыс. раз обо­гнуть эква­тор нашей пла­не­ты. Сила­ми и сред­ства­ми ремонт­но-вос­ста­но­ви­тель­ных орга­нов Крас­ной Армии было вос­ста­нов­ле­но более 1 млн 640 тыс. артил­ле­рий­ских систем. Про­из­ве­де­но свы­ше 429 тыс. ремон­тов тан­ков и САУ, око­ло 2 млн толь­ко сред­них и капи­таль­ных ремон­тов авто­мо­би­лей» (Бул­га­ков Д. В. Пат­ри­арх Тыла. К 130-летию со дня рож­де­ния гене­ра­ла армии Андрея Васи­лье­ви­ча Хру­лё­ва // МТО ВС РФ. 2022. № 9. С. 10–11).

— Хру­лёв был нар­ко­мом путей сооб­ще­ний в самый кри­ти­че­ский пери­од вой­ны. Рас­ска­жи­те о его дея­тель­но­сти на этом посту.

— Андрей Васи­лье­вич внёс зна­чи­тель­ный вклад в совер­шен­ство­ва­ние рабо­ты желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та: одно­вре­мен­но с огром­ной рабо­той по руко­вод­ству тылом Хру­лёв в 1942—1943 годах про­вёл мас­штаб­ную реор­га­ни­за­цию желез­но­до­рож­но­го транс­пор­та, при­чём в усло­ви­ях поте­ри почти поло­ви­ны желез­но­до­рож­ной сети стра­ны, сокра­ще­ния сред­не­су­точ­ной погруз­ки в два с лиш­ним раза, нехват­ки топ­ли­ва, элек­тро­энер­гии, пар­ка товар­ных ваго­нов и так далее.

Сопро­во­ди­тель­ное пись­мо к доклад­ной запис­ке Ста­ли­ну и про­ек­ту поста­нов­ле­ния ГКО

Андрей Васи­лье­вич вывел транс­порт­ную отрасль из кол­лап­са. Уда­лось решить про­бле­му зато­ров на желез­ных доро­гах: созда­ва­лись спе­ци­аль­ные манёв­рен­ные паро­воз­ные колон­ны по 30 машин в каж­дой (из нако­пив­ших­ся в резер­ве сотен паро­во­зов). Лич­ный состав колон­ны паро­во­зов осо­бо­го резер­ва НКПС зачис­лял­ся на доволь­ствие в воин­ских частях, был одет в воен­ную фор­му. Имен­но эти колон­ны в крат­чай­шие сро­ки бук­валь­но «рас­та­щи­ли» забив­шие желез­но­до­рож­ные арте­рии стра­ны соста­вы. Вари­ант реше­ния про­бле­мы, осу­ществ­лен­ный Хру­лё­вым, ока­зал­ся настоль­ко эффек­тив­ным, что его исполь­зо­ва­ли до само­го окон­ча­ния вой­ны. В резуль­та­те были сфор­ми­ро­ва­ны 86 спе­ци­аль­ных колонн осо­бо­го резер­ва НКПС, состо­я­щие из 1940 паровозов.

Под руко­вод­ством Хру­лё­ва был вве­дён новый гра­фик дви­же­ния поез­дов, кото­рый соста­ви­ли с учё­том опы­та рабо­ты желез­ных дорог во вре­мя вой­ны. При­ме­ня­лась марш­ру­ти­за­ция пере­во­зок; появи­лись жёст­кие вре­мен­ные интер­ва­лы по раз­груз­ке товар­ных составов.

Для реше­ния про­блем с топ­ли­вом, воз­ник­ши­ми после окку­па­ции Дон­бас­са, ста­ли исполь­зо­вать уголь из Куз­бас­са, Вор­ку­ты, Кара­ган­ды и даже под­мос­ков­ный бурый. Были при­ня­ты меры по раз­ви­тию уголь­ной отрас­ли стра­ны. После кон­суль­та­ций с маши­ни­ста­ми Мос­ков­ско­го узла Хру­лёв издал при­каз о пре­ми­ро­ва­нии паро­воз­ных бри­гад за отоп­ле­ние локо­мо­ти­вов под­мос­ков­ным углём, раз­вер­ну­лось дви­же­ние за эко­но­мию топлива.

Для оздо­ров­ле­ния паро­воз­но­го пар­ка стра­ны при­ни­ма­лись меры по улуч­ше­нию экс­плу­а­та­ции и про­дле­нию сро­ка служ­бы паровозов.

Вви­ду пере­гру­жен­но­сти мос­ков­ско­го транс­порт­но­го узла Андрей Васи­лье­вич ещё в самом нача­ле вой­ны «пред­ло­жил Ста­ли­ну постро­ить боль­шое мос­ков­ское желез­но­до­рож­ное коль­цо», кото­рое «соеди­ни­ло все желез­ные доро­ги, под­хо­дя­щие к Москве»

Нако­нец, Хру­лёв высту­пил ини­ци­а­то­ром уско­рен­но­го стро­и­тель­ства несколь­ких желез­ных дорог, преж­де все­го линии Киз­ляр — Аст­ра­хань, сыг­рав­шей клю­че­вую роль при пере­брос­ке войск под Ста­лин­град. Стро­и­тель­ство пути Киз­ляр — Аст­ра­хань — при­мер стра­те­ги­че­ско­го мыш­ле­ния Андрея Васи­лье­ви­ча, пред­ви­де­ния наступ­ле­ния нем­цев на Север­ный Кавказ.

Один из глав­ных ито­гов рабо­ты Хру­лё­ва на посту гла­вы НКПС состо­ял в замет­ном улуч­ше­нии опла­ты тру­да желез­но­до­рож­ни­ков, усло­вий тру­да, уве­ли­че­ния про­до­воль­ствен­но­го пай­ка и премирования.

Под руко­вод­ством Хру­лё­ва Тыл Крас­ной армии и НКПС функ­ци­о­ни­ро­ва­ли как хоро­шо отла­жен­ный меха­низм. При нём уда­лось усо­вер­шен­ство­вать рабо­ту желез­ных дорог как в орга­ни­за­ци­он­ном, так и в тех­ни­че­ском и тех­но­ло­ги­че­ском отно­ше­ни­ях, суще­ствен­но воз­рос­ла эффек­тив­ность рабо­ты транс­пор­та, что внес­ло зна­чи­мый вклад в дело Победы.

— Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны (соглас­но «Поло­же­нию об управ­ле­нии Тылом Крас­ной Армии») Глав­ное воен­но-сани­тар­ное управ­ле­ние нахо­ди­лось в непо­сред­ствен­ном под­чи­не­нии заме­сти­те­ля нар­ко­ма обо­ро­ны — началь­ни­ка Глав­но­го управ­ле­ния Тыла Крас­ной Армии Хру­лё­ва. Какие дости­же­ния были у Андрея Васи­лье­ви­ча на этом посту?

— Оче­вид­но, что ни один из зна­чи­мых вопро­сов меди­цин­ско­го обес­пе­че­ния войск не решал­ся без его ведо­ма. В веде­нии Хру­лё­ва нахо­ди­лись вопро­сы эва­ку­а­ции ране­ных и боль­ных, а так­же пере­ме­ще­ния гос­пи­та­лей, что было акту­аль­но в нача­ле вой­ны, когда Крас­ная армия отсту­па­ла. Ситу­а­ция ослож­ня­лась ката­стро­фи­че­ским дефи­ци­том желез­но­до­рож­ных ваго­нов и пере­гру­жен­но­стью путей эва­ку­а­ции. Одна­ко даже в тяже­лей­ших усло­ви­ях к кон­цу 1941 года уда­лось пере­ба­зи­ро­вать в тыл стра­ны гос­пи­та­ли общей вме­сти­тель­но­стью более чем 365 тысяч коек. 

По реше­нию Хру­лё­ва для эва­ку­а­ции шести мос­ков­ских хими­ко-фар­ма­цев­ти­че­ских заво­дов выде­ли­ли 220 ваго­нов. Но поез­да тре­бо­ва­лись и для эва­ку­а­ции ране­ных в тыл стра­ны — толь­ко за 1942 году коли­че­ство посто­ян­ных воен­но-сани­тар­ных поез­дов уве­ли­чи­лось почти в три раза: со 100 до 297. Парал­лель­но сфор­ми­ро­ва­ли 134 вре­мен­ных воен­но-сани­тар­ных поез­да, 286 воен­но-сани­тар­ных лету­чек. Для эва­ку­а­ции ране­ных по воде пере­обо­ру­до­ва­ли 97 судов. 

Зная о про­бле­мах эва­ку­а­ции ране­ных в тыл, в 1942 году Хру­лёв нала­дил выпуск сани­тар­ных само­лё­тов. К янва­рю 1945 года в инте­ре­сах меди­цин­ской служ­бы Крас­ной армии дей­ство­ва­ло 15 отдель­ных сани­тар­ных пол­ков авиа­ции (ОСАП) и 9 авиа­ци­он­ных сани­тар­ных эскад­ри­лий Граж­дан­ско­го воз­душ­но­го фло­та (АЭС ГВФ), насчи­ты­ва­ю­щих 652 сани­тар­ных само­лё­та. Толь­ко на Запад­ном фрон­те за всю вой­ну сани­тар­ная авиа­ция пере­вез­ла более 34 тысяч ране­ных, 27 тысяч кило­грам­мов меди­цин­ско­го иму­ще­ства и 10 тысяч лит­ров кро­ви. Бла­го­да­ря под­держ­ке Андрея Васи­лье­ви­ча вышло поста­нов­ле­ние ГКО о фор­ми­ро­ва­нии боль­шо­го чис­ла про­ти­во­эпи­де­ми­че­ских частей и учре­жде­ний. Таким обра­зом в армии не было допу­ще­но мас­со­вых вспы­шек инфек­ци­он­ных заболеваний.

— Где Хру­лёв встре­тил День Победы?

— 9 мая 1945 года в пять часов утра Андрей Васи­лье­вич выле­тел в Бер­лин с самой бла­го­род­ной из воз­мож­ных мис­сий — накор­мить повер­жен­ную сто­ли­цу Гер­ма­нии и нала­дить нор­маль­ную жизнь лежа­ще­го в руи­нах горо­да: вос­ста­но­вить рабо­ту водо­про­во­да, кана­ли­за­ции, элек­тро­стан­ций. Три мил­ли­о­на жите­лей, в основ­ном жен­щи­ны, дети, ста­ри­ки и сот­ни тысяч так назы­ва­е­мых остар­бай­те­ров — насиль­но угнан­ных в Гер­ма­нию работ­ни­ков — пря­та­лись в под­ва­лах раз­ру­шен­ных налё­та­ми авиа­ции домов и пере­пол­нен­ных бом­бо­убе­жи­щах. Несколь­ко остав­ших­ся в Бер­лине гос­пи­та­лей были настоль­ко пере­пол­не­ны, что Хру­лёв сра­зу же взял эту про­бле­му под лич­ный кон­троль. В счи­та­ные дни нала­ди­ли пол­но­цен­ное снаб­же­ние горо­да про­до­воль­стви­ем. Поле­вые кух­ни, раз­да­вав­шие горя­чее пита­ние жите­лям Бер­ли­на, спас­ли мно­гих горо­жан от голода. 

— Какие основ­ные чер­ты Андрея Васи­лье­ви­ча вы може­те выделить?

— Искрен­нее, сер­деч­ное вни­ма­ние к людям, их про­бле­мам выли­ва­лось в спо­соб­ность Хру­лё­ва преду­смот­реть мель­чай­шие дета­ли тыло­во­го обес­пе­че­ния войск. 

Андрей Васи­лье­вич осо­бен­но забо­тил­ся о поло­же­нии жен­щин на войне. Он ввёл долж­ность помощ­ни­ка глав­но­го интен­дан­та Крас­ной армии по жен­ско­му обмун­ди­ро­ва­нию и при­гла­сил на эту рабо­ту А. К. Оси­ну — дирек­то­ра одной из круп­ней­ших швей­ных фаб­рик Моск­вы, кото­рая была одно­вре­мен­но жен­ским кон­суль­тан­том и для дру­гих служб армии. 2 авгу­ста 1942 года Хру­лёв под­пи­сал при­каз № 244 «О выда­че неку­ря­щим жен­щи­нам шоко­ла­да или кон­фет вза­мен табач­но­го доволь­ствия», а 11 апре­ля 1943 года — при­каз об уве­ли­че­нии нор­мы выда­чи мыла женщинам-военнослужащим.

Андрей Васи­лье­вич обла­дал фено­ме­наль­ной памя­тью. Годы спу­стя он мог по памя­ти назвать коли­че­ство тонн раз­лич­ных гру­зов — напри­мер, видов про­до­воль­ствия, достав­лен­ных в бло­кад­ный Ленин­град, или коли­че­ство ваго­нов, задей­ство­ван­ных в пере­брос­ке войск и тех­ни­ки от Ста­лин­гра­да к Кур­ску. Хру­лё­ва невоз­мож­но было застать врас­плох вопро­сом о точ­ных циф­рах поста­вок в армию: в крем­лёв­ском каби­не­те Ста­ли­на не раз его пыта­лись «под­ло­вить» — и каж­дый раз с циф­ра­ми теку­щих поста­вок Андрей Васи­лье­вич опро­вер­гал оппонентов. 

В вопро­сах тыло­во­го обес­пе­че­ния Ста­лин неиз­мен­но при­слу­ши­вал­ся к мне­нию Хру­лё­ва. Хре­сто­ма­тий­ной ста­ла исто­рия при­ё­ма в Крем­ле 25 мая 1945 года в честь коман­ду­ю­щих вой­ска­ми Крас­ной армии. Когда участ­ни­ки встре­чи фото­гра­фи­ро­ва­лись в Геор­ги­ев­ском зале Крем­ля, Андрей Васи­лье­вич соби­рал­ся занять место во вто­ром или тре­тьем ряду — соглас­но суб­ор­ди­на­ции и по гене­раль­ско­му чину. Но Ста­лин лич­но уса­дил Андрея Васи­лье­ви­ча в пер­вом ряду, сре­ди мар­ша­лов, заявив пол­ко­вод­цам, сто­яв­шим рядом: 

«Без тру­да это­го гене­ра­ла в тылу не было бы и ваших побед на полях сражений!»

Тор­же­ствен­ный при­ём в честь Побе­ды. 1945 год. Тре­тий спра­ва от Ста­ли­на — Андрей Васи­лье­вич Хрулёв
Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «Ста­ни­слав Юдин: „Из опы­та вой­ны мы чер­па­ем те выво­ды, к кото­рым готовы“».

Поделиться