Сталинская реклама 1935–1937 годов

Быту­ет невер­ное пред­став­ле­ние, что в совет­ские годы рекла­мы не суще­ство­ва­ло. На самом деле реклам­ная инду­стрия в СССР раз­ви­ва­лась доволь­но актив­но. Фак­ти­че­ский старт про­из­вод­ства рекла­мы сов­пал с нэпом — эта­пом вос­ста­нов­ле­ния народ­но­го хозяй­ства после Граж­дан­ской вой­ны с помо­щью актив­но­го уча­стия част­но­го капитала.

Рекла­ма в печат­ных изда­ни­ях начи­на­ет пуб­ли­ко­вать­ся с 1921 года — пер­вой газе­той, став­шей при­ни­мать реклам­ные объ­яв­ле­ния за день­ги, ста­ли «Изве­стия». Уже в 1923 году доход «Изве­стий» на 2/3 будет состо­ять из реклам­ных денег. При нар­ко­ма­тах откры­ва­лись реклам­ные агент­ства — «Дви­га­тель», «Про­мре­кла­ма», Мос­тор­гре­кла­ма. Реклам­ные агент­ства спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на раз­ных носи­те­лях и тема­ти­ке. Ста­вил цели перед реклам­ной инду­стри­ей сам Ана­стас Микоян:

«Зада­ча совет­ской рекла­мы в том, что­бы дать людям точ­ную инфор­ма­цию о това­рах, нахо­дя­щих­ся в про­да­же, помочь им сфор­му­ли­ро­вать новые тре­бо­ва­ния, при­вить новые вку­сы и запро­сы, сти­му­ли­ро­вать про­да­жи новых видов това­ров и объ­яс­нить спо­со­бы их исполь­зо­ва­ния потребителю».

В инду­стрии рекла­мы тру­дил­ся звёзд­ный дуэт Мая­ков­ский — Род­чен­ко. Зна­ме­ни­тый поэт рабо­тал в каче­стве копи­рай­те­ра, а не менее зна­ме­ни­тый фото­граф — как дизай­нер. Рекла­ма, создан­ная Род­чен­ко, даже была удо­сто­е­на сереб­ря­ной меда­ли Меж­ду­на­род­ной выстав­ки деко­ра­тив­но­го искус­ства и худо­же­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти в Пари­же в 1925 году. Мая­ков­ский впо­след­ствии изло­жил свой под­ход к рекла­ме в ста­тье «Аги­та­ция и реклама».

Одна­ко всё выше­ска­зан­ное отно­сит­ся к 20‑м годам. В тече­ние же «гроз­ных» 30‑х рекла­ма так­же раз­ви­ва­лась, при­чём суще­ство­вал сег­мент рекла­мы, рас­счи­тан­ной на самую взыс­ка­тель­ную ауди­то­рию. Тому сви­де­тель­ство — жур­нал «Теат­раль­ная дека­да», кото­рый выхо­дил с 1935 по 1937 год. В изда­нии пуб­ли­ко­ва­лись рецен­зии на спек­так­ли, анон­сы, мате­ри­а­лы про мос­ков­ские театры.

Послед­ние четы­ре стра­ни­цы жур­на­ла, а так­же зад­няя облож­ка были отда­ны на откуп рекла­мо­да­те­лям. Основ­ную ауди­то­рию жур­на­ла состав­ля­ли высо­ко­об­ра­зо­ван­ные моск­ви­чи-теат­ра­лы. Совре­мен­ные рекла­ми­сты обо­зна­чи­ли бы эту пуб­ли­ку «пре­ми­ум-ауди­то­ри­ей». Рекла­ми­ро­ва­лись ресто­ра­ны с джа­зо­вы­ми оркест­ра­ми, импорт­ное вино, туа­лет­ная вода и так далее. Дан­ные реклам­ные объ­яв­ле­ния поз­во­ля­ют при­от­крыть заве­су тай­ны над мос­ков­ской повсе­днев­но­стью гроз­ных 30‑х годов. И пря­мо ска­жем, в несколь­ко иных крас­ках вос­при­ни­ма­ет­ся моби­ли­за­ци­он­ное суро­вое пред­во­ен­ное вре­мя. Люди все­гда хоте­ли быть кра­си­вы­ми, вкус­но питать­ся и весе­ло про­во­дить время.


Рестораны

Гранд-Отель — это состав­ная часть нынеш­ней гости­ни­цы «Москва», ныне извест­ная как Four Seasons Hotel Moscow. Яков Ско­мо­ров­ский — извест­ный дея­тель джа­за, тру­бач и, как бы выра­зи­лись сей­час, автор саунд­тре­ков к кинофильмам.

В зна­ме­ни­тые мос­ков­ские гости­ни­цы ото­бе­дать зазы­ва­ли не толь­ко посто­яль­цев. А так­же там мож­но было потанцевать.

Кав­каз­ские ресто­ра­ны — это веч­ная мос­ков­ская классика.


Досуг

Похо­же, скач­ки были одним из самых попу­ляр­ных видов раз­вле­че­ний Моск­вы 1930‑х годов.

Совет­ским тури­стам, поми­мо доволь­но обы­ден­ных курорт­ных мест, вро­де Кры­ма, Сели­ге­ра и Кав­ка­за, пред­ла­га­лось посе­тить Запо­ля­рье и Днепрогэс.


Торговля

При­ме­ча­тель­но, что в Москве 30‑х годов суще­ство­ва­ли круг­ло­су­точ­ные магазины.

Суще­ство­ва­ли и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зи­ны с чаем и кофе. Занят­но, что в рекла­ме ука­за­но доре­во­лю­ци­он­ное назва­ние улицы.

Были и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зи­ны с фрук­та­ми и овощами.

Мет­ро, как извест­но, было откры­то в 1935 году и сра­зу же пре­вра­ти­лось в пло­щад­ку для тор­гов­ли. При­чём сре­ди тор­го­вых точек были и аптеки.

К одеж­де в 30‑е годы отно­си­лись очень бережно.

14 мага­зи­нов с трикотажем!

Юве­лир­ные мага­зи­ны 30‑х годов име­ли чер­ты ломбардов.

Были в Москве и столь рас­про­стра­нён­ные ныне ярмар­ки по про­да­жи одеж­ды и аксессуаров.


Косметика и лекарства

Ныне лекар­ство вита­ми­нол так­же исполь­зу­ет­ся для лече­ния рахи­та, но не у людей, а у кроликов.

Совет­ская туа­лет­ная вода и кос­ме­ти­ка рекла­ми­ро­ва­лись с упо­ми­на­ни­ем загра­нич­ных марок, но при этом про­из­во­ди­лись в СССР.


Продукты питания

Токай — это белое десерт­ное вино, назва­но по наиме­но­ва­нию гор­но­го мас­си­ва в Вен­грии и Словакии.

Сое­вые соусы исполь­зо­ва­лись не толь­ко для суши.

Про­из­вод­ство чая в Гру­зии ведёт свою исто­рию ещё со вто­рой поло­ви­ны XIX века.

Весь­ма изоб­ре­та­тель­но подо­шли созда­те­ли к рекла­ме пончиков.


Искусство

Доволь­но инте­рес­ная афи­ша собы­тий для всех, кто увле­чён теат­ром. Есть даже дав­но поза­бы­тый фор­мат меро­при­я­тий — диспут.

Не будем забы­вать, что дан­ные изоб­ра­же­ния взя­ты из жур­на­ла «Теат­раль­ная дека­да», чья ауди­то­рия при­над­ле­жа­ла к чис­лу цени­те­лей искусства.


Страхование

Поделиться