Твист в Америке. Отрывок из книги Александра Кушнира о Сергее Курёхине

Аван­гар­дист, ком­по­зи­тор, пиа­нист, актёр и фило­соф Сер­гей Курё­хин эпа­ти­ро­вал пуб­ли­ку и вдох­нов­лял кол­лег с 1980‑х годов не толь­ко в Рос­сии, но и за рубе­жом. Так, в 1981 году в Англии  вышла пер­вая соль­ная пла­стин­ка Ways of Freedom, в нача­ле 1985-го Би-би-си сня­ли доку­мен­таль­ный фильм о Курё­хине Comrades: All That Jazz, а в кон­це деся­ти­ле­тия Капи­тан высту­пал за гра­ни­цей как соль­но, так и с про­ек­том «Поп-меха­ни­ка».

Пост­мо­дер­нист­ские поис­ки, музы­каль­ные экс­пе­ри­мен­ты, медиа­про­во­ка­ции, увле­че­ние поли­ти­кой, жур­на­ли­сти­кой и кни­го­из­да­ни­ем Курё­хи­на до сих пор инте­ре­су­ют иссле­до­ва­те­лей из раз­ных точек мира. 

9 июля в Доме вин­таж­ной музы­ки прой­дёт встре­ча с Алек­сан­дром Куш­ни­ром, посвя­щён­ная Сер­гею Курё­хи­ну. В день смер­ти Капи­та­на писа­тель про­чтёт лек­цию о твор­че­ской и чело­ве­че­ской судь­бе Курё­хи­на и пред­ста­вит новое изда­ние кни­ги «Сер­гей Курё­хин. Безум­ная меха­ни­ка рус­ско­го рока». Биле­ты мож­но при­об­ре­сти по ссыл­ке.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет гла­ву «Твист в Аме­ри­ке» — о при­ез­де в Нью-Йорк, зна­ком­стве с мест­ной тусов­кой, изде­ва­тель­ских интер­вью и выступ­ле­ни­ях Курё­хи­на в США.


Луч­ше бы её совсем не откры­ва­ли, эту Америку.

Оскар Уайльд

К нояб­рю 1988 года, сыг­рав серию кон­цер­тов в Фила­дель­фии, Чика­го и Обер­лин­ском кол­ле­дже, Капи­тан нако­нец добрал­ся до Нью-Йор­ка. Он оста­но­вил­ся у жур­на­лист­ки Мари­ны Алби, кото­рая про­дю­си­ро­ва­ла все­воз­мож­ные про­ек­ты меж­ду Аме­ри­кой и Совет­ским Сою­зом и, в част­но­сти, аль­бом Гре­бен­щи­ко­ва* Radio Silence. 

«Курё­хин позво­нил мне из аэро­пор­та, — вспо­ми­на­ет Мари­на. — Спро­сил, мож­но ли дое­хать ко мне на так­си, мол, после Кали­фор­нии у него закон­чи­лись день­ги. Он при­е­хал и стал жить у меня на диване».

Дей­стви­тель­но, в Нью-Йор­ке Капи­тан коче­вал «из дома в дом, по квар­ти­рам чужих дру­зей». За несколь­ко недель он при­вык к мега­по­ли­су, его сума­сшед­ше­му тем­пу и фоно­во­му шуму. 

«Я влюб­лён в этот город, я не могу без него жить, — при­зна­вал­ся Сер­гей дру­зьям. — Не то что­бы я хочу эми­гри­ро­вать, про­сто чув­ствую, что это един­ствен­ное место, где я могу сей­час жить и работать».

Сер­гею нра­ви­лось раз­гу­ли­вать по Нью-Йор­ку и захо­дить в клу­бы типа СBGВ или Village Vanguard. Всё осталь­ное вре­мя Капи­тан про­па­дал в мага­зине Tower Records, дефи­ли­руя по его эта­жам в поис­ках новой музы­ки. Каза­лось, в эти мину­ты Курё­хин нашел свой рай и был готов в нём раствориться. 

«Сер­гей был очень актив­ным чело­ве­ком, но при этом очень рани­мым, — вспо­ми­на­ет Мари­на Алби. — По его лицу все­гда мож­но было узнать, что у него про­ис­хо­дит на душе. Его музы­ка была неком­мер­че­ской, и я не думаю, что он пла­ни­ро­вал стать звез­дой на Запа­де. Пото­му что нет таких звёзд, такая музы­ка пред­на­зна­че­на для интел­ли­ген­ции. И, думаю, он очень обра­до­вал­ся, когда у него появи­лась воз­мож­ность поиг­рать с запад­ны­ми музы­кан­та­ми. Но Курё­хин был очень скром­ным и стес­ни­тель­ным чело­ве­ком. И для него было слож­но­ва­то общать­ся с ино­стран­ца­ми. Сер­гей стес­нял­ся сво­е­го англий­ско­го, хотя на быто­вом уровне гово­рил непло­хо. Мне кажет­ся, что он нуж­дал­ся в какой-то защи­те, в каком-то мене­дже­ре, кото­ро­го у него, по-мое­му, нико­гда не было».

Сер­гей Курёхин

Пери­о­ди­че­ски Курё­хин встре­чал­ся с сооте­че­ствен­ни­ка­ми, нахо­дя­щим­ся про­ез­дом в Нью-Йор­ке: Севой Гак­ке­лем, Афри­кой, Арка­ди­ем Дра­го­мо­щен­ко и Толей Бел­ки­ным, кото­рый позна­ко­мил Капи­та­на с писа­те­лем Васи­ли­ем Аксё­но­вым нака­нуне их визи­та на радио­стан­цию «Голос Аме­ри­ки». Там пла­ни­ро­ва­ли сде­лать цикл пере­дач о «Поп-меха­ни­ке», так что самое вре­мя вер­нуть­ся к теме «Курё­хин и пресса». 

Не успел Капи­тан ока­зать­ся в Аме­ри­ке, как на него набро­си­лась тол­па жур­на­ли­стов. И тут Сер­гей про­явил себя в пол­ном интел­лек­ту­аль­ном блес­ке. Он лег­ко менял мане­ру обще­ния, непри­нуж­дён­но пере­ска­ки­вая с телег на фило­соф­ские рас­суж­де­ния. В сво­их моно­ло­гах Курё­хин ред­ко рас­кры­вал­ся до кон­ца, чёт­ко выдер­жи­вая кон­цеп­цию чело­ве­ка-сюр­при­за. К при­ме­ру, жур­на­лу Interview Капи­тан поре­ко­мен­до­вал «слу­шать два послед­них аль­бо­ма одно­вре­мен­но и на мак­си­маль­но воз­мож­ной громкости».

«Я самый серьёз­ный артист в совет­ской куль­ту­ре, — давясь от хохо­та, заявил он в эфи­ре радио­стан­ции WKCR. — Воз­мож­но, я самый серьёз­ный чело­век в мире после Лени­на. Я нашёл себе место в совет­ской куль­ту­ре. Оно в пят­на­дца­ти мет­рах левее Крем­ля и немно­го выше».

Быть откро­вен­ным Сер­гей смог толь­ко одна­жды, обща­ясь с редак­то­ром Coda Magazine Уилья­мом Май­ко­ром. Посе­тив несколь­ко кон­цер­тов, этот жур­на­лист-интел­лек­ту­ал при­шёл к сле­ду­ю­ще­му выводу: 

«Музы­ка Курё­хи­на вос­кре­ша­ет мно­гие постре­во­лю­ци­он­ные худо­же­ствен­ные тече­ния: театр Сер­гея Рад­ло­ва, теат­раль­ные сим­би­о­зы Мей­ер­холь­да с уча­сти­ем атле­тов и акро­ба­тов, цир­ка и эффек­тов мюзик-хол­ла, мону­мен­таль­ность Тат­ли­на, ико­но­бор­че­ство Мале­ви­ча и одер­жи­мость кон­струк­ти­ви­стов… Нуж­но так­же упо­мя­нуть участ­ни­ков клас­си­че­ско­го аван­гар­да, кото­рые появи­лись в 1960‑е, — Эди­со­на Дени­со­ва, Аль­фре­да Шнит­ке и Софию Губайдулину». 

Пони­мая, что в лице жур­на­ли­ста из Coda Magazine он нашёл достой­но­го собе­сед­ни­ка, Капи­тан выда­вил из себя несколь­ко признаний. 

«Мы мог­ли бы гово­рить о воз­рож­де­нии рус­ской духов­ной тра­ди­ции, — откро­вен­ни­чал он с Май­ко­ром. — Меха­низм вли­я­ния тра­ди­ции спря­тан где-то в под­со­зна­тель­ном. Вы же зна­е­те, я наци­о­на­лист-шови­нист и в первую оче­редь мне важ­но быть инте­рес­ным для само­го себя».

Поми­мо жур­на­ли­стов Сер­гей пере­зна­ко­мил­ся в Нью-Йор­ке с кучей аван­гар­ди­стов. Осо­бый инте­рес у идео­ло­гов мест­ной импро­ви­зи­ро­ван­ной сце­ны вызвал тан­дем Курё­хи­на с куль­то­вым ком­по­зи­то­ром-экс­пе­ри­мен­та­то­ром Джо­ном Зор­ном. Их сов­мест­ные выступ­ле­ния в Knitting Factory при­влек­ли вни­ма­ние кри­ти­ков из The New York Times, кото­рые не мог­ли не заме­тить «взры­во­опас­ную ско­рость» пиа­ни­ста из СССР.

«Курё­хин, как пра­ви­ло, исполь­зо­вал темы из Шопе­на и Листа, а потом раз­ру­шал их син­ко­пи­ро­ван­ны­ми пас­са­жа­ми в кулач­ной мане­ре Джер­ри Ли Лью­и­са, — вос­тор­жен­но писал жур­нал DownBeat. — Сер­гей под­пе­вал фаль­це­том без слов или ими­ти­ро­вал евро­пей­скую опе­ру. Обла­дая все­ми дан­ны­ми, что­бы шоки­ро­вать обыч­но невоз­му­ти­мую пуб­ли­ку, Курё­хин в Knitting Factory залез под рояль, пере­вер­нул­ся на спи­ну и под­нял его нога­ми. Пуб­ли­ка не успе­ла даже охнуть, когда он рез­ко опу­стил рояль и крыш­ка с гро­хо­том захлопнулась».

Есте­ствен­но, что мест­ных кри­ти­ков, не имев­ших воз­мож­но­сти видеть ленин­град­ские «Поп-меха­ни­ки», подоб­ное пове­де­ние Капи­та­на шоки­ро­ва­ло. Даже в рам­ках аван­гар­дист­ской сце­ны аме­ри­кан­цы при­вык­ли к каким-то пра­ви­лам. В слу­чае с Курё­хи­ным пра­вил не суще­ство­ва­ло вооб­ще. В сво­ём стрем­ле­нии взба­ла­му­тить нра­вы Сер­гей Ана­то­лье­вич пошел ещё даль­ше. Он пошёл до само­го кон­ца. Капи­тан не был бы Капи­та­ном, если бы не изоб­рёл при­клю­че­ние, кар­ди­наль­но изме­нив­шее шка­лу его жиз­нен­ных ценностей.

Исто­рия начи­на­лась орди­нар­но. Сер­гей Курё­хин очень любил твор­че­ство Тело­ни­у­са Мон­ка — авто­ра джа­зо­вых стан­дар­тов, вир­ту­оз­но­го пиа­ни­ста и одно­го из наи­бо­лее ува­жа­е­мых ком­по­зи­то­ров XX века. В тот год Бет­хо­вен­ское обще­ство про­во­ди­ло в Вашинг­тоне Пер­вый меж­ду­на­род­ный кон­курс Мон­ка и в каче­стве одно­го из кон­кур­сан­тов при­гла­си­ло Курё­хи­на, кото­рый частень­ко испол­нял на кон­цер­тах про­из­ве­де­ния родо­на­чаль­ни­ка би-бопа. 

В нояб­ре 1988 года Капи­тан выле­тел из Нью-Йор­ка в Вашинг­тон. Он летел побеж­дать — воз­мож­но, в слег­ка само­уве­рен­ном настро­е­нии. Со сто­ро­ны каза­лось, что Курё­хин луч­ше всех, кру­че всех и тонь­ше всех раз­би­рал­ся в твор­че­стве Мон­ка. Нака­нуне кон­кур­са он заявил в одной из радио­пе­ре­дач: «Я без пер­во­го места отту­да не вернусь». 

Но… ино­гда побеж­да­ет не силь­ней­ший. Сак­со­фо­нист Игорь Бут­ман вспо­ми­на­ет, как, встре­тив Курё­хи­на за неде­лю до кон­кур­са, поин­те­ре­со­вал­ся у него: «Серё­га, а ты хотя бы гото­вишь­ся к Мон­ку?» Капи­тан уди­вил­ся вопро­су и без­за­бот­но отве­тил: «Не‑а, не готов­люсь. Я и так нор­маль­но сыграю».

Но сыг­рать «нор­маль­но» не полу­чи­лось. Каза­лось, ниче­го не пред­ве­ща­ло беды — до тех пор пока Курё­хи­на неждан­но-нега­дан­но не взбе­сил поль­ский пиа­нист, кото­рый высту­пал перед ним. Сер­гею пока­за­лось, что этот музы­кант сво­ей игрой позо­рит твор­че­ство Мон­ка. И вме­сто того, что­бы испол­нять запла­ни­ро­ван­ный номер, Капи­тан в состо­я­нии аффек­та начал паро­ди­ро­вать игру преды­ду­ще­го пианиста.

Сер­гей Курёхин

Кто это был, поляк или венгр, сей­час уже никто не пом­нит. Факт оста­ёт­ся фак­том: в нача­ле сво­е­го выступ­ле­ния Капи­тан, слов­но «муд­рый дурак», испол­нил злую паро­дию на джа­зо­вый стан­дарт Bye Bye Blackbird, сыг­ран­ную преды­ду­щим кон­кур­сан­том. Похо­жий трюк Сер­гей выдал неза­дол­го до это­го на одном из рос­сий­ских фести­ва­лей. Тогда перед Капи­та­ном высту­пал моло­дой Дани­ил Кра­мер, кото­рый нена­ро­ком затя­нул свою про­грам­му. И Курё­хин, слов­но «чап­лин­ский кло­ун», начал паро­ди­ро­вать мане­ру испол­не­ния Кра­ме­ра. Тогда эта акция име­ла успех, но то, что про­ка­ти­ло в Рос­сии, не про­шло в Вашингтоне.

Жюри, в прин­ци­пе пони­мая, о чем идёт речь, вста­ло и в пол­ном соста­ве поки­ну­ло зал, заявив: «Спа­си­бо, доста­точ­но». И даже доб­ро­же­ла­тель­ный к Капи­та­ну жур­нал DownBeat на этот раз лишь сочув­ствен­но заметил: 

«Сила Курё­хи­на-пиа­ни­ста не в афро­аме­ри­кан­ской тра­ди­ции, и нынеш­нее жюри пред­по­чло доволь­но пря­мо­ли­ней­ную пре­дан­ность мейнстриму». 

Вду­май­тесь, какая дра­ма сто­ит за эти­ми словами.

«Курё­хи­ну страш­но не понра­ви­лось, что он не полу­чил пер­вый приз, — вспо­ми­на­ет Лео Фей­гин. — Сер­гей очень болез­нен­но к это­му отнёсся».

Курё­хин даже не про­шёл отбор, и для него это был силь­ный удар. А тре­тье место на этом кон­кур­се, к при­ме­ру, заня­ла Ази­за Муста­фа-заде, уро­жен­ка сол­неч­но­го Азер­бай­джа­на. Кра­си­вая и тех­нич­ная 19-лет­няя сту­дент­ка бакин­ской кон­сер­ва­то­рии без­уко­риз­нен­но отыг­ра­ла стан­дарт­ную про­грам­му и вошла в услов­ный топ‑3. А Курё­хин вооб­ще нику­да не вошёл. 

После это­го кон­кур­са все интер­вью у Капи­та­на были страш­но злые. Чуть ли не впер­вые он не ухо­дил в абстрак­цию, а гово­рил пря­мым текстом: 

«На самом деле я един­ствен­ный, кто заслу­жил апло­дис­мен­ты зала. Все осталь­ные были настоль­ко бес­по­мощ­ные — еле тре­пы­ха­лись. Но меня един­ствен­но­го попро­си­ли не играть даль­ше. Все как бы доиг­ры­ва­ли, а мне в нача­ле вто­рой ком­по­зи­ции ска­за­ли: “Изви­ни­те, не надо боль­ше играть. Не надо!” И зал начал мне апло­ди­ро­вать. На самом деле я Тело­ни­у­са Мон­ка люб­лю боль­ше, чем все они вме­сте взя­тые. И мне кажет­ся, что в Мон­ке самое глав­ное — его коря­вость. Я вот так паль­цы сде­лал и не менял интер­вал просто».

Спу­стя мно­го лет мож­но, навер­ное, задать сакра­мен­таль­ный вопрос: «А судьи кто?» Сайт кон­кур­са даёт исчер­пы­ва­ю­щий ответ: в жюри были ото­бра­ны самые достой­ные, самые титу­ло­ван­ные музы­кан­ты. Это и обла­да­те­ли «Грэм­ми», и лау­ре­а­ты «Оска­ра», и ком­по­зи­то­ры, напи­сав­шие десят­ки саунд­тре­ков к топо­вым гол­ли­вуд­ским филь­мам. В общем, «вся коро­лев­ская рать» аме­ри­кан­ско­го кинематографа. 

Испы­та­ние Курё­хи­ным они, есте­ствен­но, не прошли.

Конеч­но, нас там не было, и мы будем, навер­ное, не слиш­ком объ­ек­тив­ны. В архи­вах сохра­ни­лось фото 1988 года, на кото­ром сын Тело­ни­у­са Мон­ка вру­ча­ет пре­мию пиа­ни­сту из Нью-Йор­ка, заняв­ше­му пер­вое место. Побе­ди­тель внешне — выли­тый моло­дой Билл Гейтс, в круг­лых очках, акку­рат­ный и полит­кор­рект­ный. Навер­ня­ка он сыг­рал Мон­ка без­уко­риз­нен­но тех­нич­но и рас­то­пил серд­ца жюри сво­им мастерством.

Курё­хин, по всей види­мо­сти, решил про­де­мон­стри­ро­вать, что он не толь­ко самый тех­нич­ный, но и самый кре­а­тив­ный пиа­нист в мире. А толь­ко вышло по-дру­го­му. Вышло вовсе и не так. И после этой исто­рии Капи­тан окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в том, что ему тес­но и неуют­но в джа­зо­вом аме­ри­кан­ском истеблишменте. 

Вер­нув­шись из США, Сер­гей встре­тил­ся на квар­ти­ре у Севы Гак­ке­ля с Тро­иц­ким*. В тот момент Арте­мий Киво­вич закан­чи­вал рабо­ту над сво­ей англо­языч­ной кни­гой Tusovka, одним из геро­ев кото­рой был Капи­тан. Они ста­ли делать боль­шое и вдум­чи­вое интер­вью, и рок-жур­на­лист обра­тил вни­ма­ние, что после Аме­ри­ки Курё­хи­на бук­валь­но тряс­ло. Капи­тан знал Арте­мия нема­ло лет, и это был тот ред­кий слу­чай, когда Сер­гей мог поз­во­лить себе рос­кошь быть откровенным.

«Всю жизнь я пытал­ся под­дер­жи­вать выс­ший уро­вень музы­каль­но­сти и духов­но­сти, — нерв­но бро­дя по ком­на­те, вещал Курё­хин. — Я про­чи­тал тон­ны книг, мно­го думал, я взра­щи­вал свой про­кля­тый твор­че­ский потен­ци­ал. Теперь я узнал, что всё это неваж­но на Запа­де, что это про­сто ниче­го не меня­ет! Я мог бы оста­вать­ся нераз­ви­тым и достиг­нуть тех же, если не луч­ших результатов!»

«Итак, пока-пока, Сер­гей, — хлад­но­кров­но запи­сал Тро­иц­кий в сво­ём блок­но­те. — Тако­ва цена, кото­рую ты запла­тил за рос­кошь быть дерз­ким в Америке».


*При­зна­ны Миню­стом РФ иноагентами.


Читай­те так­же «Как вли­я­ние Запа­да пре­вра­ти­ло совет­ский музы­каль­ный анде­гра­унд в рус­ский рок»

Поделиться