Десять западных музыкантов — потомков русскоязычных эмигрантов

Бур­ные собы­тия XX века, кото­рые лихо отгре­ме­ли на тер­ри­то­ри­ях Рос­сий­ской импе­рии, СССР и Рос­сий­ской Феде­ра­ции, дали тол­чок боль­шим вол­нам эми­гра­ции. За более чем 100 лет в Евро­пе вырос­ли несколь­ко поко­ле­ний потом­ков тех, кто пере­ехал на чуж­би­ну в поис­ках луч­шей жизни.

Чис­ло людей, поки­нув­ших быв­ший СССР, не так вели­ко в мас­шта­бах всей стра­ны. Так, коли­че­ство эми­гран­тов пер­вой вол­ны оце­ни­ва­ют в два мил­ли­о­на, вто­рой вол­ны — от пяти­сот тысяч до одно­го мил­ли­о­на. Пожа­луй, пост­со­вет­ская вол­на рус­ско­языч­ной эми­гра­ции — самая круп­ная и оце­ни­ва­ет­ся в десять мил­ли­о­нов чело­век на весь быв­ший Совет­ский Союз.

Куль­тур­ный багаж рус­ско­языч­ных эми­гран­тов и их потом­ков огро­мен. Одна­ко эми­гран­ты неред­ко огра­ни­че­ны в том, чем они могут зани­мать­ся на новой родине. Боль­шин­ство из них заня­то быто­вы­ми хло­по­та­ми и изу­че­ни­ем мест­но­го языка.

У потом­ков же намно­го боль­ше воз­мож­но­стей для само­ре­а­ли­за­ции. О них сего­дня и пой­дёт речь в моей под­бор­ке из деся­ти музы­каль­ных испол­ни­те­лей рус­ско­го, укра­ин­ско­го, бело­рус­ско­го, рус­ско-немец­ко­го и гру­зин­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые ста­ли звёз­да­ми на Западе.


Дисклеймер

Я при­дер­жи­вал­ся несколь­ких правил:

  1. Выбрал толь­ко тех арти­стов, кото­рые либо сами назы­ва­ли себя рус­ски­ми или укра­ин­ца­ми, либо име­ли пря­мые кор­ни. По этой при­чине в спи­сок не попа­ли: Тей­лор Момсен (вока­лист­ка рок-груп­пы The Pretty Reckless), Граймс (канад­ская певи­ца), Николь Шер­зин­гер (вока­лист­ка груп­пы The Pussycat Dolls, её мать напо­ло­ви­ну укра­ин­ка) и Мариш­ка Вереш (вока­лист­ка Shocking Blue, её мать име­ла рус­ско-фран­цуз­ское происхождение).
  2. Испол­ни­тель добил­ся опре­де­лён­но­го успе­ха и не забыт с тече­ни­ем вре­ме­ни. Так, я исклю­чил из спис­ка афро­рус­скую певи­цу Fantine, кото­рая была извест­на на австра­лий­ской инди-сцене в нача­ле 2010‑х годов, и аме­ри­кан­ско­го элек­трон­но­го испол­ни­те­ля Svoy, кото­рый был на слу­ху в 2000‑е годы в США. Кана­лы обо­их испол­ни­те­лей сей­час не насчи­ты­ва­ют и несколь­ких тысяч.
  3. Оста­вил за бор­том участ­ни­ков музы­каль­ных кон­кур­сов а‑ля X Factor в Бри­та­нии и «Евро­ви­де­ния».
  4. Не вклю­чил тех, кто поёт на англий­ском, а не на наци­о­наль­ном язы­ке сво­ей стра­ны. Так, в спи­сок не попал гол­лан­дец хип­пи-шести­де­сят­ник рус­ско-цыган­ских кор­ней Вла­ди­мир «Уол­ли» Такс из рок-груп­пы The Outsiders, и совре­мен­ная гол­ланд­ская певи­ца азер­бай­джан­ско­го про­ис­хож­де­ния Sevdaliza. Оба про­ек­та име­ли и име­ют ком­мер­че­ский успех у публики.
  5. Я решил огра­ни­чить­ся тра­ди­ци­он­ной попу­ляр­ной музы­кой. В под­бор­ку не попа­ла звез­да дет­ской музы­ки во Фран­ции нача­ла 1990‑х годов дев­чон­ка-под­ро­сток Анн Мезон-Поля­ко­ва, а так­же мно­го­чис­лен­ные звёз­ды клас­си­че­ской музыки.
  6. Пароч­ка арти­стов не вошли в мою десят­ку про­сто пото­му, что я не фанат их жан­ров. Так, я не вклю­чил в под­бор­ку «немец­ко­го Джа­сти­на Бибе­ра» рус­ско-немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Май­ка Син­ге­ра и канад­скую звез­ду кан­три-музы­ки 1990‑х годов укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния по име­ни Пол Рене Бело­бер­сиц­кий с твор­че­ским псев­до­ни­мом Пол Брандт.
  7. За бор­том оста­лись поп-звёз­ды из фран­ко-испа­но-пор­ту­га­ло­языч­ных стран по при­чине мое­го незна­ния этих язы­ков, хотя я чест­но пытал­ся най­ти что-то о них.
  8. Нако­нец, мой спи­сок не сле­ду­ет вос­при­ни­мать как исти­ну в послед­ней инстан­ции, а лишь как резуль­тат моих поис­ков и музы­каль­но­го вкуса.

Рик Данко

Рик Дан­ко — канад­ский шести­де­сят­ник укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния по отцу и бри­та­но-гер­ман­ско­го по мате­ри. Более все­го он изве­стен как осно­ва­тель и басист аме­ри­ка­но-канад­ской фолк-рок груп­пы The Band. Дан­ко был одним из пио­не­ров без­ла­до­вой бас-гита­ры и зна­чи­тель­но повли­ял на зву­ча­ние это­го инстру­мен­та в рок-музыке.

Рик Дан­ко. 1970‑е годы

Хотя мне очень нра­вят­ся 1960‑е и музы­ка тех лет, о The Band я узнал в про­цес­се поис­ка мате­ри­а­ла к ста­тье. Одна­ко груп­па, похо­же, была куль­то­вой. The Band высту­па­ли на Вуд­сто­ке 1969 года, о них хоро­шо отзы­ва­лись Эрик Клэп­тон, Брюс Спринг­стин и Мар­тин Скорсезе.

Дан­ко родил­ся в 1943 году в неболь­шой дере­вень­ке Блей­ни в про­вин­ции Онта­рио. С дет­ства увле­кал­ся блю­зом и кан­три, играл в груп­пах, высту­пал на сва­дьбах, тусов­ках и вечеринках.

C 1960 по 1968 год Дан­ко участ­во­вал в про­ек­тах канад­ско­го роке­ра Рон­ни Хоук­са. В тот пери­од Рик оброс музы­каль­ны­ми свя­зя­ми по всей Север­ной Аме­ри­ке. Так, Дан­ко позна­ко­мил­ся с Бобом Дила­ном, вме­сте с кото­рым не раз гастро­ли­ро­ва­ли The Band. Часть буду­щей груп­пы и вовсе высту­па­ла с Дила­ном на его кон­цер­тах с 1965 по 1967 год.

В 1968 году Рик с аме­ри­ка­но-канад­ски­ми това­ри­ща­ми осно­вал в Нью-Йор­ке The Band, кото­рая быст­ро попа­ла в чар­ты, радио- и теле­эфи­ры с дебют­ни­ком Music from Big Pink.

Облож­ка аме­ри­кан­ско­го жур­на­ла Time с груп­пой The Band на облож­ке. Выпуск от 12 янва­ря 1970 года

Даль­ше после­до­ва­ли аль­бо­мы, кон­цер­ты, сов­мест­ные гастро­ли с куль­то­вы­ми груп­па­ми того вре­ме­ни: Grateful Dead, The Byrds и The Eagles и десят­ка­ми дру­гих. С того вре­ме­ни и до самой смер­ти Дан­ко ни The Band, ни сам Рик не ску­ча­ли. Груп­па фор­маль­но раз­ва­ли­лась в 1977 году, но потом то и дело соби­ра­лась на гастро­ли или запись оче­ред­но­го альбома.

Рик вёл образ жиз­ни типич­но­го роке­ра: секс, нар­ко­ти­ки, рок-н-ролл. К 1990‑м годам он плот­но сидел на геро­ине и даже попал в тюрь­му в Япо­нии за хра­не­ние. В 1999 году музы­кант умер — ему было 56 лет.

До сих пор Рик и The Band не забы­ты. К при­ме­ру, сле­ду­ю­щие кол­лек­ти­вы и музы­кан­ты при­зна­ва­лись, что Дан­ко повли­ял на них: Элвис Костел­ло, Люсин­да Уильямс, Джей Фар­рар, Джон До, Нико Кейс, Роб­би Фулкс, Син­ди Кэш­дол­лар, Майк Уотт, Крэйг Финн из The Hold Steady, Крис Том­сон из Vampire Weekend и груп­па Mumford & Sons.


Джордж Каянус

Осно­ва­тель, вока­лист и гита­рист попу­ляр­ной бри­тан­ской глэм-рок груп­пы 1970‑х Sailor Джордж Кая­нус име­ет самое слож­ное про­ис­хож­де­ние в нашем списке.

Джордж Кая­нус (край­ний спра­ва) на облож­ке дебют­но­го аль­бо­ма сво­ей пер­вой рок-груп­пы Eclection. 1968 год, Лондон

Пол­ное имя наше­го героя — Георг Йохан Чего­да­ев-Сакон­ски-Кая­нус. Он родил­ся в 1946 году в нор­веж­ском Трон­хей­ме в семье потом­ка рус­ско­го кня­зя из древ­не­го татар­ско­го рода Пав­ла Андре­еви­ча Чего­да­е­ва и фран­ко-шве­до-фин­ской скуль­птор­ши Йохан­ны Кая­нус. Дед Джор­джа — Алек­сей Пав­ло­вич Чего­да­ев (1875—1949) был эри­ван­ским (1913—1914) и люб­лин­ским (1915—1917) вице-губер­на­то­ром, кото­рый закон­чил жизнь в Париже.

Герб кня­зей Чегодаевых

В воз­расте 13 лет Георг-Джордж пере­ехал с мате­рью в Париж, а отту­да — в Мон­ре­аль. В 1960‑х годах Кая­нус попро­бо­вал себя на севе­ро­аме­ри­кан­ской фолк-рок сцене, а затем после года путе­ше­ствий по Евро­пе и Ближ­не­му Восто­ку в 1967 году он пере­ехал в Лон­дон, где создал первую груп­пу Eclection. Груп­па выпу­сти­ла един­ствен­ный одно­имён­ный аль­бом, име­ла уме­рен­ный успех, попа­ла на радио BBC и высту­па­ла вме­сте на бри­тан­ских фести­ва­лях кон­ца 1960‑х на одной сцене с Джи­ми Хенд­рик­сом, Бобом Дила­ном и The Beach Boys.

Облож­ка сингла A Glass of Champagne груп­пы Sailor. 1975 год. Джордж по цен­тру в чёр­ной кеп­ке. Син­гл занял вто­рое место в UK Singles Chart, пер­вое место в Irish Recorded Music Association Chart, тре­тье место в Swiss Hitparade и Gfk Entertainment Chart (Гер­ма­ния). Это пик сла­вы Джорджа

Eclection рас­па­лись к 1969 году, но Джордж про­дол­жил зани­мать­ся музы­кой. Кая­нус писал пес­ни для извест­но­го бри­тан­ско­го испол­ни­те­ля тех лет Клиф­фа Ричарда.

К 1973 году Джордж собрал груп­пу Sailor — самый извест­ный и ком­мер­че­ски успеш­ный про­ект сво­ей жиз­ни. Более все­го груп­па извест­на тре­мя пес­ня­ми: A Glass of Champagne и One Drink Too Many и Girls, Girls, Girls. К 1978 году груп­па выпу­сти­ла ещё три аль­бо­ма, но ори­ги­наль­ный состав Джор­джа и трёх кол­лег-англи­чан рас­пал­ся. Кая­нус занял­ся соль­ны­ми проектами.

В кон­це 1980‑х годов Джордж опять вер­нул­ся в груп­пу Sailor. Хиты The Secretary (1990) и La Cumbia (1991) неко­то­рое вре­мя про­бы­ли в запад­но­ев­ро­пей­ских чар­тах, но к кон­цу 1990‑х груп­па опять при­оста­но­ви­ла деятельность.

У Джор­джа были и дру­гие про­ек­ты в 1980‑х и 1990‑х. Судя по их назва­ни­ям вид­но, что его тяну­ло в экс­цен­три­ку: DATA, Fatima and the Mamluks, Noir.

К сего­дняш­не­му дню Кая­нус — типич­ный пен­си­о­нер-бумер, кото­рый сидит в соц­се­тях, пере­пи­сы­ва­ет­ся с дру­зья­ми по все­му миру и пуб­ли­ку­ет фото­гра­фии из юности.

Поми­мо само­го Джор­джа, я хотел бы пове­дать о его стар­шей сест­ре с твор­че­ским псев­до­ни­мом Ева Нор­винд. Насто­я­щее имя — Ева Йохан­на Чего­да­е­ва-Сакон­ски. Ева роди­лась дву­мя года­ми ранее Джор­джа в том же нор­веж­ском Трон­хей­ме. «Вики­пе­дия» опи­сы­ва­ет её как… мек­си­кан­скую актри­су, писа­тель­ни­цу, режис­сё­ра, секс-тера­пев­та и доминатрикс.

Эва Нор­винд — дочь рус­ско­го губер­на­то­ра Люб­ли­на и Эри­ва­ни на облож­ке мек­си­кан­ско­го глян­це­во­го жур­на­ла Festival. 1965 год, Мехи­ко Сити

Карье­ра Евы была свое­об­раз­ной. Она выиг­ра­ла пер­вое место на кон­кур­се кра­со­ты Канн­ско­го фести­ва­ля в 1961 году и полу­чи­ла в каче­стве при­за неболь­шую роль в филь­ме Saint Tropez Blues (1961). В 1962 году Ева пере­бра­лась в Нью-Йорк, учи­лась в кол­ле­дже и парал­лель­но рабо­та­ла офи­ци­ант­кой в Playboy Club.

В 1964 году Ева пере­еха­ла в Мехи­ко-Сити, учи­ла испан­ский язык, под­ра­ба­ты­ва­ла актри­сой. В 1968 году она отме­ти­лась на мек­си­кан­ском теле­ви­де­нии выступ­ле­ни­ем в поль­зу про­ти­во­за­ча­точ­ных средств — боль­шо­го табу для като­ли­че­ской Мек­си­ки того вре­ме­ни. В тот же год Нор­винд нача­ла карье­ру глян­це­во­го фотографа.

В 1980‑х Ева вер­ну­лась в Нью-Йорк и осно­ва­ла там ком­па­нию Taurel Associates, кото­рая про­да­ва­ла эро­ти­че­ские видео и бумаж­ную продукцию.

Ева умер­ла в 2006 году в сво­ём поме­стье в Мек­си­ке. После себя Нор­винд оста­ви­ла дочь Наи­лю 1970 года рож­де­ния, сде­лав­шую успеш­ную кино­ка­рье­ру в Мек­си­ке. Дочь Наи­ли, Най­ан Гон­за­лес Нор­винд, про­дол­жи­ла кино­ди­на­стию и сни­ма­ет­ся в США и Мексике.

Най­ан Нор­винд, пра­внуч­ка рус­ско­го эми­гран­та Чего­да­е­ва, полу­ча­ет награ­ду за свою роль в филь­ме Leona на Morelia International Film Festival. 2018 год, Мехико

В част­но­сти, Най­ан доста­лась глав­ная роль в мек­си­кан­ской дра­ме 2018 года «Лео­на» об отно­ше­ни­ях сирий­ской еврей­ки из тра­ди­ци­он­ной семьи и мек­си­кан­ца Ива­на. По сюже­ту роман не одоб­ря­ют роди­те­ли Лео­ны. Фильм полу­чил награ­ды в Мек­си­ке и США и был пре­зен­то­ван на несколь­ких запад­но­ев­ро­пей­ских фестивалях.


Иван Дорощук

Из всех участ­ни­ков нашей под­бор­ки, пожа­луй, самый «лег­ко­вес­ный» пред­ста­ви­тель — канад­ский укра­и­нец Иван Юджин Доро­щук из нью-вейв груп­пы 1980‑х годов Men Without Hats. Несмот­ря на то что по сей день Иван с род­ны­ми бра­тья­ми Коли­ном и Сте­фа­ном пишут музы­ку и высту­па­ет с гастро­ля­ми, их един­ствен­ный круп­ный хит — вели­ко­леп­ней­ший синт-поп трек The Safety Dance 1983 года.

Иван родил­ся в 1957 году в шта­те Илли­нойс, где его отец полу­чал док­тор­скую сте­пень. Поз­же семей­ство вер­ну­лось в Мон­ре­аль, где и вырос­ли Иван с братьями.

Иван укра­и­нец лишь по папе, его мама — вал­лий­ка. Оба роди­те­ля были канад­ски­ми ака­де­ми­ка­ми. Увы, Юджин Доро­щук не пере­дал Ива­ну зна­ний ни укра­ин­ско­го, ни рус­ско­го, хотя оба язы­ка (со слов Доро­щу­ка) отец, эми­грант в тре­тьем поко­ле­нии, знал. Про­ис­хож­де­ние Юджи­на дос­ко­наль­но неиз­вест­но, но Иван гово­рил, что его пра­де­ды посе­ли­лись в про­вин­ции Мани­то­ба на сты­ке XIX и XX века.

Иван Доро­щук на облож­ке канад­ско­го жур­на­ла NOW, 1984 год. Звёзд­ный час группы:несколькими меся­ца­ми ранее их син­гл The Safety Dance разо­шёл­ся по англо­языч­но­му миру в более чем мил­ли­он копий и поз­же будет номи­ни­ро­ван на пре­мию «Грэм­ми»

Мож­но пред­по­ло­жить, что Юджин знал рус­ский пото­му, что был левым про­со­вет­ским интел­ли­ген­том либо про­рус­ским кар­па­то­рус­сом. Про­со­вет­ских укра­ин­цев в Кана­де до кон­ца 1940‑х годов было доволь­но мно­го. Одна­ко когда после Вто­рой миро­вой вой­ны стра­на при­ня­ла сот­ни тысяч запад­ных укра­ин­цев и остар­бай­те­ров со скеп­ти­че­ски­ми взгля­да­ми на Совет­ский Союз, про­со­вет­ская пози­ция у канад­ских укра­ин­цев прак­ти­че­ски исчез­ла. Кар­па­то­рус­сы Аме­ри­ки к сере­дине XX века в основ­ном оста­ви­ли куль­тур­ное свое­об­ра­зие и вли­лись в укра­ин­ские либо рус­ские диаспоры.

Полу­чив­ший обра­зо­ва­ние в Кана­де и Фран­ции Иван, сде­лав­ший карье­ру местеч­ко­вой севе­ро-аме­ри­кан­ской рок-звез­ды с мину­той сла­вы, вырос обыч­ным канадцем.


Нико Кейс

Как ни стран­но, аме­ри­кан­ка с име­нем Нико Ришель Кейс, родив­ша­я­ся в город­ке Алек­сан­дрия (штат Вир­джи­ния) в 1970 году, — пол­но­кров­ная укра­ин­ка. Отец Нико носил фами­лию Шев­чен­ко, одна­ко что-то заста­ви­ло изме­нить её к рож­де­нию доче­ри. Об укра­ин­ских кор­нях Нико узна­ла спу­стя годы — роди­те­ли очень хоте­ли быть «про­сто аме­ри­кан­ца­ми». Без фана­тиз­ма, но с инте­ре­сом Нико при­ня­ла кор­ни и теперь счи­та­ет, что у неё харак­тер­ная укра­ин­ская, а не аме­ри­кан­ская внешность.

Если не при­ни­мать во вни­ма­ние эти мело­чи (кото­рые, я уве­рен, не заме­ча­ют боль­шин­ство слу­ша­те­лей музы­ки Нико), то перед нами ока­жет­ся сред­не­ста­ти­сти­че­ская аме­ри­кан­ская девуш­ка с обыч­ной аме­ри­кан­ской инди-музыкой.

Нико нача­ла играть в груп­пах в 1994 году в Кана­де, а в 1997‑м у неё вышел дебют­ник The Virginian. В 2000 году Кейс выпу­сти­ла вто­рой аль­бом Furnace Room Lullaby, и с той поры к ней посте­пен­но при­шла сла­ва на инди-рок сцене. Так, в 2003 году Нико побе­ди­ла на интер­нет-опро­се на сай­те Playboy.com в номи­на­ции «Самая сек­су­аль­ная испол­ни­тель­ни­ца инди-рока». Парал­лель­но соль­ной дея­тель­но­сти, Кейс так­же с нача­ла 2000‑х игра­ет в канад­ской инди-рок супер­груп­пе The New Pornographers.

Послу­шав несколь­ко тре­ков Нико, я не смог отде­лить её от пле­я­ды сотен дру­гих подоб­ных арти­стов, хотя пес­ни непло­хи. Одна­ко аме­ри­кан­ские слу­ша­те­ли и кри­ти­ки счи­та­ют иначе.

В нуле­вые годы Нико не раз высту­па­ла на аме­ри­кан­ских вечер­них мейн­стри­мо­вых шоу, напри­мер у Кона­на О’Брайена или Дэви­да Лет­тер­ме­на. Оба хва­ли­ли её аль­бо­мы, кото­рые ста­биль­но попа­да­ли в топы аме­ри­кан­ских чар­тов. Соглас­но ста­тьям про Нико в аме­ри­кан­ской музы­каль­ной прес­се кон­ца 2000‑х годов, она яко­бы была одним из самых успеш­ных инди-испол­ни­те­лей того вре­ме­ни в Шта­тах. Сами The New York Times бра­ли у неё интер­вью в 2009 году.

Нико до сих пор не бро­си­ла музы­ку, одна­ко её попу­ляр­ность зату­ха­ет. Так, коли­че­ство под­пис­чи­ков Кейс на Юту­бе чуть не дотя­ги­ва­ет до деся­ти тысяч. У кана­ла груп­пы The New Pornographers, в дея­тель­но­сти кото­рой Нико по-преж­не­му участ­ву­ет, коли­че­ство под­пис­чи­ков не пре­вы­ша­ет 22 тысяч.


Грег Пучиато

Аме­ри­кан­ский вока­лист Грег Пучи­а­то — един­ствен­ный бело­рус в нашем спис­ке. Более все­го Грег изве­стен как вока­лист попу­ляр­ной в нуле­вых аме­ри­кан­ской метал­кор-груп­пы The Dillinger Escape Plan.

Грег Пучи­а­то и его подру­га — пор­но­звез­да нуле­вых годов Джен­на Хейз. 2012 год. Пре­мия AVN («Оскар» в мире порно)

Свою сма­хи­ва­ю­шую на ита­льян­скую фами­лию Грег про­из­но­сит как «Пуча­тоу». На деле это поль­ский вари­ант запад­но­рус­ской фами­лии Путя­та. Бело­рус­ское напи­са­ние — Пуцята.

Пред­ки Гре­га про­ис­хо­ди­ли из Слуц­ка. Так как по ито­гам поль­ско-совет­ской вой­ны 1919–1921 годов город вошёл не в Поль­шу, а в БССР, пред­по­ло­жу, что пред­ки Пучи­а­то пере­се­ли­лись в Шта­ты не позд­нее 1921 года.

Грег родил­ся в 1980 году в горо­де Бал­ти­мор (штат Мэри­ленд) в очень бед­ной семье, да ещё и посре­ди чёр­но­го гет­то. Впро­чем, насе­ле­ние Бал­ти­мо­ра, кото­рый вме­сте с сосед­ней Фила­дель­фи­ей часто пре­под­но­сит­ся как сим­вол упад­ка США, ещё в 1990 году было на 50% афро­аме­ри­кан­ским (сей­час 62%).

Грег не уны­вал и слу­шал метал. В дет­стве Пучи­а­то любил груп­пу Guns N’Roses, в под­рост­ко­вом воз­расте коти­ро­вал Faith No More, Nine Inch Nails и анде­гра­унд­ную хард­кор-панк груп­пу Bad Brains. Послед­няя осо­бен­но впе­чат­ли­ла Гре­га энер­ге­ти­кой на кон­цер­тах, где вока­лист запро­сто мог сде­лать саль­то посре­ди песни.

В 1997 году Пучи­а­то окон­чил като­ли­че­скую шко­лу, посту­пил в кол­ледж, начал про­бо­вать себя в каче­стве музы­кан­та на метал-сцене Вашинг­тон­ско-Бал­ти­мор­ской агло­ме­ра­ции. В 2001 году Грег стал вока­ли­стом The Dillinger Escape Plan, кото­рая с его при­хо­дом при­об­ре­ла своё фир­мен­ное звучание.

Пучи­а­то был чле­ном груп­пы вплоть до при­оста­нов­ки дея­тель­но­сти в 2017 году. Поми­мо уча­стия в The Dillinger Escape Plan, в 2020 и 2022 годах Грег выпу­стил соль­ные аль­бо­мы, а так­же участ­во­вал в дру­гих метал-про­ек­тах: Spylacopa, Killer Be Killed, The Black Queen, Better Lovers.

Облож­ка аме­ри­кан­ско­го жур­на­ла Outburn. 2004 год

 

По взгля­дам Грег — уме­рен­ный совре­мен­ный левак, кото­рый скеп­ти­че­ски отно­сит­ся к рели­гии и с сим­па­ти­ей к пред­ста­ви­те­лям ЛГБТ. Пучи­а­то не очень любит боль­шой капи­тал: даже несмот­ря на ком­мер­че­ский успех The Dillinger Escape Plan обхо­дил­ся без рабо­ты с боль­ши­ми лей­б­ла­ми до 2016 года.


Кэти Мелуа

Мило­вид­ную бри­тан­скую инди-поп испол­ни­тель­ни­цу из нуле­вых Кэти Мелуа лег­ко при­нять за ита­льян­ку из-за её гиб­кой фами­лии. Одна­ко кор­ни Кэти ста­но­вят­ся оче­вид­ны, когда мы узна­ем насто­я­щее имя — Кете­ван — и место рож­де­ния — Кутаиси.

Кэти роди­лась в Гру­зии в 1984 году, отку­да в 1996 году семья пере­еха­ла в Бри­та­нию, тогда ещё отно­си­тель­но горя­чую точ­ку — севе­ро­ир­ланд­ский Бел­фаст. Поз­же семья пере­бра­лась в Лон­дон, где жила в хоро­шень­ких при­го­ро­дах Сат­тон и Ред­хилл на юго-западе.

Само­сто­я­тель­ную жизнь Кэти нача­ла в съём­ной квар­ти­ре в мод­ном рай­оне на краю цен­траль­но­го Лон­до­на — Ноттинг-хилл.

Кэти при­над­ле­жит к поко­ле­нию стар­ших гру­зин­ских мил­ле­ни­а­лов: она зна­ет рус­ский язык, на кото­ром гово­рит с харак­тер­ным гру­зин­ским акцен­том. Пра­ба­буш­ка Мелуа была рус­ской — в этом она при­зна­лась в интер­вью в пер­вые дни рос­сий­ско-гру­зин­ско­го кон­флик­та 2008 года. При­ят­но удив­ля­ет в том интер­вью, что Кэти вела себя сдер­жан­но, не рва­ла и мета­ла, не бро­са­лась ядо­ви­ты­ми сло­ва­ми, груст­но повто­ряя зна­ко­мый нам сего­дня тезис — «ведь пар­ни обе­их армий ещё несколь­ко лет назад мог­ли вме­сте весе­лить­ся на тусов­ке или про­сто дру­жить».

Инте­рес­ные кор­ни Кэти не огра­ни­чи­ва­ют­ся рус­ской пра­ба­буш­кой. Пра­дед, с слов Мелуа, был «канад­цем, кото­рый при­был в Совет­ский Союз, был при­знан шпи­о­ном и таким обра­зом остал­ся до кон­ца жиз­ни жить в Гру­зии».

Музы­каль­ную карье­ру Кэти нача­ла слу­чай­но. В 2000‑м году Мелуа участ­во­ва­ла в музы­каль­ном кон­кур­се для под­рост­ков на бри­тан­ском кана­ле ITV и побе­ди­ла. После удач­ной сда­чи экза­ме­нов GCSE в шко­ле (ана­лог экза­ме­нов в девя­тых клас­сах в Рос­сии, после кото­рых мож­но не закан­чи­вать выпуск­ные клас­сы, а перей­ти в училище/техникум/колледж) Кэти выбра­ла спе­ци­а­ли­за­ци­ей музы­ку и посту­пи­ла в про­филь­ную музы­каль­ную шко­лу The BRIT School закан­чи­вать выпуск­ные клас­сы. Из этой шко­лы, осно­ван­ной в 1991 году к сего­дняш­не­му дню вышло нема­ло бри­тан­ских актё­ров и музы­каль­ных испол­ни­те­лей. Там Мелуа позна­ко­ми­лась со сво­им буду­щим про­дю­се­ром, нача­ла зани­мать­ся твор­че­ством и к 2003 году запи­са­ла пер­вый аль­бом Call off the Search.

Аль­бом очень хоро­шо выстре­лил в 2004 году, попал на пер­вое место по про­да­жам в Бри­та­нии, занял пятое место в Ирлан­дии и в топ-20 и топ-30 раз­лич­ных евро­пей­ских странах.

К 2006 году Кэти ста­ла самым про­да­ва­е­мым бри­тан­ским испол­ни­те­лем и самой про­да­ва­е­мой певи­цей Евро­пы. К 2008 году она зара­бо­та­ла музы­кой солид­ные 18 мил­ли­о­нов фун­тов стерлингов.

Мелуа про­дол­жа­ет писать аль­бо­мы, высту­пать с гастро­ля­ми, соби­рать сот­ни тысяч (а то и мил­ли­о­ны про­смот­ров), ходить на интер­вью на теле­ви­де­ние, рабо­тать с извест­ны­ми кол­ле­га­ми по музы­каль­но­му цеху (два аль­бо­ма Кэти спро­дю­си­ро­вал талант­ли­вей­ший бри­та­нец Уильям Орбит). В 2013 году Кэти высту­пи­ла в Букин­гем­ском двор­це с пес­ней I Will Be There перед коро­ле­вой Ели­за­ве­той II.

За послед­ние три с поло­ви­ной года она запи­са­ла три аль­бо­ма: Album No. 8 (2020), Aerial Objects (2022), и Love & Money (2023), а в 2020 году отме­ти­лась помо­щью Гру­зин­ско­му Крас­но­му Кре­сту в свя­зи с пан­де­ми­ей на её малой родине.

Слу­чай­ный факт про Кэти. Её люби­мое место в Лон­доне — не гру­зин­ский ресто­ран (кото­рых чуть ли не боль­ше, чем рус­ских), а англий­ский паб Dickens Inn в St. Katharine Docks рядом с Тау­эр­ским мостом. Волею судь­бы я недав­но ока­зал­ся слу­чай­но в этом пабе, где рядом со сво­им сто­ли­ком при­ме­тил рам­ку со ста­тьёй. Текст сооб­ща­ет о люби­мом сто­ли­ке Мелуа в этом пабе, где она там любит поесть рыбу и кар­то­фель фри.


Хелен Фишер

Хелен Фишер — одна из глав­ных поп-звёзд Гер­ма­нии XXI века, к кон­цу 2010‑х годов добрав­ша­я­ся до вось­мой строч­ки сре­ди самых высо­ко­опла­чи­ва­е­мых музы­каль­ных испол­ни­тель­ниц мира. Роди­лась под име­нем Еле­на Пет­ро­ва Фишер в 1984 году в Красноярске.

Роди­те­ли Хелен — рос­сий­ские нем­цы, одна­ко не поволж­ско­го или бал­тий­ско­го про­ис­хож­де­ния, а родом из При­чер­но­мо­рья, тре­тье­го глав­но­го реги­о­на исто­ри­че­ско­го про­жи­ва­ния рос­сий­ских нем­цев, о кото­ром память оста­лась лишь в исто­ри­че­ских кни­гах. Вся топо­ни­ми­ка в тех реги­о­нах была сме­не­на на совет­ско-сла­вян­скую после окон­ча­ния Вто­рой миро­вой войны.

После вой­ны прак­ти­че­ски все нем­цы СССР были сосла­ны в Сибирь (в широ­ком смыс­ле, вклю­чая Казах­стан), где они про­ва­ри­лись в эда­ком пла­виль­ном кот­ле, уни­фи­ци­ро­ва­лись и ста­ли совре­мен­ны­ми моно­лит­ны­ми Russlanddeutsche. Несмот­ря на то что их жизнь в после­во­ен­ном СССР нель­зя назвать сказ­кой и прак­ти­че­ски все три-пять мил­ли­о­нов спеш­но пере­се­ли­лись из СССР в Гер­ма­нию к рас­па­ду Сою­за (так, Еле­на вме­сте с роди­те­ля­ми посе­лят­ся в ФРГ ещё в 1988 году), боль­шин­ство быв­ших совет­ских нем­цев оста­лись лояль­ны­ми Рос­сии. До 2022 года Хелен часто высту­па­ла для рос­сий­ской ауди­то­рии и пела пес­ни на рус­ском языке.

Музы­каль­но мне слож­но оце­ни­вать Хелен. Вро­де бы всё на месте. Несмот­ря на бод­рость и звуч­ность тре­ков, при­ят­ную внеш­ность и непло­хой голос, эта музы­ка меня не цеп­ля­ет. Одна­ко мил­ли­о­ны жите­лей немец­ко­языч­но­го мира и дру­гих стран Запад­ной Евро­пы счи­та­ют ина­че. Послед­ние зна­ют Еле­ну по её англо­языч­ных аль­бо­мам и сов­мест­ны­ми пес­ня­ми с англо­языч­ны­ми испол­ни­те­ля­ми, напри­мер с Роб­би Уильямсом.

Певи­цей Фишер ста­ла неслу­чай­но. Во вре­мя учё­бы в актёр­ско-музы­каль­ном учи­ли­ще, мать Хелен тай­ком отправ­ля­ла про­дю­се­рам демо­вер­сии песен доче­ри. Нуж­ный чело­век послу­шал пес­ни и затем выдал Елене счаст­ли­вый билет.

В 2005 году Фишер пер­вый раз высту­пи­ла на теле­ви­де­нии, в 2006 у неё вышел дебют­ный аль­бом Von hier bis unendlich. С тех пор Еле­на посто­ян­но даёт кон­цер­ты, даёт интер­вью, раду­ет фото­сес­си­я­ми, запи­ся­ми аль­бо­мов и треков.


Shura

Имен­но после откры­тия того, что англий­ская элек­тро-поп испол­ни­тель­ни­ца Shura име­ет рус­ские кор­ни, я решил сде­лать эту под­бор­ку. Мне понра­ви­лась её потря­са­ю­щая и даже немно­го ино­пла­нет­ная внеш­ность и, глав­ное, отлич­ная музыка.

Shura. Жур­нал Evening Standard, июль 2016 года

Shura не име­ет отно­ше­ния к рос­сий­ско­му музы­кан­ту из 1990‑х с тем же псев­до­ни­мом на кирил­ли­це. Одна­ко их род­нит не толь­ко псев­до­ним, имя и про­фес­сия, а ещё один аспект, о кото­ром вы лег­ко дога­да­е­тесь, если посмот­ри­те любой кли­пы англий­ской Шуры, исклю­чая ран­ний White Light (2015). Кста­ти, пар­ниш­ка из роли­ков White Light и What’s It Gonna Be? — это брат-близ­нец Шуры, Николас.

Алек­сандра Лай­ла Дэн­тон роди­лась в 1991 году в юго-запад­ном рай­оне Лон­до­на Хам­мер­смит в семье англий­ско­го режис­сё­ра-доку­мен­та­ли­ста и «гла­мур­ной рус­ской актри­сы». Роди­те­ли разо­шлись, когда Саше было все­го три года, и она рос­ла с отцом в Ман­че­сте­ре. На тему язы­ка отве­ты Алек­сан­дры раз­нят­ся от интер­вью к интер­вью. Так, рос­сий­ско­му Wonderzine она при­зна­лась, что рус­ский язык «зна­ла в дет­стве, но с тех пор забы­ла», а в интер­вью аме­ри­кан­ско­му The Fader она сооб­щи­ла, что снос­но вла­де­ет русским.

Шура нача­ла зани­мать­ся музы­кой с 2011 года, а к 2015 году к ней при­шёл круп­ный успех. Кли­пы артист­ки ста­ли наби­рать мил­ли­о­ны про­смот­ров, а интер­вью с ней выхо­дят в Evening Standard, The Guardian, BBC, The Independent и десят­ках дру­гих изда­ний. К сего­дняш­не­му момен­ту у Шуры вышло два аль­бо­ма: Nothing’s Real (2016) и Forever (2019). Оба заня­ли непло­хие места в наци­о­наль­ных запад­но­ев­ро­пей­ских чартах.

Шура очень мно­го посвя­ща­ет в музы­ке опре­де­лён­ной тема­ти­ке, одна­ко делая это без­злоб­но и без агрессии.

Shura — это сво­е­го рода эта­лон­ный мил­ле­ни­ал дотрам­по­в­ской эпо­хи. Сим­па­тич­ный, яркий, лева­че­ский, но не поли­ти­зи­ро­ван­ный. Даже в интер­вью с Алек­сан­дрой вре­мён нача­ла её успе­ха (2015–2016), где раз­го­вор каса­ет­ся рус­ских кор­ней, певи­ца не стес­ня­ет­ся про­ис­хож­де­ния, гор­дит­ся тем, что может изоб­ра­зить рус­ский акцент в англий­ской речи и не встав­ля­ет ненуж­ных баналь­ных шаб­ло­нов про стра­ну, народ, её власти.


Алина Бараз

Моло­дая дива с запад­но­го побе­ре­жья США — так после про­смот­ра её кли­пов и соц­се­тей хочет­ся опи­сать пред­ста­ви­тель­ни­цу аме­ри­кан­ской поп-сце­ны Али­ну Бараз.

Наша геро­и­ня не ста­ла при­ду­мы­вать псев­до­ним — сочла, что восточ­но­сла­вян­ские имя и фами­лия выгля­дит доста­точ­но ори­ги­наль­но для Америки.

Али­на роди­лась в 1993 году в Клив­лен­де (штат Огайо) в рус­ской семье, кото­рая эми­гри­ро­ва­ла из Укра­и­ны. С дет­ства она зани­ма­лась клас­си­че­ской музы­кой. Роди­те­ли под­дер­жи­ва­ли жела­ние Али­ны стро­ить карье­ру в этой сфе­ре. Ради доче­ри семья пере­еха­ла в Лос-Андже­лес, что­бы быть побли­же к эпи­цен­тру мира поп-музы­ки и продюсеров.

Веро­ят­но, сыг­ра­ло роль и то, что Али­на не чув­ство­ва­ла себя ком­форт­но в недо­ста­точ­но кос­мо­по­ли­тич­ном Огайо. В недав­нем интер­вью для аме­ри­кан­ско­го радио NPR Бараз при­зна­лась, что в её клив­ленд­ской шко­ле «быть ино­стран­цем было не кру­то», она чув­ство­ва­ла себя аут­сай­де­ром из-за про­ис­хож­де­ния и одно­класс­ни­ки вос­при­ни­ма­ли с улыб­кой её меч­ты стать певицей.

С сере­ди­ны 2010‑х годов Али­на зна­ко­ми­лась с про­дю­се­ра­ми через интер­нет и выпус­ка­ла тре­ки онлайн. В 2015 году у Бараз вышел пер­вый сов­мест­ный EP вме­сте с дат­ским элек­трон­ным про­дю­се­ром Urban Flora, кото­рый успеш­но попал в аме­ри­кан­ские чар­ты, в част­но­сти US Billboard 200 и US Billboard Dance/Electronic Albums. С 2016 года Али­на нача­ла высту­пать на фести­ва­лях Lightning in a Bottle, Sasquatch! Music Festival, Electric Forest Festival и Lollapalooza. В 2017 году Бараз спе­ла на разо­гре­ве у бри­тан­цев Coldplay во вре­мя их аме­ри­кан­ских гастро­лей, а в 2018 году выпу­сти­ла пер­вый соб­ствен­ный син­гл The Color of You и поучаст­во­ва­ла в куль­то­вом аме­ри­кан­ском фести­ва­ле Coachella. Нако­нец, в 2020 году у Али­ны вышел пер­вый аль­бом It Was Divine.

С кон­ца 2010‑х годов певи­ца попа­ла в обой­му аме­ри­кан­ской музы­каль­ной инду­стрии. Про Бараз пишут в Teen Vogue, Rolling Stone, Billboard и деся­ти дру­гих око­ло­му­зы­каль­ных СМИ. Выхо­дят фиты с Nas, Khalid, 6lack и дру­ги­ми аме­ри­кан­ски­ми рэп-испол­ни­те­ля­ми. Под­пис­чи­ков на её ютуб-кана­ле сей­час более 400 тысяч. Конеч­но, Али­на не звез­да пер­вой вели­чи­ны, но к 30 годам она нема­ло­го доби­лась в музы­ке, с чем мы её поздрав­ля­ем и жела­ем толь­ко успеха.


Olexesh и Capital Bra

Две звез­ды немец­ко­го рэпа не пред­став­ля­ют собой твор­че­ский дуэт, одна­ко они так похо­жи друг на дру­га био­гра­фи­ей и успе­хом, что я решил рас­ска­зать о них вместе.

Рэпе­ров род­нят сме­шан­ные рус­ско-укра­ин­ские кор­ни. Olexesh, он же Алексей/Олексiй Коса­рев родил­ся в 1988 году в Кие­ве в семье рус­ско­го из Бела­ру­си и укра­ин­ки. В 1990 году был семья эми­гри­ро­ва­ла в Шта­ты. Поз­же роди­те­ли раз­ве­лись, и в 1996 году Алек­сей с мате­рью пере­ехал в Германию.

Облож­ка аль­бо­ма 2022 года Olexesh под назва­ни­ем Bratan

Capital Bra, он же Вла­ди­слав Бало­вац­кий, родил­ся в 1994 году в Сиби­ри в семье укра­ин­цев. Семья пере­еха­ла в Дне­про­пет­ровск, а отту­да в нача­ле 2000‑х они пере­се­ли­лись в Берлин.

Capital Bra на облож­ке немец­ко­го жур­на­ла Bravo. 2018 год

Несмот­ря на раз­ни­цу в воз­расте, оба нача­ли зани­мать­ся музы­кой уже в 2010‑х. Capital Bra начал рэп-карье­ру аж в 11 лет! Olexesh вытя­нул счаст­ли­вый билет через Ютуб, где гер­ма­но­языч­ной пуб­ли­ке зашли его кли­пы. Capital Bra вошёл в рэп через баттлы.

К сере­дине 2010‑х кли­пы Алек­сея и Вла­ди­сла­ва нача­ли соби­рать мил­ли­о­ны про­смот­ров. Аль­бо­мы обо­их арти­стов попа­да­ли в десят­ки самых про­слу­ши­ва­е­мых и про­да­ва­е­мых в гер­ма­но­языч­ных стра­нах, и с тех пор оба явля­ют­ся звёз­да­ми гер­ман­ско­го рэпа. Capital Bra и вовсе самый успеш­ный испол­ни­тель Гер­ма­нии, на сче­ту кото­ро­го 22 хита, заняв­ших пер­вое место по прослушиваниям.

Соб­ствен­но, что пред­став­ля­ет их рэп? Посмот­рев пол­то­ра десят­ка кли­па пар­ней, я обо­млел. Это такой очень клюк­вен­ный ганг­ста-рэп с кучей сте­рео­ти­пов про рус­ских. Бру­таль­но, с кучей рус­ско­го мата и кус­ков тек­ста на вели­ком и могу­чем, но всё же с немец­ким фун­да­мен­том. В Гер­ма­нии это назы­ва­ют штрас­се­нр­эп — жёст­кий рэп мигран­тов и людей с тюрем­ным прошлым.

Назва­ния неко­то­рых аль­бо­мов и песен гово­рят сами за себя: Nu eta da, Nihuja sebe, Bratans, AK74, Blyat, Vladimir Putin, Russki Kanak, Makarov Komplex, Gopnik, Rolex, 100K Cash.

Выгля­дит, как если бы англий­ские герои из книги/фильма «Завод­ной апель­син» жили бы не в Бри­та­нии кон­ца XX века, а в Гер­ма­нии вто­ро­го деся­ти­ле­тия XXI века, и на немец­ко-рус­ском (а не англо-рус­ском) слен­ге nadsat запи­сы­ва­ли бы рэп-треки.

Это очень забав­но, одна­ко слу­шать по-серьёз­но­му я это не могу. Если про­смот­ры не накру­че­ны, то моло­дые нем­цы, австри­я­ки, швей­цар­цы, долж­ны быть, непло­хо под­ко­ва­ны по восточ­но­сла­вян­ской теме и настро­е­ны с интересом.

Алек­сей и Вла­ди­слав давят в тре­ках кон­крет­но на рус­скость (веро­ят­но, пото­му что она более извест­на и про­да­ва­е­ма, чем укра­ин­ство), но оба счи­та­ют себя хотя бы частич­но укра­ин­ца­ми. Olexesh и Capital Bra ино­гда высту­па­ют в одеж­де с три­зу­бом и дела­ют сов­мест­ные тре­ки с укра­ин­ски­ми арти­ста­ми: напри­мер, у Алек­сея есть фит с Alyona Alyona. Тем не менее рус­ские обра­зы и лек­си­ка явля­ют­ся атри­бу­та­ми обо­их рэперов.

Olexesh выпу­стил 5 мар­та 2022 года при­ми­ри­тель­ную пес­ню Mama Ukraina, Papa Russia, а Capital Bra выпу­стил ещё в 2014 году подоб­ную пес­ню Kein Krieg in Ukraine и Stop Wars в 2022 году.


О жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов читай­те на ресур­сах автора:


Что­бы читать все наши новые ста­тьи без рекла­мы, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

Поделиться