Лучшие музыкальные альбомы 2022 года

VATNIKSTAN под­во­дит ито­ги года и вспо­ми­на­ет самые зна­ко­вые пла­стин­ки, кото­ры­ми мы насла­жда­лись в непро­стом 2022‑м. В под­бор­ку попа­ли эффект­ный арт-рок от моло­дой груп­пы, кон­спект сме­ло­сти Вла­ди, юби­лей­ные «4 пози­ции Бру­но», посмерт­ный Мамо­нов и другое.


Эффективность — группа ил

По едва ли объ­яс­ни­мым при­чи­нам этот аль­бом про­шёл мимо любо­го ува­жа­ю­ще­го себя жур­на­ли­ста, кажет­ся, кро­ме Алек­сандра Гор­ба­чё­ва и меня. Это стран­но не толь­ко пото­му, что «груп­па ил» запи­са­ла луч­ший гитар­ный аль­бом года, но и пото­му, что в них как буд­то есть всё, что кре­а­тив­ный класс любит боль­ше меня: уме­рен­ное позёр­ство, флёр кон­цеп­ту­аль­но­сти, чер­тов­ская сыг­ран­ность, убе­ди­тель­ный музы­каль­ный фьюжн.

Аль­бом «Эффек­тив­ность» под завяз­ку набит пес­ня­ми, кото­рые хочет­ся пере­слу­ши­вать — а их, вни­ма­ние, 14, — что весь­ма ред­кое каче­ство в совре­мен­ной гитар­ной музыке.
Про эту груп­пу мож­но и нуж­но писать мно­го и очень подроб­но. Но не хочет­ся вуль­гар­но «втю­хи­вать», поэто­му — про­сто дай­те этой музы­ке шанс.

К тому же раз «груп­па ил» про­шла мимо «кре­а­тив­ных» рада­ров, то, воз­мож­но, в ней есть что-то выхо­дя­щее за их пределы.


Длится февраль — Влади

Излишне гово­рить, что Вла­ди заслу­жи­ва­ет ува­же­ния. Сме­лость его выска­зы­ва­ния, сде­лан­но­го по воле серд­ца, а не по сооб­ра­же­ни­ям без­опас­но­сти, заслу­жи­ва­ет самой боль­шой награ­ды. Без­услов­но, такие аль­бо­мы сей­час нуж­ны. Даже как-то нелов­ко учи­ты­вать каче­ство самой музы­ки — как буд­то оно, будь даже вели­ко­леп­ным, всё рав­но бы усту­па­ло чело­ве­че­ским каче­ствам рэпе­ра. Нель­зя игно­ри­ро­вать, что фор­ма этой музы­ки про­дик­то­ва­на скуд­но­стью недав­не­го про­шло­го: это всё ещё музы­ка толь­ко лишь уте­ша­ю­щая или тыка­ю­щая в горь­кую правду.

Вла­ди чита­ет: «Сочи­нять боль­ше не нуж­но, реаль­ность пре­взо­шла самый тра­ги­че­ский ужас мыс­ли­мо­го зла». Но пере­стать «сочи­нять» зна­чи­ло бы сдать­ся. Как раз пото­му, что реаль­ность ста­ла похо­дить на вооб­ра­жа­ри­ум дья­во­ла, сочи­нять — это имен­но то, что нуж­но делать. Напи­сать музы­ку, спо­соб­ную уте­шить людей или напом­нить им об их непри­гляд­но­сти, — шту­ка важ­ная. Но этим не полу­чит­ся отве­тить ужа­са­ю­ще­му миру. Отве­тить ему мож­но толь­ко на поч­ве выдум­ки и услож­не­ния реаль­но­сти, кото­рую этот мир посто­ян­но стре­мит­ся све­сти к под­да­ю­щим­ся мани­пу­ля­ци­ям бинар­но­стям. К сожа­ле­нию, кон­крет­но такой зада­чи перед Вла­ди не сто­я­ло. Зато ту, что он поста­вил, выпол­нил на 100 процентов.


Шерсть — 4 позиции Бруно

«4ПБ» испол­ни­лось 20 лет. Как буд­то на эту дату не мог выпасть иной год, даже если бы груп­па Сит­ни­ко­ва и Клев­цо­ва собра­лась не в 2002‑м, а в 2001‑м или 2003‑м. Как буд­то вре­мя бы неиз­беж­но вышло из пазов, про­сто пото­му, что не было и нет в стране дру­гой хип-хоп фор­ма­ции, кото­рая столь чут­ко отра­жа­ла бы над­ло­мы эпох. Оно понят­но поче­му: «4ПБ» близ­ки хон­то­ло­гии — набив­ше­му оско­ми­ну кон­цеп­ту о при­зрач­ном про­шлом, что никак не хочет уйти, нави­сая над насто­я­щим, как фан­том, застряв­ший меж­ду вре­ме­на­ми. «4ПБ» рабо­та­ют с этой мате­ри­ей чуть ли не в каж­дом релизе.

Поло­жа руку на серд­це, «Шерсть» не пред­ла­га­ет чего-то прин­ци­пи­аль­но ново­го. Пото­му может воз­ник­нуть впе­чат­ле­ние, что этот аль­бом раз­ме­щён здесь исклю­чи­тель­но из-за круг­лой даты в био­гра­фии груп­пы. И зна­е­те что? Не буду врать: так оно и есть. Но ред­кие кол­лек­ти­вы могут про­дер­жать­ся на пла­ву 20 лет, играя стран­ную музы­ку, кото­рая всё ещё акту­аль­на. При тоталь­ном дефи­ци­те арти­стов, кото­рые уме­ют делать что-то, что не под­да­ёт­ся клас­си­фи­ка­ции, в спи­сок луч­ших аль­бо­мов я мог бы поста­вить и би-сай­ды, если они напи­са­ны талант­ли­во. Да, мож­но ска­зать, я «погла­дил» груп­пу про­тив шер­сти, акку­рат­но раз­ме­стив на пол­ке «исто­рия», тем самым наме­кая, что ниче­го от «4ПБ» ждать уже не сто­ит. Но тут сто­ит повто­рить, что музы­ка «4ПБ» про веч­ное воз­вра­ще­ние про­шло­го. Пото­му и дума­ет­ся, что и сама груп­па рас­тво­рять­ся в исто­рии не планирует.


Шалала — уколь

В 2022 году мно­гие опи­ни­он-мей­ке­ры утвер­жда­ли, что от музы­ки не надо тре­бо­вать поли­ти­че­ской силы, ведь у неё есть ещё и успо­ка­и­ва­ю­щие функ­ции. Кто ж спо­рит. Но тем и стран­нее, что соль­ный аль­бом Нико­лая Рябин­ни­ко­ва из «Источ­ни­ка» про­игно­ри­ро­ва­ли мно­гие СМИ.

Пока мно­же­ство рус­ских эмо-групп пишут пес­ни, год­ные для отлич­ных опе­нин­гов к ани­ме, нако­нец кто-то оза­бо­тил­ся эндин­га­ми. Но если опи­сы­вать музы­ку «уколь» серьёз­нее, то это при­мер того, каким долж­но быть насто­я­щее под­рост­ко­вое эмо: мело­ди­че­ская сила тут дер­жит строй­ность всех песен и не даёт сорвать­ся в баналь­ность. Неко­то­рые ска­жут, что под­рост­кам хва­та­ет про­сто «сво­ей» фигу­ры с гита­рой у мик­ро­фо­на, гото­вой спеть о том, чем живут тиней­дже­ры. «уколь» пока­зы­ва­ет, что если к это­му доба­вить ещё мело­ди­че­ский талант — хуже точ­но не будет. Более того, даже может вызвать у дино­зав­ров (впро­чем, с при­став­кой «млад­ших», если пони­ма­е­те о чём я) вро­де меня ассо­ци­а­ции с пре­крас­ной груп­пой Phooey!. «Шала­ла» — милое зву­ко­вое убе­жи­ще для всех моло­дых и тех, кто оста­ёт­ся таким в любом возрасте.


Незнайка — Пётр Мамонов и Совершенно новые Звуки Му

В Рос­сии не так мно­го арти­стов, после смер­ти кото­рых оста­лись запи­си, «закры­ва­ю­щие» их твор­че­ство. Посмерт­ный аль­бом лиде­ра «Зву­ков Му» — квинт­эс­сен­ция мамо­нов­ских инте­ре­сов и при­ё­мов. Наив­ная дет­ская сказ­ка здесь пре­вра­ща­ет­ся в под­по­ру для рефлек­сии о соб­ствен­ной био­гра­фии, а юмор и серьёз­ность пере­пле­та­ют­ся друг с дру­гом в узел, кото­рый хочет­ся назвать как угод­но, но толь­ко не пости­ро­нич­ным. Номе­ра, что сто­ят особ­ня­ком от общей кон­цеп­ции, как «Уле­таю», напо­ми­на­ют, что арт-року все воз­рас­ты покор­ны, а нуд­ное нра­во­уче­ние в «Девоч­ках» не даёт забыть, что герой Мамо­но­ва тут пре­клон­но­го возраста.

Над подоб­ны­ми рели­за­ми часто хочет­ся съяз­вить и назна­чить их «аль­бо­ма­ми воз­рас­та дожи­тия». Это точ­но не один из них, хотя бы пото­му, что ста­ри­ков­ские откро­ве­ния тут озву­че­ны моло­дым соста­вом музы­кан­тов. Посмерт­ные аль­бо­мы — шту­ка сколь рядо­вая, столь и дежур­ная, но Пётр Мамо­нов при­вык быть исклю­че­ни­ем из все­воз­мож­ных пра­вил ещё при жиз­ни. Смерть не толь­ко не нару­ши­ла его уни­каль­ность, но и укрепила.


Cyou — Тальник

В новом аль­бо­ме «Таль­ни­ка» неко­то­рые видят смерть былой скром­но­сти груп­пы, кото­рая преж­де суще­ство­ва­ла как бы по прин­ци­пу «ниже всех рада­ров», а неко­то­рые, наобо­рот, эво­лю­цию (амби­ций?) и кан­ди­да­та на «мгно­вен­ную клас­си­ку». По фак­ту это про­сто хоро­ший поп, кото­рый не стре­мит­ся завлечь вни­ма­ние слу­ша­те­ля. У такой музы­ки, конеч­но, есть рис­ки уйти в тупую носталь­гию, ниче­го не рефлек­си­ру­ю­щую, а про­сто пред­ла­га­ю­щую раз­вле­че­ние на кару­се­ли про­шло­го. Но что мне сра­зу захо­те­лось ска­зать про новый аль­бом скром­но­го дуэ­та Свет­ла­ны Цеп­ка­ло и Алек­сандра Уко­ло­ва: так мог­ла бы зву­чать зумер­ская музы­ка, если бы не была обде­ле­на фан­та­зи­ей. Соб­ствен­но, дру­гим наука.


Слон — The OMY

Уди­ви­тель­но, что никто ещё не срав­нил шапи­то-труп­пу The OMY с аме­ри­кан­ца­ми The Garden. Обе груп­пы луч­ше все­го опи­сать как музы­каль­ное сопро­вож­де­ние в саду зем­ных отхо­дов — сума­сшед­шая эклек­ти­ка, при­прав­лен­ная аван­гард­ной чув­ствен­но­стью, но не лишён­ная при­вле­ка­тель­но­сти, зиждет­ся на… а чёрт пой­ми на чём. Эта музы­ка бук­валь­но подоб­на свал­ке: здесь слу­чай­ные цита­ты из «Спанч Боба», пере­ме­ши­ва­ют­ся с закли­на­ни­я­ми «на баб­ло», мета­лом, рэпом, буд­то паро­ди­ру­ю­щем Скрип­то­ни­та. Для про­то­ко­ла: толь­ко что я в одном пред­ло­же­нии опи­сал харак­те­ри­сти­ки обе­их групп. И сда­ёт­ся, этот куль­бит луч­ше все­го, пусть и пара­док­саль­но, но пере­да­ёт уни­каль­ность обо­их — это настоль­ко эклек­тич­ная музы­ка, что одна груп­па запро­сто мог­ла бы рас­тво­рить в себе дру­гую. Одно­знач­но самый сум­бур­ный, но по-хоро­ше­му изоб­ре­та­тель­ный аль­бом года.


Читай­те так­же «Луч­шие филь­мы и сери­а­лы 2022 года»

Поделиться