Лучшие фильмы и сериалы 2022 года

Ухо­дя­щий год был очень мрач­ным, но ока­зал­ся на удив­ле­ние пло­до­твор­ным для рос­сий­ских кине­ма­то­гра­фи­стов. Мы уви­де­ли отлич­ные филь­мы не толь­ко в жан­ре суро­во­го реа­лиз­ма, в кото­ром тра­ди­ци­он­но уме­ют рабо­тать в Рос­сии, но и в менее свой­ствен­ных наше­му кине­ма­то­гра­фу жан­рах — от эпи­че­ско­го фэн­те­зи до сюр­ре­а­ли­сти­че­ских коме­дий. Оте­че­ствен­ное кино про­дол­жа­ет отра­жать миро­вые трен­ды, в первую оче­редь самый попу­ляр­ный феми­нист­ский. Но в этом году появи­лось и мно­го про­ек­тов, в кото­рых режис­сё­ры пыта­ют­ся пере­осмыс­лить тему рос­сий­ской мас­ку­лин­но­сти, это ста­ло самым замет­ным новым трендом.

Еле­на Куш­нир и Алек­сей Кире­ен­ко назы­ва­ют филь­мы и сери­а­лы, кото­рые они счи­та­ют луч­ши­ми в 2022 году.


Выбор Елены Кушнир

«Экспресс»

Самое яркое кино это­го тём­но­го года, за кото­рое режис­сёр Рус­лан Бра­тов полу­чил глав­ный приз выборг­ско­го фести­ва­ля «Окно в Евро­пу». При дру­гих обсто­я­тель­ствах окно бы рас­пах­ну­лось, и кри­ми­наль­ная коме­дия про став­ки на спорт в безы­мян­ном кав­каз­ском город­ке отлич­но бы про­ка­ти­лась за рубе­жом под каким-нибудь сло­га­ном про рус­ско­го Гая Ричи. Хотя срав­не­ние вро­де бы напра­ши­ва­ет­ся, у филь­ма Бра­то­ва есть пара­док­саль­ное свой­ство работ совсем дру­го­го масте­ра — дра­ма­тур­га Алек­сандра Вам­пи­ло­ва, кото­рый ниче­го анти­со­вет­ско­го не писал, но совет­ская власть инстинк­тив­но его не любила.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3862227

Вам­пи­лов улав­ли­вал пре­сло­ву­тый цайт­гайст, дух эпо­хи, без упо­ми­на­ний эпо­хи. Ни одно­го ост­ро­ак­ту­аль­но­го сло­ва, ника­ких про­тестных настро­е­ний и скры­то­го дис­си­дент­ства. Но имен­но экра­ни­за­ции Вам­пи­ло­ва ста­ли сим­во­лом «застой­но­го» совет­ско­го кино. Вот мы смот­рим на Даля с похо­рон­ным вен­ком на шее в «Отпус­ке в сен­тяб­ре» по пье­се Вам­пи­ло­ва «Ути­ная охо­та» и всё пони­ма­ем про бреж­нев­ский СССР. Кино Бра­то­ва все­го лишь про пацан­чи­ка с рай­о­на (фее­ри­че­ская роль дебю­тан­та Льва Зуль­кар­на­е­ва), на кото­рое не шлёп­нешь ни один из оте­че­ствен­ных жан­ро­вых ярлы­ков — чер­ну­ха, свет­лу­ха и доб­ру­ха. В нём даже ниче­го не про­ис­хо­дит, кро­ме бега на месте за шаль­ны­ми день­га­ми. Но при этом оно какое-то исчерпывающее.


«Сердце пармы»

Пер­вое рос­сий­ское эпи­че­ское фэн­те­зи, сня­тое на уровне запад­ных лент. Мас­штаб­ные бит­вы, пей­заж­ное пор­но, кра­си­вая магия (её мало, но это даже хоро­шо — что­бы не отвле­ка­ло от мыс­лей о судь­бах роди­ны), этни­че­ски инклю­зив­ный каст — сло­вом, все сла­га­е­мые хоро­ше­го блок­ба­сте­ра, сня­то­го по рус­ско­му рома­ну, но по гол­ли­вуд­ско­му рецеп­ту. Саунд­трек берёт всё луч­шее от Хан­са Цим­ме­ра, одна­ко на про­смот­ре в кино­за­ле у вас не зало­жит уши (с опре­де­лён­но­го момен­та это ста­ло насто­я­щей про­бле­мой с пафос­ны­ми оркест­ров­ка­ми, агрес­сив­но выби­ва­ю­щи­ми из зри­те­ля эмоции).

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3451845/

Совре­мен­ные филь­мы, при­зван­ные собрать кас­су, пре­вра­ти­лись в сери­а­лы, штам­по­ван­ные на кон­вей­е­ре. Зри­те­ли уста­ли от кино­ко­мик­сов и эпи­ков — это под­твер­дил недав­ний опрос ана­ли­ти­че­ской кон­то­ры Morning Consult. Но из Рос­сии ушли все гол­ли­вуд­ские мей­джо­ры, нам очень не хва­та­ет кас­со­вых хитов и эска­пист­ских фэн­те­зий­ных миров, в кото­рые мож­но убе­жать от тре­во­ги. В этом смыс­ле «Серд­це пар­мы» зада­ёт высо­кий стан­дарт, к кото­ро­му нуж­но стре­мить­ся. Кро­ме того, это не про­сто зре­лищ­ный аттрак­ци­он, но и рас­суж­де­ние на тему госу­дар­ствен­но­сти, вер­ти­ка­ли вла­сти и столк­но­ве­ния куль­тур. Кто мог о таком меч­тать в 2022 году?


«Ыт»

Хочу искренне поре­ко­мен­до­вать этот фильм тем, кто ещё не позна­ко­мил­ся с фено­ме­ном ново­го якут­ско­го кине­ма­то­гра­фа. Нач­ни­те не с хор­ро­ров, кото­рые бла­го­да­ря фольк­лор­ным осо­бен­но­стям будут вос­при­ни­мать­ся как нечто экзо­ти­че­ское, поэто­му вам будет не важ­но, где их сня­ли — в рес­пуб­ли­ке Саха, Китае или Кам­бод­же. Да хоть на Луне. Заво­ро­жён­ные коло­ри­том зри­те­ли риску­ют про­пу­стить более важ­ные осо­бен­но­сти локаль­но­го кине­ма­то­гра­фа, свя­зан­ные не с мест­ной мифо­ло­ги­ей, а с мест­ной жиз­нью. Вот чёр­ная коме­дия на белом све­ту, сня­тая дуэ­том Сте­па­на Бур­на­ше­ва и Дмит­рия Давы­до­ва, — это как раз срез жизни.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3720857/

Фильм напол­нен энер­ги­ей, кото­рой слож­но най­ти опре­де­ле­ние. Дру­гую похо­жую кар­ти­ну я назва­ла бы весё­лой и злой, может быть, упрек­ну­ла бы авто­ров в том, что они упи­ва­ют­ся местеч­ко­вым урод­ством. Но что-то меша­ет вос­при­ни­мать «Ыт» как ката­лог чело­ве­че­ских недо­стат­ков и само­заб­вен­ное любо­ва­ние пья­ны­ми рожа­ми, быто­вым кри­ми­на­лом и абсур­дом. Не слыш­но тут и скорб­но­го автор­ско­го вздо­ха: не мы такие — жизнь такая. Это про­сто дере­вен­ские исто­рии без прит­че­вых обоб­ще­ний, где в самых мрач­ных и самых вооду­шев­ля­ю­щих не слыш­но ни при­го­во­ра, ни похва­лы. Свое­об­раз­ные шук­шин­ские рас­ска­зы наше­го вре­ме­ни, кажет­ся, с неглас­ной мыс­лью из «Кали­ны крас­ной»: «Захо­чешь жить — будешь жить, не захо­чешь — не будешь».

О дру­гих важ­ных филь­мах из Яку­тии читай­те в нашем спе­ци­аль­ном мате­ри­а­ле


«Живите долго»

Очень кра­си­вая сюр­ре­а­ли­сти­че­ская сказ­ка про доб­рую смерть от боль­шо­го режис­сё­ра Юсу­па Разы­ко­ва, кото­рая, ско­рее все­го, понра­вит­ся толь­ко тем, кому нра­вят­ся дру­гие филь­мы Разы­ко­ва. Так сло­жи­лось, что мне они нра­вят­ся после филь­ма «Турец­кое сед­ло» — дру­гой немно­го сюр­ре­а­ли­сти­че­ской исто­рии про быв­ше­го сотруд­ни­ка «орга­нов», кото­рый про­дол­жа­ет сле­дить за людь­ми то ли по при­выч­ке, то ли по болез­ни. У Разы­ко­ва талант нахо­дить уни­каль­ных людей для экра­на. В «Сед­ле» состо­ял­ся дебют теат­раль­но­го актё­ра Вале­рия Мас­ло­ва. Для печаль­ной исто­рии о рос­сий­ской ста­ро­сти «Керо­син» режис­сёр нашёл пре­крас­ную Еле­ну Суса­ни­ну. Этой ангель­ской жен­щине 88 лет, и она вме­сте с Мас­ло­вым тоже появ­ля­ет­ся в «Живи­те дол­го». На обо­их не налюбоваться.

Сюр­ре­а­лизм, в силу осо­бен­но­стей нашей мест­но­сти, дол­жен был бы стать глав­ным рус­ским жан­ром в искус­стве. Но в кине­ма­то­гра­фе он обыч­но при­ни­ма­ет гро­теск­но урод­ли­вые и бес­по­мощ­ные фор­мы. Даже одно из самых удач­ных упраж­не­ний на эту тему — апо­ка­лип­ти­че­ская фан­тас­ма­го­рия «Орле­ан» по сце­на­рию Юрия Ара­бо­ва — выро­ди­лась в дедов­скую про­по­ведь о том, что Бог всё видит и всех пока­ра­ет. Разы­ков сни­ма­ет автор­ское кино без автор­ской нота­ции, макаб­ри­че­скую фан­та­зию без ужа­сов, гран-гиньоль с милы­ми фри­ка­ми и любовь в эпо­ху нена­ви­сти. С доб­ры­ми поже­ла­ни­я­ми, живи­те долго.


«По-мужски»

Зимой 2023 года наш мно­го­стра­даль­ный народ прой­дёт испы­та­ние дра­ма­ти­че­ской ролью Дмит­рия Наги­е­ва в филь­ме «На ощупь», где он в тай­ге валит мед­ве­дя. Сле­пой! А ещё про­ти­во­сто­ит кор­рум­пи­ро­ван­но­му судье, или кого там из чинов­ни­ков низ­ше­го зве­на сей­час раз­ре­ша­ет­ся кри­ти­ко­вать на экране. В совет­ском кино эта почёт­ная роль отво­ди­лась управ­до­мам. В фина­ле таёж­ной дра­мы Наги­ев, чья хариз­ма поз­во­ля­ет про­да­вать людям всё, от «Виа­гры» до тари­фов МТС, воз­мож­но, про­ска­чет полу­го­лым на мед­ве­де, попут­но нала­жи­вая отно­ше­ния с сыном. Если бы авто­ры филь­ма хоте­ли досту­чать­ся до зуме­ров, то скач­ки на мед­ве­де сле­до­ва­ло бы поста­вить под трек RUSSIA груп­пы «Дети Rave» с бес­смыс­лен­ным, но бес­по­щад­ным текстом:

Славь­ся, страна,
Мы гор­дим­ся тобой,
Yeah, boy.

Но на зуме­ров авто­ры «На ощупь» не дела­ют став­ку — это матё­рое бумер­ское кино, про дедов и отцов. Мил­ле­ни­а­лы как ауди­то­рия под вопро­сом, они что-то зача­сти­ли оспа­ри­вать мас­ку­лин­ность а‑ля рюс. Слез­ли с мед­ве­дя, если вооб­ще на него зале­за­ли, и сни­ма­ют филь­мы и сери­а­лы, в кото­рых муж­чи­ны не сто­и­че­ски пере­но­сят испы­та­ние жиз­нью, не мчат­ся с ружьём на пере­вес в бой (yeah, boy!) и не зага­да­ют в каче­стве жела­ния перед смер­тью леген­дар­ное михал­ков­ское «Пока­жи сиськи».

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3902419/

При­мер­но об этом снят кру­той и суро­вый трил­лер дебю­тан­та Мак­си­ма Кула­ги­на с хму­рым, как тучи над Аму­ром, коми­ком Лапен­ко. Мужик не смог спра­вить­ся с пья­ным гоп­ни­ком, пото­му что с пья­ным гоп­ни­ком нель­зя спра­вить­ся. По-хоро­ше­му, оби­жен­ной долж­на чув­ство­вать себя жена, кото­рой гоп­ник дал пощё­чи­ну, но жен­скую геро­и­ню режис­сёр сде­лал не субъ­ек­том, а объ­ек­том повест­во­ва­ния. Про­стим Кула­ги­ну дра­ма­тур­ги­че­ский сек­сизм — он сосре­до­то­чен на иссле­до­ва­нии муж­ско­го пове­де­ния. Его выво­ды в тра­ги­че­ском фина­ле неуте­ши­тель­ны, но очень реалистичны.

Есть ли вооб­ще в Рос­сии путь нена­си­лия? И если нет, то что оста­нет­ся на про­сто­рах нашей Роди­ны, когда каж­дый грох­нет каж­до­го кам­нем по баш­ке? Толь­ко колю­чая про­во­ло­ка на гра­ни­цах, мёрт­вые с коса­ми вдоль дорог — и тишина.

О дру­гих филь­мах с нестан­дарт­ны­ми муж­ски­ми пер­со­на­жа­ми мы рас­ска­зы­ва­ли в отдель­ном мате­ри­а­ле


Лучший сериал года: «Нулевой пациент»

«У нас есть тут голу­бые, пидо­ры, извра­щен­цы?» — орёт коман­ду­ю­щий сол­да­там, когда врач при­ез­жа­ет в воен­ную часть, что­бы най­ти боль­ных ВИЧ и оста­но­вить эпи­де­мию. Сол­да­ты мол­чат, стис­нув зубы, даже тот, у кото­ро­го сар­ко­ма Капо­ши в пол-лица. Луч­ше «по-муж­ски» сдох­нуть, чем вот так опозориться.

Всё в поряд­ке, това­рищ май­ор. «Извра­щен­цев» нет. У нас всё стро­го по зако­ну. Бла­го­да­ря дру­го­му зако­ну сери­ал «Нуле­вой паци­ент» стал на сего­дняш­ний день послед­ним, где гомо­сек­су­а­лы изоб­ра­же­ны как люди, а не мерз­кие чуже­род­ные сущ­но­сти, на кото­рых, как выра­зил­ся дру­гой пер­со­наж, «патро­ны тра­тить жалко».

Из досто­инств сери­а­ла, поми­мо сме­ло­сти и чело­веч­но­сти, — спо­соб­ность нари­со­вать кар­ти­ну циви­ли­за­ци­он­ной, экзи­стен­ци­аль­ной ката­стро­фы. Ана­ло­гии с сери­а­лом «Чер­но­быль» HBO напра­ши­ва­лись сра­зу. Эпи­де­мия СПИ­Да, как и ава­рия на Чер­но­быль­ской АЭС, похо­жие на биб­лей­ские про­кля­тия после сры­ва­ния печа­тей, не оди­на­ко­вы, но рав­но­ве­ли­ки в сво­ём не толь­ко сим­во­ли­че­ском зна­че­нии — это гибель импе­рии, това­ри­щи. Это крах СССР. Соци­а­ли­сти­че­ский экс­пе­ри­мент провалился.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3839427/

Сери­ал как-то ско­ван­но хва­ли­ли кри­ти­ки, как буд­то жда­ли, когда он совер­шит какие-нибудь роко­вые ошиб­ки. Сери­ал их не совер­шил. Да, совет­ские 80‑е тут похо­жи на кос­плей, но любое экран­ное ретро похо­же на кос­плей. Кто ска­жет, что аме­ри­кан­ские 80‑е не выгля­дят как носталь­ги­че­ский кар­на­вал в хито­вых «Очень стран­ных делах», пусть пер­вым бро­сит камень в «Нуле­во­го пациента».

Исто­рия на экране все­гда недо­сто­вер­на в дета­лях, суще­ству­ют бук­валь­но еди­нич­ные исклю­че­ния во всей исто­рии кине­ма­то­гра­фа. Что уж гово­рить о сери­а­лах, у кото­рых нет боль­ших сту­дий­ных воз­мож­но­стей. Мне изве­стен толь­ко один аутен­тич­ный исто­ри­че­ский сери­ал — «Вол­чий зал» от сту­дии BBC, кото­рый сни­ма­ли при есте­ствен­ном осве­ще­нии в исто­ри­че­ских лока­ци­ях. Хоро­шо англи­ча­нам: у них как всё сто­я­ло в эпо­ху Тюдо­ров, так и сто­ит, в отли­чие от совет­ских авто­ма­тов с газировкой.
В «Паци­ен­те» при­леж­но наки­да­ли куль­тур­ных мар­ке­ров — «Малень­кую Веру», «Аква­ри­ум», круп­ных пла­сти­ко­вых серёг, — и это­го вполне доста­точ­но для про­ек­та, не застряв­ше­го в про­шлом, а раз­гля­ды­ва­ю­ще­го ситу­а­цию с исто­ри­че­ской перспективы.


Лучший худший сериал года: «Конец света»

Авто­ры игра­ют со зри­те­лем в «Уга­дай мело­дию», пред­ла­гая вспом­нить, из како­го биб­лей­ско­го фар­са они взя­ли кон­тент. Из «Дог­мы» Кеви­на Сми­та? Из сери­а­лов «Бла­гие зна­ме­ния», «Про­по­вед­ник», «Чудо­твор­цы»? Помни­те, как в «Сверхъ­есте­ствен­ном» ангел Касти­эль ходил в беже­вом пла­ще? А вот вам два анге­ла в пла­щах! А помни­те, как у Дэн­ни Бой­ла в филь­ме «На игле» Рен­тон от пере­до­за про­ва­ли­вал­ся в ковёр, как наш Воланд на мини­мал­ках? Доста­точ­но ли покло­нов мы отби­ли Миха­и­лу Афа­на­сье­ви­чу Булгакову?

Лад­но, будем счи­тать, что это пастиш, а не пла­ги­ат. И сати­ра про «врут, вору­ют и Богу молят­ся», «запо­тев­шее забра­ло» и про­чую зло­бу дня, а не мема­си­ки в интернете.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3887353/

Шут­ки на акту­аль­ные темы отда­ют кэвэ­энов­щи­ной, но они хотя бы хоро­шие, пото­му что, во-пер­вых, чужие, во-вто­рых, не шут­ки. Всё своё гораз­до хуже. Напри­мер, глав­ный герой — Семён Трес­ку­нов, изоб­ра­жа­ю­щий пяти­лет­не­го, кото­рый не хочет чистить зубы. «Ты дол­жен устро­ить Апо­ка­лип­сис», — уго­ва­ри­ва­ет папа-сата­на. «Я тебе ниче­го не дол­жен!» — кри­чит Трес­ку­нов. «Не устра­и­вай Апо­ка­лип­сис», — уго­ва­ри­ва­ет мама, про­стая рус­ская жен­щи­на. «Не гово­ри, что мне делать!» — кри­чит Трес­ку­нов. Не тот пер­со­наж в пер­вом эпи­зо­де попал под маши­ну, но что поде­лать, если нужен гроб с неве­стой, что­бы этим гро­бом тол­кать глав­но­го героя на тём­ную сто­ро­ну. Любой кас­сир из Чер­та­но­во, разу­ме­ет­ся, погу­бит мир, что­бы вер­нуть свою Галю, о кото­рой мы зна­ем, что ей очень хоте­лось кун­ни­лин­гус. Гали тут, кста­ти, две. Мно­го­стра­даль­ную бабу­лю, меч­та­ю­щую сдох­нуть, игра­ет Галя из «Иро­нии судь­бы». У вас уже потеп­ле­ло на душе?

Застыв в глу­бо­ком пар­доне перед тра­ди­ци­он­ны­ми цен­но­стя­ми — пра­во­сла­ви­ем и голы­ми жен­щи­на­ми, — сери­ал на вся­кий слу­чай руга­ет запад­ную «Кока-Колу» (немно­го запоз­да­ло после ухо­да брен­да из Рос­сии) и без­бож­ный Тик-Ток, кото­рый губит души молодёжи.

Пора­зи­тель­но, что авто­рам мень­ше семи­де­ся­ти. Они тря­сут клю­кой в адрес сра­зу все­го попу­ляр­но­го у зуме­ров: от соц­се­тей до раз­но­цвет­ных волос. Вопло­ще­ние зумер­ских инфлю­эн­се­ров, мод­ный бло­гер Азик, на самом деле слу­жит сатане. Кто, по мне­нию авто­ров, будет смот­реть их сери­ал? Зри­те­ли кана­ла «Спас»? Как вооб­ще они пред­став­ля­ют свою ауди­то­рию, кро­ме кино­кри­ти­ков, кото­рые напи­шут про «интер­тек­сту­аль­ность»? Кто-нибудь удив­лён, что про­ект про­ва­лил­ся? На каж­дое «шко­ло­те не понять» в этом бала­гане сата­ны при­хо­дит­ся по шут­ке «народ­но­го» юмо­ра о весе геро­и­ни-сле­до­ва­тель­ни­цы: «Тол­сто­жо­пая, гы-гы». И мужик с голо­вой в зад­ни­це, кото­рый про­хо­дит с этой голо­вой в зад­ни­це с пер­во­го по пятый эпизоды…

Посмот­рев сери­ал, на месте кня­зя тьмы я бы точ­но устро­и­ла конец све­та. Невы­но­си­мо же.

При этом сери­ал, конеч­но, вой­дёт в исто­рию. Это пря­мое попа­да­ние в нерв вре­ме­ни. В Рос­сии этот нерв заще­ми­ли каме­ди­кла­бов­цы, нады­шав­ши­е­ся похмель­ны­ми пара­ми «Горь­ко!», и это совер­шен­но есте­ствен­но. Какое вре­мя, такой и Апокалипсис.


Выбор Алексея Киреенко

Самый остросюжетный фильм года: «Казнь»

На при­ме­ре «Каз­ни» отчёт­ли­во вид­но, что даже дебют в пол­ном мет­ре может полу­чит­ся иде­аль­ным — режис­сёр Ладо Ква­та­ния дол­го к это­му гото­вил­ся. Коман­да тоже моло­дая, всем в рай­оне 30: сце­на­рист­ке, опе­ра­то­ру, ком­по­зи­то­ру. Неукро­ти­мая энер­гия авто­ров сде­ла­ла «Казнь» уни­каль­ным для рос­сий­ско­го кине­ма­то­гра­фа явле­ни­ем. До самой мель­чай­шей дета­ли про­ду­ман­ный сюжет, нестан­дарт­ные опе­ра­тор­ские реше­ния и калей­до­скоп в точ­ку попав­ших обра­зов впи­сы­ва­ют­ся в мрач­ную кар­ти­ну о поис­ке серий­но­го манья­ка в Совет­ском Союзе.

Мно­го­уров­не­вый по слож­но­сти трил­лер, выпол­нен­ный в тра­ди­ци­ях «Вос­по­ми­на­ния об убий­стве», «Мол­ча­ния ягнят» и «Насто­я­ще­го детек­ти­ва», пора­жа­ет про­ду­ман­но­стью. Люби­те­ли жан­ра оце­нят отсыл­ки, а вни­ма­тель­ные зри­те­ли заме­тят, что к фина­лу даже самые незна­чи­тель­ные сюжет­ные линии и дета­ли обре­та­ют смысл. Когда в стране отлич­ное жан­ро­вое кино в дефи­ци­те, а боль­шин­ство филь­мов сюжет­но делит­ся либо на соци­аль­ную дра­му, либо на быто­вую коме­дию, такие выра­зи­тель­ные и каче­ствен­но сде­лан­ные трил­ле­ры момен­таль­но ста­но­вят­ся собы­ти­ем и объ­ек­том почитания.

«Казнь» — один из самых ярких рос­сий­ских филь­мов года. Неуди­ви­тель­но, что он был теп­ло при­нят на меж­ду­на­род­ных фести­ва­лях и даже полу­чил спе­ци­аль­ный приз поли­цей­ско­го жюри на смот­ре в Рейм­се — это уни­вер­саль­ное по фор­ме кино. Уни­каль­но его испол­не­ние — рус­ская исто­рия о пре­ступ­ле­нии и нака­за­нии, сня­тая с точ­но рас­счи­тан­ным чув­ством так­та и стиля.


Самый весёлый фильм года: «Молодой человек»

В дет­стве каж­до­му из нас мама гово­ри­ла: надо вести себя хоро­шо, учить­ся на отлич­но, слу­шать­ся взрос­лых, и тогда ты точ­но ста­нешь успеш­ным чело­ве­ком. Закон суров: ты можешь набрать сколь­ко угод­но гра­мот по «Рус­ско­му мед­ве­жон­ку», но ни на рабо­те, ни в люб­ви тебе это никак не помо­жет. Ёмко и точ­но о том, что быва­ет с повзрос­лев­ши­ми послуш­ны­ми маль­чи­ка­ми, — в дебют­ном филь­ме Алек­сандра Фоми­на «Моло­дой человек».

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3832988/

Когда Илья Най­шул­лер садит­ся в режис­сёр­ское крес­ло, то полу­ча­ют­ся бое­ви­ки («Хард­кор», «Никто»), а когда в про­дю­сер­ское — то исклю­чи­тель­но роман­ти­че­ские коме­дии («Я худею», «Мара­фон жела­ний»). Послед­ний слу­чай не стал исклю­че­ни­ем. «Моло­дой чело­век» — доб­ро­душ­ное и неглу­пое кино о парне, кото­рый при­тво­ря­ет­ся под­рост­ком ради денеж­но­го при­за. Такое кино учит, но не чита­ет нота­ции, раз­вле­ка­ет, но не застав­ля­ет сты­дить­ся — а ведь с рос­сий­ски­ми коме­ди­я­ми ино­гда такое бывает.

«Моло­дой чело­век» — это исто­рия о повтор­ном взрос­ле­нии. Несмот­ря на 30-лет­ний воз­раст, Ваня Ревзин (испол­ня­ет Павел Таба­ков) так и не нашёл своё место в этом мире. И вот, поте­ряв всё: ипо­теч­ное жильё, жену, рабо­ту, ста­биль­ность, он обре­та­ет сво­бо­ду себя. Если отбро­сить иро­нию — при­мер для всех, кто отча­ял­ся. В Новый год с новы­ми мыслями!


Самый жизнерадостный фильм года: «Бездомный с киноаппаратом»

Режис­сёр Игорь Коно­ва­лов вот уже пятый год живёт на ули­це. Без­дом­ным он стал после того, как про­дал квар­ти­ру ради филь­ма. Игорь — бомж, но свою меч­ту он и не соби­ра­ет­ся бро­сать. Вот уже боль­ше 70 пол­но­мет­раж­ных филь­мов вышло из-под лёг­кой руки авто­ра, а на фести­ва­ли и награж­де­ния его всё ещё не зовут. То ли из-за того, что его рабо­ты сни­ма­ют на мыль­ни­цу Sony и мон­ти­ру­ют на ком­пью­те­ре в Исто­ри­че­ской биб­лио­те­ке, то ли ещё из-за чего-то — непо­нят­но. Может, сто­ит скле­пать из под­руч­ных мате­ри­а­лов соб­ствен­ную премию?..

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3425013/

Выпуск­ни­ки ВГИ­Ка Мак­сим Лукья­нец и Вла­ди­слав Баха­но­вич запу­сти­ли сбор средств на доку­мен­таль­ный фильм про нико­му не извест­но­го кине­ма­то­гра­фи­ста Иго­ря Коно­ва­ло­ва. Бук­валь­но — про сто­лич­но­го без­дом­но­го, кото­рый меч­та­ет най­ти про­дю­се­ра, снять ост­ро­сю­жет­ный фильм и стать зна­ме­ни­тым режиссёром.

Назва­ние отсы­ла­ет к куль­то­вой кино­лен­те Дзи­ги Вер­то­ва «Чело­век с кино­ап­па­ра­том», в кото­рой город пред­ста­вал как новая и кра­си­вая сила про­грес­са. «Без­дом­ный с кино­ап­па­ра­том» — умо­ри­тель­но смеш­ная доку­мен­таль­ная лен­та про то, как в этом боль­шом и веч­но тороп­ли­вом горо­де не про­пасть, если ты всё поте­рял. У Иго­ря Коно­ва­ло­ва нет ни гро­ша, он зна­ет каж­дую «хлеб­ную» мусор­ку в пре­де­лах Садо­во­го, моет­ся толь­ко «по осо­бым слу­ча­ям». Одна­ко то, с какой жиз­нен­ной энер­ги­ей он торо­пит­ся сни­мать всё новые и новые филь­мы, с каким напо­ром все­рьёз идёт на сви­да­ние с сер­до­боль­ной кра­са­ви­цей из фит­нес-клу­ба, с каким бес­стра­ши­ем при­ни­ма­ет все уда­ры судь­бы, пора­жа­ет зри­те­ля до глу­би­ны души. На таких момен­тах мож­но лег­ко пустить сле­зу, но луч­ше не надо. Жизнь всё-таки продолжается!


«Земля больших возможностей»

Джас­тас Уол­кер про­сла­вил­ся взрыв­ным сме­хом на весь Рунет в 2014 году, когда его интер­вью бук­валь­но ста­ло мемом: «Не будет боль­ше ваше­го ита­льян­ско­го сыра! Ха-ха-ха!» Если бы не этот репор­таж феде­раль­но­го кана­ла, сего­дня бы мало кто знал о том, что в рос­сий­ской глу­бин­ке живёт фер­мер из Аме­ри­ки, что у него есть своя цер­ковь и что он нани­ма­ет на рабо­ту быв­ших зеков. «Зем­ля боль­ших воз­мож­но­стей» при­от­кры­ва­ет заве­су в уди­ви­тель­ную жизнь аме­ри­ка­но-сибир­ско­го фермера.

Идея созда­ния филь­ма про Джас­та­са появи­лась ещё в 2015 году. Изна­чаль­но про­ект про аме­ри­кан­ско­го фер­ме­ра в Рос­сии был учеб­ным зада­ни­ем Андрея Ана­ни­на, сту­ден­та режис­сёр­ско­го факуль­те­та ВГИ­Ка. Одна­ко из сту­ден­че­ской рабо­ты фильм пере­рос в доку­мен­таль­ный сери­ал, про­из­вод­ство кото­ро­го затя­ну­лось на восемь лет.

В нача­ле 90‑х Уол­ке­ры при­ез­жа­ли в Рос­сию про­по­ве­до­вать Сло­во Божие. В 18 лет отпрыск про­те­стан­тов услы­шал голос Гос­по­да и вер­нул­ся в Сибирь — жить, рабо­тать и молить­ся. Джас­тас с нуля постро­ил фер­мер­ское хозяй­ство, иде­аль­но выучил рус­ский, участ­во­вал в дра­ках с мест­ны­ми и неод­но­крат­но пере­ез­жал с места на место из-за про­блем с чинов­ни­ка­ми. Вме­сте с ним в исто­рии попа­да­ла и съё­моч­ная груп­па сериала.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3895582/

Авто­ры про­ек­та не избе­га­ют слож­ных, а порой даже тра­ги­че­ских момен­тов в жиз­ни Джас­та­са, посто­ян­но сле­дуя за ним с видео­ка­ме­рой. И это дела­ет исто­рию Весе­ло­го молоч­ни­ка по-насто­я­ще­му живой и очень зре­лищ­ной. Впе­чат­ля­ет то, как аме­ри­ка­нец учит рус­ских идти к мечте сквозь боль и пери­пе­тии. Джас­тас учит верить в Бога, в стра­ну, в семью, но в первую оче­редь — в себя. Сло­ва само­го фер­ме­ра мож­но сме­ло печа­тать на посте­рах к сериалу:

«Я хочу, что­бы люди смот­ре­ли фильм, виде­ли зем­лю без розо­вых очков и вери­ли, что мож­но достичь мечты».

За про­бив­ной харак­тер глав­но­го героя, за его зали­ви­стый смех и недю­жин­ное жиз­не­лю­бие «Зем­ля боль­ших воз­мож­но­стей» одно­знач­но заслу­жи­ва­ет ваше­го просмотра.


«Русские хакеры: Начало»

Исто­рия о рус­ских кибер­пре­ступ­ни­ках, кото­рые из обыч­ных мошен­ни­ков пре­вра­ти­лись в меж­ду­на­род­ный бренд.

Во вре­мя рабо­ты над «Холи­ва­ром» — доку­мен­таль­ном сери­а­ле о том, как воз­ник и менял­ся интер­нет в Рос­сии, — режис­сёр Андрей Лошак открыл мно­же­ство инте­рес­ных исто­рий о рус­ских хаке­рах. Вклю­чать эту линию в рабо­ту про Рунет он не стал, так как мате­ри­а­ла было слиш­ком много.

Источ­ник: kinopoisk.ru/picture/3797373/

В трех­се­рий­ном про­ек­те «Рус­ские хаке­ры» нашлось место всем: пер­вым рос­сий­ским кибер­пре­ступ­ни­кам, кото­рые слу­чай­но нашли уяз­ви­мо­сти в защи­те бан­ков США и реши­ли этим вос­поль­зо­вать­ся; матё­рым поли­ти­кам, кото­рые поку­па­ли на кра­де­ные день­ги ору­жие, а сей­час спо­кой­но живут в особ­ня­ках; хаке­рам-неудач­ни­кам, кото­рые попа­лись в руки ФБР, и насто­я­щим про­фи сво­е­го дела, кото­рые успе­ли вовре­мя вый­ти из опас­ной игры. Не сто­ит отно­сить­ся к сло­во­со­че­та­нию «рус­ские хаке­ры» как к про­сто пиа­ру или сте­рео­ти­пу. После про­смот­ра сери­а­ла вы пой­мё­те всю вели­чи­ну фено­ме­на и най­дё­те ответ на вопрос, поче­му луч­шая сре­да для раз­ви­тия тако­го рода дея­тель­но­сти была созда­на имен­но на про­стран­стве быв­ше­го СССР.

Ост­ро­сю­жет­ное детек­тив­ное рас­сле­до­ва­ние, интри­га кото­ро­го постро­е­на из про­грамм­но­го кода несколь­ких десят­ков реаль­ных судеб. Ни один писа­тель не сочи­нит такую закру­чен­ную исто­рию, какую сочи­ни­ла судь­ба отваж­ных рус­ских интер­нет-пира­тов. Лошак не при­укра­ши­ва­ет обра­зы рус­ских хаке­ров, он рису­ет прав­ди­вые порт­ре­ты тех, кто сто­ял у исто­ков меж­ду­на­род­но­го кибер­мо­шен­ни­че­ства. Если вы гото­вы, что у вас захва­тит дух и уча­стит­ся серд­це­би­е­ние, то сме­ло вклю­чай­те — я рекомендую!


Читай­те так­же, какие филь­мы и сери­а­лы наша редак­ция посчи­та­ла луч­ши­ми в 2021 году

Поделиться