Подходит к концу 2021‑й. Под занавес мы решили подвести итоги уходящего года в русском кино. Авторы регулярной рубрики «Русский киностриминг» Алексей Киреенко и Елена Кушнир отобрали для вас лучшие фильмы и сериалы, которыми запомнился 2021 год. Все фильмы доступны к просмотру онлайн.
«Майор Гром: Чумной доктор»
Один из самых громких фильмов этого года, которым по праву можно открыть список календарных итогов.
Супергеройское кино прочно вошло в современную жизнь. От парней и девушек в трико не удастся сбежать ни преступнику, ни человеку, который просто переключает каналы. В России уже предпринимались попытки изобразить что-то подобное на экранах: например, «Чёрная молния» или «Защитники». Эти фильмы столь быстро и непрофессионально гнались за западными канономи, что теряли вообще весь смысл существования. С «Майором Громом» ситуация совсем другая.
«Майор Гром: Чумной доктор» — это грамотно поставленный отечественный кинокомикс, абсолютно первый в своём роде. Стильный, аутентичный, драйвовый. При этом картина говорит и о более серьёзных вещах — мы об этом уже писали. Перед зрителем интересная и умная картина про справедливость, дружбу и закон. Весь сюжет настолько структурирован, что нет ощущения потерянности и скачков: мы последовательно наблюдаем за всем происходящим на экране.
Авторы киновселенной, которых только подстёгивает бешеный ажиотаж вокруг «Майора Грома», останавливаться не собираются. А это главное.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Уроки фарси»
Фильм совместного производства России, Германии и Беларуси, который почти добрался до шорт-листа «Оскара».
Имя Вадима Перельмана, выходца из СССР, ставшего впоследствии американским кинорежиссёром, прогремело ещё в 2003 году. Тогда его дебютная драма «Дом из песка и тумана» удостоилась сразу трёх номинаций на «Оскар» и была очень тепло принята критикой. Увы, после столь яркого взлёта Перельман не снял ничего особо выдающегося, переключившись на российский кинематограф, где он работал над сериалами вроде «Измен» или фильмами «Купи меня» и «Ёлки 5».
«Уроки фарси», чей сюжет интерпретирует рассказ Вольфганга Колхаазе «Персидский для капо», определённо можно назвать камбэком Перельмана в ряды серьёзных и респектабельных режиссёров.
Перед нами отдельный эпизод жизни в концентрационном лагере. Любопытный и страшный по своей задумке — и мастерски исполненный. Общее ощущение тревоги и страха здесь действительно чувствуется и оставляет зрителя с особым впечатлением трагедии на грани комедии.
Здесь все ходят в ожидании известного, но неминуемого финала. Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер создают сильные и глубокие образы людей своего времени. Операторская работа Владислава Опельянца — отдельная заслуга. Напряжённые, лаконичные, чётко выстроенные кадры, которые только сильнее закручивают опасную и сложную историю. Неминуемое наступление союзников расставит всё и всех по своим местам. «Каждому — своё» — это надпись на воротах лагеря, которая говорит о многом, заставляя задуматься о судьбах как жертв, так и палачей.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Сахаров. Две жизни»
Новый документальный фильм Ивана Проскурякова и Романа Супера «Сахаров. Две жизни» — отличная возможность поговорить с молодёжью об очень важном периоде в истории нашей страны — о холодной войне. Создатели фильма гармонично и «вкусно» смешивают кадры кинохроники ХХ века, архивные фотографии, советские интерьеры, костюмы и современные спецэффекты. От композиции отдельных кадров по-настоящему захватывает дух! Авторы идут в ногу со временем и чувствуют, какой формат сейчас привлекает аудиторию.
Перед нами интервью — жанр, который сейчас усилиями Дудя, Шихман, Собчак, Гордеевой, Солодникова и многих других переживает ренессанс. Фильм снят от лица главного героя, Андрея Сахарова (блистательный Алексей Усольцев). Сахаров разговаривает с безликой женщиной за кадром. Как позже откроется для зрителя, она — его Совесть.
Очень примечательным и весьма точным видится выбор актрисы. Роль Совести Сахарова исполняет Чулпан Хаматова — намёк на параллель между её личной судьбой и историей жизни Андрея Сахарова. Оба люди удивительно неравнодушные, оба идут на компромисс ради блага других, оба неоспоримо талантливы в своих призваниях.
«Сахаров. Две жизни» — манифест пацифизма, дань уважения великому учёному и очень мужественному человеку, который мечтал изменить мир к лучшему. И как же горько осознавать, что в фильме так много общих с сегодняшним днём мест. В нашей стране всё ещё господствуют понятия и грубая сила. Нам всё ещё важно знать, что у нас самые сильные кулаки. У нас снова иссякает, заканчивается свобода слова. Историко-просветительское и правозащитное общество «Международный Мемориал»*, первым председателем которого был сам академик, — иноагент, «искажает память о войне» и вообще по решению Верховного суда РФ подлежит ликвидации.
Сахаров, и это очевидно, — неудобная фигура в официальной политической иконографии. И как же здорово, что фильм об этом человеке снят так профессионально.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
* Признано в России НКО, выполняющим функции иностранного агента. Мы обязаны сделать эту сноску по требованию закона.
«Уральское дерби»
Нешаблонное кино о противостоянии детских команд, болельщиков и профессионалов двух хоккейных клубов — челябинского «Трактора» и магнитогорского «Металлурга».
В непосредственности детского состава уральских команд — главное достоинство фильма. Авторы картины приходят к героям на дни рождения, подслушивают их разговоры в купе поезда, в номерах стареньких гостиниц, в раздевалках между периодами. К тому же о хоккеистах много рассказывают тренеры, родители, бабушки и дедушки — портреты получаются неожиданно подробными, зритель может выбрать отдельных фаворитов и болеть за них весь фильм.
Главная интрига киноленты ясна без закадрового комментария. «Уральское дерби» в этом плане с разгромным счётом обыгрывает другие спортивные драмы из России. Зрителю понятно не только то, почему в Магнитогорске и Челябинске молодёжь стремится в хоккей (это чуть ли не единственный шанс выбиться в люди), но и суть противостояния клубов (два соседних города бьются не только за титулы, но и за статус главной кузницы талантов). Вот фанаты рассказывают, почему они не любят команду-соперника, вот тренер жарко настраивает хоккеистов на победу, вот сами ребята обсуждают, что директор академии серьёзно переживает из-за дерби — так сильно ему хочется оставить позади конкурентов из другой школы.
Есть и ещё одна заслуга. В «Уральском дерби» поднимается очень важная тема — судьба спортсменов, у которых не получилось. Эпизод, где встречаются два бывших хоккеиста, не сумевших построить профессиональную карьеру, не на шутку встряхивает: один набрал кредитов и не может начать новую жизнь, второй устроился на завод и стыдится, что вообще играл в хоккей.
В итоге российское кино обогатилось мощнейшей спортивной драмой, где эмоции — это настоящие слёзы и настоящий смех. Причём по обе стороны экрана.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Вампиры средней полосы», Start
На российском большом и сериальном экране часто встречаются отличные реалистичные зрелища. А вот хорошее фэнтези — редчайшая вещь в нашей средней полосе. Эту дурную традицию наконец-то нарушили в уходящем году.
История о семействе смоленских вампиров очаровывает с первого же эпизода, в котором едко насмехаются над ситуацией, ставшей надоевшим шаблоном в российских криминальных триллерах: столичный следователь за каким-то чёртом приезжает в провинцию расследовать убийства, как будто в глубинке нет собственных настоящих детективов. В сериале — есть! За одну следовательницу Анну (Екатерина Кузнецова) хочется сказать авторам спасибо. Героиня отлично вписалась в феминистский тренд: она умна, компетентна, всю жизнь следит за порядком в родном городе. Ну а то, что Аннушка — вампирша, так у каждого свои недостатки!
А если серьёзно, то смоленские вурдалаки, соблюдающие договор с людьми, чаще оказываются человечнее человека. У сериала, при всех его шутках и крови, необычайно гуманистическая интонация — вещь, ещё более редкая, чем хорошее российское фэнтези. Здесь говорят о семье без сентиментальности, о родных краях — без квасного патриотизма, о вере в хорошего человека — без догматизма.
За гуманизм в первую очередь ответственен патриарх вампирского клана, дед Слава, которого можно назвать главным сериальным героем 2021 года. Юрий Стоянов сыграл лучшую роль в своей жизни, создав мудрого, обаятельного и харизматичного персонажа. Хочется верить, что он где-то за нами присматривает, не давая превратиться людям в чудовищ.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Хрустальный», Kion
Самый жёсткий и мощный нуар, пожалуй, не только 2021 года, входит в главный российский сериальный тренд — триллеры о ловле маньяков. Маньяк в этот раз насилует и убивает маленьких мальчиков. Но эта криминальная драма, снятая по реальным событиям, намного превосходит обычный детектив с финальным твистом. Саспенс тут можно резать ножом: сериал прекрасно справляется с задачей заинтересовать, но важнее всего социальные вопросы, заданные громким, пронзительным голосом. Это первый российский проект, поднимающий тему мужского изнасилования, чрезвычайно редкую даже для западного кинематографа, что уж говорить об отечественном «малом экране».
В сериале великолепные актёрские работы. Антон Васильев, сыгравший главного героя, «охотника на маньяков» Сергея, передаёт душевную боль персонажа на каком-то физическом уровне. Это то самое ощущение, которое идёт из самого нутра, из глубины травмированной, видимо, навсегда человеческой души.
Ближайший аналог «Хрустального» — американский «Рэй Донован», в котором брутальный лос-анджелесский «решала», которого играет Лив Шрайбер, тоже пережил сексуальное насилие в детстве. Но в российском сериале не до американского кризиса маскулинности, о котором так много говорят в XXI веке. Не менее брутальный россиянин Сергей, при всей схожести с американцем Рэем, варится в среде, оперирующей понятиями не западной современности, а лагерной зоны.
Он «опущенный», которого общество всю жизнь тычет в его «позорную» тайну. У него нет шансов на исцеление, пока не излечится больной насквозь социум, культивирующий насилие под лицемерную болтовню о духовности, семейных ценностях и защите детей. На экране истинные «ценности» общества встают в полный рост: ненависть к гомосексуальности, сочетающаяся с желанием насиловать мужчин, мизогиния, домашнее насилие и подчинение пахану.
Смотреть сериал тяжело не только из-за страданий жертв изнасилования, сцен с детьми и разгадки секрета, от которой к коже приливает холод. Это страшно, потому что мы понимаем масштаб проблемы. Слова главного героя не кажутся ни преувеличением, ни пафосом. Это лишь констатация факта:
«Мы убили этих детей».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Топи», Kinopoisk HD
К 2021-му мы успели привыкнуть к качественным российским проектам, а в уходящем году их было много (далеко не все упоминаются в этой статье). Отчасти поэтому «Топи» по роману Дмитрия Глуховского вызвали более прохладное отношение, чем, возможно, заслуживает сериал.
Кому-то не понравились женские образы: героини, в отличие от персонажей противоположного пола, определяются исключительно через отношения с мужчинами, у них, в общем-то, нет других черт личности. Другим оказалась не по нутру попытка (если она была) осмыслить тему чеченской войны через образ чеченки Эли, сыгранной актрисой из Беларуси. Многие, как водится, были разочарованы финалом. Подспудно во всех претензиях к сериалу ощущается недовольство его главным месседжем, когда-то озвученным в фильме «Гардемарины, вперёд!»:
«Болото! Вся ваша Россия — болото!»
За рассуждениями о политических подтекстах сериала потерялись его жанровые особенности. «Топи» — это мистический хоррор, с которыми на российском экране дела обстоят ещё хуже, чем с фэнтези. Этот жанр, неплохо освоенный в страшных сказках советского кинематографа и поднявшийся на значительные высоты в позднюю перестройку и ранние 1990‑е («Господин оформитель», «Упырь», «Прикосновение»), на современном отечественном экране лишь корчится в бескровных судорогах.
Франшиза «Гоголь», при всех недостатках, оставалась до последнего времени единственным примером российского хоррора, не вызывающего ужас (в плохом смысле этого слова).
«Топи» — это первый по-настоящему классный хоррор, снятый в современной России. Зловещий Хозяин, которого блестяще сыграл Максим Суханов, может пополнить хит-парад самых страшных персонажей фильмов ужасов, которые обычно возглавляют гордые американцы — Фредди Крюгер, Майк Майерс и Пирамидоголовый из «Сайлент-Хилла».
Хозяин может затусить с этими ребятами и поделиться рецептом, как напускать на окрестности страх божий. Пожалуй, он даже сумеет преподать иностранцам пару уроков. В конце концов, Фредди и компания — всего лишь порождение частных страхов. Хозяин — намного больше. Это наш символ и архетип, главный персонаж русской народной готики, её альфа и омега — тоталитарное государство.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Пингвины моей мамы», Kion
Новый сериал Натальи Мещаниновой — это история подростка, чья слишком, на первый взгляд, идеальная семья оказывается на поверку совсем неблагополучной. Одержимо усыновляя всё новых детей, родители Гоши (замечательный дебютант Макар Хлебников) забрасывают родного сына. Юноша находит прибежище в стендап-клубе, шутит опасные шутки и почти сразу начинает получать угрозы. Очень актуальная тема для 2021 года с его «делом» комика Идрака Мирдзалидзе, который пошутил о русских и получил запрет жить в России.
Проект Мещаниновой, рассказывая о стендапе, взрослении и приёмных семьях, сыплет соль сразу на три раны, одна из которых — вечная и всеобщая, а две других — свежие, но такие наши, такие родные, такие болезненные… Впрочем, а с какими вообще легко? Помимо социальных вопросов, это просто очень живой и реалистичный сериал с лучшей ролью Алексея Аграновича и внезапным почти хэппи-эндом, который приятно видеть посреди всей этой пульсирующей, мучительной болезненности.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Самка богомола», Start
Отечественный ремейк французского криминального триллера о сидящей в тюрьме последние 20 лет серийной убийце Жанне (Кароль Буке), которая помогает полиции раскрыть дело своего подражателя в обмен на возможность увидеться с выросшим без неё сыном.
Из российского в нашем сериале — только мороженое в вафельных стаканчиках в последней серии. Всё остальное существует в какой-то параллельной вселенной, где полицейские живут в двухэтажных лофтах со стеклянными полами, а просидевшие в тюрьме двадцать лет женщины выглядят так, будто вышли из салона красоты. И всё такое чистенькое (кроме локаций, забрызганных кровью жертв), словно каждую поверхность не только двадцать раз мыли, но и побрызгали французскими духами.
Авторы даже не пытаются показать реалии нашей страны, занимаясь самозабвенным эстетизмом.
В сериал введена совершенно лишняя героиня Ольги Сутуловой, изображающей стереотипную «сильную следовательницу», поставленную перед банальным, якобы феминистским выбором: работать или быть хорошей матерью. Вместо харизматичного матёрого полицейского, который когда-то посадил Жанну в тюрьму и с которой у него сложносочинённые отношения, действует персонаж Александра Марина — его авторы будто присыпали пылью, чтобы не отсвечивал и не затмевал «сильную» Сутулову.
Хуже всего деревянные диалоги: «Только их смерть могла заглушить мою боль… Я отдала тебе всё» и тому подобное. Почему же сериал всё-таки попал в наш список? Два ответа — Ирина Розанова в роли убийцы Жанны (авторы оставили героине оригинальное французское имя) и важнейшая социальная проблематика.
Кароль Буке, безусловно, стала украшением французского проекта. Ирина Розанова спасает российский. Из богатого разнообразия ролей замечательной актрисы за последние годы роль в «Самке богомола» — самая выдающаяся. Как и Буке, Розанова играет не просто женскую версию Ганнибала Лектера, многозначительно улыбающегося из-за решётки. Это также роль страдающей матери и страдающей женщины, ставшей монстром, потому что её такой сделали. Ради Ирины Розановой, конечно, стоит смотреть сериал.
Авторов также можно поблагодарить за то, что не стали смягчать «повестку». Всё то же домашнее насилие, абьюз, педофилия, инцест. В России декриминализирован закон о домашнем насилии, но всё чаще за его жертв вступаются на экране. Этого недостаточно, но проблему хотя бы не замалчивают.
Вскользь затронут даже вопрос трансфобии, а на экране появляется первый в российском сериале полноценный трансгендерный персонаж, введённый не походя и не ради хохмы. Там своя трагедия и своя боль.
По сериальным итогам 2021 года патриархальному традиционалистскому обществу, построившему потёмкинские деревни, за которыми творится хтонический ужас, хочется сказать: «Ты что-то всё хуже выглядишь».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «Детям до шестнадцати: эротика в советском кино».