Русский киностриминг. Итоги года

Под­хо­дит к кон­цу 2021‑й. Под зана­вес мы реши­ли под­ве­сти ито­ги ухо­дя­ще­го года в рус­ском кино. Авто­ры регу­ляр­ной руб­ри­ки «Рус­ский кино­ст­ри­минг» Алек­сей Кире­ен­ко и Еле­на Куш­нир ото­бра­ли для вас луч­шие филь­мы и сери­а­лы, кото­ры­ми запом­нил­ся 2021 год. Все филь­мы доступ­ны к про­смот­ру онлайн.


«Майор Гром: Чумной доктор»

Один из самых гром­ких филь­мов это­го года, кото­рым по пра­ву мож­но открыть спи­сок кален­дар­ных итогов.

Супер­ге­рой­ское кино проч­но вошло в совре­мен­ную жизнь. От пар­ней и деву­шек в три­ко не удаст­ся сбе­жать ни пре­ступ­ни­ку, ни чело­ве­ку, кото­рый про­сто пере­клю­ча­ет кана­лы. В Рос­сии уже пред­при­ни­ма­лись попыт­ки изоб­ра­зить что-то подоб­ное на экра­нах: напри­мер, «Чёр­ная мол­ния» или «Защит­ни­ки». Эти филь­мы столь быст­ро и непро­фес­си­о­наль­но гна­лись за запад­ны­ми кано­но­ми, что теря­ли вооб­ще весь смысл суще­ство­ва­ния. С «Май­о­ром Гро­мом» ситу­а­ция совсем другая.

«Май­ор Гром: Чум­ной док­тор» — это гра­мот­но постав­лен­ный оте­че­ствен­ный кино­ко­микс, абсо­лют­но пер­вый в сво­ём роде. Стиль­ный, аутен­тич­ный, драй­во­вый. При этом кар­ти­на гово­рит и о более серьёз­ных вещах — мы об этом уже писа­ли. Перед зри­те­лем инте­рес­ная и умная кар­ти­на про спра­вед­ли­вость, друж­бу и закон. Весь сюжет настоль­ко струк­ту­ри­ро­ван, что нет ощу­ще­ния поте­рян­но­сти и скач­ков: мы после­до­ва­тель­но наблю­да­ем за всем про­ис­хо­дя­щим на экране.

Авто­ры кино­все­лен­ной, кото­рых толь­ко под­стё­ги­ва­ет беше­ный ажи­о­таж вокруг «Май­о­ра Гро­ма», оста­нав­ли­вать­ся не соби­ра­ют­ся. А это главное.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Уроки фарси»

Фильм сов­мест­но­го про­из­вод­ства Рос­сии, Гер­ма­нии и Бела­ру­си, кото­рый почти добрал­ся до шорт-листа «Оска­ра».

Имя Вади­ма Перель­ма­на, выход­ца из СССР, став­ше­го впо­след­ствии аме­ри­кан­ским кино­ре­жис­сё­ром, про­гре­ме­ло ещё в 2003 году. Тогда его дебют­ная дра­ма «Дом из пес­ка и тума­на» удо­сто­и­лась сра­зу трёх номи­на­ций на «Оскар» и была очень теп­ло при­ня­та кри­ти­кой. Увы, после столь ярко­го взлё­та Перель­ман не снял ниче­го осо­бо выда­ю­ще­го­ся, пере­клю­чив­шись на рос­сий­ский кине­ма­то­граф, где он рабо­тал над сери­а­ла­ми вро­де «Измен» или филь­ма­ми «Купи меня» и «Ёлки 5».

«Уро­ки фар­си», чей сюжет интер­пре­ти­ру­ет рас­сказ Вольф­ган­га Кол­ха­а­зе «Пер­сид­ский для капо», опре­де­лён­но мож­но назвать кам­бэком Перель­ма­на в ряды серьёз­ных и респек­та­бель­ных режиссёров.

Перед нами отдель­ный эпи­зод жиз­ни в кон­цен­тра­ци­он­ном лаге­ре. Любо­пыт­ный и страш­ный по сво­ей задум­ке — и мастер­ски испол­нен­ный. Общее ощу­ще­ние тре­во­ги и стра­ха здесь дей­стви­тель­но чув­ству­ет­ся и остав­ля­ет зри­те­ля с осо­бым впе­чат­ле­ни­ем тра­ге­дии на гра­ни комедии.

Здесь все ходят в ожи­да­нии извест­но­го, но неми­ну­е­мо­го фина­ла. Нау­эль Перес Бис­ка­ярт и Ларс Айдин­гер созда­ют силь­ные и глу­бо­кие обра­зы людей сво­е­го вре­ме­ни. Опе­ра­тор­ская рабо­та Вла­ди­сла­ва Опе­льян­ца — отдель­ная заслу­га. Напря­жён­ные, лако­нич­ные, чёт­ко выстро­ен­ные кад­ры, кото­рые толь­ко силь­нее закру­чи­ва­ют опас­ную и слож­ную исто­рию. Неми­ну­е­мое наступ­ле­ние союз­ни­ков рас­ста­вит всё и всех по сво­им местам. «Каж­до­му — своё» — это над­пись на воро­тах лаге­ря, кото­рая гово­рит о мно­гом, застав­ляя заду­мать­ся о судь­бах как жертв, так и палачей.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Сахаров. Две жизни»

Новый доку­мен­таль­ный фильм Ива­на Проску­ря­ко­ва и Рома­на Супера «Саха­ров. Две жиз­ни» — отлич­ная воз­мож­ность пого­во­рить с моло­дё­жью об очень важ­ном пери­о­де в исто­рии нашей стра­ны — о холод­ной войне. Созда­те­ли филь­ма гар­мо­нич­но и «вкус­но» сме­ши­ва­ют кад­ры кино­хро­ни­ки ХХ века, архив­ные фото­гра­фии, совет­ские инте­рье­ры, костю­мы и совре­мен­ные спе­ц­эф­фек­ты. От ком­по­зи­ции отдель­ных кад­ров по-насто­я­ще­му захва­ты­ва­ет дух! Авто­ры идут в ногу со вре­ме­нем и чув­ству­ют, какой фор­мат сей­час при­вле­ка­ет аудиторию.

Перед нами интер­вью — жанр, кото­рый сей­час уси­ли­я­ми Дудя, Ших­ман, Соб­чак, Гор­де­е­вой, Солод­ни­ко­ва и мно­гих дру­гих пере­жи­ва­ет ренес­санс. Фильм снят от лица глав­но­го героя, Андрея Саха­ро­ва (бли­ста­тель­ный Алек­сей Усоль­цев). Саха­ров раз­го­ва­ри­ва­ет с без­ли­кой жен­щи­ной за кад­ром. Как поз­же откро­ет­ся для зри­те­ля, она — его Совесть.

Очень при­ме­ча­тель­ным и весь­ма точ­ным видит­ся выбор актри­сы. Роль Сове­сти Саха­ро­ва испол­ня­ет Чул­пан Хама­то­ва — намёк на парал­лель меж­ду её лич­ной судь­бой и исто­ри­ей жиз­ни Андрея Саха­ро­ва. Оба люди уди­ви­тель­но нерав­но­душ­ные, оба идут на ком­про­мисс ради бла­га дру­гих, оба неоспо­ри­мо талант­ли­вы в сво­их призваниях.

«Саха­ров. Две жиз­ни» — мани­фест паци­физ­ма, дань ува­же­ния вели­ко­му учё­но­му и очень муже­ствен­но­му чело­ве­ку, кото­рый меч­тал изме­нить мир к луч­ше­му. И как же горь­ко осо­зна­вать, что в филь­ме так мно­го общих с сего­дняш­ним днём мест. В нашей стране всё ещё гос­под­ству­ют поня­тия и гру­бая сила. Нам всё ещё важ­но знать, что у нас самые силь­ные кула­ки. У нас сно­ва исся­ка­ет, закан­чи­ва­ет­ся сво­бо­да сло­ва. Исто­ри­ко-про­све­ти­тель­ское и пра­во­за­щит­ное обще­ство «Меж­ду­на­род­ный Мемо­ри­ал»*, пер­вым пред­се­да­те­лем кото­ро­го был сам ака­де­мик, — ино­агент, «иска­жа­ет память о войне» и вооб­ще по реше­нию Вер­хов­но­го суда РФ под­ле­жит ликвидации.

Саха­ров, и это оче­вид­но, — неудоб­ная фигу­ра в офи­ци­аль­ной поли­ти­че­ской ико­но­гра­фии. И как же здо­ро­во, что фильм об этом чело­ве­ке снят так профессионально.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.

* При­зна­но в Рос­сии НКО, выпол­ня­ю­щим функ­ции ино­стран­но­го аген­та. Мы обя­за­ны сде­лать эту снос­ку по тре­бо­ва­нию закона.


«Уральское дерби»

Нешаб­лон­ное кино о про­ти­во­сто­я­нии дет­ских команд, болель­щи­ков и про­фес­си­о­на­лов двух хок­кей­ных клу­бов — челя­бин­ско­го «Трак­то­ра» и маг­ни­то­гор­ско­го «Метал­лур­га».

В непо­сред­ствен­но­сти дет­ско­го соста­ва ураль­ских команд — глав­ное досто­ин­ство филь­ма. Авто­ры кар­ти­ны при­хо­дят к геро­ям на дни рож­де­ния, под­слу­ши­ва­ют их раз­го­во­ры в купе поез­да, в номе­рах ста­рень­ких гости­ниц, в раз­де­вал­ках меж­ду пери­о­да­ми. К тому же о хок­ке­и­стах мно­го рас­ска­зы­ва­ют тре­не­ры, роди­те­ли, бабуш­ки и дедуш­ки — порт­ре­ты полу­ча­ют­ся неожи­дан­но подроб­ны­ми, зри­тель может выбрать отдель­ных фаво­ри­тов и болеть за них весь фильм.

Глав­ная интри­га кино­лен­ты ясна без закад­ро­во­го ком­мен­та­рия. «Ураль­ское дер­би» в этом плане с раз­гром­ным счё­том обыг­ры­ва­ет дру­гие спор­тив­ные дра­мы из Рос­сии. Зри­те­лю понят­но не толь­ко то, поче­му в Маг­ни­то­гор­ске и Челя­бин­ске моло­дёжь стре­мит­ся в хок­кей (это чуть ли не един­ствен­ный шанс выбить­ся в люди), но и суть про­ти­во­сто­я­ния клу­бов (два сосед­них горо­да бьют­ся не толь­ко за титу­лы, но и за ста­тус глав­ной куз­ни­цы талан­тов). Вот фана­ты рас­ска­зы­ва­ют, поче­му они не любят коман­ду-сопер­ни­ка, вот тре­нер жар­ко настра­и­ва­ет хок­ке­и­стов на побе­ду, вот сами ребя­та обсуж­да­ют, что дирек­тор ака­де­мии серьёз­но пере­жи­ва­ет из-за дер­би — так силь­но ему хочет­ся оста­вить поза­ди кон­ку­рен­тов из дру­гой школы.

Есть и ещё одна заслу­га. В «Ураль­ском дер­би» под­ни­ма­ет­ся очень важ­ная тема — судь­ба спортс­ме­нов, у кото­рых не полу­чи­лось. Эпи­зод, где встре­ча­ют­ся два быв­ших хок­ке­и­ста, не сумев­ших постро­ить про­фес­си­о­наль­ную карье­ру, не на шут­ку встря­хи­ва­ет: один набрал кре­ди­тов и не может начать новую жизнь, вто­рой устро­ил­ся на завод и сты­дит­ся, что вооб­ще играл в хоккей.

В ито­ге рос­сий­ское кино обо­га­ти­лось мощ­ней­шей спор­тив­ной дра­мой, где эмо­ции — это насто­я­щие слё­зы и насто­я­щий смех. При­чём по обе сто­ро­ны экрана.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Вампиры средней полосы», Start

На рос­сий­ском боль­шом и сери­аль­ном экране часто встре­ча­ют­ся отлич­ные реа­ли­стич­ные зре­ли­ща. А вот хоро­шее фэн­те­зи — ред­чай­шая вещь в нашей сред­ней поло­се. Эту дур­ную тра­ди­цию нако­нец-то нару­ши­ли в ухо­дя­щем году.

Исто­рия о семей­стве смо­лен­ских вам­пи­ров оча­ро­вы­ва­ет с пер­во­го же эпи­зо­да, в кото­ром едко насме­ха­ют­ся над ситу­а­ци­ей, став­шей надо­ев­шим шаб­ло­ном в рос­сий­ских кри­ми­наль­ных трил­ле­рах: сто­лич­ный сле­до­ва­тель за каким-то чёр­том при­ез­жа­ет в про­вин­цию рас­сле­до­вать убий­ства, как буд­то в глу­бин­ке нет соб­ствен­ных насто­я­щих детек­ти­вов. В сери­а­ле — есть! За одну сле­до­ва­тель­ни­цу Анну (Ека­те­ри­на Куз­не­цо­ва) хочет­ся ска­зать авто­рам спа­си­бо. Геро­и­ня отлич­но впи­са­лась в феми­нист­ский тренд: она умна, ком­пе­тент­на, всю жизнь сле­дит за поряд­ком в род­ном горо­де. Ну а то, что Аннуш­ка — вам­пир­ша, так у каж­до­го свои недостатки!

А если серьёз­но, то смо­лен­ские вур­да­ла­ки, соблю­да­ю­щие дого­вор с людь­ми, чаще ока­зы­ва­ют­ся чело­веч­нее чело­ве­ка. У сери­а­ла, при всех его шут­ках и кро­ви, необы­чай­но гума­ни­сти­че­ская инто­на­ция — вещь, ещё более ред­кая, чем хоро­шее рос­сий­ское фэн­те­зи. Здесь гово­рят о семье без сен­ти­мен­таль­но­сти, о род­ных кра­ях — без квас­но­го пат­ри­о­тиз­ма, о вере в хоро­ше­го чело­ве­ка — без догматизма.

За гума­низм в первую оче­редь ответ­стве­нен пат­ри­арх вам­пир­ско­го кла­на, дед Сла­ва, кото­ро­го мож­но назвать глав­ным сери­аль­ным геро­ем 2021 года. Юрий Сто­я­нов сыг­рал луч­шую роль в сво­ей жиз­ни, создав муд­ро­го, оба­я­тель­но­го и хариз­ма­тич­но­го пер­со­на­жа. Хочет­ся верить, что он где-то за нами при­смат­ри­ва­ет, не давая пре­вра­тить­ся людям в чудовищ.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Хрустальный», Kion

Самый жёст­кий и мощ­ный нуар, пожа­луй, не толь­ко 2021 года, вхо­дит в глав­ный рос­сий­ский сери­аль­ный тренд — трил­ле­ры о лов­ле манья­ков. Маньяк в этот раз наси­лу­ет и уби­ва­ет малень­ких маль­чи­ков. Но эта кри­ми­наль­ная дра­ма, сня­тая по реаль­ным собы­ти­ям, намно­го пре­вос­хо­дит обыч­ный детек­тив с финаль­ным тви­стом. Саспенс тут мож­но резать ножом: сери­ал пре­крас­но справ­ля­ет­ся с зада­чей заин­те­ре­со­вать, но важ­нее все­го соци­аль­ные вопро­сы, задан­ные гром­ким, прон­зи­тель­ным голо­сом. Это пер­вый рос­сий­ский про­ект, под­ни­ма­ю­щий тему муж­ско­го изна­си­ло­ва­ния, чрез­вы­чай­но ред­кую даже для запад­но­го кине­ма­то­гра­фа, что уж гово­рить об оте­че­ствен­ном «малом экране».

В сери­а­ле вели­ко­леп­ные актёр­ские рабо­ты. Антон Васи­льев, сыг­рав­ший глав­но­го героя, «охот­ни­ка на манья­ков» Сер­гея, пере­да­ёт душев­ную боль пер­со­на­жа на каком-то физи­че­ском уровне. Это то самое ощу­ще­ние, кото­рое идёт из само­го нут­ра, из глу­би­ны трав­ми­ро­ван­ной, види­мо, навсе­гда чело­ве­че­ской души.

Бли­жай­ший ана­лог «Хру­сталь­но­го» — аме­ри­кан­ский «Рэй Доно­ван», в кото­ром бру­таль­ный лос-андже­лес­ский «реша­ла», кото­ро­го игра­ет Лив Шрай­бер, тоже пере­жил сек­су­аль­ное наси­лие в дет­стве. Но в рос­сий­ском сери­а­ле не до аме­ри­кан­ско­го кри­зи­са мас­ку­лин­но­сти, о кото­ром так мно­го гово­рят в XXI веке. Не менее бру­таль­ный рос­си­я­нин Сер­гей, при всей схо­же­сти с аме­ри­кан­цем Рэем, варит­ся в сре­де, опе­ри­ру­ю­щей поня­ти­я­ми не запад­ной совре­мен­но­сти, а лагер­ной зоны.

Он «опу­щен­ный», кото­ро­го обще­ство всю жизнь тычет в его «позор­ную» тай­ну. У него нет шан­сов на исце­ле­ние, пока не изле­чит­ся боль­ной насквозь соци­ум, куль­ти­ви­ру­ю­щий наси­лие под лице­мер­ную бол­тов­ню о духов­но­сти, семей­ных цен­но­стях и защи­те детей. На экране истин­ные «цен­но­сти» обще­ства вста­ют в пол­ный рост: нена­висть к гомо­сек­су­аль­но­сти, соче­та­ю­ща­я­ся с жела­ни­ем наси­ло­вать муж­чин, мизо­ги­ния, домаш­нее наси­лие и под­чи­не­ние пахану.

Смот­реть сери­ал тяже­ло не толь­ко из-за стра­да­ний жертв изна­си­ло­ва­ния, сцен с детьми и раз­гад­ки сек­ре­та, от кото­рой к коже при­ли­ва­ет холод. Это страш­но, пото­му что мы пони­ма­ем мас­штаб про­бле­мы. Сло­ва глав­но­го героя не кажут­ся ни пре­уве­ли­че­ни­ем, ни пафо­сом. Это лишь кон­ста­та­ция факта:

«Мы уби­ли этих детей».

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Топи», Kinopoisk HD

К 2021-му мы успе­ли при­вык­нуть к каче­ствен­ным рос­сий­ским про­ек­там, а в ухо­дя­щем году их было мно­го (дале­ко не все упо­ми­на­ют­ся в этой ста­тье). Отча­сти поэто­му «Топи» по рома­ну Дмит­рия Глу­хов­ско­го вызва­ли более про­хлад­ное отно­ше­ние, чем, воз­мож­но, заслу­жи­ва­ет сериал.

Кому-то не понра­ви­лись жен­ские обра­зы: геро­и­ни, в отли­чие от пер­со­на­жей про­ти­во­по­лож­но­го пола, опре­де­ля­ют­ся исклю­чи­тель­но через отно­ше­ния с муж­чи­на­ми, у них, в общем-то, нет дру­гих черт лич­но­сти. Дру­гим ока­за­лась не по нут­ру попыт­ка (если она была) осмыс­лить тему чечен­ской вой­ны через образ чечен­ки Эли, сыг­ран­ной актри­сой из Бела­ру­си. Мно­гие, как водит­ся, были разо­ча­ро­ва­ны фина­лом. Под­спуд­но во всех пре­тен­зи­ях к сери­а­лу ощу­ща­ет­ся недо­воль­ство его глав­ным мес­се­джем, когда-то озву­чен­ным в филь­ме «Гар­де­ма­ри­ны, вперёд!»:

«Боло­то! Вся ваша Рос­сия — болото!»

За рас­суж­де­ни­я­ми о поли­ти­че­ских под­текстах сери­а­ла поте­ря­лись его жан­ро­вые осо­бен­но­сти. «Топи» — это мисти­че­ский хор­рор, с кото­ры­ми на рос­сий­ском экране дела обсто­ят ещё хуже, чем с фэн­те­зи. Этот жанр, непло­хо осво­ен­ный в страш­ных сказ­ках совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа и под­няв­ший­ся на зна­чи­тель­ные высо­ты в позд­нюю пере­строй­ку и ран­ние 1990‑е («Гос­по­дин офор­ми­тель», «Упырь», «При­кос­но­ве­ние»), на совре­мен­ном оте­че­ствен­ном экране лишь кор­чит­ся в бес­кров­ных судорогах.

Фран­ши­за «Гоголь», при всех недо­стат­ках, оста­ва­лась до послед­не­го вре­ме­ни един­ствен­ным при­ме­ром рос­сий­ско­го хор­ро­ра, не вызы­ва­ю­ще­го ужас (в пло­хом смыс­ле это­го слова).

«Топи» — это пер­вый по-насто­я­ще­му класс­ный хор­рор, сня­тый в совре­мен­ной Рос­сии. Зло­ве­щий Хозя­ин, кото­ро­го бле­стя­ще сыг­рал Мак­сим Суха­нов, может попол­нить хит-парад самых страш­ных пер­со­на­жей филь­мов ужа­сов, кото­рые обыч­но воз­глав­ля­ют гор­дые аме­ри­кан­цы — Фред­ди Крю­гер, Майк Май­ерс и Пира­ми­до­го­ло­вый из «Сай­лент-Хил­ла».

Хозя­ин может зату­сить с эти­ми ребя­та­ми и поде­лить­ся рецеп­том, как напус­кать на окрест­но­сти страх божий. Пожа­луй, он даже суме­ет пре­по­дать ино­стран­цам пару уро­ков. В кон­це кон­цов, Фред­ди и ком­па­ния — все­го лишь порож­де­ние част­ных стра­хов. Хозя­ин — намно­го боль­ше. Это наш сим­вол и архе­тип, глав­ный пер­со­наж рус­ской народ­ной готи­ки, её аль­фа и оме­га — тота­ли­тар­ное государство.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Пингвины моей мамы», Kion

Новый сери­ал Ната­льи Меща­ни­но­вой — это исто­рия под­рост­ка, чья слиш­ком, на пер­вый взгляд, иде­аль­ная семья ока­зы­ва­ет­ся на повер­ку совсем небла­го­по­луч­ной. Одер­жи­мо усы­нов­ляя всё новых детей, роди­те­ли Гоши (заме­ча­тель­ный дебю­тант Макар Хлеб­ни­ков) забра­сы­ва­ют род­но­го сына. Юно­ша нахо­дит при­бе­жи­ще в стен­дап-клу­бе, шутит опас­ные шут­ки и почти сра­зу начи­на­ет полу­чать угро­зы. Очень акту­аль­ная тема для 2021 года с его «делом» коми­ка Идра­ка Мирд­за­лид­зе, кото­рый пошу­тил о рус­ских и полу­чил запрет жить в России.

Про­ект Меща­ни­но­вой, рас­ска­зы­вая о стен­да­пе, взрос­ле­нии и при­ём­ных семьях, сып­лет соль сра­зу на три раны, одна из кото­рых — веч­ная и все­об­щая, а две дру­гих — све­жие, но такие наши, такие род­ные, такие болез­нен­ные… Впро­чем, а с каки­ми вооб­ще лег­ко? Поми­мо соци­аль­ных вопро­сов, это про­сто очень живой и реа­ли­стич­ный сери­ал с луч­шей ролью Алек­сея Агра­но­ви­ча и вне­зап­ным почти хэп­пи-эндом, кото­рый при­ят­но видеть посре­ди всей этой пуль­си­ру­ю­щей, мучи­тель­ной болезненности.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Самка богомола», Start

Оте­че­ствен­ный ремейк фран­цуз­ско­го кри­ми­наль­но­го трил­ле­ра о сидя­щей в тюрь­ме послед­ние 20 лет серий­ной убий­це Жанне (Кароль Буке), кото­рая помо­га­ет поли­ции рас­крыть дело сво­е­го под­ра­жа­те­ля в обмен на воз­мож­ность уви­деть­ся с вырос­шим без неё сыном.

Из рос­сий­ско­го в нашем сери­а­ле — толь­ко моро­же­ное в вафель­ных ста­кан­чи­ках в послед­ней серии. Всё осталь­ное суще­ству­ет в какой-то парал­лель­ной все­лен­ной, где поли­цей­ские живут в двух­этаж­ных лоф­тах со стек­лян­ны­ми пола­ми, а про­си­дев­шие в тюрь­ме два­дцать лет жен­щи­ны выгля­дят так, буд­то вышли из сало­на кра­со­ты. И всё такое чистень­кое (кро­ме лока­ций, забрыз­ган­ных кро­вью жертв), слов­но каж­дую поверх­ность не толь­ко два­дцать раз мыли, но и побрыз­га­ли фран­цуз­ски­ми духами.

Авто­ры даже не пыта­ют­ся пока­зать реа­лии нашей стра­ны, зани­ма­ясь само­заб­вен­ным эстетизмом.

В сери­ал вве­де­на совер­шен­но лиш­няя геро­и­ня Оль­ги Суту­ло­вой, изоб­ра­жа­ю­щей сте­рео­тип­ную «силь­ную сле­до­ва­тель­ни­цу», постав­лен­ную перед баналь­ным, яко­бы феми­нист­ским выбо­ром: рабо­тать или быть хоро­шей мате­рью. Вме­сто хариз­ма­тич­но­го матё­ро­го поли­цей­ско­го, кото­рый когда-то поса­дил Жан­ну в тюрь­му и с кото­рой у него слож­но­со­чи­нён­ные отно­ше­ния, дей­ству­ет пер­со­наж Алек­сандра Мари­на — его авто­ры буд­то при­сы­па­ли пылью, что­бы не отсве­чи­вал и не затме­вал «силь­ную» Сутулову.

Хуже все­го дере­вян­ные диа­ло­ги: «Толь­ко их смерть мог­ла заглу­шить мою боль… Я отда­ла тебе всё» и тому подоб­ное. Поче­му же сери­ал всё-таки попал в наш спи­сок? Два отве­та — Ири­на Роза­но­ва в роли убий­цы Жан­ны (авто­ры оста­ви­ли геро­ине ори­ги­наль­ное фран­цуз­ское имя) и важ­ней­шая соци­аль­ная проблематика.

Кароль Буке, без­услов­но, ста­ла укра­ше­ни­ем фран­цуз­ско­го про­ек­та. Ири­на Роза­но­ва спа­са­ет рос­сий­ский. Из бога­то­го раз­но­об­ра­зия ролей заме­ча­тель­ной актри­сы за послед­ние годы роль в «Сам­ке бого­мо­ла» — самая выда­ю­ща­я­ся. Как и Буке, Роза­но­ва игра­ет не про­сто жен­скую вер­сию Ган­ни­ба­ла Лек­те­ра, мно­го­зна­чи­тель­но улы­ба­ю­ще­го­ся из-за решёт­ки. Это так­же роль стра­да­ю­щей мате­ри и стра­да­ю­щей жен­щи­ны, став­шей мон­стром, пото­му что её такой сде­ла­ли. Ради Ири­ны Роза­но­вой, конеч­но, сто­ит смот­реть сериал.

Авто­ров так­же мож­но побла­го­да­рить за то, что не ста­ли смяг­чать «повест­ку». Всё то же домаш­нее наси­лие, абьюз, педо­фи­лия, инцест. В Рос­сии декри­ми­на­ли­зи­ро­ван закон о домаш­нем наси­лии, но всё чаще за его жертв всту­па­ют­ся на экране. Это­го недо­ста­точ­но, но про­бле­му хотя бы не замалчивают.

Вскользь затро­нут даже вопрос транс­фо­бии, а на экране появ­ля­ет­ся пер­вый в рос­сий­ском сери­а­ле пол­но­цен­ный транс­ген­дер­ный пер­со­наж, вве­дён­ный не похо­дя и не ради хох­мы. Там своя тра­ге­дия и своя боль.

По сери­аль­ным ито­гам 2021 года пат­ри­ар­халь­но­му тра­ди­ци­о­на­лист­ско­му обще­ству, постро­ив­ше­му потём­кин­ские дерев­ни, за кото­ры­ми тво­рит­ся хто­ни­че­ский ужас, хочет­ся ска­зать: «Ты что-то всё хуже выглядишь».

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


Читай­те так­же «Детям до шест­на­дца­ти: эро­ти­ка в совет­ском кино». 

Поделиться