Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги Вертова

Дзи­га Вер­тов — твор­че­ский псев­до­ним Дави­да Кауф­ма­на, само­го извест­но­го рус­ско­го доку­мен­та­ли­ста в мире. Его рабо­ты тра­ди­ци­он­но вхо­дят в спис­ки луч­ших доку­мен­таль­ных филь­мов, сня­тых в исто­рии, о нём пишут кни­ги, его лен­ты смот­рят в киноклубах.

Недав­но был вос­ста­нов­лен дебют­ный фильм Дзи­ги Вер­то­ва «Годов­щи­на рево­лю­ции». Сей­час неиз­вест­но, что будет про­ис­хо­дить с ним даль­ше, будут ли огра­ни­чен­ные пока­зы в Рос­сии в кино­те­ат­рах, кинок­лу­бах или на теле­ви­де­ние и когда его мож­но будет уви­деть в интер­не­те. Но пока судь­ба «Годов­щи­ны рево­лю­ции» не ясна, VATNIKSTAN нашёл в сво­бод­ном досту­пе дру­гие филь­мы Вер­то­ва — они рас­ска­жут нам гораз­до боль­ше о гра­нях его талан­та, чем любые сло­ва о «луч­шем» и «извест­ном» кинорежиссёре.

Дзи­га Вер­тов за мон­таж­ным сто­лом. Вто­рая поло­ви­на 1920‑х годов

Кино-неделя (1918)

Задол­го до появ­ле­ния новост­но­го теле­ви­де­ния Вер­тов при­нял уча­стие в созда­нии хро­ни­каль­ных кино­жур­на­лов. Фор­мат опе­ре­дил своё вре­мя, и крат­кие минут­ные репор­та­жи, кото­рые сей­час пока­зы­ва­ют на новост­ных кана­лах безо вся­ких ком­мен­та­ри­ев дик­то­ра, а лишь с крат­ки­ми суб­тит­ра­ми, появи­лись в Совет­ской Рос­сии в пер­вые меся­цы её суще­ство­ва­ния ещё сто­ле­тие назад.

Посмот­ри­те пер­вый выпуск жур­на­ла «Кино-неде­ля», в кото­ром мож­но уви­деть Лени­на, Троц­ко­го, Дыбен­ко и дру­гих клю­че­вых рево­лю­ци­он­ных дея­те­лей. Уди­ви­тель­но, но даже такая про­стая пода­ча при­ко­вы­ва­ет к себе вни­ма­ние бла­го­да­ря каче­ствен­но­му мон­та­жу и опе­ра­тор­ской рабо­те. Впо­след­ствии сюже­ты жур­на­ла будут рас­ши­ре­ны, и он транс­фор­ми­ру­ет­ся в «кино­га­зе­ту» под назва­ни­ем «Кино-прав­да».


Кино-глаз (1924)

Постер филь­ма

Дзи­га Вер­тов счи­тал, что «кино­глаз» может уви­деть гораз­до боль­ше, чем обыч­ное чело­ве­че­ское зре­ние. Он про­воз­гла­шал следующее:

«Я — кино­глаз, я создаю чело­ве­ка, более совер­шен­но­го, чем создан­ный Адам, я создаю тыся­чи раз­ных людей по раз­ным пред­ва­ри­тель­ным чер­те­жам и схемам».

Фильм «Кино-глаз» на пер­вый взгляд пред­став­ля­ет собой тот же набор хро­ни­ки, но, в отли­чие от «новост­ных» выпус­ков «Кино-неде­ли» и «Кино-прав­ды», Вер­тов пере­ме­шал сня­тые фраг­мен­ты с наме­рен­ным худо­же­ствен­ным умыс­лом. Ска­жем, хро­но­ло­гия про­из­вод­ства мяса и хле­ба наме­рен­но пока­за­ны в обрат­ном направ­ле­нии, что­бы под­черк­нуть «эво­лю­цию вещей», кото­рую обыч­ный чело­век не смо­жет уви­деть, дви­га­ясь из про­шло­го в будущее.

Фильм о повсе­днев­ной жиз­ни моло­до­го совет­ско­го обще­ства обра­тил на себя вни­ма­ние кри­ти­ков и на выстав­ке деко­ра­тив­ных искусств в Пари­же полу­чил сереб­ря­ную медаль и диплом.


Шестая часть мира (1926)

Фильм снят по зака­зу внеш­не­тор­го­во­го пред­при­я­тия Гос­торг и дол­жен был слу­жить в каче­стве боль­шо­го пре­зен­та­ци­он­но­го роли­ка для внеш­не­эко­но­ми­че­ских парт­нё­ров СССР. С непро­стой зада­чей пока­зать эко­но­ми­че­ские мас­шта­бы и воз­мож­но­сти совет­ско­го госу­дар­ства лен­та справ­ля­ет­ся. И сего­дня пора­жа­ют мас­шта­бы съё­мок от Край­не­го Севе­ра до Кавказа.


Человек с киноаппаратом (1929)

Постер филь­ма

Самый извест­ный, самый глав­ный, самый про­грамм­ный фильм Дзи­ги Вер­то­ва. К нему вооб­ще часто при­бав­ля­ют сло­во «самый» — напри­мер, самый луч­ший доку­мен­таль­ный фильм во всей миро­вой истории.

Подоб­ное отно­ше­ние появи­лось неспро­ста. В филь­ме нет про­па­ган­ды, и поэто­му его мож­но смот­реть в любое вре­мя и в любом исто­ри­че­ском кон­тек­сте. В филь­ме нет живо­го зву­ка, поэто­му смот­реть его мож­но в любой стране. (Фоно­вая музы­ка, как вы дога­ды­ва­е­тесь, нало­же­на уже после — поэто­му при жела­нии може­те её совсем выключить.)

При этом в филь­ме есть экс­пе­ри­мен­таль­ная съём­ка, в том чис­ле скры­той каме­рой, мон­таж раз­ной дина­ми­ки — сло­вом, огром­ное чис­ло при­ё­мов, кото­рые ста­ли образ­цом для кино­де­я­те­лей по все­му миру. Кон­цен­тра­ция «чисто­го искус­ства» доку­мен­та­ли­сти­ки сде­ла­ла фильм Вер­то­ва насто­я­щей классикой.


Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930)

В отли­чие от немых экс­пе­ри­мен­таль­ных хро­ни­каль­ных лент, «Сим­фо­ния Дон­бас­са» боль­ше похо­жа на совре­мен­ное доку­мен­таль­ное кино. Уни­каль­ность в том, что это дей­стви­тель­но «сим­фо­ния»: пер­вый зву­ко­вой совет­ский доку­мен­таль­ный фильм полу­чил опре­де­лён­ное при­зна­ние за рубе­жом за соче­та­ние зву­ко­во­го и видео­ря­да — его смот­рел и оце­нил сам Чар­ли Чап­лин. Саунд­трек, как мы ска­за­ли бы сего­дня, дей­стви­тель­но запо­ми­на­ет­ся — в него вошли ком­по­зи­ции Нико­лая Тимо­фе­е­ва и Дмит­рия Шостаковича.


Три песни о Ленине (1934)

Куда совет­ско­му режис­сё­ру без лени­ни­а­ны? Нель­зя при этом ска­зать, что фильм явля­ет­ся про­стой про­па­ган­дист­ской лен­той, инте­ре­сен сам под­ход: фильм состо­ит из трёх частей-«песен», в кото­рых вос­пе­ва­ет­ся все­на­род­ная любовь к Ильи­чу. Вне зави­си­мо­сти от наше­го отно­ше­ния к куль­ту Лени­на, про­из­ве­де­ние Вер­то­ва смот­рит­ся инте­рес­но со сце­нар­ной точ­ки зре­ния, ну а опе­ра­тор­ская рабо­та, как обыч­но, на высоте.


Колыбельная (1937)

Чем боль­ше совет­ское офи­ци­аль­ное искус­ство скло­ня­лось к соц­ре­а­лиз­му, тем мень­ше в нём оста­ва­лось воз­мож­но­стей для аван­гар­дист­ско­го экс­пе­ри­мен­та. Кар­ти­на «Колы­бель­ная» была сня­та с про­ка­та через несколь­ко дней после выпус­ка. Поче­му? С виду всё в ней было под­чи­не­но «офи­ци­аль­ной линии пар­тии» — фильм дол­жен был пока­зы­вать счаст­ли­вую жизнь совет­ской жен­щи­ны-мате­ри… Фило­лог и исто­рик Кон­стан­тин Бог­да­нов писал по это­му поводу:

«…Ста­лин „появ­ля­ет­ся толь­ко в окру­же­нии жен­щин, и каж­дое такое появ­ле­ние сме­ня­ет­ся кад­ром ново­го ребен­ка — новой девоч­ки“. Гарем­ные ассо­ци­а­ции при­хо­дят на ум почти всем кри­ти­кам, писав­шим о „Колы­бель­ной“. Спо­рить с тем, что Вер­тов излишне рис­ко­ван­но „рас­про­стра­нил патер­на­лист­скую мета­фо­ру на сфе­ру сек­су­аль­ной мощи отца наро­дов“, труд­но, но мож­но при­нять и более сла­бую вер­сию того же пред­по­ло­же­ния — неже­ла­ние Ста­ли­на излишне „одо­маш­нить“ свой образ в гла­зах зри­те­лей и дать им лиш­ний повод к обсуж­де­нию его соб­ствен­ной непро­стой семей­ной жиз­ни (смер­ти жены в 1932 году, вза­и­мо­от­но­ше­ний с детьми от пер­во­го и вто­ро­го бра­ка — Яко­вом, Васи­ли­ем и Светланой)».


Тебе, фронт! (1942)

В годы вой­ны Дзи­га Вер­тов про­дол­жал сни­мать доку­мен­таль­ное кино. Один из филь­мов, кото­рые мож­но най­ти в интер­не­те, посвя­щён тыло­вой рабо­те жите­лей Север­но­го Казах­ста­на на нуж­ды фрон­та. В эти годы, конеч­но, было уже не до «чисто­го искус­ства», да и идеи Вер­то­ва пере­ста­ли при­хо­дить­ся по вку­су офи­ци­аль­ным цензорам.

После вой­ны филь­мо­гра­фия режис­сё­ра будет огра­ни­че­на лишь рабо­той над кино­жур­на­лом «Ново­сти дня».


О дру­гом совет­ском режис­сё­ре, извест­ном в обла­сти доку­мен­таль­но­го кино, читай­те очерк Алек­сандра Вели­год­ско­го «Миха­ил Ромм. Меж­ду чело­ве­ком и идео­ло­ги­ей».

Поделиться