В наши дни музыканты разделились. Кто-то продолжает давать концерты и вести публичную деятельность, обнаружив ещё больше причин заниматься любимым делом. Другие же взяли паузу на неопределённый срок. Когда они вернутся — пока вопрос без ответа, хотя очень хочется верить, что это случится скоро.
Возможно, в недалёком будущем нас ждут самые массовые камбэки артистов в истории русской музыки. Но пока этот момент не настал, VATNIKSTAN предлагает вспомнить, как прославленные исполнители возвращались раньше — даже когда их рестарта никто не ждал.
Мумий Тролль
Одна из знаковых русских групп в истории, кажется, никуда и не уходила. С момента выхода пластинки «Морская» в 97‑м году «Мумий Тролль» регулярно выпускает альбомы, хотя лучшие остались давно позади. Но в каком-то смысле можно считать «Морскую» не столько дебютом, сколько главным рок-возвращением.
До того как Россию захватила «мумий-мания» конца 90‑х, команда, ответственная за неё, существовала уже долгие годы. Александр Кушнир неслучайно сравнивал «Мумий Тролль» с Pulp и Stone Roses — группами-долгостроями, с десяток (а то и больше) лет выжидавшими звёздного часа. За это время Лагутенко успел написать и записать два магнитоальбома — «Новая Луна Апреля» и «Делай Ю‑Ю». Некоторые песни из них перекочевали в поздний репертуар группы, но уже в новой для 90‑х брит-поп обёртке. Всё же в 80‑е «Мумий Тролль» записывал нью-вейв, пошагово очаровывая дальневосточных слушателей.
Так что к взрыву популярности Лагутенко точно был готов: ни перерыв из-за службы во флоте, ни провальный разогрев «Звуков Му» на владивостокском концерте без участия фронтмена — ничто не сломило уверенность «Мумий Тролля», что вот-вот и наступят времена почище.
Филипп Киркоров
Российская эстрада — ещё одна «мумия» в этом списке. Пока западные интеллектуалы сетовали на то, что музыка застряла в ностальгии, потеряв способность создавать новые формы и смыслы, русская эстрада изобрела свою форму «ретромании». Хотя несменяемость лиц отечественной поп-сцены сложно даже сравнить с настоящей тоской по былому: в конце концов, никто не был забыт и никто никуда не уходил. Иными словами, а по ком ностальгировать, если осточертели так, что скорее хочется забыть?
Как же тогда возможно возвращение артистов этой эгиды? Самопровозглашённый король поп-музыки Филипп Киркоров нашёл ответ — с выходом на новую аудиторию. Штука в том, что эстрада всегда существовала как часть телевизионной истории, а с появлением интернета и приходом нового поколения осталась если не забыта, то точно лишилась обновляющегося внимания. Мол, ну смотрят-слушают Киркорова и компанию какие-то взрослые — и что с того?
«Цвет настроения синий» пусть ненадолго, но громко вернул Киркорова на радары поп-музыки. А всё, что для этого понадобилось, — поиронизировать над собственным статусом, образом и возрастом. Как итог: пародии (и самопародии), дурашливая коллаборация со Славой КПСС — кто кого в ней выстёбывал ещё вопрос, но есть вероятность, что оба заключили «постироничный бартер», — и прочее привлечение внимания. Однако, к добру или к худу, удержать интерес публики «королю поп-музыки» так не удалось.
Альянс
Если мода на переоткрытие советского рока и аукнулась кому-то из былых героев, так это «Альянсу». В годы бурной активности они никогда не были в списке хедлайнеров русского нью-вейва, оставаясь как бы сбоку от лидеров сцены. В те времена никто не догадывался, что «Альянс» станут авторами главной перестроечной капсулы времени — запоздалого хита «На заре».
Именно эта песня сегодня больше всех ассоциируется с утраченной советской утопией. И, конечно, именно «На заре» отвечает за гламуризацию эпохи СССР в поп-музыке. Вирусная и внезапная популярность трека в интернете стала столь мощной, что фанаты у группы появились даже за рубежом, а участники «Альянса» возобновили деятельность, записали дежурный альбом и выступили в шоу Урганта. Помимо того — опубликовали потерянный некогда клип на песню. Правда, ему не сравниться по атмосфере с легендарным выступлением во время телемоста Москва — Ленинград.
Института реюниона в России никогда не было, поэтому возвращение «Альянса» оказалось поистине аномальным. Можно быть уверенным, что последние 30 лет группа даже не думала, что однажды её вновь «позовут голоса». Но именно так и вышло — век звезды «Альянса» продлился дольше, чем кто-нибудь мог представить.
2H company
История альтернативного русского хип-хопа невозможна без 2H Company. Эта группа была своеобразным объединением двух дуэтов: за музыку отвечали Илья Барамия и Александр Зайцев, вдвоём составившие электронный проект «Ёлочные Игрушки», за тексты и вокал — два Михаила из группы «Провинция»: Ильин и Феничев.
Последний был основным автором текстов и идеологом проекта: именно его скоростная читка стала отличительной чертой 2H Company. Из-под пера Феничева выходили длинные, непредсказуемые, предельно насыщенные событиями повествования. Тексты отправляли слушателя в трип по миру, где сосуществовали Филип Дик, Владимир Сорокин, Нил Гейман и Уильям Гибсон.
В 2005‑м 2H Company не были похожи ни на кого. В особенности — на весь прочий русский рэп. Интеллектуально подкованные тексты и прогрессивная электроника даже сегодня в нашем хип-хопе вещи довольно редкие.
В 2009 группа прекратила существование, а участники разошлись кто-куда: Феничев играл в «Есть Есть Есть», Ильин во второй половине 2010‑х несколько раз выступил в клубе «Танцплощадка». Илья Барамия, пожалуй, занялся самым успешным проектом — новым дуэтом «АИГЕЛ» вместе с Айгель Гайсиной.
Спустя 12 лет после распада, команда объявила о возвращении под новым названием 3H Company. Реюнион как минимум любопытен задачами. Как сказал Барамия:
«Главная идея нашего реюниона — вернуться в прошлое и попытаться переосмыслить два классических альбома 2H Company. Посмотрим, что из этого получится и насколько переработанные версии песен будут интересны новому слушателю».
Кино
Как правило, реюнионы на Западе проходят с размахом. Можно смело сказать, что за последние 20 лет там сложилась целая индустрия ностальгии. Воссоединения в ней — это часть всевозможных календарных манипуляций: легко сбиться со счёта групп, вернувшихся аккурат к юбилеям важнейших альбомов. Это легко объяснимо: западные артисты известны всему миру, поэтому любое их возвращение становится Событием с большой буквы.
У нас таких команд нет, а вот группы национального масштаба есть. Впрочем, и тех не сказать чтобы много. «Кино», с одной стороны, главный кандидат на реюнион: назовите более народную русскую рок-группу, чем эта. Но, с другой стороны, куда «Кино» без фронтмена?
Как выяснилось — на стадионы. Смерть вокалиста нисколько не смущает участников группы в сборе налога за ностальгию. А то — Цой в России фигура такого масштаба, что люди и голограмме будут подпевать. Примерно так и сложилась схема: оставшимся в живых музыкантам «Кино» на сцене подпевает записанный вокал легендарного фронтмена.
Западные реюнионы — предмет изучения всех хонтологов и критиков индустрии ностальгии. Но так вышло, что одно-единственное возвращение русской группы даст фору всем западным: призрак вокалиста витает настолько явно, что Марку Фишеру и не снилось, а фраза «Цой жив» приобрела уж совсем странный смысл. В общем, хонтологи, ваш выход.
Оксимирон
Если бы наш список подразумевал иерархию, Мирон Фёдоров заслуженно бы занял первое место, да ещё и с огромным отрывом. Никакой другой русский артист не возвращался так громогласно, но, что ещё важней, никто прежде не терпел такой крах.
До затишья Мирон был главной звездой современного хип-хопа. Впрочем, даже это звучит не совсем в ладах с масштабами: в истории русской музыки практически невозможно встретить личностей, которые в одиночку разделили бы эпоху на до и после, — в лучшем случае их можно пересчитать по пальцам. Ещё сложней найти альбомы, которые стали бы краеугольным камнем для жанра, не говоря уж про всю массовую культуру. Но Оксимирон был таким артистом, а его «Горгород» стал таким альбомом.
Не в пример другим исполнителям, закат звезды Фёдорова вобрал больше смыслов, чем просто временный перерыв. Мирона буквально отменил другой рэпер — Слава КПСС. Его победа в историческом батле с Окси подразумевала больше, чем может показаться: Слава атаковал Мирона с позиций настоящего хип-хопера, уличив звезду в отсутствии аутентичности и потворству банальности.
Оксимирон был первым артистом, который сделал в России рэп для тех, кто обычно не слушает такую музыку — не считая Нойза, однако речитатив и рэп вещи всё-таки разные. Вольно или нет, Мирон стал новым героем аудитории, во многом состоящей из студентов гуманитарных специальностей. Эта рафинированная публика была (и остаётся) максимально далека от хип-хопа «по умолчанию».
Несмотря на собственный логоцентризм, рэп исконно был музыкой низовой уличной культуры, которая с подозрением относится к высокому искусству, да и вообще к институционализированным художественным формам. Для хип-хопа содержание высказывания лежит не столько в эстетической сфере (даже сегодня), сколько в социальной. Это сделало рэп важным феноменом, который помог чёрному комьюнити обрести новые социальные связи, преодолев рассредоточение по гетто. Особенно хорошо это было заметно по времени, когда хип-хоп ещё не успели заполонить «чёрные рэперы, которые читают для белых». Но даже сегодня это в первую очередь музыка чёрных и для чёрных.
Групповая лояльность как ценность в этой культуре в разы важнее обретения статуса художника, получения регалий мира искусства и так далее. Лирический герой в песнях аутентичных рэперов — это коллективное эго исполнителя и его homies. Иными словами, персонаж такой музыки никак не оторван от реального опыта артиста и его окружения. Во всяком случае, рэперы стараются нас в этом убедить.
Ситуация с хип-хопом в России, конечно, изначально была иной. Если в США жанр появился благодаря чёрным, которых вдруг раскидали по гетто, то в Россию рэп завезли мажоры, а трущоб-резерваций никогда не существовало. В постсоветской РФ не случалось массового расселения целого народа: не стоит путать обычный бедный микрорайон с гетто — это два разных явления. А наш рэп никогда не озвучивал интересы уязвимой социальной страты. Как и вся музыка в России, хип-хоп требовал адаптации, так как не имел корней здесь.
В определённом смысле именно Мирон нашёл решение: он стал делать музыку для потенциальных арбитров культуры (опять же, из среды гуманитариев). Окси под завязку набил рэп аллюзиями на высокое искусство, выдумал подобие романтического героя, сыпал именами классиков, написал концептуальный альбом и флиртовал с леволиберальной повесткой, коррелирующей с его аудиторией. Иначе и быть не могло: стать аутентичным рэпером, закончившим Оксфорд, попросту невозможно. Мирону требовалась тема, и он её выдумал.
Что было дальше — уже история. Про русский рэп начали говорить все, ведь теперь большому миру стало ясно: хип-хоп — не только про «деньги, сучек, стволы и тачки», он может быть чем-то серьёзным и важным. В конце концов, чем-то «культурным».
С одной стороны, Мирон нашёл способ заработать статус, не жертвуя респектом: всё-таки популярность в среде филологов не так «зашкварна» для рэпера, как симпатии в провластных кругах. С другой стороны, это было близко к настоящему убийству жанра в России. И вот почему.
Если прежде русский рэп с горем пополам, но старался найти пристанище в низовых культурах, то Мирон легитимировал его в той среде, к которой хип-хоп изначально относится с явным цинизмом. В этом смысле от Окси отпочковался слой «гуманитарного рэпа», открывший дорогу туристам вроде Пирокинезиса.
Слава КПСС разбил Мирона сугубо благодаря риторике, показав, что король голый. После такого обычно не восстанавливаются. Долгое время казалось, что Окси и не вернётся.
Однако спустя несколько лет молчания Мирон вновь ворвался в эфир — и сделал это явно уверенней, чем мог представить его заклятый враг. Хотя альбом «Красота и уродство» оставляет желать лучшего, сама шумиха вокруг нового дубля карьеры Фёдорова буквально захватила инфополе. Билборды, рецензии, слухи, солдауты, разборы, мифы — что только не окружало Оксимирона при его возвращении.
Увы, полноценно вкусить плоды громкого камбэка у рэпера не вышло. В настоящее время концерты, как и многие другие артисты, Мирон отменил. Но и без них ясно, что история «вечного жида» ещё не закончена.
Читайте также «Странные коллаборации музыкантов».