Странные коллаборации музыкантов

Кол­ла­бо­ра­ции ста­но­вят­ся попу­ляр­ным спо­со­бом вза­им­но­го пиа­ра арти­стов. Всё боль­ше оте­че­ствен­ных испол­ни­те­лей и про­дю­се­ров рабо­та­ют не толь­ко друг с дру­гом, но и с запад­ны­ми музы­кан­та­ми. Неко­то­рые из подоб­ных кол­ла­бо­ра­ций вполне ожи­да­е­мы. Неко­то­рые — нет. В под­бор­ке для VATNIKSTAN Пётр Поле­щук собрал несколь­ко неожи­дан­ных при­ме­ров подоб­но­го сотруд­ни­че­ства за послед­ние 20 лет.


Илья Лагутенко и Лев Лещенко

Ново­год­няя ночь объ­еди­ня­ет поко­ле­ния. Так слу­чи­лось и 31 декаб­ря 2009 года на НТВ, когда лидер «Мумий Трол­ля» испол­нил со Львом Лещен­ко его шля­гер «Про­щай». Пред­ста­вить двух арти­стов вме­сте было слож­но: Лагу­тен­ко, озна­ме­но­вав­ший за десять лет до это­го новую пост­со­вет­скую музы­ку, пел на пару с кру­не­ром, оли­це­тво­ряв­шим ста­рую эст­ра­ду. Выгля­де­ло всё соот­вет­ству­ю­ще — гут­та­пер­че­вый, небри­тый и в мат­рос­ке Лагу­тен­ко в обра­зе быва­ло­го моря­ка делил сце­ну с галант­ным Лещен­ко, оде­тым в осле­пи­тель­но-белый костюм.

Сего­дня оба арти­ста участ­ву­ют в доста­точ­но сомни­тель­ных кол­ла­бо­ра­ци­ях (Лагу­тен­ко с Filatov & Karas , а Лещен­ко с рэпе­ром Loc-Dog), но тогда с виду стран­ный дуэт выдал, воз­мож­но, одно из самых ярких испол­не­ний клас­си­ки. Лагу­тен­ко впи­сал­ся как нель­зя луч­ше — повто­ря­ю­ще­е­ся до бес­ко­неч­но­сти «ла-ла-ла» иде­аль­но подо­шло амбас­са­до­ру брит­по­па, жан­ра, в кото­ром каж­дая тре­тья пес­ня сопро­вож­да­ет­ся точ­но таким же рефреном.


Децл и Иосиф Кобзон

Ситу­а­ция при­мер­но как с Лагу­тен­ко и Лещен­ко, толь­ко пред­ста­ви­те­лей поко­ле­ний раз­де­лял ещё боль­ший вре­мен­ной раз­рыв: Дец­лу тогда было 18 лет, а Коб­зо­ну — 63. В отли­чие от преды­ду­ще­го при­ме­ра, здесь обыг­ры­ва­лась одно­вре­мен­но и раз­ни­ца меж­ду «эпо­ха­ми», и попыт­ка «зала­тать дыру». Сна­ча­ла оба арти­ста гово­рят со сто­ро­ны сво­е­го воз­рас­та: дерз­кий Децл высту­па­ет от «Поко­ле­ния Пеп­си», а Коб­зон с высо­ты сво­е­го бога­то­го опы­та пыта­ет­ся научить уму-разу­му юное дарование.

Кажет­ся, что они друг дру­га услы­ша­ли, ведь под конец Коб­зон начи­на­ет зачи­ты­вать рэп и цити­ру­ет Бог­да­на Тито­ми­ра, а Децл пыта­ет­ся спеть постав­лен­ным вокалом.
Пожа­луй, самое жут­кое при пере­смот­ре это­го выступ­ле­ния — осо­зна­ние, что обо­их арти­стов уже нет в живых.


Борис Гребенщиков и «Счастливые Люди»

«Счаст­ли­вые люди» — почти безыз­вест­ный про­ект под попе­чи­тель­ством Ива­на Дор­на. Фиту­ют с вели­чи­ной, в пред­став­ле­нии не нуж­да­ю­щей­ся. Увы, если иные при­ме­ры стран­ных кол­ла­бо­ра­ций дают инте­рес­ный резуль­тат, то в дан­ном слу­чае полу­чил­ся вялый кавер на ста­рин­ную бал­ла­ду «Аква­ри­ума». При­ме­ча­те­лен раз­ве что сам БГ, взы­ва­ю­щий к Мику Джаг­ге­ру строч­ка­ми из «Боро­ди­но». Зато кое-какой вывод сде­лать мож­но: БГ совер­шен­но спо­кой­но уме­ет моло­дить­ся и без помо­щи музы­кан­тов нынеш­не­го поко­ле­ния. И само­сто­я­тель­но дела­ет это гораз­до убедительнее.


The Crystal Method feat Слава

Фильм «Пара­граф 78» едва ли попол­нил ката­лог образ­цо­вых оте­че­ствен­ных кино­кар­тин, но при­чи­ны о нём вспо­ми­нать есть: к рабо­те над саунд­тре­ком лен­ты были при­вле­че­ны не послед­ние бри­тан­ские и аме­ри­кан­ские звёз­ды, в чис­ле кото­рых и Иен Бра­ун из Stone Roses, и Death in Vegas, и The Rapture, каж­дый из кото­рых напи­сал для филь­ма по одной песне. Самым запо­ми­на­ю­щим­ся вкла­дом в саунд­трек ста­ла сов­мест­ная пес­ня Лагу­тен­ко и Брет­та Андер­со­на — фронт­ме­на куль­то­вой брит-поп груп­пы Suede.


На их фоне забыл­ся не менее интри­гу­ю­щий фит, да и попро­сту более удач­ный. Для «Пара­гра­фа» так­же была запи­са­на пес­ня «Ответ 78» коа­ли­ци­ей певи­цы Сла­вы и аме­ри­кан­ско­го элек­тро-дуэ­та The Crystal Method. В дове­сок мик­сом для пес­ни зани­мал­ся сам Пол Окен­фолд — пио­нер эйсид-хау­са и автор реми­к­сов для U2, Моби, Мадон­ны, Брит­ни Спирс, Massive Attack, The Cure, New Order, The Rolling Stones, Stone Roses и Майк­ла Джексона.

Если Лагу­тен­ко и Андер­сон свя­за­ны пио­нер­ством брит-попа, то едва ли мож­но было пред­ста­вить, что Сла­ва зазву­чит вме­сте с куль­то­вой элек­трон­ной груп­пой, не гово­ря уже о том, что кол­до­ва­ла над запи­сью и вовсе живая леген­да. Поми­мо это­го, Сла­ва сыг­ра­ла в филь­ме одну из глав­ных ролей. Если её актёр­ские спо­соб­но­сти остав­ля­ли желать луч­ше­го, то вокаль­ные при­шлись как нель­зя кстати.


Земфира и Queen

Зем­фи­ра извест­на сво­ей «внут­рен­ней мигра­ци­ей»: рус­ским музы­кан­там она пред­по­чи­та­ет рабо­ту с зару­беж­ны­ми, да ещё и не с безы­мян­ны­ми. Она неод­но­крат­но хва­ста­лась, что над её зву­ком тру­дят­ся люди, свя­зан­ные с Radiohead. Это вполне логич­но — Том Йорк оста­ёт­ся её твор­че­ским ори­ен­ти­ром уже мно­го лет. Не менее логич­но выгля­дит и сов­мест­ное испол­не­ние пес­ни «Everybody Hurts» груп­пы R.E.M. в ком­па­нии с бабуш­кой панк-рока Пат­ти Смит. В сво­их куль­ту­рах обе ста­ли пер­вы­ми жен­щи­на­ми на поп-арене, сим­во­ли­зи­ро­вав­ши­ми пол­ную само­сто­я­тель­ность (впро­чем, Зем­фи­ра в этом смыс­ле даже обо­гна­ла ува­жа­е­мую Смит).

Но пред­ста­вить глав­ную рос­сий­скую певи­цу вме­сто Фред­ди Мер­кью­ри, воз­мож­но, не сни­лось и самой Зем­фи­ре. Не схо­дит­ся всё: мелан­хо­лич­ный репер­ту­ар и образ певи­цы едва ли кор­ре­спон­ди­ру­ет с побе­до­нос­ным и монар­хи­че­ским пафо­сом глав­ной ста­ди­он­ной груп­пы в исто­рии. Тем не менее уро­жен­ка Уфы не толь­ко испол­ни­ла «We Are The Champions» с остав­ши­ми­ся участ­ни­ка­ми Queen, но и, кажет­ся, подру­жи­лась с Брай­ном Мэем. А поз­же сно­ва соли­ро­ва­ла ему во вре­мя визи­та Мэя в Москву.


Светлана Лобода и Pharaoh

Клип укра­ин­ской звез­ды Лобо­ды в сотруд­ни­че­стве с рэпе­ром Фара­о­ном — сам по себе стран­ное зре­ли­ще. На про­тя­же­нии все­го видео певи­ца заиг­ры­ва­ет одно­вре­мен­но с феми­нист­ски­ми и анти­фе­ми­нист­ски­ми обра­за­ми, не зани­мая ника­кую из сто­рон. Одна­ко, ожи­да­е­мо, пуб­лич­но клип, по пре­иму­ще­ству, был интер­пре­ти­ро­ван как одно­знач­но «феми­нист­ский».

На этом кон­тра­сте в кли­пе задей­ство­ван Фара­он, оли­це­тво­ря­ю­щий похот­ли­вый и незре­лый (под­рост­ко­вый) ум вожде­ле­ю­щих муж­ла­нов. С одной сто­ро­ны, его уча­стие кажет­ся неожи­дан­ным, как бы «под­ры­ва­ю­щим» посыл кли­па. С дру­гой, учи­ты­вая амби­ва­лент­ность выска­зы­ва­ния Лобо­ды, всё зако­но­мер­но. Не гово­ря уже о том, что Фара­он — один из самых гла­мур­ных рэпе­ров Рос­сии, кото­рый нико­гда не стес­нял­ся оши­вать­ся в совер­шен­но сто­рон­них кругах.

Инте­рес­но дру­гое. А понял ли рэпер, для чего он вооб­ще нужен в кли­пе? Думаю, что нет. В любом слу­чае, после выхо­да послед­не­го аль­бо­ма Фара­он стал неким посме­ши­щем даже в той сре­де, где его счи­та­ли чуть ли не «рус­ским Кур­том Кобей­ном». Сда­ёт­ся мне, что клип это тоже подразумевает.


Читай­те так­же «„Hепри­мет­ной тро­пой“: носталь­гия в рус­ской музы­ке».

Поделиться