Коллаборации становятся популярным способом взаимного пиара артистов. Всё больше отечественных исполнителей и продюсеров работают не только друг с другом, но и с западными музыкантами. Некоторые из подобных коллабораций вполне ожидаемы. Некоторые — нет. В подборке для VATNIKSTAN Пётр Полещук собрал несколько неожиданных примеров подобного сотрудничества за последние 20 лет.
Илья Лагутенко и Лев Лещенко
Новогодняя ночь объединяет поколения. Так случилось и 31 декабря 2009 года на НТВ, когда лидер «Мумий Тролля» исполнил со Львом Лещенко его шлягер «Прощай». Представить двух артистов вместе было сложно: Лагутенко, ознаменовавший за десять лет до этого новую постсоветскую музыку, пел на пару с крунером, олицетворявшим старую эстраду. Выглядело всё соответствующе — гуттаперчевый, небритый и в матроске Лагутенко в образе бывалого моряка делил сцену с галантным Лещенко, одетым в ослепительно-белый костюм.
Сегодня оба артиста участвуют в достаточно сомнительных коллаборациях (Лагутенко с Filatov & Karas , а Лещенко с рэпером Loc-Dog), но тогда с виду странный дуэт выдал, возможно, одно из самых ярких исполнений классики. Лагутенко вписался как нельзя лучше — повторяющееся до бесконечности «ла-ла-ла» идеально подошло амбассадору бритпопа, жанра, в котором каждая третья песня сопровождается точно таким же рефреном.
Децл и Иосиф Кобзон
Ситуация примерно как с Лагутенко и Лещенко, только представителей поколений разделял ещё больший временной разрыв: Децлу тогда было 18 лет, а Кобзону — 63. В отличие от предыдущего примера, здесь обыгрывалась одновременно и разница между «эпохами», и попытка «залатать дыру». Сначала оба артиста говорят со стороны своего возраста: дерзкий Децл выступает от «Поколения Пепси», а Кобзон с высоты своего богатого опыта пытается научить уму-разуму юное дарование.
Кажется, что они друг друга услышали, ведь под конец Кобзон начинает зачитывать рэп и цитирует Богдана Титомира, а Децл пытается спеть поставленным вокалом.
Пожалуй, самое жуткое при пересмотре этого выступления — осознание, что обоих артистов уже нет в живых.
Борис Гребенщиков и «Счастливые Люди»
«Счастливые люди» — почти безызвестный проект под попечительством Ивана Дорна. Фитуют с величиной, в представлении не нуждающейся. Увы, если иные примеры странных коллабораций дают интересный результат, то в данном случае получился вялый кавер на старинную балладу «Аквариума». Примечателен разве что сам БГ, взывающий к Мику Джаггеру строчками из «Бородино». Зато кое-какой вывод сделать можно: БГ совершенно спокойно умеет молодиться и без помощи музыкантов нынешнего поколения. И самостоятельно делает это гораздо убедительнее.
The Crystal Method feat Слава
Фильм «Параграф 78» едва ли пополнил каталог образцовых отечественных кинокартин, но причины о нём вспоминать есть: к работе над саундтреком ленты были привлечены не последние британские и американские звёзды, в числе которых и Иен Браун из Stone Roses, и Death in Vegas, и The Rapture, каждый из которых написал для фильма по одной песне. Самым запоминающимся вкладом в саундтрек стала совместная песня Лагутенко и Бретта Андерсона — фронтмена культовой брит-поп группы Suede.
На их фоне забылся не менее интригующий фит, да и попросту более удачный. Для «Параграфа» также была записана песня «Ответ 78» коалицией певицы Славы и американского электро-дуэта The Crystal Method. В довесок миксом для песни занимался сам Пол Окенфолд — пионер эйсид-хауса и автор ремиксов для U2, Моби, Мадонны, Бритни Спирс, Massive Attack, The Cure, New Order, The Rolling Stones, Stone Roses и Майкла Джексона.
Если Лагутенко и Андерсон связаны пионерством брит-попа, то едва ли можно было представить, что Слава зазвучит вместе с культовой электронной группой, не говоря уже о том, что колдовала над записью и вовсе живая легенда. Помимо этого, Слава сыграла в фильме одну из главных ролей. Если её актёрские способности оставляли желать лучшего, то вокальные пришлись как нельзя кстати.
Земфира и Queen
Земфира известна своей «внутренней миграцией»: русским музыкантам она предпочитает работу с зарубежными, да ещё и не с безымянными. Она неоднократно хвасталась, что над её звуком трудятся люди, связанные с Radiohead. Это вполне логично — Том Йорк остаётся её творческим ориентиром уже много лет. Не менее логично выглядит и совместное исполнение песни «Everybody Hurts» группы R.E.M. в компании с бабушкой панк-рока Патти Смит. В своих культурах обе стали первыми женщинами на поп-арене, символизировавшими полную самостоятельность (впрочем, Земфира в этом смысле даже обогнала уважаемую Смит).
Но представить главную российскую певицу вместо Фредди Меркьюри, возможно, не снилось и самой Земфире. Не сходится всё: меланхоличный репертуар и образ певицы едва ли корреспондирует с победоносным и монархическим пафосом главной стадионной группы в истории. Тем не менее уроженка Уфы не только исполнила «We Are The Champions» с оставшимися участниками Queen, но и, кажется, подружилась с Брайном Мэем. А позже снова солировала ему во время визита Мэя в Москву.
Светлана Лобода и Pharaoh
Клип украинской звезды Лободы в сотрудничестве с рэпером Фараоном — сам по себе странное зрелище. На протяжении всего видео певица заигрывает одновременно с феминистскими и антифеминистскими образами, не занимая никакую из сторон. Однако, ожидаемо, публично клип, по преимуществу, был интерпретирован как однозначно «феминистский».
На этом контрасте в клипе задействован Фараон, олицетворяющий похотливый и незрелый (подростковый) ум вожделеющих мужланов. С одной стороны, его участие кажется неожиданным, как бы «подрывающим» посыл клипа. С другой, учитывая амбивалентность высказывания Лободы, всё закономерно. Не говоря уже о том, что Фараон — один из самых гламурных рэперов России, который никогда не стеснялся ошиваться в совершенно сторонних кругах.
Интересно другое. А понял ли рэпер, для чего он вообще нужен в клипе? Думаю, что нет. В любом случае, после выхода последнего альбома Фараон стал неким посмешищем даже в той среде, где его считали чуть ли не «русским Куртом Кобейном». Сдаётся мне, что клип это тоже подразумевает.
Читайте также «„Hеприметной тропой“: ностальгия в русской музыке».