Сергей Пенкин – Нежности полный взгляд

На зака­те СССР в эфир стре­ми­тель­но меняв­ше­го­ся теле­ви­де­ния ста­ли про­ни­кать обра­зы андро­ген­ных поп-звёзд, гото­вых обо­льстить пуб­ли­ку любо­го пола. Слу­чаи пута­ни­цы с ген­де­ром встре­ча­лась на совет­ской эст­ра­де и рань­ше, но пер­вым квир-эсте­ти­ку на оте­че­ствен­ной сцене — задол­го до Бори­са Мои­се­е­ва и Шуры — все­рьёз обо­зна­чил «совет­ский Бой Джордж» из Пензы.

Спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN музы­каль­ный кри­тик Алек­сандр Мор­син рас­ска­зы­ва­ет о самых замет­ных образ­цах пост­со­вет­ской поп-музы­ки, съе­хав­шей с кату­шек не без потерь. Сего­дня — о кли­пе «Неж­но­сти пол­ный взгляд» пер­во­от­кры­ва­те­ля рус­ско­го софи­сти-попа Сер­гея Пенкина.


Как это было

В сере­дине 1980‑х годов уро­же­нец Пен­зы Сер­гей Пен­кин уехал поко­рять Моск­ву: рабо­тал двор­ни­ком, пел в ресто­ра­нах и полу­чал музы­каль­ное обра­зо­ва­ние в Гне­син­ке, куда посту­пил лишь с 11‑й попытки.

За год до выхо­да дебют­ной пла­стин­ки «Feelings», собрав­шей все пев­че­ские талан­ты Пен­ки­на в одном фла­коне, артист впер­вые попал на совет­ское теле­ви­де­ние — в эстет­скую «Про­грам­му А». Обла­да­тель диа­па­зо­на в четы­ре окта­вы не стал шоки­ро­вать мело­ма­нов вир­ту­оз­ным вока­лом — в запа­се жеман­но­го пер­вер­та было кое-что получ­ше. Во-пер­вых, клип­сы раз­ме­ром с абри­кос, маки­яж и пока­чи­ва­ния бёд­ра­ми. Во-вто­рых, том­ный фаль­цет и маня­щий шёпот. В‑третьих, всё это вместе.


Что происходит

Сер­гей Пен­кин подо­шёл к созда­нию сце­ни­че­ско­го костю­ма пре­дель­но ответ­ствен­но: при­шил к брю­кам клёш мет­ро­вую цепоч­ку, ради­каль­но обре­зал пиджак и при­це­пил к нему само­дель­ную бижу­те­рию. Под свер­ка­ю­щей как дис­ко-шар шля­пой-цилин­дром скры­ва­лись выкра­шен­ные в зелё­ный и синий воло­сы, по кото­рым спу­стя 30 лет будут без­оши­боч­но узна­вать фана­ток «Френ­дзо­ны». На лице — тени, эмуль­сии, помада.

Одним сво­им видом даже мол­ча­щий Сер­гей Пен­кин вопло­щал бес­ко­неч­но раз­мы­тые пред­став­ле­ния зри­те­лей об утон­чён­ном поро­ке и пыл­ких изли­ше­ствах неж­ных муж­чин. Неж­но­сти была посвя­ще­на и сама пес­ня. Уба­ю­ки­ва­ю­щий эро­тик-лау­нж Пен­ки­на стру­ил­ся тягу­чей исто­мой и наме­кал на запре­щён­ный кон­тент. «Как мне тебя забыть, стра­ха печать нало­жить?», — взы­вал Пен­кин с экра­на, остав­ляя объ­ект воз­вы­шен­ной стра­сти фигу­рой умол­ча­ния. Воз­мож­но, ей была жен­щи­на, воз­мож­но, её спут­ник — неваж­но: меха­низм жерт­вен­ной само­дис­кре­ди­та­ции был запущен.

По зву­ку «Неж­но­сти пол­ный взгляд» отсы­лал к белым тан­цам Prefab Sprout, буду­а­ру Шаде и мяг­ко­те­ло­сти Talk Talk; по обра­зу — исклю­чи­тель­но к Бою Джор­джу. На вопрос веду­ще­го «Про­грам­мы А» о подо­зри­тель­ной схо­же­сти арти­ста с оди­оз­ным лиде­ром Culture Club Пен­кин отве­тил, что при­шёл в искус­ство, ниче­го не зная о сво­ём бри­тан­ском про­то­ти­пе. Нет осно­ва­ний не верить пев­цу, но оче­вид­но, что к 1990 году он был уже куда более осве­дом­лён. Джордж Май­кл, судя по все­му, тоже был ему не чужд.


Как жить дальше

За три мину­ты совет­ский зри­тель узнал, как выгля­дит бисек­су­аль­ность, бур­леск, муж­ской отказ от мас­ку­лин­но­сти и крас­ные инкру­сти­ро­ван­ные пер­чат­ки. Более того, опе­ре­точ­ный цве­та­стый кру­нер Сер­гей Пен­кин сам стал про­то­ти­пом. Это после него Борис Мои­се­ев смог без опас­ки исполь­зо­вать образ бес­по­ло­го Пье­ро, а Шура выду­вать в зуб­ную щель уста­лость от мест­ных суро­вых нравов.

Сей­час «Неж­но­сти пол­ный взгляд» лег­ко пред­ста­вить в репер­ту­а­ре нынеш­них геро­ев поко­ле­ния — Rhye или Сэма Сми­та. Из оте­че­ствен­ных подой­дут Иван Дорн из кли­па «Collaba» или тре­ка «Цело­вать дру­го­го». Осо­бен­ность ори­ги­на­ла в кон­тек­сте, ведь его как раз не пере­дать, а нынеш­няя мода на пости­ро­нию уни­что­жа­ет даже попыт­ку бун­та. В этом смыс­ле Сер­гей Пен­кин — ухо­дя­щая фигу­ра, при­чём исход начи­на­ет­ся уже во вре­мя про­смот­ра кли­па: нет сомне­ний, что в кон­це «сереб­ря­ный принц» рас­тво­рит­ся в дым­ке и исчез­нет навсе­гда вслед за Совет­ским Союзом.


Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина
Комбинация — Когда в 17‑м году
Богдан Титомир — Ёжики

Поделиться