На закате СССР фронтмены популярных молодёжных групп восприняли политический «парад суверенитетов» по-своему и занялись сольной карьерой. Стремясь избежать сравнений с бывшими коллегами, артисты уходили в самые неоднозначные эксперименты в образе, звуке и репертуаре — даже если это угрожало потерей публики.
Специально для VATNIKSTAN музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о самых заметных образцах постсоветской поп-музыки, съехавшей с катушек не без потерь. Сегодня — о песне-дурмане «Ёжики» самопровозглашённого пророка русского рэпа Богдана Титомира.
Как это было
Богдан Титомир недолго продержался в «экзотик-поп-дуэте» «Кар-мэн»: спустя два года после совместной работы с Сергеем Лемохом и бешеного успеха песен «Лондон, гудбай» и «Багама-мама» он решил действовать в одиночку. Дебютный альбом Титомира «Высокая энергия» поднял его на недосягаемую высоту: отечественная поп-сцена не знала настолько раскрепощённых и сексуально озабоченных эго-маньяков (дворовая мизогиния «Мальчишника» не в счёт).
Песня «Делай как я» предвосхитила эру селфи и моду на челленджи. Артист тут же стал лицом нового поколения 1990‑х и вошёл в документальный цикл Леонида Парфёнова «Портрет на фоне» на правах законодателя всех мыслимых эстрадных мод. На втором диске певца «Высокая энергия 2» был сиквел его главного хита «Делай как я (Часть 2)», дуэт с Лаймой Вайкуле и кавер на детскую песню про игрушечного ёжика. В версии Титомира «Ёжики» превратились в солнечный сюрреалистический психо-рэп в духе Антохи МС про симпатию к существам, сидящим на игле.
Что происходит
Задолго до «Неголубого Урганта» с его выкрученной на максимум постиронией российские телевизионщики устраивали схожие диверсии и подкладывали мины похлеще Данилы Поперечного. Во время «голубого огонька», приуроченного к новому 1994 году, за праздничным столом оказались две доярки, пришедшие на торжество с ведром и коровой (настоящей). Девушки признались, что под песни Титомира надой молока резко растёт, — и попросили его спеть. Титомир, окружённый вчерашними грудничками в широких штанах, пуховиках и кепках, спел «Ёжиков». От них, признавался артист со сцены, он «торчит и шизеет на глазах».
Дальше было про светло-розовые трусы, плешивого выродка и космолёт. Даже если не знать, что «ёжики» на наркосленге означают кусок бумаги, пропитанный «кислотой», картинка всё равно была более чем психоделической. Титомир шепелявил, имитировал тростью эрекцию и невпопад выдавал «йо-йо-йо!». Детский хор просил пощадить ежей всего мира, «ведь они хорошие». Доярки хотели угостить артиста парным молоком.
Как жить дальше
Титомир возвращался к «Ёжикам» ещё не раз — и чем старше он становился, тем более осмысленным и адекватным ситуации казался текст. Было видно, что Титомир действительно «шизеет и торчит». Он уверял зрителя, что это напрямую связано с игольчатыми, и продолжал апеллировать к звериным повадкам: да, я ёжиков люблю. Предыдущее поколение с той же тоской в глазах валило всё на «белочек».
Сейчас понятно, что «Ёжики» Титомира застряли где-то между зайцами Юрия Никулина, которые косили траву, и лошадкой Найка Борзова, которая везла кокаин. Они колются, много смеются, часто пребывают в «тумане» и ждут под кустами красоток или хотя бы доярок. Самая гуманная и прогрессивная наркополитика своего времени: пусть животные кайфуют, как люди, а люди превратятся в животных.
Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина |
|
---|---|
Сергей Пенкин — Нежности полный взгляд |
На-На — Эскимос и папуас |