На закате СССР молодые популярные артисты преодолевали последние издержки «железного занавеса» и активно погружались в международный контекст. Иногда, впрочем, музыканты относились к идеалам открытого мира весьма скептически и попросту не верили в возможность полноценного диалога.
Специально для VATNIKSTAN музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о самых заметных образцах позднесоветской поп-музыки, съехавшей с катушек не без потерь. Сегодня — о колониальном синти-попе «Эскимос и папуас» лучшего бойз-бэнда отечества «На-На».
Как это было
Перед тем как превратиться в сенсацию и «открытие года» по версии газеты «Вечерняя Москва», шоу-группе Бари Алибасова «На-На» пришлось подождать — до «Фаины» и «Шляпы» оставалось два долгих года. В 1989 году состав бывшего дуэта пополнился певцами, танцорами и бэк-вокалистками. В какой-то момент в группу входила Марина Хлебникова, а над хореографией работали артисты Театра Романа Виктюка. Из-за неопределённости в репертуаре и стиле группы дебютный альбом «Не женись» напоминал плацкартный вагон с торчащими отовсюду ступнями — всего в записи отметились около 30 человек.
«На-На» тогда находились в активном поиске подходящего материала и пели обо всём подряд — любви, братских узах, пляже и мухоморах. Песня «Эскимос и папуас» выделялась даже на этом пёстром фоне: в ней к кустарному диско и синти-попу «На-На» добавились ритмы жарких стран и недвусмысленная экзотизация малочисленных народов.
Именно с этой песней «На-На» стали лауреатами телеконкурса «Песня-90», где устроили по тогдашним меркам форменную вакханалию. Часть шоу-группы (на сцену вышли восемь артистов!) была в огромных песцовых шубах, часть — в вечерних фраках. Через год коллектив усилил номер отказом от одежды и рванул на сцену ГЦКЗ «Россия» в чём мать родила — едва прикрывшись повязками в духе первобытных туземцев. В какой-то момент к ним присоединились медведь и змея.
Что происходит
«Эскимос и папуас» начинается как классический анекдот про встречу русского с американцем. В каком-то сферическом вакууме рядом оказались эскимос и папуас и попытались описать друг другу родной климат. Выяснилось, что для папуаса зима — это сезон, при котором в +30 уже холодно. Для эскимоса всё ровно наоборот: в ‑30 все радуются жаре и едят эскимо. По версии «На-На», именно отсюда само название народности «эскимос». К сожалению, ликбез двух странников оказался пустой тратой времени: «Говорят, что до сих пор не окончен этот спор».
Советская эстрада регулярно заглядывала в отдалённые уголки национальных окраин («Увезу тебя я в тундру», «Учкудук, три колодца»), но песня «Эскимос и папуас» откровенно экзотизировала своих персонажей. Их отношение к погоде и, казалось бы, парадоксальное восприятие экстремальных условий выживания являются, по сути, их единственной характеристикой. Она же даёт повод говорить об их реакции на температуру окружающей среды как о неадекватной. Более того, одетые в якобы национальные костюмы участники «На-На» тем самым присвоили, пусть и в игровой форме, чуждую им культуру. Возможно, это был последний хит колониальной советской поп-музыки.
Как жить дальше
Шарж «На-На» описывал эскимосов и папуасов как две крайности, две полюса — и в то же время как взаимное отражение. Другими словами, шоу-группа Алибасова положила двух харизматичных героев валетом, чем, собственно, и проговорилась: никаких надежд на взаимное проникновение культур у «На-На» не было. Две цивилизации, пели они между строк, навсегда останутся непостижимыми друг для друга. Алибасов вообще был певцом энигмы. Вспомнить хотя бы знаменитое «Ши-на-най-да-опа, ши-на-ши-на-най». Что это, если не заблаговременный приговор будущей политике мультикультурализма?
Позднее в 1990‑х годах анекдотичные образы «чукчей» всех мастей стали неотъемлемой частью новой поп-культуры: один только Леонид Агутин спел сначала о босоногом мальчике, а затем о чернокожем парне. «На-На» к тому времени перешли на более сердечный и сентиментальный репертуар, который наглухо захлопнул старую дверь в хорошо знакомый им мир этнических конфликтов и расового дискурса. К счастью, в 2000‑х годах «Эскимос и папуас» вновь вернулись на сцену, даром что в другом составе «На-На».
Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина |
|
---|---|
Богдан Титомир — Ёжики |
Ласковый бык — Америка |