На закате СССР музыкальные развалы могли похвастаться не только модной иностранной музыкой, но и курьёзами отечественного производства. Постирония, треш, пародии, мемы и прочие производные интернет-культуры — всё это было задолго до выхода Skibidi от Little Big.
Специально для VATNIKSTAN музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о самых заметных образцах постсоветской и перестроечной поп-музыки, съехавшей с катушек не без потерь. Сегодня — о «Когда в 17‑м году» бесподобной и любимой всеми бухгалтерами «Комбинации».
Как это было
Всенародная популярность, накрывшая изобретательниц российского фем-шансона после выхода песни Russian Girls, не знала границ. В том числе в желании основателей «Комбинации» снова и снова выпускать старый материал под новой вывеской. Добавляя к пластинкам пару новых песен, Александр Шишинин и Виталий Окороков несколько раз переиздавали одни и те же записи без лишних хлопот. Нехитрый приём никого особо не смущал и был действительно эффективен: «новинки» безумно востребованного поп-эскорта в чулках расходились по всему Союзу за пару недель.
Самый популярный альбом «Комбинации» «Русские девочки» только официально выходил четыре раза. Сначала — в 1988‑м, сразу после пластинки «Ход конём» с песнями вроде «Где-то в Тьмутаракани». Затем — в следующие два года, когда «Комбинация» давала по 60 концертов в месяц и была самым страшным сном художественной интеллигенции. Последний раз «Русские девочки» выходили в 2004 году, и, кажется, это не предел.
В одну из таких обновлённых версий попали сразу три композиции под общим заголовком «Интермеццо», обозначающим особый тип сочинений в классической музыке. А именно — коротких легкомысленных виньеток, исполняемых оркестром между большими номерами. Их писали Шуман, Брамс и так далее вплоть до ABBA. Самым неожиданным для сложившегося образа «Комбинации» было интермеццо №3 «Когда в 17‑м году», объятое красным пламенем революции.
Что происходит
Полутораминутное интермеццо №3 фактически завершало альбом — дальше был инструментальный «Эпилог», странный мистический финал «Русских девочек» в духе саундтреков из «Твин Пикс».
Предыдущие интермеццо стояли аккурат после песен-распоряжений «Не забывай» и «Не грусти». В первом — девушки сообщали, что поют в группе «Комбинация» и весело живут (возможно, это было аудиописьмо родителям); во втором — небольшой распев про «кукол-милах» (возможно, это было коммерческое предложение спонсорам) под аккомпанемент шмыганья носом и отхаркивания предварял самый настоящий скит. Записанный по всем правилам студийного скетча, разговор двух вокалисток имитировал случайный диалог за работой. «Что такое диез? — Диез похож на решёточку. — Мы так-то с тобой туда вроде не собираемся», — и вот так около минуты. Послушайте обязательно.
Ода Октябрьской революции идёт за самым недооцененным синти-поп хитом «Комбинации» «Мальчик мой, я не люблю металл», скрестившем ранних Depeche Mode с зачаточным «Сектором газа». Гитарное (!) интермеццо №3 стартует с кондового хард-рока и в два счёта меняет обворожительную химку на немытые патлы. И тут раздаётся:
Когда в 17‑м году
Народ поднялся на борьбу,
То каждый верил и мечтал,
Что наконец тот час настал.
Текст то ли фронтовой, то ли протестной песни, казалось бы, намекал на эпизоды рабочих восстаний и кровавую баню Гражданской войны. Наивные! Виталий Окороков вас переиграл:
Теперь назад возврата нет
Застойным дням, и не секрет,
Что мы в 2000‑м году
Не перестроим всю страну.
Песня взрывается припевом про «перестройку всех дел и души», обрываясь философским замечанием о том, что гадать о судьбах родины бессмысленно, «время покажет и жизнь».
Каким-то непостижимым образом на последних секундах песни в её гитарную развязку проник проигрыш из I Just Called To Say I Love You Стиви Уандера. Как будто гений американского соул-певца и композитора на секунду переселился в эту и без того ослепительно красивую коду.
Как жить дальше
Как нетрудно догадаться, «Комбинация» никогда не исполняла эти интермеццо со сцены. На концертах девушки по несколько раз пели «Два кусочека колбаски», «Ксюшу», «Бухгалтера», American boy и другие шлягеры, перекрывшие кислород своим самым диковинным вещам. Никто ведь не слышал, например, их «Призрака замка Усть-Курдюм» или «Русский хип-хоп», что бы это ни значило. И даже на этом пёстром фоне агитационный мажор «Когда в 17‑м году» выглядит впечатляюще — как такое вообще могло прийти в голову?
С другой стороны, возможно, всё гораздо проще: открытые ко всему новому, и прежде всего знакомствам с богатыми мужчинами, девушки из «Комбинации» следовали революционным заветам Александры Коллонтай о свободной любви, открытых отношениях и сексе как о простом утолении жажды. «Валькирия революции» отлично вписалась бы в любой из составов группы и уж точно не отказалась бы примерить даже самый провокационный и безвкусный реквизит. Тем более что в упомянутом 1917 году Коллонтай вышла замуж за крепкого молодого моряка — и как здесь не вспомнить о любви «Комбинации» к «военным, красивым, здоровенным».
Шах и мат.
Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина |
|
---|---|
Анжелика Варум — Трёхкокосовая песня |
Сергей Пенкин — Нежности полный взгляд |