На закате СССР в эфир стремительно менявшегося телевидения хлынул поток бюджетных отечественных клипов, способных впечатлить зрителя и в наше время. Постирония, трэш, пародии, мемы и прочие производные интернет-культуры — всё это было задолго до выхода «Цвета настроения синий».
Специально для VATNIKSTAN музыкальный критик Александр Морсин рассказывает о самых заметных образцах постсоветской поп-музыки, съехавшей с катушек не без потерь. Сегодня — о «Трёхкокосовой песне» Анжелики «Ля-ля-фа» Варум.
Как это было
В 1991 году у 22-летней Анжелики Варум вышел первый альбом «Good Bye, мой мальчик», целиком сочиненный её отцом, композитором Юрием Варумом, и начинающим поэтом и актёром театра «Современник» Константином Крастошевским. Через пару лет они придумали и записали все хиты ранней Варум, включая узнаваемый с первых нот «Городок», но тогда, за полгода до путча, они делали лишь первые шаги в соавторстве. Одним из результатов стала «Трёхкокосовая песня» — самая странная, необъяснимая и мало с чем сравнимая вещь за всю карьеру Варум.
Что происходит
Анжелика Варум сидит между ног двух полуголых мужчин, одетых и разукрашенных под африканских аборигенов. В их руках — на уровне лица Варум — спелые бананы; рядом — бассейн с утками. Мизансцену вымышленного фильма для взрослых с эротическими фантазиями нимфетки и участием темнокожих громил завершает один простой жест. Варум опускает голову и хватается за банан. Пока мужчины спешно расчехляют вздёрнутые плоды, Варум достаёт из ниоткуда ананас и бьётся об него.
И тут начинается история:
Как-то утром под Тамбовом, выпив мёрзлого кефира,
Окунувшись с головою в трёхрублёвые дела,
Я беру кусок картона, ржавый гвоздь и высекаю
«Трёхкокосовую песню».
Чего-чего высекает, спросите вы? Не знаете такой песни? Варум ни на что другое и не рассчитывала, а потому продолжила так:
Птицы родины не знают «Трёхкокосовую песню»,
Их былинное сознание не приемлет компромисс.
Им бы что-нибудь попроще типа сжиженного газа
Или целую неделю повисеть башкою вниз.
Вероятно, речь о неделе под кокосом.
Дальше будет про туземцев, экватор в снегу и шалаш, но понятнее не станет. Текст песни никак не соотносится с образом Варум или сюжетом клипа. Даром что ровно половину времени певица не покидает крохотного пяточка возле ног упитанных мужчин в масках. Под конец к ней на сцену возле всё того же бассейна выбегает тёплая компания старых знакомых в надежде на шабаш и конкурс мокрых маек. Надежды оправдались.
В какой-то момент закадровый голос сообщает: «Конечно». Без комментариев.
Как жить дальше
Имеет смысл немедленно пересмотреть ролик, и лучше не раз. Для него сложно найти аналог, но ещё сложнее сформулировать, что происходит с лирическим героем и как уследить за ходом его мысли. Почему его бросает то в жар, то в холод? Почему «под Тамбовом» вдруг нашлись манго, бананы, кокосы, в конце концов? Не говоря о том, что никакого «былинного сознания» не существует (в лучшем случае есть «мифическое»). Тем не менее очевидно, что Крастошевский и Варум сочинили эпос с непривычно большими по меркам современников пропорциями, расстояниями и пробелами в истории.
Такой одиссеи по глубинам абстинентного синдрома русские литераторы не знали со времён Венички Ерофеева. И не знали ещё долго: до «Чапаева и Пустоты» Виктора Пелевина оставалось по меньшей мере пять лет, и, кажется, никто в стране не мог тогда похвастаться таким воображением.
Или Варум, сидя в позе лотоса возле ног «туземцев», просто медитировала и входила в транс? А что, если это «вакхическое» исступление из словаря Чудинова? Хочется призвать на помощь коллективное бессознательное, но вряд ли оно поможет. «Трёхкокосовая песня» фиксирует распад сознания автора, а за ним и смерть автора, только не в бартовском, а бардовском смысле, когда исполнитель собственных сочинений выживает из ума буквально на глазах слушателей.
Как это развидеть? Сказано же: неделю повисеть башкою вниз.
Постсоветский поп-трэш-обзор от Александра Морсина |
|
---|---|
Комбинация — Когда в 17‑м году |