Брит-поп нельзя назвать полноценным музыкальным жанром. Скорее, это журналистский штамп, который использовался к появившимся в середине 1990‑х годов новым гитарным коллективам из Великобритании. Ключевые группы брит-попа — Oasis, Blur, Pulp, Suede, Radiohead — сменили в хит-парадах гранжеров и превратились в национальных героев. При этом стилистически у обозначенных групп было много различий, но всё-таки некая эстетика сформировалась: мелодизм, унаследованный у Beatles, психоделические, глэм-роковые и фолк-элементы, а во внешнем виде — растянутые лонгсливы и олимпийки с поло от лэд-культуры или же твидовые пиджаки.
Главным годом в истории брит-попа был 1995‑й. Тогда стартовала главная битва брит-попа — раздутое прессой противостояние за первенство в чартах между Blur и Oasis. 1995‑м годом датированы мощнейшая пластинка Pulp «Different Class» и альбом Radiohead «The Bends», который сформировал надрывный стиль группы. Брит-поп стал популярен по всему миру, и в России начали появляться группы, явно вдохновлённые британцами.

Брит-поп сразу нашёл отклик в российских столицах. Стилистикой активно интересовались продюсеры. Первая волна русскоязычного брит-попа появилась в 1996–1997 годах. Это было заметное явление того времени. «Мумий тролль», дебютировавший с записанным в Великобритании альбомом, стал народной группой. Затем брит-поп нахлынул в первой половине 2000‑х. Самым ярым пропагандистом направления был недолго, но ярко просуществовавший русский вариант журнала NME. Другие СМИ тоже были лояльны к русским брит-попперам.
Егор Тимофеев и Никита Козлов казались полноценными звёздами шоу-бизнеса, Рома Зверь таким точно стал. В отечественных условиях брит-поп трансформировался и приобретал особые черты. Среди русских рокеров старой волны было принято не любить новую гитарную музыку. Появилось презрительное определение «рокапопс». Но этот «рокапопс» лишь продолжал укореняться в России.
VATNIKSTAN выбрал десять самых важных отечественных брит-поп альбомов. Некоторые из этих пластинок больше подходят под определение «рокапопса», а некоторые будто бы взяты прямиком из Великобритании. Выборка составлялась только из русскоязычных альбомов.
Мечтать — Лётчик (1996 год)
Если бы в середине 1990‑х было в ходу понятие «гламур», то его бы применили к николаевским студентам, двум Олегам — Горшкову и Пругло, попавшим под крыло московского продюсера Александра Шульгина. Группа дебютировала с напичканными хитами альбома «Лётчик». «Мечтать» нещадно переделывали поп-классику (сравните заглавный хит альбома и Shocking Blue «Venus»), писали печальные баллады («Февраль») и песни в духе новой романтики («Тук-Тук»). Они были первопроходцами легковесной эстетской стилистики, противоположной предельно серьёзному русскому року.
Впоследствии участники «Мечтать» разругаются с Шульгиным и группа прекратит своё существование. Только в 2010 году Олег Горшков выпустит сольно альбом «Время Мечтать», который считают вторым альбомом группы.
Старый приятель — Не плачь (1996 год)
Группа, тяготеющая к московскому биту в духе «Браво», очаровала саму Аллу Пугачёву. В 1997 году примадонна российской эстрады назвала коллектив главным музыкальным открытием. Для «Старого приятеля» были характерны бодрость духа, сочетаемая с сентиментальностью, мелодичность и рок-н-ролльные мотивы. Главные хиты — пронизанные оптимистичной печалью «Не плачь» и «Московская любовь». Москвичи были последовательными поклонниками The Beatles, как и большинство брит-поп групп. Песни вошли в категорию «не знаю, откуда знаю», но сами «Старый приятель» звёздами не стали.
Свинцовый туман — Зима (1997 год)
Если предыдущие альбомы подборки — яркие дебюты, то «Зима» — это третья пластинка коллектива. «Свинцовый туман» раньше всех адаптировал новомодный гитарный саунд из Великобритании к российским условиям. Группе удалось даже погастролировать в Ирландии и Шотландии в 1990 году. Их англофильский дебютник вышел ещё в 1994 году. Но именно «Зиму» можно назвать главным альбомом коллектива. Стартует альбом с главной композиции «Свинцового тумана», танцевальной «Я знаю». Но в целом альбом больше в духе группы The Verve. «Свинцовый туман» считались самыми продвинутыми артистами поколения.
Мумий тролль — Морская (1997 год)
Как оказалось, пионеры брит-попа готовили почву для действительно большого альбома, который стал символом эпохи и одним из лучших в период 1990‑х годов.

Собравшиеся ещё в перестроечные годы владивостокцы после паузы в несколько лет поставили всё на музыку и не прогадали. «Морская» записывалась в Лондоне. Проникновенные композиции, мощь которых ощущалась ещё по ранним непрофессиональным записям коллектива, получила оболочку уровня передовых артистов жанра. Альбом был настолько бронебойным по своей силе, что каждая песня звучит как гимн поколения.
МультFильмы — МультFильмы (2000 год)
Если в 1990‑е эпицентром русского брит-попа была Москва, то в 2000‑е большинство ярких артистов было из Санкт-Петербурга. «МультFильмы» чётко определили свои источники вдохновения. Фронтмен Егор Тимофеев заявил: «На столе зеркальном еле слышно спорят три кассеты Pulp, Oasis и Blur». Представляется, что для «МультFильмов» первая группа из перечисленных — самая важная.

«МультFильмы» адаптировали брит-поп для студенческой среды. На одноимённом альбоме группы были простые песни с дворовой романтикой, при этом очень качественно записанные с многомерными аранжировками. На момент начала 2000‑х казалось, что «МультFильмы» — следующие после «Мумий тролля» большие звёзды, но главной звездой Егор Тимофеев стал только для журнала NME.
Танцы минус — Флора-фауна (2000 год)
Петербуржцы «Танцы минус» появились ещё в 1990‑е. Группа участвовала в компиляции продвинутого рока «2000% живой энергии» в 1996 году. Затем музыканты во главе с Вячеславом Петкуном переехали в Москву. Всероссийскую известность «Танцы минус» получили благодаря суперхиту — посвящению столице «Город», вышедшему на втором альбоме. Но «Танцы минус» — совсем не группа одной песни, альбом «Флора-фауна» состоит из крепких композиций. Это уверенный в себе рок от группы, которая упорным трудом добилась востребованности.
Торба-на-Круче — Не псих (2001 год)
Собравшийся в Санкт-Петербурге коллектив во главе с кировчанином Максом Ивановым исполнял нервозный рок в духе альбома «The Bends» Radiohead и только что появившихся британцев Muse. Песни с «Не психа» попадали в ротацию и на MTV, и на «Наше радио». Своей надрывной манерой Макс Иванов в какой-то степени предвосхитил эмо-сцену. Группа с истошно орущим вокалистом «Я не псих» воспринималась как необычное явление для сдержанной отечественной рок-сцены начала 2000‑х.
Сегодняночью — Кофе и сигареты (2002 год)
«Кофе и сигареты» — это образцовый русскоязычный брит-поп альбом. История создания тоже каноническая. Группа, собранная, по утверждениям фронтмена Никиты Козлова, чуть ли не как бойз-бенд, завоевала первые места во всевозможных хит-парадах, о них писали глянцевые журналы, но при этом «Сегодняночью» были убыточны.

Группу не звали в гастроли. Музыкальный критик и продюсер Александр Кушнир заявлял, что у фирмы-издателя CD Land из-за подписантов возникли долги в размере 180 тысяч долларов. Но альбом получился очень стильным и, возможно, даже наплевательским к контексту того времени. «Кофе и сигареты» повествует о мире богемных повес. Самая далёкая от народа группа, продвигаемая на массовый рынок.
Звери — Районы-кварталы (2004 год)
Изначально «Звери» считались группой, которая могла бы разогревать «Сегодняночью». Но первое впечатление музыкальных критиков было обманчивым: Рома Зверь, инициатор группы, был героем из народа, а не эстетом. Хоть дебютник «Зверей» промоутировался с помощью NME, уже на самом старте стало понятно, что группа гораздо более radio friendly, чем другие персонажи материалов журнала. Рома Зверь в постоянной олимпийке скорее вобрал внешнюю эстетику. На самом деле «Звери» совершенно не стеснялись дворового рока. Более того, заглавная песня альбома — это своего рода социальное высказывание.
Twiggys — Twee (2013 год)
Удивительно, но у самой стильной московской брит-поп группы 2000‑х нет ни одного полноценного альбома. Twee — это сборник песен коллектива.
VATNIKSTAN удалось пообщаться с Антоном Вавиловым, лидером Twiggys. Сейчас проект Twiggys закрыт. По словам Антона Вавилова, ему «в рамках Twiggys сказать больше нечего», но Антон продолжает заниматься творчеством и в течение весны обещает релиз в ретростиле. Хоть Twiggys коммерческого успеха не добилась, так как появились «либо слишком рано, либо слишком поздно», у группы были преданные поклонники, а «До свидания, лето!» и «Поцелуи радиостанциям» были настоящими хитами.
Подборку самых заметных музыкальных пластинок 1990‑х годов, куда вошла и «Морская» от группы «Мумий тролль», смотрите в нашем материале «10 главных отечественных альбомов 1990‑х годов».