Русский брит-поп. Десять альбомов

Брит-поп нель­зя назвать пол­но­цен­ным музы­каль­ным жан­ром. Ско­рее, это жур­на­лист­ский штамп, кото­рый исполь­зо­вал­ся к появив­шим­ся в сере­дине 1990‑х годов новым гитар­ным кол­лек­ти­вам из Вели­ко­бри­та­нии. Клю­че­вые груп­пы брит-попа — Oasis, Blur, Pulp, Suede, Radiohead — сме­ни­ли в хит-пара­дах гран­же­ров и пре­вра­ти­лись в наци­о­наль­ных геро­ев. При этом сти­ли­сти­че­ски у обо­зна­чен­ных групп было мно­го раз­ли­чий, но всё-таки некая эсте­ти­ка сфор­ми­ро­ва­лась: мело­дизм, уна­сле­до­ван­ный у Beatles, пси­хо­де­ли­че­ские, глэм-роко­вые и фолк-эле­мен­ты, а во внеш­нем виде — рас­тя­ну­тые лонг­с­ли­вы и олим­пий­ки с поло от лэд-куль­ту­ры или же тви­до­вые пиджаки.

Глав­ным годом в исто­рии брит-попа был 1995‑й. Тогда стар­то­ва­ла глав­ная бит­ва брит-попа — раз­ду­тое прес­сой про­ти­во­сто­я­ние за пер­вен­ство в чар­тах меж­ду Blur и Oasis. 1995‑м годом дати­ро­ва­ны мощ­ней­шая пла­стин­ка Pulp «Different Class» и аль­бом Radiohead «The Bends», кото­рый сфор­ми­ро­вал над­рыв­ный стиль груп­пы. Брит-поп стал попу­ля­рен по все­му миру, и в Рос­сии нача­ли появ­лять­ся груп­пы, явно вдох­нов­лён­ные британцами.

Облож­ка бри­тан­ско­го жур­на­ла NME от 14 авгу­ста 1995 года с заго­лов­ком «Состя­за­ние тяже­ло­ве­сов Британии»

Брит-поп сра­зу нашёл отклик в рос­сий­ских сто­ли­цах. Сти­ли­сти­кой актив­но инте­ре­со­ва­лись про­дю­се­ры. Пер­вая вол­на рус­ско­языч­но­го брит-попа появи­лась в 1996–1997 годах. Это было замет­ное явле­ние того вре­ме­ни. «Мумий тролль», дебю­ти­ро­вав­ший с запи­сан­ным в Вели­ко­бри­та­нии аль­бо­мом, стал народ­ной груп­пой. Затем брит-поп нахлы­нул в пер­вой поло­вине 2000‑х. Самым ярым про­па­ган­ди­стом направ­ле­ния был недол­го, но ярко про­су­ще­ство­вав­ший рус­ский вари­ант жур­на­ла NME. Дру­гие СМИ тоже были лояль­ны к рус­ским брит-попперам.

Егор Тимо­фе­ев и Ники­та Коз­лов каза­лись пол­но­цен­ны­ми звёз­да­ми шоу-биз­не­са, Рома Зверь таким точ­но стал. В оте­че­ствен­ных усло­ви­ях брит-поп транс­фор­ми­ро­вал­ся и при­об­ре­тал осо­бые чер­ты. Сре­ди рус­ских роке­ров ста­рой вол­ны было при­ня­то не любить новую гитар­ную музы­ку. Появи­лось пре­зри­тель­ное опре­де­ле­ние «рока­по­пс». Но этот «рока­по­пс» лишь про­дол­жал уко­ре­нять­ся в России.

VATNIKSTAN выбрал десять самых важ­ных оте­че­ствен­ных брит-поп аль­бо­мов. Неко­то­рые из этих пла­сти­нок боль­ше под­хо­дят под опре­де­ле­ние «рока­по­пса», а неко­то­рые буд­то бы взя­ты пря­ми­ком из Вели­ко­бри­та­нии. Выбор­ка состав­ля­лась толь­ко из рус­ско­языч­ных альбомов.


Мечтать — Лётчик (1996 год)

Если бы в сере­дине 1990‑х было в ходу поня­тие «гла­мур», то его бы при­ме­ни­ли к нико­ла­ев­ским сту­ден­там, двум Оле­гам — Горш­ко­ву и Пруг­ло, попав­шим под кры­ло мос­ков­ско­го про­дю­се­ра Алек­сандра Шуль­ги­на. Груп­па дебю­ти­ро­ва­ла с напич­кан­ны­ми хита­ми аль­бо­ма «Лёт­чик». «Меч­тать» нещад­но пере­де­лы­ва­ли поп-клас­си­ку (срав­ни­те заглав­ный хит аль­бо­ма и Shocking Blue «Venus»), писа­ли печаль­ные бал­ла­ды («Фев­раль») и пес­ни в духе новой роман­ти­ки («Тук-Тук»). Они были пер­во­про­ход­ца­ми лег­ко­вес­ной эстет­ской сти­ли­сти­ки, про­ти­во­по­лож­ной пре­дель­но серьёз­но­му рус­ско­му року.

Впо­след­ствии участ­ни­ки «Меч­тать» раз­ру­га­ют­ся с Шуль­ги­ным и груп­па пре­кра­тит своё суще­ство­ва­ние. Толь­ко в 2010 году Олег Горш­ков выпу­стит соль­но аль­бом «Вре­мя Меч­тать», кото­рый счи­та­ют вто­рым аль­бо­мом группы.


Старый приятель — Не плачь (1996 год)

Груп­па, тяго­те­ю­щая к мос­ков­ско­му биту в духе «Бра­во», оча­ро­ва­ла саму Аллу Пуга­чё­ву. В 1997 году при­ма­дон­на рос­сий­ской эст­ра­ды назва­ла кол­лек­тив глав­ным музы­каль­ным откры­ти­ем. Для «Ста­ро­го при­я­те­ля» были харак­тер­ны бод­рость духа, соче­та­е­мая с сен­ти­мен­таль­но­стью, мело­дич­ность и рок-н-ролль­ные моти­вы. Глав­ные хиты — про­ни­зан­ные опти­ми­стич­ной печа­лью «Не плачь» и «Мос­ков­ская любовь». Моск­ви­чи были после­до­ва­тель­ны­ми поклон­ни­ка­ми The Beatles, как и боль­шин­ство брит-поп групп. Пес­ни вошли в кате­го­рию «не знаю, отку­да знаю», но сами «Ста­рый при­я­тель» звёз­да­ми не стали.


Свинцовый туман — Зима (1997 год)

Если преды­ду­щие аль­бо­мы под­бор­ки — яркие дебю­ты, то «Зима» — это тре­тья пла­стин­ка кол­лек­ти­ва. «Свин­цо­вый туман» рань­ше всех адап­ти­ро­вал ново­мод­ный гитар­ный саунд из Вели­ко­бри­та­нии к рос­сий­ским усло­ви­ям. Груп­пе уда­лось даже пога­стро­ли­ро­вать в Ирлан­дии и Шот­лан­дии в 1990 году. Их англо­филь­ский дебют­ник вышел ещё в 1994 году. Но имен­но «Зиму» мож­но назвать глав­ным аль­бо­мом кол­лек­ти­ва. Стар­ту­ет аль­бом с глав­ной ком­по­зи­ции «Свин­цо­во­го тума­на», тан­це­валь­ной «Я знаю». Но в целом аль­бом боль­ше в духе груп­пы The Verve. «Свин­цо­вый туман» счи­та­лись самы­ми про­дви­ну­ты­ми арти­ста­ми поколения.


Мумий тролль — Морская (1997 год)

Как ока­за­лось, пио­не­ры брит-попа гото­ви­ли поч­ву для дей­стви­тель­но боль­шо­го аль­бо­ма, кото­рый стал сим­во­лом эпо­хи и одним из луч­ших в пери­од 1990‑х годов.

«Мумий тролль» на облож­ке жур­на­ла «ОМ»

Собрав­ши­е­ся ещё в пере­стро­еч­ные годы вла­ди­во­сток­цы после пау­зы в несколь­ко лет поста­ви­ли всё на музы­ку и не про­га­да­ли. «Мор­ская» запи­сы­ва­лась в Лон­доне. Про­ник­но­вен­ные ком­по­зи­ции, мощь кото­рых ощу­ща­лась ещё по ран­ним непро­фес­си­о­наль­ным запи­сям кол­лек­ти­ва, полу­чи­ла обо­лоч­ку уров­ня пере­до­вых арти­стов жан­ра. Аль­бом был настоль­ко бро­не­бой­ным по сво­ей силе, что каж­дая пес­ня зву­чит как гимн поколения.


МультFильмы — МультFильмы (2000 год)

Если в 1990‑е эпи­цен­тром рус­ско­го брит-попа была Москва, то в 2000‑е боль­шин­ство ярких арти­стов было из Санкт-Петер­бур­га. «Муль­тFиль­мы» чёт­ко опре­де­ли­ли свои источ­ни­ки вдох­но­ве­ния. Фронт­мен Егор Тимо­фе­ев заявил: «На сто­ле зер­каль­ном еле слыш­но спо­рят три кас­се­ты Pulp, Oasis и Blur». Пред­став­ля­ет­ся, что для «Муль­тFиль­мов» пер­вая груп­па из пере­чис­лен­ных — самая важная.

Егор Тимо­фе­ев на облож­ке жур­на­ла «Моло­дой», 2001 год

«Муль­тFиль­мы» адап­ти­ро­ва­ли брит-поп для сту­ден­че­ской сре­ды. На одно­имён­ном аль­бо­ме груп­пы были про­стые пес­ни с дво­ро­вой роман­ти­кой, при этом очень каче­ствен­но запи­сан­ные с мно­го­мер­ны­ми аран­жи­ров­ка­ми. На момент нача­ла 2000‑х каза­лось, что «Муль­тFиль­мы» — сле­ду­ю­щие после «Мумий трол­ля» боль­шие звёз­ды, но глав­ной звез­дой Егор Тимо­фе­ев стал толь­ко для жур­на­ла NME.


Танцы минус — Флора-фауна (2000 год)

Петер­бурж­цы «Тан­цы минус» появи­лись ещё в 1990‑е. Груп­па участ­во­ва­ла в ком­пи­ля­ции про­дви­ну­то­го рока «2000% живой энер­гии» в 1996 году. Затем музы­кан­ты во гла­ве с Вяче­сла­вом Пет­ку­ном пере­еха­ли в Моск­ву. Все­рос­сий­скую извест­ность «Тан­цы минус» полу­чи­ли бла­го­да­ря супер­хи­ту — посвя­ще­нию сто­ли­це «Город», вышед­ше­му на вто­ром аль­бо­ме. Но «Тан­цы минус» — совсем не груп­па одной пес­ни, аль­бом «Фло­ра-фау­на» состо­ит из креп­ких ком­по­зи­ций. Это уве­рен­ный в себе рок от груп­пы, кото­рая упор­ным тру­дом доби­лась востребованности.


Торба-на-Круче — Не псих (2001 год)

Собрав­ший­ся в Санкт-Петер­бур­ге кол­лек­тив во гла­ве с киров­ча­ни­ном Мак­сом Ива­но­вым испол­нял нер­воз­ный рок в духе аль­бо­ма «The Bends» Radiohead и толь­ко что появив­ших­ся бри­тан­цев Muse. Пес­ни с «Не пси­ха» попа­да­ли в рота­цию и на MTV, и на «Наше радио». Сво­ей над­рыв­ной мане­рой Макс Ива­нов в какой-то сте­пе­ни пред­вос­хи­тил эмо-сце­ну. Груп­па с истош­но ору­щим вока­ли­стом «Я не псих» вос­при­ни­ма­лась как необыч­ное явле­ние для сдер­жан­ной оте­че­ствен­ной рок-сце­ны нача­ла 2000‑х.


Сегодняночью — Кофе и сигареты (2002 год)

«Кофе и сига­ре­ты» — это образ­цо­вый рус­ско­языч­ный брит-поп аль­бом. Исто­рия созда­ния тоже кано­ни­че­ская. Груп­па, собран­ная, по утвер­жде­ни­ям фронт­ме­на Ники­ты Коз­ло­ва, чуть ли не как бойз-бенд, заво­е­ва­ла пер­вые места во все­воз­мож­ных хит-пара­дах, о них писа­ли глян­це­вые жур­на­лы, но при этом «Сегод­ня­но­чью» были убыточны.

Ники­та Коз­лов из «Сегод­ня­но­чью». 2002 год

Груп­пу не зва­ли в гастро­ли. Музы­каль­ный кри­тик и про­дю­сер Алек­сандр Куш­нир заяв­лял, что у фир­мы-изда­те­ля CD Land из-за под­пи­сан­тов воз­ник­ли дол­ги в раз­ме­ре 180 тысяч дол­ла­ров. Но аль­бом полу­чил­ся очень стиль­ным и, воз­мож­но, даже напле­ва­тель­ским к кон­тек­сту того вре­ме­ни. «Кофе и сига­ре­ты» повест­ву­ет о мире богем­ных повес. Самая далё­кая от наро­да груп­па, про­дви­га­е­мая на мас­со­вый рынок.


Звери — Районы-кварталы (2004 год)

Изна­чаль­но «Зве­ри» счи­та­лись груп­пой, кото­рая мог­ла бы разо­гре­вать «Сегод­ня­но­чью». Но пер­вое впе­чат­ле­ние музы­каль­ных кри­ти­ков было обман­чи­вым: Рома Зверь, ини­ци­а­тор груп­пы, был геро­ем из наро­да, а не эсте­том. Хоть дебют­ник «Зве­рей» про­мо­ути­ро­вал­ся с помо­щью NME, уже на самом стар­те ста­ло понят­но, что груп­па гораз­до более radio friendly, чем дру­гие пер­со­на­жи мате­ри­а­лов жур­на­ла. Рома Зверь в посто­ян­ной олим­пий­ке ско­рее вобрал внеш­нюю эсте­ти­ку. На самом деле «Зве­ри» совер­шен­но не стес­ня­лись дво­ро­во­го рока. Более того, заглав­ная пес­ня аль­бо­ма — это сво­е­го рода соци­аль­ное высказывание.


Twiggys — Twee (2013 год)

Уди­ви­тель­но, но у самой стиль­ной мос­ков­ской брит-поп груп­пы 2000‑х нет ни одно­го пол­но­цен­но­го аль­бо­ма. Twee — это сбор­ник песен коллектива.

VATNIKSTAN уда­лось пооб­щать­ся с Анто­ном Вави­ло­вым, лиде­ром Twiggys. Сей­час про­ект Twiggys закрыт. По сло­вам Анто­на Вави­ло­ва, ему «в рам­ках Twiggys ска­зать боль­ше нече­го», но Антон про­дол­жа­ет зани­мать­ся твор­че­ством и в тече­ние вес­ны обе­ща­ет релиз в ретро­сти­ле. Хоть Twiggys ком­мер­че­ско­го успе­ха не доби­лась, так как появи­лись «либо слиш­ком рано, либо слиш­ком позд­но», у груп­пы были пре­дан­ные поклон­ни­ки, а «До сви­да­ния, лето!» и «Поце­луи радио­стан­ци­ям» были насто­я­щи­ми хитами.


Под­бор­ку самых замет­ных музы­каль­ных пла­сти­нок 1990‑х годов, куда вошла и «Мор­ская» от груп­пы «Мумий тролль», смот­ри­те в нашем мате­ри­а­ле «10 глав­ных оте­че­ствен­ных аль­бо­мов 1990‑х годов».

Поделиться