Лучшие сериалы 1980‑х гг.: от русской классики до гардемаринов

Про­дол­жа­ем раз­го­вор о сери­а­лах. В про­шлый раз мы обсу­ди­ли хиты 1990‑х гг., сего­дня на оче­ре­ди 1980‑е гг. Пик раз­ви­тия кино­про­ма СССР, при­чём не толь­ко Мос­филь­ма, но и Киев­ской, Одес­ской, Бело­рус­ской, Риж­ской кино­сту­дий. Чем кино отли­ча­лось тогда? Оно было в осно­ве сво­ей неком­мер­че­ским — всем была инте­рес­на идея и каче­ство, а не хайп. Рей­тин­гов прак­ти­че­ски не было, а пото­му важ­нее было мне­ние худ­со­ве­та и цен­зу­ры. Вы не пове­ри­те, но это при­но­си­ло бла­го­твор­ный эффект — высо­кая план­ка каче­ства рабо­ты опе­ра­то­ров, сце­нар­но­го мате­ри­а­ла, боль­шие день­ги и сро­ки съё­мок поз­во­ля­ли делать достой­ный продукт.

Кадр из сери­а­ла «Дол­гая доро­га в дюнах»

«Долгая дорога в Дюнах», 1981 год

Не мог не вспом­нить о моей родине. Луч­ший сери­ал Лат­вии всех вре­мён, нико­гда уже малень­кой стране не снять подоб­ное. Игра актё­ров, музы­ка, сце­на­рий — всё при нём. Олег Руд­нев, гла­ва Гос­ко­ми­те­та Лат­вий­ской ССР по кине­ма­то­гра­фии, напи­сал сце­на­рий на осно­ве рас­ска­зов рыба­ков, кото­рый он «попро­сил» экра­ни­зи­ро­вать. Сце­на­рий был слаб, поэто­му тру­же­ни­ки Риж­ской кино­сту­дии, одной из глав­ных в СССР, его при­че­са­ли, пора­бо­та­ли над диа­ло­га­ми, музы­ку напи­сал леген­дар­ный Рай­монд Паулс. Рыбац­кая леген­да кол­хо­за «Узва­ра» («Побе­да») о люб­ви про­сто­го рыба­ка и доч­ки поме­щи­ка пре­вра­ти­лась в сери­ал, кото­рый смот­рел весь Союз, а ули­цы к вече­ру пусте­ли. Будет ли когда-то так, чтоб сери­ал При­бал­ти­ки соби­рал такие беше­ные рей­тин­ги? Артур и Мар­та — новая кино­лю­бовь все­го сою­за. В этом была конеч­но ещё и сим­па­тия совет­ско­го чело­ве­ка к «нашей Евро­пе» — Лат­вия с её готи­кой, кафеш­ка­ми и дюна­ми была меч­той про­сто­го труженика.

Любовь сквозь года и испы­та­ния вой­ны. Артур и Мар­та любят друг дру­га, она рожа­ет от него сына, но выхо­дит замуж за бога­ча Рихар­да. Потом будет вой­на, сибир­ские тюрь­мы и дол­го­ждан­ная встре­ча. Они сно­ва вме­сте, про­шли эту дол­гую доро­гу в дюнах, пре­одо­ле­ли всё, что вынес­ла Лат­вия на сво­ём веку.


«Хлеб — имя существительное», 1988 год

Пере­строй­ка откры­ла преж­де запрет­ные темы совет­ской исто­рии. Навер­ня­ка зна­ли люди о кол­лек­ти­ви­за­ции, но вряд ли пред­став­ля­ли себе, что же это такое было, сколь­ко погиб­ло от голо­да и было рас­ку­ла­че­но. При Бреж­не­ве уже писа­те­ли «дере­вен­ской про­зы» кри­ча­ли вовсю — село уми­ра­ет, спа­си­те его. Писа­ли и при­чи­нах этой про­бле­мы, их не кара­ли за это, но и чита­те­лей у них было не так много.

В 1988 году Лен­фильм снял 8‑серийный фильм «Хлеб — имя суще­стви­тель­ное» о жиз­ни боль­шо­го при­волж­ско­го села. С 1900 по 1937 годы — взлёт и паде­ние села, раз­вал веко­во­го укла­да и тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, неко­гда зажи­точ­ное село обра­ще­но в пепел вой­на­ми, кол­лек­ти­ви­за­ци­ей, голод и смерть царят там, где неко­гда гуля­ли на ярмарке.


«Трест, который лопнул», 1982 год

Дикий Запад — куль­то­вая тема. А если это герои О. Ген­ри — это хоро­шо вдвойне. Супер­мю­зикл с Кара­чен­цо­вым для вас! Два дру­га Так­кер и Питерс — бла­го­род­ные жули­ки. Они не про­сто обво­ро­вы­ва­ют аме­ри­кан­цев. Прин­цип Джеф­фа — обя­за­тель­но что-то отдать вза­мен полу­чен­ных денег «будь то меда­льон из фаль­ши­во­го золо­та, …или бир­же­вые бума­ги, или поро­шок от блох, или хотя бы затрещина».

Они раз­ра­ба­ты­ва­ют афе­ры, что­бы зара­бо­тать денег и осу­ще­ствить меч­ты. Энди Так­кер хочет открыть биб­лио­те­ку, а Джефф Питерс — вер­нуть­ся в род­ной штат Юта и встре­тить­ся с пер­вой любо­вью. «Вак­ха­на­лия азар­та, став­ка жизнь и став­ка смерть!».


«Маленькие трагедии», 1979–1980‑е гг.

Послед­няя роль в кино Высоц­ко­го в роли Дон Жуа­на. Рас­ска­зы Пуш­ки­на ожи­ва­ют на экране во всей кра­се. Теле­ви­зи­он­ный трёх­се­рий­ный фильм, сня­тый режис­сё­ром Миха­и­лом Швей­це­ром, посвя­щён 150-лет­не­му юби­лею рабо­ты Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на в Болдине.

Свя­зу­ю­щим сюже­том филь­ма слу­жит повесть Пуш­ки­на «Еги­пет­ские ночи». А «Малень­кие тра­ге­дии» пред­ста­ют как спон­тан­ное твор­че­ство на темы, задан­ные пуб­ли­кой из «Еги­пет­ских ночей». Все в сбо­ре — Дон Жуан, Ску­пой рыцарь, Моцарт и Салье­ри, Мефи­сто­фель, явят вам фее­рию, достой­ную восхищения.


«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981 год

Наши пер­вые книж­ки. Я даже пом­ню вто­рой класс и чёр­ную книж­ку с кар­тин­ка­ми, кото­рую мы чита­ли. Что было в СССР на выс­шем уровне, чего нет сего­дня — дет­ское кино. Через обра­зо­ва­тель­ную про­грам­му и теле­ви­де­ние детям ста­ра­лись при­вить пра­виль­ные цен­но­сти — друж­бу, сме­лость, чест­ность — и доно­си­ли это в игро­вой форме.

При­клю­че­ния двух дру­зей из Аме­ри­ки, кото­рые точ­но не будут ску­чать, прой­дут вме­сте испы­та­ния и пора­ду­ют­ся награ­де, най­ден­ной слу­чай­но. Будет и любовь — Бек­ки, рас­сле­до­ва­ние убий­ства, пират­ская жизнь на ост­ро­ве. Из пере­дряг Том и Гек вый­дут с честью.


«Мёртвые души», 1984 год

Клас­си­ка — глав­ная тема позд­не­го совет­ско­го кино. Навер­ное, пото­му что гово­рить в кино о дне сего­дняш­нем было всё рав­но, что гулять по мин­но­му полю в под­пи­тии. А если это делать уста­ми пер­со­на­жей фан­та­сти­ки или рус­ской клас­си­ки — вро­де как все вопро­сы к Гого­лю и Чехо­ву, при­чём тут режиссёр?

Повесть Гого­ля акту­аль­на и по сей день, все пер­со­на­жи — Мани­лов, Соба­ке­вич, Плюш­кин — это энцик­ло­пе­дия рус­ской души, во всех нас есть немно­го от геро­ев «Мёрт­вых душ». Сери­ал полу­чил­ся на сла­ву — здесь и рас­суж­де­ния об ответ­ствен­но­сти чело­ве­ка, о Боге, о пути Рос­сии в автор­ской гого­лев­ской мане­ре — его острое сло­во и сати­ра о загни­ва­ю­щем дво­рян­стве, где душе не быть живой.


«Цыган» и «Возвращение Будулая»,1979–1985 гг.

Рус­ская лите­ра­ту­ра все­гда с сан­ти­мен­та­ми отно­си­лась к цыга­нам, а в быту и сего­дня они ско­рее вызы­ва­ют оттор­же­ние и опас­ку. Но как не вспом­нить Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Чехо­ва, Горь­ко­го, Лес­ко­ва, Цве­та­е­ву с её:

«Целое поле нам — Брач­ная кро­вать! Пьян без вина и без хле­ба сыт, — Это цыган­ская сва­дьба мчит!».

Что так тро­га­ет в них — навер­ное, искрен­ность, страсть и веч­ное стран­ни­че­ство, «любовь» у них риф­му­ет­ся лишь со сло­вом «кровь», а жить дол­го и счаст­ли­во влюб­лён­ным нико­гда не суж­де­но. Ещё до бра­зиль­ских сери­а­лов наши люди зачи­ты­ва­лись лите­ра­тур­ны­ми мелодрамами.

Совет­ский цыган Буду­лай — вое­вал на фрон­те как герой, дошёл до Бер­ли­на, вер­нул­ся в кол­хоз куз­не­цом. Он влю­бит­ся в Клав­дию, они прой­дут вме­сте испы­та­ния, что­бы встре­тить­ся и рас­ста­вать­ся уже нико­гда. Такой совет­ский насто­я­щий фильм о том, что наци­о­наль­ные пред­рас­суд­ки ни к чему.


«За всё заплачено», 1988 год

Афган — послед­няя вой­на СССР, вой­на, при­нёс­шая горе, вой­на, про­кля­тая наро­дом. Офи­ци­аль­но всё шло успеш­но, но во дво­ре зна­ли, что при­хо­дят «гру­зы 200», ещё один чей-то друг, одно­класс­ник вер­нул­ся из далё­кой стра­ны инва­ли­дом и не может вый­ти из дома, а кто-то вер­нул­ся с изло­ман­ной пси­хи­кой. Но это были кухон­ные бесе­ды, осуж­дав­шие власть за аван­тю­ру в Азии ценой жиз­ни наших ребят.

Один из пер­вых филь­мов, пока­зав­ших вой­ну СССР в Афга­ни­стане был «За всё запла­че­но». Вер­нув­ши­е­ся из Афга­на одно­пол­чане рабо­та­ют в Сиби­ри, не зна­ют, как им жить в мир­ной реаль­но­сти. Их цель — зара­бо­тать на памят­ник пав­ше­му дру­гу. Рабо­та им пред­сто­ит труд­ная: про­тя­нуть 20 км газо­про­во­да за два меся­ца, но гораз­до слож­нее было пре­одо­леть сопро­тив­ле­ние началь­ства и бан­ди­тов. Фильм о том, что дела­ет вой­на с людьми.


 

Поделиться