Певец-художник Фёдор Шаляпин: как крестьянский парень стал мировой звездой

Одна­жды, уже после рево­лю­ции, в гостях у Фёдо­ра Шаля­пи­на сиде­ли фин­лянд­ский ком­му­нист Эйно Рахия и рос­сий­ский рево­лю­ци­о­нер Алек­сандр Куклин. Выпив, Рахия заявил Шаля­пи­ну, что таких, как он, «надо резать», пото­му что «ни у како­го чело­ве­ка не долж­но быть ника­ких пре­иму­ществ над людь­ми, а талант нару­ша­ет равен­ство». Куклин доба­вил, что «ниче­го, кро­ме про­ле­та­ри­ев, не долж­но суще­ство­вать, а еже­ли суще­ству­ет, то суще­ство­вать это долж­но для про­ле­та­ри­ев», а затем и вовсе заявил: «Вот вы, актё­риш­ки, вот вы, что вы для про­ле­та­ри­а­та сде­ла­ли что-нибудь али не сде­ла­ли?» Поси­дел­ки ожи­да­е­мо закон­чи­лись скан­да­лом, подроб­но­сти кото­ро­го опи­са­ны в вос­по­ми­на­ни­ях пев­ца «Мас­ка и душа». 

Порт­рет Фёдо­ра Шаля­пи­на. Борис Кусто­ди­ев. 1921 год

Выхо­дец из кре­стьян­ской семьи Фёдор Шаля­пин дей­стви­тель­но со сто­ро­ны мог пока­зать­ся «бур­жу­ем» и «бари­ном», само­до­воль­но насла­жда­ю­щим­ся рос­ко­шью. Имен­но таким запе­чат­ле­ли его на порт­ре­тах худож­ни­ки Кон­стан­тин Коро­вин и Борис Кусто­ди­ев. Одна­ко богат­ство Шаля­пин зара­бо­тал тру­дом и талан­том, нико­го не экс­плу­а­ти­руя. С юно­сти он мно­го рабо­тал и был не толь­ко пев­цом, но и актё­ром, режис­сё­ром, худож­ни­ком и скуль­пто­ром. День­га­ми и про­чи­ми бла­га­ми Шаля­пин щед­ро делил­ся с нуждающимися. 

Рас­ска­зы­ва­ем, как сло­жи­лась жизнь Шаля­пи­на, в чём он разо­шёл­ся в боль­ше­вист­ски­ми вла­стя­ми, за что его тра­ви­ли в газе­тах и поче­му он всё-таки решил­ся эмигрировать. 


Юность и первый успех

Фёдор Ива­но­вич Шаля­пин родил­ся 13 фев­ра­ля 1873 года в Каза­ни в семье кре­стьян. Его роди­те­ли были выход­ца­ми из Вят­ской губер­нии. Уже в дет­стве малень­кий Федя часто под­пе­вал маме, роди­те­ли заме­ти­ли это и отда­ли сына в цер­ков­ный хор. Впо­след­ствии о дет­ских годах Шаля­пин вспоминал:

«Я сде­лал себе за ого­ро­дом нору, зале­зал в неё и вооб­ра­жал, что это мой дом, что я живу на све­те один, сво­бод­ный, без отца и мате­ри. Меч­тал, что хоро­шо бы мне заве­сти сво­их коров, лоша­дей, и вооб­ще меч­тал о чём-то дет­ски-неяс­ном, о жиз­ни, похо­жей на сказку».

Дом в Аме­те­во, где про­шло дет­ство Шаляпина

Отец Фёдо­ра счи­тал, что пение — не более чем вре­мен­ное увле­че­ние сына и про­кор­мить­ся одни­ми лишь кон­цер­та­ми в жиз­ни невоз­мож­но, а зна­чит, сыну нуж­но овла­деть каким-нибудь ремеслом. В 1885 году 12-лет­ний Фёдор окон­чил началь­ное учи­ли­ще и сра­зу же посту­пил в ремес­лен­ное учи­ли­ще в Арске. Несколь­ко лет юный Шаля­пин про­ра­бо­тал помощ­ни­ком писа­ря. В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ло пере­пи­сы­ва­ние бумаг, что он счи­тал очень скуч­ным занятием.

Шаля­пин в 1896 году

В 1889 году Шаля­пин посту­пил в дра­ма­ти­че­скую труп­пу на долж­ность ста­ти­ста, а 29 мар­та 1890 года впер­вые высту­пил на сцене. В сен­тяб­ре того же года Фёдор Ива­но­вич пере­ехал из Каза­ни в Уфу и начал рабо­тать в хоре опе­ре­точ­ной труп­пы. С этой труп­пой Шаля­пин про­вёл гастро­ли по несколь­ким горо­дам, но уже после пер­во­го теат­раль­но­го сезо­на остал­ся без рабо­ты и денег. Спас­ло зна­ком­ство в Тифли­се с опер­ным пев­цом и педа­го­гом Дмит­ри­ем Уса­то­вым, кото­рый согла­сил­ся бес­плат­но давать Шаля­пи­ну уро­ки пения, так как уви­дел в нём боль­шой твор­че­ский потен­ци­ал. Вско­ре бла­го­да­ря Уса­то­ву Шаля­пин высту­пал в тифлис­ской опере.

Дмит­рий Усатов

В 1893 году Шаля­пин пере­ехал в Моск­ву, а в сле­ду­ю­щем году — в Санкт-Петер­бург, где пел в труп­пах Миха­и­ла Лен­тов­ско­го и Ива­на Зазу­ли­на. Лишь в сто­ли­це моло­дой певец обра­тил на себя вни­ма­ние пуб­ли­ки. В 1895 году его при­ня­ли в состав Санкт-Петер­бург­ской опер­ной труп­пы. Шаля­пин высту­пал на сцене Мари­ин­ско­го теат­ра, но вско­ре его ста­ла угне­тать стро­гая теат­раль­ная дис­ци­пли­на. Фёдор Ива­но­вич начал рабо­тать в част­ном теат­ре Сав­вы Мамон­то­ва в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Мамон­тов дал Шаля­пи­ну боль­шую сво­бо­ду твор­че­ства и при этом хоро­шо пла­тил. Оце­ни­вая раз­ни­цу меж­ду импе­ра­тор­ским и част­ным теат­ром Мамон­то­ва, Шаля­пин писал в воспоминаниях:

«Я сра­зу почув­ство­вал раз­ни­цу меж­ду рос­кош­ным клад­би­щем мое­го импе­ра­тор­ско­го теат­ра с его пыш­ны­ми сар­ко­фа­га­ми и этим лас­ко­вым зелё­ным полем с про­сты­ми души­сты­ми цве­та­ми. <…> Не при­хо­ди­ли ника­кие чинов­ни­ки на сце­ну, не тыка­ли паль­цем, не мор­щи­ли бровей».

Новая атмо­сфе­ра поз­во­ли­ла Шаля­пи­ну пол­нее рас­крыть сце­ни­че­ский талант. Он испол­нял басо­вые пар­тии из таких опер, как «Борис Году­нов», «Жизнь за царя», «Пско­ви­тян­ка», «Моцарт и Салье­ри», «Сад­ко», «Хован­щи­на» и мно­гих дру­гих. Осо­бен­но успеш­ной ста­ла роль Мефи­сто­фе­ля в опе­ре Шар­ля Гуно «Фауст».

Каж­дое выступ­ле­ние Шаля­пи­на сопро­вож­да­лось не про­сто ова­ци­я­ми, а бур­ны­ми вос­тор­га­ми пуб­ли­ки. Газе­та «Мос­ков­ские ведо­мо­сти» в 1901 году писала:

«В фина­ле тре­тьей кар­ти­ны появ­ля­ет­ся царь Иоанн Гроз­ный, кото­ро­го игра­ет Ф. И. Шаля­пин, до сих пор не высту­пав­ший в этом сезоне. Оглу­ши­тель­ный взрыв апло­дис­мен­тов все­го зала при­вет­ство­вал выход люби­мо­го арти­ста, и к ова­ции пуб­ли­ки при­со­еди­ни­лась ова­ция всех, нахо­див­ших­ся в это вре­мя на сцене. В антрак­тах герои спек­так­ля гг. Рим­ский-Кор­са­ков и Шаля­пин полу­чи­ли под­но­ше­ния. <…> Г. Шаля­пин был при­вет­ство­ван круж­ком почи­та­те­лей „хле­бом-солью», подан­ном на пре­крас­ной рабо­ты блю­де с солон­кой с рос­кош­но выши­тым поло­тен­цем и цве­точ­ным пла­то. „Искрен­ние поклон­ни­ки» при­сла­ли лав­ро­вый венок. Нако­нец, от неиз­вест­ных лиц была пода­на изящ­ная цве­точ­ная лира с не менее изящ­ной над­пи­сью: „Пев­цу-худож­ни­ку»».

Шаля­пин в обра­зе Бори­са Годунова
Шаля­пин в обра­зе Мефи­сто­фе­ля. 1915 год

В теат­ре Сав­вы Мамон­то­ва Фёдор Ива­но­вич позна­ко­мил­ся с пер­вой женой, ита­льян­ской бале­ри­ной Иолой Тор­на­ги. На момент зна­ком­ства Шаля­пин вооб­ще не знал ита­льян­ско­го язы­ка, а Тор­на­ги очень пло­хо гово­ри­ла на рус­ском. Пер­вое вре­мя влюб­лён­ные обща­лись жеста­ми, что не поме­ша­ло им уже через несколь­ко меся­цев обвен­чать­ся. В 1899 году родил­ся пер­ве­нец, но умер в четы­ре года. Поз­же в семье роди­лось ещё пяте­ро детей, все они дожи­ли до пре­клон­но­го возраста.

Шаля­пин с пер­вой женой Иолой Торнаги

Спу­стя при­мер­но 10 лет бра­ка Шаля­пин, не раз­во­дясь с Иолой, сошёл­ся с Мари­ей Пет­цольд, кото­рая ста­ла его фак­ти­че­ской, но неофи­ци­аль­ной женой. В этом бра­ке роди­лось ещё трое детей.

Фёдор Шаля­пин с сыном Бори­сом. 1912 год

В 1899 году Фёдор Ива­но­вич про­дол­жил сотруд­ни­че­ство с импе­ра­тор­ским теат­ром, высту­пал в Петер­бур­ге и Москве, а в 1901 году отпра­вил­ся на пер­вые загра­нич­ные гастро­ли в Милан, где пел на сцене «Ла Ска­лы». Его роль Мефи­сто­фе­ля вызва­ла вос­тор­жен­ные ова­ции пуб­ли­ки. В Нью-Йор­ке артист высту­пил на сцене «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ры».

«Очи чёр­ные» в испол­не­нии Фёдо­ра Шаляпина

Извест­ность при­нес­ла Шаля­пи­ну и новый круг зна­ко­мых. Сре­ди них теперь были Алек­сандр Куп­рин, Миха­ил Вру­бель, Сер­гей Рах­ма­ни­нов, Мак­сим Горь­кий, а из ино­стран­цев — зна­ме­ни­тые пев­цы Энри­ко Кару­зо и Тит­та Руффо.

Облож­ка худо­же­ствен­но-лите­ра­тур­но­го и юмо­ри­сти­че­ско­го жур­на­ла «Искры». На сним­ке Фёдор Шаля­пин и Алек­сандр Куп­рин. Фото­граф Карл Бул­ла. 1911 год

В Первую рус­скую рево­лю­цию Шаля­пин под­дер­жал рабо­чее дви­же­ние. Артист испол­нял «Дуби­нуш­ку», «Вдоль по Питер­ской» и дру­гие народ­ные пес­ни, выступ­ле­ния неред­ко пре­вра­ща­лись в поли­ти­че­ские демон­стра­ции, а собран­ные с кон­цер­тов день­ги Фёдор Ива­но­вич часто жерт­во­вал на нуж­ды рабочих.

«Дуби­нуш­ка» в испол­не­нии Шаляпина

Взгля­ды Шаля­пи­на в то вре­мя были близ­ки к соци­а­ли­сти­че­ским. Как и подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рус­ской интел­ли­ген­ции, артист видел недо­стат­ки суще­ству­ю­ще­го режи­ма и был убеж­дён в необ­хо­ди­мо­сти изме­не­ний. Позд­нее в мему­а­рах он писал:

«Мно­гим, навер­ное, пока­жет­ся неожи­дан­ным моё при­зна­ние, что в тече­ние почти двух десят­ков лет я сочув­ство­вал соци­а­ли­сти­че­ско­му дви­же­нию в Рос­сии и едва ли не счи­тал себя само­го заправ­ским социалистом».

Одна­ко с тече­ни­ем вре­ме­ни его поли­ти­че­ские взгля­ды замет­но изме­ни­лись, на чём мы ещё оста­но­вим­ся более подробно.

Фёдор Шаля­пин игра­ет мель­ни­ка в опе­ре Алек­сандра Дар­го­мыж­ско­го «Русал­ка». 1910 год

Фёдор Шаля­пин про­явил себя не толь­ко как певец. Кри­ти­ки отме­ча­ли его актёр­скую игру как на сцене, так и в филь­мах. В 1915 году Шаля­пин испол­нил глав­ную роль царя в филь­ме Алек­сандра Ива­но­ва-Гая «Царь Иван Васи­лье­вич Гроз­ный». Поз­же он снял­ся в лен­те Геор­га Паб­ста «Дон Кихот», где испол­нил глав­ную роль. Кри­ти­ки отме­ча­ли его высо­кое актёр­ское мастер­ство и уме­ние досто­вер­но играть тра­ги­че­ские роли.

Фёдор Шаля­пин в роли Дон Кихо­та. 1930‑е годы

Шаля­пин в роли Дон Кихо­та. 1933 год

Шаля­пин увле­кал­ся живо­пи­сью и скульп­ту­рой. Это не уди­ви­тель­но, учи­ты­вая, что дол­гие годы Фёдор Ива­но­вич общал­ся со мно­ги­ми худож­ни­ка­ми. Неко­то­рые из них, напри­мер Коро­вин, Серов, Поле­нов, ста­ли его близ­ки­ми дру­зья­ми, а Кусто­ди­ев и Репин писа­ли его порт­ре­ты. Кон­стан­тин Коро­вин свидетельствовал:

«Его влек­ли все обла­сти искус­ства. Он не мог видеть каран­даш, что­бы сей­час же не начать им рисо­вать. При­том где попа­ло — на ска­тер­тях в ресто­ра­нах, на меню, на газетах…»

Шаля­пин лепит само­го себя. 1912 год

В годы революции

После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны Шаля­пин, к тому вре­ме­ни дале­ко не бед­ный чело­век, открыл на соб­ствен­ные сред­ства два гос­пи­та­ля для ране­ных сол­дат общей вме­сти­мо­стью в 70 чело­век. Фёдор Ива­но­вич не афи­ши­ро­вал бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Вме­сте с тем начав­ша­я­ся вой­на пре­рва­ла загра­нич­ные гастро­ли пев­ца, теперь он высту­пал в Пет­ро­гра­де и Москве.

Шаля­пин с семьёй в воен­ном гос­пи­та­ле. 1915 год

Рево­лю­ции 1917 года пона­ча­лу не силь­но затро­ну­ли Шаля­пи­на. Он про­дол­жал рабо­тать, удач­но попро­бо­вал себя в каче­стве теат­раль­но­го режис­сё­ра, поста­вив опе­ры «Дон Кар­лос» и «Русал­ка».

Захва­тив­шие власть боль­ше­ви­ки отнес­лись к Шаля­пи­ну бла­го­склон­но. Это­му спо­соб­ство­ва­ла как друж­ба с Мак­си­мом Горь­ким, так и помощь пев­ца рабо­чим в Первую рус­скую рево­лю­цию. В 1918 году Фёдор Ива­но­вич воз­гла­вил Мари­ин­ский театр и тогда же пер­вым был удо­сто­ен зва­ния народ­но­го арти­ста РСФСР.

Шаля­пин с Мак­си­мом Горьким

Со вре­ме­нем Шаля­пин понял, что над ним навис­ла угро­за. В 1920 году боль­ше­ви­ки рас­стре­ля­ли близ­ких дру­зей Фёдо­ра Ива­но­ви­ча — баро­нов Стю­ар­тов. У само­го Шаля­пи­на про­во­ди­ли обыс­ки. Глав­ной при­чи­ной были слу­хи о «золо­тых рос­сы­пях» в доме пев­ца, кото­рый при этом не делит­ся с вла­стью. В вос­по­ми­на­ни­ях он так писал об этом:

«Итак, я бур­жуй. В каче­стве тако­во­го я стал под­вер­гать­ся обыс­кам. С уме­рен­ны­ми доза­ми таких раз­вле­че­ний я готов был мирить­ся, но мои милые пар­тий­цы ско­ро ста­ли раз­вле­кать меня уже черес­чур настойчиво».

Неред­ко при обыс­ках изы­ма­ли иму­ще­ство, день­ги и цен­но­сти, кото­рые при­гля­ну­лись чеки­стам. Одна­жды у Шаля­пи­на сня­ли со счё­та 200 тысяч руб­лей, в дру­гой раз ото­бра­ли авто­мо­биль, в тре­тий — кол­лек­цию ору­жия и запа­сы вина. Потом при­шла повест­ка о необ­хо­ди­мо­сти выпла­тить в каз­ну пять мил­ли­о­нов руб­лей — такой сум­мы у него не было.

Позд­нее в мему­а­рах Шаля­пин вспо­ми­нал свои буд­ни в 1918—1921 годах:

«Я ино­гда спра­ши­ваю себя с удив­ле­ни­ем, как это мог­ло слу­чить­ся, что в моей сто­ло­вой, в кото­рой сижи­ва­ли Рим­ские-Кор­са­ко­вы, Серо­вы, Ста­со­вы, Горь­кие, Рах­ма­ни­но­вы, Репи­ны, Даль­ские, — как в ней мог­ли очу­тить­ся все эти Кукли­ны и Рахия, о кото­рых мне теперь омер­зи­тель­но вспоминать…»

Про­бле­мы с чинов­ни­ка­ми часто воз­ни­ка­ли и в теат­ре. Так, одна­жды пред­ста­ви­те­ли вла­сти реши­ли забрать все деко­ра­ции в поль­зу про­вин­ци­аль­ных теат­ров. Что­бы это­го не про­изо­шло, Шаля­пин обра­тил­ся лич­но к Лени­ну и с тру­дом убе­дил оста­вить теат­раль­ное иму­ще­ство на месте.

В мему­а­рах Фёдор Ива­но­вич мно­го раз­мыш­лял о сущ­но­сти рево­лю­ции и совет­ско­го режи­ма, о том, поче­му изна­чаль­ное стрем­ле­ние к спра­вед­ли­во­сти выли­лось в неспра­вед­ли­вость и наси­лие, и при­хо­дил к тако­му выводу:

«В том соеди­не­нии глу­по­сти и жесто­ко­сти Содо­ма и Наву­хо­до­но­со­ра, каким явля­ет­ся совет­ский режим, я вижу нечто под­лин­но рос­сий­ское. Во всех видах, фор­мах и сте­пе­нях — это наше род­ное уродство».

Далее Шаля­пин раз­ви­ва­ет мысль, видя корень зол боль­ше­виз­ма в тех недо­стат­ках, кото­рые были в рос­сий­ском обще­стве и прежде:

«В боль­ше­визм вли­лось цели­ком всё жут­кое рос­сий­ское мещан­ство с его нестер­пи­мой узо­стью и тупой само­уве­рен­но­стью. И не толь­ко мещан­ство, а вооб­ще весь рус­ский быт со всем, что в нём нако­пи­лось отрицательного».

Выход из сло­жив­ше­го­ся поло­же­ния Шаля­пин видел для себя толь­ко один — эмиграция:

«Я стал чув­ство­вать, что робот меня заду­шит, если я не вырвусь из его без­душ­ных объятий».

Фёдор Ива­но­вич дол­го не мог уехать: до 1921 года выезд на загра­нич­ные гастро­ли был для него закрыт. В 1921‑м Шаля­пин посе­тил с выступ­ле­ни­я­ми уже неза­ви­си­мую в то вре­мя Эсто­нию, но не решил­ся эми­гри­ро­вать без семьи и вер­нул­ся обрат­но. В 1922 году он полу­чил раз­ре­ше­ние отпра­вить­ся на гастро­ли с женой и детьми — и отту­да уже не вернулся.


В эмиграции

С 1922 года Шаля­пин с семьёй посе­лил­ся в Пари­же, кото­рый в то вре­мя был одним из цен­тров рус­ской эми­гра­ции. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство эми­гран­тов, в том чис­ле и извест­ные дея­те­ли куль­ту­ры, напри­мер писа­тель Иван Бунин, жили бед­но, мно­гие пере­би­ва­лись слу­чай­ны­ми зара­бот­ка­ми. Одна­ко Шаля­пи­ну повез­ло: его дохо­ды, напро­тив, уве­ли­чи­лись. Мно­гие теат­ры мира почи­та­ли за честь видеть на сво­ей сцене Шаля­пи­на, он мно­го ездил с гастро­ля­ми. В ито­ге к кон­цу 1920‑х годов годо­вой доход арти­ста состав­лял око­ло 100 тысяч дол­ла­ров США (1,4 мил­ли­о­на дол­ла­ров на совре­мен­ные деньги).

Гоно­рар одно­го из кон­цер­тов в 1927 году Шаля­пин пожерт­во­вал детям рус­ских эми­гран­тов. В СССР этот шаг вос­при­ня­ли как финан­си­ро­ва­ние бело­гвар­дей­цев. В совет­ской прес­се нача­лась трав­ля пев­ца. Некий проф­со­юз­ный работ­ник С. Симон в одной из цен­траль­ных газет писал:

«Я ещё пони­маю, если побу­дет такой народ­ный артист рес­пуб­ли­ки за гра­ни­цей несколь­ко меся­цев — ска­жем, пол­го­да, даже год — под­ле­чит­ся, отдох­нёт и вер­нёт­ся восво­я­си, к себе, в СССР. А если он путе­ше­ству­ет по Аме­ри­кам и Евро­пам раз­ным — годы, да встре­ча­ет­ся там со сво­и­ми зна­ко­мы­ми — “быв­ши­ми” рус­ски­ми каж­до­днев­но, да, гастро­ли­руя в теат­рах всех мате­ри­ков, заши­ба­ет гро­мад­ную день­гу, при­об­ре­та­ет дома, име­ния и вил­лы? <…> Кто он тогда? Народ­ный ли артист рес­пуб­ли­ки или… заслу­жен­ный артист импе­ра­тор­ских теат­ров и солист его величества?

Поче­му мы мол­чим? Поче­му не поло­жить пре­дел изде­ва­тель­ству и наг­ло­сти над всем СССР это­го сви­ты его вели­че­ства народ­но­го арти­ста республики?

Поче­му нам не заявить, что нет места сре­ди работ­ни­ков искусств, сре­ди людей, нося­щих почет­ное зва­ние народ­но­го арти­ста рес­пуб­ли­ки, — людям-хаме­лео­нам, рене­га­там, подоб­ным гос­по­ди­ну Шаляпину?»

В этих сло­вах хоро­шо про­сле­жи­ва­ет­ся зависть, что вот, мол, он «заши­ба­ет гро­мад­ную день­гу», а мы тут сидим, и нику­да нас не при­гла­ша­ют, и никто «гро­мад­ную день­гу» не пла­тит. Спу­стя три меся­ца было реше­но лишить Шаля­пи­на зва­ния народ­но­го арти­ста РСФСР, пев­цу запре­ти­ли воз­вра­щать­ся на роди­ну. Оче­вид­но, что ни в мате­ри­аль­ном плане, ни в под­держ­ке пуб­ли­ки от лише­ния зва­ния Шаля­пин ниче­го не поте­рял. Воз­вра­щать­ся обрат­но он и так не планировал.

В 1932 году в Пари­же Фёдор Шаля­пин издал кни­гу вос­по­ми­на­ний «Мас­ка и душа», выдерж­ки из кото­рой цити­ро­ва­лись выше. В ней Шаля­пин рас­ска­зал о сво­ём жиз­нен­ном пути, а так­же кри­ти­че­ски отзы­вал­ся о боль­ше­вист­ском строе и его лидерах.

Фёдор Шаля­пин в 1930‑е годы

В 1935–1936 годах артист совер­шил послед­ний кон­церт­ный тур. Он дал 57 кон­цер­тов в Китае, Япо­нии и Мань­чжу­рии. В сле­ду­ю­щем году у него, всю жизнь сла­вив­ше­го­ся отмен­ным здо­ро­вьем, обна­ру­жи­ли лей­коз кро­ви. От этой болез­ни артист и скон­чал­ся 12 апре­ля 1938 года в Пари­же, про­жив 65 лет.

Худо­же­ствен­ный кри­тик и исто­рик искус­ства Алек­сандр Бенуа, в то вре­мя так­же жив­ший в Пари­же, так под­вёл итог твор­че­ской дея­тель­но­сти Шаляпина:

«Как ярко и точ­но я пом­ню его моно­лог Бори­са на дяги­лев­ских кон­цер­тах в Пари­же (вес­ной 1907 года)! Во фра­ке, почти без мими­ки, он дал нам вели­кое худо­же­ствен­ное потря­се­ние, и не нам одним, рус­ским, а и фран­цу­зам, кото­рые ни сло­ва по-рус­ски не пони­ма­ли. А в Москве, в “Русал­ке”, когда он в пер­вом дей­ствии вста­вал с брев­на, око­ло двух тре­тей пар­те­ра неволь­но вста­ло тоже. Я это видел. Это потря­се­ние, это забы­тье себя нам, греш­ным, милее вся­ко­го закон­чен­но­го искус­ства. Очень боль­шая фигу­ра ушла с его смер­тью в про­шлое, и людям, его не видев­шим, несмот­ря на вся­кие грам­мо­фо­ны, труд­но, вер­нее, невоз­мож­но, будет его себе вообразить».

Похо­ро­ны Шаляпина

Неко­то­рые из детей Шаля­пи­на впо­след­ствии тоже про­сла­ви­лись. Сын Фёдор (1905—1992) стал аме­ри­кан­ским и ита­льян­ским актё­ром. Дочь Ири­на (1900—1978) — совет­ская актри­са теат­ра и кино. Сын Борис (1904—1979) — фран­цуз­ский и аме­ри­кан­ский живо­пи­сец и скуль­птор, а дочь Мари­на (1912—2009) сна­ча­ла была актри­сой, а потом рабо­та­ла гидом на кру­из­ном лай­не­ре в Италии.

Инте­рес­но, что в позд­не­со­вет­ское вре­мя имя Шаля­пи­на в СССР никак не замал­чи­ва­лось: о Фёдо­ре Ива­но­ви­че изда­ва­лась лите­ра­ту­ра, в кото­рой при­зна­ва­лись его заслу­ги. В 1984 году по прось­бе сына пев­ца, Фёдо­ра Фёдо­ро­ви­ча, остан­ки Шаля­пи­на из Пари­жа пере­вез­ли в Моск­ву и пере­за­хо­ро­ни­ли на Ново­де­ви­чьем клад­би­ще. Спу­стя ещё семь лет Фёдо­ру Ива­но­ви­чу посмерт­но вер­ну­ли зва­ние народ­но­го артиста.


Читай­те так­же «Сер­гей Рах­ма­ни­нов. Под­бор­ка фото и музы­ки к 150-летию ком­по­зи­то­ра»

Поделиться