Париж XX века кисти русских художников-эмигрантов

Когда мы про­из­но­сим или чита­ем сло­во­со­че­та­ние «рус­ский Париж», часто всплы­ва­ет опре­де­лён­ный ассо­ци­а­тив­ный ряд. Попы­та­юсь в двух сло­вах опи­сать его огуль­но и усред­нён­но (насто­я­щий образ был куда шире и инте­рес­ней): кня­зья-так­си­сты, белые гене­ра­лы, Сер­гей Дяги­лев и бале­ри­ны, пле­я­да лите­ра­то­ров и пуб­ли­ци­стов (Набо­ков, Газ­да­нов, Бунин и, веро­ят­но, Милю­ков), худож­ни­ки вро­де Васи­лия Кан­дин­ско­го, Ната­льи Гон­ча­ро­вой и Миха­и­ла Лари­о­но­ва, Кон­стан­ти­на Сомо­ва, Зина­и­ды Сереб­ря­ко­вой и Ива­на Били­би­на. Одна­ко я попро­бую усо­мнить­ся, что у мно­гих из вас есть отчёт­ли­вый визу­аль­ный образ Пари­жа XX века, кото­рый отра­зи­ли рус­ские художники-современники.

Как ни стран­но, мно­гие из рус­ских живо­пис­цев-пари­жан, вклю­чая самых извест­ных, посвя­ти­ли горо­ду про­жи­ва­ния доволь­но мало работ или в луч­шем слу­чае писа­ли кар­ти­ны, лишь кос­вен­но свя­зан­ные со сто­ли­цей Фран­ции. Напри­мер, порт­ре­ты рус­ских эми­гран­тов, как мастер­ский и про­во­ка­ци­он­ный «Бок­сёр» Кон­стан­ти­на Сомо­ва. Рабо­та посвя­ще­на моло­до­му бок­сё­ру Бори­су Снежковскому.

Бок­сёр. Кон­стан­тин Сомов. 1933 год

В этом мате­ри­а­ле я бы хотел устра­нить про­бел и позна­ко­мить вас с несколь­ки­ми рус­ски­ми худож­ни­ка­ми Пари­жа XX века вто­ро­го-тре­тье­го ряда по извест­но­сти, одна­ко ни в коем слу­чае не вто­ро­сорт­ных по талан­ту. Наде­юсь, что после про­смот­ра работ ваш образ рус­ско­го Пари­жа ста­нет более ярким и вы откро­е­те одну из книг по этой теме.


Иван (Жан) Лебедев (1884—1972)

Иван Кон­стан­ти­но­вич Лебе­дев родил­ся на селе Бого­род­ском Ниже­го­род­ской губер­нии в 1884 году. В Пари­же Лебе­дев посе­лил­ся в 1909 году, в Латин­ском квар­та­ле, затем пере­ехал на Мон­пар­нас. Его окру­же­ние и семья при­над­ле­жа­ли мень­ше­вист­ским и анар­хо-син­ди­ка­лист­ским кру­гам. Так, дру­зья­ми Лебе­де­вых были Кро­пот­ки­ны, а род­ной брат Ива­на, Кон­стан­тин, был сек­ре­та­рём Пет­ра Алек­се­е­ви­ча. После окон­ча­ния Пер­вой миро­вой вой­ны Иван Кон­стан­ти­но­вич дру­жил и плот­но рабо­тал с таки­ми лиде­ра­ми рус­ско­го анар­хиз­ма, как Нестор Мах­но и Все­во­лод Волин, к тому момен­ту тоже уже пари­жан. Лебе­дев женил­ся на поль­ке Ками­лии, как и он, доре­во­лю­ци­он­ной эми­грант­ке. У них был сын Георгий.

Авто­порт­рет Ива­на Лебе­де­ва. Париж. 1939 год

Иван Кон­стан­ти­но­вич нам инте­ре­сен в первую оче­редь гра­вю­ра­ми и книж­ны­ми иллю­стра­ци­я­ми. Худож­ник посвя­тил Пари­жу нема­ло работ.

Лебе­дев умер в 1972 году в горо­де Ниме на юге Фран­ции. Иван Кон­стан­ти­но­вич не оста­вил после себя вос­по­ми­на­ний, и никто не напи­сал его био­гра­фии. Поэто­му я не могу посо­ве­то­вать какую-то кни­гу о Лебе­де­ве, не счи­тая сбор­ни­ка гра­вюр Jean Lébédeff: Les Paris imaginaires: Gravures sur bois (1984). Одна­ко иллю­стра­ций и кар­тин худож­ник оста­вил поря­доч­но, и поиск по его име­ни на Amazon точ­но выдаст вам несколь­ко фран­цуз­ских кни­жек сере­ди­ны XX века.

Коло­коль­ня церк­ви Сен-Жер­мен-де-Пре. Жан Лебе­дев. 1936 год
Ули­ца Урсен и ули­ца Шантр от набе­реж­ной Флёр. Жан Лебе­дев. 1936 год
Ули­ца Кутель­ри. Жан Лебе­дев. 1936 год
Иллю­стра­ция для кни­ги «При­зра­ки» (Fantomes) фран­цуз­ско­го авто­ра Анри Дру­эна. Жан Лебе­дев. 1945 год
Иллю­стра­ция для кни­ги «При­зра­ки» (Fantomes) фран­цуз­ско­го авто­ра Анри Дру­эна. Жан Лебе­дев. 1945 год

Александр Рубцов (1884—1949)

Мож­но ска­зать, что Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Руб­цов родил­ся в рубаш­ке вдвойне. Нач­нём с того, что Алек­сандр появил­ся на свет в Гаван­ском бес­плат­ном родиль­ном при­юте Петер­бур­га в 1884 году. Обыч­но подоб­ные обсто­я­тель­ства пре­пят­ству­ют не то что успеш­ной карье­ре, а обу­строй­ству нор­маль­ной жиз­ни. Под пат­ро­наж Алек­сандра взял вид­ный питер­ский худож­ник и вар­ша­вяк по про­ис­хож­де­нию Ян Цион­глин­ский и его супру­га Екатерина.

Одна из типич­ных тунис­ских работ Алек­сандра Руб­цо­ва и он же у себя дома за рабо­той в Туни­се. 1920‑е годы

В 1904–1912 годах Алек­сандр учил­ся в Выс­шем худо­же­ствен­ном учи­ли­ще живо­пи­си, скульп­ту­ры и архи­тек­ту­ры при Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­жеств у Кон­стан­ти­на Маков­ско­го и Ильи Репи­на. В 1912 году за кон­курс­ную рабо­ту «Инте­рьер сти­ля Импе­рии» Руб­цов отме­чен гран-при на ака­де­ми­че­ском кон­кур­се, полу­чил зва­ние худож­ни­ка и пра­во пен­си­о­нер­ской поезд­ки за гра­ни­цу сро­ком на четы­ре года. Руб­цов посе­тил Фран­цию, Испа­нию, Марок­ко, Гер­ма­нию, Англию. В 1914 году пере­ехал в Тунис и боль­ше нико­гда не был в России.

Алек­сандр Алек­сан­дро­вич влю­бил­ся в Тунис и посвя­тил ему сот­ни кар­тин и ста­тей. Я напи­сал, что Алек­сандр родил­ся два­жды? Каж­до­му твор­цу хочет­ся, что­бы его пом­ни­ли после смер­ти. Исто­рия повер­ну­лась так, что быв­шие коло­нии и угне­тён­ные наро­ды по все­му миру с 1950‑х годов в конъ­юнк­ту­ре. Твор­че­ство Алек­сандра ока­за­лось вос­тре­бо­ван­ным не толь­ко как про­сто искус­ство, но и как искус­ство одно­го из таких быв­ших угне­тён­ных краёв.

Тунис. Аве­ню Жюля Фер­ри. Алек­сандр Руб­цов. 1918 год

Одна­ко мы ушли немно­го в сто­ро­ну. Даже сло­ва «Фран­ция» не про­зву­ча­ло, а ведь Тунис был коло­ни­ей Фран­ции. Алек­сандр полу­чил фран­цуз­ское граж­дан­ство, ездил в мет­ро­по­лию на выстав­ки, в отпуск, в твор­че­ские коман­ди­ров­ки. Ред­кие кар­ти­ны Пари­жа силь­но кон­тра­сти­ру­ют с кар­ти­на­ми Туни­са даже по сти­лю изоб­ра­же­ния, но, будучи масте­ром, Алек­сандр Алек­сан­дро­вич исполь­зо­вал раз­ные сти­ли к месту.

Руб­цов умер в 1949 году в Тунисе.

Твор­че­ство Алек­сандра Алек­сан­дро­ви­ча вер­ну­лось в Рос­сию бук­валь­но недав­но. В 2004 году в питер­ском изда­нии «Фонд Оте­че­ство» вышла кни­га Ната­лии Гада­ло­вой «Алек­сандр Руб­цов: петер­бур­жец в Туни­се», в 2019 году в Москве и Пите­ре про­шли пер­вые выстав­ки худож­ни­ка в Рос­сии, а в 2022 году питер­ский Рус­ский музей издал аль­бом с его твор­че­ством «Алек­сандр Руб­цов» рабо­ты Вла­ди­ми­ра Гусе­ва и Евге­нии Петровой.

Во фран­ко­языч­ном мире, насколь­ко мож­но судить по поис­ку, о Руб­цо­ве неред­ко сни­ма­ют теле­сю­же­ты, про­во­дят выстав­ки твор­че­ства и изда­ют кни­ги. Самые све­жие из них напи­сал тунис­ский интел­ли­гент Жак Перес: La Médina de Tunis et Alexandre Roubtzoff (2010) и Alexandre Roubtzoff. La Tunisie (2017).

Париж, Рише­льё — Друо. Алек­сандр Руб­цов. 1936 год
Впе­чат­ле­ния от Пари­жа. Алек­сандр Руб­цов. 1926 год
Париж, апрель 1934. Алек­сандр Рубцов

Александр Серебряков (1907—1995)

Алек­сандр Бори­со­вич Сереб­ря­ков родил­ся в 1907 году близ Харь­ко­ва. Во Фран­цию Сереб­ря­ков попал с мамой и сёст­ра­ми в сере­дине 1920‑х годов, про­жив в Совет­ской Рос­сии аж восемь лет. То есть он тоже в сво­ём роде нестан­дарт­ный белоэмигрант.

Алек­сандр Сереб­ря­ков. Париж. 1930‑е годы

Ремес­ло Алек­сандр пере­нял от мате­ри — тоже живо­пись. Одна­ко Сереб­ря­ков сфо­ку­си­ро­вал­ся на ред­кой спе­ци­аль­но­сти — инте­рьер­ной порт­рет­ной живо­пи­си. Худож­ник оста­вил солид­ный кор­пус работ инте­рье­ров жилья фран­цуз­ских и евро­пей­ских вель­мож и про­сто людей с день­га­ми и вку­сом, не забыв, конеч­но же, о дру­зьях из чис­ла рус­ских эмигрантов.

Мамой Алек­сандра была зна­ме­ни­тая худож­ни­ца Зина­и­да Сереб­ря­ко­ва, урож­дён­ная Лан­се­ре, из рода Бенуа (1884–1967). Рабо­та Сереб­ря­ко­вой «За туа­ле­том. Авто­порт­рет» (1909)

Алек­сандр занял­ся инте­рье­ра­ми слу­чай­но. Пона­ча­лу он брал­ся за всё: открыт­ки, пей­за­жи, иллю­стра­ции. Полу­чив еди­но­жды заказ от одно­го состо­я­тель­но­го месье, Сереб­ря­ков открыл в себе этот талант, и уже через несколь­ко лет в порт­фо­лио у него будут рабо­ты самих Рот­шиль­дов и Виндзоров.

Замок Грус­сей. Алек­сандр Сереб­ря­ков. 1942 год. Имен­но с оформ­ле­ния это­го зам­ка, что нахо­дит­ся к запа­ду от Пари­жа и при­над­ле­жал экс­цен­трич­но­му мил­ли­о­не­ру Шар­лю де Бес­те­ги, карье­ра Алек­сандра Сереб­ря­ко­ва пошла в гору

Един­ствен­ную кни­гу с рабо­та­ми Алек­сандра Сереб­ря­ко­ва, кото­рую я могу посо­ве­то­вать, — это Alexandre Serebriakoff: Portraitiste d’interieurs (1990) автор­ства Пат­ри­ка Мори, что вышла на несколь­ких евро­пей­ских язы­ках. Дру­гих книг попро­сту нет.

Сто­ло­вая квар­ти­ры Алек­сандра Попо­ва в Пари­же. Алек­сандр Сереб­ря­ков. 1945 год
Мастер­ская Сер­гея Ива­но­ва. Алек­сандр Сереб­ря­ков. 1944 год
Мастер­ская Бори­са Кох­но и Кри­сти­а­на Бера­ра. Алек­сандр Сереб­ря­ков. 1946 год
Кры­ши Пари­жа, вид из квар­ти­ры Кази­ми­ра Дела­ви­ня. Алек­сандр Сереб­ря­ков. 1947 год

Константин Клуге (1912—2003)

Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Клу­ге родил­ся в 1912 году в семье офи­це­ра немец­ко­го про­ис­хож­де­ния и рус­ской мате­ри в Риге.

Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Клу­ге за рабо­той. 1960‑е годы. Париж

Отец, Кон­стан­тин Ива­но­вич, про­ис­хо­дил из семьи прус­ско­го пред­при­ни­ма­те­ля Ган­са Клу­ге, пере­се­лив­ше­го­ся в Рос­сию во вто­рой поло­вине XIX века. Кон­стан­тин-стар­ший участ­во­вал в Граж­дан­ской войне на сто­роне белых в зва­нии пол­ков­ни­ка, и после её окон­ча­ния рети­ро­вал­ся с семьёй в Мань­чжу­рию под Хар­бин. Поз­же семей­ство пере­еха­ло во фран­цуз­скую кон­цес­сию Шанхая.

Кон­стан­тин Ива­но­вич Клу­ге с сыно­вья­ми Кон­стан­ти­ном и Миха­и­лом в Рус­ской волон­тёр­ской роте фран­цуз­ской кон­цес­сии в Шан­хае. 1930‑е годы

Отец был не толь­ко офи­це­ром, но и архи­тек­то­ром, и в Шан­хае рабо­тал на аме­ри­кан­ские и англий­ские архи­тек­тур­ные бюро. Таким обра­зом жизнь Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча на фоне сред­не­го рус­ско­го эми­гран­та Китая была весь­ма счаст­ли­во устро­е­на. В 1931 году, после окон­ча­ния фран­цуз­ско­го кол­ле­джа в Шан­хае, его отпра­ви­ли учить­ся живо­пи­си в Париж, а в 1937 году он вер­нул­ся обрат­но. Здесь Клу­ге пере­жил Вто­рую миро­вую вой­ну, вклю­чая япон­скую оккупацию.

После нача­ла актив­ной фазы Граж­дан­ской вой­ны в Китае Кон­стан­тин Ива­но­вич уехал в США. Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич сна­ча­ла сбе­жал от китай­ских ком­му­ни­стов в Гон­конг, а затем вер­нул­ся в Париж, где окон­ча­тель­но и осел в 1951 году.

Клу­ге писал порт­ре­ты для зара­ба­ты­ва­ния денег, а вот душа у него лежа­ла к город­ским пей­за­жам. Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич посвя­тил Пари­жу боль­шин­ство работ, кото­рых десят­ки, если не сотни.

С 1950 года Клу­ге выстав­лял­ся во Фран­ции, полу­чал награ­ды и титу­лы. В кон­це деся­ти­ле­тия рабо­ты худож­ни­ка при­гля­ну­лись аме­ри­кан­ско­му арт-диле­ру Уол­ли Финдли-млад­ше­му, кото­рый открыл рабо­ты Кон­стан­ти­на аме­ри­кан­ско­му и англо­языч­но­му рын­кам. С тех пор рабо­ты Клу­ге про­да­ва­лись на глав­ных аук­ци­он­ных пло­щад­ках, «Кри­стис» и «Бон­хамс» к при­ме­ру. По сей день кар­ти­ны Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча сто­ят от 500 до трёх тысяч фун­тов стер­лин­гов (при­мер­но от 60 тысяч до 360 тысяч руб­лей), а неко­то­рые — 50 тысяч фун­тов (око­ло шести мил­ли­о­нов руб­лей по кур­су на 22 авгу­ста 2023 года).

Кон­стан­тин Клу­ге умер в 2003 году, ему было 90 лет.

Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич неожи­дан­но при­хо­дил­ся дво­ю­род­ным бра­том рус­ско-немец­ко­му кино­сце­на­ри­сту Юрию Пав­ло­ви­чу Гер­ма­ну, кото­рый у него оста­нав­ли­вал­ся на гастро­лях в Пари­же в 1963 году. Похо­же, что связь с семей­ством вид­ных рус­ских интел­ли­ген­тов Гер­ма­нов помог­ла Клу­ге опуб­ли­ко­вать аж две кни­ги в 1992 году сра­зу после раз­ва­ла СССР и затем ещё одну кни­гу в кон­це 1990‑х: авто­био­гра­фию «Cоль Зем­ли» и «Ком­му­низм Хри­ста», да «Вино моло­дое» соот­вет­ствен­но. В послед­них двух рабо­тах Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич раз­би­рал Новый Завет. Мож­но пред­ста­вить, как скри­пя зуба­ми либе­раль­ный совет­ский интел­ли­гент Миха­ил Юрье­вич Гер­ман — сын Юрия Пав­ло­ви­ча, с кото­рым дру­жил Кон­стан­тин, — удо­вле­тво­рял прось­бу Клу­ге о пуб­ли­ка­ции книг.

Глав­ную цен­ность работ Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­ви­ча я вижу в том, что его кар­ти­ны — это путе­во­ди­тель по пре­крас­но­му Пари­жу после­во­ен­ных лет, напи­сан­ный нашим чело­ве­ком. Тот Париж, про кото­рый гово­ри­ли наши дедуш­ки и бабуш­ки уже уста­рев­шую фра­зу «один раз уви­деть и умереть».

Пло­щадь Мад­лен. Кон­стан­тин Клу­ге. 1950‑е годы
Аве­ню Габ­ри­эль. Кон­стан­тин Клу­ге. 1930‑е годы
Пулл­ман, Париж, Эйфе­ле­ва баш­ня. Кон­стан­тин Клу­ге. 1960‑е годы
Набе­реж­ная Сены, Собор Париж­ской Бого­ма­те­ри. Кон­стан­тин Клу­ге. 1950‑е годы
Кафе де ля Пэ. Кон­стан­тин Клу­ге. 1950‑е годы
Зим­ний пол­день в Пари­же. Кон­стан­тин Клу­ге. 1960‑е годы
Ла Мад­лен, Париж. Кон­стан­тин Клу­ге. 1960‑е годы

Узнать о жиз­ни извест­ных рос­сий­ских эми­гран­тов мож­но на ресур­сах автора:


Читай­те так­же рас­сказ «Бегун» Ильи Эрен­бур­га

Поделиться