Сергей Рахманинов не любил внимания к себе, потому избегал фотографов и журналистов. Вся его жизнь была подчинена музыке. Когда Сергею Васильевичу исполнилось четыре года, мать начала учить его игре на фортепиано. В девять он поступил в консерваторию, где позже заслужил особенную оценку от Чайковского. В 13 лет уже сочинял собственную музыку. Благодаря невероятно длинным пальцам композитор мог охватить сразу 12 белых клавиш пианино (большинству музыкантов доступны 10), а великолепная память позволяла запоминать сложные произведения с первого прослушивания.
Дворянин по происхождению, Рахманинов не принял Октябрьскую революцию и уехал в США. На Западе был востребован, но о родине и друзьях не забывал — например, в Гражданскую войну отправлял посылки с едой музыкантам, писателям и артистам.
1 апреля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Мы не предлагаем читать уже многократно описанную биографию композитора, а делимся коллекцией его фотографий и подборкой важных произведений разных лет. За фотографии благодарим порталы «История России в фотографиях» и «Сенар».
1880‑е
1890‑е
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1891)
Первый концерт, написанный композитором. Ему 17–18 лет, а в музыке пока чувствуется сильное влияние Чайковского, Рубинштейна, Шопена и Шуберта. Концерт впервые исполнили в Московской консерватории в марте 1892 года. Спустя пару десятилетий 44-летний Рахманинов довольно заметно переписал концерт и представил его уже в Нью-Йорке — с большим успехом.
Каприччио на цыганские темы (1892–1894)
Сергей Рахманинов неоднократно обращался к цыганским темам — в 1890‑е годы он познакомился с цыганским пением благодаря певице Надежде Александровой. Существует версия, что композитор был влюблён в её сестру, Анну Лодыженскую, и именно ей посвятил каприччио.
1900‑е годы
Скупой рыцарь (1903–1905)
В августе 1903 года Сергей Рахманинов решает написать оперу на основе одной из маленьких трагедий Пушкина. Адаптация сюжета была готова к 28 февраля 1904 года, а музыка для оркестра — к маю 1905-го. Впервые была исполнена в Москве в 1906 году. Рахманинов планировал, что в спектакле поучаствует Фёдор Шаляпин, но певец отказался из-за творческих разногласий. Оперу встретили тепло, однако после четырёх спектаклей Рахманинов снял её с репертуара.
Симфония № 2 (1906–1907)
Свою первую симфонию Рахманинов написал в 1896 году и посвятил её уже упомянутой Анне Лодыженской. После премьеры произведение и автора жёстко раскритиковали. Рахманинова обвиняли в эклектизме, а сам он считал, что причина провала в неправильном исполнении. Композитор впал в депрессию и почти три года ничего не писал.
Симфония № 2 помогла ему выйти из депрессии и вновь поверить в свои силы: симфонию сразу встретили тепло, а премьера прошла с огромным успехом.
1910‑е
Колокола (1913)
Произведение основано на одноимённом стихотворении Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Сам автор именовал «Колокола» «хоровой симфонией». По воспоминаниям Рахманинова, он «работал над этой композицией с лихорадочным жаром» и считал, что она останется одним из любимейших его сочинений.
1920‑е
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1926, 1928, 1941)
Первые несколько лет в эмиграции Рахманинов ничего не сочинял. Есть предположение, что работу над этим концертом он начал ещё в 1914 году, на родине, но не мог завершить из-за гастролей и переездов. Критики встретили новое произведение весьма холодно, там и сам композитор, похоже, оставался им недоволен и редактировал дважды — в 1928 и 1941 годах.
1930‑е
Симфония № 3 (1935–1936)
Третью и последнюю симфонию композитор написал спустя почти 20 лет после предыдущей. В 1935 году вместе с семьёй Рахманинов приехал на лето на свою виллу Сенар в Швейцарии и за два месяца написал первые две части. Работа над третьей немного затянулась, но уже в ноябре 1936 года симфонию впервые исполнил Филадельфийский оркестр. Критики встретили её неоднозначно, однако сам композитор был уверен, что это его лучшая работа. До нашего времени сохранилась запись исполнения симфонии под управлением самого Рахманинова в декабре 1939 года. В последующие десятилетия оркестры и музыканты со всего мира неоднократно исполняли её.
1940‑е
Симфонические танцы (1940)
Оркестровая сюита — последнее произведение Рахманинова, посвящено Филадельфийскому симфоническому оркестру. Написано оно в тяжёлый период жизни: сам композитор жил в США, а его дочь осталась в оккупированном немцами Париже. Над сочинением Рахманинов работал ежедневно по много часов. Впервые «Симфонические танцы» были исполнены 3 января 1941 года в Филадельфии.
Смотрите также «Коллекция Шабельской. Женские портреты в традиционном русском костюме».