Сергей Рахманинов. Подборка фото и музыки к 150-летию композитора

Сер­гей Рах­ма­ни­нов не любил вни­ма­ния к себе, пото­му избе­гал фото­гра­фов и жур­на­ли­стов. Вся его жизнь была под­чи­не­на музы­ке. Когда Сер­гею Васи­лье­ви­чу испол­ни­лось четы­ре года, мать нача­ла учить его игре на фор­те­пи­а­но. В девять он посту­пил в кон­сер­ва­то­рию, где поз­же заслу­жил осо­бен­ную оцен­ку от Чай­ков­ско­го. В 13 лет уже сочи­нял соб­ствен­ную музы­ку. Бла­го­да­ря неве­ро­ят­но длин­ным паль­цам ком­по­зи­тор мог охва­тить сра­зу 12 белых кла­виш пиа­ни­но (боль­шин­ству музы­кан­тов доступ­ны 10), а вели­ко­леп­ная память поз­во­ля­ла запо­ми­нать слож­ные про­из­ве­де­ния с пер­во­го прослушивания.

Дво­ря­нин по про­ис­хож­де­нию, Рах­ма­ни­нов не при­нял Октябрь­скую рево­лю­цию и уехал в США. На Запа­де был вос­тре­бо­ван, но о родине и дру­зьях не забы­вал — напри­мер, в Граж­дан­скую вой­ну отправ­лял посыл­ки с едой музы­кан­там, писа­те­лям и артистам.

1 апре­ля 2023 года испол­ня­ет­ся 150 лет со дня рож­де­ния Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва. Мы не пред­ла­га­ем читать уже мно­го­крат­но опи­сан­ную био­гра­фию ком­по­зи­то­ра, а делим­ся кол­лек­ци­ей его фото­гра­фий и под­бор­кой важ­ных про­из­ве­де­ний раз­ных лет. За фото­гра­фии бла­го­да­рим пор­та­лы «Исто­рия Рос­сии в фото­гра­фи­ях» и «Сенар».


1880‑е

Серё­жа Рах­ма­ни­нов. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1886 год
Нико­лай Зве­рев и его уче­ни­ки. Сер­гей Рах­ма­ни­нов вто­рой сле­ва. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1886 год

1890‑е

Сер­гей Рах­ма­ни­нов со сво­ей соба­кой Лев­ко. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1890‑е годы
В пар­ке име­ния Бобы­лёв­ка. Сто­ят: Вла­ди­мир Сатин, Ф. Н. Львов. Сидят: Ната­лия Рах­ма­ни­но­ва, Мак­си­ми­ли­ан Крей­цер, Сер­гей Рах­ма­ни­нов, Еле­на Крей­цер, Л. И. Кед­ро­ва. 1894 год
1897 год

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1891)

Пер­вый кон­церт, напи­сан­ный ком­по­зи­то­ром. Ему 17–18 лет, а в музы­ке пока чув­ству­ет­ся силь­ное вли­я­ние Чай­ков­ско­го, Рубин­штей­на, Шопе­на и Шубер­та. Кон­церт впер­вые испол­ни­ли в Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии в мар­те 1892 года. Спу­стя пару деся­ти­ле­тий 44-лет­ний Рах­ма­ни­нов доволь­но замет­но пере­пи­сал кон­церт и пред­ста­вил его уже в Нью-Йор­ке — с боль­шим успехом.


Каприччио на цыганские темы (1892–1894)

Сер­гей Рах­ма­ни­нов неод­но­крат­но обра­щал­ся к цыган­ским темам — в 1890‑е годы он позна­ко­мил­ся с цыган­ским пени­ем бла­го­да­ря певи­це Надеж­де Алек­сан­дро­вой. Суще­ству­ет вер­сия, что ком­по­зи­тор был влюб­лён в её сест­ру, Анну Лоды­жен­скую, и имен­но ей посвя­тил каприччио.


1900‑е годы

Фёдор Шаля­пин и Сер­гей Рах­ма­ни­нов. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1900 год
Семён Бога­ты­рёв, Мак­си­ми­ли­ан Крей­цер и Сер­гей Рах­ма­ни­нов на охо­те близ име­ния Крас­нень­кое. 1900 год

Скупой рыцарь (1903–1905)

В авгу­сте 1903 года Сер­гей Рах­ма­ни­нов реша­ет напи­сать опе­ру на осно­ве одной из малень­ких тра­ге­дий Пуш­ки­на. Адап­та­ция сюже­та была гото­ва к 28 фев­ра­ля 1904 года, а музы­ка для оркест­ра — к маю 1905-го. Впер­вые была испол­не­на в Москве в 1906 году. Рах­ма­ни­нов пла­ни­ро­вал, что в спек­так­ле поучаст­ву­ет Фёдор Шаля­пин, но певец отка­зал­ся из-за твор­че­ских раз­но­гла­сий. Опе­ру встре­ти­ли теп­ло, одна­ко после четы­рёх спек­так­лей Рах­ма­ни­нов снял её с репертуара.


Симфония № 2 (1906–1907)

Свою первую сим­фо­нию Рах­ма­ни­нов напи­сал в 1896 году и посвя­тил её уже упо­мя­ну­той Анне Лоды­жен­ской. После пре­мье­ры про­из­ве­де­ние и авто­ра жёст­ко рас­кри­ти­ко­ва­ли. Рах­ма­ни­но­ва обви­ня­ли в эклек­тиз­ме, а сам он счи­тал, что при­чи­на про­ва­ла в непра­виль­ном испол­не­нии. Ком­по­зи­тор впал в депрес­сию и почти три года ниче­го не писал.

Сим­фо­ния № 2 помог­ла ему вый­ти из депрес­сии и вновь пове­рить в свои силы: сим­фо­нию сра­зу встре­ти­ли теп­ло, а пре­мье­ра про­шла с огром­ным успехом.


1910‑е

Сер­гей Рах­ма­ни­нов за рабо­той над Тре­тьим фор­те­пи­ан­ным кон­цер­том. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1910 год
Вели­кий князь Миха­ил Алек­сан­дро­вич и Сер­гей Рах­ма­ни­нов. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1911 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов с доче­рью Ири­ной на крыль­це дома в Ива­нов­ке. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1913 год
Фёдор Шаля­пин и Сер­гей Рах­ма­ни­нов. 1916 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов. 1919 год

Колокола (1913)

Про­из­ве­де­ние осно­ва­но на одно­имён­ном сти­хо­тво­ре­нии Эдга­ра По в пере­во­де Кон­стан­ти­на Баль­мон­та. Сам автор име­но­вал «Коло­ко­ла» «хоро­вой сим­фо­ни­ей». По вос­по­ми­на­ни­ям Рах­ма­ни­но­ва, он «рабо­тал над этой ком­по­зи­ци­ей с лихо­ра­доч­ным жаром» и счи­тал, что она оста­нет­ся одним из люби­мей­ших его сочинений.


1920‑е

Изоб­ра­же­ние Рах­ма­ни­но­ва в рекла­ме зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щей ком­па­нии. 1921 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов на даче в Локуст-Пойн­те, штат Нью-Джер­си. 1923 год
Сер­гей Жаров и Сер­гей Рах­ма­ни­нов. Фото Мои­сея Нап­пель­ба­у­ма. 1924 год
Руки Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва. 1925 год

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (1926, 1928, 1941)

Пер­вые несколь­ко лет в эми­гра­ции Рах­ма­ни­нов ниче­го не сочи­нял. Есть пред­по­ло­же­ние, что рабо­ту над этим кон­цер­том он начал ещё в 1914 году, на родине, но не мог завер­шить из-за гастро­лей и пере­ез­дов. Кри­ти­ки встре­ти­ли новое про­из­ве­де­ние весь­ма холод­но, там и сам ком­по­зи­тор, похо­же, оста­вал­ся им недо­во­лен и редак­ти­ро­вал два­жды — в 1928 и 1941 годах.


1930‑е

Сер­гей Рах­ма­ни­нов в сво­ём каби­не­те. Сенар. 1930‑е годы
В пар­ке на даче у Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва в Клер­фон­тене: Фёдор Шаля­пин (сын), Миха­ил Чехов, Ната­лия Рах­ма­ни­но­ва, Фёдор Шаля­пин (отец) и Сер­гей Рах­ма­ни­нов. Июль 1931 года
Сер­гей Рах­ма­ни­нов за роя­лем. Фото с дар­ствен­ной над­пи­сью Вла­ди­ми­ру Виль­шау. Фото неиз­вест­но­го авто­ра. 1936 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов во вре­мя кон­цер­та. 1930‑е годы
Сер­гей Рах­ма­ни­нов с вну­ка­ми Софьей Вол­кон­ской и Алек­сан­дром Коню­сом. 1930‑е годы
Сер­гей Рах­ма­ни­нов на сво­ей мотор­ной лод­ке «Сенар». 1939 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов на эст­ра­де. Послед­ний кон­церт в Люцерне. 1939 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов во вре­мя кон­цер­та. Конец 1930‑х — нача­ло 1940‑х годов

Симфония № 3 (1935–1936)

Тре­тью и послед­нюю сим­фо­нию ком­по­зи­тор напи­сал спу­стя почти 20 лет после преды­ду­щей. В 1935 году вме­сте с семьёй Рах­ма­ни­нов при­е­хал на лето на свою вил­лу Сенар в Швей­ца­рии и за два меся­ца напи­сал пер­вые две части. Рабо­та над тре­тьей немно­го затя­ну­лась, но уже в нояб­ре 1936 года сим­фо­нию впер­вые испол­нил Фила­дель­фий­ский оркестр. Кри­ти­ки встре­ти­ли её неод­но­знач­но, одна­ко сам ком­по­зи­тор был уве­рен, что это его луч­шая рабо­та. До наше­го вре­ме­ни сохра­ни­лась запись испол­не­ния сим­фо­нии под управ­ле­ни­ем само­го Рах­ма­ни­но­ва в декаб­ре 1939 года. В после­ду­ю­щие деся­ти­ле­тия оркест­ры и музы­кан­ты со все­го мира неод­но­крат­но испол­ня­ли её.


1940‑е

Сер­гей Рах­ма­ни­нов и Борис Шаля­пин у порт­ре­та. 1940 год
Сер­гей Рах­ма­ни­нов за дири­жёр­ским пуль­том. Нача­ло 1940‑х годов
Сер­гей Рах­ма­ни­нов и Юджин Орман­ди за чте­ни­ем пар­ти­ту­ры на репе­ти­ции к пер­во­му испол­не­нию «Сим­фо­ни­че­ских тан­цев». 1941 год

Симфонические танцы (1940)

Оркест­ро­вая сюи­та — послед­нее про­из­ве­де­ние Рах­ма­ни­но­ва, посвя­ще­но Фила­дель­фий­ско­му сим­фо­ни­че­ско­му оркест­ру. Напи­са­но оно в тяжё­лый пери­од жиз­ни: сам ком­по­зи­тор жил в США, а его дочь оста­лась в окку­пи­ро­ван­ном нем­ца­ми Пари­же. Над сочи­не­ни­ем Рах­ма­ни­нов рабо­тал еже­днев­но по мно­го часов. Впер­вые «Сим­фо­ни­че­ские тан­цы» были испол­не­ны 3 янва­ря 1941 года в Филадельфии.


Смот­ри­те так­же «Кол­лек­ция Шабель­ской. Жен­ские порт­ре­ты в тра­ди­ци­он­ном рус­ском костю­ме»

Поделиться