Советский рок прокладывал себе путь на Запад по следам политэмигрантов: музыканты повторяли известные маршруты и держали в уме проверенные пересадочные пункты — стартовать было принято в соседней Финляндии, дальше вглубь Европы и уже оттуда в Америку. Первыми «финские» пропуска в большой мир использовали ленинградцы, но со временем это стало общей практикой.
Специально для VATNIKSTAN автор канала «Между The Rolling Stones и Достоевским» Александр Морсин рассказывает о самых многообещающих рок-билингвах «красной волны», замахнувшихся на мировое господство. Сегодня — о героях московского альт-рока «Ва-Банкъ», записавшихся в Хельсинки раньше других, и их саботаж-панке «First-Rate Aerobatics» про потерявших смысл жизни лётчиков-камикадзе.
Как это было
Выпускник факультета международных экономических отношений МГИМО Александр Скляр собрал группу «Ва-банкъ» после пяти лет службы дипломатом в КНДР и, кажется, как никто другой в московской рок-среде был готов к жизни за границей. В 1987 году «Ва-банкъ» участвовал в фестивале «Рок-панорама» и с подачи Артемия Троицкого выехал на рок-фестиваль в Варшаве.
Через год «Ва-банкъ» поехал в тур по Финляндии, где дал 12 клубных концертов и договорился о записи альбома на финском отделении студии EMI. Записанная за неделю пластинка «Va-Bank» (1988 год) содержала девять англоязычных песен и вышла на лейбле Amulet вперемешку с релизами местных рок-звёзд вроде Boycott и Electric Boys. Продюсером альбома выступил финский музыкант Тимо Оксала, позже работавший с HIM и Lordi.
«Va-Bank» стал первым в истории советским рок-альбомом, официально выпущенным за рубежом. В следующие пару лет группа объездила практически всю Европу и попала в несколько документальных фильмов. В самом известном из них «Серп и гитара» (1988 год) Скляр говорит, что «Ва-банкъ» получает за концерт 8 рублей, добавляя, что «килограмм салями стоит где-то 12–13 рублей».
Что происходит
На «Va-Bank» не было оригинальных песен на английском языке — все девять треков были переводами с русского. Большую часть пластинки группа играла альтернативный метал в духе Faith No More и хардкор имени Генри Роллинза. Внешне Скляр явно ориентировался на Билли Айдола и всячески подчеркивал хорошую физическую форму (повязка на бицепсах — ещё не самый заметный аксессуар). Под конец альбома «Ва-Банкъ» выдал распадающийся на части алеаторический вуду-блюз «First-Rate Aerobatics», спетый будто из-под поваленного надгробия.
«Заливай, механик, доверху все баки —
Я решил сегодня не на шутку полетать.
Здесь меня все знают в пьянке или в драке,
Ни одной собаке не привык я уступать»
Дальше Скляр предстает в образе главы отряда лётчиков-камикадзе, этакого главаря банды небесных налётчиков — тех, что смотрят на мир из кабины истребителя и знают все про мёртвую петлю. Герою Скляра «давно за двадцать», он в «глухом пике» и не собирается тянуть. «Вниз и только вниз я стремлю свой самолет! Это высший пилотаж», — раз за разом будто заклинание произносит лидер «Ва-Банка». Как и ожидалось, метафора мёртвой петли отсылала не к экспериментам поручика Нестерова, а к готовности наложить на себя руки.
В последний путь призывается вся «гоп-компания» — все, «кто не спасовал и не подох в тоске». Следом идёт лучшая ода саботажу и диверсии в тылу врага, а именно бессмысленной и пустой жизни по правилам. Так, начавшись как экстремальный пример профессионального выгорания, «First-Rate Aerobatics» оборачивается проводами сбитого — самим собой — лётчика. Такого рода вредительства на производстве и отчаянного эскапизма советский рок ещё не знал.
Как жить дальше
«Va-Bank» не был перекуплен большими лейблами в Европе и Америке, второго шанса группа не получила. «First-Rate Aerobatics» вернулась к привычному и более понятному варианту «Высший пилотаж», и в таком виде держалась в репертуаре группы до середины 1990‑х годов. Потом Александр Ф. Скляр окунулся в водную тематику и стал примерять совсем другие образы: на место лётчика пришли моряки всех мастей — матросы, боцманы, капитаны — но все, как и раньше, с оголёнными нервами и сложным характером.
После финской пластинки «Ва-Банкъ» ещё раз попробовал зайти в Европу через соседей — лейбл в Литве — примерно с тем же успехом. С годами тяга на Запад у коллектива поугасла, а Александр Ф. Скляр выбрал путь певца-ультрапатриота с песнями про Донбасс и Крымский мост. В том самом ролике про «Я забиваю сваю» Скляр оказался на сцене рядом с Денисом Майдановым, Дмитрием Харатьяном и Ольгой Кормухиной. Певцу достались строчки «выбор нашей судьбы не так уж и прост — строим мы для людей Крымский мост».
Интересно, что сказал бы герой песни «Высший пилотаж» герою «Крымского моста»: если бы он предложил пролететь под ним, а по пути вспомнил о своём предназначении камикадзе, могла бы получиться интересная композиция. Например, «Я забиваю своих».