Южнороссийский рэп конца 1990‑х — начала 2000‑х годов без преувеличений можно назвать сценой. Это явление, выросшее на локальном субстрате, но пробравшееся в федеральный мейнстрим. Сентиментальные пацаны, поясняющие за вечные простые ценности, уже начали вырастать из широких штанов рэп-субкультуры и стали близки сердцам и ушам обычных парней из станиц и микрорайонов.
Южане Иван Белецкий и Давид Домкратов собрали подборку главных хитов для вашей заниженной «четырки».
Гимн молодёжи Кубани
Вот такое неожиданное начало. Краснодарская поп-рок группа «Вдруг» записала этот трек при участии рэперов MaryJane. Куплет Тохаля, который позже станет известным баттловым эмси Мистером Хайдом, начинается так:
Хей,
это MJ!
Завидуйте мне,
я краснодарский и на коне!
Песня, созданная в 2005 году для комитета молодёжной политики Краснодарского края. В то время департамент пытался охмурять юное поколение всяческими кавээнами, дискотеками и сноубордами. Получился эдакий провинциальный прототип бургера за здоровье Собянина — без Тимати, зато с казачьим хором в припеве. Если вам лень слушать русский рок про вольный ветер и новую волну, то читка начинается с 2:35. Трек не стал популярным среди ценителей хип-хопа, но песню знал каждый кубанский русскорокер.
Триада — Мёртвый город
А это уже настоящий южный рэп, каким его узнали и запомнили по всей России. Первый выстреливший за пределы хип-хоп сообщества трек и дебютный клип краснодарской «Триады». Песня вошла в альбом «Противоядие», клип на неё попал на MTV — и понеслось: в 2004–2005 годах «Мёртвый город» играл из каждой второй тонированной тачки в Краснодаре. В тексте почти нет особого регионального пафоса, свойственного многим трекам южнороссийского рэпа, но краснодарские пацанские интонации прочувствовать можно.
Для полноты картины приведём слова одного из участников группы Дино из интервью 2018 года:
«Раньше было такое понятие „южнороссийский рэп“, и времена были действительно креативными, непаханое поле было. За 20 лет существования русского рэпа и смены стилей в его рамках творчества и креативности больше всего было именно в то время. Не было какого-то шаблона, заранее подготовленной обёртки. Сейчас делается много, но уже в рамках заранее заданного стиля, всё уже уложено и дорога проторена. Когда всё начиналось, каждый делал, фантазировал, придумывал какие-то жанры, и всё это имело по-настоящему творческий характер. <…>
А южнороссийский рэп — направление действительно было, оно имело свой почерк. Сейчас этого почерка нет».
Эйсик — 158‑я
Трек чётко на стыке шансона и хип-хопа: типичный сюжет про пацана, который оступился. Тут есть и про маму, и про оставшуюся на свободе дочку. Зона, бараки, варим чифирок — «вот невезение». В одном из интервью ЭЙ-Слепящий-Истинным-Коварством сказал, что песня посвящается «другу Славе, который умер от наркотиков».
Можно пройтись по аутентичности: сам-то Эйсик не то что не сидел, а даже учился на юриста в США, где и наслушался хип-хопа. Также южные улицы и недры древнего форума hip-hop.ru помнят мутную историю, как Эйсик поссорился с «Кастой» и на разборку с админом сайта ростовчан приехал с поддержкой от бойцов ГУВД Краснодара.
У Эйса есть ещё несколько треков, посвящённых бандитско-воровской тематике. В том же альбоме «Солнечное сплетение» присутствует композиция «За 20 поприщ от рая». В ней упоминается Фетис из ростовской группы «Доброе зло», который несколько раз попадал в «зону недосягаемости». В условную босяцкую компиляцию Эйсика мог бы попасть фитовой трек «Я стану лучше» с припевом: «Из моего двора вырастает детвора, те, кого в который раз в мыле ловят опера». А лучше всего в нашу подборку вписался бы трек «Ванёк» со сборника «Краснодар ONE» — там кубанская аутентика так и прёт. Но, увы, на Ютубе его нет.
MaryJane — С белого листа
Вот «настоящий» трек MaryJane, без казаков и чиновников. С этой песней MJ выстрелили на общероссийском уровне. В треке почти нет субкультурщины и регионального контекста — просто зверски серьёзные размышления на тему «что такое хорошо, а что такое плохо».
Влади, Змей, MaryJane, Сэт — Юго-Восточная Европа
Программное заявление южнороссийского рэпа — тут все: и Mary Jane, и «Каста», и «Грани». «Обитаем на южном полюсе, в особенности на Кубани и в Ростовской области» — пацанские понты, нехитрый алкогольно-коноплёвый досуг, региональный патриотизм — всё в поряде!
Более известной версией трека стала короткая, без куплетов краснодарцев, из альбома Влади «Что нам делать в Греции» (2002). В интервью Inside Show Сэт, в начале нулевых ещё участник MaryJane, рассказал, что Влади просил переписать куплет, так как ему не нравился текст. Сэт отказался, второй МС MaryJane Пино, видимо, тоже. На сольнике Влади песня вышла без кубанских гостей.
Мы же предлагаем вам послушать оригинальную версию, которая сначала появилась на сборнике от «Касты» Hip-Hop Mix № IV (2001), а позже — на альбоме Сэта «Арена» (2004).
Каста — Мы берём это на улицах
Трек, перекочевавший на дебютник «Касты» из «Трёхмерных рифм» ростовской формации «Объединённая каста» — эдакого Wu-Tang Clan по-южнороссийски, куда входил весь цвет локального рэпа. Сама «Каста» в те годы ещё называлась «Психолирик». Этот трек — своего рода пояснительная записка о методах и целях хип-хопа, а «Каста» тут ещё погружена больше в субкультурное, чем в глобальное:
Кубические метры этого пространства
Охвачены неистребимым духом братства!
Ваша толпа от нашей отделяется не чётко,
По-любому будем вместе пить водку!
Каста — На порядок выше
«Там пусто, а ты, братан, русский!», «…а там ты будешь живым среди зомби!» — гимн «Касты» был как бальзам на душу всем патриотически настроенным слушателям. Современное творчество — наоборот: стоит только посмотреть клип «Колокола над кальянной» 2020 года, где во втором куплете «папа» Змей ругает дредастого «сына» Шымона за мысли свалить за бугор. Стоить отметить, что основой «На порядок выше» стал текст Шыма: Михаил написал куплет, когда задумывался об эмиграции в Израиль.
Интересно, как традиционализм хип-хопа лёг на традиционализм регионального российского дискурса. А ведь в те годы на улицах шла почти настоящая война, и скинхеды, особенно в регионах, всё ещё могли запросто (по старой памяти о рэпе как «чёрной музыке») избить поклонника хип-хопа. Но «Каста», кажется, проложила мостик между жанром и низовой ксенофобией. Вообще, южный рэп с самого начала доказывал, что можно быть чётким парнем и разделять правильные ценности, но при этом слушать хип-хоп. «На порядок выше» — очередной пример того, как хип-хоп переставал быть субкультурой и начинал говорить об универсальном.
Предлагаем сравнить хит с первоначальной версией трека.
Грани — Мелодрама
Темы с таким названием есть на двух первых релизах «Граней» — «Алкоголики» (2003) и «Кипеш» (2005). Получилась уличная драма в двух актах. Обе части были популярны среди рэперов нулевых. Биты с явными отсылками к русскому шансону, пацанские разговоры за баб и бухло, юморок, строчки типа «***** [лицо] как у Ганнибала». Норм с пацанами под семки послушать.
Песочные люди — Время
Эти участники «Объединённой касты» свой первый полноформатный альбом смогли выпустить только в 2009 году. А перед тем было много чего — от реальной отсидки за разбой (про эту историю «Каста» написала песню «Нашим пацанам посвящается», а сами «Песочные» затронули тему в «Червях ненависти» и «Ростовском централе») и до этой песни, выпущенной в 1999 году на компиляции «Трёхмерные рифмы».
В 2011 году на втором альбоме «Колесо — оба зрения» ростовчане выпустили логическое продолжение трека — «Время спустя».
Сэт — Арена
Первый сольный альбом Сэта. Всё те же персонажи на фитах — Змей, Влади, MaryJane. Плюс ряд дружественных не южных рэперов: например, выбранная нами композиция — коллаб с Krec.
Песня записана между 1999 и 2004 годами — тогда Сэт и Krec готовили совместный альбом. Интернет в те времена был плохой, поэтому Сэту приходилось качать в самом плохом качестве маленький кусок бита от питерцев, «размножать» его через программу и записывать свою партию. После чего CD‑R с акапеллами Сэт передавал проводникам поездов, идущих в Петербург. В Питере диск встречали Фьюз и Марат. К сожалению, красивая история закончилась прозаично: позже ребята познакомились лично и не сошлись характерами. Часть песен с невыпущенного альбома перешли на сэтовскую «Арену» и крэковское «Вторжение».
Про саму «Тоску»: как пишут в таких случаях музыкальные СМИ, «духоподъёмный трек» — типа, всё плохо, но есть надежда.
На презентацию альбома в Краснодар приехали все рэп-братья, участвовавшие в альбоме. Позже лейбл Сэта Karavan Music выпустил концертный DVD.
Добавим ещё одну цитату по поводу южнорусского рэпа из интервью Сэта 2006 года:
— Существует ли, по-твоему, так называемый «краснодарский стиль»? И если да, то каковы его черты?
— Нет, это не то что стиль, а, скажем, «тонировка». В Краснодаре есть множество групп, непохожих друг на друга. Нельзя же вот сравнить Эйсика с MaryJane или Сэта с «Триадой». Особенно это видно сейчас. Если раньше что-то хоть как-то где-то пересекалось, то теперь у всех абсолютно разные стили.
Бонус: Скато — Я вижу дым
«Вне конкурса» мы добавили трек гуру южного рэпа. Ценители стиля и сейчас, услышав имя Скато, ответят «Я вижу дым!». Поэт, художник, философ, растаман, христианин, язычник, воин хардкора и правды, чемпион по фитам — всё это про одного эмси, имя которому Смысл-Который-Абстрагирует-Твой-Образ (ещё один южанин с замороченным прозвищем).
Скато начал музыкальный путь во второй половине 90‑х в Краснодаре и до сих пор выпускает альбомы, но уже на берегах Невы. Возможно, Сергей не самый успешный из представленного нами списка, но по влиянию на хип-хоп умы Юга и street credibility — точно один из первых.
Читайте также «Русский рэп 1990‑х: десять главных альбомов».