Южно­рос­сий­ский рэп кон­ца 1990‑х — нача­ла 2000‑х годов без пре­уве­ли­че­ний мож­но назвать сце­ной. Это явле­ние, вырос­шее на локаль­ном суб­стра­те, но про­брав­ше­е­ся в феде­раль­ный мейн­стрим. Сен­ти­мен­таль­ные паца­ны, пояс­ня­ю­щие за веч­ные про­стые цен­но­сти, уже нача­ли вырас­тать из широ­ких шта­нов рэп-суб­куль­ту­ры и ста­ли близ­ки серд­цам и ушам обыч­ных пар­ней из ста­ниц и микрорайонов.

Южане Иван Белец­кий и Давид Дом­кра­тов собра­ли под­бор­ку глав­ных хитов для вашей зани­жен­ной «четыр­ки».


Гимн молодёжи Кубани

Вот такое неожи­дан­ное нача­ло. Крас­но­дар­ская поп-рок груп­па «Вдруг» запи­са­ла этот трек при уча­стии рэпе­ров MaryJane. Куп­лет Тоха­ля, кото­рый поз­же ста­нет извест­ным батт­ло­вым эмси Мисте­ром Хай­дом, начи­на­ет­ся так:

Хей,

это MJ!

Зави­дуй­те мне,

я крас­но­дар­ский и на коне!

Пес­ня, создан­ная в 2005 году для коми­те­та моло­дёж­ной поли­ти­ки Крас­но­дар­ско­го края. В то вре­мя депар­та­мент пытал­ся охму­рять юное поко­ле­ние вся­че­ски­ми кавэ­эна­ми, дис­ко­те­ка­ми и сно­убор­да­ми. Полу­чил­ся эда­кий про­вин­ци­аль­ный про­то­тип бур­ге­ра за здо­ро­вье Собя­ни­на — без Тима­ти, зато с каза­чьим хором в при­пе­ве. Если вам лень слу­шать рус­ский рок про воль­ный ветер и новую вол­ну, то чит­ка начи­на­ет­ся с 2:35. Трек не стал попу­ляр­ным сре­ди цени­те­лей хип-хопа, но пес­ню знал каж­дый кубан­ский русскорокер.


Триада — Мёртвый город

А это уже насто­я­щий южный рэп, каким его узна­ли и запом­ни­ли по всей Рос­сии. Пер­вый выстре­лив­ший за пре­де­лы хип-хоп сооб­ще­ства трек и дебют­ный клип крас­но­дар­ской «Три­а­ды». Пес­ня вошла в аль­бом «Про­ти­во­ядие», клип на неё попал на MTV — и понес­лось: в 2004–2005 годах «Мёрт­вый город» играл из каж­дой вто­рой тони­ро­ван­ной тач­ки в Крас­но­да­ре. В тек­сте почти нет осо­бо­го реги­о­наль­но­го пафо­са, свой­ствен­но­го мно­гим тре­кам южно­рос­сий­ско­го рэпа, но крас­но­дар­ские пацан­ские инто­на­ции про­чув­ство­вать можно.

«Три­а­да»: Нига­тив и Дино. Нача­ло 2000‑х годов

Для пол­но­ты кар­ти­ны при­ве­дём сло­ва одно­го из участ­ни­ков груп­пы Дино из интер­вью 2018 года:

«Рань­ше было такое поня­тие „южно­рос­сий­ский рэп“, и вре­ме­на были дей­стви­тель­но кре­а­тив­ны­ми, непа­ха­ное поле было. За 20 лет суще­ство­ва­ния рус­ско­го рэпа и сме­ны сти­лей в его рам­ках твор­че­ства и кре­а­тив­но­сти боль­ше все­го было имен­но в то вре­мя. Не было како­го-то шаб­ло­на, зара­нее под­го­тов­лен­ной обёрт­ки. Сей­час дела­ет­ся мно­го, но уже в рам­ках зара­нее задан­но­го сти­ля, всё уже уло­же­но и доро­га про­то­ре­на. Когда всё начи­на­лось, каж­дый делал, фан­та­зи­ро­вал, при­ду­мы­вал какие-то жан­ры, и всё это име­ло по-насто­я­ще­му твор­че­ский характер. <…>

А южно­рос­сий­ский рэп — направ­ле­ние дей­стви­тель­но было, оно име­ло свой почерк. Сей­час это­го почер­ка нет».


Эйсик — 158‑я

Трек чёт­ко на сты­ке шан­со­на и хип-хопа: типич­ный сюжет про паца­на, кото­рый осту­пил­ся. Тут есть и про маму, и про остав­шу­ю­ся на сво­бо­де доч­ку. Зона, бара­ки, варим чифи­рок — «вот неве­зе­ние». В одном из интер­вью ЭЙ-Сле­пя­щий-Истин­ным-Ковар­ством ска­зал, что пес­ня посвя­ща­ет­ся «дру­гу Сла­ве, кото­рый умер от наркотиков».

Мож­но прой­тись по аутен­тич­но­сти: сам-то Эйсик не то что не сидел, а даже учил­ся на юри­ста в США, где и наслу­шал­ся хип-хопа. Так­же южные ули­цы и нед­ры древ­не­го фору­ма hip-hop.ru пом­нят мут­ную исто­рию, как Эйсик поссо­рил­ся с «Кастой» и на раз­бор­ку с адми­ном сай­та ростов­чан при­е­хал с под­держ­кой от бой­цов ГУВД Краснодара.

Эйсик. Сере­ди­на 2000‑х годов

У Эйса есть ещё несколь­ко тре­ков, посвя­щён­ных бан­дит­ско-воров­ской тема­ти­ке. В том же аль­бо­ме «Сол­неч­ное спле­те­ние» при­сут­ству­ет ком­по­зи­ция «За 20 поприщ от рая». В ней упо­ми­на­ет­ся Фетис из ростов­ской груп­пы «Доб­рое зло», кото­рый несколь­ко раз попа­дал в «зону недо­ся­га­е­мо­сти». В услов­ную босяц­кую ком­пи­ля­цию Эйси­ка мог бы попасть фито­вой трек «Я ста­ну луч­ше» с при­пе­вом: «Из мое­го дво­ра вырас­та­ет детво­ра, те, кого в кото­рый раз в мыле ловят опе­ра». А луч­ше все­го в нашу под­бор­ку впи­сал­ся бы трек «Ванёк» со сбор­ни­ка «Крас­но­дар ONE» — там кубан­ская аутен­ти­ка так и прёт. Но, увы, на Юту­бе его нет.


MaryJane — С белого листа

Вот «насто­я­щий» трек MaryJane, без каза­ков и чинов­ни­ков. С этой пес­ней MJ выстре­ли­ли на обще­рос­сий­ском уровне. В тре­ке почти нет суб­куль­тур­щи­ны и реги­о­наль­но­го кон­тек­ста — про­сто звер­ски серьёз­ные раз­мыш­ле­ния на тему «что такое хоро­шо, а что такое плохо».


Влади, Змей, MaryJane, Сэт — Юго-Восточная Европа

Про­грамм­ное заяв­ле­ние южно­рос­сий­ско­го рэпа — тут все: и Mary Jane, и «Каста», и «Гра­ни». «Оби­та­ем на южном полю­се, в осо­бен­но­сти на Куба­ни и в Ростов­ской обла­сти» — пацан­ские пон­ты, нехит­рый алко­голь­но-коно­плё­вый досуг, реги­о­наль­ный пат­ри­о­тизм — всё в поряде!

«Объ­еди­нён­ная каста», MaryJane, Сэт, Эйсик. Нача­ло 2000‑х годов

Более извест­ной вер­си­ей тре­ка ста­ла корот­кая, без куп­ле­тов крас­но­дар­цев, из аль­бо­ма Вла­ди «Что нам делать в Гре­ции» (2002). В интер­вью Inside Show Сэт, в нача­ле нуле­вых ещё участ­ник MaryJane, рас­ска­зал, что Вла­ди про­сил пере­пи­сать куп­лет, так как ему не нра­вил­ся текст. Сэт отка­зал­ся, вто­рой МС MaryJane Пино, види­мо, тоже. На соль­ни­ке Вла­ди пес­ня вышла без кубан­ских гостей.

Mary Jane: Сэт, Пино, OG. Нача­ло 2000‑х годов

Мы же пред­ла­га­ем вам послу­шать ори­ги­наль­ную вер­сию, кото­рая сна­ча­ла появи­лась на сбор­ни­ке от «Касты» Hip-Hop Mix № IV (2001), а поз­же — на аль­бо­ме Сэта «Аре­на» (2004).


Каста — Мы берём это на улицах

Трек, пере­ко­че­вав­ший на дебют­ник «Касты» из «Трёх­мер­ных рифм» ростов­ской фор­ма­ции «Объ­еди­нён­ная каста» — эда­ко­го Wu-Tang Clan по-южно­рос­сий­ски, куда вхо­дил весь цвет локаль­но­го рэпа. Сама «Каста» в те годы ещё назы­ва­лась «Пси­хо­ли­рик». Этот трек — сво­е­го рода пояс­ни­тель­ная запис­ка о мето­дах и целях хип-хопа, а «Каста» тут ещё погру­же­на боль­ше в суб­куль­тур­ное, чем в глобальное:

Куби­че­ские мет­ры это­го пространства

Охва­че­ны неис­тре­би­мым духом братства!

Ваша тол­па от нашей отде­ля­ет­ся не чётко,

По-любо­му будем вме­сте пить водку!

Нача­ло ростов­ско­го рэпа. Вто­рая поло­ви­на 1990‑х годов
«Объ­еди­нён­ная каста». Фото из бук­ле­та аль­бо­ма «Трёх­мер­ные риф­мы». 1999 год


Каста — На порядок выше

«Там пусто, а ты, бра­тан, рус­ский!», «…а там ты будешь живым сре­ди зом­би!» — гимн «Касты» был как баль­зам на душу всем пат­ри­о­ти­че­ски настро­ен­ным слу­ша­те­лям. Совре­мен­ное твор­че­ство — наобо­рот: сто­ит толь­ко посмот­реть клип «Коло­ко­ла над кальян­ной» 2020 года, где во вто­ром куп­ле­те «папа» Змей руга­ет дре­да­сто­го «сына» Шымо­на за мыс­ли сва­лить за бугор. Сто­ить отме­тить, что осно­вой «На поря­док выше» стал текст Шыма: Миха­ил напи­сал куп­лет, когда заду­мы­вал­ся об эми­гра­ции в Израиль.

«Каста». Фото­сес­сия для аль­бо­ма «Гром­че воды, выше тра­вы». 2002 год

Инте­рес­но, как тра­ди­ци­о­на­лизм хип-хопа лёг на тра­ди­ци­о­на­лизм реги­о­наль­но­го рос­сий­ско­го дис­кур­са. А ведь в те годы на ули­цах шла почти насто­я­щая вой­на, и скин­хе­ды, осо­бен­но в реги­о­нах, всё ещё мог­ли запро­сто (по ста­рой памя­ти о рэпе как «чёр­ной музы­ке») избить поклон­ни­ка хип-хопа. Но «Каста», кажет­ся, про­ло­жи­ла мостик меж­ду жан­ром и низо­вой ксе­но­фо­би­ей. Вооб­ще, южный рэп с само­го нача­ла дока­зы­вал, что мож­но быть чёт­ким пар­нем и раз­де­лять пра­виль­ные цен­но­сти, но при этом слу­шать хип-хоп. «На поря­док выше» — оче­ред­ной при­мер того, как хип-хоп пере­ста­вал быть суб­куль­ту­рой и начи­нал гово­рить об универсальном.

Пред­ла­га­ем срав­нить хит с пер­во­на­чаль­ной вер­си­ей трека.


Грани — Мелодрама

Темы с таким назва­ни­ем есть на двух пер­вых рели­зах «Гра­ней» — «Алко­го­ли­ки» (2003) и «Кипеш» (2005). Полу­чи­лась улич­ная дра­ма в двух актах. Обе части были попу­ляр­ны сре­ди рэпе­ров нуле­вых. Биты с явны­ми отсыл­ка­ми к рус­ско­му шан­со­ну, пацан­ские раз­го­во­ры за баб и бух­ло, юмо­рок, строч­ки типа «***** [лицо] как у Ган­ни­ба­ла». Норм с паца­на­ми под сем­ки послушать.

Моло­дой рэпер Бакс в ком­па­нии стар­ших това­ри­щей из груп­пы «Гра­ни»: Змея, Тём­но­го и Тиг­ры. Пер­вая поло­ви­на 2000‑х годов

Песочные люди — Время

Эти участ­ни­ки «Объ­еди­нён­ной касты» свой пер­вый пол­но­фор­мат­ный аль­бом смог­ли выпу­стить толь­ко в 2009 году. А перед тем было мно­го чего — от реаль­ной отсид­ки за раз­бой (про эту исто­рию «Каста» напи­са­ла пес­ню «Нашим паца­нам посвя­ща­ет­ся», а сами «Песоч­ные» затро­ну­ли тему в «Чер­вях нена­ви­сти» и «Ростов­ском цен­тра­ле») и до этой пес­ни, выпу­щен­ной в 1999 году на ком­пи­ля­ции «Трёх­мер­ные рифмы».

«Песоч­ные люди»: Джин и Псих. 1999 год

В 2011 году на вто­ром аль­бо­ме «Коле­со — оба зре­ния» ростов­чане выпу­сти­ли логи­че­ское про­дол­же­ние тре­ка — «Вре­мя спустя».


Сэт — Арена

Пер­вый соль­ный аль­бом Сэта. Всё те же пер­со­на­жи на фитах — Змей, Вла­ди, MaryJane. Плюс ряд дру­же­ствен­ных не южных рэпе­ров: напри­мер, выбран­ная нами ком­по­зи­ция — кол­лаб с Krec.

Сэт. Сере­ди­на 2000‑х годов

Пес­ня запи­са­на меж­ду 1999 и 2004 года­ми — тогда Сэт и Krec гото­ви­ли сов­мест­ный аль­бом. Интер­нет в те вре­ме­на был пло­хой, поэто­му Сэту при­хо­ди­лось качать в самом пло­хом каче­стве малень­кий кусок бита от питер­цев, «раз­мно­жать» его через про­грам­му и запи­сы­вать свою пар­тию. После чего CD‑R с ака­пел­ла­ми Сэт пере­да­вал про­вод­ни­кам поез­дов, иду­щих в Петер­бург. В Пите­ре диск встре­ча­ли Фьюз и Марат. К сожа­ле­нию, кра­си­вая исто­рия закон­чи­лась про­за­ич­но: поз­же ребя­та позна­ко­ми­лись лич­но и не сошлись харак­те­ра­ми. Часть песен с невы­пу­щен­но­го аль­бо­ма пере­шли на сэтов­скую «Аре­ну» и крэ­ков­ское «Втор­же­ние».

Про саму «Тос­ку»: как пишут в таких слу­ча­ях музы­каль­ные СМИ, «духо­подъ­ём­ный трек» — типа, всё пло­хо, но есть надежда.

На пре­зен­та­цию аль­бо­ма в Крас­но­дар при­е­ха­ли все рэп-бра­тья, участ­во­вав­шие в аль­бо­ме. Поз­же лей­бл Сэта Karavan Music выпу­стил кон­церт­ный DVD.

Доба­вим ещё одну цита­ту по пово­ду южно­рус­ско­го рэпа из интер­вью Сэта 2006 года:

— Суще­ству­ет ли, по-тво­е­му, так назы­ва­е­мый «крас­но­дар­ский стиль»? И если да, то како­вы его черты?

— Нет, это не то что стиль, а, ска­жем, «тони­ров­ка». В Крас­но­да­ре есть мно­же­ство групп, непо­хо­жих друг на дру­га. Нель­зя же вот срав­нить Эйси­ка с MaryJane или Сэта с «Три­а­дой». Осо­бен­но это вид­но сей­час. Если рань­ше что-то хоть как-то где-то пере­се­ка­лось, то теперь у всех абсо­лют­но раз­ные стили.


Бонус: Скато — Я вижу дым

«Вне кон­кур­са» мы доба­ви­ли трек гуру южно­го рэпа. Цени­те­ли сти­ля и сей­час, услы­шав имя Ска­то, отве­тят «Я вижу дым!». Поэт, худож­ник, фило­соф, рас­та­ман, хри­сти­а­нин, языч­ник, воин хард­ко­ра и прав­ды, чем­пи­он по фитам — всё это про одно­го эмси, имя кото­ро­му Смысл-Кото­рый-Абстра­ги­ру­ет-Твой-Образ (ещё один южа­нин с замо­ро­чен­ным прозвищем).

Ска­то. Вто­рая поло­ви­на 2000‑х годов

Ска­то начал музы­каль­ный путь во вто­рой поло­вине 90‑х в Крас­но­да­ре и до сих пор выпус­ка­ет аль­бо­мы, но уже на бере­гах Невы. Воз­мож­но, Сер­гей не самый успеш­ный из пред­став­лен­но­го нами спис­ка, но по вли­я­нию на хип-хоп умы Юга и street credibility — точ­но один из первых.


Читай­те так­же «Рус­ский рэп 1990‑х: десять глав­ных аль­бо­мов»

Поделиться