Иван Щеглов — ранее Иван Смех, участник «Ленина Пакет» и основатель «Лукошка российского глубокомыслия». Сегодня он поэт, музыкант, исследователь культуры и фотограф, успевающий совмещать чистое творчество с работой по технической специальности.

В преддверии поэтического вечера VATNIKSTAN пообщался с Иваном Щегловым. В беседе артист объясняет, почему закрыл «Лукошко» и оставил старый псевдоним, делится подробностями своих новых увлечений, сравнивает 2010‑е и 2020‑е, рассказывает о своём пути к взрослению и внутренней свободе.
— Ты уже довольно давно отказался от псевдонима «Иван Смех» и почти одновременно закрыл проект «Лукошко российского глубокомыслия». С чем это связано? 2010‑е кончились?
Для меня это совсем разные события, «Лукошко» себя исчерпало по всем признакам: внутренние идеи были реализованы и дальнейшее их повторение становилось самоповтором; развалился некоторый дружеский круг, идеи которого я там транслировал, атмосфера в нём стала токсичной и пора было расходится; деградировала площадка, в которой существовал паблик ВКонтакте; отдача от читателей настолько уменьшилась, что вместо мотивирующего фактора стала демотивирующим. Например, я помню, как опубликовал там новый альбом «Ожога», который мне очень понравился и казался весьма актуальным, но он собрал типа 14 сердечек и всё. И я думаю: зачем вести паблик на 70 000 человек, если такая отдача была бы ок при 100 подписчиках? Моя огромная статья про Данилова, полный на тот момент обзор его творчества, вдохновенно написанная и чудесно проиллюстрированная Денисом Серенко — на этот материал я делал большую ставку, но он вызвал минимальный ажиотаж. То есть я легко могу что-то делать без обратной связи, часто творчество для меня — это самоцель, но в ситуации внутренней высказанности приятная обратная связь может вполне мотивировать, а тут уже руки опустились. Это я несколько проблем назвал, но ряд не полый, такие звоночки можно перечислять ещё долго. Сложностью с закрытием было — что мне принципиально не хотелось какого-то пафосного и громкого закрывающего жеста, хотелось уйти тихо. Но тут всё само сложилось как нельзя лучше, сначала я объявил, что постинг переходит в редкий формат, и эта новость не вызвала особого резонанса — а когда через сколько-то месяцев я написал о закрытии — это тоже особого внимания не вызвало, вплоть до того что мои знакомые через 5 лет ещё меня спрашивали, как там «Лукошко»?
А псевдоним я сменил спустя где-то полтора года. Это скорее вопрос взросления — его я использовал для юношеского творчества, может можно сказать — подросткового, с учётом того, что люди сейчас, к сожалению, взрослеют поздно. И когда я разобрался с какими-то внутренними вещами негативными, включая алкоголизм, потом начал ходить в церковь — ощутил, что, кажется, наконец-то хоть как-то повзрослел — тогда мне захотелось дистанцироваться от этого груза прошлого. Я записал прощальный альбом от «Ивана Смеха», где описал как экзистенциальные проблемы копились и как из этого нашёлся положительный выход. Можно считать, хэппи энд. А затем вместо псевдонима, напоминающего кличку, я взял себе новый отфамильный псевдоним и продолжил делать музыку под ним. То есть «Лукошко» закрывалось, а тут речь сразу шла о продолжении, новые записи сразу бодро пошли, уже есть 10 штук.
Но, вообще, я согласен, что формулировка «10‑е кончились» объединит и то, и другое. Это ещё мой возраст так удачно лёг — в 10‑е я был 20-летним, а в 20‑е я 30-летний; я 1989-го года рождения.

— Расскажи про проект «Новаторы авангарда», которым ты занимаешься уже почти двадцать лет.
Немного формальная история, ну по сути у него два этапа — начиная от первого моего альбома 2006 года и вплоть до художественно радикальной работы «Кулаков в кармане» 2013-го, это я осваивал музыку, разные жары и приёмы. Я начинал свою музыкальную карьеру с нойза, эмбиента, полевых записей, конкретной музыки и коллажей. После «Кулаков» вышло ещё два альбома, но они уже близки к тому, что я далее делал как «Иван Смех», можно было их выпустить под этой маркой. В 2015 студийная история проекта закончилась, и далее я использовал эту вывеску для живых составов, когда со мной были ещё люди на сцене — чтобы не придумывать новое название группы. Там было много разных участников и вариантов. Главным нововведением последнего времени был акустический состав с Матвеем Селякиным («Большой Матвей», «Мое мао») на гитаре. Всё аранжировали с нуля, пару десятков песен. Этот материал даже как концертная запись с пульта выходила на кассете, но там тираж был 10 штук, из которых купили одну.
— Ты больше не участник группы «Ленина Пакет». Паблик коллектива не обновляется больше года. Что сейчас из себя представляет «Ленина Пакет» сейчас? Ты продолжишь заниматься рэпом? Может так случиться, что снова будешь записываться с «Ленина Пакет»?
А тут даже сложно точно сказать. Последний альбом «Ленина Пакета» вышел в 2021 году, «Миксед Дошп 3000» с Окте. Ситуация, кстати, была примерно как со статьёй про Данилова, даже хуже — работа над ним шла несколько лет, тщательно всё проработано, но интерес слушателей к этому релизу был примерно нулевым. В альбоме есть и я, и Виталий, но доделывал его Айван уже в одиночку. Название группы осталось у него, но он им больше не пользуется. Была ещё яркая задумка концептуального альбома про революцию с живым составом, где под музыкальным руководством Дмитрия Лашина, — идея альбома была Айвана — изначально он должен был выйти к 100-летию революции, то есть в 2017 году. Я принимал в нём участие на ранних стадиях, но потом отвалился. Думал, что его доделают ребята, тогда он был бы закрывал дискографию — но нет, ничего не вышло. С тех пор Айван занимается своей группой «Обнинск Ска Сканкерс», которую ему удалось собрать в Обнинске — они долго раскачивались, но вот в этом году у них вышло аж три альбома, и все хороши, рекомендую. В общем, вероятно история «Ленина Пакета» на этом и закончена, но нельзя исключать обратного. Хотя мы расходились с трудом, но сохраняем положительное отношение друг к другу. У меня сейчас простой подход к песням — мне хочется, чтобы в них не было сквернословия, тем ниже пояса, какой-то грязи и антиэстетики. Если мы когда-то восстановим общение и примем эти критерии за норму, то почему бы нет. Но старые наши песни этим похвастаться не могут… На концертах я бы их точно петь не стал. Впрочем, если подумать: нужен кому-то был бы такой «Ленина Пакет»? И стоило бы эксплуатировать ради этого старое название?
А сам-то я продолжаю как Иван Щеглов писать рэп, хотя жанрово песни выходят более расплывчатыми, но из 10 записей многие включали рэп-композиции, и один альбом был целиком рэповым, «Постройка» (2023) — это моя манифестационная попытка обновить и освежить жанр абстрактного хип-хопа, считаю его творческой удачей.

— Бывало ли такое, что ты сожалел о своих написанных строках, песнях?
Безусловно. Вообще мне нравится афоризм «cовесть — это образ Божий в человеке», он сущностно точный, и налаженный контакт со своей совестью без попыток от неё отбрехаться, мне кажется, очень облегчает жизнь. Другое дело, что накопленный груз стыда, чтобы не давил, надо нести на исповедь, так высвобождаться от него. И в моих старых песнях бывает мне что-то режет ухо, но терпимо, а что-то мне прямо резко неприятно, воротит. Благо, время прошло и свои ошибки можно не повторять. Сейчас я стараюсь писать песни так, чтобы за них потом не было стыдно. Но в общем случае это всё распространяется и на дела, действия, и на общение с людьми, тут поступать как должно сложнее…
— Недавно вышел сборник твоей поэзии «Каскад». В аннотации указано, что сборник включает в себя «песенный дневник, охватывающий 10 месяцев жизни Ивана Щеглова». Ты пишешь стихи постоянно? Что произошло за те десять месяцев, которые описывает «песенный дневник»?
Кстати да, рифмованные тексты я начал писать даже пораньше, чем заниматься музыкой. То есть первый альбом «Новаторов» я записал в 16 лет, а первые текст (это был дисс на одноклассника) сочинил в 15, и с тех пор что-то писал без больших перерывов. До этого были какие-то детские попытки, но очень отдельные и не последовательные, а с тех пор так и идёт. Но в момент написания «Каскада», кажется, был период наибольшей моей активности, с тех пор пишу, но раза в 2–3 меньше.
Дневник описывал как раз довольно бессобытийную мою жизнь, чем, по-моему, и хорош. То есть я живу в Москве, иногда выезжаю в Подмосковье, очень редко — куда-то подальше. Хожу на работу, много прогуливаюсь пешком, пару раз в неделю встречаюсь с друзьями, дома пою песенки и читаю книги, иногда посещаю церковь, в основном в посты, да вот и всё. Конкретно в эти 10 месяцев я ещё активно занимался организацией концертов, но это там мало отражено, и ещё были полторы безуспешных попытки преодолеть одиночество, это как раз отражено в виде преломлённых эмоций. Но в целом мне хотелось описывать малый быт, простые вещи, незначительные события, детальки жизни людей — и осмыслять всё это, во многом через мысли о Боге.
— Заметил, что многие музыканты в двадцать лет — после тридцати увлечены литературой. Творчество многогранно?
Я‑то тогда с 15 лет ей увлечён, получается. Вообще всё, что я пишу — потенциально это тексты песен, потому что я исполняю и тексты со сбитыми ритмами, и верлибры, да хоть прозу. Коллажный подход и привычка работать с чужим материалом дали все необходимые навыки. Но записать песню — трудоёмкий процесс, надо потом её утомительно сводить, как-то оформлять для выкладывания, что-то ещё… Это 2–3 часа работы, а написать текст — 5 минут. Бывают и сторонние причины, почему текст остаётся неисполненным. В общем, писал я всегда больше, чем пел. И не могу сказать, что раньше это не было литературой, а потом стало. Но как-то просто постепенно тексты менялись, и сейчас они стали такими, что мне показалось, что пора уже в книгу. Поначалу я выпустил их с художественно-продуманным оформлением, как txt-файл. Но потом как-то и с бумагой сложилось, на ней что-то от такого флёра теряется, но что-то другое обретается. Ну, примерно как с машинописями.

Зато после 30 я сделался фотохудожнком, уже много лет постоянно фотографирую, тысячи снимков. Наверное, это самый стабильный сейчас творческий процесс в моей жизни, хотя он ещё остаётся несколько спонтанным. Произошло это само собой — дело в том, что я довольно негативно отношусь к смартфонам из-за их аддиктивности, продолжаю активно пользоваться кнопочным телефоном. У моей перевыпущенной «Нокии» оказалась хорошая камера (правда, памяти всего 2 мб), на которой легко сделать интересный снимок. За годы использования я получил дополнительные навыки владения ей как инструментом, ну и вообще — сжился с ней.
— Согласен ли ты с суждением, что все творческие люди имеют проблемы с психикой?
Слишком категоричное высказывание. Думаю, прямая корреляция есть, но всё-таки термина «нейроотличный» в общем случае будет достаточно, в смысле, что нейроотличие будет давать и творческий взгляд, и творческую потребность. Многие творческие люди нормально социализируются и не имеют проблем, а если хорошо отрефлексируют и научатся контролировать свои особенности психики, то и вовсе будут ментально более крепкими, чем человек без такого опыта. Но кто-то, конечно, спивается, сходит с ума и так далее, да и друзья с серьёзными диагнозами у меня есть в творческом кругу общения, изначально, типа шизофрении — но, кстати, они могут вести себе менее саморазрушительно, чем коллеги без диагнозов. Ну и, конечно, далеко не все люди с проблемами с психикой, включая зависимости, занимаются творчеством. Разве что к нарциссизму творческая область ещё напрямую располагает, взаимоотношения артист-слушатель не симметричные, или когда незнакомые люди тобой интересуются, и это норма, когда у тебя берут интервью… Но от нарциссизма больше страдают окружающие, чем сам человек.
А вообще сакрализация искусства для меня всё более неестественна, с годами я уже перестал в нём видеть какую-либо загадку, уже воспринимаю просто как один из вариантов сложной психической деятельности и последующее социальное функционирование результата, не вижу там ничего великого и загадочного, то есть труд может быть, конечно, впечатляющим, старание с которым он выполнен. Но он не делает автора каким-то светочем. Ну и «не сотвори себе кумира» христианский принцип, я с ним безусловно согласен, если присмотреться, то на кумира никто особо и не тянет, только художественные мифы это иногда заслоняют и романтизируют.

— Как исследователь культуры ты сотрудничаешь с «Горьким». Там публикуются твои рецензии, интервью и обзорные статьи. По какому принципу ты подбираешь материал для «Горького»? Выполняешь редакционные задания или сам предлагаешь темы?
С «Горьким» приятно сложилось, я благодарен редакторам, что мне там дают достаточную свободу и не отклоняют мои, как правило, не конвенциональные тексты с обилием субъективных нюансов и личного опыта. Я даже не предлагаю темы, а просто отсылаю готовые тексты. Но я, конечно, заранее учитываю формат, то что по-моему не подошло бы — я и не предлагаю. А выбираю так: я читаю порядка 120 книг в год, и размышляю, конечно, над всеми, но в большинстве случаев мне не кажется важным зафиксировать мои мысли и как-то транслировать их во вне. Иногда у меня в голове складывается высказывание, которое всё-таки кажется объективно ценным, критерий такой — если я этого не скажу, то этого не скажет никто. Часто это вызвано просто упомянутым личным опытом, иногда — редкостью темы, что просто на эту литературу нет рецензий, иногда тема может быть не редкой, но мне кажется очень важным подсветить какие-то конкретные нюансы, обратить внимание на какие-то внутренние связи в написанном. В таком случае итоговая статья может выглядеть как сухой обзорный материал, но для меня так сохраняется живость. Ну и вот — если я придумаю такой текст, то есть он будет уже сформулирован у меня в голове — то в половине случаев у меня не выйдет найти внутренний и временной ресурс, чтобы его записать, и вскоре живая связь с идеей потеряется и текст рассеется внутри головы. Но в остальных случаях я всё-таки его записываю, и тогда он оказывается опубликованным. Сейчас я ещё стараюсь научиться новой схеме: фиксировать кусочки идей у себя в «Прогулке по садам», Телеграм-канале, а потом складывать из этого статью. Всё-таки жалко бывает тех наблюдений, что не удалось записать, а хотелось, а так хоть кусочки сохранятся.
— Наряду с Владимиром Козловым ты соавтор книги «Следы на снегу» про сибирский панк. Стоит ли ожидать от тебя какой-либо научно-популярной книжки? О каком явлении ты бы хотел написать?
Ох, да мне вот и одну статью трудно собраться сделать, не то что книгу. Но есть путь — копить материал по какой-то теме, а потом из него составить. Помимо статей с «Горького», которые копятся — я ещё очень медленно, но беру интервью у музыкантов, и на тему абстрактного хип-хопа (очень доволен, как получилось с Касперским, ключевым пионером жанра), и независимой сцены старшего поколения. Но всё это идёт невообразимо медленно. А ещё пару лет назад я увлёкся русским реггей и провёл огромные раскопки жанра, но так и не собрался об этом написать вообще ничего. Так что сложно загадывать. По крайней мере, особой потребности в написании книжки и у меня нет, и особого спроса я тоже не вижу, но за годы может и накопиться, даст Бог. А сибирский панк был удачной темой, к которой есть стабильный интерес, и вот переиздание «Следов на снегу» немного расширенных — остаётся актуальной задачей, за которую я тоже всё никак не возьмусь. Ещё из ближайшего, что точно надо довести до конца — это готовлю серию мемуарных интервью про Максима В. из групп «Посторонним» и «Проектор Навигатор Стержень», такой выдающийся прогрессивный рэп-исполнитель второй половины нулевых, уже почивший, из материалов должен сложиться зин, там процентов 80 работы выполнено, я к этому делу периодически возвращаюсь, но между этим перерывы по много месяцев.

— Ты работаешь по технической специальности. Как совмещаешь работу с активной творческой деятельностью? Помогает или мешает?
Помогает, помогает. Во-первых, я не сторонник богемной жизни, в ней очень трудно самодисциплинироваться, продуктивность обычно падает, общение превращается в работу. Ну, может кому-то это и подходит… Но меня работа отлично дисциплинирует. Во-вторых, мне намного приятнее финансово не зависеть от творчества, это даёт некоторую свободу и позволяет сохранять радость. В‑третьих, я всегда старался совмещать именно технический подход с гуманитарными темами, у меня и образование математическое, да и мыслю я на самом деле математическими моделями, по-моему, это увеличивает КПД мышления, помогает избежать некоторых грубых ошибок и когнитивных искажений, лучше понимать других людей, абстрагироваться от субъективности. Вот, но погружаться во что-то техническое факультативно я бы не стал, а в гуманитарное — как видно, более чем. И, честно сказать, для меня очень важно вообще разделять эти области — не представляю, чтобы, например, написание статей было основным моим заработком, для меня это звучит пугающе. Хочется, чтобы каждый творческий акт оставался событием, а не рутиной.
— Опиши твоё идеальное место (кабинет, дом и т.п.) для творческой деятельности?
Я весьма неприхотлив. Записываюсь дома на персональный компьютер (ноутбук + аудиокарта + микрофон + старинный Audition 1.5), свожу там же, статьи пишу посредством стандартной офисной программы Word, фотографирую на кнопочный телефон Nokia 3310, тексты песен в Notepad++ и на бумаге, графический редактор — Paint. Я всем доволен, у меня всё есть.
— Что из недавно прослушанного и прочитанного тебе понравилось?

Расскажу о выдающемся, дело хорошее. Недавно случайно зацепился глазом и начал с интересом изучать тему советских верлибров, многое там читаю с удовольствием, что-то просто для понимания картины. Я начал 2025 год с чтения Геннадия Алексеева, который хоть и советский верлибрист, но крупный самостоятельный автор и без этого контекста, а потом как-то за других зацепился и пошло-поехало, я не ожидал, что тема будет такой обширной — помимо какого-то сложившегося круга советских верлибристов, который сам себя репрезентовал (Бурич, Метс, Вячеслав Куприянов, Джангиров), плюс переводных вещей (многие из которых переводили люди из этого круга) — сразу нашлось много отдельных людей, которые делали независимо что-то своё и даже не попадали в кругозор этой основы. Пример, чтобы далеко не ходить: сибирские панки, они ведь тоже были советскими верлибристами, «Вот она, благодать // Розовые очки // Полные пены слова // Жирные руки жизни // Ни дать, ни взять // Ничего нема // Хоронили вчера меня». Или Сергей Кулле, тоже остался отдельно. Но среди всех особенно впечатлил меня Виктор Полещук, он был уже из второго поколения, представлен в центральной антологии «Время Икс» на 18 авторов. Даже там он интересно выделяется, а позже он стал писать только лучше, его верлибры 90‑х на жизненном материале — это прямо алмаз для жанра. Но вот незадача, со времени антологии, напечатанной в 1989 году — у него вышла всего одна книга «Мера личности», это был очень скромный изборник из 8 неизданных книг на 120 страничек. Дело было в 2006 году, с тех пор могло накопиться не меньше написанного, он наверняка всё ещё жив, но ничего не печатают… Честно сказать, ситуация уникальная, обычно всё-таки так не бывает, что-то да прорывается на свет. Надеюсь, что она исправится и стихи будут изданы! Весьма хотелось бы.
А в музыке, пожалуй, событием этого года стало для меня открытие такой психоделической-электронной импровизационной сцены, типа отечественного краут-рока, круг групп «Министерство Психоделики», «Неизвестность», «Алиен Пэт Хольман» там самые известные, у которых был «Дубовый Гаайъ». Вот «Неизвестность» показалась там наиболее яркой, благо, её солист недавно залил множество релизов группы на «Бэндкемп». Он ещё сейчас оформляет свой слушательский бэкграунд в виде 5‑часовых выпусков-плэйлистов всякого индии-андеграунда от советского до нулевых, я вроде бы знаток этого пласта, но узнаю из них множество всего нового. Очень впечатляет, и музыкальный подход у группы очень приятный, каждый раз радует какой-то оригинальностью и свежестью, разве что оккультно-мамлеевская нотка у них мне никак не близка. Но почти все записи «Неизвестности» — инструментальные (исключение — альбом с вокалом «Крокодил съел солнце» (2010) — отдельная творческая удача). Вживую они уже не выступают, зато из их круга удалось послушать вживую одного из «Министров Психоделики», Николая Грецова, великолепно.
— Напоследок. Что делало 2010‑е особенными?
Сложно! Надо познавать в сравнении, а сравнивать надо и с прошлым, и с настоящим, а для этого надо понять, что у нас в настоящем, а как-то пока не очень понятно, как-то не стабильно всё… Но кое-что, конечно, можно уже вывести, и даже много. На отдельную статью бы хватило… А тут надо кратко. В первую очередь приходят мысли о каких-то технических деталях, особенности того, как всё было устроено в интернете. Например, группа «Ленина Пакет» никогда не занималась собственной раскруткой. Первое внимание к ней пришло на форуме hip-hop.ru, где все были открыты, активная обратная связь там была нередким явлением, а абстрактный хип-хоп только зарождался, так что музыки был скорее недостаток, чем избыток. Так сложился локальный культовый статус, и в следующее время молодые и бойкие журналисты интернет-изданий охотно сами писали о группе, начиная с Сандалова и «Метрополя», они были с группой на схожей волне. Ну а потом уже следующее поколение музыкантов воспринимало ЛП как общее место и транслировало далее — включая Замая и Славу КПСС.
«Лукошко» также росло без намеренного маркетинга, спорадически. Впрочем, сейчас этот процесс закончился, уже устарела группа. Но тогда было ощущение, что мы на гребне волны или на передовом крае. В 20‑е тезис сменился на антитезис, я в противофазе с технологической современностью. Я не люблю смартфоны, не пользуюсь стримингами и считаю их плохой идеей, не люблю не только короткий видео-формат, но и длинный, и вообще предпочитаю читать книги с бумаги и слушать музыку с mp3-плеера или кассет/CD.
Всё это архаично, но меня устраивает быть вне времени. Тут мне уютнее, чем когда было наоборот, тут больше пространства. А затем, я думаю, затем антитезис сменится на синтез, и мой опыт вновь начнёт резонировать с миром. Подождём-посмотрим, торопиться некуда. Так что всё слава Богу. Но это такое о моём личном опыте, а вообще 20‑е много всего другого изменилось. Например, на днях взял какую-то рядовую книгу, начал читать и понял, что сейчас издание такой уже невозможно представить, она как из другого времени. Между тем, издана она была в 2020 году.

Читайте далее:









