«Учителя повесим, а завуча убьём»: злые песни о школе

«Когда уйдём со школь­но­го дво­ра», «Шко­ла, шко­ла, я ску­чаю», «Бук­вы раз­ные писать тон­ким пёрыш­ком в тет­радь» — песен­ки о шко­ле, кото­рые зна­ет почти каж­дый. Прав­да, поют их те (и для тех), кто учил­ся хоро­шо и сохра­нил о годах за пар­той доб­рую память. Но есть и дру­гие, так поче­му бы не предо­ста­вить им «эфир»?

Шко­ля­ры воен­ных лет, кото­рым отда­ли «при­каз пой­мать учил­ку и выбить пра­вый глаз»; их потом­ки, раз­би­ра­ю­щие шко­лу «пока-пока-по камуш­кам»; панк-испо­ведь пер­во­класс­ни­ка, блат­няк с зад­них парт и лири­ка дво­еч­ниц — мы собра­ли под­бор­ку тре­ков, напо­ми­на­ю­щих, что 1 сен­тяб­ря для мно­гих не крас­ный, а чёр­ный день календаря.


«За наши двойки и колы по канцелярии — огонь»

Писа­тель Миха­ил Ардов вспо­ми­нал свои школь­ные годы, кото­рые выпа­ли на сере­ди­ну 1940‑х и были совсем не чудесны:

«На дво­ре осень сорок чет­вёр­то­го года, наша семья толь­ко воз­вра­ти­лась из эва­ку­а­ции. <…> Все мои соуче­ни­ки были обо­рвы­ши и замо­ры­ши, и все посто­ян­но хоте­ли есть. А в клас­се нас было сорок с лиш­ним чело­век. В школь­ном сор­ти­ре стар­ше­класс­ни­ки кури­ли и игра­ли в „рас­ши­бал­ку“. Попу­ляр­ной у тогдаш­них уче­ни­ков была некая пес­ня, она паро­ди­ро­ва­ла зна­ме­ни­тый в те годы „Марш артиллеристов“:

Горит в душе у нас боль­шая папироса,

И в шко­лу ходим мы лишь „пары“ получать.

Мель­ка­ют дневники,

зали­тые чернилом,

Когда идём к доске

уро­ки отвечать.

Уче­ни­ки, директор

дал при­каз:

Пой­мать учил­ку и выбить пра­вый глаз!

И сот­ни тысяч матерей

Сто­ят у булоч­ных дверей

И про­сят мило­сты­ню дать им поскорей!»

Как вся­кое народ­ное песен­ное твор­че­ство, «Марш стар­ше­класс­ни­ков» не имел усто­яв­ших­ся слов, вез­де пели немно­го по-сво­е­му. В романе-пье­се Кон­стан­ти­на Кед­ро­ва «Голо­са» при­во­дит­ся такой вариант:

Уче­ни­ки, дирек­тор дал приказ
пой­мать учи­те­ля и выбить левый глаз.
За наши двой­ки и колы,
за наши пар­ты и столы
по кан­це­ля­рии — огонь, огонь!

У Ана­то­лия При­став­ки­на в пове­сти «Сол­дат и маль­чик» герой Вась­ка тоже рас­пе­вал про глаз, но счи­тал, что выбить его сле­ду­ет зав­хо­зу. Прав­да, по при­ка­зу всё того же зло­ве­ще­го директора.

В ори­ги­на­ле «Мар­ша…» на сло­ва поэта Вик­то­ра Гусе­ва пелось: «Артил­ле­ри­сты, Ста­лин дал при­каз…» Инте­рес­но, знал ли Иосиф Вис­са­ри­о­но­вич, что его аль­тер-эго из уче­ни­че­ско­го фольк­ло­ра при­зы­ва­ет к наси­лию в отно­ше­нии работ­ни­ков школ? А если знал, то как к это­му относился?


«Умный любит учиться, а дурак — учить»

Во вто­рой поло­вине XX века вырос­ло поко­ле­ние, не знав­шее вой­ны — воз­мож­но, поэто­му и пес­ни про нелю­бовь к шко­ле ими скла­ды­ва­лись более мир­ные. В попу­ляр­ной фан­та­сти­че­ской пове­сти Лии Гера­с­ки­ной «В стране невы­учен­ных уро­ков» дво­еч­ник Витя чита­ет зна­ко­мой девоч­ке сти­шок, кото­рый сочи­ни­ли в их классе:

Нам учить­ся целый день
Лень, лень, лень,
Надоело!
Нам бы бегать и играть,
Мяч бы по полю гонять —
Это дело!

В срав­не­нии с исто­ри­ей про выби­тые гла­за — про­сто дет­ский лепет. Прав­да, нигде не ука­за­но, что это имен­но песен­ка, но зву­чит доволь­но рит­мич­но. Осо­бен­но если подо­брать какой-нибудь бод­рый ста­ро­мод­но-рок-н-ролль­ный мотив.

Шко­ля­ры 40‑х, кото­рые вырос­ли в поэтов и бар­дов, созда­вать оте­че­ствен­ный вари­ант We don’t need no education (Another Brick in the Wall) груп­пы Pink Floyd не спе­ши­ли — види­мо, сво­их забот хва­та­ло. Мож­но, конеч­но, при­пом­нить «Пес­ню о дура­ках» Була­та Окуд­жа­вы, где «Антон Палыч Чехов одна­жды заме­тил, что умный любит учить­ся, а дурак — учить». Но всё-таки это, ско­рее, об орга­ни­за­ции бытия вообще.

Даже Вла­ди­мир Высоц­кий, каза­лось бы, писав­ший пес­ни обо всём на све­те, про злых учи­те­лей не сло­жил ни одной. Зато одна­жды высту­пил на школь­ную тему в не свой­ствен­ном для себя жан­ре стен­да­па. Артист рас­ска­зал под запись анек­дот о Моте Раби­но­ви­че, кото­рый всю неде­лю не был в шко­ле и выду­мы­ва­ет неле­пые, не все­гда при­лич­ные отговорки:


«Директор сам застрелится, а мы его добьём»

На излё­те XX века стра­ну сно­ва лихо­ра­дит, и школь­ный фольк­лор опять ста­но­вит­ся кро­во­жад­ным. Текст про то, как «пока-пока-по камуш­кам мы шко­лу раз­бе­рём» актив­но пере­да­вал­ся из уст в уста в 90‑х и нуле­вых, а судя по тому, что на Юту­бе есть све­жие видео с пес­ней, она жива и по сей день.

Есте­ствен­но, в каж­дой шко­ле и даже клас­се дета­ли сюже­та мог­ли отли­чать­ся. Но в целом у всех было что-то на при­бли­зи­тель­ный мотив пес­ни из филь­ма «Д‘артаньян и три муш­ке­тё­ра» — той, где «пора-пора-пора­ду­ем­ся» и «пока-пока-пока­чи­ва­ем»:

Пока-пока-по камуш­кам
Мы шко­лу разберём!
Учи­те­ля повесим,
А заву­ча убьём.
Дирек­тор сам застрелится,
А мы его добьём.
Пока-пока-по камушкам
Мы шко­лу разберём!

Учи­те­ля немецкого
Мы спу­стим в унитаз.
Пус­кай он там поплавает,
Немец­кий водолаз.

Учи­тель­ни­цу физики
Вольт­мет­ром шуганём.
Пока-пока-по камушкам
Мы шко­лу разберём!


«Девочка входит в класс, сжимая приклад букваря»

В 90‑е в сре­де мос­ков­ской панк-сце­ны, извест­ной как «фор­мей­шен» или «конь­ков­ская фор­ма­ция», появи­лось сра­зу несколь­ко песен и даже целых кон­цеп­ту­аль­ных аль­бо­мов про (и для) школь­ниц с отвра­ти­тель­ны­ми оцен­ка­ми и экзи­стен­ци­аль­ны­ми нела­да­ми. С воз­ник­но­ве­ни­ем про­ек­та «Н.О.Ж.» («Необ­хо­ди­мые Осо­бен­но­сти Жиз­ни») сте­рео­тип, что пло­хо учить­ся и курить в туа­ле­те могут толь­ко маль­чи­ки, а все девоч­ки — при­леж­ные «зуб­ри­лы», окон­ча­тель­но остал­ся прошлом.

Для пер­во­го аль­бо­ма «Н.О.Ж» иска­ли солист­ку без вокаль­ных дан­ных, но из соот­вет­ству­ю­щей сре­ды. В ито­ге фронт­ву­мен, со слов одно­го из идео­ло­гов груп­пы Дмит­рия Моде­ля, ста­ла «зна­ко­мая насто­я­щая пэт­эуш­ни­ца» Ната­лья Суха­рё­ва. И зазву­ча­ло над­рыв­ное (цита­та из пес­ни «Одно­класс­ник»):

Сно­ва учи­тель что-то
Пыта­ет­ся нам объяснять,
Мне слу­шать его неохота,
Мне хочет­ся погулять.
Я после звон­ка наплевала
На сле­ду­ю­щий урок,
Сло­ма­ла окно и сбежала
Слу­шать тюмен­ский панк-рок!

Вока­лист­ка груп­пы «Фан­ни Кап­лан» Люся Каза­рян в кни­ге Фелик­са Сан­да­ло­ва «Фор­мей­шен. Исто­рия одной сце­ны» так гово­ри­ла про «Н.О.Ж.»:

«Это дра­ма от лица „поте­ряв­шей­ся“ школь­ни­цы, инфан­тиль­ный нар­ра­тив из её жиз­ни: пло­хие пар­ни, ста­биль­но раз­би­тое серд­це, тос­ка под звёзд­ным небом, запи­ва­е­мая дешё­вым вином, — в памя­ти вста­ют вос­по­ми­на­ния о побе­ге от вожа­тых в пио­нер­ла­ге­ре и игре в при­ви­де­ний в лесу. Сквозь пес­ни „Н.О.Ж.а“ про­сту­па­ет без­дна радо­сти и разо­ча­ро­ва­ния, без пере­жи­ва­ния кото­рых жизнь кажет­ся бес­смыс­лен­ной. Это мак­си­маль­но пря­мое выска­зы­ва­ние, сле­пок жиз­ни прям как она есть».

Сам Сан­да­лов вто­рит Казарян:

«Это не музы­ка даже, а зву­ко­вой ана­лог риту­а­ла сожже­ния тет­ра­дей, отме­ча­ю­ще­го нача­ло кани­кул, пече­нье „мад­лен“, спо­соб­ное про­бу­дить самые щемя­щие чув­ства — когда ты юн, когда ты пьян, когда всё в новин­ку, когда ты настоль­ко глуп, но доста­точ­но кра­сив, что­бы верить в то, что смо­жешь стать звездой».

Не отста­ва­ла и одна из глав­ных «фор­мей­ше­нов­ских» панк-муз — Ари­на Стро­га­но­ва, высту­пав­шая с «Соло­мен­ны­ми ено­та­ми» и соль­ным про­ек­том «Утро над Вави­ло­ном». Её геро­и­ня — уже не глу­пая раз­дол­бай­ка, а рево­лю­ци­о­нер­ка-инди­ви­ду­а­лист­ка. Она не ищет люб­ви, зато сжи­ма­ет бук­варь, как при­клад, наблю­да­ет за тво­ря­щим­ся вокруг хао­сом и гото­вит­ся посто­ять за себя:

Пер­вое сентября,
Стране не хва­та­ет царя,
Хму­рая девоч­ка вхо­дит в класс,
Сжи­мая при­клад букваря.
Её пред­ки рабо­та­ли на совдепию,
Она будет пахать на себя,
И она уже зна­ет целых две буквы —
«Я» и ещё раз «Я»!


«Первоклассники, снимите ранцы вы»

Немно­го о муж­ской сто­роне «фор­мей­ше­нов­ской» школь­ной лири­ки. Фронт­мен «Соло­мен­ных ено­тов», хро­ни­че­ски бес­ком­про­мисс­ный бун­тарь-очка­рик Борис Усов (Бело­ку­ров) в 1995 году запи­сал с груп­пой пес­ню «Пер­во­класс­ник». Слов­но маль­чик из анек­до­та, кото­ро­му учи­тель­ни­ца веле­ла вой­ти в класс «как твой папа захо­дит в дом», а тот открыл дверь пин­ком и заорал «ну что, пар­шив­цы, не жда­ли?!», усов­ский не по годам раз­ви­тый «пер­ва­чок» мыс­лит визит в шко­лу как «поход к бур­жу­ям в гости». И не стес­ня­ет­ся напом­нить окру­жа­ю­щим, что они — зверьё.

Школь­ный двор шипит, как жарен­ный гусь.
Я сжи­маю свой кулак от того,
Что, навер­но, нико­гда не дождусь
Выпуск­но­го вече­ра своего. <…>
Яго­да-мали­на радо­сти и злости.
Мне везёт, ведь всё вокруг моё.
И что я гово­рю, при­дя к бур­жу­ям в гости?
«Здрав­ствуй, разо­де­тое зверьё!»
Я все­го лишь пер­во­класс­ник, да-да-да!

В «Уста­лом школь­ни­ке», кото­ро­го автор пред­ла­гал вос­при­ни­мать как «чуть-чуть повзрос­лев­ше­го пер­во­класс­ни­ка», дока­зы­вать что-то кому-то сил уже не оста­лось. Оста­ёт­ся побег:

За пере­крёст­ка­ми дорог
Пере­ли­цо­ван­ная тишь.
Эй, грузовик-единорог!
Вези в Бер­лин меня, в Париж.

Чтоб я забыл решёт­ки школ,
Люби­тель пере­ме­ны мест,
Я про­хо­жу сквозь протокол,
И я пою, как манифест.

От вол­чьей ямы уче­ни­че­ских программ,
От респек­та­бель­ной люб­ви к сво­им углам
И от тебя, король при­ро­ды, человек,
Уста­лый школь­ник отправ­ля­ет­ся в побег.

Но шко­ла не отпус­ка­ет. Похо­же, что, пере­фра­зи­руя пер­со­на­жей чехов­ско­го «Виш­нё­во­го сада», Усов мог бы ска­зать: «Вся Рос­сия — наша шко­ла». Наступ­ле­ние лета здесь — не нача­ло кани­кул, а оче­ред­но­го уро­ка, кото­ро­му не будет кон­ца. В ком­по­зи­ции «Взо­рван­ное лето» автор поёт:

Знаю, будет взо­рван­ное лето,
Сно­ва, но уже в послед­ний раз.
Сно­ва пер­во­класс­ник с пистолетом,
В лето я вхо­жу, как в пер­вый класс.
Вот такая школь­ная реформа,
Школь­ной фор­мой тень свою укрой.
Эхо отве­ча­ет: «Мар­тин Борман
Смог бы полю­бить весь этот строй…»

В 2000 году Борис пишет текст «Джек­ки (Про­ща­ние с импе­ри­ей)», посвя­щён­ный 1 сен­тяб­ря. В про­из­ве­де­нии не насту­па­ет ком­про­мис­са, но сле­ду­ет что-то вро­де неболь­шо­го пере­ми­рия ради оби­та­ю­щей в аре­стант­ской школь­ной сре­де пре­крас­ной прин­цес­сы — учи­тель­ни­цы пения. Через 20 лет, в пре­ди­сло­вии к пер­во­му сбор­ни­ку сти­хов Усо­ва «Эльд», Мак­сим Семе­ляк назо­вёт имен­но его «обра­ще­ни­ем к потом­кам для буду­щих хрестоматий»:

Листья клё­нов в этот день не глянцевы.
Утро пер­вых суток сентября.
Пер­во­класс­ни­ки, сни­ми­те ран­цы вы!
Ни к чему моро­чить­ся зазря!
Но нель­зя. За спи­на­ми — родители,
Веро­лом­ный род­ствен­ный конвой.
И идёт ребё­нок в школь­ном кителе,
Груст­ный, но пока ещё живой.


«В кабинете у директора я целую всем назло тебя»

В XXI веке школь­ные «пес­ни про­те­ста» пере­ста­ли быть выступ­ле­ни­ем про­тив систе­мы как тако­вой. Основ­ная их часть стро­ит­ся по прин­ци­пу: «не хочу учить­ся, хочу влюб­лять­ся, роди­те­ли про­тив, но мне по фиг». В духе «Н.О.Ж.», но без пости­ро­ни­че­ско­го остра­не­ния — скры­той усмеш­ки цини­ка-интел­лек­ту­а­ла, кото­рый сто­ял бы за спи­ной, слов­но Кара­бас-Бара­бас, вре­ме­на­ми для поль­зы дела дёр­гая за ниточ­ки. Впро­чем, кажет­ся, это и назы­ва­ет­ся «новой искренностью»?

Вот, напри­мер, «В каби­не­те у дирек­то­ра» Алё­ны Швец:

В каби­не­те у директора
Я целую всем назло тебя.
Разом все учи­те­ля кричат,
Зав­тра нас, навер­но, исключат.
В каби­не­те у директора
Я целую всем назло тебя.
Зав­тра выло­жат в интернет,
Маме пере­дай привет.

Есте­ствен­но, что с таким голо­сом в «Н.О.Ж.» её бы не взя­ли — петь Алё­на уме­ет, и это уже не очень в тему. Да и высо­кое каче­ство запи­си насто­ра­жи­ва­ет: тут же суть дво­ро­вая пес­ня, вот и зву­чать она долж­на так, буд­то запи­са­на на ска­ме­еч­ке во дво­ре, ну или в пади­ке (в иде­а­ле не как буд­то, а имен­но там). Эх, дать бы это спеть «насто­я­щей пэт­эуш­ни­це» Суха­рё­вой. Где же она теперь?

В нуле­вые на общем роман­ти­че­ском фоне выде­ли­лась, так до сих пор до кон­ца и не померк­нув, «Кра­са­ви­ца» груп­пы «Фактор‑2». Гопо­ва­то­го вида ребя­та, сидя как раз в пра­виль­ном месте — на лест­ни­це, — жало­ва­лись на то, как «хочет­ся учи­тель­ни­цу химии», вот толь­ко кра­са­ви­це это не нравится.

Мно­гих эта пес­ня в своё вре­мя раз­дра­жа­ла — то ли из-за того, что блат­ной мотив не вязал­ся с поп­со­вой аран­жи­ров­кой, вызы­вая ощу­ще­ние фаль­ши, то ли баналь­но «заез­ди­ли» её на радио. В КВН даже шути­ли, что, если раз­вер­нуть текст пес­ни в обрат­ном направ­ле­нии, как в кон­кур­се «Апож» из попу­ляр­ной в те вре­ме­на теле­иг­ры «Хоро­шие шут­ки», обна­ру­жит­ся посла­ние ино­пла­не­тян: «Зем­ляне, вы буде­те пора­бо­ще­ны. Эта музы­ка высо­сет ваш мозг».

Одна­ко позд­нее выяс­ни­лось, что моз­ги наро­до­на­се­ле­нию выса­сы­ва­ет совсем дру­гая «музы­ка». А в 2017 году груп­па «Фактор‑2» рас­па­лась и сего­дня уже не очень понят­но, за что их так хей­ти­ли в нуле­вые. Идея соеди­нить два, как кажет­ся, про­ти­во­по­лож­ных, но на самом деле очень близ­ких по духу сло­ва из трёх букв — «гоп» и «поп» — кажет­ся, во вся­ком слу­чае, забавной.

Или, может, всех сму­щал «анти­об­ще­ствен­ный» сюжет? А это ведь даже не Лаэрт­ский со сво­им «Сего­дня в моём подъ­ез­де пове­си­лась груст­ная школь­ни­ца». Прав­да, и аль­бом «Дет­ства чистые гла­зён­ки» (1992), где «коря­че­ство малень­ких паль­цев сме­ши­ло, как чук­ча в „Воль­во“» (веро­ят­но, отсыл­ка к это­му анек­до­ту) слы­ша­ли немно­гие, ина­че доста­лось бы Алек­сан­дру Алек­се­е­ви­чу по пол­ной про­грам­ме. И не толь­ко от кавээнщиков.

Неиз­вест­ным у нас быть выгод­но — взял гита­ру и делай что хочешь. А сто­ит чуть-чуть хай­па­нуть, так сра­зу выяс­ня­ет­ся, что сло­во «кра­са­ви­ца» задом напе­рёд зву­чит как «умрё­те» и дру­гие ужасы.


«Кто узнал цену смерти, хорошо кончил четверть»

Нака­нуне ново­го учеб­но­го года сереб­ря­ный при­зёр Чем­пи­о­на­та поэ­зии име­ни Мая­ков­ско­го 2021 года, петер­бург­ский панк-бард Весе­лин Опто­во­лок­нов выло­жил  све­жий лоуфай-трек «Пес­ня для хора поста­рев­ших пер­во­класс­ни­ков» — явный оммаж Усо­ву и ком­па­нии. Трак­то­вать вити­е­ва­тый текст мож­но по-раз­но­му, что логич­но — мы живём во вре­ме­на сверхъ­есте­ствен­ной сво­бо­ды интерпретаций.

О чём, напри­мер, строч­ка «кто узнал цену смер­ти, хоро­шо кон­чил чет­верть»? Навер­ное, о том же, о чём и клас­си­ки, — «нет прав­ды [и вооб­ще любо­го иде­а­ла] на зем­ле». Но, воз­мож­но, всё-таки есть где-то выше?


Читай­те так­же «Гар­ри Пот­тер: рус­ский след и „пот­те­ро­за­ме­ще­ние“».

Поделиться